УДК 811.111:372.8
© 2020
сюжетный урок английского языка
КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
A PLOT LESSON OF ENGLISH AS A WAY OF MOTIVATING PRIMARY SCHOOL STUDENTS
А.С. Сидоренко, Ю.М. Терешина A.S. Sidorenko, Y.M. Tereshina
Статья посвящена проблеме мотивации к учебной деятельности на начальном этапе обучения. Опираясь на труды психологов и педагогов, авторы раскрывают сущность понятия «мотивация», приводят классификацию мотивов, рассматривают формы учебной работы, способные стимулировать познавательную активность учащихся начальных классов при обучении английскому языку. В младшем школьном возрасте ученики нередко сталкиваются с трудностями при овладении иностранным языком, что впоследствии может привести к демотивации при изучении данной дисциплины. Одним из способов формирования и поддержания устойчивой положительной познавательной мотивации может стать такая форма организации учебной деятельности, как сюжетный урок. Сюжетный урок представляет собой творческое занятие с элементами ролевой игры, в котором все формы работы подчиняются определенному сюжету. В статье описываются преимущества сюжетного урока и рассматриваются условия его организации. Представлен пример практического применения сюжетного урока на занятии по английскому языку у учеников 3 класса общеобразовательной школы. Подробно описана структура урока, приведены примеры упражнений, направленных на формирование различных языковых умений и речевых навыков. Показано, что сюжетный урок отвечает основным современным требованиям, предусмотренным Федеральным государственным образовательным стандартом.
Ключевые слова: нетрадиционные формы урока; иностранные языки; английский язык; сюжетный урок; учащиеся младших классов; младший школьный возраст; мотивация; способы повышения мотивации; начальная школа; иностранные языки; сюжетный подход; способы организации урока; методы обучения.
The article deals with learning motivation of primary school students. The early school years are considered to be crucial for establishing proper motivation, however, this period may often be associated with a decrease of interest. The article shows that one way of maintaining robust motivation of ESL learners at primary school can be plot lessons. Plot lessons are creative role-play lessons where all the activities in class focus around a certain plot. The advantages and principle of introducing plot lessons in the educational process are given detailed description in the article. Also, the paper provides an example of implementing plot lessons in practice while teaching English to primary school students. It offers a number of activities for primary school students aimed at working on various skill areas. It is shown that plot lessons meet the main requirements of the Federal State Educational Standards. The materials of the research can be used in theory and practice of teaching English.
Keywords: non-traditional forms of a lesson; foreign languages; English language; plot lesson; primary school students; motivation; ways to increase motivation; primary school; elementary school age children; foreign languages; plot approach; methods of lesson organization; teaching methods.
Изучение иностранного языка - сложный, продолжительный процесс, основной целью которого является формирование коммуникативной компетенции. Обучение иностранным языкам начинается в начальной школе, часто в более ранний период. Данный этап является чрезвычайно значимым, так как в это время закладывается языковая база, а также формируется отношение к учебному предмету, на основе которого будет осуществляться дальнейшее его усвоение.
На этом этапе многие школьники впервые сталкиваются с трудностями, которые впоследствии приводят к снижению интереса к изучаемому материалу. В связи с этим формирование положительного образа нового предмета и поддержание мотивации к познавательной деятельности - важнейшие задачи, стоящие перед учителем.
В самом общем смысле под мотивацией понимается некая совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности [1, с. 66]. Анализ научных работ по
вопросу мотивации к учебной деятельности позволяет сделать вывод о том, что данная проблема, несмотря на значительное число посвященных ей исследований, остается актуальной [2-6]. Так, исследования показывают, что в первом классе больше 60% детей к учебной работе относятся положительно, тогда как к концу третьего класса их число сокращается до 40%. Кроме того, наряду с учениками, чье отношение к учебе на момент начала школьного обучения было неопределенным, появляются учащиеся с чисто отрицательным отношением. Некоторые дети, как отмечают исследователи, уже в начальной школе начинают тяготиться школьными обязанностями, становятся менее старательными, у них вырабатывается дифференцированное отношение к учебным предметам [7 ; 8].
Сложность формирования положительной мотивации обусловлена тем, что ученик побуждается к учению целым комплексом мотивов, которые могут вступать друг с другом в противоречие. Так, А.К. Маркова подразделяет мотивы на познавательные и социальные. Первая группа мотивов связана с содержанием учебной деятельности, а именно с ориентацией школьников на овладение новыми знаниями, с усвоением способов добывания этих знаний и с самообразованием. Вторая группа подразумевает социальное взаимодействие ученика с окружающими. Значимую роль играют как желание быть социально полезным и выполнить свой долг, так и стремление быть лучшим, получать одобрение со стороны окружающих [9, с. 10-11].
По мнению А.К. Марковой, в начале школьного периода у детей присутствует достаточно сильная мотивация к обучению, при этом социальные мотивы играют значимую роль: ребенка интересует внешняя сторона пребывания в школе (ношение формы, сидение за партой, новые знакомства), он стремится получить одобрение учителя и родителей. Со временем пребывание в школе теряет для ребенка новизну, а соответственно, эмоциональную привлекательность. Именно в этот момент, по мнению исследователя, на
передний план должны выйти познавательные мотивы, и задача учителей состоит в том, чтобы сформировать и поддержать интерес и к содержанию учебного процесса, и к способам получения знаний [9, с. 65-68].
Изучение теоретической литературы показало, что в число основных факторов, влияющих на формирование устойчивой положительной познавательной мотивации, входят следующие:
- содержание учебного материала;
- формы организации учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической работы учителя [10, с. 234].
К формам учебной работы, способным стимулировать познавательную активность учащихся, исследователи традиционно относят дидактические игры, творческие работы, интегрированные уроки, технологии проектного и проблемного обучения, нетрадиционные формы урока [11].
Согласно Г.К. Селевко, нетрадиционный урок представляет собой образовательную технологию, «основанную на усовершенствовании классических форм урочного преподавания» [12, с. 151]. Такая форма работы часто предполагает органичное сочетание образования, развития и воспитания. По мнению исследователя, нетрадиционные уроки импонируют ученикам своим необычным творческим характером и возможностью выйти за рамки привычной школьной рутины. Что касается форматов нетрадиционных уроков, то они весьма разнообразны. К их числу можно отнести уроки в форме соревнований и игр; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, цирк); уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (например, урок мудрости); перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы (КВН, «Что? Где? Когда?»).
Одним из видов нетрадиционного урока является сюжетный урок, который и находится в центре внимания авторов данной статьи. Авторы анализируют специфику
данной формы организации учебной деятельности и возможности ее применения на занятиях по английскому языку с целью повышения мотивации учащихся.
Сюжетный урок - творческое, детально продуманное педагогом занятие, в котором все формы работы подчиняются определенному сюжету [13]. На таком уроке учащиеся становятся участниками своего рода ролевой игры, которая охватывает все этапы занятия. Например, дети могут быть пиратами, которые отправляются на поиски сокровищ, космонавтами, путешествующими по разным планетам, детективами, расследующими таинственное происшествие, и т.д.
Сюжетные уроки обладают рядом несомненных достоинств. Они способствуют повышению мотивации участников процесса обучения, так как школьники с интересом принимают участие в игре. Кроме того, данная форма урока позволяет поддерживать внимание учащихся на протяжении всего занятия, поскольку ученики концентрируются на его сюжетной канве. Занимательность сюжетного урока эмоционально окрашивает процесс обучения, а эмоциональность игрового действия активизирует психологические процессы обучающихся. Наконец, сюжетные уроки позволяют учащимся приобретать опыт использования изучаемого языка в новых для них ситуациях общения. Коммуникативная потребность ученика выдвигается на первый план и становится значимым мотивом его речевой деятельности, что дает возможность использовать язык в его основной функции -формирования и формулирования мыслей.
Отметим, что для эффективной организации сюжетного урока необходимо соблюдение определенных условий. Педагогу следует проявить свои творческие способности, организуя урок вокруг какого-либо сюжета. Сам сюжет, как и учебные материалы, должны подбираться с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе проведения занятия учитель должен обеспечить включение в работу всех учеников класса. При этом важно, чтобы целостность
сюжетного урока не нарушалась. Сюжетный урок должен приносить положительные эмоции и давать возможность усвоить/закрепить изучаемый материал в непринужденной обстановке.
Рассмотрим пример практического применения сюжетного урока на занятии по английскому языку для учащихся младших классов. Данное занятие носит название «A Trip to the Zoo» («Путешествие в зоопарк»). Оно основано на языковом материале пятого модуля учебника для третьего класса учащихся общеобразовательных школ серии «Английский в фокусе» Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс [14].
Цель урока: расширение словарного запаса учащихся по теме «Animals» и дальнейшая отработка изученной лексики.
Задачи:
образовательные:
- развитие лексических навыков;
- создание условий для отработки навыков говорения;
- развитие слухопроизносительных навыков;
развивающие:
- развитие воображения и творческих способностей детей;
- развитие памяти и внимания;
- расширение представлений об окружающем мире;
воспитательные:
- поддержание интереса к изучению английского языка;
- воспитание этики межличностного общения и умения работать в сотрудничестве.
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока: учебник по английскому языку Spotlight (3 класс), авторы Н.И. Быкова, Дж. Дули, В. Эванс и М.Д. Поспелова; картинки с изображением животных; интерактивная доска; оборудование для прослушивания аудиозаписей.
Ход урока. В качестве языковой разминки ученикам предлагается поработать над произносительными навыками, а именно провести фонетическую зарядку в необычной форме. Учитель предлагает отгадать,
куда дети «отправятся» сегодня, и дает им подсказки в виде предложений из текста фонетической разминки:
There the snake hisses [s]. There the elephant stomps [b]. There the insects hiss [д]. There the owls say [и].
Учащиеся повторяют изучаемые звуки за учителем, сопровождая свои действия движениями, например, топая, как слон, или показывая змею кистью руки. Таким образом происходит работа над фонетическим аспектом языка, учащихся подводят к теме урока.
На следующем этапе ученики непосредственно «отправляются» в зоопарк в сопровождении песни «Let's go to the zoo». Текст песни:
Let's go to the zoo
And stomp like the elephants do.
Let's go to the zoo
And jump like the kangaroos do.
Let's go to the zoo
And swing like the monkeys do.
Let's go to the zoo
And slither like the snakes do.
Let's go to the zoo
And swim like polar bears do.
Ученики присоединяются к исполнению песни, сопровождая свои слова движениями. Использование в данном случае метода полного физического реагирования (TPR) [15] позволяет достичь сразу нескольких значимых результатов. Во-первых, повторяя действия педагога, учащиеся усваивают новые лексические единицы без их перевода на родной язык. Во-вторых, ученики получают материал не только через звуковой и зрительный каналы восприятия, но и через кинетический, что актуально для младшего школьного возраста. Наконец, удовлетворяется потребность детей в движении, что способствует снятию эмоционального и физического напряжения во время урока [16].
Наконец, дети «приходят» в зоопарк и обнаруживают, что все животные оказались в чужих вольерах. Учеников просят помочь навести в зоопарке порядок. Для этого им предлагается выполнить несколько заданий.
Первое из них состоит в том, чтобы распределить животных по двум вольерам -Reptiles (пресмыкающиеся) и Mammals (млекопитающие). Соответствующие павильоны схематично изображены на доске. Учащиеся вместе с педагогом проговаривают названия животных вслух и решают, к какой группе они относятся. Например, ученик говорит: А mouse is a mammal, - и размещает карточку с изображением мыши в подходящий вольер. Таким образом происходит повторение изученных ранее слов и беспереводная семантизация новых единиц вокабуляра.
В рамках заявленного сюжета дальнейшая работа на уроке может быть связана с распределением животных по своим местам в пределах каждого отдельного вольера. Учащимся предлагаются задания, ориентированные на формирование различных языковых навыков и речевых умений. Учитель может отдать предпочтение тому или иному заданию в зависимости от потребностей конкретного класса и степени сформи-рованности языковой и речевой компетенции его учащихся. Более того, учитель может разделить учащихся на команды и каждой команде предложить задание, отвечающее индивидуальным потребностям ее участников. Приведем некоторые из возможных заданий.
Задание на аудирование. Клетки окрашены в разные цвета. Учитель объясняет, где живет каждое животное. Например: A whale lives in a red cage. Учащиеся прикрепляют картинки с животными в соответствующие клетки.
Задание на чтение. К клетке прикреплено описание животного, но не сказано, о каком именно животном идет речь. Например: This animal is not big. It is small. This animal cannot jump. It can creep. This animal has 4 legs and a tail. Who is it? (a lizard). Задача учащихся - прочитать текст, угадать животное и отправить его на закрепленное место в вольере.
Задание на говорение. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждой группе дается карточка с изображением животного, которого нужно описать, используя вышеупомянутые конструкции. Задача остальных
команд - догадаться, о каком животном идет речь. Например: This animal is big. It has 2 ears. It can stomp. - Is it an elephant? - Yes, it is.
Задание на говорение. Пытаясь угадать животное, ученики задают вопросы, требующие ответа «да»/«нет»; используются ранее изученные грамматические конструкции:
- Is it (a big animal)?
- Can it (swim)?
- Has it got (a long tail)?
Задание на правописание. Названия животных зашифрованы в виде анаграммы. Задача учащихся - расставить буквы в правильном порядке. Например: lehpntae -elephant.
На заключительном этапе занятия учащимся предлагается рассказать, какое животное из зоопарка понравилось им больше всего. Таким образом дети выражают свое отношение к пройденному материалу и формулируют для себя значимость урока. Учащимся раздаются сердечки, которые нужно прикрепить на доску рядом с тем животным, которое вызвало у них наибольшую симпатию. Данная деятельность сопровождается кратким диалогом по модели: What animal do you like best? -1 like a whale.
Подчеркнем, что представленный сюжетный урок соответствует основным современным требованиям, предусмотренным
федеральным государственным образовательным стандартом [17]. Занятие носит личностно ориентированный характер, так как учитель отбирает задания в соответствии с особенностями учащихся и стремится к созданию благожелательной творческой атмосферы. Для урока характерен ком-муникативно-деятельностный подход, так как работа над материалом происходит не механически, учащиеся используют иностранный язык осознанно, как средство достижения своих целей. На уроке происходит работа над целым комплексом языковых навыков и речевых умений, при этом реализуются различные формы организации деятельности учеников.
В целом работа в рамках определенного сюжета на уроке английского языка может выступать эффективным средством повышения мотивации учащихся младших классов. Она стимулирует у учеников интерес к речевому общению, позволяет создать благожелательную обстановку на уроке, способствует поддержанию внимания. Элементы сюжетного урока легко комбинируются с любыми другими формами работы и помогают сделать занятие максимально продуктивным и запоминающимся.
* * *
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2011. 512 с.
2. Безбородова М.А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. 2009. № 8. С. 156-160.
3. Савельева Н.Н. К вопросу об усилении мотивации к изучению английского языка // Подготовка кадров для силовых структур : материалы XIX всерос. науч.-метод. конференции. 2014. С. 454456. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24127323 (дата обращения: 20.10.2019).
4. Крылова Д.А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. 2016. № 23. С.437-439.
5. Горохова Ю.В., Горохова И.В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2017. № 3. С. 540-543.
6. Сергеева С.А. Формирование мотивации к изучению английского языка // Современное интеллектуальное пространство: идеи и решения : материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 170-171 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24350349 (дата обращения: 20.10.2019).
7. Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-2. С. 335-338.
8. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб. : Питер ; М. : Смысл, 2003. 855 с.
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. : Просвещение, 1983. 96 с.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. М. : НМЦ СПО, 1999. 538 с.
11. Новикова Е.С. Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка // Педагогика и психология образования. 2015. № 3. С. 9-13.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998.
256 с.
13. Виситова Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе // Педагогическое мастерство : материалы VII междунар. науч. конференции. М. : Буки-Веди, 2015. С. 6-8.
14. Английский язык: 3 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Быкова [и др.]. М. : Express Publishing : Просвещение, 2011. 177 с.
15. Покровская Е.А. Метод полного физического реагирования в преподавании иностранного языка // Вестник СИМБиП. 2016. № 1. С. 119-124.
16. Львова И.М. Физкультминутки // Начальная школа. 2005. № 10. С. 86-87.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Министерство образования и науки Российской Федерации. 2009 URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ ФГОС_НОО^ (дата обращения: 05.10.2019).