Научная статья на тему 'Мотивация к творчеству в англоязычном классе'

Мотивация к творчеству в англоязычном классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / АУДИРОВАНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / НАВЫК / ОБРАЗОВАНИЕ / ПИСЬМО / ТВОРЧЕСТВО / ЧТЕНИЕ / ENGLISH LANGUAGE / LISTENING / SPEAKING / MOTIVATION / SKILL / EDUCATION / WRITING / CREATIVITY / READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантыкина Н.И.

В статье рассматривается творчество как главная составляющая при изучении английского языкав классе. Актуальность исследования подчеркивается тем, что развитие творческого потенциала учащегося является приоритетной задачей современного образования. В работе представлены виды творчества, классификации исследователей, а также мотивация в качестве основного компонента творчества. Статья содержит примеры заданий для развития навыков чтения, письма, говорения и аудирования на основе творческого подхода. Цель исследования заключается в выявлении роли такого явления, как творчество, в учебной деятельности. Предметом работы выступает творчество в качестве мотивирующего фактора в англоязычном классе. В результате исследования было выявлено, что благодаря мотивации к творчеству учащиеся с большей заинтересованностью воспринимают учебный материал и ответственно относятся к заданиям на уроке. В процессе работы были использованы следующие методы: метод анализа научных работ по проблеме творческого потенциала студентов, а также сравнительный, описательный, компонентный и трансформационный анализ, позволившие получить данные о степени использования нетрадиционных заданий на уроках по английскому языку. Результаты данного исследования могут быть применены при дальнейшей работе с мотивацией творческой деятельности в англоязычном классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATING TO CREATIVITY IN THE ENGLISH LANGUAGE CLASSROOM

In this article creativity as the main component in learning English is researched. The actuality of the study is predetermined by the fact that the development of a student’s creative potential is the main task of modern education. The article presents the types of creativity, the classification of researches, as well as motivation as the main component of creativity. The article contains the examples of tasks for the development of reading, writing, speaking and listening skills using a creative approach. The aim of this study is to identify the phenomenon of creativity in educational activities. The subject of the research is creativity as a motivating factor in the English-language class. The study reveals that students become more interested in learning English and doing tasks in the classroom. In the process of work the following methods were used: the method of analyzing scientific researches on the problem of the students’ creative potential, as well as comparative, descriptive and transformational analysis that allowed to obtain the data on the degree of usage of non-traditional tasks at the English lessons. The results of this study can be used in further analysis of the creative activity in the English-language class.

Текст научной работы на тему «Мотивация к творчеству в англоязычном классе»

УДК 373.016:811.111

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко преподаватель кафедры английской и восточной филологии Пантыкина Н.И.

Украина, г. Луганск, тел. +380955527210 e-mail: pantykina.natalia@yandex.ru

Lugansk National University

named after Taras Shevchenko

The chair of English philology

and oriental languages

Lecturer Pantykina N.I.

Ukraine, Lugansk, tel.+380955527210

e-mail: pantykina.natalia@yandex.ru

Н.И. Пантыкина

МОТИВАЦИЯ К ТВОРЧЕСТВУ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ КЛАССЕ

В статье рассматривается творчество как главная составляющая при изучении английского языкав классе. Актуальность исследования подчеркивается тем, что развитие творческого потенциала учащегося является приоритетной задачей современного образования. В работе представлены виды творчества, классификации исследователей, а также мотивация в качестве основного компонента творчества. Статья содержит примеры заданий для развития навыков чтения, письма, говорения и аудирования на основе творческого подхода. Цель исследования заключается в выявлении роли такого явления, как творчество, в учебной деятельности. Предметом работы выступает творчество в качестве мотивирующего фактора в англоязычном классе. В результате исследования было выявлено, что благодаря мотивации к творчеству учащиеся с большей заинтересованностью воспринимают учебный материал и ответственно относятся к заданиям на уроке. В процессе работы были использованы следующие методы: метод анализа научных работ по проблеме творческого потенциала студентов, а также сравнительный, описательный, компонентный и трансформационный анализ, позволившие получить данные о степени использования нетрадиционных заданий на уроках по английскому языку. Результаты данного исследования могут быть применены при дальнейшей работе с мотивацией творческой деятельности в англоязычном классе.

Ключевые слова: английский язык, аудирование, говорение, мотивация, навык, образование, письмо, творчество, чтение.

MOTIVATING TO CREATIVITY IN THE ENGLISH LANGUAGE CLASSROOM

In this article creativity as the main component in learning English is researched. The actuality of the study is predetermined by the fact that the development of a student's creative potential is the main task of modern education. The article presents the types of creativity, the classification of researches, as well as motivation as the main component of creativity. The article contains the examples of tasks for the development of reading, writing, speaking and listening skills using a creative approach. The aim of this study is to identify the phenomenon of creativity in educational activities. The subject of the research is creativity as a motivating factor in the English-language class. The study reveals that students become more interested in learning English and doing tasks in the classroom. In the process of work the following methods were used: the method of analyzing scientific researches on the problem of the students' creative potential, as well as comparative, descriptive and transformational analysis that allowed to obtain the data on the degree of usage of non-traditional tasks at the English lessons. The results of this study can be used in further analysis of the creative activity in the English-language class.

Key words: English language, listening, speaking, motivation, skill, education, writing, creativity, reading.

За последние годы произошли значительные изменения в образовательной сфере - больше внимания уделяется качеству образования и подготовке к жизни в быстро меняющемся мире. В настоящий момент педагоги утверждают, что творчество является

N.I. Pantykina

© Пантыкина Н.И., 2018

важным компонентом для достижения учебных целей, поэтому одна из ключевых задач учителя - это развитие творческого потенциала учащегося.

Творчество в образовании - это не только «инструмент», используемый для мотивации учеников в процессе обучения, но также и то, что необходимо продвигать и развивать. Согласно Р. Картеру, «творчество является всепроникающей особенностью повседневного языка, а лингвистическое творчество - это не просто свойство исключительного человека, но и исключительная особенность всех людей» [4, с. 9].

Р. Штернберг выделяет шесть ресурсов творчества: интеллектуальные способности, знания, способ мышления, личность, мотивация и окружающая среда [10].

Остановимся на таком значимом ресурсе творчества, как мотивация. Мотивация является одним из ключевых «ингредиентов», когда дело касается успеха в изучении языка, и вторым по значимости компонентом после интеллектуальных способностей. Обычно она описывается как «некий внутренний толчок, который стимулирует кого -либо к тому, чтобы что-либо делать для достижения цели» [6, с. 51].

Согласно Г. Гарднеру, существует четыре аспекта мотивации: цель, усилия, стремление достичь цели и позитивное отношение к деятельности. Ученый также различает внешнюю и внутреннюю мотивацию: первая вызвана некоторыми внешними факторами, а вторая проистекает только из личностных потребностей. В случае изучения английского языка фактором внешней мотивации может быть путешествие за границу или работа в англоязычной стране, а при наличии внутренней мотивации человек оправданно изучает язык для своего культурного роста. Исследователь предполагает, что мотивация - это явный «контролер», а мотивационный процесс состоит из трех этапов. Во-первых, учитель должен создать условия, необходимые для мотивации к развитию - благоприятный психологический климат, сплоченность класса и хорошие отношения между учителем и учениками. На создании этих начальных условий работа учителя не заканчивается. Она заключается и в том, чтобы поддерживать и защищать мотивацию учащихся, поощрять положительную ретроспективную самооценку [5].

Исследователи предлагают несколько уровней мотивации для тех, кто желает выучить английский язык.

1. Первый уровень заключается в том, что обучаемый получает диплом и работает там, где знание английского языка стоит на первом месте.

2. Второй уровень касается тех, кто стремится достичь хороших результатов на экзаменах.

3. Третий уровень относится к тес, кто намерен выехать за границу или расширить уже полученные знания [5].

Существует определенная связь между творчеством и мотивацией. Так, ученые различают «творческое обучение» и «обучение творчеству». Первый термин относится к формированию заинтересованности и мотивации учащихся, в то время как «обучение творчеству» относится к развитию творческого мышления и поведения студентов. Можно сделать вывод, что творчество в классе может, с одной стороны, быть объективной целью, а с другой - «инструментом», используемым для мотивации учащихся с целью улучшить процесс обучения. «Творческое обучение» и «обучение творчеству» -это два взаимосвязанных процесса, один из которых зависит от другого. Творчество -это то, что должно быть мотивировано, и то, что используется для мотивации [7].

К. Рид выделяет семь основных предпосылок к творчеству в аудитории:

- формирование у учащихся позитивной самооценки;

- самостоятельное моделирование учебной ситуации;

- автономный выбор мероприятий;

- обсуждение вопросов, интересующих учеников;

- поощрение учащихся;

- интеграция различных дисциплин на занятиях (например, английский язык и литература);

- развитие критического мышления учащихся [8].

М. Родс предлагает рассматривать творчество с точки зрения таких его составляющих, как человек, процесс, обстановка и продукт. Человек - это тот, кто совершает творческий акт. В эту категорию входит сама личность человека, его черты характера и творческий потенциал. К процессу относится развитие творческого мышления, включающегося во время творческих действий, обучение, обдумывание и продуцирование идей при совершении творческих усилий. Обстановку иначе называют средой, климатом или способами, с помощью которых творчество поддерживается контекстом или конкретными задачами. Сюда входят психологические, педагогические и физические факторы, действующие в любом месте, где происходит обучение, в том числе в виртуальном или нетрадиционном пространстве (например, в музее или в театре). Наконец, продукт соотносят с физическим проявлением творчества, т.е. с произведением искусства, изобретением, письмом и т.д. [9].

Мы считаем, что задача учителя - дать обучаемому необходимую мотивацию к развитию своих творческих способностей, а также обеспечить непринужденную атмосферу, в которой учащийся сможет действовать, не боясь совершить ошибку. Кроме того, сотрудничество представляется нам важнее, чем индивидуальная свобода.

Изучение языка предполагает освоение четырех основополагающих видов речевой деятельности - чтения, письма, говорения и аудирования. Представим примеры творческих заданий в качестве мотивирующих элементов при обучении данным видам речевой деятельности.

Так, соотношение чтения и обсуждения стимулирует творческую деятельность в англоязычном классе. Представление альтернативных миров посредством чтения художественной литературы может помочь учащимся справиться с проекцией стратегии для их собственной жизни. Рассмотрим некоторые задания, которые помогут улучшить навыки чтения при обучении данному виду речевой деятельности:

- скимминг заключается в выборе учащимися из списка только тех заголовок, которые соответствуют заданию. Скимминг включает в себя быстрое прочтение списка и сопоставление его с темой;

- сканирование требует более медленного чтения, чтобы учащиеся могли извлечь требуемую конкретную информацию;

- предсказание: ученики предсказывают, как будут развиваться события в тексте и что, вероятно, писатель скажет дальше;

- интенсивное чтение обычно используется в более короткое время, когда учащиеся читают текст, чтобы найти некоторые подробности;

- обширное чтение заключается в свободном чтении текста для понимания информации в целом.

Такой вид речевой деятельности, как письмо, также можно творчески преподнести учащимся. Например, с целью увеличения словарного запаса и развития навыков письма вместо традиционных эссе или коротких сочинений целесообразно использовать написание сценариев. Согласно П. Арджентини, сценарий - это документ, в котором каждый звуковой, визуальный, поведенческий и языковой элемент необходим для того, чтобы рассказать историю. Таким образом, студенты визуализируют историю, которую они хотят написать, исходя из своего опыта или воображения [2].

Говоря о данном виде творческого письменного задания, С. Аль-Алами предполагает, что работа студентов начинается с порождения идеи, которую они затем выводят в действие, в диалог, в сцены. Ученики визуализируют историю с помощью сценария, в который они могут превратить простое предложение или идею. Чтобы практико-

вать написание сценария в классе, студентам необходимо посмотреть фильм, а затем прочитать некоторые его сцены, далее подчеркнуть или ограничить неизвестную лексику - таким образом происходит освоение грамматики и новых слов. В конце студенты пишут сценарий какой-либо сцены фильма и сдают работы на проверку учителю [1].

Что касается говорения, то мы считаем, что использование рисования помогает раскрыть творческий потенциал каждого учащегося. Студенты рисуют то, что они хотят, и объясняют свой выбор. После того, как эта часть работы выполнена, необходимо создать историю. Обучающиеся имеют возможность поделиться своими историями с другими и оценить свои собственные, то есть идет процесс с обратной связью. Студенты положительно реагируют на такую деятельность широким, поскольку все они хотят создавать, рисовать и говорить. Таким образом, речь идет о большей автономии при создании собственных рисунках и завоевании доверия при коммуникации со своими сверстниками.

При обучении навыкам аудирования одним из творческих заданий является дик-токомп - режим кооперативного обучения. Для данного вида работы учителю необходимо выбрать короткий текст, подходящий для учеников (приблизительно пять предложений). Перед этим следует подготовить их к восприятию текста, выполнив следующие шаги:

• сосредоточить внимание на теме (например, путем «мозгового штурма» или прогнозирования с изображения);

• объяснить необходимые слова и выражения;

• убедиться, что ученики понимают задание [11].

Далее учитель читает текст на обычной скорости, пока студенты просто слушают. Затем текст читается снова с нормальной скоростью, но с паузами между предложениями, в то время как студенты записывают ключевые слова и содержание. Задача учащихся заключается в том, чтобы записать текст, который они слышали. Поскольку они не могут запомнить каждое слово, им нужно будет использовать свои знания языка для выполнения поставленной задачи. В самом конце дается время, чтобы продолжить текст; это может быть собственное видение последующего развития истории.

По нашему мнению, после работы по развитию различных видов речевой деятельности студентам можно предложить самостоятельно придумать задания по выработке навыков говорения, чтения, письма или аудирования. Создавая свои собственные игры, студенты в большей степени оказываются вовлечены в процесс изучения языка и становятся более мотивированными, чем раньше. Автономия учащихся - это одна из главных задач в овладении иностранным языком.

Педагоги заверяют, что благодаря учебному использованию творчества при обучении английскому языку появилось много «прозрачных», доступных видов деятельности, и ученики испытали новые методы обучения, чтобы больше рассказать о себе. Сначала студенты участвовали неохотно, но позже положительно отнеслись к данным методам. Вклад студентов в занятие обеспечивал получение ими яркого творческого опыта. Сталкиваясь со сложными задачами и необходимостью соблюдать правила английского языка, ученики проявляли свой творческий потенциал [11]. Таким образом, творчество - это явление, которое становится для учителя и для учеников облегчающим фактором в учебной деятельности. Оно играет важную роль в процессе изучения языка, в основном как «инструмент» для успешного овладения иностранным языком. В свою очередь, учащиеся с большей заинтересованностью воспринимают учебный материал и ответственно относятся к заданиям на уроке. Поэтому создание профессиональной среды, позитивной психологической атмосферы и предоставление возможности для саморазвития позволит повысить интерес к формированию концепта «творческого обучения» в англоязычном классе. Тем самым, в настоящее время направленность на творческое обучение является важным принципом для решения профессиональных проблем и развития познавательных умений.

Библиографический список

1. Al-Alami S. Utilising fiction to promote English language acquisition / S. Al-Alami. Newcastle, UK: Cambridge Scholars Publishing. P. 203-219.

2. Argentini P. Elements of style for screenwriters: The essential manual for writers of screenplays / P. Argentini. Los Angeles, 1998. 176 p.

3. Avila H.A. Creativity in the English class: Activities to promote EFL learning / H.A. Avila. HOW, 2015. P. 91-103.

4. Carter R. The Cambridge Guide to Teaching English to Speakers ofOther Languages / R. Carter, D. Nunan // Cambridge University Press, 2001. 294 p.

5. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences / H. Gardner. New York: Basic Books, 1983. 440 p.

6. Harmer J. The Practice of English Language Teaching / J. Harmer. Longman, 2001.

384 p.

7. Morris W. Creativity - Its Place in Education / W. Morris // Future Edge Ltd based in New Plymouth, New Zealand, 2006.

8. Read C. Seven Pillars of Creativity in Primary ELT. / C. Read // Creativity in the EnglishLanguage Classroom. In: Maley, A. & Peachey, N. (Eds.), 2015. P. 29-37.

9. Rhodes M. An analysis of creativity / M. Rhodes // Phi Delta Kappan, 42 (7), 1961. P. 305-310.

10. Sternberg R. The Nature of Creativity / R. Sternberg // Creativity Research Journal, vol. 18, no. 1, 2006. P. 87-98.

11. Wajnryb R.The Dictogloss Method of Language Teaching: A Text-based, Communicative Approach to Grammar / R. Wajnryb. English Teaching Forum. 26 (3). P. 35-38.

References

1. Al-Alami S. Utilising fiction to promote English language acquisition / S. Al-Alami. Newcastle, UK: Cambridge Scholars Publishing. Pp. 203-219.

2. Argentini P. Elements of style for screenwriters: The essential manual for writers of screenplays / P. Argentini. Los Angeles, 1998. 176 p.

3. Avila H. A. Creativity in the English class: Activities to promote EFL learning / H.A. Avila. HOW, 2015. Pp. 91-103.

4. Carter R. The Cambridge Guide to Teaching English to Speakers ofOther Languages / R. Carter, D. Nunan // Cambridge University Press, 2001. 294 pp.

5. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences / H. Gardner. New York: Basic Books, 1983. 440 p.

6. Harmer J. The Practice of English Language Teaching / J. Harmer. Longman, 2001.

384 p.

7. Morris W. Creativity - Its Place in Education / W. Morris // Future Edge Ltd based in New Plymouth New Zealand, 2006.

8. Read C. Seven Pillars of Creativity in Primary ELT. / C. Read // Creativity in the EnglishLanguage Classroom. In: Maley, A. & Peachey, N. (Eds.), 2015. Pp. 29-37.

9. Rhodes M. An analysis of creativity / M. Rhodes // Phi Delta Kappan, 42 (7), 1961. Pp. 305-310.

10. Sternberg R. The Nature of Creativity / R. Sternberg // Creativity Research Journal, vol. 18, no. 1, 2006. Pp. 87-98.

11. Wajnryb R.The Dictogloss Method of Language Teaching: A Text-based, Communicative Approach to Grammar / R. Wajnryb. English Teaching Forum. 26 (3). Pp. 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.