Научная статья на тему 'Инновационное развитие научной деятельности педагогического вуза в рамках интеграции с университетом'

Инновационное развитие научной деятельности педагогического вуза в рамках интеграции с университетом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ / РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / СОВОКУПНОСТЬ СРЕД / CONCEPTION OF RESEARCH ACTIVITY / INTEGRATION / INNOVATIVE INFRASTRUCTURES / DEVELOPING RESEARCH ACTIVITY / STRATEGIC INITIATIVES / COMPLEX OF ENVIRONMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна

В данной статье раскрываются основные направления развития научной деятельности: содержание, формы и методы ее организации. Исследуется модернизация научной инфраструктуры в соответствии с новой научной концепцией деятельности вуза в рамках интеграции с университетом. Большое внимание уделяется системе управления и организации научно-исследовательской деятельности студентов филиала. Определены механизмы и основные структуры студенческого научного общества, такие как: студенческий бизнес лаборатория «Научные решения»; студенческий научный лекторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Development of Research Activity at a Teachers Training higher Educational Institution in the Context of Integration with a University

The article shows basic directions of developing research activity, the content, forms and methods of organizing it. Modernizing research structure is carried out in accordance with a new conception of research activity of a higher educational institution in the context of its integration with a university. The article considers the system of management and organizing research activity of students at the branch of the university. It defines the mechanisms and basic structures of students` research union such as students` business incubator, the laboratory of research solutions, students` research lectures, the school of research competencies, scientific discussion club.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие научной деятельности педагогического вуза в рамках интеграции с университетом»

профессиональное образование

УДК 378+37.0+001

Ведерникова Людмила Васильевна

Доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета [email protected], Ишим

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ ДЕяТЕЛьНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В РАМКАх ИНТЕГРАЦИИ С УНИВЕРСИТЕТОМ

Аннотация. В данной статье раскрываются основные направления развития научной деятельности: содержание, формы и методы ее организации. Исследуется модернизация научной инфраструктуры в соответствии с новой научной концепцией деятельности вуза в рамках интеграции с университетом. Большое внимание уделяется системе управления и организации научно-исследовательской деятельности студентов филиала. Определены механизмы и основные структуры студенческого научного общества, такие как: студенческий бизнес - лаборатория «Научные решения»; студенческий научный лекторий.

Ключевые слова: концепция научной деятельности, интеграция, инновационные инфраструктуры, развитие научной деятельности, стратегические инициативы, совокупность сред.

С момента присоединения Ишимского педагогического института (ИПИ) к Тюменскому государственному университету в 2014 г. в вузе произошел ряд позитивных изменений. Интеграция с Тюменским государственным университетом позволила четко выстроить систему организации деятельности вуза в соответствии со стратегическими инициативами: «Превосходное образование», «Исследование на фронтирах», «Новые лица», «Центр притяжения талантов», «Перераспределение ресурсов», «Умное управление», «Генерация бизнесов», «Узнаваемость университета». В рамках проекта 5-100 произошли кардинальные изменения в системе управления научной деятельностью вуза (преподавателей и студентов). Разработана новая концепция организации научной деятельности, в основе которой лежит перспективное научное направление - «Качество жизни населения», представленное как совокупность различных сред: окружающая среда как фактор формирования качества жизни населения; историческая среда старого среднего города Сибири как фактор жизни населения; физическая культура и спорт и психологическая безопасность обучающихся как средство повышения качества жизни населения [7].

При определении перспективного научного направления (качество жизни населе-

ния) мы исходили из междисциплинарности научных исследований (совокупность сред), имеющегося научного задела кафедр и факультетов, направленности вуза (педагогическая) и его традиций, востребованности научных результатов практикой.

Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова в рамках интеграции и участия в проекте ТюмГУ 5-100 разработал систему основных мероприятий (проект дорожной карты) в рамках стратегических инициатив и определил планируемые индикаторы на 2016-2018 гг.

С этой целью был проведен анализ преимуществ, точек роста и определены задачи реализации всех стратегических инициатив: «Превосходное образование», «Исследование на фронтирах», «Новые лица», «Центр притяжения талантов», «Перераспределение ресурсов», «Умное управление», «Генерация бизнесов», «Узнаваемость университета». Для активизации и обеспечения результатов научной деятельности (публикации Web of Science и Scopus, публикации ВАК, гранты ГРНФ, РФФИ, объем привлеченных средств НИОКР, наличие научных коллабораций) созданы временные научные коллективы; разработаны программы развития НИД и НИДС факультетов: педагогического; факультета математики, информатики и естественных наук и социально-гуманитар-

ного факультета, где определяющим принципом явился принцип интеграции науки в образование [5].

В рамках реализации проекта дорожной карты и принципа интеграции науки и образования были разработаны научно-методические семинары для преподавателей и учителей. В их числе «НОЦ как модель сетевого взаимодействия с общеобразовательной практикой»; «Профессиональный стандарт педагога - основа проектирования ОПОП в рамках сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательной практики», «Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учителей и учащихся общеобразовательных школ». Семинары проводятся до июля 2016 года. В рамках интеграции с ТюмГУ разработана программа профориентационной работы со старшеклассниками «Педагог» для учащихся 9-11-х классов, еженедельно ведутся занятия на основе профессиональных проб. Созданы временные творческие коллективы, которые занимаются разработкой перспективных научных проектов в рамках основного научного направления филиала, таких как: 1) теоретико-методологические основы формирования будущего педагога в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе; 2) научно-методическое сопровождение основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДОО; 3) окружающая природная среда как фактор формирования качества жизни населения; 4) мониторинг и биоразнообразие фауны и животного населения в естественных антропогенных ландшафтах; 5) экологическая биотехнология; 6) философские основы развития культурной среды как фактора формирования качества жизни; 7) научно-методическое совершенствование преподавания филологических и культурологических дисциплин в вузе и школе в условиях модернизации современной образовательной парадигмы; 8) изучение международных отношений в Западной Европе в конце XIX -начале ХХ в.; 9) проблемы социокультурного и общественно-политического развития Западной Сибири в ХХ в. [6; 11].

На сегодня в рамках интеграции с ТюмГУ в развитии научной деятельности филиала наметилась динамика результативности научной деятельности ИПИ им. П. П. Ершова:

- увеличение объема привлеченных финансовых средств от выполнения НИОКР;

- увеличение количества публикаций в МБД Web of Science и Scopus;

- выросло количество выигранных грантов для молодых ученых.

Сегодня в ИПИ им. П. П. Ершова реализуется система мероприятий, направленная на повышение качества научных публикаций как важного наукометрического показателя. Регулярно проводятся научно-методические семинары по работе с международными базами данных и системами научного цитирования. Активно идет обучение профессорско-преподавательского состава филиала по работе с международными базами данных Web of Science и Scopus.

Для повышения мотивации преподавателей к написанию качественных статей и публикации их в престижных научных журналах, входящих в перечень ВАК и имеющих высокий импакт-фактор в российских и международных наукометрических базах данных, в ИПИ им. П. П. Ершова на постоянной основе проводится конкурс на лучшую научную публикацию как среди преподавателей, так и среди студентов. За период с 1 января по 25 марта 2016 г. преподавателями института опубликовано 28 статей в журналах, входящих в перечень ВАК, и 7 статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных Web of Science и Scopus. С целью обеспечения и повышения наукометрических показателей преподавателей филиала проводится систематический контроль и отслеживается динамика публикационной активности преподавателей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных Web of Science и Scopus. С этой целью ежемесячно проводится аудит публикационной активности преподавателей вуза [1].

В настоящее время ведется работа по формированию научного задела по фронтирным научным направлениям университета.

Большую роль в повышении мотивации к активной научно-исследовательской деятельности играет конкурс на лучшую кафедру по НИД. Конкурс проводится в течение года, а его итоги традиционно подводятся в День российской науки, 8 февраля. По результатам конкурса награждаются не

только кафедры, эффективно выполняющие показатели научно-исследовательской деятельности, но и отдельные преподаватели, добившиеся самых значимых результатов в реализации основных направлений НИД филиала.

Среди преподавателей филиала ежемесячно проводятся конкурсы на лучшую научную публикацию, на лучшее научное издание, на разработку и реализацию лучшего научного проекта. Для поддержки наиболее перспективных научно-исследовательских проектов дважды в год проводится конкурс на соискание гранта Ученого совета ИПИ им. П. П. Ершова [10].

В настоящее время изменена и система управления и организации научно-исследовательской деятельности студентов филиала. Вводится двухуровневая система управления студенческой наукой (общеинститутский и кафедральный уровни), основанная на реализации принципов студенческого самоуправления. Рассмотрим каждый из них.

На общеинститутском уровне решаются задачи организации НИДС, проведения крупных всероссийских и международных студенческих научных мероприятий, популяризации результатов научно-исследовательской деятельности студентов филиала.

Главный механизм управления студенческой наукой - Совет студенческого научного общества (СНО). Определяющей задачей Совета СНО является развитие научно-исследовательской деятельности студентов ИПИ им. П. П. Ершова, повышение ее результативности. В функции Совета СНО входит стратегическое управление студенческой наукой в институте. Совет СНО утверждает программу стратегического развития НИДС, программу развития НИДС на календарный/учебный год, обеспечивает достижение стратегических целей НИДС. Совет СНО организует взаимодействие между профильными секциями СНО кафедр. В состав Совета СНО входит актив СНО вуза и руководители профильных секций СНО кафедр [8].

Ядром Совета СНО является актив студенческого научного общества. Актив студенческого научного общества осуществляет руководство структурными подразделениями СНО и отвечает за реализацию целевых про-

грамм развития НИДС. В актив СНО входят студенты всех факультетов, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью.

Актив СНО организует работу следующих подразделений:

- студенческая бизнес-лаборатория «Научные решения»;

- студенческий научный лекторий - постоянно действующая площадка для популяризации науки, где проводятся открытые научно-популярные лекции по актуальным вопросам науки; лекции читают студенты, отличившиеся в научно-исследовательской деятельности (победители конкурса «УМНИК», регионального конкурса студенческих научных работ, студенты-исследователи);

- школа научных компетенций - постоянно действующая научно-образовательная площадка для студентов - членов СНО; лекции, практикумы, семинары по основам организации, проведения научных исследований и продвижению их результатов;

- научно-дискуссионный клуб - площадка для обсуждения актуальных вопросов развития фундаментальной и прикладной науки.

При Совете студенческого научного общества организована работа информационного центра СНО: информирование студентов и преподавателей о деятельности студенческого научного общества, популяризация результатов научно-исследовательской деятельности студентов ИПИ им. П. П. Ершова, в том числе посредством SMM-маркетинга.

Информационный центр СНО организует размещение информации о НИДС вуза и деятельности СНО на следующих ключевых площадках:

- официальный сайт ИПИ им. П. П. Ершова на портале ТюмГУ; здесь размещается информация о ключевых научных мероприятиях, проводимых в институте и самых значимых научных достижениях учащихся;

- группа СНО на корпоративном портале Vmeste - главная площадка для обсуждения вопросов организации и результатов деятельности студенческого научного общества; возможности площадки позволяют организовать эффективное управление проектами СНО ИПИ им. П. П. Ершова;

- дайджест СНО - доступный по подписке через электронную почту обзор научных событий; содержит актуальную информацию о конференциях, конкурсах, грантах;

- группа СНО VKontakte - базовый инструмент популяризации деятельности СНО среди студенческой аудитории; в группе представляют информацию о деятельности СНО, актуальных направлениях научных исследований в России и мире; для привлечения аудитории предполагается задействовать стандартные инструменты интернет-маретинга;

- Twitter; лента СНО в социальной сети Twitter используется для оперативного информирования студентов о доступных для участия научных мероприятиях.

Для оперативного решения задач, стоящих перед студенческой наукой, Совет СНО создает временные научные коллективы студентов для проведения междисциплинарных научных исследований и прикладных опытно-конструкторских и научно-методических исследований, а также целевые группы СНО для организации крупных научных мероприятий на базе института (конференции, фестивали, конкурсы) и разработки нормативных документов, регулирующих научно-исследовательскую деятельность студентов в ИПИ им. П. П. Ершова.

К кафедральному уровню системы управления студенческой наукой относятся профильные секции СНО. В рамках профильных секций при кафедрах непосредственно организуется научно-исследовательская деятельность студентов. Профильная секция СНО организует кафедральные мероприятия, направленные на вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, обеспечивает взаимодействие между студентами и научно-педагогическими работниками кафедры, которые выступают в качестве научных руководителей студенческих научных работ. Профильные секции отвечают за организацию работы научных кружков и проблемных групп [3].

Оптимизирована работа и инновационных инфраструктур филиала: научно-образовательные центры, МИП «Интеллект-плюс», создан Центр молодежного творчества «Лаборатория обеспечения развивающей среды ощеобразовательных учреждений». Основная цель данной лаборатории вовлечение молодых преподавателей, учителей, детей, молодежи и студентов в научно-техническое творчество, организация их работы над научно-исследовательскими и техническими

проектами, формирование конструкторских навыков и инженерного мышления, навыков проектной деятельности [2].

К основным принципам деятельности центра мы относим: доступность и индивидуализацию; принципы развивающего обучения; принципы творческой инициативы и активности; решение задач дополнительного образования - развивающее обучение детей и молодежи; принципы поддержки и сопровождения научно-исследовательских работ школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых [12].

Основные задачи центра: осуществление поддержки инновационного творчества детей и молодежи; вовлечение детей, молодежи и студентов в процесс научно-технического творчества; популяризация науки, компьютерных технологий и техники; формирование конструкторских и научно-исследовательских компетенций у детей, студентов и молодежи для профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодежного предпринимательства; реализация различных образовательных форм, в том числе выездных мастер-классов, школ, курсов; проведение различных конкурсов технической и научной направленности; организация научно-исследовательской деятельности школьников и студентов, сопровождение их образовательных и научно-исследовательских проектов для дальнейшего участия в различных конкурсах, выставках, конференциях; обучение работе на современном производственном оборудовании с использованием 3D-моделирования, станков с ЧПУ, 3D-принтеров; разработка и реализация интеллектуального продукта (развивающих игр, игрушек, экспонатов, моделей) для детей и молодежи [9].

Основными направлениями деятельности центра являются: 3D-проектирование, дерево- и пластикообработка; организация научно-исследовательской и инновационной деятельности детей и молодежи совместно с кафедрами и студентами ИПИ им. П. П. Ершова; создание интеллектуальных и развивающих игр, игрушек, экспонатов, моделей для обеспечения процесса развития ребенка различного возраста, в том числе с ОВЗ [6].

Измененная концепция НИД вуза позволила изменить формат, содержание и технологии организации научной деятельности

в вузе, проведение научных мероприятий на сегодня организуется только на деятель-ностной основе. Поэтому традиционная научно-практическая конференция «Ер-шовские чтения», основной целью которой является подведение итогов и обозначение перспектив научной деятельности НПР вуза, была проведена в марте 2016 года в инновационном формате. В формате конференции были организованы: дискуссионные площадки; мастер-классы; форсайт-сессия «Наука для будущего»; проведение открытых научных лабораторий и интеллектуальных игр; проведение международного конкурса «Учитель новой школы». Цель данного конкурса - обмен опытом между участниками образовательной практики. Конкурс проводился по следующим номинациям: научная статья, посвященная проблемам образования и воспитания; научно-методическая статья, содержащая описание и анализ результатов практической деятельности педагога; методические рекомендации по сопровождению учебного процесса; видеозапись урока (или фрагмент

урока) с использованием инновационных технологий; мультимедийное сопровождение урока; конспект воспитательного мероприятия по предмету. Данный конкурс позволяет создать единое образовательное пространство, способствующее распространению передовых идей, практического опыта в области преподавания конкретных дисциплин, научно-методического сопровождения учебного и воспитательного процессов. Кроме того, материалы, представленные на конкурс, станут достоянием студентов и преподавателей вуза, войдут в учебный процесс - и как иллюстрация современных проблем обучения, и как пример их практического решения [4].

Новая концепция, новые научные направления, содержание и новые формы организации научной деятельности как преподавателей, так и студентов вуза способствуют инновационному развитию научной деятельности ИПИ им. П. П. Ершова в рамках интеграции с Тюменским государственным университетом.

Библиографический список

1. Ведерникова Л. В. Профессионально-личностное развитие будущего педагога // Среднее профессиональное образование. - 2015.- № 10.-С. 39-42.

2. Ведерникова Л. В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 75-78.

3. Ведерникова Л. В. Региональный аспект подготовки педагога в условиях сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательной практики // Человек и образование. - 2015. - №2 3 (44). - С. 87-91.

4. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А. Роль инновационных структур в воспитании педагога как компетентного профессионала // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 4 (24). - С. 19-24.

5. Ведерникова Л. В. Совершенствование основных направлений и механизмов развития НИД в условиях филиала // XXV Ершовские чтения: сб. научных ст. с международн. участием. -Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2015. - С. 88-91.

6. Ведерникова Л. В., Левых А. Ю., Селиц-кая З. Я. Роль научно-образовательного центра в инновационном развитии вуза // Ершовские чтения.

Спецвыпуск: межвузовский сб. научн. ст. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2014. - С. 59-64.

7. Программа повышения конкурентоспособности ТюмГУ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.utmn.ru/5top100/programma/ (дата обращения: 04.04.2016).

8. Bozkurt O. Investigating the Effect of Inquiry-Based Learning on Pre-Service Teachers' Attitudes and Opinions about the Approach // Croatian Journal of Education. - 2015, November. - Vol. 17, No. Sp. Ed. 4. - P. 175-197.

9. Lee D., Kim S., Cha S.-H. Evaluating the effectiveness of research centers and institutes in universities: Disciplines and life cycle stages // KEDI Journal of Educational Policy. - 2014. -Vol. 11, Issue 1. - 119 р.

10. Vedernikova L. V. Organising research activity of a higher educational institution as the environment for individual professional development of a teacher // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 8th International symposium. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education. - Vienna, 2015. - P. 32-37.

11. Vedernikova L., Shilov S. A methodical training of students at teachers training higher education

профессиональное образование

in the system of collaboration of a higher educational institution and comprehensive practice of a region // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 1st International symposium. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education. - Vienna,

2013. - P. 150-156.

12. Vedernikova L.V., Shilov S. P. Fundamental prerequisites for research of teacher's value system as for the creative self-fulfillment in humanities knowledge // World Applied Sciences Journal. -2013. - T. 27, № 13. - Р. 428-432.

Поступила в редакцию 25.03.2016

Vedernikova Lyudmila Vasilyevna

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Deputy director of the Teachers Training Ishim Pedagogical Institute named after P. P. Ershov (the branch) of Tyumen State University, [email protected], Ishim

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY AT a teachers training higher EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CONTEXT OF INTEGRATION WITH A UNIVERSITY

Abstract. The article shows basic directions of developing research activity, the content, forms and methods of organizing it. Modernizing research structure is carried out in accordance with a new conception of research activity of a higher educational institution in the context of its integration with a university. The article considers the system of management and organizing research activity of students at the branch of the university. It defines the mechanisms and basic structures of students' research union such as students' business incubator, the laboratory of research solutions, students' research lectures, the school of research competencies, scientific discussion club.

Keywords: conception of research activity, integration, innovative infrastructures, developing research activity, strategic initiatives, complex of environments.

References

1. Vedernikova, L. V., 2015. Professional'no-lich-nostnoe razvitie budushhego pedagoga [Professional-personal development of the future teacher]. Srednee professional'noe obrazovanie [Vocational education], 10, pp. 39-42 (in Russ., abstr. in Eng.).

2. Vedernikova, L. V., 2015. Razvitie profession-al'no-lichnostnogo potenciala budushhego pedagoga v uslovijah modernizacii pedagogicheskogo obra-zovanija [The development of professional and personal potential of the future teacher in the conditions of modernization of pedagogical education]. Sibir-skij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 5, pp. 75-78 (in Russ., abstr. in Eng.).

3. Vedernikova, L. V., 2015. Regional'nyj aspekt podgotovki pedagoga v uslovijah setevogo vzai-modejstvija vuza i obshheobrazovatel'noj praktiki [The regional dimension of teacher training in terms of networking and educational institution practices]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 3 (44), pp. 87-91 (in Russ., abstr. in Eng.).

4. Vedernikova, L. V., Povoroznjuk, O. A., 2015. Rol' innovacionnyh struktur v vospitanii pedagoga kak kompetentnogo professionala [The role of innovative structures in the education of the teacher as a competent professional]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and Education], 4 (24),

pp. 19-24 (in Russ., abstr. in Eng.).

5. Vedernikova, L. V., 2015. Sovershenstvovanie osnovnyh napravlenij i mehanizmov razvitija NID v uslovijah filiala [Improving the basic directions and mechanisms of NID in a branch]. XXV Ershovskie chtenija: sb. nauchnyh st. s mezhdunarodn. Uchast-iem [XXV Ershov read: Sat. scientific article. with internationally. participating], Ishim: IPI named after P. P. Ershov (the branch) of TSU Publ., pp. 88-91 (in Russ.).

6. Vedernikova, L. V., Levyh, A. Ju., Selic-kaja, Z. Ja., 2014. Rol' nauchno-obrazovatel'no-go centra v innovacionnom razvitii vuza [The role of the scientific and educational center in the innovative development of the university]. Ershovskie chtenija. Specvypusk: mezhvuzovskij sb. nauchn. st. [Ershov read. Special: interuniversity coll. Scien. Art.]. Ishim: IPI named after P. P. Ershov (the branch) of TSU Publ., pp. 59-64 (in Russ.).

7. Programma povyshenija konkurentosposob-nosti TjumGU [The program is improving the competitiveness of TSU] [online]. Available at: http:// www.utmn.ru/5top100/programma/ (Assecced 04 April 2016) (in Russ.).

8. Bozkurt, O., 2015. Investigating the Effect of Inquiry-Based Learning on Pre-Service Teachers' At-

titudes and Opinions about the Approach. Croatian Journal of Education, Vol. 17, 4, pp. 175-197.

9. Lee, D., Kim, S., Cha S.-H., 2014. Evaluating the effectiveness of research centers and institutes in universities: Disciplines and life cycle stages. KEDI Journal of Educational Policy, Vol. 11, Issue 1, 119 р.

10. Vedernikova, L. V., 2015. Organising research activity of a higher educational institution as the environment for individual professional development of a teacher. Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 8th International symposium. "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education, Vienna, pp. 32-37.

11. Vedernikova, L., Shilov, S., 2013. A methodical training of students at teachers training higher education in the system of collaboration of a higher educational institution and comprehensive practice of a region, Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 1st International symposium. "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education, Vienna, pp. 150-156.

12. Vedernikova, L. V., Shilov, S. P., 2013. Fundamental prerequisites for research of teacher's value system as for the creative self-fulfillment in humanities knowledge. World Applied Sciences Journal, 27, 13, pp. 428-432.

Submitted 25.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.