Научная статья на тему 'Совершенствование конгнитивной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по английскому языку средствами информационнокоммуникативной технологии'

Совершенствование конгнитивной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по английскому языку средствами информационнокоммуникативной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / УЧЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ / КОГНИТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОСТЬ / УСВОЕНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ / ЛЕКСИКА / ГРАММАТИКА / ПОТЕНЦИАЛ / РЕЧЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / НАВЫК / УМЕНИЕ / ЗНАНИЯ / LANGUAGE / ENGLISH LANGUAGE / FORMATION / COGNITION / COGNITIVE / LEARNING / VOCABULARY / GRAMMAR / POTENTIAL / SPEECH / TECHNOLOGY / SKILL / ABILITY / KNOWLEDGE / TEACHER / ЗАБОН / ЗАБОНИ АНГЛИСЙ / ТАФАККУР / қОБИЛИЯТ / ТАШАККУЛ / ЗЕҳН / МАЪРИФАТ / ДОНИШ / МАҳОРАТ / МАЛАКА / ТАЪЛИМ / ОМӯЗИШ / ПАРВАРИШ / РУШД / МАЗМУН / МАТН / ОМӯЗГОР / ХОНАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Наргиза Рузибоевна

В настоящей статье рассматриваются содержание и технология развития когнитивнопознавательной деятельности при обучении английскому языку в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, которое подразумевает совершенствование знаний и приобретение учащимися иноязычных мыслительных умений и навыков. Полагаем, что в процессе разработки технологии развития когнитивно-познавательной деятельности учащихся 10-11 классов по английскому языку необходимо формировать положительную мотивацию, создать чувство удовлетворения по выработке необходимых когнитивно-коммуникативных умений и навыков, достижению конечного результата в иноязычном говорении. Отмечается, что особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы на английском языке, при этом высокий темп чтения указывает на сформированность технической стороны подготовки ученика. Результаты наблюдений за учащимися выявили, что использование определенных приемов в обучении повышает уровень обучающей когнитивно-познавательной деятельности, что проявляется в хорошем запоминании лексики, грамматики, которые активизируют у учащихся умение контролировать и корректировать личные умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабова Наргиза Рузибоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Cognitive Performance of the Students of Educational Institutions on Engl by Means of Information Communication Technology

This article deals with the content and technology of the development of cognitive-cognitive activity in teaching English in grades 10-11 of general educational institutions, which implies improving knowledge and the acquisition by students of foreign-language thinking skills. We believe that in the process of developing a technology for the development of cognitive-cognitive activity of students in grades 10-11 in English, it is necessary to form a positive motivation, create a sense of satisfaction in developing the necessary cognitive and communicative skills, and achieve the final result in foreign language speaking Moreover, particular attention should be paid to reading fiction in English. A huge role in this is played by the reading technique, considered as a sum of techniques that facilitates the processing of both language (lexical) and grammatical information. In this regard, substantial attention should be paid to increasing the speed of reading, because the high pace was an indicator of the formed technical side of student training. High-quality work on the text, repeated reference to its content removed difficulties in understanding the text, and guiding the teacher through recommendations contributed to the success in mastering the skills of comprehension of the text, honing the technique of writing annotations or abstracts in the language being studied. The results of observations of students revealed that the use of these techniques in training increased the level of educational cognitive-cognitive activity. This was manifested through a good memorization of vocabulary, grammar, which activated their control and correction of personal skills.

Текст научной работы на тему «Совершенствование конгнитивной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по английскому языку средствами информационнокоммуникативной технологии»

УДК 371.012 ББК 74.202

ТАКМИЛИ ФА ЪОЛИЯТИ КОНГНИТИВИИ ХОНАНДАГОНИ МУАССИСАХРИ ТА ЪЛИМИ ОИДБА ЗАБОНИАНГЛИСИБО ИСТИФОДАИ ТЕХНОЛОГИЯХОИ ИННОВА тсионии КОММУНИКАТИВИ

Рацабоеа Наргиза Рузибоевна, унвонцуи кафедраи умумидонишгоуи педагогикаи МДТ " ДДХ ба номи академик Б. Гафуров " (Тоцикистон, Хуцанд) E-mail: rajabovan1986@gmail. com

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКА ТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

IMPRO VING COGNITIVE PERFORMANCE OF THE STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON ENGLISH BY MEANS OF INFORMA TION COMMUNICA TION TECHNOLOGY

Раджабова Наргиза Рузибоевна,

соискатель общеуниверситетской кафедры педагогики ГОУ «ХГУ имени акададемика Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

Rajabova Nargiza Ruziboevna, claimant for candidate degree of the department of general pedagogy under the SEI «KSU named after acad. B. Gafurov» (Tajikistan, Khujand)

Вожахри калиди: забон, забони англисй, тафаккур, цобилият, ташаккул, зеун, маърифат, дониш, майорат, малака, таълим, омузиш, парвариш, рушд, мазмун, матн, омузгор, хонанда

Дар мацолаи мазкур мундарица ва технологияи рушди фаъолияти зеунй ва маърифатии хонандагони синфуои 10-11 уини омузиши забони англисй дар муассисауои таусилоти миёнаи умумй мавриди баррасй ва таулил царор гирифтааст. Чунин амал такмили раванди донишандузй ва аз бар намудани мауорату малакаи фикрии хонандагонро дар мавриди бо забони хорицй фикр намудан ва сухан кардан таъмин менамояд. Ба назари мо раванди коркарди технологияи рушди фаолияти зеунй-маърифатии хонандагони синфуои 10-11 уангоми таълими забони англисй ташаккули уавасмандии мусбии омузандагонро тацозо менамояд. Он барои эцоди уисси цаноатмандй дар робита бо дастрас шудани мауорату малакаи фикрии хонандагон, иштироки онуо дар цараёни муошират ва гуфтугуйи озод бо забони англисй роуи васеъ мекушояд. Зиёда аз он, таваццууи хосса ба цироат ва хондани адабиёти бадей ба забони англисй мацоми махсус пайдо мекунад. Махсусан техникаи хониши матн дар уамбастагй бо раванди фаумиш ва дарки маводи таълим - лексика ва грамматика низ аз унсуруои мууими омузиши забони хорицй маусуб меёбад. Кори натицабахш бо матни таълим, таваццуу ба мазмун ва муутавои он душвориуои дарки мундарицаи матнро аз байн мебардорад. Чунин амали мацбул аз нигоуи татбици роуу усули натицабахши таълим фаъолияти омузгорро дар самти парваришу густариши мауорату малакаи забондонй ва суханронй рушд бахшида, хонандагонро дар бобати мустацилияти эцодй омода менамояд.

Ключевые слова: английский язык, учение, учитель, когнитивность, познавательность, усвоение, изучение, лексика, грамматика, потенциал, речь, технология, навык, умение, знания

В настоящей статье рассматриваются содержание и технология развития когнитивно-познавательной деятельности при обучении английскому языку в 10-11 классах общеобразовательных учреждений, которое подразумевает совершенствование знаний и приобретение учащимися иноязычных мыслительных умений и навыков. Полагаем, что в процессе разработки технологии развития когнитивно-познавательной деятельности учащихся 10-11 классов по английскому языку необходимо формировать положительную мотивацию, создать чувство удовлетворения по выработке необходимых когнитивно-коммуникативных умений и навыков, достижению конечного результата в иноязычном говорении. Отмечается, что особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы на английском языке, при этом высокий темп чтения указывает на сформированность технической стороны подготовки ученика. Результаты наблюдений за учащимися выявили, что использование определенных приемов в обучении повышает уровень обучающей когнитивно-познавательной деятельности, что

проявляется в хорошем запоминании лексики, грамматики, которые активизируют у учащихся умение контролировать и корректировать личные умения и навыки.

Key words: language, English language, formation, cognition, cognitive, learning, learning, vocabulary, grammar, potential, speech, technology, skill, ability, knowledge, teacher

This article deals with the content and technology of the development of cognitive-cognitive activity in teaching English in grades 10-11 of general educational institutions, which implies improving knowledge and the acquisition by students of foreign-language thinking skills. We believe that in the process of developing a technology for the development of cognitive-cognitive activity of students in grades 10-11 in English, it is necessary to form a positive motivation, create a sense of satisfaction in developing the necessary cognitive and communicative skills, and achieve the final result in foreign language speaking Moreover, particular attention should be paid to reading fiction in English. A huge role in this is played by the reading technique, considered as a sum of techniques that facilitates the processing of both language (lexical) and grammatical information. In this regard, substantial attention should be paid to increasing the speed of reading, because the high pace was an indicator of the formed technical side of student training. High-quality work on the text, repeated reference to its content removed difficulties in understanding the text, and guiding the teacher through recommendations contributed to the success in mastering the skills of comprehension of the text, honing the technique of writing annotations or abstracts in the language being studied. The results of observations of students revealed that the use of these techniques in training increased the level of educational cognitive-cognitive activity. This was manifested through a good memorization of vocabulary, grammar, which activated their control and correction of personal skills.

Содержание и технология развития когнитивно-познавательной деятельности при обучении английскому языку в 10-11 классах общеобразовательных учреждений подразумевает совершенствование знаний и приобретение учащимися иноязычных мыслительных умений и навыков.

В процессе разработки технологии развития когнитивно-познавательной деятельности учащихся 10-11 классов по английскому языку мы руководствовались положением о том, что необходимо формировать положительную мотивацию, создать чувство удовлетворения по выработке необходимых когнитивно-коммуникативных умений и навыков, достижение конечного результата в иноязычном говорении.

В ходе исследования была определена задача осуществления предварительной подготовки учащихся с целью получения необходимой лингвистической информации по английскому языку для ее сознательного усвоения, переработки и воспроизведения на когнитивно-познавательном уровне учащимися старших классов общеобразовательных учреждений республики.

Такая работа может вестись по нескольким направлениям:

-в ходе самостоятельной работы обучающихся как на уроках, так и в домашних условиях;

-во время классных занятий через консультации, обсуждения теоретических вопросов, когда ведется работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся (на базе развития монологической и диалогической речи учащихся);

-в ходе организации дискуссий, ученических конференций на основе усвоенных лексико-грамматических тем;

-в ходе чтения произведений художественной литературы, занятий в виде ситуативно-ролевых игр;

-в ходе обучения различным видам чтения, переводческой деятельности, написания аннотаций, рефератов, ведения деловой переписки и филологической документации на английском языке и пр.

Обучающий материал должен включать подбороку текстовых материалов в русле усвоенной лексико-грамматической темы, а также перевод на двух языках (английском/таджикском). Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы на английском языке. Огромную роль при этом играет техника чтения, рассматриваемая как сумма приемов, способствующая обработке как языковой (лексической), так и грамматической информации. В этой связи существенное внимание уделяется повышению скорости чтения, ибо высокий темп является индикатором сформированной технической стороны подготовки ученика.

Для выработки навыков по повышению скорости чтения нами были использованы упражнения:

1) снимающие затруднения в осмыслении текста и способствующие решению задач по обеспечению психологического настроя учащихся-старшеклассников при подготовке к чтению текста, самостоятельного выстраивания гипотезы о его содержании как когнитивно-познавательного качества;

2) концентрирующие внимание учащихся на решение «технических» проблем, что способствует осознанию содержательного компонента чтения;

3) ориентирующие учащихся на когнитивно-аналитическое осмысление и решение смысловых задач, направленных на совершенствование их речи, выработку технических умений и навыков, позитивно влияющих на восприятие содержания текста через чтение.

В содержание обучающей деятельности по развитию когнитивного потенциала учащихся старших классов по английскому языку была включена самостоятельная внеклассная работа, предполагавшая чтение и перевод статей из различных журналов в целях выработки навыков осмысленного чтения художественной и специальной литературы.

Для реализации поставленных целей и задач возникла идея организации качественной самостоятельной работы учащихся 10-11 классов в контексте внеклассного чтения. Она состояла из нескольких этапов, таких как:

1) подготовка учеников к самостоятельной работе в виде закрепления техники в расшифровке содержания иноязычного текста;

2) учебно-методическое и педагогическое обеспечение в виде наличия художественной литературы в школьной библиотеке, консультации учителя для чтения;

3) организация планомерной работы по самоорганизации учащихся в контексте интенсификации форм самостоятельной работы учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений;

4) осуществление постоянного конроля и наблюдения за качеством выполнения самостоятельной работы учащимися.

Через организацию внеклассного чтения шло эффективное включение учеников в процесс формирования умений и навыков сознательного чтения.

В процессе обучаюшего эксперимента выяснилось, что учащиеся проявили первоначальные умения самостоятельного стремления для написания статьи, с большим интересом и ответственно стали относиться к заданиям, касающимся перевода с изучаемого (английского) языка на родной (таджикский). Это свидетельствует о том, что качество активизации когнитивно-познавательной деятельности учащихся ускоряет процесс овладения английским языком в условиях общеобразовательных учреждений страны.

Внеклассная самостоятельная работа учащихся 10-11 классов в контексте чтения художественной литературы предполагала самостоятельно организованную их познавательную деятельность на основе применения современной обучаюшей технологии с текстом, обеспечение творческого аспекта деятельности субъектов обучения при формировании когнитивно-познавательного потенциала.

При организации работы по чтению были использованы тексты из художественных произведений английских и американских писателей (Э. Хемингуэй, Ш. Бронте, А.Дж. Пристли, А. Хейли, С. Моэм, А.Дж. Кронин). Такая форма работы оказала содействие процессу обогащения лексического и терминологического запаса учащихся, так как работа по тексту всегда представляет собой получение определенной учебно-познавательной информации.

Ученики, работая с текстом и, одновременно, приобретая навыки правильного чтения, научатся производить соответствующий анализ его содержания в зависимости от класса (9-11), выделяя слова с особыми смысловыми характеристиками (слова-реалии, безэквивалентная лексика, слова с национально-культурным компонентом, прецедентные имена и выражения).

Анализ и осмысление подобных слов, безусловно, способствуют пониманию содержания текста, развитию навыков речетворчества, интуиции, овладению приемами пересказа содержания текста, составления плана к пересказу, подготовке к межкультурной коммуникации. Существенный этап подобной работы - достижение сознательного подхода для восприятия значения каждого неизвестного слова на уровне контекста, запоминание и повторение новых лексико-грамматических единиц в системе языковых и речевых упражнений/заданий.

Ход исследования подтвердил, что учащиеся с большим интересом относятся к чтению адаптирванных текстов из художественной литературы. Для учащихся старших классов,

которые уже имеют определенный опыт работы с текстом, чтение является интересным и познавательным способом повышения когнитивных способностей, так как текстовый материал представляет собой уникальный метод работы для знакомства с иноязычной культурой.

В старших классах работа над текстом и умелое ее сочетание с чтением содействует созданию педагогических условий для проведения дискуссий, бесед, в контексте выражения своих суждений в рамках обсуждаемой темы по отрывкам текстового материала. Такой способ работы может быть организован как в устной, так и письменной форме с выделением основных персонажей произведения, прецедентных имён и выражений, отражающих культурно-историческую информацию, необходмую для общего развития кругозора и когнитивно-мыслительного потенциала учащихся старших классов на уроках английского языка.

В 10-11 классах можно практиковать проведение работы над написанием кратких аннотаций и рефератов по текстовому материалу с применением современной информационно-коммуникационной технологии в условиях анализа текстов по учебникам, журналам, статьям и пр.

Для успешной работы в данном направлении большую роль играет начально-подготовительное обучение, где аннотация и рефераты связываются с отбором учебно-познавательных текстов, которые по степени важности и целесообразности в учебных целях представляют собой оппределенную образовательно-языковую и коммуникативную ценность. Так, нами учащимся были предложены текстовые материалы из рубрики «Переводческое ремесло», «Литература Великобритании», «Английский язык в моей жизни (на примере опыта самих учащихся старших классов)», «Веселый англичанин», «Почему важно знать английский язык?», «Что такое «Забон донй - чах,он донй?».

Основы реферирования организовывались на базе обучающих текстов, на основе которых учащимся следовало выделить самую главную фразу или абзац по соответствующей текстовой информации, не нарушая общего ее смысла и содержания. Можно практиковать работу по написанию аннотаций и рефератов и с научным материалом, которая происходит в различных вариациях и формах. Так, аннотации могут быть подготовлены к научным статьям, учебникам, рассказам, методическим рекомендациям, материалам конференций, круглого стола, встреч и т.п.

Процесс обучения учащихся по этому направлению развития когнитивного потенциала окажет позитивное влияние на совершенствование их лингвокоммуникативных и мыслительно-познавательных способностей, умение выделять главные моменты информационного потока, умение четко и кратко излагать суть материала, овладение способами работы по написанию аннотации и реферата на основе конкретного источника.

Качественная работа над учебным текстом с умением анализа и восприятия его содержательного и информативного компонента положительно влияет на дальнейшее воспризведение его содержания, сознательного подхода обучаемых к процессу полного понимания его смысла. Безусловно, на этом важнейшем этапе ключевая роль принадлежит учителю английского языка, который умело управляет этим процессом, совершенствуя от урока к уроку умения и навыки учащихся старших классов к составлению аннотаций и рефератов на данном языке.

Активизация когнитивных способностей учащихся старших классов общеобразовательных учреждений по английскому языку не мыслима без проведения различных творческих видов работы, в том числе, ролевых игр. Последнее представляет собой групповой/коллективный вид работы по созданию условий для полноценной иноязычной и межкультурной коммуникации. В настоящем исследовании обучающий когнитивно-познавательный вид лингвокоммуникативной деятельности учащихся 10-11 классов позволил нам апробировать некоторые позитивные моменты организации ролевых игр для успешной реализации программы когнитивно-мыслительной деятельности субъектов обучения.

Формирование когнитивно-познавательной способности учащихся старших классов по английскому языку направлено на расширение и углубление их лингвистического кругозора, дальнейшее стремление концентрированного подхода к восприятию каждого этапа и компонента ролевой игры, анализу и синтезу/обобщению получаемых знаний, выдвижению собственных оценок по воспринимаемой информации.

Практика работы и ход настоящего исследования подтвердили, что ролевые игры целесообразно проводить после тщательной подготовительной работы с рациональным отбором ее тематики и тематической направленности. Для эффективного проведения ролевой

игры важное место отводится предварительной работе над чтением текста, переводом учебного материала, вопросно-ответной формой урока, отработкой умений и навыков артикуляции своебразных гласных и согласных зуков английского языка, предоставляющих учащимся-таджикам существенные фонетические трудности.

Сознательное применение видо-временных форм глаголов осуществлялось учениками на основе анализа грамматических оборотов, по тексту. Расширение рамок иноязычного общения, инициированного в период обучающей когнитивно-познавательной деятельности в 10-11 классах продолжалось и в процессе внеклассной работы.

Трудности, связанные с формированием когнитивных умений учащихся, возникают, в основном, из-за отсутствия навыков языкового характера. Для локализации и снятия существующих трудностей особое место занимают фронтальный, коллективный и индивидуальный виды работы с подключением разнообразных заданий и упражнений. К ним можно отнести упражения фонетического харктера, где отрабатывается артикуляция сложных единиц вокалической и косонантной ситстемы английского языка; сложных грамматических тем, умений и навыков в правильном использовании различных видо-временных форм глаголов английского языка.

Совместная работа учащихся под непосредственным контролем учителя предполагала анализ, сопоставление и синтез лексико-грамматического материала, при котором происходило формирование процесса осмысления содержательных компонентов путем повышения внутренней мотивации учащихся. Они постепенно осознавали положение о том, что английский язык, прежде всего, требует усвоения языка, а не простого заучивания, перерабатывания его и использования в общении с другими.

Овладение грамматическим материалом проявлялось в умении учащихся выстраивать собственные высказывания, активизируя разговорные умения и навыки. Иноязычное общение учащихся 9-11 классов протекало путем использования ситуативных тем, проведения бесед по специальной тематике на базе усвоенного лексико-грамматического материала и адаптированных текстов. Следует отметить, что соблюдение речевого этикета в процессе иноязычного общения также входило в систему формирования когнитивно-познавательной способности учащихся.

Особую значимость в игровой ситуации представляет собой работа в парном формате с непосредственным участием и контролем со стороны учителя. Учителю приходится постоянно корректировать процесс иноязычного речетворчества учащихся, наблюдать над английской речью своих подопечных, следить над уровнем состояния их знаний, умений и навыков. Особое внимание он (учитель) обращает на словарно-терминологический запас учащихся, над систематическим повторением ранее усвоенных слов.

В ходе исследования мы выявили, что применение рациональных методов и приемов обучения оказало положительное влияние на повышение уровня когнитивно-познавательной активности учащихся старших классов по английскому языку. Причин здесь много. Это, прежде всего, достаточное накопление словарного запаса, знание грамматических закономерностей изучаемого английского языка, повторение ранее усвоенного лексико-грамматического материала, коррекция интерференционных случаев и явлений. Систематическая работа над речевыми конструкциями, доведение их употребления до уровня автоматизма, расширение масштаба монологической и диалогической речи учащихся - вот далеко не полный перечень возможностей по активизации когнитивной компетенции учащихся старших классов по английскому языку в общеобразовательных учреждениях страны..

Роли участников определялись конкретными этюдами - микроситуациями, которые органично включались в общую систему сценария. Выдвижение ученика - координатора из числа участников оказывало помощь педагогу в эффективном управлении всем ходом организации игры.

На основе анализа заданий по каждой роли шла конкретизация умений и навыков по теме игры:

1) подготовка собственных игровых ситуаций через включения личностно-когнитивного потенциала;

2) умение проявить себя в поддержку собеседника путем аргументированной реплики, логических вопросов и ответов;

3) умение сформулировать самостоятельные по тематике общения и содержанию речевые

высказывания;

4) формирование навыков общения на английском языке в конексте тематической классификации учебного материала.

Ролевая игра завершалась ее анализом, обсуждением трудностей, успехов и неудач. Участниками отмечалась целесообразность и необходимость организации мероприятий подобного типа, помогающих ученикам в апробации умений и навыков в устной речи по установленной тематике: «В мире музыки», «Планета языков», «Выдающиеся мировые писатели» и пр.

Трудности были связаны с вопросами, требовавшими ответа в виде быстрой реплики, что выявляло умение учеников в правильном и грамотном оформлении своей мысли на английском языке. По ходу анализа учащимися отмечались наиболее успешные участники игры, общий уровень успеха по данной теме.

Обобщение по итогам ролевой игры было важным завершением, где учитель, подводя итоги активности участников игры, отмечал «вклад» каждого ученика/игрока, степень понимания им целей и задач игры, использованные способы в решении трудностей, оказывал помощь ученикам в проведении самоанализа.

Главной задачей учителя является выявление и раскрытие когнитивного потенциала всего класса через индивидуально-дифференцированный подход к каждому ученику, квалифицировать реальную динамику когнитивно-познавательной способности обучающихся путем организации тесного взаимодействия учащихся в учебном процессе через создание гибких и динамических отношений внутри класса.

Все это способствует созданию климата доброжелательности и доверия в процессе организации ролевых и иных игр, которые являются «пусковыми» факторами в преодолении возникающих барьеров» в обучении английскому языку (1) .

Таким образом, процесс обучения английскому языку в контексте обучающей когнитивно-познавательной деятельности открывает широкую дорогу в организации единой слаженной системы, где содержание и технология образовательного процесса ориентированы на учащихся как на ведущих субъектов образовательного процесса с усилением их мыслительных способностей.

Прослушивание текста организовывалось после создания у учащихся установки на внимательное восприятие содержания текста. С этой целью учителям английского языка была предоставлена возможность организации ряда языковых и речевых заданий:

1) прочитать текст, выделить в нем непонятные слова, дать их толкование средствами изучаемого языка и путем перевода на родной язык обучаемых;

2) пересказать на английском языке основное содержание только что прочитанного текста;

3) пересказать содержание текста на родном языке, обратив внимание на способы передачи трудных по значению слов;

4) назвать свой вариант заголовка текста на английском языке, определить степень логического соответствия названного заглавия к содержанию текста;

5) представить себя переводчиком текста и дать оценку собственному продукту в переводческом аспекте.

Систематическая работа с учениками дает основание констатировать о следующем:

1. Процесс формирования умений и навыков восприятия иноязычной речи в условиях системной работы по активизации когнитивно-познавательной деятельности наиболее успешно проходил у учащихся, которые имели навыки и умения анлизировать и воспринимать новый языковой материал на уровне сознательного понимания и оперирования в режиме реального общения;

2. При реализации лингвокоммуникативных целей при обучении английскому языку внимание учащихся концентрировалось на задания, направленные на практическое овладение иноязычной речью, повышение эффективности образовательного, воспитательного и развивающего компонентов обучения;

3. Предложенная технология на базе текстового материала в целях выработки когнитивно-мыслительной возможности учащихся старших классов общеобразовательных учреждений способствовала совершенствованию их умений и навыков во всех формах речевой деятельности по английскому языку, активизации учебно-познавательной самостоятельности в русле личностно значимых для них параметров.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алейников, А.Г. О креативной педагогике //Вестник высшей школы. / А.Г. Алейников. -М.: Высшая школа, 1989. - № 12. - С. 29-34.

2. Алиев, С.Н. Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики Таджикистан (на материале английского языка) автореф. дис. ... докт. пед. наук/ С.Н. Алиев. - M, 2009. -347 с.

3. Алимов, С.Ш. Формирование социокультурной компетенции учителя общеобразовательной школы Республики Таджикистан: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.Ш. Алимов. - M, 2010. - 179 с.

4. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов.- М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 80 с.

5. Вдовина, Н.С. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональных образовательных организаций на основе оптимального сочетания средств обучения / Н.С. Вдовина: дисс. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2015. - 173 с.

6. Волосова,А.Н.Активизация познавательности студентов при обучении чтению литературы по специальности:дисс. канд. пед .наук/А.Н. Волосова.-Минск, 1984.-235с.

7. Кудашова, М.А.Использование чтения для создания мотивации изучения английского языка в старших классах средней школы: дисс. ... канд .пед. наук/М.А. Кудашова. - М., 1975. - 230 с.

8. Пидкасистый, П.М.Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.М. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с.

REFERENCES:

1. Aleinikov, A.G. On the Creative Pedagogy / A.G. Aleinikov // Bulletin of higher education. - M .: Higher School, 1989. - No. 12. - P. 29-34.

2. Aliev, S.N. Scientific-Pedagogical Foundations of the Formation of Professional Competence of Future Teachers of Foreign Languages in Pedagogical Universities of the Republic of Tajikistan (based on English) / S.N. Aliev: synopsis of candidate dissertation in pedagogy. - M, 2009 .-- 347 p.

3. Alimov, S.Sh. Formation of Sociocultural Competence of a Teacher of a Comprehensive School of the Republic of Tajikistan / S.Sh. Alimov: synopsis of candidate dissertation in pedagogy. - M, 2010.-179 p

4. Aminov, N.A. Diagnostics of Pedagogical Abilities / N.A. Aminov. - M.: Publishing House "Institute of Practical Psychology"; Voronezh: NPO MODEK, 2011. - 80 p.

5. The Widow N.S. Activization of Educational and Cognitive Activities of Students of Professional Educational Organizations Based on the Optimal Combination of Teaching Aids / N.S. Widow: candidate dissertation in pedagogy. - Barnaul, 2015 .-- 173 p.

6. Volosova, A.N. Activization of Students' Cognition in Teaching Reading Literature by specialty: candidate dissertation in pedagogy/ A.N. Volosova. - Minsk, 1984. -235 p.

7. Kudashova, M.A. Using reading to create motivation for learning English in high school: candidate dissertation in pedagogy../ M.A. Kudashova. - M.,1975 .-- 230 s.

8. Pidkasisty, P.M. Independent cognitive activity of schoolchildren in learning / P.M. Pidkasisty. -M .: Education, 1980 .- 240 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.