Научная статья на тему 'От редактора к 90-летию со дня рождения Александра Александровича Остапца-Свешникова'

От редактора к 90-летию со дня рождения Александра Александровича Остапца-Свешникова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От редактора к 90-летию со дня рождения Александра Александровича Остапца-Свешникова»

К 90-летию со дня рождения Александра Александровича Остапца-Свешникова

От редактора

2018 год стал для Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова» особенно знаменательным -90 лет назад родился основатель Академии и первый ее Президент, ученый, путешественник, педагог-романтик Александр Александрович Остапец-Свеншников. Сегодня Академия носит его имя, а ее Почетные и действительные члены не только бережно хранят педагогическое наследие Александра Александровича, но и теоретически осмысливая, развивают новые научные направления педагогики детско-юношеского туризма в своих исследованиях, методиках и в практике дополнительного туритско-краеведческого образования.

Вы держите в руках номер Вестника Академии детско-юношеского туризма и краеведения, посвященный Александру Александровичу Остапецу-Свешникову (1928-2002 гг.), который гордился тем, что был активным гражданином своей Родины, педагогом, организатором, ученым.

Остапец-Свешников Александр Александрович

• Учитель физкультуры и биологии в школе-интернате № 15 города Москвы.

• Руководитель школьного и межшкольного туристского клуба «Родина» в Первомайском районе Москвы.

• Первый директор Экспериментального Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» ВАО города Москвы (1991-2002 гг.)

• Научный сотрудник АПН СССР, РАО РФ.

• Доктор педагогических наук, профессор.

• Автор монографий, пособий, программ по проблемам педагогики детского туризма (свыше 100 публикаций).

• Научный руководитель аспирантов, соискателей и докторантов (21 диссертационная работа успешно защищена под его руководством).

• Преподаватель в педагогических вузах столицы (Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской,

Московский открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова, Российская международная академия туризма).

• Основатель и первый Президент академии исследователей детского туризма РОО «АДЮТК».

• Учредитель и идеолог региональной детской общественной организации «Юный путешественник».

• Мастер спорта по велосипедному туризму.

• «Отличник народного просвещения».

• Стаж педагогической работы 50 лет.

Александр Александрович сумел прочитать и целесообразно интерпретировать идеи, изложенные в трудах ученых предшественников исследовавших феномен детско-юношеского туризма и краеведения. Он сопоставил их теоретические взгляды с практикой развития личности ребенка (дошкольника, школьник, подростка, юношу) в туристском походе. Соотнес педагогический процесс самодеятельного туристского похода, туристской экспедиции, туристской прогулки, со сложными процессами обучения и воспитания, самоопределения (в том числе профессионального) и социализации, и, на этом базисе разработал теоретический фундамент системы туристско-краеведческой деятельности обучающихся.

С приходом Остапца-Свешникова А. А. в социокультурную академическую среду педагогики детства, в Академии педагогических наук СССР произошло изменение и переосмысление педагогического потенциала детско-юношеского туризма и краеведения, его воздействия на Личность ребенка или подростка. В пространстве научных дискуссий в станах фундаментальной педагогики ученые, современники Александра Александровича, о детско-юношеском туризме и краеведении иногда рассуждали как об одной из форм или одном из методов воспитания ребенка. При этом даже при изучении и интерпретации педагогического наследия А. С. Макаренко большинство исследователей упускали стержень его педагогического опыта - «путешествие как завтрашнюю радость». Пытливый ученый-педагог, одержимый организатор и неутомимый путешественник А. А. Остапец-Свешников в процессе практической педа-гогической деятельности с детьми сумел сопоставить теорию и практику обучения и воспитания средствами СА-МОДЕ-ЯТЕЛЬНОСТИ в детско-юношеских объединениях. Он доказал и апробировал на практике ценностные основы формирования личности ребенка в ТУРИСТСКИХ ЦИКЛАХ и на этой основе разработал фундамент туристско-краеведческой деятельности. Александру Александровичу удалось обосновать, что только в интеграции этих двух феноменов собственно ТУРИЗМА и КРАЕВЕДЕНИЯ в туристском путешествии (экспедиции) возможен положительный воспитательный, социализационный и профориентаци-онный результат. Со-бытие - туристско-краеведческий поход (экспедиция) обеспечивают гносеологическое расширение осваиваемой окружающей среды и социального пространства. Педагогически целесообразная организация совместной деятельности (самодеятельности) педагога и детей позволяют неформально взаимодействовать в походном коллективе и погружаться в социально профессиональные пробы при производстве туристского продукта (приготовление обеда, оборудование бивака, разбивка лагеря, оформление отчета о путешествии) и тут же на месте его потреблять, чувствуя свою социальную ответственность!

Остапец-Свешников А. А. был одним из идеологов и организаторов в 1998 научно-педагогической школы (образовательного кластера) ПЕДАГОГИКИ ДЕТСКО-ЮНОШЕС-КОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ. Он помогал педагогам-практикам абстрагироваться от повседневной педагогической практики - организации

туристской краеведческой деятельности, переосмыслить собственный педагогический багаж и опыт коллег, проанализировать и научно обосновать ценность идей, теории, методики и практики при написании докторских и кандидатских диссертаций, научных статей и книг. Совместными усилиями Остапца-Свешникова А. А., Квартального В. А., Чепика В. Д., Константинова Ю. С., Дрого-ва И. А. и др. с 1999 года широко стала осуществляться подготовка научно-педагогических кадров для системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности:

- педагогов-исследователей (сдавших экзамены кандидатского минимума в аспирантуре);

- кандидатов и докторов наук при различных диссертационных советах в регионах России.

Так показательно, что в период с 1952 г. по 1998 г. было защищено 5 докторских и 73 кандидатские диссертации по различным аспектам туристско-краеведческой работы (деятельности), а 1999 г. по 2018 было защищено 3 докторские и более 122 кандидатских диссертаций по тематике дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности.

Этот процесс позволил существенно, качественно усилить позиции системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности в регионах России, Республики Казахстан и Украине.

Одним из ярких личностных качеств Александра Александровича как учителя была интуитивная способность понять, почувствовать другого человека, педагога или ребенка. Четко определить состояние его души и вектор творческих потребностей, научного поиска в педагогике детско-юношеского туризма и краеведения или стремления ребенка к самовыражению и самореализации в активной деятельности. Он никогда не отгораживался от коллег, людей, детей, и умел радоваться жизни, ценить каждый ее миг. Он умел убедить, увлечь, организовать, сподвигнуть на «Подвиг», вести за собой.

В год 90-летия Академия выпустила Медаль имени А. А. Ос-тапца-Свешникова (1928-2018). Медалью награждаются не только Академики Академии, но и ученые, педагоги, общественные деятели, активно продвигающие и развивающие идеи Александра Александровича по развитию детско-юношеского туристско-краеведческого движения, готовящие педагогические кадры для

системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности.

Каждый из авторов статей журнала неоднократно был участником событий, в которых Александр Александрович выступал в различных «ипостасях», раскрывая свою многогранную Личность, щедро делился опытом и идеями, душевной добротой. Каждый отметит в своих статьях какие-то свои, удивительные штрихи к портрету А. А. Остапца-Свешникова. Хочется искренне надеяться, что каждый читатель номера откроет для себя чуточку нового не только в портрете Учителя но и почерпнет для себя много нового и полезного для практической педагогической деятельности с детьми и подростками, опираясь на идеи концепции «Школа жизни - окружающий мир»

Д. В. Смирнов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.