Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 78-90. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 12. P. 78-90.
Научная статья
УДК 339.56(470+571:574)
https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.10
Развитие торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов
России и Казахстана
Ирина Николаевна Абанина1, Елизавета Валентиновна Оглоблина2
■^Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия [email protected], http://orcid.org/0000-0002-0449-5894 [email protected], http://orcid.org/0000-0003-1946-4385
Аннотация. В статье приведены результаты исследования торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов России и Казахстана с учетом положений, сформулированных в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», в «Транспортной стратегии России на период до 2025 года», в «Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза» от 6 декабря 2018 года. В ходе проведенного исследования современного состояния приграничной торговли России и Казахстана выявлена тенденция увеличения вклада соответствующих территорий в общий объем российского экспорта и растущая интенсивность торговых отношений приграничных российско-казахстанских регионов. Обозначены ключевые российские территории, являющиеся перспективными ареалами торгово-логистического взаимодействия российско-казахстанского приграничья, которые могут быть использованы для размещения на них индустриально-логистических кластеров, ориентированных на укрепление торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана, модернизацию экономики приграничных регионов обеих стран в целях повышения уровня социально-экономического развития.
Ключевые слова: торгово-экономическое сотрудничество приграничных регионов, приграничная торговля, приграничные регионы России и Казахстана, индустриально-логистические кластеры, международные транспортные коридоры, экспорт, внешнеторговый оборот, торговые ограничения, внешняя торговля, взаимная торговля
Для цитирования: Абанина И.Н., Оглоблина Е.В. Развитие торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов России и Казахстана // Теория и практика общественного развития. 2021. № 12. С. 78-90. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.10.
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Original article
Development of trade and economic cooperation of border regions of Russia and Kazakhstan Irina N. Abanina1, Elizaveta V. Ogloblina2
^Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected], http://orcid.org/0000-0002-0449-5894 [email protected], http://orcid.org/0000-0003-1946-4385
Abstract. The article presents the results of the study about the trade and economic cooperation of border regions of Russia and Kazakhstan with an emphasis on the provisions formulated in the National Project "International Cooperation and Export", the Transport Strategy of Russia for the period up to 2025, in the Declaration on the Further Development of Integration Processes within the Eurasian Economic Union of December 6, 2018. In the course of the study of the current state of border trade between Russia and Kazakhstan, a tendency for an increase in the contribution of Russian border regions to the total volume of Russian exports and a growing intensity of trade relations between border Russian-Kazakhstan regions are revealed. The study designates the key Russian territories, which are promising areas of trade and logistics interaction between the Russian-Kazakh borderlands. They can be used to place industrial and logistics clusters on them, focused on strengthening trade and economic cooperation between Russia and Kazakhstan, modernizing the economies of the border regions of both countries in order to increase level of socio-economic development.
Keywords: trade and economic cooperation of border regions, border trade, border regions of Russia and Kazakhstan, industrial and logistics clusters, international transport corridors, export, foreign trade turnover, trade restrictions, foreign trade, mutual trade
© Абанина И.Н., Оглоблина Е.В., 2021
For citation: Abanina, I.N., Ogloblina, E.V. (2021) Development of trade and economic cooperation of border regions of Russia and Kazakhstan. Theory and Practice of Social Development. (12), 78-90. Available from: doi:10.24158/tipor.2021.12.10 (In Russian).
Funding: the article is based on the results of research carried out at the expense of budget funds provided to the Financial University as part of the State contract.
Вопросы приграничной торговли стран и регионов широко представлены в научной литературе, что обусловлено особой значимостью международных торгово-экономических отношений в эпоху глобализации. Для России их исключительная важность объясняется еще и большим числом торговых партнеров в связи с протяженностью границ государства.
Исследования российских ученых 1990-2000-х гг., таких как Л. Вардомский (2000; 2008),
A. Шинкаренко (1994), В. Бильчак (2001), были посвящены изучению возможностей участия России в приграничной торговле с учетом распада СССР и изменения геополитической позиции государства. Влияние мировой регионализации 1990-х годов отражено в работах И. Солоаги "(Soloaga, Wintersb, 2021). В трудах Дж. Бергстранда (Bergstrand, 1998) рассматривается гравитационная модель внешней торговли, охватывающая в том числе и вопросы приграничных торговых взаимодействий.
Современные исследования 2010-2020-х гг., представленные, например, работами
B.А. Бабиной, В.Н. Дьяченко, В. Уварова (2010), П. Павлова (2013), посвящены правовым аспектам развития приграничной торговли с крупнейшими мировыми державами с учетом вступления России в ВТО, а также тарифным и нетарифным методам регулирования и стимулирования торговли. Ф. Маррелла оценивает тенденции либерализации торговли в ЕАЭС (Marella, ... et al, 2021). В работах М. Фуджимары рассматривается общий характер влияния транспорта на развитие приграничной торговли (Fujimura, 2004; 2006). Исследователь Дж. Пепе анализирует влияние транспортных коридоров на развитие торговых потоков в Евразии (Pepe, 2017; 2018; 2020)
Большой пласт актуальных работ составляют труды А. Гранберг (Региональное развитие: опыт России и Европейского союза ..., 2000), Е. Левчука (2009), связанные с оценкой опыта европейской интеграции, а также изучением перспектив торгово-экономической интеграции в рамках ЕАЭС и иных объединений. Основные аспекты развития кластерной политики ЕС, ее преимущества и недостатки, а также секторальное взаимодействие компаний были рассмотрены Х. Хол-ландером и И. Меркельбахом (Hollanders, Merkelbach, 2020).
Вопросы кластеризации и их влияние на рост объемов торговли соседних регионов разных стран широко исследуются в работах М. Портера (2005), который ввел термин «кластер» для анализа структуры и эффективности хозяйственных связей в отраслях и организациях, и С. Цим-мера (Zimmer, 2014), а также экономистов А.В. Бабкина и А.О. Новикова (2016), Д. Джэкобса и А.П. де Мана (Jacobs, Ard-Pieter de Man, 1996), Т. Евтодиевой (2011; 2015), Е. Зелинской (2013),
C.А. Розенфельда (Rosenfeld, 1997), расширили представление о кластерах и смогли представить их классификацию за счет выявления отдельных факторов развития.
По мнению М. Шакья, создание совместной платформы в формате регионального кластера при активном участии государственного и частного секторов имеет решающее значение для развития экономики каждой из заинтересованных сторон (Shakya, 2009).
Исследования логистических кластеров представлены в работах Й. Шеффи (Sheffi, 2012).
Изучением и определением промышленных кластеров занимался Д. Кортрайт (Cortright, 2006). Так, выявив семь основ для развития кластеров, он установил, что за счет развития промышленности в рамках одного кластера можно выявить как преимущества регионов, так и слабые их стороны.
Для Е.В. Хилла и Д.Ф. Бреннана главным фактором развития промышленных кластеров является конкуренция, в частности, концентрация на рынке крупных компаний одного сектора из разных регионов (Hill, Brennan, 2000).
Таким образом, концепции развития кластеров, предложенные экономистами, а также информация об экономической структуре региона, внешнеэкономических и мультипликативных эффектах, активности компаний и темпах роста промышленных предприятий определяют основную отрасль создаваемого кластера.
Одним из ключевых факторов масштабирования кластеров является развитие компаний, в частности, использование динамического характера конкурентных преимуществ каждого участника. Данный аспект был подробно описан П.Б. Дерингером и Д.Г. Терклой, которые также смогли выявить тенденции влияния внешних экономических факторов на процессы создания и развития индустриально-промышленных кластеров (Doeringer, Terkla, 1995).
Проведенный анализ научных работ как отечественных, так и зарубежных экономистов показал, что сопряженность вопросов приграничной торговли с такими аспектами, как международное правовое регулирование, международные отношения, кластеризация, международные интеграционные объединения, таможенно-тарифное регулирование и стимулирование, обусловливающие комплексный характер проблем развития приграничной торговли, требуют продолжения развития научных исследований.
Целью данной статьи является разработка научно-методических подходов к изучению торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов России и Казахстана для выявления территорий-лидеров торгового взаимодействия и оценка перспектив формирования и развития в них приграничных индустриально-логистических кластеров, которые будут способствовать укреплению экономического сотрудничества России и Казахстана, модернизации экономик приграничных регионов обеих стран в целях повышения их уровня социально-экономического развития.
Индустриально-логистические кластеры как один из видов инфраструктурных кластеров основываются на системном взаимодействии множества предприятий, выполняющих различные функции в цепочках производства и поставки, и предполагают устойчивое партнёрство с целью управления технологическими цепочками от поставщиков сырья и производственных компаний до потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости и повышения логистического потенциала определённой территории, что способствует развитию территории, на которой развивается кластер (Евтодиева, 2011: 80).
Необходимо учитывать также, что в условиях текущей ситуации, связанной с пандемией, повлиявшей не только на свободу перемещения людей, но и на организацию транспортных и товарных потоков, вопросы приграничной торговли требуют исследования с точки зрения более качественной эксплуатации установившихся торгово-экономических связей между государствами, имеющими давнюю историю взаимодействия. Именно поэтому представляется необходимым проведение анализа современного состояния торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов России и Казахстана и определение перспективных направлений его развития.
Двустороннее сотрудничество между Россией и Казахстаном характеризуется динамичным развитием, охватывая все новые направления экономических отношений. Казахстан и Россия являются важными стратегическими партнерами и надежными союзниками. Граница двух стран проходит через Астраханскую, Волгоградскую, Саратовскую, Самарскую, Оренбургскую, Челябинскую, Курганскую, Тюменскую, Омскую, Новосибирскую области, Алтайский край и Республику Алтай со стороны России. Со стороны Казахстана - через Атыраускую, Западно-Казахстанскую, Актюбинскую, Костанайскую, Северо-Казахстанскую, Павлодарскую и Восточно-Казахстанскую области. Наличие взаимосвязанных территориальных кластеров России и Казахстана вдоль границы между странами является важной предпосылкой для формирования индустриально-логистических структур в рамках приграничной торговли России и Казахстана.
Анализ статистических данных позволил выявить ряд особенностей в торговле приграничных регионов России и Казахстана. Обобщенные внешнеторговые показатели приведены в табл. 1.
Таблица 1 - Внешнеторговые показатели приграничных регионов России и Казахстана*
Показатели 2018 2019 2020
1 2 3 4
Объём импорта из Казахстана приграничных регионов России в физическом выражении, тыс. т 20 509,5 15 258,51 12 915,81
Объём экспорта в Казахстан приграничных регионов России в физическом выражении, тыс. т 9 372,93 9 278,83 9 037,24
Оборот торговли приграничных регионов России с Казахстаном в физическом выражении, тыс. т 11 882, 43 24 537,34 21 953,05
Объём импорта из Казахстана приграничных регионов России в стоимостном выражении, млн долл. США 1 645,46 1 683,76 1 545,99
Объём экспорта в Казахстан приграничных регионов России в стоимостном выражении, млн долл. США 3 167,91 3 057,98 2 854,11
Оборот торговли приграничных регионов России с Казахстаном в стоимостном выражении, млн долл. США 4 813,37 4 741,74 4 400,1
Оборот торговли приграничных регионов Казахстана с Россией в стоимостном выражении, млн долл. США 5 472,9 5 623,1 5 116,4
Объем экспорта России, млн долл. США 449 347,16 422 777,17 335 470,43
Объем экспорта Казахстана, млн долл. США 60 956,23 57 722,94 46 949,70
* Таблицы 1,2,3,4 составлены и рассчитаны авторами.
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
Доля экспорта приграничных регионов России в общем объеме российского экспорта в Казахстан в стоимостном выражении, % 2,1 2,2 2,7
Доля экспорта приграничных регионов Казахстана в общем объеме казахстанского экспорта в Россию в стоимостном выражении, % 3,9 4,0 4,3
Внешнеторговый оборот России и Казахстана, млн долл. США 18 085,42 19 653,38 18 893,96
Доля внешнеторгового оборота приграничных регионов России с Казахстаном в общем объеме внешнеторгового оборота России и Казахстана в стоимостном выражении, % 26,6 24,1 23,3
Доля внешнеторгового оборота приграничных регионов Казахстана с Россией в общем объеме внешнеторгового оборота России и Казахстана в стоимостном выражении, % 30,3 28,6 27,1
Анализ данных, приведенных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что доли экспорта приграничных регионов России и Казахстана имеют тенденцию к росту. Вместе с тем показатели объёма импорта из Казахстана в приграничные регионы России и объёма экспорта в Казахстан из приграничных регионов России в стоимостном выражении с 2018 по 2020 гг. сокращались, а в физическом выражении, наоборот, имели тенденцию к росту (исключением стал 2020 г. под влиянием пандемии).
Внешнеторговый оборот приграничных регионов Казахстана в стоимостном выражении имеет положительную динамику, в России аналогичный показатель имеет тенденцию к снижению, но, рассчитанный в физическом выражении, он демонстрирует рост. Это говорит о том, что, несмотря на влияние конъюнктурных факторов, интенсивность торговых отношений приграничных регионов России и Казахстана не ослабевает.
Кроме того, значимым показателем, характеризующим торговое взаимодействие двух стран, является доля внешнеторгового оборота приграничных регионов в общем объеме импортно-экспортных операций России и Казахстана. Для Казахстана этот показатель составляет 27,1 % (2020 г.), для России чуть меньше - 23,3 %. Однако в динамике данные показатели демонстрируют тенденцию к снижению.
Кроме того, можно выделить следующую особенность торговли российских приграничных регионов с Казахстаном. С одной стороны, наблюдается отрицательное торговое сальдо в физическом выражении, имеющее тенденцию к сокращению: в 2018 г. оно составляло -11 136,57 тыс. т; в 2019 г. —5 979,68 тыс. т; 2020 г. —3 878,57 тыс. т. С другой стороны, рассчитанные показатели взаимной торговли в стоимостном выражении имеют обратную тенденцию. Сальдо торговли приграничных регионов России с Казахстаном в стоимостном выражении имеет положительное значение, и наметился тренд к его снижению: в 2018 году оно составило 1 522,45 млн долл. США, в 2019 году - 1 374,22, в 2020 году - 1 308,12. Данная особенность объясняется сложившейся товарной структурой торговли приграничных регионов и динамикой цен на соответствующие товары.
В связи с выявленными противоречиями в значениях показателей приграничной торговли России и Казахстана, а также для нивелирования показателей, выбивающихся из общих трендов, в ходе исследования была разработана методика ранжирования приграничных регионов России по критериям торгового взаимодействия с Казахстаном, учитывающая как стоимостные показатели, так и показатели в физическом измерении. Методика основывается на средних значениях экспорта, импорта и внешнеторгового оборота за период 2018-2020 гг. и позволяет определить значимость российских регионов в приграничной торговле с Казахстаном. Ранжирование осуществляется в три этапа:
- по критериям торгового взаимодействия с Казахстаном в стоимостном измерении;
- по критериям торгового взаимодействия с Казахстаном в физическом измерении;
- по критериям значимости торгового взаимодействия с Казахстаном в стоимостном и физическом измерении - итоговый рейтинг.
На каждом этапе регионы анализировались по трем показателям - объемам экспорта, импорта и внешнеторгового оборота, было рассчитано среднеквадратическое отклонение по формуле 1:
а= /хТ=1(Р-<Р>)2 т
\ п-1 , ( )
где а - среднеквадратическое отклонение;
р - место региона в рейтинге по торговому показателю I;
<р> - среднее арифметическое значение места региона в рейтинге по всем рассматриваемым показателям;
п - количество показателей, используемых в расчете.
Для выявления степени однородности анализируемых данных был рассчитан коэффициент вариации (не должен превышать 33 %) по формуле 2:
V = — * 100, (2)
<Р> w
где V - коэффициент вариации;
а - среднеквадратическое отклонение;
<р> - среднее арифметическое значение места региона в рейтинге по всем рассматриваемым показателям.
В ходе ранжирования приграничных регионов России по критериям торгового взаимодействия с Казахстаном в стоимостном измерении установлено, что коэффициент вариации по большинству регионов составляет менее 33 %, что подтверждает однородность показателей. Исключением стали Омская и Самарская области.
Рейтинг приграничных российских регионов, составленный по торговым показателям, рассчитанным в физическом измерении, является самым устойчивым и определяется, главным образом, сложившейся специализацией регионов и относительным постоянством товарной структуры. Коэффициент вариации не превышает 33 % для всех регионов и подтверждает однородность данных.
При проведении ранжирования приграничных регионов России по критериям значимости торгового взаимодействия с Казахстаном в стоимостном и физическом измерении было установлено, что коэффициент вариации подтверждает устойчивые позиции в рейтинге по большинству регионов. Неравномерно распределились места в рейтингах двух регионов - Алтайского края и Челябинской области.
В табл. 2 представлены итоговые три рейтинга приграничных регионов России по критериям торгового взаимодействия с Казахстаном.
Таблица 2 - Ранжирование приграничных регионов России по критериям торгового взаимодействия с Казахстаном за период 2018-2020 гг._
Регион Ранжирование по критериям торгового взаимодействия с Казахстаном в стоимостном измерении Регион Ранжирование по критериям торгового взаимодействия с Казахстаном в физическом измерении Регион Ранжирование значимости торгового взаимодействия с Казахстаном в стоимостном и физическом измерении
Челябинская область 1 Алтайский край 1 Челябинская область 1
Новосибирская область 2 Челябинская область 2 Алтайский край 2
Алтайский край 3 Оренбургская область 3 Новосибирская область 3
Самарская область 4 Новосибирская область 4 Оренбургская область 4
Омская область 5 Самарская область 5 Самарская область 5
Оренбургская область 6 Омская область 6 Омская область 6
Волгоградская область 7 Волгоградская область 7 Волгоградская область 7
Саратовская область 8 Саратовская область 8 Саратовская область 8
Курганская область 9 Курганская область 9 Курганская область 9
Тюменская область 10 Тюменская область 10 Тюменская область 10
Астраханская область 11 Республика Алтай 11 Астраханская область 11
Республика Алтай 12 Астраханская область 12 Республика Алтай 12
Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно выделить шесть регионов России, которые являются ведущими в приграничной торговле с Казахстаном как с точки зрения финансовых потоков по экспорту и импорту, так и с точки зрения грузопотоков:
- Алтайский край;
- Челябинская область;
- Новосибирская область;
- Оренбургская область;
- Самарская область;
- Омская область.
Приграничное торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Казахстаном преимущественно развивается на базе промышленной инфраструктуры (включая территориально-производственные комплексы), созданной в период СССР. Так, 9 из 12 граничащих с Казахстаном субъектов Российской Федерации относились к крупнейшим и крупным промышленным узлам экономических районов СССР (табл. 3).
Таблица 3 - Соотношение приграничных регионов России и Казахстана
и крупных промышленных узлов в рамках экономических районов СССР
Экономические районы СССР Промышленные узлы экономических районов СССР Регион Российской Федерации / область Казахстана
Поволжский Астраханский Астраханская область
Волгоградский Волгоградская область
Саратовский Саратовская область
Куйбышевский Самарская область
Уральский Оренбургский Оренбургская область
Челябинский Челябинская область
Западно-Сибирский Новосибирский Новосибирская область
Барнаульский Алтайский край
Казахстанский Павлодар-Ермаковский Павлодарская область
Восточно-Казахстанский Восточно-Казахстанская область
Приграничные с Казахстаном регионы России занимают особое место на геополитическом пространстве, поскольку через них проходит трансконтинентальный грузовой транзитный коридор, что определяет их положение как центров индустриально-логистического развития.
Учитывая транспортно-логистический потенциал и географическое размещение этих территорий, можно выделить три ареала торгово-логистического взаимодействия приграничных регионов России и Казахстана, в которых могут быть в перспективе сформированы индустриально-логистические кластеры (табл. 4).
Необходимо отметить, что развитие ареалов приграничной территории России и Казахстана происходит в тех регионах, в которых находились крупнейшие и крупные производственные узлы трех экономических районов СССР - Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского:
- первый из указанных охватывает Астраханскую, Волгоградскую, Саратовскую и Самарские области России, которые сотрудничают с Атырауской и Западно-Казахстанской областями и имеют пограничные пункты пропуска с Казахстаном при доставке грузов разными видами транспорта;
- второй ареал включает Оренбургскую, Челябинскую и Курганскую области России, взаимодействующие с Западно-Казахстанской, Актюбинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областями;
- третий ареал охватывает Тюменскую, Омскую, Новосибирскую области, Алтайский край и Республику Алтай, связанные с Северо-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областями.
Инфраструктурная обеспеченность торгово-логистического взаимодействия приграничных регионов России и Казахстана, включая морские, речные, железнодорожные, автомобильные и авиационные пункты пропуска, наглядно представлена в табл. 4., с помощью которой будет проведен качественный анализ имеющейся транспортно-логистической и индустриальной инфраструктуры шести субъектов Российской Федерации, являющихся лидерами торгового взаимодействия с Казахстаном в 2018-2020 гг. что позволит оценить перспективы развития индустриально-логистических кластеров на их территории.
Таблица 4 - Матрица торгово-логистического взаимодействия приграничных регионов России и Казахстана
Приграничные регионы Казахстан
Атырауская область VI Западно-Казахстанская область IV Актюбинская область II Костанайская область I СевероКазахстанская область V Павлодарская область III Восточно-Казахстанская область VII
Россия Астраханская область (11) + Р1- 11001 1 ) -1 +
Волгоградская область (7) ^ - 1 +
Саратовская область (8) ^ - 1 + (Щ 1- I» Р| — | )
Самарская область (5) ^ - 1 +
Оренбургская область (4) ^ - 1 + '^О о 1 _ . _ з + ^ _ з + ^ - 1
Челябинская область (1) ^ - 2 + (Щ _4--3
Курганская область (9) + И 1- 2 + IЩ 1- 1о_о1 — I, -е® _ 1
Тюменская область (10) + - 1
Омская область (6) -1 + - „■ ■ - 2 + -2
Новосибирская область (3) + ^ -1
Алтайский край (2) + -2 +
Республика Алтай (12) +
1, 2, ... 12 - место в рейтинге российских регионов по значимости торгового взаимодействия с Казахстаном в стоимостном и физическом измерении; I ... VII - место в рейтинге казахстанских регионов по объему импорта из России; | | - перспективные индустриально-логистические кластеры
Алтайский край. В Алтайском крае отсутствуют крупные индустриально-логистические кластеры, созданные совместно с Казахстаном. Вместе с тем активное производственно-техническое взаимодействие осуществляют крупные российские и казахстанские организации в металлургии, тяжелом машиностроении, в области ремонта автодорог и в других сферах. К основным экспортируемым из области товарам относятся железнодорожные вагоны и их части, сельскохозяйственная техника, котельное оборудование, каменный уголь, продовольственные товары, лесоматериалы и свинцовые руды.
Алтайский край является привлекательным как для развития логистических кластеров за счет наличия большого количества транспортных маршрутов и узлов, логистических компаний, так и для индустриальных кластеров. Например, перспективным направлением является реализация горнорудных или металлургических (создание на территории края завода по изготовлению изделий из цветных металлов) проектов.
Для реализации инициатив по курированию создания и развития кластеров в 2011 году было организовано КГБУ «Алтайский центр кластерного развития», оказывающее услуги региональным акторам по принципу одного окна.
Кроме того, усиливается приграничное сотрудничество России и Казахстана в рамках международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай», реализуемого совместно с Монголией и Китаем. В настоящее время запущен ряд проектов в различных сферах жизни общества, однако отсутствует информация об их итогах, не развита инфраструктура взаимодействия. В 2019 году на заседании указанного совета страны-участники обсуждали вопросы увеличения торгового оборота, укрепления взаимодействия, а также создания производственных кластеров, совместных предприятий и туристических маршрутов.
Челябинская область. Между Правительством Челябинской области и акиматом Коста-найской области, а также акиматом города Астаны заключены соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, в рамках которых стороны развивают торговые связи между регионами, а также взаимодействуют в сфере промышленности, сельского хозяйства и др. Помимо этого предусмотрено образование совместных предприятий или коммерческих организаций с иностранными инвестициями, проведение общих мероприятий, обмен делегациями ученых и специалистов, научно-техническая и производственная кооперация. Как следствие, соглашения подразумевают увеличение объемов приграничной торговли и образование новых индустриально-промышленных и логистических кластеров.
Челябинская область развивает торговые отношения с акиматом Алма-Атинской области и акиматом Северо-Казахстанской области. В рамках такого сотрудничества регулирующие органы двух стран договорились о взаимном оказании содействия в организации взаимовыгодных поставок продукции сельского хозяйства, товаров перерабатывающей, легкой, металлообрабатывающей, машиностроительной и других отраслей промышленности, что является предпосылкой для создания совместных предприятий.
Помимо этого в январе 2021 года глава Челябинской области и глава Туркестанской области (Казахстан) обсудили планы развития автозавода «Урал», в частности, возможность сборки грузовых автомобилей и спецтехники на его базе в Туркестанской области1.
Правительство Челябинской области имеет опыт создания и развития кластеров. Так, в Увельском районе реализуется транспортно-логистический проект «Южноуральский» общей площадью 180 гектар. Данный проект связывает Челябинскую область и Китай железнодорожной дорогой.
1 Представители Республики Казахстан и автозавода «Урал» обсудили возможность сборки «Уралов» в Туркестанской области [Электронный ресурс] // «Урал»: автомобильный завод. URL: https://uralaz.ru/media/news/predstaviteli-respubliki-kazakhstan-i-avtozavoda-ural-obsudili-vozmozhnost-sborki-uralov-v-turkestan/ (дата обращения: 20.11.2021).
Условные обозначения:
+ - наличие границы между Россией и Казахстаном;
- количество морских/ речных пунктов пропуска;
- количество авиационных пунктов пропуска;
- количество автомобильных пунктов
пропуска;
■Ш - количество железнодорожных пунктов пропуска;
Новосибирская область. Выгодное положение Новосибирской области определяется ее близостью к крупнейшим российским поставщикам топливных ресурсов (Тюменская область, Кузбасс), северным территориям Китая. Данная территория также является центром экономической активности макрорегиона, так как имеет развитую транспортную сеть. Протяженность федеральных трасс - 755 км, а территориальных дорог - около 12 тыс. км.
В Новосибирской области успешно создаются и расширяются крупные кластерные объединения. Согласно утвержденной стратегии социально-экономического развития региона на период до 2030 года кластеризация определена как механизм, обеспечивающий его устойчивый экономический рост, в том числе в сфере промышленности.
По состоянию на ноябрь 2021 года в Новосибирской области запущены 4 кластера, в том числе научно-производственный кластер «Сибирский наукополис», «Первый зерновой кластер» и кластер «Цифровая энергетика» Планируется начало работы еще более 7 кластеров в различных секторах экономики1. В данном контексте целесообразно развивать совместные российско-казахстанские индустриально-логистические проекты.
В рамках логистического сектора в 2021 году совместным предприятием Почты России и Группы ВТБ «Национальные логистические технологии» был запущен крупный почтовый хаб в Толмачево. Представляется возможным в рамках данного объекта наладить транзитный маршрут малогабаритных товаров из Казахстана.
Кроме того, стратегия развития области до 2025 года предусматривает в рамках государственно-частного партнерства модернизацию инфраструктуры и формирование новых центров внешней торговли, что включает в себя строительство новых автомобильных магистралей, создание выставочного комплекса для бизнеса, а также совершенствование пограничных переходов.
В рамках утвержденной Концепции приграничного сотрудничества Новосибирской области до 2025 года, направленной на развитие процессов интеграции и улучшение социально-экономической обстановки в приграничных районах, необходимо реализовать инициативы по модернизации и повышению пропускной способности приграничных пунктов пропуска.
Целесообразно развивать железнодорожную и водную транспортные сети, так как в Новосибирской области отсутствуют межрегиональные пути сообщения и функционирует только один порт.
Из региона преимущественно экспортируется продукция для машиностроительного и металлургического комплексов Казахстана (электрические машины, продукты неорганической химии, сельскохозяйственная техника, древесина).
Перспективным механизмом развития торгово-экономического сотрудничества и увеличения инвестиционного потенциала областей остается устройство крупных совместных кластеров. В настоящее время в Новосибирске уже реализуются меры по привлечению зарубежных инвесторов и экспортеров. Так, с 9 ноября 2021 года в рамках центра кластерного развития принимаются заявки на компенсацию расходов на транспортировку промышленных товаров2.
Оренбургская область. С 2018 года в Оренбургской области проходит строительство нефтеперерабатывающего комплекса, который будет работать на сырье Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения (Казахстан). Инвестором является ЗАО «Южно-Уральская промышленная компания». По данным компании, объем инвестиций приблизительно равен 12 млрд рублей. В рамках проекта предусмотрено также создание автомобильного и железнодорожного терминалов, оборудования для перекачки сырья, вакуумной перегонки, а также создание битумной установки. Строительство нефтеперерабатывающего комплекса является еще одним проектом, укрепляющим экономические связи приграничных регионов России и Казахстана3.
Еще одним совместным проектом двух стран в сырьевом секторе является разработка Русской медной компанией Весенне-Аралчинского месторождения медных руд, расположенного на территориях Оренбургской области (Россия) и Актюбинской области (Казахстан).
Важным этапом развития внешнеэкономических связей приграничных регионов России и Казахстана станет реализация крупного инфраструктурного проекта по созданию международного транспортно-логистического коридора Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа. Такая магистраль пройдет через Актюбинскую и Оренбургскую области через автомобильный пропуск-
1 Кластеры [Электронный ресурс] // Центр кластерного развития Новосибирской области. URL: http://cluster-nso.ru/ru/clusters/ (дата обращения: 10.11.2021)
2 Прием заявок на компенсацию затрат на транспортировку промышленной продукции стартует 9 ноября в «одном окне» [Электронный ресурс] // Мой экспорт. URL: https://myexport.exportcenter.ru/press_center/rec-news/6823/ (дата обращения: 15.11.2021).
3 Под Оренбургом построят нефтеперерабатывающий комплекс [Электронный ресурс] // RIA56. URL: https://ria56.ru/posts/pod-orenburgom-postroyat-neftepererabatyvayushhij-kompleks.htm (дата обращения: 15.11.2021).
ной пункт «Сагарчин». Для ускорения товарооборота указанный пункт необходимо модернизировать и оборудовать инспекционно-досмотровым комплексом, позволяющим сократить время проверки товаров и грузов до минимальных показателей.
На территории области функционирует Центр поддержки экспорта Оренбургской области. В регионе в 2020 году зарегистрированы 66 предприятий с участием казахстанского капитала.
Самарская область. Самарская область является важным стратегическим партнером Казахстана в рамках развития логистических маршрутов. Через нее проходит часть автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай». Текущий статус проекта на территории России - разработка предпроектной документации1. Казахстан уже завершил строительство участков дорог на своей территории2.
Самарская область также привлекательна с точки зрения создания водного логистического кластера с использованием речных маршрутов по Волге.
По территории области проходит нефтепровод «Атырау - Самара», владельцами которого являются российская компания «Транснефть» и казахстанская компания «КазТрансОйл». Нефтепровод «Атырау - Самара» находится на втором месте по объемам поставок казахстанской нефти на российский рынок. Нефтяная магистраль берет начало от месторождения Узень до Атырауского НПЗ (Казахстан), дальше соединяется с системой нефтепроводов «Транснефти» в направлении Самары. Основной транзитный объем нефти осуществляется по территории российских регионов. В 2020 году было транспортировано 14,5 млн тонн. Данный проект может трансформироваться в перспективе в один из индустриально-логистических кластеров.
Кроме того, на территории области уже функционирует кластер автомобильной промышленности, пять индустриальных парков, агропромышленный комплекс. Казахстанские предприятия могут получить статус резидентов территорий опережающего развития, а также дополнительные льготы по налогам на прибыль, имущество, по земельному и транспортному налогу в рамках особой экономической зоны.
Омская область. Омская область является наиболее привлекательной для создания индустриально-логистического кластера, так как уже существующие предприятия в регионе производят продукцию как для российского рынка, так и на экспорт. Кроме того, в специальной экономической зоне «Павлодар» (Казахстан) производится ряд продуктов, которые способствуют развитию органического синтеза на заводе «Омский каучук».
Омская область тесно сотрудничает в рамках логистического кластера с Астанинским транспортным узлом. Реализация совместных проектов является основным направлением логистических стратегий двух стран. Железнодорожное сообщение Омского мультимодального транспортного узла с Астанинским транспортным узлом (Омск - Петропавловск - Кокшетау -Астана (Нур-Султан)) и автомобильное (трасса М38) обеспечивает обслуживание грузопотоков, проходящих в направлениях Средняя Азия - Европа и Китай - Европа. Вместе с тем в настоящее время существует проблема, связанная с железнодорожным транзитом, в частности, ширина железных путей России и Казахстана различна. Пока логистические процессы осуществляются через перевалку. Для решения данной проблемы были созданы специальные вагоны, которые позволяют устанавливать раздвижные колеса3.
В 2020 году в Омской области был открыт новый участок автодороги Омск - Русская Поляна. Данный проект играет важную роль в укреплении дружественных отношений и торгово-экономических связей России и Казахстана4.
Перспективным направлением для создания индустриально- логистического кластера является транзитный маршрут Китай - Казахстан - Россия по реке Иртыш. На сегодняшний день перевозки речным транспортом осуществляются только при условии грузоподъемности до 1 000 тонн; как следствие, логистические процессы возможны только в весенний период; также можно
1 Международный транспортный маршрут «Европа - Западный Китай» [Электронный ресурс] // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://mintrans.gov.ru/activities/215/217/25/28 (дата обращения: 20.11.2021).
2 Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности расходования бюджетных средств на проектирование и строительство (реконструкцию), а также капитальный ремонт автомобильных дорог, включенных в международный транспортный маршрут "Европа - Западный Китай", и обоснование его трассировки» [Электронный ресурс] // Счетная Палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/2e0/2e05b9cfed737c7610990546eea453db.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
3 Краткая концепция развития Омского мультимодального транспортного узла в рамках проекта «73 МЕРИДИАН» [Электронный ресурс] // Проектное государство. URL: http://www.proektnoegosudarstvo.ru/materials/0007/ (дата обращения: 20.11.2021).
4 В Омской области открыли новый участок дороги Омск - Русская Поляна в обход Казахстана [Электронный ресурс] // Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). URL: https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/368771 (дата обращения: 20.11.2021).
отметить неудовлетворительное состояние судоходного пути. Для решения проблем, а также с целью увеличения транзитного грузооборота планируется создать в Павлодарской области крупный транспортно-логистический центр1. Помимо этого необходимо построить гидротехнические сооружения для пропуска воды в течение всего года.
Развитые транспортно-логистические кластеры в данном регионе смогут обеспечить полноценную интеграцию в индустриальном секторе, став одной из отправных точек для акселерации процесса более расширенной интеграции - индустриально-логистической.
Таким образом, индустриально-логистические кластеры, создаваемые на приграничных территориях России и Казахстана, могут стать импульсом для углубления торгово-экономического сотрудничества двух стран и интенсификации социально-экономического развития регионов.
Ключевыми документами, обозначающими рамки и инструменты политики по формированию и развитию индустриально-логистических кластеров приграничных регионов, являются национальные и международные концепции и программы приграничного сотрудничества. Однако во взаимодействии России и Казахстана сохраняются правовые, экономические, информационные, социально-экономические, географические и инфраструктурные барьеры, скорейшее устранение которых является необходимым условием для развития приграничного торгово-экономического сотрудничества двух стран. Кроме того, недостаточно высокие позиции России и Казахстана в Индексе эффективности логистики, наряду с их уникальным территориальным положением, делают развитие международных транспортных коридоров, транспортно-логистической кооперации важными направлениями развития приграничного сотрудничества.
Список источников:
Бабина В.А., Дьяченко В.Н., Уваров В.А. Приграничная торговля: проблемы и перспективы развития. Хабаровск, 2010. 133 с.
Бабкин А.В., Новиков А.О. Кластер как субъект экономики: сущность, современное состояние, развитие // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 1 (235). С. 9-29. https://doi.Org/10.5862/JE.235.1
Бильчак В.С. Приграничная экономика. Калининград, 2001. 371 с.
Вардомский Л.Б. Приграничное сотрудничество на «новых и старых» границах России // Евразийская экономическая интеграция. 2008. № 1. С. 90-108.
Вардомский Л.Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития // Россия и современный мир. 2000. № 2 (27). С. 54-64.
Евтодиева Т.Е. Логистические кластеры: сущность и виды // Экономические науки. 2011. № 77. С. 78-81.
Евтодиева Т.Е. Логистический кластер как фактор конкурентоспособности региона // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 2 (14). С. 39-45.
Зелинская Е.З. Региональные трансграничные кластеры как формы современных систем управления в реальном секторе экономики // Псковский регионологический журнал. 2013. № 16. С. 12-18.
Левчук Е. Приграничная торговля как фактор экономического развития современной Европы // Проблемы современной экономики. 2009. № 4 (32). С. 86-90.
Павлов П.В. Приграничная торговля как часть приграничного сотрудничества России с иностранными государствами: проблемы административно-правового регулирования // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. № 2. С. 1-71.
Портер М. Конкуренция. М., 2005. 608 с.
Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / ред. А.Г. Гранберг. М., 2000. 438 с.
Шинкаренко А. Международное региональное сотрудничество как фактор развития приграничных районов // Внешняя торговля. 1994. № 11. С. 10-13.
Bergstrand J.H. Determinants of Bilateral Trade: Does Gravity Work in a Neoclassical World? // The Regionalization of the World Economy. Chicago, 1998. P. 23-28.
Cortright J. Making Sense of Clusters: Regional Competitiveness and Economic Development. Washington, 2006. 66 р.
Doeringer P.B., Terkla D.G. Business Strategy and Cross-Industry Clusters // Economic Development Quarterly. 1995. Vol. 9, iss. 3. Р. 225-237. https://doi.org/10.1177/089124249500900304
Fujimura M. Cross-Border Transport Infrastructure, Regional Integration and Development. Tokyo, 2004. 21 р.
Fujimura M., Edmonds С. Impact of Cross-Border Transport Infrastructure on Trade and Investment in GMS. Tokyo, 2006. 35 р.
Hill E.W., Brennan J.F. A Methodology for Identifying the Drivers of Industrial Clusters: the Foundation of Regional Competitive Advantage // Economic Development Quarterly. 2000. Vol. 14. P. 67-96. https://doi.org/10.1177/089124240001400109
Hollanders H., Merkelbach I. European Panorama of Clusters and Industrial Change. Luxembourg, 2020. 93 р.
Jacobs D., Ard-Pieter de Man. Clusters, Industrial Policy and Firm Strategy: A Menu Approach // Technology Analysis and Strategic Management. 1996. Vol. 8, iss. 4. P. 425-438.
Marella F., Usmanov R., Barbirotto I. On Trade Liberalization for Political Ends: The Case of the EAEU // Journal of World Trade. 2021. Vol. 55, iss. 4. P. 597-618.
Pepe J.M. Beyond Energy: Trade and Transport in a Reconnecting Eurasia. Berlin, 2018.486 р. https://doi.org/10.1007/978-3-658-20192-0_1
Pepe J.M. Continental Drift: Germany and China's Inroads in the 'German Central Eastern European Manufacturing Core': Geopolitical Chances and Risks. Washington, 2017. 36 р.
1 Меры по увеличению речных грузоперевозок разработаны в Павлодарской области [Электронный ресурс] // Kazakhstan Today. 2013. URL: https://clck.ru/Z89Qz (дата обращения: 20.11.2021).
Pepe J.M. The «Eastern polygon» of the Trans-Siberian Rail Line: A Critical Factor for Assessing Russia's Strategy Toward Eurasia and the Asia-Pacific // Asia Europe Journal. 2020. Vol. 18, iss. 3. Р. 305-324. https://doi.org/10.1007/s10308-019-00543-5.
Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. 1997. Vol. 1, iss. 5. P. 3-23.
Shakya M. Clusters for Competitiveness: A Practical Guide and Policy Implications for Developing Cluster Initiatives. Washington, 2009. 95 р.
Sheffi Y. Logistics Cluster: Delivering Value and Driving Growth. Cambridge, 2012. 368 p.
Soloaga I., Wintersb А. Regionalism in the Nineties: What Effect on Trade? // North American Journal of Economics and Finance. 2021. № 12. P. 1-29. https://doi.org/10.1016/S1062-9408(01)00042-0.
Zimmer S. Cross-Border Clusters Opportunity or Competitive Threat? [Электронный ресурс] // Uddevalla Symposium 2014: Geography of Growth. Uddevalla, 2014. Р. 1-14. URL: https://www.researchgate.net/publication/282287430_Cross-Border_Clus-ters_Opportunity_or_Competitive_Threat (дата обращения: 20.11.2021).
References:
Babina, V. A., D'yachenko, V. N. & Uvarov, V. A. (2010) Prigranichnaya torgovlya: problemy i perspektivy razvitiya [Cross-Border Trade: Problems and Prospects of Development]. Khabarovsk. 133 p. (in Russian).
Babkin, A. V. & Novikov, A. O. (2016) Cluster as a Subject of Economy: Essence, Current State, Development. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki. (1 (235)), 9-29. Available from: https://doi.org/10.5862/JE.235.1 (in Russian).
Bergstrand, J. H. (1998) Determinants of Bilateral Trade: Does Gravity Work in a Neoclassical World? The Regionalization of the World Economy. Chicago, рр. 23-28.
Bil'chak, V. S. (2001) Prigranichnaya ekonomika [Border Economy]. Kaliningrad. 371 р. (in Russian).
Cortright, J. (2006) Making Sense of Clusters: Regional Competitiveness and Economic Development. Washington. 66 р.
Doeringer, P. B. & Terkla, D. G. (1995) Business Strategy and Cross-Industry Clusters. Economic Development Quarterly. 9 (3), 225-237. Available from: https://doi.org/10.1177/089124249500900304
Evtodieva, T. E. (2011) Logisticheskie klastery: sushchnost' i vidy [Logistics Clusters: Essence and Types]. Ekonomicheskie nauki. (77), 78-81 (in Russian).
Evtodieva, T. E. (2015) Logistics Cluster as a Factor of a Competitiveness of a Region. Chelovecheskii kapital i profession-al'noe obrazovanie. (2 (14)), 39-45 (in Russian).
Fujimura, M. & Edmonds, С. (2006) Impact of Cross-Border Transport Infrastructure on Trade and Investment in GMS. Tokyo. 35 р.
Fujimura, M. (2004) Cross-Border Transport Infrastructure, Regional Integration and Development. Tokyo. 21 р.
Granberg, A. G. (ed.) (2000) Regional'noe razvitie: opyt Rossii i Evropeiskogo soyuza [Regional Development: Experience of Russia and the European Union]. Moscow. 438 p. (in Russian).
Hill, E. W. & Brennan, J. F. (2000) A Methodology for Identifying the Drivers of Industrial Clusters: the Foundation of Regional Competitive Advantage. Economic Development Quarterly. 14, 67-96. Available from: https://doi.org/10.1177/089124240001400109
Hollanders, H. & Merkelbach, I. (2020) European Panorama of Clusters and Industrial Change. Luxembourg. 93 р.
Jacobs, D., Ard-Pieter, de Man. (1996) Clusters, Industrial Policy and Firm Strategy: A Menu Approach. Technology Analysis and Strategic Management. 8 (4), 425-438.
Levchuk, E. P. (2009) Borderline Trade as a Factor of Development of Contemporary Europe. Problemy sovremennoi ekonomiki. (4 (32)), 86-90 (in Russian).
Marella, F., Usmanov, R. & Barbirotto, I. (2021) On Trade Liberalization for Political Ends: The Case of the EAEU. Journal of World Trade. 55 (4), 597-618.
Pavlov, P. V. (2013) Prigranichnaya torgovlya kak chast' prigranichnogo sotrudnichestva Rossii s inostrannymi gosudarst-vami: problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya [Cross-border Trade as Part of Russia's Cross-border Cooperation with Foreign States: Problems of Administrative and Legal Regulation]. NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. (2), 1-71 (in Russian).
Pepe, J. M. (2017) Continental Drift: Germany and China's Inroads in the 'German Central Eastern European Manufacturing Core': Geopolitical Chances and Risks. Washington. 36 р.
Pepe, J. M. (2018) Beyond Energy: Trade and Transport in a Reconnecting Eurasia. Berlin. 486 р. Available from: https://doi.org/10.1007/978-3-658-20192-0_1
Pepe, J. M. (2020) The «Eastern polygon» of the Trans-Siberian Rail Line: A Critical Factor for Assessing Russia's Strategy Toward Eurasia and the Asia-Pacific // Asia Europe Journal. 18 (3), 305-324. Available from: https://doi.org/10.1007/s10308-019-00543-5.
Porter, M. (2005) Konkurentsiya [Competition]. Moscow. 608 р. (in Russian).
Rosenfeld, S. A. (1997) Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development. European Planning Studies. 1 (5), 3-23.
Shakya, M. (2009) Clusters for Competitiveness: A Practical Guide and Policy Implications for Developing Cluster Initiatives. Washington. 95 р.
Sheffi, Y. (2012) Logistics Cluster: Delivering Value and Driving Growth. Cambridge. 368 p.
Shinkarenko, A. (1994) Mezhdunarodnoe regional'noe sotrudnichestvo kak faktor razvitiya prigranichnykh raionov [International Regional Cooperation as a Factor in the Development of Border Areas]. Vneshnyaya torgovlya. (11), 10-13 (in Russian).
Soloaga, I. & Wintersb, А. (2021) Regionalism in the Nineties: What Effect on Trade? North American Journal of Economics and Finance. 12, 1-29. Available from: https://doi.org/10.1016/S1062-9408(01)00042-0
Vardomskii, L. B. (2000) Prigranichnyi poyas Rossii: problemy i tendentsii razvitiya [Russia's Border Border: Problems and Development Trends]. Rossiya i sovremennyi mir. (2 (27)), 54-64 (in Russian).
Vardomskii, L. B. (2008) Prigranichnoe sotrudnichestvo na «novykh i starykh» granitsakh Rossii [Cross-Border Cooperation on the "New and Old" Borders of Russia]. Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya. (1), 90-108 (in Russian).
Zelinskaya, E. Z. (2013) Regional Cross-Border Clusters as a Form of Modern Management Systems in the Real Economy. Pskovskii regionologicheskii zhurnal. (16), 12-18 (in Russian).
Zimmer, S. (2014) Cross-Border Clusters Opportunity or Competitive Threat? In: Uddevalla Symposium 2014: Geography of Growth. Uddevalla, рр. 1-14. Available from: URL: https://www.researchgate.net/publication/282287430_Cross-Border_Clus-ters_Opportunity_or_Competitive_Threat [Accessed 20th November 2021].
Информация об авторах И.Н. Абанина - кандидат экономических наук, доцент, руководитель департамента мировой экономики и международного бизнеса факультета международных экономический отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=706768. ID Scopus: 57205191558.
Е.В. Оглоблина - кандидат экономических наук, доцент департамента мировой экономики и международного бизнеса факультета международных экономический отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=699114. ID Scopus: 57205183468.
Information about the authors I.N. Abanina - PhD in Economics, Associate Professor, Head of Department of World Economy and International Business, Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=706768. ID Scopus: 57205191558.
E.V. Ogloblina - PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and International Business, Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=699114. ID Scopus: 57205183468.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.11.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 02.12.2021.