Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ОСВОЕНИЕ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ / ОСВОЕНИЕ УМЕНИЯ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / УЧЕНИКИ 8-9 КЛАССОВ / ОПРОС / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калачникова Раксана Суреновна

Рассмотрен вопрос влияния развития умения говорения на создание ситуации успеха на уроках английского языка. Показана актуальность исследования посредством изучения теоретического материала и проведения опроса, выявившего, что большинство учеников 8-9-х классов не заинтересованы в изучении иностранного языка. Цель исследования - теоретически обосновать создание ситуации успеха на уроке английского языка посредством освоения умения говорения и доказать ее влияние на рост мотивации данного контингента школьников к изучению этого предмета. Основные методы исследования - опрос и эксперимент. Описаны результаты исследования: мотивация учащихся к изучению английского языка возросла на 45,3 %. Область применения результатов работы варьирует от преподавания английского языка в рамках дошкольного образования, далее в школе, высших учебных заведениях, вплоть до курсов повышения квалификации. Доказано, что говорение представляется одним из наиболее сложных для освоения умений, в том числе и для учеников 8-9-х классов. Создание ситуации успеха позволяет замотивировать их на изучение английского языка, что подтвердил эксперимент, а проведенный нами опрос показал рост числа заинтересованных в изучении иностранного языка учеников с 19,5 до 64,8 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING SPEAKING SKILLS AS A WAY TO CREATE A SITUATION OF SUCCESS IN ENGLISH LESSONS

We consider the issue of the influence of the development of speaking skills on the creation of a situation of success in English lessons. The study shows the relevance of the study by studying theoretical material and conducting a survey, which revealed that the majority of students in grades 8-9 are not interested in learning a foreign language. The purpose of the study is to theoretically substantiate the creation of a situation of success in an English lesson by mastering the ability to speak and to prove its influence on the growth of motivation of this contingent of schoolchildren to study this subject. The main research methods are survey and experiment. The results of the study are described: the motivation of students to learn English increased by 45,3 %. The scope of application of the results of the work varies from teaching English in preschool education, then in school, higher educational institutions, up to refresher courses. It is proved that speaking seems to be one of the most difficult skills for mastering, including for pupils of 8-9 grades. Creating a successful situation allows them to motivate them to learn English, which was confirmed by the experiment, and our survey showed an increase in the number of students interested in learning a foreign language from 19,5 to 64,8 %.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 194 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 194 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm

ISSN 1810-0201

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 81-25

DOI 10.20310/1810-0201 -2021-26-194-85-96

Освоение умения говорения как способ создания ситуации успеха на уроках английского языка

Раксана Суреновна КАЛАЧНИКОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

[email protected]

Аннотация. Рассмотрен вопрос влияния развития умения говорения на создание ситуации успеха на уроках английского языка. Показана актуальность исследования посредством изучения теоретического материала и проведения опроса, выявившего, что большинство учеников 8-9-х классов не заинтересованы в изучении иностранного языка. Цель исследования - теоретически обосновать создание ситуации успеха на уроке английского языка посредством освоения умения говорения и доказать ее влияние на рост мотивации данного контингента школьников к изучению этого предмета. Основные методы исследования - опрос и эксперимент. Описаны результаты исследования: мотивация учащихся к изучению английского языка возросла на 45,3 %. Область применения результатов работы варьирует от преподавания английского языка в рамках дошкольного образования, далее в школе, высших учебных заведениях, вплоть до курсов повышения квалификации. Доказано, что говорение представляется одним из наиболее сложных для освоения умений, в том числе и для учеников 8-9-х классов. Создание ситуации успеха позволяет замотивировать их на изучение английского языка, что подтвердил эксперимент, а проведенный нами опрос показал рост числа заинтересованных в изучении иностранного языка учеников с 19,5 до 64,8 %. Ключевые слова: обучение говорению, освоение умения, ситуация успеха, мотивация, английский язык, ученики 8-9 классов, опрос, эксперимент

Для цитирования: Калачникова Р.С. Освоение умения говорения как способ создания ситуации успеха на уроках английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 194. С. 85-96. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-85-96

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2021-26-194-85-96

Mastering speaking skills as a way to create a situation of success in English lessons

Raksana S. KALACHNIKOVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation [email protected]

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Калачникова Р.С., 2021

H

Abstract. We consider the issue of the influence of the development of speaking skills on the creation of a situation of success in English lessons. The study shows the relevance of the study by studying theoretical material and conducting a survey, which revealed that the majority of students in grades 8-9 are not interested in learning a foreign language. The purpose of the study is to theoretically substantiate the creation of a situation of success in an English lesson by mastering the ability to speak and to prove its influence on the growth of motivation of this contingent of schoolchildren to study this subject. The main research methods are survey and experiment. The results of the study are described: the motivation of students to learn English increased by 45,3 %. The scope of application of the results of the work varies from teaching English in preschool education, then in school, higher educational institutions, up to refresher courses. It is proved that speaking seems to be one of the most difficult skills for mastering, including for pupils of 8-9 grades. Creating a successful situation allows them to motivate them to learn English, which was confirmed by the experiment, and our survey showed an increase in the number of students interested in learning a foreign language from 19,5 to 64,8 %.

Keywords: teaching speaking, situation of success, motivation, English language, students of grades 8-9, survey, experiment

For citation: Kalachnikova R.S. Osvoyeniye umeniya govoreniya kak sposob sozdaniya situatsii uspekha na urokakh angliyskogo yazyka [Mastering speaking skills as a way to create a situation of success in English lessons]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 194, pp. 85-96. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-85-96 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Изучение английского языка в общеобразовательной школе предполагает овладение четырьмя видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письменной речью. Освоение каждого из них представляет для ученика ряд сложностей, с которыми он учится справляться на протяжении всего обучения. При этом каждый ученик выделяет для себя то, что является наиболее сложным для него. Для одного - это способность грамотно и бегло разговаривать, для другого - способность понимать ино-

странную речь и т. д. Однако, для того чтобы ученик был готов работать над преодолением этих трудностей, необходимо, чтобы он был достаточно на это замотивирован.

Проблема здесь состоит в том, что школьники не всегда могут понять, почему им необходимо изучать иностранный язык, аргументируя свое негативное отношение к этому предмету тем, что они не планируют жить в другой стране, а для путешествий знать язык необязательно, так как их близкие посещают разные страны, не изучая других

языков. Ситуация усугубляется еще и тем, что отменена обязательная сдача ЕГЭ по иностранному языку, которую ранее планировали запустить с 2022 г.1

Для подтверждения факта, что школьники не проявляют большой заинтересованности в изучении иностранного языка, нами был проведен опрос среди учеников 8-9-х классов, обучающихся в МОБУ «Гимназия № 16» г. Сочи. В опросе приняли участие 128 учеников (класс 8А - 23 ученика; 8Б - 22 ученика; 8В - 22 ученика; 9А - 21 ученик; 9Б - 20 учеников; 9В - 20 учеников). Им был задан вопрос: «Выберете ли вы английский язык для изучения в школе, если у вас будет возможность выбирать, что изучать?» (рис. 1).

Опрос показал, что 80,5 % учеников не заинтересованы в изучении иностранного языка. Такое отношение школьников к изучению предмета на примере одной из российских школ свидетельствует о низкой мотивированности детей к освоению умений общения на иностранном языке. Это подтверждает актуальность для современной общеобразовательной школы проблемы нашего исследования, а именно: как изменить отношение учащихся к иностранному языку и помочь им в освоении коммуникативных умений? На наш взгляд, проблема может быть решена благодаря созданию ситуации успеха на уроке английского языка в процессе освоения одного из видов речевой деятельности. При этом мы согласны с позицией Ф.Д. Низамовой, согласно которой повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а за счет совершенствования форм и методов, а также отбора содержания обучения, путем внедрения образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств учащихся [1].

1 Тадтаев Г., Губернаторов Е. Минпросвещения исключило иностранный язык из числа обязательных экзаменов. URL: https://www.rbc.ru/society/09/09/2020/ 5f588fe69a79474c8e4b800f (дата обращения: 20.05.2021).

В рамках проведенного нами исследования было принято решение развивать говорение на иностранном языке, так как большинство учеников выбрали именно это умение как наиболее желаемое для изучения. На рис. 2 представлена диаграмма, позволяющая увидеть, как школьники ответили на вопрос: «Каким видом речевой деятельности на английском языке вы хотели бы овладеть в наибольшей степени: говорением, аудированием, чтением или письмом?»

Цель исследования - изучить создание ситуации успеха на уроке английского языка посредством освоения умения говорения и доказать эффективность такого способа повышения мотивации изучения этого предмета учениками 8-9-х классов.

Задачи исследования:

- изучить уровень мотивации изучения английского языка у учеников 8-9-х классов;

- определить наиболее сложный для освоения вид речевой деятельности по мнению учеников 8-9-х классов;

- уточнить понятие ситуации успеха;

- рассмотреть особенности говорения на иностранном языке;

- в экспериментальном обучении создать ситуацию успеха на занятиях по английскому языку посредством освоения учениками умения говорения;

- проанализировать влияние результатов проведенного эксперимента на уровень мотивации школьников к изучению английского языка.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ литературы по теме исследования, обобщение изученного материала, сравнение авторских мнений по проблеме исследования;

2) эмпирические: наблюдение, опрос, эксперимент;

3) в начале исследования мы кратко осветили первые две задачи, поэтому перейдем к рассмотрению понятия ситуации успеха.

Еще К.Д. Ушинский подчеркивал важность создания ситуации успеха в процессе взаимодействия учителя с учениками и отмечал, в частности, что дети не будут испыты-

90,00%

SO ,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

80,50%

19,50%

Выберут

Не выберут

Рис. 1. Результаты опроса учеников 8-9-х классов о заинтересованности в изучении иностранного языка (до эксперимента)

Fig. 1. Results of a survey of students in grades 8-9 about their interest in learning a foreign language (before the experiment)

Рис. 2. Результаты опроса учеников 8-9-х классов о выборе наиболее важного для усвоения коммуникативного умения

Fig. 2. The results of a survey of students in grades 8-9 on the choice of the most important communicative skill for mastering

вать интерес к учебному процессу, не захотят изучать что-то новое, если время от времени они не будут одерживать маленькие или большие победы, слышать слова поощрения, испытывать гордость за свои достижения и т. д. [2]. Следовательно, педагог должен стремиться построить процесс обучения таким образом, чтобы его ученики могли испытывать успех на разных этапах учебной работы. При этом важно понимать, что состояние успеха предполагает переживание учеником чувства радости и эмоционального подъема в ходе учебной деятельности. Это необходимо понимать педагогу, к этому он должен стремиться. У ученика, испытывающего успех, появляется мотивация к учебе, появляется вера в свои способности, он начинает выше ценить свой труд [3, с. 138]. Именно поэтому так важно помочь ученику почувствовать себя успешным однажды, и это переживание станет отправным моментом для новых достижений. Кроме того, учебная деятельность станет более привлекательной, если ученик будет испытывать радость от своих достижений в процессе обучения.

Рассмотрим, как понимают ситуацию успеха современные исследователи.

О.В. Бажук и Л.Г. Пузеп под ситуацией успеха понимают «целенаправленное создание комплекса условий, позволяющих достичь высоких результатов деятельности, где успех - это результат данной ситуации» [4, с. 92].

Е.А. Назарова дает следующее определение понятию «ситуация успеха»: «...это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте)» [5, с. 130]. При этом исследователь напоминает, что под ситуацией принято понимать то, что педагог получает в результате своей работы по планированию, подготовке, проведению занятия. Это своего рода оболочка, в которой находится учитель и ученик, и в рамках которой последний может достигнуть успеха. Успех же представляет собой положительный резуль-

тат проделанной учеником работы в рамках созданной педагогом ситуации.

Таким образом, под ситуацией успеха будем понимать совокупность условий, направленных на оказание ученику помощи в достижении успеха, в то время как сам успех является итогом создания данной ситуации.

Кроме того, ситуация успеха представляет собой личностное переживание чувства внутреннего удовлетворения от проделанной работы. Речь идет не только о положительном результате учебной деятельности, но и о процессе достижения данного результата. При этом ситуация успеха распространяется и на получение человеком удовлетворения от своего пути к достижению результата, даже если сам итог не был отличным. В создании такой ситуации ученикам должен помогать педагог. Для этого он может использовать различные ресурсы, которые в целом можно разделить на две группы: вербальные и невербальные [6, с. 109]. К вербальным ресурсам относятся слова поддержки, вдохновения, одобрения работы ученика, похвала и т. д. К невербальным ресурсам следует отнести жесты и мимику педагога. Используя данные ресурсы, учителю следует создавать благоприятную для работы учеников атмосферу на занятии, поощряя их к новым стремлениям и достижениям. При этом важно учитывать, что даже темп речи, интонация, подобранные педагогом фразы, жесты и мимика могут как помочь в создании ситуации успеха, так и стать препятствием в ее достижении.

Можно выделить семь шагов к созданию ситуации успеха (рис. 3) [7, с. 113].

Рассмотрим каждый шаг более подробно.

1. Если ученик боится неодобрения окружающих, переживает за то, что подумают одноклассники о его учебной работе, считает, что он плохо со всем справляется, боится низкой оценки от педагога и т. д., то в первую очередь необходимо работать с таким психологическим аспектом, как страх. Учитель может помочь справиться со страхами, к примеру, вербальными ресурсами - фразами ободрения:

S

s

d"

fO

PT

s

(J

2 ro

s X

X tu

rc с

Ct m и >■

О

о

ас

s

ftr

3

Снятие страха

Авансирование успешного результата

Персональная исключительность

Внесение мотива

Мобилизация активности или педагогическое внушение

Высокая оценка части работы

Рис. 3. Шаги к созданию ситуации успеха Fig. 3. Steps to creating a success situation

- Каждый гений достигает результата методом проб и ошибок. Ошибаться -это вполне естественно;

- Ошибки крайне необходимы для каждого человека. Ведь именно на ошибках мы учимся;

- Итоговая работа составлена по тем заданиям, которые мы с вами разбирали на занятиях, вы сможете с ними справиться.

Такие фразы позволяют ученикам расслабиться и не корить себя за малейшие недочеты в учебной работе.

2. Похвалить ученика заранее - не менее успешная тактика для создания ситуации успеха, особенно когда речь идет о предстоящем выполнении сложного задания. Важно дать ученикам почувствовать, что им предлагается такое задание не для того, чтобы они поняли свои слабые стороны, а для того, чтобы они поверили в свои сильные стороны. Поощрение авансом педагог может выразить при помощи таких фраз:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Я убежден, что вы справитесь с заданием;

- Я нисколько не сомневаюсь, что у вас получится составить отличный диалог по заданной теме.

3. Для создания ситуации успеха педагогу важно помочь ученику почувствовать себя особенным, нужным звеном в выполняемой учебной работе. Такое ощущение собственной значимости педагог может передать при помощи, например, таких фраз:

- Данное задание я могу поручить только тебе, зная, какие усилия ты прилагаешь для перевода этой пьесы;

- Думаю, именно ты сможешь отлично справиться с переводом отрывка про танцы, ведь ты же с детства занимаешься танцами.

Замечания такого рода от учителя помогают ученикам почувствовать себя по-настоящему особенными.

4. Ученикам важно осознавать ценность и цель тех заданий, которые они выполняют. К примеру, задание просто посмотреть фильм на английском языке ученики могут воспринять безо всякого энтузиазма. Однако, если то же задание преподнести им, объяснив мотив выбора такого формата домашнего задания, дети могут подойти к его выполнению с большей заинтересованностью и даже рвением. Например, педагог может дать каждому ученику задание посмотреть только маленький отрывок (10-15 минут) из фильма и сообщить ему о том, что без его отрывка класс

не сможет собрать целостную картину происходящего на экране. Таким образом, каждый ученик будет замотивирован проработать свой отрывок из англоязычного фильма.

5. Для создания ситуации успеха также важно помогать ученикам в выполнении заданий, особенно повышенной сложности. Однако данная помощь не должна быть явной, надо позволить ученику почувствовать свою личную победу. Для этого педагог может использовать различные намеки, например:

- При просмотре англоязычного фильма не забудьте про устойчивые выражения, которые мы записали сегодня на уроке. Возможно, для кого-то они могут оказаться полезными.

6. Качественный результат проделанной работы является немаловажным инструментом достижения ситуации успеха. Важно не затягивать с тем, чтобы ученик увидел результат своих трудов. С учетом этого педагог должен давать не только большие проектные задания, но и быстро реализуемые задачи. Так, собрав на уроке целый фильм по отрывкам, разделенным между учениками, каждый из них почувствует свою значимость в выполнении данного задания.

Если же задание не привязано к конкретному уроку или дате, то учитель может мотивировать учеников на скорейшее его выполнение такими, например, фразами:

- Как же хочется увидеть результат вашей работы;

- Уже не терпится посмотреть, что же у вас получилось.

7. Как отмечалось ранее, ситуация успеха заключается не только в качественном результате. Так, ученик может не справиться с заданием в итоге, но ситуацию успеха учитель все равно сможет создать. Это становится возможным благодаря выявлению сильных сторон, которые ученик проявил в процессе выполнения задания. К примеру, ученик не смог понять все фразы из фильма, но учитель может похвалить его за ту работу, с которой он справился: за переведенные фразы, активность, любознательность, серьезное

отношение к учебе, красивое оформление выполненной части работы и т. п.:

- Ты смог просто замечательно передать интонацию главного героя во время озвучки фильма;

- Я бы хотел отметить, что ты выполнил работу очень креативно, это заслуживает похвалы.

Ученик, не справившись с заданием, зачастую сразу огорчается, чувствует свою несостоятельность. Ему достаточно трудно за потоком самобичевания разглядеть что-то хорошее. Именно поэтому педагогу важно суметь увидеть плюсы в работе каждого ученика, чтобы помочь им поверить, что они многое уже могут, а смогут еще больше.

Таким образом, невозможно оспорить тот факт, что именно создание ситуации успеха является неотъемлемым условием повышения мотивации изучения школьниками любого предмета, в том числе английского языка. При этом для каждого ученика есть свои критерии ощущения успеха от учебной деятельности. Для того чтобы понять, какие достижения позволяют создать ситуацию успеха на уроке английского языка, нами был проведен опрос среди учеников 8-9-х классов. Им было предложено ответить на вопрос: «В чем вы видите свой успех от проделанной работы на уроке английского языка? Могу говорить/могу понимать на слух/могу писать/могу читать». Результаты опроса представлены на рис. 4.

Как видно из результатов опроса (рис. 4), именно умение говорить является для учащихся показателем успешности изучения иностранного языка. Так как наше исследование проводится именно среди учеников 8-9-х классов, то целесообразным представляется опираться именно на их понимание ситуации успеха в изучении этого предмета. Поэтому нами было выбрано умение говорения как цель обучения на занятиях по английскому языку на период проведения исследования.

Рассмотрим более подробно само понятие говорения с точки зрения современных ученых.

Рис. 4. Результаты опроса учеников 8-9-х классов о том, в чем они видят успех, изучая английский

язык

Fig. 4. The results of a survey of students in grades 8-9 about what they see success in learning English

Так, К.Т. Мирзоян под говорением понимает «вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устное вербальное общение» [8, с. 150], и подчеркивает, что оно представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает не только умение построить грамматически верное предложение, но и передать интонацию, особенности произношения, форму ответов на вопросы и т. д. Исследователь также приводит точку зрения Ф. Кайнц, который отмечает, что речь можно считать полноценно развитым умением, когда она не оторвана от мысли. При этом он разделяет процесс формирования речи на два этапа:

1) этап образования речевой интенции, то есть речевого намерения. Данный этап состоит из двух стадий: во-первых, переживания человека, которое побуждает к формированию в сознании того или иного высказывания; во-вторых, составления самого высказывания;

2) этап говорения, который также состоит из двух стадий: составления речевого конспекта в сознании человека и произнесения данного конспекта.

При этом созданный в сознании человека речевой конспект возникает из двух стадий, относящихся к речевой интенции. Стимулирующая ситуация приводит к зарождению в сознании человека тех или иных образов, которые также в сознании приобретают словесную оболочку, которая представляет собой единство внешней знаковой структуры слова и его внутреннего смыслового содержания, а уже в процессе проговаривания данного слова оно получает сенсорную и моторную оболочку. Каждое из слов конспекта расставляется в соответствии с действующими правилами синтаксиса, а также они подбираются с учетом сочетаемости слов [8, с. 151].

А.А. Леонтьев выделяет не два, а пять этапов формирования речи и дает достаточно целостное представление о данном процессе. В основе данного представления - механизм создания речевого высказывания, который, в свою очередь, и состоит из пяти этапов (цит. по: [9, с. 159-163]) (рис. 5).

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Первый этап предполагает создание мотива для возникновения речевого намерения.

Мотив

Замысел

Внутреннее программирование

9Лексико-грамматическое развертывание высказывания

Реализация «во внешней речи»

a:

s X ГО ■=[ m О о; X I го CD

и Л

го S ГО ГО

m U

S л

X CD

го к CL) S О |_ О m

CL)

-0 X

с: Ф

го i- Q.

m

Рис. 5. Механизм создания речевого высказывания Fig. 5. The mechanism of creating a speech utterance

Мотив необходим для того, чтобы человек задумался о необходимости что-то сказать.

Второй этап предусматривает преобразование замысла в целую смысловую схему, включающую в себя идею, цель высказывания и то, что должно входить в него.

На третьем этапе осуществляется выстраивание последовательной цепочки того, как должна быть изложена мысль и т. д. При этом данная цепочка может относиться как к каждому конкретному предложению, так и ко всему речевому конспекту.

Четвертый этап состоит в придании замыслу лексического и грамматического оформления. Оно включает в себя нелинейный и линейный подэтапы. На нелинейном этапе происходит оформление идейной задумки человека (речевой конспект в сознании) языковыми средствами, каждое слово приобретает свою лексическую и грамматическую функцию в предложении, получает определенные грамматические черты. А уже на линейном этапе происходит построение предложения с учетом грамматических норм языка.

Наконец, пятый этап имеет дело с произнесением речевого высказывания, приданием ему звуковой формы, используется артикуляция, определенный ритм и темп речи,

правильность которых, в свою очередь, зависит от речепроизносительных навыков говорящего.

Итак, для того чтобы развить умение говорения школьника, его необходимо обучить не только лексике и грамматике английского языка, но и способности мыслить на нем.

Учитывая все вышеизложенное, нами была разработана методика обучения говорению учащихся 8-9-х классов, в основании которой - просмотр англоязычных фильмов. Выбор данного средства обучения был продиктован результатами проведенного нами ранее опроса, который показал, что 80 % школьников предпочли бы смотреть фильмы на изучаемом языке, чтобы научиться говорить на нем [10, с. 122]. Кроме того, фильмы, как известно, помогают задействовать не только речевые механизмы, но и мыслительные процессы обучающихся.

После проведения в рамках эксперимента уроков по обучению говорению на английском языке с применением фильмов в течение третьей четверти нами был повторно проведен опрос среди учеников. Им вновь было предложено ответить на вопрос: «Выберете ли вы английский язык для изучения в школе, если у вас будет возможность выбирать, что изучать?» (рис. 6).

Рис. 6. Результаты опроса учеников 8-9-х классов о заинтересованности в изучении иностранного языка (после эксперимента)

Fig. 6. Results of a survey of students in grades 8-9 about their interest in learning a foreign language (after the experiment)

70,00%

64,80%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

/

Выберут

He выберут

Как видно из результатов опроса, создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством развития умения говорения способствовало росту мотивации изучения этого предмета у учащихся 8-9-х классов до 64,8 %. Таким образом, на 45,3 % больше школьников изъявили желание изучать английский язык независимо от того, будет этого требовать школьная программа или нет.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

1. Говорение, как одно из коммуникативных умений, формируемых в процессе изучения английского языка, представляется одним из наиболее сложных для освоения учащимися 8-9-х классов. В то же время освоение именно этого умения было выбрано ими как наиболее эффективный способ создания ситуации успеха в изучении названного предмета.

2. Создание ситуации успеха является неотъемлемой частью учебного процесса. Именно ситуация успеха позволяет замоти-вировать учеников на изучение такого школьного предмета, как английский язык.

3. Создание ситуации успеха посредством форсирования умения говорения позво-

ляет повысить число учащихся с высокой мотивацией изучения английского языка.

Таким образом, говорение - это сложный и многогранный вид речевой деятельности, овладение которым позволяет привить ученикам интерес к изучению английского языка в целом посредством создания ситуации успеха на уроке.

Научная новизна проведенного нами исследования состоит в том, что выявлено влияние создания ситуации успеха через развитие навыка говорения на рост мотивации изучения английского языка учениками 8-9-х классов. В результате опроса школьников установлено, каким видом речевой деятельности хотят они в большинстве своем овладеть и какой вид речевой деятельности представляется им наиболее сложным.

Теоретическое значение исследования заключается в уточнении понятий «ситуация успеха» и «говорение», их лингводидактиче-ской интерпретации, а также в определении и обосновании пути к достижению ситуации успеха.

Практическое значение исследования состоит в разработке серии уроков с применением англоязычных фильмов, направленных

на развитие умения говорения у учеников 8-9-х классов, тем самым создавая ситуацию успеха и повышая мотивацию изучения иностранного языка.

Перспектива дальнейшей работы в данном направлении связана с адаптацией предложенной нами методики для начальной школы и профильных классов.

Список литературы

1. Nizamova F.D. The notion of teaching and improving English speaking skills // Science and Education. 2020. № 3. Р. 493-494.

2. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Народное образование. 2013. № 5. С. 283-295.

3. Москвина А.С., Нестеркина О.С. Способы создания ситуации успеха для повышения мотивации к обучению младших школьников // Гуманитарное пространство. 2018. Т. 7. № 1. С. 136-141.

4. Бажук О.В., Пузеп Л.Г. Психолого-педагогические приемы создания ситуации успеха // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 92-97. https://doi.org/10.34772/KPJ.2020.139.2.012

5. Назарова Е.А. Воспитание ситуацией успеха в школе // Педагогическая наука и практика. 2016. № 2 (12). С. 129-233.

6. Кузнецова С.В., Быстрицкая Е.В. Реализация технологии создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 1. С. 107-111. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.1.19

7. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Пед. общ-во России, 2002. 224 с.

8. Мирзоян К. Т. Говорение - цель и средство коммуникативного общения // Символ науки. 2016. № 2-1. С. 150-152.

9. Глухов В.П. Основы психолингвистики. М.: ACT; Астрель, 2005. 351 с.

10. Калачникова Р.С. Особенности обучения говорению на английском языке учеников 8-9-х классов // Державинский форум. Тамбов, 2020. Т. 4. № 15. С. 119-125.

References

1. Nizamova F.D. The notion of teaching and improving English speaking skills. Science and Education, 2020, no. 3, pp. 493-494.

2. Ushinskiy K.D. Trud v ego psikhicheskom i vospitatel'nom znachenii [Labor in its mental and educational meaning]. Narodnoye obrazovaniye [Public Education], 2013, no. 5, pp. 283-295. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Moskvina A.S., Nesterkina O.S. Sposoby sozdaniya situatsii uspekha dlya povysheniya motivatsii k obu-cheniyu mladshikh shkol'nikov [Methods of creating a situation of success to increase the motivation for learning of primary schoolchildren]. Gumanitarnoyeprostranstvo [Humanitarian Space], 2018, vol. 7, no. 1, pp. 136-141. (In Russian).

4. Bazhuk O.V., Puzep L.G. Psikhologo-pedagogicheskiye priyemy sozdaniya situatsii uspekha [Psychological and pedagogical methods of creating a situation of success]. Kazanskiypedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2020, no. 2 (139), pp. 92-97. https://doi.org/10.34772/KPJ.2020.139.2.012. (In Russian).

5. Nazarova E.A. Vospitaniye situatsiyey uspekha v shkole [Education by the situation of success in school]. Pedagogicheskaya nauka i praktika [Pedagogical Science and Practice], 2016, no. 2 (12), pp. 129-233. (In Russian).

6. Kuznetsova S.V., Bystritskaya E.V. Realizatsiya tekhnologii sozdaniya situatsii uspekha dlya budushchego pedagoga sredstvami teatral'noy pedagogiki [Implementation of the technology of creating a situation of success for the future teacher by means of theatrical pedagogy]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki - Pedagogy. Theory and Practice, 2020, vol. 5, no. 1, pp. 107-111. https://doi.org/10.30853/pedago-gy.2020.1.19. (In Russian).

7. Shchurkova N.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical Technology]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2002, 224 p. (In Russian).

8. Mirzoyan K.T. Govoreniye - tsel' i sredstvo kommunikativnogo obshcheniya [Speaking is the goal and means of communicative communication]. Simvol nauki [Symbol of Science], 2016, no. 2-1, pp. 150-152. (In Russian).

9. Glukhov V.P. Osnovy psikholingvistiki [Fundamentals of Psycholinguistics]. Moscow, AST, Astrel' Publ., 2005, 351 p. (In Russian).

10. Kalachnikova R.S. Osobennosti obucheniya govoreniyu na angliyskom yazyke uchenikov 8-9-kh klassov [Special aspects of English speaking teaching in 8 and 9 forms]. Derzhavinskiy forum - Derzhavin Forum, 2020, vol. 4, no. 15, pp. 119-125. (In Russian).

Информация об авторе

Калачникова Раксана Суреновна, аспирант, кафедра лингвистики и гуманитарно-педагогического образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3978-1129

Статья поступила в редакцию 26.05.2021 Одобрена после рецензирования 23.06.2021 Принята к публикации 03.09.2021

Information about the author

Raksana S. Kalachnikova, Post-Graduate Student, Linguistics and Humanitarian Pedagogic Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-3978-1129

The article was submitted 26.05.2021 Approved after reviewing 23.06.2021 Accepted for publication 03.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.