Научная статья на тему 'ОТ КОНТАКТНОСТИ К БАРЬЕРНОСТИ: РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГРАНИЦА И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОТ КОНТАКТНОСТИ К БАРЬЕРНОСТИ: РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГРАНИЦА И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГРАНИЦА / КОНТАКТНОСТЬ ГРАНИЦЫ / БАРЬЕРНОСТЬ ГРАНИЦЫ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЕДИНЯЮЩАЯ ГРАНИЦА / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ГРАНИЦА / ТРАНСГРАНИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лапенко Марина Владимировна, Онучко Марина Юрьевна

Пандемия COVID-19, начавшаяся с конца 2019 г., к сожалению, до сих пор не окончена, а заболеваемость имеет волнообразный характер. Ситуация с введением и снятием ограничительных мер постоянно меняется в каждой отдельной стране. При этом угроза выживанию населения стран и необходимость принятия быстрых решений снова выдвинули национальные государства на первый план для борьбы с распространением пандемии через контроль границ и разные формы карантина, даже в рамках эффективных форм интеграционных объединений, таких как ЕС и ЕАЭС. Безусловно, текущая санитарноэпидемиологическая ситуация повлияла на функции российско-казахстанской границы и развитие приграничного сотрудничества России и Казахстана. Статья посвящена рассмотрению соотношения таких функций российско-казахстанской границы, как контактность и барьерность. С развитием евразийской интеграции и началом функционирования Евразийского экономического союза роль приграничного сотрудничества России и Казахстана повысилась, а функция контактности государственной границы усилилась, поскольку именно приграничные регионы являются точками входа на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Сложились факторы перехода российско-казахстанской границы из типа «соединяющей» в тип «интеграционной». Однако пандемия COVID-19 не только замедлила этот процесс, но и усилила барьерную функцию российско-казахстанской границы, снизила деловую активность и гуманитарные связи в приграничных регионах. Авторы приходят к следующим выводам: учитывая приоритеты развития Евразийского экономического союза до 2025 г., России и Казахстану необходимо выработать общую политику реагирования на распространение пандемии и минимизации ее последствий, обеспечить продовольственную и биологическую безопасность приграничных регионов, создать алгоритм организации «зеленых коридоров» для экспортеров и «транзитных коридоров» для мигрантов, разработать меры по сохранению контактной функции российско-казахстанской границы даже в условиях ее частичного или полного закрытия через современные средства коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лапенко Марина Владимировна, Онучко Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM CONTACT TO BARRIER: THE RUSSIAN-KAZAKH BORDER AND CROSS-BORDER COOPERATION IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS DISEASE (COVID- 19)

Unfortunately, the COVID-19 pandemic, which began in late 2019, is still not over, and the incidence of the disease has a ripple effect. The situation with the introduction and removal of restrictive measures is constantly changing in each country. At the same time, the threat to the survival of national populations and the need for quick decisions have again brought national states to the forefront to combat the spread of the pandemic through border control and various forms of quarantine, even within effective forms of integration unions such as the EU and the EAEU. Certainly, the current sanitary and epidemiological situation has affected the functions of the Russian-Kazakh border and the development of cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan. The article is devoted to the correlation of such functions of the Russian-Kazakh border as cross-border mobility and barrier function. Due to the development of Eurasian integration and the launch of the Eurasian Economic Union, the role of cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan has increased, and the function of cross-border mobility has intensified because the border regions are the entry points for the movement of goods, services, capital, and labor. The factors of the transition of the Russian-Kazakh border from the ‘connecting’1 to the ‘integrational’ type have taken shape. However, the COVID-19 pandemic has not only slowed down this process but also strengthened the barrier function of the Russian-Kazakh border, reducing business activity and humanitarian ties in the border regions. The authors come to the following conclusions: taking into account the development priorities of the Eurasian Economic Union until 2025, Russia and Kazakhstan need to develop a common policy to respond to the spread of the pandemic and minimize its consequences, ensure food and biological security of border regions, create an algorithm for organizing "green corridors" for exporters, and "transit corridors" for migrants, to develop measures to preserve the contact function of the Russian-Kazakh border even in conditions of its partial or complete closure through modern means of communication.

Текст научной работы на тему «ОТ КОНТАКТНОСТИ К БАРЬЕРНОСТИ: РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГРАНИЦА И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Научная статья / Research article

От контактности к барьерности: российско-казахстанская граница и приграничное сотрудничество в условиях пандемии СОУГО-19

М.В. Лапенко

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, Россия https://orcid. org/0000-0003-1946-5521; lapenkomv@mail.ru

М.Ю. Онучко

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-4996-9616; onuchko@mail.ru

Аннотация. Пандемия COVID-19, начавшаяся с конца 2019 г., к сожалению, до сих пор не окончена, а заболеваемость имеет волнообразный характер. Ситуация с введением и снятием ограничительных мер постоянно меняется в каждой отдельной стране. При этом угроза выживанию населения стран и необходимость принятия быстрых решений снова выдвинули национальные государства на первый план для борьбы с распространением пандемии через контроль границ и разные формы карантина, даже в рамках эффективных форм интеграционных объединений, таких как ЕС и ЕАЭС. Безусловно, текущая санитарно-эпидемиологическая ситуация повлияла на функции российско-казахстанской границы и развитие приграничного сотрудничества России и Казахстана. Статья посвящена рассмотрению соотношения таких функций российско-казахстанской границы, как контактность и барьерность. С развитием евразийской интеграции и началом функционирования Евразийского экономического союза роль приграничного сотрудничества России и Казахстана повысилась, а функция контактности государственной границы усилилась, поскольку именно приграничные регионы являются точками входа на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Сложились факторы перехода российско-казахстанской границы из типа «соединяющей» в тип «интеграционной». Однако пандемия COVID-19 не только замедлила этот процесс, но и усилила барьерную функцию российско-казахстанской границы, снизила деловую активность и гуманитарные связи в приграничных регионах. Авторы приходят к следующим выводам: учитывая приоритеты развития Евразийского экономического союза до 2025 г., России и Казахстану необходимо выработать общую политику реагирования на распространение пандемии и минимизации ее последствий, обеспечить продовольственную и биологическую безопасность приграничных регионов, создать алгоритм организации «зеленых коридоров» для экспортеров и «транзитных коридоров» для мигрантов, разработать меры по сохранению контактной функции российско-казахстанской границы даже в условиях ее частичного или полного закрытия через современные средства коммуникации.

Ключевые слова: российско-казахстанская граница, контактность границы, барьерность границы, евразийская интеграция, приграничное сотрудничество, соединяющая граница, интеграционная граница, трансграничное взаимодействие.

Для цитирования: Лапенко М.В., Онучко М.Ю. От контактности к барьерности: российско-казахстанская граница и приграничное сотрудничество в условиях пандемии СOVID-19. Постсоветские исследования. 2021;4(7):604-615.

Финансирование: статья подготовлена в рамках программы целевого финансирования BR10965282 Казахстанско-российская граница: исторический контекст и новая геополитическая реальность.

From contact to barrier: the Russian-Kazakh border and cross-border cooperation in the context of the coronavirus disease (COVID-19)

Marina V. Lapenko

Saratov State University, Saratov, Russia https://orcid.org/0000-0003-1946-5521; lapenkomv@mail.ru

Marina Yu. Onuchko

Eurasian National University named after L.N. Gumilyov, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan https://orcid.org/0000-0003-4996-9616; onuchko@mail.ru

Abstract. Unfortunately, the COVID-19 pandemic, which began in late 2019, is still not over, and the incidence of the disease has a ripple effect. The situation with the introduction and removal of restrictive measures is constantly changing in each country. At the same time, the threat to the survival of national populations and the need for quick decisions have again brought national states to the forefront to combat the spread of the pandemic through border control and various forms of quarantine, even within effective forms of integration unions such as the EU and the EAEU. Certainly, the current sanitary and epidemiological situation has affected the functions of the Russian-Kazakh border and the development of cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan. The article is devoted to the correlation of such functions of the Russian-Kazakh border as cross-border mobility and barrier function. Due to the development of Eurasian integration and the launch of the Eurasian Economic Union, the role of cross-border cooperation between Russia and Kazakhstan has increased, and the function of cross-border mobility has intensified because the border regions are the entry points for the movement of goods, services, capital, and labor. The factors of the transition of the Russian-Kazakh border from the 'connecting'1 to the 'integrational' type have taken shape. However, the COVID-19 pandemic has not only slowed down this process but also strengthened the barrier function of the Russian-Kazakh border, reducing business activity and humanitarian ties in the border regions. The authors come to the following conclusions: taking into account the development priorities of the Eurasian Economic Union until 2025, Russia and Kazakhstan need to develop a common policy to respond to the spread of the pandemic and minimize its consequences, ensure food and biological security of border regions, create an algorithm for organizing "green corridors" for exporters, and "transit corridors" for migrants, to develop measures to preserve the contact function of the Russian-Kazakh border even in conditions of its partial or complete closure through modern means of communication.

Keywords: Russian-Kazakh border, cross-border mobility, barrier function, Eurasian integration, cross-border cooperation, connecting the border, integration border, cross-border interactions.

For citation: Marina V. Lapenko, Marina Yu. Onuchko. From contact to barrier: the Russian-Kazakh border and cross-border cooperation in the context of the coronavirus disease (COVID-19). Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(7):604-615.

Funding: the article was prepared within the framework of the targeted financing program BR10965282 Kazakh-Russian border: Historical context and New Geopolitical Reality.

1 The border with a developed transport network, which play an important role in foreign trade

Государственная граница является важным признаком суверенитета страны и состоятельности государства. Россия и Казахстан за 30 лет постсоветского развития прошли длинный путь определения государственных границ, процесса делимитации и демаркации границ, развития различных форматов приграничного сотрудничества, создания пограничных институтов. При этом, как показала пандемия COVID-19, этот путь еще не до конца пройден, поскольку страны оказались неподготовленными к внезапному закрытию государственных границ.

Терминологическое определение

границы в зарубежной и отечественной науке весьма различны. Прежде всего, различают «государственную границу», как жесткий фиксированный предел

суверенитета определенной страны, и «границу», как социально-географическую зону (вдоль границы или вокруг пункта в пределах страны), в пределах которой наблюдаются пограничные процессы и явления [Колосов, 2005. С. 301-313]. Ключевыми англоязычными терминами, которые чаще всего переводятся на русский язык как слово «граница», являются «border», «borderland», «boundary».

С определением границ тесно связаны решения пограничных проблем и развитие приграничного сотрудничества,

соответственно, такие понятия, как «приграничье», «пограничный регион», «пограничная политика» («edge», «boundary», «border», «borderlands», «margin») [Дмитриева, 2008. С. 14-15.].

Приграничное сотрудничество является особой формой межгосударственного взаимодействия стран, имеющих общие границы. Главные задачи приграничного сотрудничества - это укрепление отношений между странами через экономические, торговые, культурные, гуманитарные связи приграничных территорий; обеспечение устойчивого развития самих приграничных территорий; содействие росту благосостояния населения, участвующего в приграничном

сотрудничестве регионов.

В зависимости от характера этих отношений влияние государственных

границ на развитие приграничных регионов может проявляться в форме таких основных их функций, как барьерность и контактность. Барьерное обособление подразумевает защиту интересов национальных производителей и

потребителей в духе политики государственного протекционизма. А контактность, напротив, выражается в большей открытости границ для перемещения через них людей, товаров, услуг или капиталов.

На реализацию контактной функции влияет ряд факторов: в частности, рамки законодательно-правовой базы стран; развитость межгосударственных

экономических и гуманитарных связей; состояние институтов, занимающихся обеспечением двусторонних и

многосторонних международных связей (к ним относятся торговые палаты и официальные представительства государств, регионов или посреднические компании и так далее); степень развитости транспортно-логистической инфраструктуры. Также непосредственное влияние на обозначенные процессы оказывает уровень

экономического развития самих

приграничных территорий и их вовлеченность в международные связи. Соответственно, если приграничные регионы имеют депрессивное состояние экономики, то это не только мешает развитию двухсторонних

межгосударственных связей, но и препятствует вхождению страны в процессы глобальной торговли.

По мере развития мировых торговых отношений набирают обороты тенденции перехода к постепенному приспособлению границ под принципы открытой торговли -с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений. Соотношение барьерности и контактности меняется у ряда стран в различных макрорегионах мира. Согласование интересов государств происходит в том числе на площадке Всемирной торговой организации.

Тем не менее, следует признать, что контактность границ напрямую зависит от нескольких составляющих, к которым

можно отнести социально-культурные связи в приграничье, схожесть их экономических и правовых систем, взаимную культурную и политическую близость.

При наличии жестких противоречий в обозначенных рамках контактность уступает место барьерности, значительно усложняющей процессы взаимовыгодной торговли и кооперации народнохозяйственных систем, и наоборот, при наличии устойчивых социально-

экономических связей и культурного многообразия барьерность в приграничье уходит и проявляется контактность, максимально сближающая сами территории и их население.

Граница является местом, где пересекается жизнедеятельность социумов государств, особенно заметны многие тенденции межгосударственных связей, происходят внешнеполитические,

экономические и гуманитарные контакты. Кроме того, приграничное сотрудничество содействует в решении отдельных сложных вопросов межгосударственных отношений и даже таких, по которым пока нет решений на уровне высшей государственной власти.

Начало формирования российско-казахстанского приграничья.

В результате распада Советского союза и появления 15 новых государств более половины из 85 федеративных субъектов Российской Федерации получили статус приграничных или прибрежных2.. В разные периоды на долю приграничных регионов РФ приходится от 40 до 70 % всей внешней торговли.

При этом регионы, находящиеся по периметру границ, имеют серьезную дифференциацию по уровню

экономического развития, степени активности внешнеэкономической

деятельности и вовлеченности в межгосударственные отношения. Так,

2 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283 99/

например, в российско-казахстанском пограничье наиболее развиты и активны такие регионы РФ, как Новосибирская, Оренбургская, Астраханская и Самарская области, а наименее развиты Саратовская и Волгоградская.

Из западных приграничных регионов России наиболее развитой является Ленинградская область, которая в настоящее время активно реализует Программу приграничного сотрудничества «Россия -Латвия» на период с 2014 по 2020 гг3. Активную внешнеэкономическую

деятельность осуществляет и

Дальневосточный регион.

В современных экономических условиях повышается не только роль приграничного взаимодействия, но и в целом межрегионального сотрудничества,

развитие которого обеспечено принятием комплекса правовых, финансовых, организационных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях Российской Федерации.

Нормативную базу на федеральном уровне составляют правовые акты, регулирующие общие вопросы

межрегионального сотрудничества.

В Указе Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» в качестве целей и задач региональной политики определено создание единого экономического пространства и развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других)4.

Общий порядок обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей определены Федеральным законом «О координации международных и

3 Программа приграничного сотрудничества «Россия - Латвия» на период с 2014 по 2020 гг. http://latruscbc.eu/wp-content/uploads/2016/11/Latvia-Russia-JOP.EC-Approved.RUS_.Final_.modified.pdf

4 Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 "Об

Основных положениях региональной политики в Российской Федерации"

http://www.consultant ru/document/cons_doc_LAW_105 90/

внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» 4-ФЗ от 4 января 1999 г.). Закон гласит, что субъекты Российской Федерации обладают правом на осуществление внешнеэкономических

связей с субъектами иностранных государств, а также правом на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели5.

Важная роль межрегионального сотрудничества по отдельным направлениям экономической, культурной, молодежной и информационной политики

провозглашается в Концепции

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года6.

Внешнеэкономические связи развивают не только приграничные регионы России, межрегиональные связи с зарубежными партнерами есть практически у всех субъектов Российской Федерации. В зависимости от уровня социально-экономического развития того или иного региона выстраиваются и межрегиональные связи субъектов Российской Федерации и внешних партнеров. При этом, например, Республика Татарстан, не являющаяся приграничным регионом, тем не менее является лидером в развитии внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей.

С развитием евразийской интеграции и началом функционирования Евразийского экономического союза повышается роль приграничного сотрудничества, именно приграничные регионы являются точками входа на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

5 Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 04.01.1999 N 4-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214 76/

6 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_821 34/

Приграничье России и Казахстана составляют 12 российских и 7 казахстанских регионов, расположенных вдоль одной из самых протяженных в мире (7512 км) сухопутных границ. С началом работы Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС эти регионы получили дополнительные стимулы для развития за счет снятия таможенных и некоторых других ограничений на границе. В 2010 -2012 гг. увеличился товарооборот приграничных регионов, наблюдался рост числа совместных кампаний, увеличились инвестиции из России в Казахстан и из Казахстана в Россию7.

Российско-казахстанская граница в рамках развития евразийской

интеграции.

С началом деятельности Евразийского экономического союза изменяются и условия внешнеэкономической

деятельности субъектов РФ, начинается новый этап в развитии приграничного и межрегионального сотрудничества. В рамках ЕАЭС пока не выработана общая Концепция развития приграничных регионов, как это сделано, например, в рамках СНГ8. Однако принятие нового Таможенного кодекса ЕАЭС и задача создания общего рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала непосредственно влияют на развитие приграничного и межрегионального сотрудничества.

Если придерживаться функционального принципа определения роли границ и их типологии, которую предложил российских исследователь В.А.Колосов, то российско-казахстанская граница в новых условиях развития евразийской интеграции должна была перейти из типа «соединяющей» в тип «интеграционной» [Колосов, 2005].

«Соединяющие границы», по его мнению, предполагают наличие стабильных

7 Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России. - Санкт-Петербург, 2012. - С.

6-7.

8

Решение о Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 года

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;ba se=INT;n=43259#09749074962064914

союзов, совместное участие в организациях, формирование долговременных общих интересов, развитие своеобразной культуры приграничных районов. Границы в этом типе открыты, потоки через границу идут не только на межгосударственном, но и на местном уровне. Государства проводят особую региональную политику,

направленную на развитие приграничных регионов на двусторонней или многосторонней основе. Такие границы являются зонами инноваций.

Наивысший тип развития границ, по мнению В.А. Колосова, - это интеграционные границы. Их

существование подразумевает наличие общей региональной стратегии и отсутствие ограничений на границах, они возникают на стадии завершения формирования единого экономического пространства. Характерные процессы для такого типа границ - это ликвидация барьеров и предубеждений, формирование специальных органов управления трансграничных регионов.

Логика развития Евразийского экономического союза должна была привести к тому, что российско-казахстанская граница могла стать интеграционной. К основным документам, которые регулируют функционирование российско-казахстанской границы,

относятся такие документы, как Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 год; Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 года; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве от 7 сентября 2010 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 11 ноября 2013 год, и теперь к ним добавился Договор о евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Однако пандемия СОУГО-19 внесла существенные изменения в функциональные

характеристики государственной границы между Россией и Казахстаном. Режим реагирования на распространение вируса был различным. В Казахстане было введено чрезвычайное положение с комендантским часом по всей стране с 16 марта 2020 г. В России действовал гибридный режим, который в течение 2 месяцев называли по-разному: первая неделя - режим нерабочих дней; далее - самоизоляция и ситуация повышенной готовности в регионах (на усмотрение региональных властей); в начале мая - режим ограничений, но решение по границам в России и Казахстане было одинаковым - закрытие.

16 марта 2020 г. в связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения коронавирусной инфекции СОУШ-19 пандемией, правительство Казахстана закрыло российско-казахстанскую

государственную границу9. Было прекращено регулярное авиасообщение, закрыто железнодорожное и автомобильное движение. Россия также на фоне пандемии коронавируса с 27 марта 2020 г. прекратила регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами, в том числе с Республикой Казахстан.

Граждане РФ, оказавшиеся на тот момент на территории РК, и граждане Казахстана, имеющие разрешение на временное пребывание (РВП) или вид на жительство в России (ВНЖ), могли вернуться на территорию Российской Федерации только на специально организованных Министерством

иностранных дел России вывозных рейсах из г. Нур-Султана и г. Алматы. Воспользоваться вывозными рейсами могли россияне, выехавшие из РФ только после 1 января 2020 года и зарегистрированные на портале Госуслуг.

Соответственно, граждане РК и россияне, имеющие РВП или вид на жительство в Казахстане, оказавшиеся на территории России, могли вернуться в

9 О временном изменении порядка пересечения российско-казахстанской государственной границы с 16 марта 2020 года https://www.mid.ru/ru/maps/kz/-/asset_publisher/44tjMzWwjAFr/content/id/4086903

Казахстан на вывозных рейсах, организованных Министерством

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иностранных дел РК из г.Москвы.

Почти полтора месяца было потрачено Министерствами иностранных дел и посольствами России и Казахстана в сотрудничестве с органами безопасности и санитарно-эпидемиологическими службами двух стран на решение всех вопросов, связанных с возможностью выполнения вывозных авиарейсов и полетов чартерных бортов. Вывоз граждан осуществлялся на коммерческой основе, ценовую политику определяли сами авиакомпании.

Приобретенные ранее авиабилеты не подлежали использованию на данных рейсах. И только некоторые авиакомпании позже вернули денежные средства за приобретенные авиабилеты на отмененные рейсы в виде сертификатов. Граждане, прибывающие из Республики Казахстан, должны были находиться на изоляции в течение двух недель по месту регистрации. В случае, если вывозной рейс был в Москву и прибывающие граждане не имели регистрации в Москве или Московской области, они помещались в

специализированные резервации.

6 июня 2020 г. правительство РФ выпустило распоряжение №1511, согласно которому иностранным гражданам разрешили въезжать в Россию для прохождения лечения.

С 21 сентября 2020 г. Россия возобновила международное авиасообщение с Казахстаном и, соответственно, была отменена программа вывозных рейсов для россиян в связи с возобновлением международного авиасообщения.

Прибывающие граждане Российской Федерации должны были заполнить форму на Едином портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде до вылета и анкету прибывающего на борту, далее в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации они должны пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате исследования в специальной форме на Едином портале государственных услуг. До получения результатов

лабораторного исследования необходимо было находиться на режиме изоляции.

По состоянию на 25 сентября 2020 года по данным Департамента Ситуационно-кризисный центр МИД России с 18 марта в Российскую Федерацию возвратилось более 312 тыс. соотечественников, было совершено 556 вывозных рейсов из 38 стран, в том числе из Казахстана10.

Что касается порядка пересечения российско-казахстанской границы

сухопутным путем, то до настоящего момента граница остается закрытой для пересечения, исключение составляют лица, имеющие дипломатические паспорта, граждане, направляющиеся на лечение, студенты.

В период пандемии несогласованность национальных мер, связанных с границей, привела к значительным сложностям в информировании населения и

коммуникациях с бизнесом и обществом. В результате возникли сложности с пересечением границы грузоперевозчиками и поставщиками.

Возникли проблемы с поставками продовольствия через границу. Из-за введения чрезвычайного положения в Казахстане глава государства поручил не допустить нехватки социально значимых товаров и обеспечить их неснижаемый запас, поэтому министерство сельского хозяйства (МСХ) ввело регулирование экспорта некоторых товаров. Ограничение на экспорт некоторых товаров в Казахстане ввели для обеспечения продовольственной безопасности на основе Приказа Министра сельского хозяйства Республики Казахстан «О введении запрета на вывоз отдельных товаров с территории Республики Казахстан в третьи страны» от 22 марта 2020 года № 10311. Ограничение должно было носить временный характер на период действия чрезвычайной ситуации в Казахстане. В перечень запрещенных продуктов вошли:

Список осуществленных вывозных рейсов https ://www.mid.ru/vyvoznye-rej sy

11 «О введении запрета на вывоз отдельных товаров

с территории Республики Казахстан в третьи страны» // https://atameken.kz/rn/news/35221-kazahstan-vvel-vremennyj-zapret-na-eksport-osnovnyh-pшduktov-pitaniya

гречка, мука пшеничная или пшенично-ржаная, капуста, морковь, репа, свекла, лук, сахар, семена подсолнечника и подсолнечное масло. Данная мера является мерой нетарифного регулирования, которая введена в целях предотвращения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных товаров в условиях ЧС.

При этом поставщики

продовольственных товаров не всегда оперативно и своевременно получали актуальную и объективную информацию о вводимых ограничениях. Так, например, были сорваны отгрузки местных овощей, в частности, капусты с южных районов Казахстана в Российскую Федерацию. При этом в официальном сообщении министерства было заявлено: «Некоторые казахстанские фермеры не ознакомились с информацией из официальных источников либо неправильно её поняли. МСХ вынуждено вновь заявить: запрет на экспорт капусты как в дальнее, так и в ближнее зарубежье не планировался и не вводился. Экспорт капусты разрешён, в том числе и на территорию России»12.

Изменения произошли и в поставках медицинских изделий и лекарственных препаратов. С одной стороны, были приняты меры, направленные на улучшение ситуации. В рамках ЕАЭС от уплаты таможенных пошлин были освобождены средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, материалы для их производства, лабораторные реагенты, вакцины, фармацевтические субстанции, медицинские морозильники, контейнеры, термосумки, эндоскопы, термометры бесконтактные, одноразовые пипетки, передвижные дезинфекционные

установки13. Помимо этого, расширен список товаров, используемых для производства лекарственных средств, а также товаров медицинского назначения (термосумки, плёнки для герметизации флаконов, медицинские морозильники), ввоз которых в период с 16 марта по 30 сентября 2020 г. осуществляется беспошлинно при условии подтверждения целевого назначения таких товаров уполномоченными органами в сфере здравоохранения.

С другой стороны, органы исполнительной власти вводили

дополнительные ограничения.

Министерство здравоохранения Республики Казахстан Приказом № 56-НК от 20.02.2020 г. ввело запрет на вывоз средств индивидуальной защиты14. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2020 № 223 сроком по 1 июня 2020 г. был установлен временный запрет на вывоз отдельных видов продукции по установленному перечню, которые могут быть использованы в качестве средств нераспространения новой коронавирусной инфекции, среди них: респираторы противоаэрозольные,

одноразовые комбинезоны химической защиты, противочумные костюмы многоразовые, бахилы, маски, марля, бинты, средства дезинфицирующие, перчатки медицинские, маски медицинские и другое.

На практике получалось, что средства индивидуальной защиты, лекарственные препараты, среди которых антибиотики, противовирусные препараты,

жаропонижающие средства, было практически невозможно провести через границу России и Казахстана. Исключения делались только при поставках гуманитарных грузов. Так, например, в рамках акции «Добрососедство»,

12 На юге Казахстана крестьяне не могут сбыть урожай капусты. МСХ говорит, что запрета на экспорт нет // https://informburo.kz/novosti/na-yuge-kazahstana-krestyane-ne-mogшt-sbyt-urozhay-kapusty-msh-govorit-chto-zapreta-na-eksport-net.html; «Капуста пропадает». Казахстанским фермерам ответил Минсельхоз

https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kapusta-

propadaet-kazahstanskim-fermeram-otvetil-minselhoz-

398155/

13 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии

от 24 марта 2020 г. N 41 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования"

https://www.alta.ru/tamdoc/20kr0041/

14 Приказ № 56-НК 20.02.2020 от «О запрете выдачи разрешений на вывоз средств индивидуальной защиты» https://www.alta.ru/tamdoc/20kz0056/

инициированной российскими

некоммерческими организациями в приграничных регионах с июля по август 2020 г. была оказана гуманитарная помощь на сумму более 14,5 млн. тенге (или 2,5 млн. рублей)15. Гуманитарные грузы доставлены из гг. Москвы, Астрахани, Екатеринбурга, Саратова, Оренбурга, Казани и Уфы в гг. Нур-Султан, Алматы, Уральск, Аксай, Актау, Павлодар, Усть-Каменогорск.

Возник кризис и с трудовыми мигрантами, которые находились в России на момент начала пандемии и хотели пересечь российско-казахстанскую границу. Основные ограничения коснулись миграционной мобильности в связи с тем, что главной целью государств стала минимизация личных контактов населения и нераспространение вируса через закрытие границ и остановку или сокращение перевозок всеми видами транспорта. Многие граждане и мигранты не могли получить достоверную информацию о возможных способах пересечения границы.

Россия и Казахстан либерализировали миграционное законодательство в области проживания и доступа на рынок труда иностранных граждан на время пандемии COVID-19, в частности, автоматически продлили сроки действия патентов, виз, рабочих разрешений для иностранцев, сроки пребывания иностранцев, также было приостановлены депортация и выдворение.

Тем не менее, большинство мигрантов неожиданно потеряли работу, а некоторые даже не получили расчета по заработной плате. Многие мигранты, потеряв работу, лишились возможности оплачивать жилье, многие из них не имели медицинских полисов страхования и опасались заражения вирусом COVID-19. Политика властей по изоляции мигрантов в общежитиях в случае обнаружения у них COVID-19 и запрет выходить даже за продуктами также усугубили положение. Языковой барьер в коммуникации с врачами - еще одна

15 «Добро-Соседство»: Российские общественники прислали в Казахстан гуманитарную помощь на 14,5 млн тенге https://toppress.kz/article/dobro-sosedstvo-шssiiskie-obsh-estvenniki-prislali-v-kazahstan-gumanitamuyu-pomosh-na-145 -mln-tenge

возникшая проблема; многие мигранты, не зная русского языка, не могли объяснить врачам скорой помощи свое самочувствие и получить квалифицированную помощь.

Поэтому мигранты из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана начали самостоятельно двигаться из г. Москвы и других регионов в приграничные области РФ с надеждой пересечь границу России и Казахстана, однако оказались в патовой ситуации, потому что в связи с распространением коронавирусной

инфекции действовали ограничения, и граница была закрыта для пересечения. Мигранты приехали из разных регионов России и требовали создать коридор через территорию Казахстана для возвращения на родину.

В результате несколько тысяч мигрантов были вынуждены жить в стихийно организованных палаточных лагерях в Оренбургской, Самарской областях и Республике Башкортостан и ждать решения вопроса об открытии российско-казахстанской границы и возможности транзита через территорию Казахстана. Ситуация обострялась распространением коронавирусной инфекции COVID-19, антисанитарными условиями, в которых находились мигранты, также существовала реальная возможность обострения межэтнической ситуации или силового штурма пограничных пунктов.

К разрешению ситуации подключились министерства иностранных дел, посольства и консульства, а также санитарно-эпидемиологические службы России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. С мая по сентябрь 2020 г. из России через Казахстан было организовано шесть транзитных коридоров, через которые мигранты смогли вернуться на родину.

Пандемия COVID-19 и введенные ограничения, безусловно, отразились на развитии торгово-экономического

сотрудничества приграничных регионов России и Казахстана, негативно сказалась на развитии гуманитарных связей и поддержании уровня общения между людьми. Барьерная функция российско-казахстанской границы повысила свою

значимость, а контактная сведена к минимуму за все прошедшие 30 лет.

Дальнейшая перспектива реализации среднесрочных задач ЕАЭС, в частности реализация стратегии Евразийского экономического союза до 2025 года создают абсолютно новые условия для развития приграничного и межрегионального сотрудничества. При этом необходимо сделать существенные выводы из анализа ситуации, связанной с пандемией СОУГО-19.

Необходимо в будущем выработать общую политику реагирования на распространение пандемии и реализацию совместных мер по борьбе с ее последствиями, разработать понятный и быстрый способ организации «зеленых коридоров» для экспортеров из России и Казахстана и «транзитных коридоров» для мигрантов. На эти процедуры не должно уходить по несколько месяцев. Решения должны носить оперативный характер.

России и Казахстану необходимо адаптировать программы регионального развития с учетом современных вызовов; включить меры обеспечения

продовольственной безопасности, развития кооперации сельскохозяйственных

производителей и совместных цепочек поставок продовольственных товаров; подумать о создании в приграничных регионах продовольственных хабов на случай необходимости взаимных поставок; создавать и развивать совместное производство и поставки лекарственных средств и медицинских изделий. География приграничных регионов такова, что некоторые их них находятся друг к другу намного ближе, чем соседние области и регионы своих стран.

Необходимо развивать и более активно использовать телемедицину, онлайн

образование для того, чтобы сохранить высокую динамику гуманитарных связей в российско-казахстанском приграничье. Можно и нужно развивать совместную интегрированную образовательную онлайн-платформу, которая позволит обеспечить непрерывное образование. Карантинные меры не должны парализовать жизнь в приграничных регионах, и даже в условиях локдауна необходимо сохранять принципы взаимопомощи и совместного решения возникающих проблем. Как показала скорость распространения пандемии СОУГО-19 в современном мире, оказалось практически невозможно закрыть государственную границу «на замок».

Пандемия СОУГО-19 серьезно ограничила физическое взаимодействие приграничных регионов. В этой связи повышается значимость интернет-сообществ как эффективного инструмента по развитию институтов самоуправления и повышению гражданской активности.

На данный момент сухопутная граница России и Казахстана по-прежнему закрыта. Поезда и автобусные маршруты еще не восстановили свою работу, а проехать через границу на машине могут лишь некоторые категории граждан. При этом темпы и масштаб распространения пандемии не снижается, а статистика заболевших демонстрирует рост. То, насколько повлияло закрытие российско-казахстанской границы на снижение заболеваемости СОУГО-19, необходимо исследовать дополнительно, но то, что это снизило деловую активность, стало препятствием для общения родственников и друзей, нарушило образовательные и культурные связи приграничных регионов, сказать уже сейчас можно однозначно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вардомский Л.Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития. М.: ИМЭПИ РАН, 2000. - 151 с.

Дмитриева С.И. Лимология. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского

государственного университета, 2008. - 112 с. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для студентов вузов. / В.А. Колосов, Н.С. Мироненко. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 479 с.

Лапенко М.В., Аршинов Ю.Е., Лешуков В.С., Алексеев Д.С., Балаян А.А., Миронов С.П., Айрапетян А.С. Приграничное сотрудничество России и Казахстана. Нормативно-правовое и гуманитарное измерение в контексте евразийской интеграции (на примере Саратовской области, Самарской области, Оренбургской области, Западно-Казахстанской области РК и Актюбинской области РК). Саратов. 2016. - 201 с. Лапенко М.В. ЕАЭС: пространство экономической интеграции: учебно-методические

материалы 2018 №8. Российский совет по международным отношениям. М., 2018. 124 с. Рязанцев С. В., Молодикова И. Н., Брагин А. Д. Влияние пандемии COVID-19 на положение мигрантов на рынках труда стран СНГ // Балтийский регион. 2020. Т. 12, No 4. С. 10 - 38. Цветкова О. В Политическое пространство России: границы и пограничье. Москва: Логос, 2015. - 147 с.

Borders and Border Regions in Europe Changes, Challenges and Chances Arnaud Lechevalier, Jan

Wielgohs (eds.) Verlag, Bielefeld. 2013. 271 p. Vladimir Kolosov, «Phantom borders: the role in territorial identity and the impact on society», Belgeo [Online], 2 | 2020, Online since 19 September 2020, connection on 17 December 2020. URL: http:// journals.openedition.org/belgeo/38812; DOI: https://doi.org/10.4000/belgeo.38812

REFERENCES

Borders and Border Regions in Europe Changes, Challenges and Chances Arnaud Lechevalier, Jan

Wielgohs (eds.) Verlag, Bielefeld. 2013. 271 p. Cvetkova O. V Politicheskoe prostranstvo Rossii: granicy i pogranich'e. M.: Logos, 2015. - 147 s. Dmitrieva S.I. Limologiya. Izdatel'sko-poligraficheskij centr Voronezhskogo gosudarstvennogo

universiteta, 2008. - 112 s. Kolosov V.A., Mironenko N.S. Geopolitika i politicheskaya geografiya: Uchebnik dlya studentov

vuzov. / V.A. Kolosov, N.S. Mironenko. - M.: Aspekt-Press, 2005. - 479 s. Kolosov Vladimir, «Phantom borders: the role in territorial identity and the impact on society», Belgeo [Online], 2 | 2020, Online since 19 September 2020, connection on 17 December 2020. URL: http:// journals.openedition.org/belgeo/38812; DOI: https://doi.org/10.4000/belgeo.38812 Lapenko M.V., Arshinov YU.E., Leshukov V.S., Alekseev D.S., Balayan A.A., Mironov S.P., Ajrapetyan A.S. Prigranichnoe sotrudnichestvo Rossii i Kazahstana. Normativno-pravovoe i gumanitarnoe izmerenie v kontekste evrazijskoj integracii (na primere Saratovskoj oblasti, Samarskoj oblasti, Orenburgskoj oblasti, Zapadno-Kazahstanskoj oblasti RK i aktyubinskoj oblasti RK). Saratov. 2016. - 201 s. Lapenko M.V. EAES: prostranstvo ekonomicheskoj integracii: uchebno-metodicheskie materialy

2018 №8. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym otnosheniyam. M., 2018. - 124 s. Ryazancev S. V. Molodikova I. N. Bragin A. D. Vliyanie pandemii COVID-19 na polozhenie

migrantov na rynkah truda stran SNG // Baltijskij region. 2020. T. 12, No 4. S. 10 - 38. VardomskijL.B. Prigranichnyj poyas Rossii: problemy i tendencii razvitiya. M.: IMEPI RAN, 2000. - 151 s.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Лапенко Марина Владимировна, Lapenko V. Marina, PhD in History, кандидат исторических наук, доцент, доцент Associate Professor, Department of International кафедры международных отношений и Relations and Foreign Policy of Russia, Saratov внешней политики России, Саратовский State University (Saratov, Russia) государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского (Саратов, Россия).

Онучко Марина Юрьевна, кандидат Onuchko Yu. Marina, PhD in Political политических наук, профессор кафедры Science, Professor, Department of Political политологии факультета журналистики и Science, Faculty of Journalism and Political политологии, Евразийский национальный Science, Eurasian National University named университет им. Л.Н. Гумилева (г. Нур- after L.N. Gumilyov (Nur-Sultan, Republic of Султан, Республика Казахстан) Kazakhstan)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.