Научная статья на тему 'Влияние приграничного региона на интеграционные процессы на постсоветском пространстве (на примере Оренбургской области)'

Влияние приграничного региона на интеграционные процессы на постсоветском пространстве (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / FRONTIER REGION / INTEGRATION PROCESSES / CIS / INTERNATIONAL RELATIONS / POST-SOVIET TERRITORY / FRONTIER COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бурганова И.Н.

Статья раскрывает феномен влияния приграничного региона (на примере Оренбургской области ) на сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан. Автор акцентирует особое внимание на факторах барьерности и контактности приграничной территории. Рассматривается потенциал приграничного региона в процессах интеграции стран-участников СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бурганова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FRONTIER REGION ON THE INTEGRATION PROCESSES ON THE POST-SOVIET TERRITORY (ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)

Article opens a phenomenon of influence of frontier region (on an example of the Orenburg region) on cooperation of the Russian Federation and Republic Kazakhstan. The author focuses special attention on factors barrier and contactability frontier territory. The potential of frontier region in processes of integration of the countries-participants CIS is considered.

Текст научной работы на тему «Влияние приграничного региона на интеграционные процессы на постсоветском пространстве (на примере Оренбургской области)»

Бурганова И.Н.

влияние приграничного региона на интеграционные процессы на постсоветском пространстве - (на примере оренбургской области) -

БУРГАНОВА И.Н.

ВЛИЯНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА НА ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Статья раскрывает феномен влияния приграничного региона (на примере Оренбургской области ) на сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан. Автор акцентирует особое внимание на факторах барьерности и контактности приграничной территории. Рассматривается потенциал приграничного региона в процессах интеграции стран-участников СНГ.

Ключевые слова: приграничный регион, интеграционные процессы, СНГ, международные отношения, постсоветское пространство, приграничное сотрудничество.

BURGANOVA I. N.

INFLUENCE OF FRONTIER REGION ON THE INTEGRATION PROCESSES ON THE POST-SOVIET TERRITORY (ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)

Abstract. Article opens a phenomenon of influence of frontier region (on an example of the Orenburg region) on cooperation of the Russian Federation and Republic Kazakhstan. The author focuses special attention on factors barrier and contactability frontier territory. The potential of frontier region in processes of integration of the countries-participants CIS is considered.

Keywords: frontier region, integration processes, the CIS, the international relations, the post-Soviet territory, frontier cooperation.

В свое время в западной науке утвердилась мысль о приоритете экономического сотрудничества над политическим взаимодействием между странами-участниками интеграционного процесса. Партнерство в экономической сфере позволяет государствам находить именно такие точки соприкосновения, которые выгодны всем акторам, участвующим в интеграции. Однако в политологии не утихают споры о том, насколько широки возможности влияния экономического взаимодействия на политическое сотрудничество. В западной мысли были разработаны подходы, которые сводились к тезису о том, что экономическая интеграция уже сама по себе есть интеграция политическая. В частности, на это указывал Ж. Ро: «Экономическая интеграция неотделима от интеграции политической; она предполагает ее наличие и обуславливает ее, так как, устраняя препятствия и порождая совместные интересы, создает, таким образом, фундамент и подготавливает политическое объединение Европы» [1, 56]. Неофункционалисты (Э. Хаас, Ф. Шмиттер, Л. Линдберг), отстаивали идею, согласно которой сотрудничество в той или иной сфере способно вызвать эффект цепной реакции в других сферах. В свою очередь, это приведет к необходимости создания специализированных наднациональных институтов для их координации и, таким образом, — к ускорению процесса политической интеграции. При этом начинать следует с экономики, так как для реализации экономических проектов, государствам не нужно отказываться от собственной политики, достаточно лишь простого сходства интересов [1].

Из тезиса о неразрывной связи экономики и политики следует вывод о возможности распространения интеграции на политическую сферу. Для того чтобы дать более полное отражение этого процесса в теории, Э. Хаас и его последователи вводят понятие «перелива», которое становится узловым понятием неофункционализма [2].

«Перелив», по определению Л. Линдберга, возникает в таких условиях, «когда данная акция, направленная на достижение конкретной цели, порождает ситуацию, в которой достижение первоначальной цели может быть обеспечено лишь принятием новых акций, в свою очередь, порождающих новые условия и потребность в более активной деятельности и т. д.» [1, 118]. Исходя из этого, «перелив» обладает свойством, которому присуще стремление охватить

все более широкие сферы общественной жизни. Непременным условием осуществления «перелива» объявляется наличие центральных институтов интеграционного сообщества, которые выступают важным стимулятором всей интеграционной деятельности. Прежде всего, с точки зрения формирования «наднационального сознания» [3, 38].

Таким образом, идея «перелива» становится главным залогом успеха интеграции. Появляется возможность добиться политического объединения с помощью «перелива» сотрудничества из одних областей в другие. При этом, с одной стороны, происходит взаимодействие между государствами, что способствует решению совместных проблем, а с другой — приводит к активизации процесса интеграции в различных сферах.

Поскольку экономическое сотрудничество позволяет стать тем мостиком, который свяжет новые независимые государства от сферы культуры до политики, то автором в статье будет рассматриваться феномен приграничного сотрудничества в интеграционном процессе между Россией и Казахстаном. Это связано с тем, что приграничный регион помогает государствам напрямую выстраивать отношения между собой.

К тому же расширение потенциальных возможностей приграничного региона сегодня связано с целым рядом факторов, начиная от сближения в сфере торгово-экономических связей до решения общих вопросов в политической и военной областях. Оценка такого феномена, как приграничный регион на постсоветском пространстве, в свете реализации идеи таможенного и евразийского союзов позволит судить об эффективности партнерских отношений стран-участников СНГ, а также понять, насколько такая территория способна играть роль локомотива интеграционного процесса между государствами. Такая двойственная природа приграничного региона показывает не только транспарентность позиций партнеров, но и узловые проблемы, которые служат препятствием в выстраивании сотрудничества.

В качестве объекта исследования нами была выбрана Оренбургская область — в силу ее географического положения. В частности, протяженность общей границы с Казахстаном составляет тысячу восемьсот семьдесят шесть километров, что позволяет Оренбуржью активно сотрудничать с данной республикой в различных сферах и выступать связующим звеном в системе интеграционных связей государств постсоветского пространства.

Диалог приграничных территорий России и Казахстана стал особенно заметен в конце 90-х гг. XX в. В 1998 г. была принята Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве. Также в начале 2000-х гг. состоялось принятие Меморандума о сотрудничестве между администрацией Оренбургской области Российской Федерации и акиматом Западно-Казахстанской области Республики Казахстан в 2001 г. [4]. Такое соглашение предусматривало реализацию совместных инвестиционных проектов, развитие приграничной торговли, предпринимательства, транспорта, связи, строительства, сотрудничество в правоохранительной деятельности, регулирование миграции и рынка труда, научное и гуманитарное сотрудничество.

Важнейшую роль в развитии взаимовыгодных отношений между Оренбуржьем и Казахстаном сыграли: «Соглашение о межрегиональном и приграничном сотрудничестве» от 7 сентября 2010 г. и «Соглашение между Правительством Оренбургской области Российской Федерации и Акиматом Западно-Казахстанской области Республики Казахстан о приграничном торгово-экономической, научно-техническом и культурном сотрудничестве», принятое в 2012 г.

Таким образом, принятие десятков документов свидетельствовало о пересмотре позиций Москвы в отношении роли приграничных регионов во взаимодействии между новыми независимыми государствами. То есть попытка налаживания двухсторонних отношений показывает изменение позиции России в отношении стран СНГ.

Во-первых, РФ пришла к пониманию, что формат многостороннего сотрудничества не всегда является эффективным и приводит к недопониманию между странами-участниками СНГ.

Во-вторых, общение в рамках двухсторонних связей, что позволяет государствам в более короткие сроки решать совместные вопросы.

В-третьих, потенциал приграничных территорий позволяет странам оптимизировать интеграционные процессы через такие ступени, как создание зоны свободной торговли и таможенного союза.

Бурганова И.Н.

влияние приграничного региона на интеграционные процессы на постсоветском пространстве - (на примере оренбургской области) -

Поскольку полноценно судить о потенциале приграничного региона можно на основании двух факторов (барьерность и контактность), то представляется возможным рассмотрение указанных категорий на примере Оренбургской области.

Контактность — это совокупность условий и факторов, благоприятствующих трансграничному сообщению, а также развитию взаимовыгодных экономических, культурных связей, способствующих проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, финансов, рабочей силы и информации.

Рассматривая непосредственно более подробно законотворческую базу договоренностей Оренбуржья и Казахстана, можно отметить, что существует тенденция к расширению спектра взаимодействия приграничного сотрудничества России и Казахстана. Такой диалог предусматривает развитие сотрудничества в различных сферах, начиная от культуры, образования, спорта, туризма и до внедрения современных технологий, гуманитарного и информационного обмена. Поэтому участие Оренбургской области как приграничного региона способствует большей оптимизации процесса интеграции на постсоветском пространстве и влияет на плодотворность сотрудничества Москвы и Астаны. Именно включенность близких к границе территорий помогает государствам-участникам СНГ перейти на более высокий этап взаимодействия, предусматривающий диалог во всех сферах власти жизнедеятельности общества.

Трансграничному экономическому сообщению Москвы и Казахстана благоприятствует то, что на долю приграничных территорий Оренбуржья приходится 38% населения, 34% промышленного и более 35% сельскохозяйственного производства [5].

При этом растут объемы взаимной торговли между партнерами. Например, в 2013 г. он составил 1,7 млрд долларов, из которых четверть миллиарда приходится на приграничную Ак-тюбинскую область. За 2012 г. объем торговли между странами составил 1,6 млрд долларов, за 2013 г. — 864 млн долларов. Астана входит в число наиболее крупных инвесторов экономики Оренбуржья: на долю Казахстана приходится до 9,2% инвестиций и за последние пять лет они составили $170 млн [5].

В 2013 г. Казахстан инвестировал в Оренбуржье 84 млн долларов. За 2012 г. доля Казахстана в региональном объеме иностранных инвестиций составила 22,3%. Об активизации сотрудничестве партнеров можно судить по количеству совместных российско-казахстанских предприятий. На территории Оренбургской области работает сто шестнадцать предприятий с участием казахстанского капитала.

Важным показателем интенсификации сотрудничества между Оренбуржьем и Казахстаном является проведение ежегодной российско-казахстанской выставки в Оренбурге. Например, в 2014 г., ее целями были обозначены следующие направления: мониторинг нерешенных проблем приграничного сотрудничества в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства; укрепление регионального торгово-экономического сотрудничества и увеличение объемов взаимной торговли Оренбургской и Актюбинской областей; развитие российско-казахстанских проектов производственно-сбытовой кооперации; оказание содействия налаживанию двухсторонних контактов между оренбургскими и казахстанскими компаниями для реализации новых проектов [6]. На долю Оренбургской области приходится более 10% объема внешней торговли с Казахстаном. Поэтому активизация двухстороннего сотрудничества России и Казахстана в формате близкого общения приграничных территорий позволяет государствам выходить на более плотный и плодотворный график взаимодействия.

Таким образом, с точки зрения контактности границ Оренбургская область является важным сегментом, позволяющим более эффективно налаживать отношения между Российской Федерации и Республикой Казахстан.

Однако, несмотря на положительные моменты сотрудничества приграничных территорий, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан существуют определенные сложности. Одной из причин, тормозящих участие приграничных территорий в сотрудничестве между новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве после распада Советского Союза, явилось отсутствие законодательных документов, закрепляющих их статус. Кроме того, потенциал приграничных регионов не позволял им быстро решать вопросы, которые возникали между партнерами.

В частности, факторами, препятствующими трансграничному сотрудничеству России и

Казахстана, в рамках приграничного сотрудничества являются следующие барьеры:

1) несоответствие административно-правовых стандартов России и Казахстана;

2) латентная миграция, влияющая на состояние правопорядка в приграничных территориях;

3) существуют препятствия в сфере культурного диалога (разные культурные традиции, языковые отличия и др.);

4) малочисленность населения приграничных территорий уменьшает возможности интеграционного процесса.

5) серьезным препятствием в области экономических интересов России и Казахстана является двойное налогообложение.

Таким образом, оценивая уровень контактности границы, можно сказать, что, с одной стороны, активизация контактов приграничных территорий России и Казахстана благоприятствует интенсивности интеграции на постсоветском пространстве, а также способствует развитию взаимовыгодных экономических и культурных связей для перемещения товаров, финансов, рабочей силы и информации. С другой стороны, феномен участия приграничных территорий позволяет говорить о дальнейшем переходе интеграции на более высокий этап, который включает в себя политические контакты.

Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы. Во-первых, специфика приграничного региона предусматривает развитие сотрудничества в различных сферах, начиная от культуры, образования, спорта, туризма до решения общих вопросов в политической и военной областях.

Во-вторых, общение в рамках двухсторонних связей с участием приграничных территорий позволяет государствам в более короткие сроки решать совместные вопросы.

В-третьих, потенциал приграничных территорий позволяет странам оптимизировать интеграционные процессы через такие ступени, как создание зоны свободной торговли и таможенного союза.

В-четвертых, барьерность приграничных территорий связано с различными препятствиями, начиная от проблем в сфере миграции, культурного диалога, несоответствия технических и правовых стандартов и др.

В любом случае мостик между странами-участниками СНГ будет гораздо крепче при условии налаживания оптимального сотрудничества приграничных регионов, постепенно выходя на полноценное взаимодействие в рамках постсоветского пространства.

Литература

1. Барановский, В. Г. Политическая интеграция в Западной Европе. — М. : Наука, 1983.

2. Бурганова, И. Н. Политическая интеграция на постсоветском пространстве : проблемы и перспективы : дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. — СПб. : 2007.

3. Бурганова, И. Н. Теоретическое осмысление и реалии Таможенного союза : потенциальные возможности и перспективы реализации идеи интеграции на постсоветском пространстве // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение : вопросы теории и практики : в 2 ч. Ч. II. — Тамбов : Грамота, 2014. № 6 (44). С. 38-40.

4. Меморандум о сотрудничестве между администрацией Оренбургской области Российской Федерации и акима-том Западно-Казахстанской области Республики Казахстан в 2001 г. — URL : [http://online.zakon.kz/Document/? doc_id=1049346]. (дата обращения: 06.08.2014).

5. Оренбургская область: стратегический партнер Казахстана. — URL : [http://365-tv.ru/index.php/analitika/ rossiya]. (дата обращения: 08.08.2014).

6. В Оренбурге открывается выставка «Европа-Азия. Сотрудничество без границ. — URL : [http://ria56.ru/ posts/865999494.htm»]. (дата обращения: 08.08.2014).

References:

1. Baranovsky, Century Political integration into the Western Europe. - М: the Science, 1983.

2. Burganova, And. Н. Political integration on the post-Soviet territory: problems and prospects: дис. ... канд. It is watered. Sciences: 23.00.04. - SPb.: 2007.

3. Burganova, And. Н. Theoretical judgement and realities of the Customs union: potential possibilities and prospects of realisation of idea of integration on the post-Soviet territory/Historical, philosophical, political and jurisprudence, cultural science and art criticism: theory and practice questions: in 2 ч. II. - Tambov: the Reading and writing, 2014. № 6 (44). With. 38-40.

4. The Memorandum of cooperation between administration of the Orenburg region of the Russian Federation and акима-том the West Kazakhstan area of Republic Kazakhstan in 2001 - URL: [http://online.zakon.kz/Document/? doc_id=1049346]. (Reference date: 8/6/2014).

5. The Orenburg region: the strategic partner of Kazakhstan. - URL: [http://365-tv.ru/index.php/analitika/rossiya]. (Reference date: 8/8/2014).

In Orenburg the exhibition «Europe-Asia opens. Cooperation without borders. - URL: [http://ria56.ru/ posts/865999494.htm»]. (Reference date: 8/8/2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.