Научная статья на тему 'Создание комплекса дополнительных мер профилактики асоциального поведения несовершеннолетних: по материалам городской опытноэкспериментальной площадки'

Создание комплекса дополнительных мер профилактики асоциального поведения несовершеннолетних: по материалам городской опытноэкспериментальной площадки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / КЛАССИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашина А.Д.

Теоретические и практические аспекты работы опытно-экспериментальной площадки городского уровня на базе Центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга по теме: «Создание комплекса дополнительных мер по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абашина А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание комплекса дополнительных мер профилактики асоциального поведения несовершеннолетних: по материалам городской опытноэкспериментальной площадки»

Создание комплекса дополнительных мер профилактики асоциального поведения

несовершеннолетних: по материалам городской опытно-экспериментальной площадки

А.Д. Абашина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания и социализации РГПУ им. А.И. Герцена, e-mail: abasha@list.ru

В статье отражены некоторые теоретические и практические аспекты работы в рамках опытно-экспериментальной площадки городского уровня на базе Центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга по теме: ««Создание комплекса дополнительных мер по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних».

профилактика асоциального поведения • характерологические особенности • коррекционная работа • классификационная модель • теоретико-эмпирические исследования • воспитательная работа

Кафедра воспитания и социализации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена осуществляла научное и методическое руководство работой городской опытно-экспериментальной площадкой (2014—2016 гг.), открытой на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга по теме: «Создание комплекса дополнительных мер профилактики асоциального поведения несовершеннолетних».

Проблема совершенствования профилактической работы в области асоциального поведения не перестает быть актуальной и на сегодняшний день. Общество, в котором мы живем, характеризуется крайней степенью социальной и политической нестабильности. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне, неспособность части населения (и особенно подростков) справляться с жизненными трудностями — вот те предпосылки, которые обеспечивают асоциальным проявлениям в образовательной среде школы прочные позиции. При этом существует заметный разрыв между теорией и современной практикой профилактики асоциального поведения, что, безусловно, влияет на эффективность и результативность данной работы.

проектирование в системе социлльно-пЕЛАгогичЕской деятельности

Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.

Когда речь идет о мерах профилактики, то принято говорить об общих, специальных и индивидуальных мерах. Уровнями профилактики асоциального поведения учащихся являются следующие.

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность всех институтов современного общества, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики асоциального поведения, но объективно содействующие её предупреждению или сокращению (например, в рамках нашей темы, это повышение образовательного и культурного уровня личности учащегося и его семьи, совершенствование воспитательной работы в образовательном учреждении и т.п.).

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является про-

фессиональной. Специальные меры — это меры, направленные на решение определенной задачи, например, профилактики экстремистских проявлений в образовательной среде, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и т.д.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных учащихся, поведение которых имеет черты асоциального поведения или склонности к нему.

Формирование личности несовершеннолетних происходит в среде с разнообразным содержанием социальных факторов, которые могут оказывать как положительный, так и отрицательный эффект в развитии их духовных и нравственных начал.

Профессор психологии М.С. Неймарк еще в 60-х годах ХХ столетия описала типы подростков с асоциальным поведением, имеющих различные характерологические особенности, которые и сегодня не утратили своей актуальности1:

1) циники — вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;

2) неустойчивые — не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены «дурному» влиянию и не способны ему противостоять;

3) подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень «слабых тормозов»; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде,

1 Кривых С.В., Лу Жифен. Асоциальное поведение детей // Педагогический журнал Башкортостана. — 2008. — № 4. — С. 108 —114.

нередко — табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;

4) аффективные дети — переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

В настоящее время в научной литературе определения сущностного смысла «асоциальное поведение» не очень отличаются друг от друга, скорее они сводятся к указаниям на социальность и на нормы общества, включают в себя либо указание причин асоциального поведения, либо выделение одной главной причины и признака асоциального поведения.

Асоциальное поведение (от греч. «а» — отрицательная частица «не», «без» и лат. «во^аИв» — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) — характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам. Оно всегда связано с несоответствием поступков, действий, видов деятельности, норм и правил поведения, установок и ценностей2.

К социально-психолого-педагогическим причинам асоциального поведения подростков чаще всего относятся:

— отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в образовательной деятельности;

— рассогласование в целях взаимодействия подростка с коллективом учащихся и педагогов;

— смена ценностных ориентаций подростков с переходом на более высокий уровень социализации личности;

2 Абашина А.Д. Диверсификация теоретико-методологических оснований к профилактике асоциального поведения учащихся // Академия профессионального образования. — 2016. — № 6 (60). — С. 24—25.

— интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота значительной части детей;

— разрыв в преемственности между поколениями в ценностных ориента-циях подростков;

— асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.);

— полное безразличие родителей (или лиц их заменяющих) к ребенку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых;

— подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения;

— культивирование агрессивного стиля поведения средствами массовой информации;

— педагогическая и социальная запущенность.

Следовательно, исходя из вышеназванных факторов, можно отметить, что асоциальное поведение учащегося может проявляться в нескольких областях: как особенность отдельных психических процессов; как социально обусловленное качество личности и черта характера; как низкая общая культура, отрицание нравственных норм и правил поведения; как вредная привычка.

Учащийся проходит через следующие основные этапы, приводящие к асоциальному поведению: возникновение противоречия между социальными нормами и личностью; проявление несогласия, отрицание социальных требований учащимся; проявление антиобщественных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.); рецидивы асоциальных действий; накопление опыта асоциального поведения; включение в группу с асоциальным поведением; совершение асоциальных поступков.

Чтобы эффективно решать вопросы кор-рекционной работы с несовершеннолетними асоциального поведения, необ-

ходимо выявить основные причины, обусловливающие их формирование. К таким группам причин и их составляющих следует отнести:

1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками;

2. Несоответствие воспитания индивидуальности учащегося. Различные отклонения в развитии учащегося диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей учащегося в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития;

3. Негативные факторы среды формирования личности. Одним из которых может быть и семья. Неблагоприятная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность — создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение; проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи — могут вести к недостатку педагогического влияния на подростка.

4. Недостатки в воспитании учащегося: ошибки семейного воспитания; «тепличные» условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой

активной деятельности, способствующее формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации; ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении; негативные нравственные ориентиры воспитания; научение подростка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни); средо-вые отрицательные «ожидания» по отношению к подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину. Такие ожидания в прямой или косвенной форме часто провоцируют подростка к правонарушению и т.д.;

5. Негативная личностная позиция самого несовершеннолетнего: отклонения в самооценке и в личностных притязаниях, безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию, негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у детей и подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество, сложность формирования у подростка потребности и активного желания самоисправления, стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Таким образом, на основе анализа теоретических источников асоциальное поведение несовершеннолетних определяется нами как социально неодобряемое поведение, характеризующееся устойчивыми внешними проявлениями несоответствия моральным нормам, внутриличностными изменениями, вызванными деформацией социально значимых и личностных ценностей.

Как показал анализ научной литературы, концептуальные составляющие профилактики асоциального поведения учащихся, а также предлагаемые исследователями подходы рассматриваются

в соответствии с принадлежностью к той или иной научной отрасли знаний.

Так, изучение вопросов профилактики асоциального поведения детей и подростков находит отражение в психологической науке, в работах таких исследователей, как С.А. Беличева, Е.В. Змановская, С.В. Коса-рецкая, В.М. Минияров, В.А. Момот, А.Б. Петрова, Р.С. Романов, Т.Г. Харитонова, С.В. Шепелева и др. Именно психологи пришли к выводу о том, что содержательный анализ понятия «профилактика» сводится к «предупреждению», а оно, в свою очередь, логически связано с понятиями «предвосхищение» и «предотвращение». Однокоренными словами понятия «предупреждение» является глагол «упредить», что значит «предвосхитить» или спрогнозировать предстоящие события.

Наиболее общим понятием в психологической науке, охватывающим все формы проявления опережающего отражения, является понятие «антиципация». Психические процессы прогноза и подготовки к предстоящим событиям, делам и поступкам свойственны любому виду активности. Что бы ни делал человек, в его голове всегда имеется образ предстоящего будущего. Просит ли ребенок игрушку, ловит ли брошенный ему кем-то мяч, идет ли ученик на урок, ждет ли хозяин прихода гостей, ведет ли водитель автомобиль — в общем, готовится ли человек что-либо сделать или ожидает реакции окружающих на свои действия, во всех случаях происходят интегральные психические процессы, называемые антиципацией. Антиципация психологами рассматривается как «способность... действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий».

Отсюда, в системе психологии профилактика асоциального поведения учащихся выступает как процесс предупреждения (упреждения), т.е. заблаговременного уст-

ранения неблагоприятных факторов для развития ребенка и реализация комплекса мер психологического воздействия на личность учащегося.

Существует серия профилактических программ отечественных авторов В.М. Ми-ниярова и В.А. Ельцовой, в которых представлен опыт психологического сопровождения образовательных учреждений по предупреждению асоциального поведения учащихся. В программах фактически все представленные направления психологической профилактики асоциального поведения сфокусированы на работе с родителями, педагогами, учащимися и с администрацией, в них отражен целостный подход, органично увязывающий теоретические основы с содержательными и организационно-методическими компонентами деятельности школьного психолога. Одним из важных концептуальных положений программ является идея о том, что психодиагностика в образовательном учреждении должна способствовать изучению характерологических свойств субъектов образовательной деятельности и системы межличностных отношений, а как ее результат — социально-психологический портрет ребенка и (или) класса.

В рамках психологической концепции профилактики асоциального поведения учащихся, где целью профилактического воздействия является развитие навыков распознавания и выражения эмоций, повышение самооценки, определение значимых для индивида ценностей, развитие навыков общения и принятия решений детьми и подростками, выделились следующие подходы:

— подход, основанный на роли социальных влияний. Разработанные в рамках этого подхода программы профилактики основываются на определении структуры сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг устойчивости к социальному давлению; «прививки» против воздействия средств массовой информации;

информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных ожиданий и т.д.;

— подход, основанный на эмоциональном обучении. В рамках этой концепции целью профилактического воздействия является развитие навыков распознавания и выражения эмоций, повышение самооценки, определение значимых для индивида ценностей, развитие навыков общения и принятия решений. Недостатками данного подхода являются односторонность, ограниченность в определении причин различного рода асоциа льного поведения. Оценка специалистами эффективности данного подхода свидетельствует о разочаровывающих результатах. Основная часть данной модели стала центральным компонентом развивающихся в последнее время программ развития жизненных навыков.

Именно данные подходы лежат в основе программ развития жизненных навыков.

В педагогике как отрасли науки проводятся исследования, посвященные проблемам профилактики асоциального поведения учащихся (О.В. Андрюшина, С.В. Доедалина, А.Д. Гонеев, Л.В. Годовни-ков, Е.В. Звягина, Ю.А. Клейберг, Д.А. Кураева, Н.Ф. Маслова, Л.В. Марда-хаев, А.А. Кочин, Е.Н. Фанина, А.Б. Фомина, С.Н. Щербакова, А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина, Л.Р. Хусаинов и др.).

С одной стороны, как и психологи, они рассматривают профилактику асоциального поведения учащихся на уровне взаимодействия субъект-субъектных отношений, как учитывающую цели, задачи, интересы и потребности субъекта. С другой стороны, в педагогических концепциях акцент делается на повсеместное обучение и педагогическое просвещение родителей, проведение социально-педагогических, психолого-педагогических консультаций по выбору форм и методов воспитания. Интересно, что именно педагоги стали первыми, кто заговорил

об активном вовлечении во внеклассную и общественную деятельность детей и подростков, об активизации организации свободного времени учащихся, склонных к асоциальному поведению.

Таким образом, в педагогике превалируют социально-педагогические подходы к профилактике асоциального поведения, предполагающие такое воздействие на образовательную среду, при котором создаются условия, которые снижают вероятность возникновения асоциального поведения и повышают общую культуру всех субъектов образовательной среды.

В системе юриспруденции (Д.И. Аминов, Р.М. Абызов, А.А. Глухова, И.В. Севастьянова, В.Л. Цветков, Г.Г. Шиханцов и др.) в качестве основного подхода к профилактике асоциального поведения в образовательной среде рассматривается виктимологический подход, связанный, прежде всего, с осуществлением мер по устранению ситуаций (обстоятельств), способствующих асоциальному поведению. Одним из успешных направлений в решении задач профилактики асоциального поведения исследователи в области юриспруденции считают изучение личности подростка, допускающего в своем поведении те или иные формы отклонений, раскрытие причин, влияющих на деформацию, выявление позитивных сторон его личности.

В юриспруденции сложился также и социально-правовой подход, диктующий и выбор средств для формирования правовой культуры учащихся и их семей, и основные принципы, в соответствии с которыми должна проводиться профилактика асоциального поведения. К ним относятся следующие принципы:

• законности — недопущения при проведении профилактических мероприятий ограничений конституционных прав граждан, кроме случаев, установленных федеральными законами;

• системности — постоянная разработка и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа развития асоциальных проявлений на уровне района, муниципального окргуа, города и т.п.;

• комплексности — организация межведомственного взаимодействия с участием общественных объединений, специалистов в сфере профилактики, отдельных граждан, родителей и психологов, социальных педагогов и социальных работников, педагогов образовательных учреждений и др.;

• координации — достижения согласованности действий субъектов профилактической деятельности;

• превентивности — организация профилактических мероприятий прежде всего в интересах предупреждения асоциальных проявлений среди несовершеннолетних;

• непрерывности — обеспечение целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности;

• универсальности — организации и проведения мероприятия с учетом возможности различных субъектов реализации различных видов и направлений профилактической деятельности.

Безусловно, проблемы и вопросы профилактики асоциального поведения исследуются и в медицине (Н.А. Гусева, Е.Г. Дозорцева и др.). В медицине — это подходы, основанные на укреплении здоровья детей и подростков. Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность. В этом контексте наибольшее значение приобретают защитные факторы здоровья, их формирование, профилактика различного рода «отрицательных» привычек, зависимостей и т.д. Основной целью профилактических программ является пропаганда здорового образа жизни — развитие здоровой личности, проявляющей здоро-

вый жизненный стиль, в котором поведение рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности несовершеннолетнего3.

Именно из медицины позаимствованы три уровня профилактических мероприятий или программ: первичный, вторичный и третичный. Известный психиатр, занимавшийся профилактикой, Джеральд Каплан (Caplan, 1964) объяснял, что профилактика подразумевает биологические, психологические и социальные процедуры. Первичная профилактика — профилактика до начала расстройства и снижает частотность всех типов расстройств. Вторичная профилактика, благодаря раннему выявлению патологии, сокращает продолжительность и облегчает течение уже возникающих расстройств. Третичная профилактика, которую иногда называют реабилитацией, снижает причиненный расстройством ущерб и предотвращает рецидивы.

Но данная классификация напоминает традиционную классификацию медицинских вмешательств: профилактика, лечение, реабилитация. С учетом данной критики Гордон (Gordon, 1983, 1987) создал новую классификационную модель для описания профилактики, которая также предполагает три типа профилактических вмешательств: универсальные, селективные и показанные.

Программы универсальной профилактики предназначены для всех, независимо от риска развития у них тех или иных отклонений в поведении, нарушений или расстройств (Institute of Medicine, 1994). Универсальные профилактические вмешательства часто останавливаются на

3 Бражник Е.И., Абашина А.Д. Ценности здоровья и модернизационные процессы в культуре и в образовании // Реальность этноса. Образование — культура — экономика в устойчивом развитии РФ. Мат-лы XVI Межд. научно-практ. конф. в рамках Конгресса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — С. 408—412.

школах по двум причинам: во-первых, профилактикой, по возможности, лучше заниматься на ранних этапах жизни, и, во-вторых, школы обеспечивают поперечный срез. К самым частым задачам подобного вмешательства можно причислить работу с агрессией и конфликтами, развитием самоконтроля, повышением академической успеваемости и предотвращением отклонений в поведении.

Селективные профилактические программы созданы для тех групп, которые могут подвергаться большему риску развития, например, асоциального поведения. У этих групп обычно есть некоторые особенности или целые комплексы особенностей (например, это семьи группы риска или высокий уровень семейного стресса и т.п.).

Программы показанной профилактики нередко бывает трудно отличить от лечения и реабилитации. Программы показанной профилактики предназначены для тех, кто проявляет асоциальное поведение. В показанной профилактике принимаются дополнительные меры для позитивной адаптации к социально-приемлемым нормам жизни.

Одним из наиболее традиционных подходов является информационный подход, который, во-первых, исходит из представления, что отклонения от социальных норм в поведении учащихся происходят потому, что они не знают их. Уже теоретическая посылка данного способа предполагает, что профилактическая работа должна направляться по пути информирования детей и подростков о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом. Это означает, что необходимо активное использование в этих целях средств массовой информации, а также кино, театра, литературы и других современных средств, поскольку их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование учащегося, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры.

Во-вторых, информационный подход основан на распространении информации об опасности того, что влечет за собой асоциальное поведение. Концептуальной основой подхода является донесение информации о том, как опасно, например, употребление наркотиков и к чему это может привести (стратегия запугивания). Такой подход может дать лишь толчок к уменьшению проявления асоциального поведения в среде несовершеннолетних. Однако практика показывает, что уже несколько лет данный подход не являлся эффективным, так как информируем мы об одном, в Интернете и социальных сетях учащийся знакомится с другой информацией по этому же вопросу, родители или ближайшие родственники демонстрируют в своем поведении уже другой (третий) вариант и т.д.

Наиболее перспективными подходами внедряемого комплекса дополнительных мер по профилактике асоциального поведения мы считаем следующие:

• системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, В.Н. Садовский и др.) как методологический принцип исследования и моделирования в области профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, который позволяет рассматривать управление профилактикой асоциального поведения несовершеннолетних как систему;

• интегративный подход (К.А. Абуль-ханова-Славская, А.С. Макаренко, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик, И.С. Якиманская и др.). Интеграция профилактической деятельности предполагает как осуществление междисциплинарных связей, взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, так и преемственность различных этапов профилактики, а также взаимодействие процессов освоения информации и его практического применения. На наш взгляд, интеграцию возможно рассматривать как процесс и результат не столько достижения целостности профилак-

тического процесса за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, сколько взаимодействия между различными этапами профилактики (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами). Такой подход дает возможность подростку пересмотреть свои ценности, осознать свою уникальность и самоценность как человека, что ведет его к пониманию необходимости заботы о своем здоровье и благополучии. Ярким отражением интегративного подхода в профилактике асоциального поведения являются авторские программы, в которых достаточно глубоко проработаны различные профилактические компоненты: образовательные, социально-педагогические, социально-правовые, социально-медицинские, социально-психологические и т.д.;

• программно-целевой подход является актуальным и современным в организации работы по профилактике асоциального поведения в образовательных учреждениях. В каждом муниципальном районе и городском образовании имеются межведомственные программы различной направленности по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних: профилактика экстремистских проявлений; профилактика преступлений и правонарушений; профилактика потребления психоактивных веществ; профилактика безопасности в сети Интернет; выявление учащихся образовательных учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально-опасном положении и т.д. Образовательные учреждения различного уровня и органы управления образованием на основе этих программ разрабатывают свои программы и соответствующие планы. Цели образовательного учреждения в профилактических программах и проектах должны быть осознанны, максимально значимы для всех субъектов профилактики, конкретными и реально исполнимымы;

• компетентностный подход. При организации профилактики асоциального пове-

дения в образовательном учреждении компетентностный подход реализуется в двух направлениях. С одной стороны, это формирование кадровой основы — команды компетентных организаторов и исполнителей. С другой стороны, это формирование содержательной основы профилактики асоциального поведения, к которой относится развитие различного рода компетенций обучающихся;

• подход, основанный на формировании жизненных навыков, навыков личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Теория социального научения и теория проблемного обучения являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, приблизиться к пониманию причин возникновения асоциального поведения, а с другой стороны, создать потенциально эффективные профилактические стратегии. По сравнению с другими подходами данная модель оценивается исследователями как имеющая шансы быть наиболее успешной.

Таким образом,теоретическую основу

исследования составляют4:

— философские и педагогические положения о жизненных ценностях и смыслах (М.М. Бахтин, Н.А. Бондаревская, Н.Н. Никитина, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков и др.);

— теории аномального развития личности (Б.Г. Ананьев, С.А. Беличева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, П.Б. Ган-нушкин, Р. Кеттелл, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, З. Фрейд и др.);

— концепции духовно-нравственного воспитания (Н.А. Бердяев, В.И. Додонов,

4 Абашина А.Д. Диверсификация теоретико-методологических оснований к профилактике асоциального поведения учащихся //Академия профессионального образования. — 2016. — №6 (60). — С. 30—33.

А.Г. Кислов, В.М. Кларин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров и др.);

— теории профилактики асоциального поведения несовершеннолетних (Я.И. Гилинский, Н.С. Мансуров, С.Т. Гаврилов, М.А. Алемаскин, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, А.М. Яковлев и др.);

— теоретические концепции ценностей, позволяющие рассматривать ценностные ориентации личности как иерархическую систему (М. Рокич, С. Шварц, Д.А. Леонтьев, Н.А. Кирилова, Н.А. Плугина, И.М. Юсупов, Н.В. Светлова, М.С. Яницкий и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— труды по психолого-педагогическому сопровождению асоциальных групп подростков (З.А. Астемиров, А.Г. Амб-румова, Г.М. Андреева, В.М. Бехтерев, А.С. Белкин, Л.П. Буева, А.С. Гор-батенко, К.Е. Игошев, С.А. Игумнов, А.Г. Ковалев, С.А. Кулаков, А.С. Макаренко, А.С. Михлин, А.В. Петровский, В.В. Пирожков, К.К. Платонов,

A.Р. Ратинов, Х. Ремшмидт, И.В. Шма-ров и др.).

— исследования самосознания, понятийного мышления, чувства взрослости, социальной ситуации развития несовершеннолетних, отраженные в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, В.В. Столина, А.П. Новго-родцевой и др.

— исследования социальных и индивидуально-психологических факторов, влияющих на формирование асоциального поведения несовершеннолетних, в работах Д.И. Фельдштейна, А. Бандуры, Е.В. Змановской, Н.М. Иов-чук, А.А. Северного, Ю.А. Клейберг,

B.Д. Менделевича, И.А. Фурманова, Н.Р. Сидорова, Е.Г. Дозорцевой, Н.С. Смирновой, А.А. Шемшурина, К.В. Сыроквашиной и др.

— исследование по социально-психологической профилактике асоциального поведения подростковых групп

(Оферкина О.А.), в рамках которого выявлена корреляция низкого уровня социального интеллекта и социально-психологической компетентности с проявлениями асоциального поведения, внешней агрессии подростков.

Следует отметить также значимые теоретико-эмпирические исследования асоциальных групп молодежи ряда зарубежных специалистов (H.L. Pringl, A. Kohen, L. Jablonskiy, L.A. Bennet и др.).

Как показал наш опыт, использование различных подходов без разрешения ряда проблем в процессе организации профилактической работы оказывается недостаточно эффективным.

Подобными проблемами в организации образовательного пространства, с которыми столкнулись специалисты Центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга (далее — ЦППС), являются5:

• проблема системности осуществляемой профилактической работы, критериев ее оценки, модели организации профилактической работы в районе;

• проблема учебно-методического обеспечения для проведения профилактической работы (учет требований ФГОС; отсутствие программ, использующих интегративный подход);

• проблема компетентности, необходимости целевой подготовки всех категорий специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью;

• проблема взаимодействия различных ведомств, государственных учреждений и негосударственных организаций и семьи (проблема социального партнерства).

5 ЛаптеваА.С., Каштанова М.Н., Камакина О.Л. Комплекс дополнительных мер по профилактике асоциального поведения как инновация центра психолого-медико-социального сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга// Специфика педагогического образования в регионах России. — 2015. — № 1. — С. 88—89.

Именно поэтому возникла необходимость в описании системы организации и осуществления профилактической работы в районе, в центре которой находится ЦППС, осуществляющий:

• разработку механизма реализации профилактической работы, при которой ЦППС является центральным звеном в получении и переработке информации, отражающей социальную ситуацию образовательной среды района;

• разработку нормативного обеспечения работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних в рамках эффективного сетевого и межведомственного взаимодействия, включая создание дополнительных возможностей для повышения компетентностей участников образовательного процесса;

• разработку и обоснование интегратив-ного программно-методического инструментария с учетом ФГОС;

• разработку критериев оценки результативности предложенного комплекса дополнительных мер.

В целевые группы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних с помощью комплекса дополнительных мер входят:

— группы учащихся с низким уровнем социально-психологической зрелости;

— группа учащихся с низкой мотивацией и интересом к школьным занятиям, чувствующие себя неуспешными в учебной деятельности;

— группа учащихся, испытывающих негативные эмоциональные состояния, влияющие на поведение;

— группа учащихся, испытывающих трудности и проблемы в социальном взаимодействии;

— семьи и дети, проживающие в Кировском районе Санкт-Петербурга и находящиеся в трудной жизненной ситуации;

— семьи и дети, проживающие в Кировском районе Санкт-Петербурга, и находящиеся в социально опасном положении;

— дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей);

— дети, нуждающиеся в помощи государства.

Организация учёта целевых групп в рамках профилактики асоциального поведения несовершеннолетних:

— учёт учащихся с низким уровнем социальной-психологической зрелости осуществляется с помощью диагностики обучающихся;

— учёт учащихся группы риска осуществляется ЦППС с помощью анализа социальной ситуации в районе (в образовательных учреждениях) посредством: систематизации информации, которая поступает от школы в виде баз данных: «Динамический отсев» (далее — ДО) «Неблагополучные семьи» (далее — НС), «Семьи и несовершеннолетние, состоящие на внут-ришкольном контроле (далее — ВШК) и на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (далее —ПДН)», информации в результате проведения опросов участников образовательного процесса, диагностики обучающихся;

— учёт семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и организацию работы с ними ведут комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как самостоятельно, через образовательные организации, так и через учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— учёт семей и детей, находящихся в социально опасном положении, а также детей, нуждающихся в помощи государства, и организацию работы с ними ведут совместно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

и специалисты субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— учёт несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и организацию работы с ними ведут специалисты в сфере опеки и попечительства.

Принципы профилактической работы с целевыми группами:

Аксиологичность — ценностная ориентация, направленная на формирование приоритета общечеловеческих ценностей;

Многоаспектность — сочетание различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский и правоохранительный аспект);

Дифференцированность — решение задач профилактики с учётом возраста, степени вовлеченности в ситуацию, социального и профессионального статуса адресатов;

Последовательность — поэтапная реализация целей и задач профилактических программ;

Комплексность — согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях.

Исходя из теоретико-методологических основ исследования и особенностей целевых групп, в представленной модели профилактики асоциального поведения на уровне района Санкт-Петербурга мы выделили три актуальных направления:

1. Профилактическая работа в образовательной среде района;

2. Поуровневая профилактическая работа в образовательном учреждении (на уровне учащихся, на уровне педагогов, на уровне родителей и администрации и т.п.)6;

6 Камакина О.Л., Каштанова М.Н. Использование методического конструктора как инструмента профилактики асоциального поведения среди учащихся // Академия профессионального образования. — 2016. — №9 (63). — С. 29—34.

3. Интенсифицирование вовлечения сетевых и межведомственных партнеров в реализацию комплекса дополнительных мер по профилактике асоциального пове-дения7.

В соответствии с представленными выше направлениями сформированы три группы критериев с соответствующими показателями для оценки результативности внедряемого комплекса дополнительных мер профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. К ним относятся следующие.

1. Интенсивность профилактической работы в образовательной среде Кировского района, включающая в себя:

— сохранность и положительная динамика количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители);

— восприятие профилактических мероприятий самими участниками.

2. Влияние, оказываемое мероприятиями на её адресатов, то есть изменения в знаниях, отношениях, поведении субъектов профилактики, изменения в образовательном учреждении:

— стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы;

— положительные изменения в оценке социальной ситуации в образовательных учреждениях района.

3. Динамика вовлеченности сетевых и межведомственных партнеров в реализацию комплекса дополнительных мер по

7 Каштанова М.Н., Камакина О.Л. Модель организации социального партнерства центра психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга с образовательными учреждениями района // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Мат-лы VI Межд.науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. — С.56—59.

профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.

Система профилактики, организуемая ЦППС, представлена следующими положениями:

— ЦППС является центральным звеном в получении и переработке информации, отражающей социальную ситуацию образовательных учреждений Кировского района (получает информацию от образовательных учреждений, обобщает и систематизирует представленную информацию, проводит исследования для анализа социальной ситуации в районе);

— ЦППС осуществляет активное взаимодействие с социальными партнерами для повышения эффективности организации и осуществления профилактической работы в районе;

— ЦППС разрабатывает инновационное программно-методическое обеспечение с учётом ФГОС для проведения профилактической работы в районе;

— ЦППС создает условия для повышения компетентностей всех категорий специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью по профилактике асоциально го поведения;

— ЦППС осуществляет (или предлагает помощь в осуществлении в образовательных учреждениях) профилактическую работу с целевыми группами в рамках социального партнерства.

В целом представленная система организации профилактической работы в районе, в центре которой находится ЦППС, может быть определена деятельностью ЦППС в нескольких плоскостях:

1. Определение перспективных и актуальных направлений работы в сфере профилактики асоциального поведения, реализуемой в районе, где ЦППС осуществляет мониторинг социальной ситуации и разрабатывает инновационное программно-методическое обеспечение для осу-

ществления профилактической работы в районе со всеми категориями участников образовательного процесса в рамках сетевого и межведомственного взаимодействия;

2. Помощь в организации профилактической работы в образовательных учреждениях района в качестве «первичной» про-филактики8;

3. Помощь образовательному учреждению по его запросу в случаях проявления асоциального поведения различными группами несовершеннолетних;

4. Поддержка инновационных направлений профилактической работы в районе с целью создания информационно-методического ресурса для образовательных учреждений района.

Роль ЦППС в организации профилактической работы в районе:

1. Определение перспективных и актуальных направлений работы в сфере профилактики асоциального поведения, реализуемой в районе:

• анализ социального паспорта района;

• анализ баз данных района;

• анализ планов воспитательной работы ОУ;

• опрос педагогов ОУ на предмет определения актуальных направлений и тематики профилактической работы;

2. Помощь образовательному учреждению по его запросу в случаях проявления асоциального поведения различными группами несовершеннолетних:

• составление индивидуального плана работы с ОУ в целях осуществления ком-

8 Абашина А.Д., ЛапчукЯ.В. Субкультура отаку (аниме): факторы включенности и меры профилактики // Традиции и инновации в организации работы с молодежью материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.В. Ковалевой. — СПб.: Изд-во: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2015. — С. 11—15.

плексной профилактики (методика оценки социально-психологической ситуации ОУ);

• реализация программно-методического инструментария с различными группами обучающихся, родителями и педагогами;

3. Помощь в организации профилактической работы в образовательных учреждениях района:

• реализация разрабатываемого ЦППС программно-методического инструментария в ОУ района согласно планам совместной деятельности;

4. Поддержка инновационных направлений профилактической работы в районе с целью создания информационно-методического ресурса для ОУ района.

1. В целях определения перспективных и актуальных направлений работы в сфере профилактики ЦППС традиционно координирует деятельность образовательных учреждений района9:

• по сбору информации от образовательных учреждений по выявлению детей, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — мониторинг социальной ситуации (на основании инструктивно-методического письма отдела образования Кировского района Санкт-Петербурга № от 28.08.2014 г.). Социальный паспорт образовательного учреждения, используемый в районе, позволяет получить эту информацию в полном объеме, поскольку содержит в себе разделы, отражающие картину достаточно целостно. Это и выявление детей группы риска, и детей, имеющих различные трудности и нуждающихся в сопровождении специалистов, и др. Это и выявление контингента родителей, которые нуждаются в поддержке и помо-

9 Каштанова М.Н., Лаптева А.С. Моделирование комплексной системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних // Академия профессионального образования . — 2015. — № 11. — С. 53—62.

щи, с которыми также необходимо осуществлять профилактическую работу;

• по сбору информации от образовательных учреждений и проведению анализа отчетов образовательных учреждений Кировского района о неблагополучных семьях для районной базы образовательных учреждений «Неблагополучные семьи»; сведений о несовершеннолетних, пропускающих уроки без уважительной причины, для районной базы «Динамический отсев»; сведений о несовершеннолетних, причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям (на основании инструктивно-методического письма отдела образования Кировского района Санкт-Петербурга № 920 от 05.09.2016 г.).

Представленная информация достаточно целостна для определения категории групп детей и родителей, нуждающихся в помощи и профилактической работе.

Но для выбора направлений профилактической работы и определения её тематики необходимо также осознавать потребности образовательных учреждений. С этой целью были разработаны и успешно реализуются в рамках районной модели профилактики:

— Единая форма плана воспитательной работы для образовательных учреждений Кировского района, позволяющая увидеть те направления воспитательной работы, которые представлены в образовательных учреждениях недостаточно полно, и предложить те формы работы, которые актуальны и могут быть востребованы образовательными учреждениями в целях профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Единая форма плана воспитательной работы была разработана специалистами ЦППС в результате произведенного анализа планов воспитательной работы образовательных учреждений в 2015/2016 учебном году, в ходе которого были получены следующие результаты:

• в планах образовательных учреждений отражены мероприятия различного характера, соответствующие различным направлениям воспитательной работы, но эти направления четко не прописаны, в результате чего нет системности представленных мероприятий;

• в планах не всегда отражена работа с родителями и педагогами;

• в планах отсутствует чёткое определение целей и задач проводимых мероприятий, не во всех планах отражены мероприятия по профилактике актуальных проблем асоциального поведения;

• согласно представленным планам не всегда можно понять, для каких возрастных групп (начальная, средняя или старшая школы) и для каких учебных параллелей запланированы мероприятия;

• в планах школ, выбранных для анализа, отражено мало мероприятий массового характера (социальных акций, конкурсов и т.д.) — в основном это беседы или классные часы.

По результатам проведённого анализа был сделан вывод о том, что не все образовательные учреждения имеют четкое представление о том, как отразить в плане мероприятия различного характера, чтобы была видна системность и целеполага-ние воспитательной работы, а также отражены все направления профилактической работы.

Отсутствие четкого представления о том, что должен содержать в себе план, позволило предположить, что это затрудняет и саму воспитательную работу образовательного учреждения.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», целью которой является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Согласно представленной стратегии, основными направлениями воспитательной работы должны быть следующие:

— гражданско-правовое и патриотическое воспитание;

— духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию;

— экологическое воспитание;

— популяризация научных знаний;

— формирование культуры здоровья;

— трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

— развитие и расширение воспитательных возможностей в системе образования;

— поддержка семейного воспитания.

В сетке разработанной формы плана отражены направления воспитательной работы и цели каждого направления, представлены графы, которые помогут увидеть цель самого мероприятия, целевую аудиторию, предполагаемое участие родителей в представленных мероприятиях, как осуществляется развитие воспитательных возможностей в отдельно взятом образовательном учреждении и т.д. Единая форма плана предоставляет возможность её чёткого заполнения образовательными учреждениями и достаточно оперативной обработки полученной информации специалистами ЦППС. Планируемая деятельность образовательного учреждения в обозначенных направлениях воспитательной работы даёт возможность увидеть комплексность воспитательной работы в целом и профи-

лактической работы образовательного учреждения в частности.

— Опросник для педагогов образовательных учреждений на предмет определения актуальных направлений и тематики необходимой профилактической работы.

Эта форма опроса, существующая как в электронном виде, так и печатном, предоставляемая для заполнения педагогам и позволяющая получить необходимую информацию от образовательных учреждений на предмет того, какие направления профилактики им интересны и востребованы; какая тематическая направленность актуальна, на их взгляд, и какие формы работы с детьми предпочтительнее; каков запрос педагогов на предмет повышения их собственной профессиональной компетентности в области профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Вся эта информация, которая поступает и обрабатывается в ЦППС, действительно позволяет определить направленность профилактической работы в районе, учитывая и особенности социальной ситуации, и запрос самих образовательных учреждений района.

2. В целях помощи образовательным учреждениям района в организации профилактической работы в рамках сетевого взаимодействия10 ЦППС разрабатывает программно-методический инструментарий, предлагаемый образовательным учреждениям в виде ассортиментного перечня услуг, на основании которого с ними подписывается план совместной деятельности.

В него включаются и отдельные профилактические мероприятия (интерактивные занятия, различного рода викторины, квесты, классные часы, родительские соб-

10 Лаптева А.С., Каштанова М.Н., Абашина А.Д. Функции субъектов сетевого взаимодействия по профилактике асоциального поведения учащихся // Вестник ТОГИРРО. — 2016. — № 1. — С. 325—327.

рания, обучающие семинары для педагогов и т.д.), и программы социально-педагогической направленности для детей, а также обучающие мероприятия для повышения профессиональной компетентности педагогов.

На основе выбора образовательного учреждения составляется расписание профилактических мероприятий на базе образовательных учреждений, проводимых специалистами ЦППС с учётом подписанных документов (договоров, соглашений между ОУ, родителями, обучающимися и ЦППС).

По итогам выполнения плана совместной деятельности оценивается результативность реализуемой профилактической работы, а также эффективность организации и выполнения работы в рамках совместной деятельности.

Одним из основных направлений профилактической работы, разработанным в рамках деятельности городской опытно-экспериментальной площадки в период с 2014 по 2016 год, с учётом проведенных диагностических исследований на этот период, было выбрано направление, связанное с развитием социально-психологической компетентности обучающихся посредством актуализации определенных ценностей и овладения компетенциями, определяющими развитие интегративных субъектных качеств личности, способствующих снижению проявления асоциального поведения в среде несовершеннолетних. К таким компетенциям можно отнести социально-ролевую, коммуникативную, а также позитивное и критическое мышление.

Развитие социально-психологической компетентности у учащихся является также необходимым условием их успешной социализации, происходящей не только за счёт усвоения социального опыта, но и благодаря его преобразованию в собственные ценности, установки и ориентации, работу над которыми необходимо начинать уже в младшем подростковом

возрасте. Именно поэтому важной составляющей работы в этом направлении мы считаем процесс актуализации и повышения личностной значимости общечеловеческих ценностей и жизнеутверждающих установок у подростков11.

И на наш взгляд, подобная работа является эффективным и перспективным направлением неспецифической профилактики любых форм асоциального поведения несовершеннолетних.

Подробнее с программно-методическим инструментарием, разработанным в ходе деятельности опытно-экспериментальной площадки, а также с контрольно-измерительными материалами для оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий и программ можно ознакомиться во второй части методического пособия «Комплекс дополнительных мер по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних».

3. Помощь образовательному учреждению по его запросу в случаях проявления асоциального поведения различными группами несовершеннолетних предполагает составление индивидуального плана работы с образовательным учреждением в целях осуществления комплексной профилактики.

В этом случае для разработки плана профилактической работы в образовательном учреждении необходимо определить наиболее вероятную проблему, обуславливающую асоциальное поведение в среде несовершеннолетних. Для этого специалистами ЦППС были разработан опросник оценки социально-психологической ситуации образовательного

11 Камакина О.Л., Каштанова М.Н. Развитие социально-психологической компетентности учащихся как перспективное направление неспецифической профилактики асоциального поведения несовершеннолетних // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии материалы XI Межд. науч.-практ конф. молодых ученых. — СПб.: Изд-во: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. — С. 183—186.

учреждения, включающий в себя опросники для родителей и обучающихся, позволяющие оценить:

• представления обучающихся о таких элементах социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, как организационная культура школы, социально-психологический климат, субъективный взгляд несовершеннолетних на систему ценностей класса и своей собственной иерархии ценностей;

• представление родителей о социально-психологическом климате образовательного учреждения в отношении детей и их самих;

• удовлетворенность родителей процессом взаимодействия с педагогами, взгляд на взаимодействие и взаимопонимание со школой в процессе нравственного развития несовершеннолетних.

Понятие социально-психологической ситуации может рассматриваться как сочетание характеристик организационной составляющей образовательного учреждения в процессе осуществления профилактической работы и характеристик оценки личностного развития (родителей и обучающихся), поскольку личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку выступает и как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия среды.

Опросник оценки социально-психологической ситуации в образовательном учреждении можно использовать и в качестве определения основных направлений профилактической работы, учитывая, что в основе демонстрации асоциального поведения подростками часто лежат социально-психологические факторы.

Реализация профилактических мероприятий в образовательном учреждении согласно разработанному маршруту, как

правило, включает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса: работу с различными группами обучающихся (класс, «группа риска»); чаще всего это реализация программ социально-педагогической направленности12 и развивающих программ в рамках интегра-тивного подхода в профилактике, о котором говорилось выше, при этом форма работы может быть совершенно различной: групповая работа с целым классом по программе, часть занятий которой интегрирована в предметную область обще-ствознания (6-й класс); групповая работа на классных часах, объединенных общей тематикой, например, связанной с овладением определенными компетенциями в решении различного рода задач; работа с малой группой (тренинговые занятия) и т.д.; работа с родителями различных групп обучающихся, в том числе и с родителями обучающихся «группы риска», направленная на повышение их родительской и информационной компетентности по актуальным вопросам профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в ходе проведения родительских собраний; работа с педагогами, направленная на повышение их профессиональной компетентности в сфере профилактики асоциального поведения — обучающие семинары, программы повышения квалификации.

Для осуществления данного вида работы специалистами ЦППС был разработан алгоритм внедрения в деятельность образовательных учреждений района практики продуктивных психолого-педагогических технологий по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, включающий в себя:

12 Жданова М.А., Абашина А.Д. Технологические аспекты разработки социально-педагогических программ поддержки и сопровождения ребенка в ситуации риска // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Мат-лы XVIII Межд. научно-практической конференции. Ответственные редакторы Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2017. — С. 363—367.

Организационный этап: На базе ЦППС:

1. Формирование организационно-ролевой модели управления внедрением:

— назначение ответственных, определение функций, ответственности и полномочий руководителя и исполнителей;

— проведение внутренних организационных совещаний на предмет разъяснения действий руководителей и исполнителей;

— подписание документации, регламентирующей работу руководителей и специалистов-исполнителей.

2. Проведение организационных совещаний с руководством образовательных учреждений района и оформление (подписание) документации, регламентирующей организацию подобной работы (её элементов) и форму её реализации на базе образовательных учреждений (соглашение сторон, нормативные документы, определяющие выбор программы для несовершеннолетних и форму её реализации, и т.д.).

На базе образовательного учреждения:

1. Выбор руководителя и формирование групп исполнителей из числа сотрудников образовательных организаций;

Технологический этап:

• проведение диагностики, дающей оценку социально-психологической ситуации в образовательном учреждении;

• выявление обучающихся, относящихся к группе риска и обучающихся, не относящихся к таковой;

• реализация технологий, способствующих повышению социально-психологической компетентности обучающихся как фактора, снижающего риск проявления асоциального поведения в среде несовершеннолетних (для всех выделенных групп) (программа «Развитие социально-психо-

логической компетентности подростков», программа «Вместе к согласию»);

• реализация технологий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающихся (для всех выделенных групп) (программа «Повышение информационной компетентности подростков по актуальным вопросам профилактики асоциального поведения»);

• проведение углубленной психолого-педагогической диагностики, индивидуальных консультаций, бесед, реализация программ индивидуального сопровождения для несовершеннолетних обучающихся, относящихся к группе социального риска;

• реализация технологий по повышению информационной и психологической компетентности родителей в вопросах асоциального поведения несовершеннолетних (для родителей всех выделенных групп) (Цикл родительских собраний по актуальным вопросам профилактики асоциального поведения несовершеннолетних);

• реализация технологий по повышению родительской компетентности родителей обучающихся, относящихся к группе социального риска (Программа «Ступени»)13;

Методический этап:

• организация методической поддержки педагогам образовательных учреждений:

• методический семинар «Инновационные подходы к профилактике асоциального поведения несовершеннолетних»;

• методический семинар, посвященный вопросам взаимодействия педагогов с родителями «Строим мосты, а не стены»;

13 Бражник Е.И., Абашина А.Д. К вопросу о подготовке социальных педагогов к правозащитной деятельности // Воспитание в изменяющемся мире. Мат-лы I Межд. науч.-практ. конф. 30.01.2015 — Омск: ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», 2015. — С. 58—61.

• разработка методических рекомендаций по итогам внедрения практики продуктивных психолого-педагогических технологий по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних в молодежной среде в условиях образовательных организаций.

В данном направлении деятельности ЦППС необходимо активное и тесное сотрудничество специалистов ЦППС со специалистами службы сопровождения образовательного учреждения (социального педагога и педагога-психолога). И важность такого сотрудничества подчеркивают и профессиональные стандарты специалистов службы сопровождения, поскольку в них прописаны такие трудовые действия, как организация и осуществление совместной деятельности в целях психолого-педагогической коррекции эмоциональных и поведенческих проблем в психическом развитии обучающихся, нарушений их социализации и адаптации и т.п.

Совместная работа специалистов ЦППС и специалистов службы сопровождения образовательного учреждения может быть определена и обменом ресурсов в сфере организации профилактической работы, поскольку ЦППС может выступать ресурсом, который владеет инновационными составляющими в организации профилактической работы, которые могут быть использованы специалистами ОУ.

Любая совместная деятельность ЦППС с образовательными учреждениями района сама по себе является тем важным механизмом, который еще предстоит отработать в целях повышения его эффективности, что оказывается невозможным без активного и плодотворного взаимодействия с сетевыми и межведомственными партнерами. И шаги на пути выстраивания партнерства, причём именно партнерства, а не регламентированного взаимодействия, делаются достаточно успешно.

Это и поиск точек соприкосновения, и заинтересованность партнеров в возможностях другой стороны, определяю-

щих уровень включённости в совместную деятельность. Заинтересованность образовательных учреждений района в методических разработках ЦППС достаточно велика, и, в свою очередь, велика и заинтересованность ЦППС в апробации предлагаемого материала, а также в поиске контингента для своей деятельности. Именно эти обстоятельства позволяют осуществлять совместную работу и быть заинтересованными в её результативности. При этом очень важно наладить процесс формирования и обозначения запроса от образовательных учреждений на тот инструментарий и на те мероприятия, которые повышают эффективность профилактической работы в районе, а также наладить процесс получения обратной связи с целью поддержания нужного уровня заинтересованности и включения в совместную работу.

4. Поддержка инновационных направлений профилактической работы в районе с целью создания информационно-методического ресурса для образовательных учреждений района, по сути дела, тоже может выступать примером заинтересованности образовательных учреждений и ЦППС друг в друге, определяющей уровень включённости в совместную деятельность.

На сегодняшний день одним из инновационных направлений профилактической работы является создание школьной службы медиации в образовательных учреждениях района. ЦППС взял на себя поддержание развития этой инновации, что позволило ему выступать информационно-методическим ресурсом для образовательных учреждений Кировского района в этом вопросе.

Результатом такой работы служит деятельность районного методического объединения руководителей школьных служб медиации Кировского района, а также разработанный специалистами ЦППС сборник документов, регламентирующих деятельность службы школьной медиации, успешно внедренный в Кировском районе Санкт-Петербурга.

Поддержка этого направления позволила осуществлять развитие служб медиации в районе, координировать их работу в образовательных учреждениях, а значит, выстраивать более тесное сотрудничество с сетевыми и межведомственными партнерами, что является важным критерием эффективности профилактической работы в районе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.