Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционная деятельность молодежи в Тульском регионе'

Инновационно-инвестиционная деятельность молодежи в Тульском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / INNOVATIONAL ACTIVITY / INNOVATIONAL PROJECT / INVESTMENTS / YOUTH POLITICS / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева И. В., Сычева Н. А.

Рассмотрены основные направления и субъекты инновационно-инвестиционной деятельности молодежи Тульской области. Выявлены проблемы, препятствующие формированию рынка инновационно-инвестиционных проектов. Предложено совершенствование региональной инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovatively-investment activity of youth in the Tula region

The basic directions and subjects innovatively-investment activity of youth of the Tula region are considered. The problems preventing formation of market of innovativelyinvestment projects are revealed. Perfection of regional innovational infrastructure is offered.

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционная деятельность молодежи в Тульском регионе»

Key words: an innovation, the innovative enterprise, innovative activity, small business, an innovative policy, a business - incubator.

УДК 330.101.541-047.43(470)

И.В. Сычева, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Финансы и менеджмент», (4872)33-24-80, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ);

H.A. Сычева, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

Рассмотрены основные направления и субъекты инновационноинвестиционной деятельности молодежи Тульской области. Выявлены проблемы, препятствующие формированию рынка инновационно-

инвестиционных проектов. Предложено совершенствование региональной инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный проект, инвестиции, молодежная политика, регион.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. путь инновационного развития России выбран в качестве приоритетного. «Для перевода страны на

инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведения уровня накопления до 30 % ВВП, перехода к стандартам развитиях стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7 % от ВВП, здравоохранения — 6 %, науки

— 3 %. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены» [1]. в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития поставлена задача к 2012 г. завершить формирование национальной инновационной системы.

Одним из инновационных высокотехнологичных кластеров европейской части России является Тульский регион, который обладает значительным инновационным потенциалом. На протяжении последних лет сохраняется в количестве двадцати двух постоянное число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, что обеспечивает нашему региону по этому показателю 10-е место из 18 по ЦФО. Росла численность аспирантов: с 574 человек в 2006 г. до 756 в 2008 г. По этому показателю Тульская область также занимает 10 место среди восемнадцати субъектов ЦФО. Несмотря на сокращение численности

занятых исследованиями и разработками с 10 359 чел. в 2006 г. до 6754 чел. в 2008 г. Тульская область продолжает входить в первую пятерку субъектов Центрального федерального органа [2].

Важной характеристикой сферы научно-технической деятельности является уровень развития изобретательства. В кластере охраны и использования интеллектуальной собственности Тульская область устойчиво находится среди лидеров ЦФО и уверенно занимает места в первой их трети.

Количество ежегодно подаваемых заявок на объекты промышленной интеллектуальной собственности находится на уровне 450-470 заявок. В 2007 г. было подано 215 заявок на изобретения, 96 — на полезные модели, 157 — на товарные знаки. Получены патенты по 159 изобретениям. Около 70 % всех заявок на изобретения подается юридическими лицами. Среди них можно выделить группу лидеров. Это — ГУП «КБ приборостроения», ГОУ ВПО «Тульский государственный университет», ФГУП «Сплав», ОАО «Ефремовский завод синтетического каучука», ОАО АК «Туламашзавод», ОАО «ПНИУИ», ОАО «Тулачермет» [6].

По использованию изобретений, на которые были выданы патенты Российской Федерации, в 2007 г. Тульская область (453 изобретения) в рейтинге регионов Центрального федерального округа занимала третье место, уступая по этому показателю лишь г. Москве (894 изобретения) и Московской области (593 изобретения). В настоящее время эти изобретения используют более 20 организаций области, относящиеся к науке и научному обслуживанию, машиностроению и металлообработке, пищевой и пищевкусовой промышленности, металлургии, химической и микробиологической промышленности [6]. Рейтинг инновационной активности Тульской области на портале проекта innovaterussia.ru представлен 12 позицией среди 87 регионов.

Завоевание и удержание этих позиций во многом связано с активной политикой государства, которое старается поддерживать инновационную активность в стране, уделяя особое внимание молодежной деятельности. Действует Зворыкинский проект — комплекс мероприятий федерального значения, осуществляемых Федеральным агентством Российской Федерации по делам молодежи для популяризации инновационной деятельности и стимулирования инновационного поведения молодежи. Цель проекта — «дать возможность тысячам молодых людей реализовать свой научный потенциал в России, стать успешными и богатыми через коммерциализацию своих проектов» [4].

Наиболее значимыми мероприятиями проекта в последние годы

стали:

- работа Открытого инновационного университета на Всероссийском образовательном форуме «Селигер-2009», в рамках которой представители проектных команд, участвующих в конкурсе инновационных проектов,

получили возможность обучаться по образовательной программе «Открытый инновационный университет», а также нашли

единомышленников, прошли экспертизу своих проектов, встретились с потенциальными инвесторами, получили гранты и стажировки;

- организация тематических конкурсов, среди которых в 2010 г.

названы: «Инновационный дизайн», «Разработка инновационных

технологий утилизации попутного нефтяного газа» и другие. Их результатом станет вручение призов и дипломов, приглашение молодых инноваторов на круглые столы и всероссийские выставки для встречи с потенциальными инвесторами;

- проведение инновационных конвентов на региональном уровне в субъектах Федерации. Проекты, отобранные на региональных турах, включаются в конкурсную программу окружных конвентов, которые проходят по аналогии с федеральным Конвентом. Победители окружных конвентов автоматически приглашаются в полуфинал конкурса на получение Зворыкинской премии. Авторы проектов, которые Экспертное жюри признает лучшими, приглашаются на Всероссийский молодежный инновационный Конвент;

- проведение для поддержки наиболее прогрессивных инноваций ежегодного конкурса на соискание главной награды в области молодежных инноваций в России — премии имени В.К. Зворыкина, составляющей миллион рублей. Награждение лауреатов премии проходит на ежегодном Всероссийском молодежном инновационном Конвенте.

Для расширения инновационной деятельности молодежи в 2010 г. количество номинаций премии им. В.К. Зворыкина увеличено с трех («Инновационная идея», «Инновационный проект», «Инновационный продукт») до восьми. Добавились «Энергосберегающие технологии и энергоэффективность»; «Космические технологии»; «Атомная

промышленность»; «Медицина»; «Стратегические информационные

технологии». Основными мероприятиями «Зворыкинского проекта» 2010 г. станут: смена «Инновации и техническое творчество» Всероссийского форума «Селигер-2010», региональные и окружные инновационные конвенты, III Всероссийский молодежный инновационный Конвент [3].

В рамках Зворыкинского проекта 6 октября 2009 г. в Тульской области состоялся Тульский молодежный инновационный конвент, основной целью которого было дать импульс развитию инновационной деятельности молодежи нашего региона.

Проведенный авторами при подготовке к Конвенту анализ представленных инновационных проектов позволил выявить характерные особенности современной молодежной инновационной деятельности в регионе.

В табл. 1 содержатся сведения об основных участниках Тульского конвента, самым активным среди которых оказался ГОУ ВПО «Тульский

государственный университет». Он представил 18 проектов, разработанных на кафедрах: аэрологии, охраны труда и окружающей среды, медико-биологических дисциплин Медицинского института и в экспериментальных производственных мастерских.

Положительным явился тот факт, что половина инновационных проектов была направлена не организациями, а частными лицами, занимающимися инновационной деятельностью.

Таблица 1

Осноеныеучастники Тульского молодежного инновационного Конвента 2009 г.

Участники Конвента Число проектов по инновационным кластерам ИТОГО проектов

идея проект продукт

1. ФГУП «ГНПП "Сплав"» 1 1 2

2. МОУДОД «Станция юных техников г. Тулы» 2 2

3. ГОУ ВПО «Тульский государственный университет» 7 7 3 17

4. Клуб НТТМ «Электрон» 3 3

5. Проектно-конструкторский отдел ОАО «Щекиноазот» 1 1 2

6. Частные лица 6 13 5 24

ИТОГО проектов 16 25 9 50

Из пятидесяти представленных инновационных проектов (табл. 2) наибольшее число номинировалось как «проект», наименьшее — как «продукт». Из 12 инновационных кластеров, в которые могли быть включены проекты, наиболее востребованными оказались: «Медицина, биотехнологии и агропром», «Промышленные технологии» и «Экология и ресурсосбережение», что соответствует федеральной политике развития здравоохранения и охраны окружающей среды.

Всего по одному проекту было представлено в кластерах «Транспорт и двигателестроение», «Электроника» и «Строительные технологии», что говорит о необходимости стимулирования развития этих перспективных направлений.

Инновационными кластерами, проекты которых нуждаются в больших объемах инвестиций, стали: «Энергетика и энергоносители» (28 890 000 руб.) и «Медицина, биотехнологии и агропром» (28 501 000 руб.).

Стоит отметить, что на проекты в номинации «Инновационная идея» требуется в среднем больше инвестиций, чем на инновационный проект и продукт на 32,2 %, а гипотетические инновационные проект и продукт

нуждаются в среднем в одинаковой величине инвестиций — в размере 2,234 млн руб. и 2,230 млн руб. соответственно.

Таблица 2

Распределение проектов по инновационно-технологическим кластерам и номинациям с учетом потребных инвестиций

№ Т ехнологический кластер Объем потребных инвестиций по номинациям, руб. Итого инвестиций , руб.

Инновацио нная идея Инновационны й проект Инновационн ый продукт

1 Медицина, биотехнологии и агропром 4 4 0 8

15 000000 500 000 5 000 000 3 600 000 2 000 000 1 500 000 900 000 1 000 28 501 000

2 Транспорт и двигателестроени е 1 1

3 000 000 3 000 000

3 1Т и телекоммуникаци и 1 3 1 5

80 000 Не требуются 900 000 3 000 000 450 000 4 430 000

4 Энергетика, энергоносители 2 2 4

300 000 13 500 000 90 000 15 000 000 28 890 000

5 Новые материалы и нанотехнологии 3 1 4

60 000 600 000 4 500 000 10 000 000 15 160 000

6 Экология и ресурсосбережени е 2 4 2 8

300 000 1 500 000 Не требуются 3 000 000 3 000 000 3 000 000 300 000 6 000 000 17 100 000

7 Промышленные технологии 2 6 1 9

100 000 9 000 000 1 500 000 3 000 000 300 000 4 500 000 3 000 000 3 000 000 1 500 000 25 900 000

8 Приборостроение 1 2 3

450 000 500 000 300 000 1 250 000

9 Электроника 1 1

1 800 000 1 800 000

10 Безопасность 1 1 2

2 700 000 20 000 2720 000

11 Строительные технологии 1 1

70 000 70 000

12 Прочие 2 2 4

600 000 30 000 Не требуются Не требуются 630 000

Средний объем инвестиций 3 295 625 2234 072 2 230 000

ИТОГО проектов 16 25 9 50

Итого инвестиций, руб. 52 730 000 56 651 000 20 070 000 129 451 000

Потребность в инвестировании инновационных проектов была заявлена практически всеми участниками Тульского молодежного конвента. Как показали исследования (табл. 3), основными способами финансирования проектов могут быть венчурное и стратегическое инвестирование. Сегодня основными источниками финансирования инновационных проектов в Тульском регионе являются собственные средства организаций (62,2 %) и заемные средства (32,7 %), таким образом, наблюдается переход к нетрадиционным для нашего региона механизмам инвестирования в инновации.

Таблица 3

Потребность инноваторов в привлечении инвестиций для завершения проекта

Потребность инноваторов в привлечении инвестиций Доля инноваторов, %

Инвестиции не требуются 12

Проект будет развиваться за счет собственных средств 8

Требуется кредитор 14

Требуется венчурный инвестор 30

Требуется стратегический инвестор 36

Итого 100

Также по результатам работы Тульского молодежного конвента была выполнена оценка потребности инноваторов в привлечении партнеров для завершения представленных проектов (табл. 4). Практически 90 % инноваторов нуждаются в таких партнерах, в основном в сфере сбыта (28 %), сфере производства (24 %) и в продвижении проекта (20 %).

Таблица 4

Потребность в привлечении инвестиций по стадиям реализации проектов

Сферы инвестирования Доля проектов, %

Требуются в научной сфере для завершения НИОКР 18

Требуются в области производства 24

Требуются в области сбыта 28

Требуются в области продвижения (маркетинг, реклама, РЯ и т.п.) 20

Инвестиции не требуются 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 100

Кроме того, по мнению инноваторов, к сдерживающим факторам воплощения их идей относятся: отсутствие аналогов и плохо освоенная область исследования; отсутствие заказов, выявленного спроса и высокая себестоимость продукции; консервативность руководителей предприятий, придерживающихся старых и неэффективных, но проверенных и надежных технологий; отсутствие полноценной рекламы; недостаток материалов, приборов и несовершенство лабораторного оборудования; отсутствие нормативной документации, разрешающей экспорт проекта за рубеж; отсутствие специальных внедренческих фирм.

По сути, Тульский молодежный конвент стал прообразом рынка тульских инноваций, на котором впервые в роли продавцов выступили молодые инноваторы, в роли покупателей — инвесторы, а товаром стали инновационно-инвестиционные проекты молодежи. Но для того, чтобы этот рынок постоянно, а не периодически функционировал необходимо совершенствование существующей инновационной инфраструктуры.

В Постановлении правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики российской федерации на 1998-2000 годы» дается определение инновационной инфраструктуры как организаций, способствующих осуществлению инновационной

деятельности. Поэтому инновационная инфраструктура является своеобразным мостом между результатами научных исследований и рынком, государством и бизнесом. Она включает в свой состав не только производственно-технологические (технопарки, бизнес-инкубаторы), информационные и финансовые структуры (специальные фонды, ориентированные на поддержку инноваций, или венчурное финансирование), системы сертификации, но и инновационных посредников, занимающихся собственно продвижением разработок на рынок. К последним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией интеллектуальной собственности, консалтингом, маркетингом инноваций [7].

Сегодня инфраструктура Тульской области включает в себя Некоммерческое партнерство «Тульская региональная лига научнотехнического и инновационного развития "Тула-Интех"», технологический парк Тульского государственного университета, Тульскую региональную Лигу научно-технического и инновационного предпринимательства, Тульскую торгово-промышленную палату, Тульский научно-

координационный центр, Тульский областной бизнес-инкубатор, Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Тульский центр научно-технической информации, Тульский центр субконтрактации и партнерства [8]. Однако больших успехов в поддержке инновационных процессов не наблюдается. Во многом это связано с отсутствием инновационных посредников.

Между тем в США на одного ученого в среднем приходится около 10 инновационных менеджеров. У нас таких специалистов практически нет. Что касается финансовых структур, а это венчурные фонды, то классической схемой их деятельности является следующая. Рисковый фонд входит в долю инновационного проекта до 49 %. Контрольный пакет остается за группой, осуществляющей продвижение нового продукта или услуги. В течение трех лет компания набирает обороты и выходит на рынок, затем ее акции выводятся на фондовый рынок. Венчурный фонд получает свои дивиденды и инвестирует следующие проекты [9].

В европейских странах используют разные механизмы государственной поддержки инноваций. Так, крупным компаниям для внедрения ноу-хау предлагаются налоговые бонусы со стороны государства. Так, инвестиции на НИОКР компаниям засчитывают как налоговые отчисления в бюджет. При этом затраты на науку вычитаются из налогов на прибыль.

Есть другой механизм государственной поддержки инноваций — в форме госзаказа. На развитие отрасли государство выделяет средства для получения новых технологий. Поэтому у компаний появляется в его лице потенциальный покупатель инновационного продукта. Так, в США на рубеже 70-80-х годов в рамках программы «Стратегическая оборонная инициатива» правительство выделило 26 млрд долл. на научные разработки, и эти средства в течение пяти лет окупились в виде налоговых отчислений от инновационных компаний, разработавших новые технологии. Таким образом, госзаказ снижает инновационные риски и повышает интерес бизнеса к ноу-хау. Аналогичный пример можно привести из опыта Индии. В 80-е годы прошлого столетия для поддержания электронной индустрии государственная власть поставила задачу провести полную информатизацию госаппарата за счет отечественного программного обеспечения. Такая капиталоемкая программа породила всплеск ТТ-компаний [9].

Поэтому одной из основных проблем развития рынка инновационноинвестиционных проектов в Тульском регионе является формирование действенной системы инновационных посредников.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение

Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Режим доступа: http//mert.tatar.ru/rus/info.php?id=35161&pub id=8406.

2. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. // Росстат. М., 2009. 795 с.

3. Росмолодежь: официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи. Режим доступа: http://fadm.gov.ru.

4. Официальный сайт Зворыкинского проекта. Режим доступа: http://zv.innovaterussia.ru.

5. Официальный сайт Тульского молодежного инновационного конвента. Режим доступа: innovatetula.ru.

6. Концепция стратегии развития Тульской области: аналитический доклад / II Тульский экономический форум. Стратегия роста Тульской области: инновации, плюс потенциал традиций. Тула, 2007. С. 10-15.

7. Черевикина М.Ю. Посредники инновационного рынка. Опыт СО

РАН: проблемы и решения. Режим доступа:

http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2002 12/Cherevikina.htm.

8. Наука и инновации в регионах России. Режим доступа: http://regions.extech.ru/regions/region info1.php?id=71&PHPSESSID=fabbed5 8bc5753f32137219d8123f8f8.

9. Конкурс русских инноваций. Режим доступа: http://www.inno.ru/press/articles/document17434.

I. V. Sycheva, N.A. Sycheva

Innovatively-investment activity of youth in the Tula region

The basic directions and subjects innovatively-investment activity of youth of the Tula region are considered. The problems preventing formation of market of innovatively-investment projects are revealed. Perfection of regional innovational infrastructure is offered.

Key words: innovational activity, innovational project, investments, youth politics,

region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.