Научная статья на тему 'Реализация государственной политики в воспитательной деятельности'

Реализация государственной политики в воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Раиса Умяровна

Реализация государственной политики в области образования невозможна без усиления воспитательной деятельности. Несомненно, подготовка учителя новой школы, как, впрочем, и любого специалиста, включает в себя воспитание приобщение студентов к нравственным ценностям, устоям, о которых говорил в своем послании Федеральному собранию президент Д. А. Медведев, развитие правового сознания, вовлечение в деятельность на пользу людям, своему городу, стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной политики в воспитательной деятельности»

Р. У. Богданова,

начальник управления развитием воспитательной деятельности РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация государственной политики в области образования невозможна без усиления воспитательной деятельности. Несомненно, подготовка учителя новой школы, как, впрочем, и любого специалиста, включает в себя воспитание — приобщение студентов к нравственным ценностям, устоям, о которых говорил в своем послании Федеральному собранию президент Д.А. Медведев, развитие правового сознания, вовлечение в деятельность на пользу людям, своему городу, стране. Необходимо выявлять и поддерживать наиболее активную, инициативную и талантливую молодежь — молодежь, способную действовать в целях процветания нашей страны, ее инновационного развития.

Приоритетные направления работы с молодежью: формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи; вовлечение молодежи в социальную практику; обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; формирование у молодежи российской идентичности (россияне) и профилактика этнического и религиозно политического экстремизма в молодежной среде.

Как лучше решать воспитательные задачи в современных условиях — предмет нашей постоянной заботы. Старые методы зачастую «не работают», а новые надо искать. При этом сохранить то позитивное, что накоплено в отечественном опыте работы со студенчеством, и разумно заимствовать зарубежный. Мы это делаем не только

сами, но и привлекаем к этому другие вузы России. Сейчас их около 40.

В нашем поиске мы исходим из того, что воспитание студентов осуществляется сегодня в контексте профессиональных образовательных программ, которые они осваивают, и тесно связано с молодежной политикой. Оно не может сегодня осуществляться вне взаимодействия с работодателями, молодежными объединениями, различными общественными и государственными структурами.

Следует подчеркнуть, что за прошедшее время заметно активизировалась и качественно обновилась воспитательная деятельность на многих факультетах. Этому способствовали удачно найденные и уже используемые на протяжении нескольких лет формы и технологии работы со студентами. Среди них конкурс социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании», «Образовательная площадка вожатого», «Дебаты», конференция «Студент —исследователь — учитель» и другие.

Благодаря активному участию в программе Года молодежи, образовательном форуме «Селигер — 2009», сейчас наши студенты участвуют в таких новых для нас программах Росмолодежи, как «Ты — предприниматель», «Зворыкинский проект», «Россия для всех», «Технология добра», «Наша победа». Особое место в Год Учителя занимает инициированный нами проект «Студенты — новой школе».

Все эти программы реализуются с использованием новых технологий работы

Реализация государственной политики в воспитательной деятельности

с молодежью. Например, в «Зворыкинском проекте» представлена «Дорожная карта инноватора» — инструмент поддержки и развития молодежных инновационных проектов. Она включает такие этапы, как поиск и учет, отбор и подготовка, поддержка, результат, героизация. Несколько слов о каждом из них.

Поиск и учет. Регистрация инноватора в базе данных «Зворыкинского проекта» (система регистрации, информационная лента, календарь мероприятий и событий). Описание инновационной идеи/проекта/ технологии. Коммуникация с участниками, знакомства (описание проекта/идеи/технологии, каталог проектов, база участников и коммуникация).

Отбор и подготовка. Создание экономического обоснования коммерциализации проекта и бизнес-плана. Обучение, консультации, повышение рейтинга проекта (тренинги, консультации, экспертиза). Формирование команды инновационного проекта (командообразование, инновационные менеджеры, система управления проектами).

Поддержка. Регистрация юридического лица, оформление интеллектуальных прав, контакты с представителями венчурного бизнеса (регистрация юридического лица, поиск инвестиций, деловые контакты с потенциальными партнерами). Выпуск продукции, выход на рынок, развитие производства и каналов сбыта (Конкурсная площадка, заказы на инновации, инновационный магазин).

Героизация. Демонстрация истории успеха, участие автора проекта в ключевых общественных мероприятиях в качестве эксперта, передача опыта и предпринимательской энергии новым участникам (инновационный конвент, молодежный форум «Селигер», популяризация инноваций через СМИ). Подобный механизм мы пытаемся использовать и в других программах. Но, видимо, он не единственный. Нужно искать и другие.

Сегодня воспитательная деятельность становится неотъемлемой составляющей разрабатываемых образовательных программ нового поколения. В них представлен новый раздел, связанный с социокультурной, воспитательной средой вуза, обеспечивающей формирование общекультурных компетенций не только в учебной, но и внеучебной деятельности.

Этот раздел не может быть разработан без инновационных решений. Именно поэтому в феврале в вузе был дан старт проекту «Инновации в воспитании». Участие в нем — важнейшее условие развития воспитательной деятельности на факультетах.

Суть проекта «Инновации в воспитании» — создание в Герценовском университете инновационных и экспериментальных площадок. На них ведется поиск и распространение продуктивных, адекватных времени средств воспитания студентов и организации воспитательной деятельности на основе сетевого взаимодействия. Такими средствами могут быть программы, проекты, формы, технологии и т. д. Общая тема инновационного поиска — воспитательная деятельность в вузе в условиях уровневого образования и реализации государственной молодежной политики РФ. Участниками проекта могут быть факультет в целом, кафедра (несколько кафедр), команда образовательной программы, преподаватели — руководители студенческих сообществ по интересам (возможно участие команды нескольких факультетов). Работа осуществляет в разных статусах, а именно: экспериментальная площадка, опорная инновационная площадка, площадка-лаборатория, ресурсный центр. Основные составляющие проекта: оформление заявки, разработка программы деятельности, общественно-профессиональная экспертиза, реализация программы, предоставление отчета на экспертизу, распространение опыта.

Проект позволит существенно повысить качество воспитательной деятельности в Герценовском университете, сделать более

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

продуктивной реализацию государственной политики в области образования и сфере молодежной политики. Иными словами, воспитать студентов, достойными людьми

и гражданами своей страны, высококлассными профессионалами, способными действовать в интересах ее инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.