Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов как условие эффективности послевузовского образования'

Организация научно-исследовательской работы студентов как условие эффективности послевузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НИР С

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна, Поворознюк Ольга Алексеевна

В данной статье представлен опыт организации системы научно-исследовательской работы студентов по повышению эффективности послевузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов как условие эффективности послевузовского образования»

УДК 378.14

Ведерникова Людмила Васильевна

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, \Уеёетikowa@mail.ru. Ишим

Поеорознюк Ольга Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая аспирантурой Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова, wwaaH@varidex.ru. Ишим

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Vedernikova Lyudmila Vasilyevna

The doctor of pedagogical sciences, professor, the pro-rector on scientific, work of Ershov’s Teachers Training Institute in Ishim, Wedernikowa@mail.ru. Ishim

Povoroznyuk Olga Alekseyevna

The candidate of pedagogical sciences, the assistant professor, the manager of Postgraduate Courses of Ershov’s Teachers Training Institute in Ishim, wwaflll@vandex.riu Ishim

ORGANIZATION OF STUDENTS’ SCIETIFIC RESEACH WORK AS THE CONDITION OF EFFICACY OF POSTGRADUATE

TRAINING

Аспирантура является основной институциональной формой подготовки научных работников и преподавателей высшей школы. Повышение эффективности её работы является важной задачей вуза в современных условиях. Первым и чрезвычайно важным этапом в подготовке кадров высшей научной квалификации выступает организация научно-исследовательской деятельности студентов. Именно на этапе НИРС у студентов проявляется склонность к занятиям научными исследованиями, создается научный задел для последующего успешного обучения в аспирантуре, В связи с этим научно-исследовательская деятельность является следствием и одновременно условием включения студентов в процесс непрерывного образования.

Организация научно-исследовательской работы студентов в педагогическом вузе требует интенсификации в плане решения задач, соответствующих современному состоянию общества и образования, перспектив их развития:

1. Развитие интереса к НИРС и формирование авторитета ученого, поддержание и развитие авторитета системы НИРС.

2. Повышение качества НИРС, включаемой в учебный процесс, за счет организации НИР студентов младших курсов.

3. Совершенствование существующих и поиск новых форм НИРС, выполняемых во внеучебное время.

4. Стимулирование и мотивация студентов, участвующих в НИР С.

5, Укрепление связей аспирантура - НИДС. Содействие отбору способной молодежи для дальнейшего обучения в аспирантуре.

Важным инструментом реализации первого направления является

студенческое научное общество ИГПИ им. П.П.Ершова, которое представляет собой добровольное объединение студентов. Основные положения, исходя из которых, действует СНО, закреплены в разработанном Уставе, где обозначены цели и задачи СНО, права и обязанности членов, структура и порядок работы СНО. Студенты, участвуя в работе научного общества, имеют возможность не только реализовать себя в научно-исследовательской деятельности, но и развивают свои коммуникативные умения, личностные качества, обеспечивающие продуктивную работу в коллективе. Основными функциями СНО являются:

1. Координация деятельности студенческих научных кружков и лабораторий,

2. Пропаганда и популяризация этой деятельности в среде студентов,

3. Организация и проведение научных конференций олимпиад, конкурсов и семинаров, круглых столов разных уровней, от внутриву-зовского до всероссийского.

4. Налаживание связей с другими вузами России, создание условий для участия студентов в международных и межвузовских семинарах, научных конференциях.

5. Содействие в представлении научных работ молодых ученых на соискание грантов, премий, именных стипендий и др.

Работа в студенческом научном обществе помогает творческому саморазвитию, самоутверждению молодых исследователей, позволяет выстроить взаимоотношения с коллективом, проявить свои организаторские и лидерские способности, учит быть толерантным, то есть принимать Я другого, его взгляды мнения установки, учит регулировать степень критического отношения к себе и окружающим.

СНО активно включается в организацию мероприятий,, направленных на поддержание и развитие авторитета НИРС в вузе. Организация и проведение торжественной церемонии награждения «Интеллект ИГПИ», является ярким примером. В течение года в ИГПИ проводился специальный конкурс по выявлению интеллектуальной элиты вуза. Награждение проводилось по одиннадцати номинациям: «Сверхновая звезда», «Полярная звезда», «Звездный странник», «Звездный лоцман», «Через тернии — к звездам», «Звездочет» и так далее. В номинации «Сверхновая звезда» победил самый молодой студент — победитель предметной олимпиады. В номинации «Полярная звезда» на основной приз мог претендовать тот участник конкурса, кто одержал самую красивую, яркую, такую же, как Полярная звезда, победу в предметной олимпиаде или научном конкурсе. В номинации «Звездочет» был награжден студент, который имеет больше всего

научных публикаций. На церемонию награждения номинанты конкурса пригласили родителей, супругов, родственников и самых близких друзей. Вручали награды выдающиеся, люди города и района. Данное мероприятие способствовало повышению престижа научной и учебной деятельности в глазах студентов.

С целью популяризации студенческой науки, повышения авторитета ученого вузом активно используется поддержка СМИ. Статьи о достижениях студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, регулярно появляются на страницах прессы («АиФ», городские газеты, газета ИГПИ «Институт»), Кроме того, в социальной интернет-сети «vkontakte.ru» образована контактная группа студенческого научного общества ИГПИ им. П.П. Ершова, где происходит целевой обмен информацией, касающейся организационных аспектов студенческой науки.

Одним из условий повышение качества НИРС, включаемой в учебный процесс, является организации НИР студентов младших курсов. Как правило, научно-исследовательская работа студентов начинается на треть-ем-четвертом курсах при выполнении курсовых и выпускных работ, но организация НИРС возможна и на младших курсах в рамках тех предметов, которые изучаются. В процессе организации НИР студенты приобретают первоначальные навыки научной работы, учатся теоретически прорабатывать тему, определять её перспективность, планировать и осуществлять эксперимент, анализировать полученные результаты и делать выводы. В данном случае предполагается, прежде всего, коллективная исследовательская работа студентов и их научного руководителя. В её рамках студенты под руководством научного руководителя определяют область исследования, выбирают тему проекта и осуществляют следующие практические шаги:

— формулируют проблему и разрабатывают план исследовательских действий;

— подбирают научную и методическую литературу, необходимую для успешного выполнения исследования;

— самостоятельно делают аналитический обзор в реферативной форме и обсуждают его с научным руководителем;

— выбирают принципиальную схему проведения исследования, подбирают необходимые методы изучения;

— разрабатывают порядок проведения экспериментальной работы;

— проводят эксперимент;

— анализируют полученные результаты и представляют их в виде отчета или презентации.

Участвуя в работе над конкретной темой, студенты проходят весь путь - от генерирования идеи, её реализации, апробации полученных результатов. Хорошо организованная и проведенная НИР может дать студенту гораздо больше, чем лекционный курс по учебной дисциплине, хотя, конечно, научная работа не может в полной мере заменить изучение дисциплины. Сформированные на младших курсах умения и навыки НИР позволяют сту-

дейтам в дальнейшем свободно включиться в индивидуальную исследовательскую работу.

Совершенствование существующих и поиск новых форм НЙРС, выполняемых во внеучебное время является важным направлением активизации НИР студентов. Год молодежи в ИГПИ им. П.П. Ершова был отмечен, наряду с традиционными Днями науки, организацией и проведением студенческого форума «Молодежь и научный потенциал XXI века», который проходил под девизом «Все в наших руках». В рамках форума наш вуз совместно с Департаментом образования и науки Тюменской области организовали и провели Всероссийскую (с международным участием) студенческую научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы науки: теория и практика». В работе этой конференции приняла участие студенческая молодежь из 17 вузов России и Казахстана. В программу форума была включена выставка научных и творческих работ «Мы можем», на которой студенты и рассказывали о своих достижениях и планах на будущее. Форум включал в себя и организацию всероссийского конкурса научно-исследовательских проектов «Перспектива», где оценивались работы по двум направлениям: естественно-математические и гуманитарные науки. Кроме того, в рамках форума были проведены спортивные состязания по стрельбе, дартсу, шахматам.

Насыщенность графика форума не помешала его участникам посетить заседание круглого стола «Студенческая наука: необходимость или самореализация», где студенты и преподаватели обсудили волнующие их проблемы и наметили перспективы дальнейшей работы. Педагогические дебаты «Имидж современного учителя» дали возможность поучаствовать в дискуссии, доказательно представить свою точку зрения на рассматриваемую проблему, задать интересующие вопросы.

Участие в форуме позволило студентам проявить себя в разных областях научного творчества, приобрести опыт публичных выступлений, научных дискуссий получить публичное признание творческих успехов, обрести новые знакомства со студентами других вузов.

Предметом особого внимания руководства вуза является стимулирование и мотивация студентов, участвующих в НИРС. Реализация этого направления предполагает грантовую поддержку научных исследований, поощрение студентов за победы в конкурсах и олимпиадах, оплату публикаций в международных и всероссийских сборниках статей и т. д. Одной из форм поощрения является звание «Студент-исследователь», которое присваивается на конкурсной основе сроком на один год студентам, принимающим активное участие в научно-исследовательской работе. Наличие этого звания предполагает знание студентами основ методики проведения научно-исследовательской работы и определенных умений в организации такой работы. Студенты, претендующие на получение данного звания, должны продемонстрировать научную новизну самостоятельно проводимых исследований и практическую значимость полученных результатов. Присвоение

звания <(Студент-исследователь» подтверждается выдачей билета соответствующего образца и дает право на:

— ежемесячную надбавку к стипендии в размере 25% от основной студенческой стипендии;

— научные командировки;

— рекомендации к поступлению в аспирантуру ИГПИ им. П.П. Ершова и других вузов.

Реализация рассмотренных направлений организации научно-исследовательской работы студентов способствует положительной динамике таких показателей нашего вуза, как количество дипломов и наград по результатам конкурсов научных работ и олимпиад всероссийского и международного уровня, количество публикация и докладов на научных конференциях, активизирует грантовую деятельность студентов.

В современных условиях процесс обучения, ориентированный только на усвоение готовых знаний, не может быть признан достаточно эффективным. Наиболее действенным механизмом для совершенствование образовательнох’о процесса с целью развития и реализации потенциала студентов вуза является система научно-исследовательской работы студентов. Укрепление связей аспирантура — НИДС позволяет отобрать талантливую молодежь на ранней стадии обучения и осуществить непрерывность её продвижения по научно-образовательной траектории. Реализация данного направления способствует повышению эффективности работы аспирантуры, основным критерием которой является выпуск аспирантов с защитой диссертации в установленные сроки. Содействие отбору способной молодежи для дальнейшего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях является механизмом обновления кадрового потенциала вуза. В процессе предварительного конкурсного отбора претендентов на поступление в аспирантуру учитываются такие показатели как: наличие статей в журналах из перечня ВАК, материалы конференций различного уровня, дипломы победителей конкурсов на лучшую студенческую научную работу, призовые места на всероссийских и международных студенческих олимпиадах. Все учебные и научные достижения принимаются во внимание при условии их соответствия отрасли наук, по которой претендент желает обучаться в аспирантуре.

Сложившаяся в вузе система, организации научно-исследовательской работы студентов является важным механизмом эффективной подготовки научных и научно-педагогических кадров, что способствует формированию кадрового потенциала института.

Библиографический список

1. Зеер, Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э- Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М.Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.

2. Пегашкин, В. НИР студентов младших курсов: проблемы и решения [Текст] /В. Пегашкин, Т.Гаврилова, К. Корнисик // Высшее образование в России. - 2008.

- № 7. - С. 109 ~ 112.

УДК 374.7

Кукуев Евгений Анатольевич

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ишимского государственного педагогического института имени П.П.Ершова, evpprof@jamblei-.ru. Ншим

ТРЕНИНГ КАК КОМПОНЕНТ МЕТОДА АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВЗРОСЛЫХ

Kukuev Evgenie Anatolevich

The candidate of psychological sciences, the senior lecturer of chair of psychology of Ishixnsky state teacher training college of a name of P.P.Ershov, evgprof@rambler.m. Ishim

TRAINING AS A COMPONENT OF A METHOD OF ACTIVE SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL TRAINING IN EDUCATIONAL PRACTICE OF ADULTS

Центральным компонентом образовательной политики в современной России можно признать компетентностный подход. Имеет место противоречие между необходимостью формирования компетентного специалиста и все возрастающим объемом информации, обеспечивающим, в определенном смысле, данную компетентность. Одним из направлений решения обозначенного противоречия является переосмысление образовательной методологии.

То, что определяется стратегией перехода от «субъект-объектного» преподавания к «субъект-субъектному». Когда образовательная политика требует ухода от механического перенесения знаний. Когда нивелируется сама образовательная диада: обучающий-обучаемый, а возникает открытая образовательная система, определяющаяся не формальными характеристиками отношений подчинения, доминирования, влияния, а содержанием деятельности, которая, и только она, и является связующим элементом этой системы.

В рамках современных подходов к образованию требуется, как минимум, реализация двух направлений. С одной стороны, это интенсификация образовательного процесса взрослых, то есть необходимость в достаточно сжатые сроки выдавать значительный объем учебного материала. С другой, практическая направленность образования, то есть приближение теоретического материала к существующей практике, и создание возможностей для обучаемх непосредственно в процессе обучения приобретать практические знания и умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.