Я. П. Граусова,
студентка факультета химии
«ЗВОРЫКИНСКИЙ ПРОЕКТ»: ОПЫТ УЧАСТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В прошедшем году я приняла участие в смене «Зворыкинский проект» образовательного форума «Селигер—2009» в составе студенческой команды, представлявшей проект «Фотохимический синтез нанофазных материалов». «Зворыкинский проект» — приоритетная программа Федерального агентства по делам молодежи, проводится с 2008 г. по поручению Президента Российской Федерации. Цель «Зво-рыкинского проекта» — дать возможность тысячам молодых людей реализовать свой научный и творческий потенциал в России, стать успешными через коммерциализацию своих инновационных идей и проектов.
На Селигере у нас была возможность научиться разрабатывать проекты, которые направлены на использование и продвижение результатов научно-исследовательской работы для удовлетворения конкретных потребностей людей. Мы познакомились с новыми требованиями к молодому исследователю, которые выдвигаются государственной молодежной политикой. На современном этапе развития общества от ученого требуются не только умение создать на серьезной теоретической научной основе новый продукт, нужный людям, но и умение найти инвесторов для его массового производства, умение довести его до потребителя. В сознании современного студента, желающего стать ученым, как нам объясняли на Селигере, должен жить бизнесмен.
В нашем вузе исследования, которые студенты представляют на студенческом научном обществе и различных конференциях, чаще всего носят учебный характер и не имеют особого прикладного значения. На усиление прикладного характера выполняемых студентами научных работ нужно обратить особое внимание.
«Зворыкинский проект» продолжается. Организационной основой участия в нем является «Дорожная карта инноватора». Она включает такие основные этапы: регистрацию инноватора (студента) в базе данных «Зворыкинского проекта», описание инно-
вационной идеи/проекта/разработки, экономическое обоснование коммерциализации проекта и бизнес-план.
«Зворыкинский проект» включает целый ряд мероприятий, в которых могут принять участие наши студенты, аспиранты и молодые преподаватели до 30 лет. Среди них: «Инновационный конвент», «Конкурс инновационного дизайна», «Всероссийская олимпиада по интеллектуальной собственности среди молодежи», конкурс «Энергоэффективная Сибирь», «Молодежная программа Russia Power 2010» и др. При поддержке управлений развитием воспитательной деятельности и научных исследований ведутся переговоры с представителями Росмолодежи об использовании базы нашего университета для проведения занятий Открытого университета для молодых ученых и инноваторов. Это даст возможность нашим студентам встретиться с учеными, представителями бизнеса, экспертами, что будет способствовать развитию инновационной культуры участников проекта. Стоит также рекомендовать студентам активно участвовать в заседаниях Санкт-Петербургского клуба инноваторов, семинарах «Эффективный стартап», международном турнире «Глобальные инновации» и др. Студенческий совет и совет СНО продумывают сейчас информационную кампанию, связанную с включением молодых герценовцев в этот проект.
На Селигере нам пришлось формировать команду из 7 человек. Причем нам были необходимы не только те, кто выполнил научное исследование, но и менеджеры, экономисты, юристы, специалисты по информационным технологиям. Нам пришлось добирать людей из других вузов. В связи с этим руководителям проектов нужно продумать, как в свою команду пригласить студентов перечисленных направлений.
Совершенно очевидно, что нам, студентам, быть успешными в «Зворыкинском проекте» трудно без поддержки преподавателей. У каждого студента, который занимается научно-
исследовательской деятельностью, есть научный руководитель, который немало сил вкладывает в то, чем занимается студент. Когда эта разработка представляется на конкурс, когда речь идет о коммерциализации научного продукта, встает вопрос об авторстве данной работы. Насколько студент имеет право самостоятельно заниматься продвижением этого продукта?
Решение обозначенных задач возможно только при согласованной работе студенче-
ских научных обществ, совета СНО университета, совета по НИРС, при поддержке и совместной работе управления научных исследований, управления развитием воспитательной деятельности.
Мы надеемся, что в наступившем году мы выполним задачи, которые стоят перед нами, и еще больше студентов смогут назвать себя носителями научной инновационной культуры РГПУ им. А. И. Герцена.