Научная статья на тему 'Студенческое научное общество и научно-исследовательская деятельность студентов: точки расхождения и соприкосновения'

Студенческое научное общество и научно-исследовательская деятельность студентов: точки расхождения и соприкосновения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янутш Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческое научное общество и научно-исследовательская деятельность студентов: точки расхождения и соприкосновения»

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ

О. А. Янутш,

старший преподаватель кафедры теории и методики философско-культурологического образования

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ТОЧКИ РАСХОЖДЕНИЯ И СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Основной целью студенческого научного общества (СНО) является создание условий для развития научного творчества студентов и их вовлечение в научно-образовательное пространство. В соответствии с этим можно выделить три рода задач: 1) научно-организационное обеспечение научно-исследовательской работы студентов (НИРС),

2) развитие у студентов мотивации к дальнейшим занятиям научными исследованиями и их интеграция в значимые социокультурные практики и 3) непосредственное формирование навыков проведения научно-исследовательской работы1. С одной стороны, участие в СНО должно стимулировать отсутствующий или слабо развитый до этого интерес студентов к научно-исследовательской деятельности, а с другой — результаты этой деятельности (выполненной уже на достаточно высоком уровне) и составляют непосредственное содержание эффективной работы СНО. Именно гармоничное сочетание этих двух аспектов и обеспечивает достижение поставленной цели. Однако на практике, в деятельности СНО отдельных факультетов, наблюдается несколько иная картина, далекая от данного идеала.

Организационный аспект работы СНО отдельного факультета очевиден. Сюда входит, прежде всего, информирование студентов о внутривузовских и межвузовских студенческих конференциях, грантах, конкурсах, программах, стипендиях, а также предоставление возможностей для полной и всесторонней реализации результатов собственного научного творчества. Благодаря невероятному количеству современных технических средств, сейчас эта задача значительно упростилась. Единственным исключением, пожалуй, остается ситуация с участием студентов в конференциях. Даже в рамках университета информация о семинарах и конференциях, проводимых разными факультетами, как правило, либо приходит с большим опозданием, либо отсутствует вовсе. Поэтому выполнение функций СНО в данном вопросе обычно берут на себя отдельные преподаватели, информирующие студентов о тех или иных мероприятиях, о которых им становится известно исключительно благодаря личным контактам с представителями других факультетов и вузов.

В сфере мотивации студентов также в целом можно отметить положительную динамику. В связи со всеми изменениями, происходящими сейчас в системе высшего образования, на первый план выходит ориентированность НИРС на получение практического результата. В теории это проявляется в переходе к компетентностному подходу в обучении, а на практике, — в увеличении количества конкурсов, грантов, выставок, предполагающих обязательное наличие у проекта практических результатов, легко внедряемых в деятельность конкретных компаний и организаций2. В сфере гуманитарных, особенно философско-культурологических наук, этот аспект часто вводил студентов в замешательство, вызывал ощущение невостребованности проводимых ими исследований, оторванности, выброшенности за рамки социально значимой практики. Однако в последние годы в связи с ростом значения открытых общественных обсуждений и гуманитарной

экспертизы процессов и тенденций, происходящих на всех уровнях современной культуры (и традиционно имеющих крайне противоречивый характер в России), все активнее происходит осознание крайне важной роли подобных исследований.

В реализации же задач третьего направления — непосредственного развития навыков НИР у студентов — в деятельности СНО возникает, пожалуй, больше всего затруднений. Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения и в большей или меньшей степени она ведется на всех этапах обучения, практически всеми студентами. При этом часто оказывается, что многие из этих студентов даже не знают о существовании СНО.

Увеличение количества времени, уделяемого в рамках нового образовательного стандарта на самостоятельную работу студентов, так же как и возможность более гибкой реализации индивидуальных научных интересов студентов (благодаря введению модульной системы построения программ), безусловно, будет только способствовать дальнейшему развитию творческой, исследовательской деятельности студентов. Однако в связи с этим следует отметить некоторую сложность, существующую с разграничением НИРС и УИРС (учебно-исследовательской работы студентов). Так, например, исследования, связанные с выполнением курсовых и дипломных проектов, с подготовкой к практическим занятиям, с выполнением заданий, включенных в программы научно-исследовательских и прочих практик, относят то к одному, то к другому из указанных направлений3. И это представляется совершенно логичным следствием указанных выше изменений самой организации учебного процесса: свобода научного творчества при четко заданных формальных параметрах оказывается одним из самых эффективных и перспективных средств, во-первых, приобщения студентов к НИР, а во-вторых, их подготовки к будущей практической деятельности. Поэтому все чаще говорят о том, что выполнение студентами различных научно-исследовательских проектов должно являться обязательным элементом системы обучения высококвалифицированных специалистов.

С другой стороны, традиционно к НИРС принято относить те научные, творческие проекты, которые никак не связаны с выполнением студентом учебной нагрузки и выполняются исключительно во внеучебное время. Эти исследования опосредованы исключительно личным интересом студента к определенной проблематике и предполагают свободную по времени и по форме работу над выбранной темой. Наиболее эффективные, классические способы организации НИРС в данном направлении — это привлечение студентов к совместной с преподавателями научно-исследовательской деятельности, а также создание студенческих групп (лабораторий, кружков), заинтересованных работой над общим проблемным полем. Эти формы работы, так же как и самостоятельные, индивидуальные исследования студентов, получают воплощение в публикациях, выступлениях на конференциях, иногда даже в разработке конкретных продуктов4. Однако, как правило, в рамках деятельности СНО они появляются уже в качестве определенного результата, итога проведенной студентами работы. Другими словами, студенты приходят в СНО уже ради возможности поделиться результатами своей работы, а не в поисках тем и/или единомышленников для проведения новых исследований.

Вместе с тем есть два аспекта активизации НИРС, в которых может проявляться специфическая роль СНО факультета. Прежде всего, это создание многоуровневой системы организации научно-исследовательской деятельности с учетом специфики возможностей и интересов студентов разных лет обучения. Большая часть студентов на I курсе лишь определяется со своей дальнейшей специализацией в целом. На II курсе происходит формирование базовых и, частично, специальных, навыков (компетенций) и студенты начинают

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНСОВ научное общество и научно-исследовательская...

достаточно серьезно интересоваться научно-исследовательской деятельностью. К 3 году обучения наблюдается рост активности участия студентов в самых разных научных и творческих проектах, продолжающийся и на IV курсе, когда формирование профессиональных компетенций делает возможным самостоятельное проведение более сложных и комплексных исследований. На V курсе при сохранении достаточно большого интереса основной студенческий «актив», как правило, снова выпадает из общей деятельности СНО в связи с подготовкой к государственным экзаменам, написанием и подготовкой к защите дипломных работ. Безусловно, это касается не всех, но большинства. Поэтому задачами СНО может являться, во-первых, обеспечение дифференцированной работы со студентами разных курсов. Например, представляется целесообразным проводить конкурсы студенческих проектов раздельно для I и, скажем, IV—V курсов. При реализации такого подхода участники могут более объективно оценить собственные достижения и получить навыки, необходимые именно на данном уровне своего развития. Во-вторых, выстраивание диалога между студентами разных лет обучения. Это позволит студентам младших курсов увидеть перспективы развития своего научного творчества, принять участие в более сложных проектах (выполняя какой-то конкретный раздел), а студентам старших курсов позволит получить навыки организации командных исследований, распределения задач для каждого из участников исследовательской группы, планирования хода работы и последующего синтеза полученных результатов в единое целое.

Другим важным аспектом является обеспечение интегративных связей НИР студентов, обучающихся на факультете по разным направлениям. Так, на факультете философии человека ведется подготовка специалистов по таким направлениям, как философия, мировая художественная культура и этнокультурология, реклама и связи с общественностью, художественное образование (театральный профиль). В рамках каждого из них есть много заинтересованных, способных студентов, ведущих активную научно-исследовательскую работу как самостоятельно, так и вместе с преподавателями соответствующих кафедр. Однако, как показал опыт, проведение совместных дискуссий оказывается крайне полезным, так как дает необходимое целостное понимание определенной проблемы. Организация коллективных проектов, выполняемых студентами разных направлений, помогает им лучше определить общее место философско-культурологических и коммуникативных практик в современной культуре, а также дает возможность увидеть значение собственной специальности в контексте общего научно-образовательного пространства.

Примечания

1. См.: Положение о студенческом научном обществе РГПУ им. А. И. Герцена // http://www. herzen. spb. ru/students/ssc/sno/

2. См., например, положения таких проектов и конкурсов, как «Зворыкинский проект» и молодежный инновационный форум «Селигер», Выставка научно-технического творчества молодежи «НТТМ» и пр.

3. См. например: Проблемы организации учебных практик и научно-исследовательской работы студентов: Материалы VII науч.-метод. конф. фак. филос. и соц. наук БГУ. Минск, 24 марта 2010 г. / ред. кол.: И. Л. Зеленкова, А. А. Легчилин. Минск: БГУ, 2010. 84 с.

4. На факультете философии человека таким примером может служить комплекс настольных развивающих игр для детей «Чижик-Пыжик и Кижи», созданный в 2009—2010 гг. студентами III курса специальности «Культурология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.