УДК 001.89-057.875:061.3-057.875:378.147
МОЛОДЕЖНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРУМЫ СТУДЕНТОВ КАК ФОРМА НИРС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ А. В. Петрушина
Современные условия развития России предполагают изменение подхода к подготовке специалиста. Наряду с классическим университетским образованием специалист должен быть готов к внедрению своих исследований в производство, иметь первоначальные экономические знания в этом вопросе. В статье обобщен опыт участия в новых инновационных формах научной работы студентов химического факультета во Всероссийских форумах «Селигер 2009», «Интерра 09», рассмотрены проблемы и условия проектной деятельности, которые должны быть учтены к представлению проекта для участия в Зворыкинском проекте или конвенте. Обозначены экономические направления проекта, которые являются особенно значимыми при презентации перед инвесторами и экспертами.
Modern conditions of development of Russia assume an approach change to preparation of a specialist. Along with a classical university education the specialist should be ready to introduce his/her researches in production, have initial economic knowledge in the field. In the article the experience of students ’ participation in new innovative forms of scientific work in the All-Russia forums «Seliger 2009», «Interra 09» is generalised. Problems and conditions of design activity which should be considered to a project representation for participation in Zvorykinsky competition or Convent are delt. Economic directions of the project which especially are significant at presentation before investors and experts are designated.
Ключевые слова: инновация, форум, инновационная идея, инновационная технология, инновационный проект, Зворыкинский проект, конвент.
Пути развития экономики после глобальных кризисов могут идти по трем направлениям: эволюции, революции, инновации.
Современная экономическая ситуация в России, ее анализ технологией Форсайт (предвидение) предполагает выход из кризиса курсом инноваций. Технология Форсайт - это систематический процесс с привлечением многих участников, предполагающий интеграцию их опыта и формирование видения средне- и долгосрочного будущего и нацеленный на получение информации для принятия текущих решений и мобилизации совместных действий [1].
Характерные черты Форсайта:
- ориентация на средне- и долгосрочную перспективу;
- систематический подход;
- фокус на взаимодействии между наукой, технологиями, экономикой, окружающей средой, политикой и обществом;
- активное использование экспертных методов;
- формирование сетей участников;
- ориентация на действия.
Форсайт применим в следующих случаях:
- потребности в принятии политических решений о выборе стратегических альтернатив развития;
- необходимости усиления позиций на мировых и внутренних рынках за счет повышения технологического уровня производства и активизации инновационной деятельности;
- возникновении социально-экономических проблем долгосрочного характера (низкая конкурентоспособность, истощение природных ресурсов, демографические проблемы и т. п.);
- невозможности эффективной реализации политики без достижения консенсуса между государством, бизнесом и обществом.
Технология Форсайт эффективно использовалась и в России, результаты ее были взяты для анализа ситуации и дальнейших действий. Одной из за-
дач технологии в 2007 г. являлась оценка научно -технического и инновационного потенциалов России, его конкурентных и слабых сторон. Именно данная технология предполагает ориентацию на новый качественный уровень подготовки специалиста и внедрение научных открытий в экономику, инновационную политику.
В статье от 10 сентября 2009 г. «Россия, вперед!» Президентом России определены пять стратегических векторов экономической модернизации страны:
1. Лидирующая страна по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработка на внутренние и внешние рынки новых видов топлива.
2. Новый качественный уровень ядерных технологий.
3. Совершенствование информационных технологий, серьёзное влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу.
4. Собственная наземная и космическая инфраструктура передачи всех видов информации; наши спутники будут «видеть» весь мир, помогать нашим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством.
5. Передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний [2].
Все направления определяют экономический рост экономики и, конечно, абсолютно другой качественный уровень подготовки специалистов. О том, что внимание сегодня привлечено к наукоемким
|| Вестник КемГУ
производствам, к молодежи и образованию свидетельствуют ряд мер проводимых государством:
- курс на политику инноваций (2008);
- создание Департамента молодежной политики (2008);
- бюджетное финансирование молодежных форумов и конвентов (2009);
- проведение первых молодежных форумов «Селигер 2009», «Интерра 2009» с конвентами;
- привлечение инвестиционных и венчурных фондов к научным инновационным проектам (2008
- 2009);
- создание бизнес-инкубаторов и технопарков в регионах (2005 - 2009);
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и ОУ хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (2009);
- статья-обращение Президента «Россия, вперед!» (сентябрь 2009);
- выступление Президента на форуме «Нанотехнология» (октябрь 2009).
Студенты химического факультета КемГУ активно занимаются НИРС, факультет в течение нескольких лет лидирует в КемГУ в этом направлении работы. Занимаясь НИРС, мы принимаем участие в олимпиадах по химии разного уровня, конференциях, конкурсах, форумах «Селигер - 2009», «Шегга 2009».
В 2009 г. студенты химического факультета впервые приняли участие в молодежных форумах и конвентах. I Международный молодежный инновационный форум « Шегга» прошел 9 - 12 сентября 2009 года в Новосибирске. Форум «Шегга» - это выставка новейших технологий и инновационных проектов в области науки, культуры и социума. Место встречи отечественных и зарубежных специалистов, площадка для обмена опытом и заключения контрактов. Форум «Селигер 2009» (июнь 2009) -это площадка для самых успешных и активных молодых людей России, которые могут представить здесь проект для обсуждения.
Организатором проектов «Разработка методики получения углеродных молекулярных сит», «Получение мезопористого углеродного наноматериала на основе углеродного волокна» является студент 5 курса А. Бервено. Проекты стали лучшими в 1-м туре конкурса «Зворыкинский проект». Ряд проектов по использованию термолюминисцентных детекторов были представлены молодыми учеными группы канд. физ.-мат. наук, доцента Н. Л. Алукер. Н. Сорокиной, Е. Ягодиной, Я. Комаровой проведены исследования в разных областях (медицина, археология, территориальная радиационная обстановка).
В отличие от других форм работы НИРС, можно отметить разный подход.
К отбору конкурсантов и инструментарию:
- Интернет-технологии отбора, доступ к единой информационной платформе,
- оформление проекта для участия в конвенте,
- коммерциализация проекта,
- обучение,
- финансирование проекта, инвестиции, юридическая поддержка,
- отдых.
К основным мероприятиям форумов:
- образовательная программа (бакалавры, магистранты);
- инновационный конвент, Зворыкинский проект (выставка инноваций);
- презентация проектов (город возможностей);
- встречи с уір-персонами и экспертами, встречи с представителями деловой, научной и политической элитой страны;
- международные стажировки;
- спортивная программа (пропаганда здорового образа жизни);
- мероприятия патриотического характера.
В рамках форума «Селигер - 2009» проходит Зворыкинский проект. Зворыкинский проект - это долгосрочная программа, её проведение планируется до 2020 года. 2009 - 2010 гг. - старт проектных направлений, отработка механизмов реализации и поддержки молодежных проектов. Программа позволит молодым изобретателям и учёным Кемеровских вузов получить необходимое финансирование, привлечь в университеты на естественнонаучные специальности поток молодёжи, заинтересованной в учёбе и научной работе, что является очень актуальным для всех учебных и научных организаций страны.
Цели конкурса:
- содействовать повышению активности молодых ученых, изобретателей и предпринимателей в области инновационной деятельности;
- содействовать повышению привлекательности инновационной деятельности для молодежи;
- содействовать формированию благоприятного общественного мнения об инновационном потенциале Сибирского федерального округа;
- продемонстрировать уровень достижений российской и сибирской молодежи в инновационной сфере;
- показать инфраструктуру, промышленный потенциал и инвестиционные возможности Сибирского федерального округа.
Предмет конкурса: отбор и поощрение талантливой молодежи за достижение высоких результатов в разработке и продвижении инновационных проектов.
Под «проектом» настоящего конкурса понимается комплекс взаимоувязанных мероприятий по созданию и продвижению научно-технических разработок (изобретений, полезных моделей, ноу-хау, результатов научных исследований и др.) на рынок.
Программа проводится для следующих типов проектов:
инновационные идеи - проекты, находящиеся на ранних стадиях разработки, не имеющие опытного образца;
инновационные проекты - проекты, имеющие опытный образец продукции и бизнес-план;
| Вестник КемГУ № 4 2009 Химия
инновационные технологии - реализованные ция [2]. проекты, результатом которых стала новая продук-
1. Идея^> пров^)> исследования^>: опытный образец^
2. проект «?м^срц.уюл'Изаии1^>^ инвестниии^!>> произволе г
3. Технологи я^> рынок^> максимизации прибыли^> знешни^ рынки^>
К номинации «Лучший инновационный продукт» относятся реализованные проекты, результатом которых стал выход на рынок нового товара (технологии, услуги), имеющего спрос у потребителей. В данной номинации должно быть обязательно указано юридическое лицо, реализующее данный проект, одним из руководителей которого должен быть участник конкурса. Главные критерии оценки: научно-техническая новизна представляемого продукта, наличие правовой защиты проекта, объем и характер рынка продукта, темп роста рынка в целом, темп роста продаж продукта, доля продукта на рынке, наличие опыта реализации проектов заявителем, вклад молодого специалиста в разработку проекта, наличие команды проекта.
К номинации «Лучший инновационный проект» относятся проекты, которые имеют высокую степень завершенности НИОКР, опытные образцы продукции и проработанную стратегию коммерциализации разработки. В данной номинации должна быть представлена не только технологическая новизна, но и четкое описание рынков предстоящих продаж создаваемого продукта.
К номинации «Лучшая инновационная идея» относятся проекты, находящиеся на самых ранних стадиях развития и представляющие результаты проведенных авторами «поисковых» научноисследовательских работ.
В данных номинациях главными критериями являются: стадия развития проекта, научно-
техническая новизна представляемого проекта, оценка сложности внедрения инновационной разработки, качество описания проекта, объем и характер рынка, наличие правовой защиты проекта, вклад молодого специалиста в разработку проекта, наличие команды проекта.
Инновационный конвент - это ежегодное системное общероссийское мероприятие. Его участники - молодые российские изобретатели, предприниматели, ученые, инновационные менеджеры, а также представители российских и зарубежных компаний, использующих инновационные разработки. В работе Конвента примут участие представители российской инновационной диаспоры - специалисты, эмигрировавшие из страны.
Программа конвента предусматривает выступления лидеров инновационного развития, проведение рабочих групп, специальные программы вы-
ставки старт-апов и т. п. В рамках конвента запускаются постоянно действующие конкурсы, программы и проекты, поддерживающие активную изобретательскую мысль и ее носителей.
Кульминация конвента - ежегодная церемония вручения Национальной премии в области инноваций для молодежи. Это этап большой национальной программы по мотивации молодых людей на инновационные поиски и разработки. Это четкий и ясный механизм поощрения инновационной активности молодых людей; система мотивации к инновационной деятельности, от которой будет зависеть будущее России.
Цели: содействовать «встрече» носителей новых идей с инвесторами и заказчиками инновационных продуктов; открыть молодежи горизонты инновационного развития и поддержать инновационную активность.
Задачи:
- дать сигнал молодым людям, что инновационная деятельность востребована, будет поощряться государством, бизнесом и обществом, что это путь к личному и общественному (в экономическом плане) успеху;
- зафиксировать современное положение дел в российской инновационной системе по приоритетным направлениям, степень участия в ней молодых граждан;
- начать формировать сообщество специалистов по инновациям (ученые, инженеры, инновационные менеджеры, венчурные финансисты и т. п.);
- вовлечь российскую инновационную диаспору в совместную работу над развитием российского инновационного потенциала;
- показать мировой уровень в области инноваций, лучшие достижения по приоритетным направлениям.
Требования для участия в конвенте
Для участия в Селигере-2010 требуется зарегистрироваться и подать заявку на сайте Зворыкинско-го проекта www. тпоуа(еЯ1^1а. га.
Для получения финансирования от Росмолодё-жи и инвесторов приём заявок открыт на сайте программы.
Все участники приглашаются на региональные и федеральные мероприятия Зворыкинского проекта [4].
| Вестник КемГУ № 4 2009 Химия
Конкурсы проводятся в три этапа. Результаты каждого тура публикуются на сайте Международного молодежного инновационного форума. Результаты отборов не комментируются, апелляции не рассматриваются [5].
1-й этап: заочная экспертиза. Заявки представляются в Оргкомитет конкурса не позднее установленного срока. Эксперты конкурса вправе обратиться к авторам проекта для разъяснения отдельных его положений. Экспертный совет конкурса проводит экспертизу полученных заявок и, на основе критериев, определяет проекты, прошедшие в финал конкурса. В виде поощрения проекты, прошедшие в финал, будут изготовлены в виде их арт-объектов (конструкций или макетов, выражающих основную идею проекта).
2-й этап: финал. Финал конкурса проходит в рамках Международного молодежного инновационного форума. В финале конкурса авторы проводят личную презентацию своих проектов перед членами Экспертного совета в форме стендовых докладов. Эксперты при определении списка проектов, прошедших в суперфинал, руководствуются стендовыми докладами авторов проектов (с использованием арт-объектов) и текстовым описанием проектов.
Результаты отбора публикуются на странице конкурса и путем рассылки персональных электронных писем участникам.
3-й этап: суперфинал. Суперфинал проходит в форме презентаций авторами своих проектов перед членами Президиума Экспертного совета. В ходе каждой презентации эксперты выслушивают 7-минутное сообщение автора и в течение 10 минут задают вопросы. За время презентации автор должен рассказать о технологии, на которой базируется предлагаемый проект, о рыночных перспективах инновации и стратегии ее коммерциализации. По результатам обсуждения членами Президиума Экспертного совета итогов суперфинала составляется список из трех победителей конкурса.
Требования к проектам можно сформулировать следующим образом:
Четкое описание решения:
- описание решения, сфокусированное на функциональности;
- четкое предложение потребительской ценности, привязанное к проблеме;
- краткое, но очень четкое (простое) описание технологии.
Нельзя фокусироваться только на технологии!!! Эту ошибку делают все участники, так как совре-
|| Вестник КемГУ
менная система образования делает акцент именно на научную составляющую образования, коммерциализация же проекта, как и знания в этой области, сегодня являются важными для схемы инновационный научный продукт - потребитель.
Для молодого специалиста сегодня являются затруднительными следующие направления проекта.
Качественное описание целевого рынка
Два способа оценки потенциала
- сверху вниз. Весь рынок^- наш сегмент ^ наше предложение наши географическ ие регионы ^ наша доля выручки (редко реалистичен -много нереалистичных предположений);
- снизу вверх. Количество потенциальных потребителей/рынок ^ выручка/потребитель ^ количество рынков ^ число вертикалей (практический подход, всегда связан с бизнес-моделью и ценообразованием).
Бизнес-модель проекта
Как Вы зарабатываете деньги? Описание, идущее от выручки.
Кому Вы продаете продукт? Основные потребительские сегменты. Почему они покупают?
Кто Ваши конкуренты? Их сильные и слабые стороны.
Почему Ваше решение лучше?
Как мы выходим на рынок? Географические районы. Каналы распространения
Другие важные моменты проекта:
- поставщики сырья, комплектующих, услуг;
- описание управленческой команды;
- описание прав на интеллектуальную собственность.
Финансовые моменты проекта:
- расчет годовой прибыли,
- расчет рентабельности,
- расчет срока окупаемости,
- расчет КРУ (чистой приведенной стоимости).
Риски проекта:
- рыночные риски (поведение потребителей, поведение конкурентов, поведение поставщиков);
- технологические риски;
- кадровые риски;
- риски в области интеллектуальной собственности;
- макроэкономические риски.
Деловая программ конвента состоит из стартап секции, образовательной программы, конкурсной программы и подписания соглашений между инвесторами и командами инновационных проектов.
Старт-ар секция включает:
- переговоры участников конвента с потенциальными инвесторами, представителями федеральных агентств и ведомств, органов государственной территориальной исполнительной власти;
- выставочные стенды программ поддержки инновационных проектов.
Образовательная программа состоит из секций:
- «Инновационный маркетинг» (пример: мастер-класс «Инновации в маркетинговых коммуникациях или реинкарнация маркетинга в новых эконо-
мических условиях», М. Гирин, вице-президент комитета по образованию СОМАР, ведущий эксперт BTL’STUDY, председатель ежегодного конкурса на лучший маркетинговый проект «ПРОМОАПЕЛЬСИН», член Совета гильдии маркетологов (Москва);
- «Экономическая инфраструктура инновационной деятельности» (пример: «Государственная поддержка инновационной деятельности на региональном уровне», С. Семка, руководитель Департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области (Новосибирск); «Философия венчурного бизнеса», Б. Ивлев, руководитель Новосибирского областного фонда поддержки науки и инновационной деятельности, исполнительный директор Новосибирского венчурного фонда (Новосибирск);
- «Стратегия роста: от инновационного проекта к бизнесу» (на примере кейсов российских инновационных предприятий);
- «Практика развития малого инновационного бизнеса. Подготовка проекта к инвестированию» (совместный семинар «Российской венчурной компании» и Национального содружества бизнес-ангелов СБАР).
Конкурсная программа Всероссийского молодежного инновационного конвента - это публичная защита проектов перед Экспертным советом
Все вышеперечисленные знания и представления очень значимы для современного мобильного специалиста, ученого химика, поэтому важным является и начальное образование в системе рыночной экономики и венчурного финансирования. В образовательную программу форума включены темы и отдельные аспекты для участников. Причем и магистранты, и бакалавры оценивают эти знания как необходимые для современного специалиста
В этом году, совместно с физическим факультетом химический факультет проводит набор студентов по дополнительной образовательной программе «Менеджер научных исследований и технологий». Программа включает такие дисциплины: основы менеджмента, основы маркетинга, организация предпринимательской деятельности, основы права, экономические основы наукоемкого производства, экономика инновационной деятельности, основы бухгалтерского учета, бизнес-планирование. Сегодня - это потребность времени и успешной реализации выпускника классического университета.
Литература
1. htth://foresight.hse.ru/, 22.09.2008.
2. Медведев, Д. «Россия, вперёд!». - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/5413, 15.09.2009.
3.Положение о конкурсе молодежных иннова-
ционных проектов Международного молодежного инновационного форума «Интерра» (окружного этапа Российского молодежного инновационного конвента). - Режим доступа: http://www.interra-
forum.ru/, 2.09.2009.
4. http ://www. innovateRussia. ru. /, 11.09.2009.
5. http://www.interra-forum.ru/, 3.09.2009.