Научная статья на тему 'Формирование мотивации у школьников при обучении английскому языку'

Формирование мотивации у школьников при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / GAMING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Ирина Андреевна

Мотивация является одним из основных компонентов учебной деятельности. Автор рассматривает определение мотивации и считает, что благодаря мотивации ученик осознает мотивы и цели учебной деятельности, развивает свою мотивационную сферу. Рассмотрены различные виды мотивации, игровая деятельность выделяется как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Определяется, какие функции выполняет игровая деятельность в процессе обучения. Автор считает, что использование игровых технологий при обучении иностранному языку особенно актуально на раннем этапе и предлагает план-конспект урока с использованием этой технологии в различных видах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION OF PUPILS IN TEACHING ENGLISH

Motivation is one of the main components of learning activity, the definition of motivation is considered.The author considers that due to motivation, the student understands the motives and aims of educational activity, developing his motivational sphere. The article describes the different types of motivation, gaming techniques stand out as one of the ways to increase the motivation of students to study a foreign language.It determines which functions are performed by gaming techniques in the learning process. The author believes that the use of gaming techniques in teaching a foreign language is especially important at an early stage. The author offers a plan abstract of the lesson using these techniques in various forms.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации у школьников при обучении английскому языку»

УДК 372.881.111.1

ББК Ч426.819-432.1 -24 ГРНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.02

И. А. Вершинина

Екатеринбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

АННОТАЦИЯ. Мотивация является одним из основных компонентов учебной деятельности. Автор рассматривает определение мотивации и считает, что благодаря мотивации ученик осознает мотивы и цели учебной деятельности, развивает свою мотивационную сферу. Рассмотрены различные виды мотивации, игровая деятельность выделяется как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Определяется, какие функции выполняет игровая деятельность в процессе обучения. Автор считает, что использование игровых технологий при обучении иностранному языку особенно актуально на раннем этапе и предлагает план-конспект урока с использованием этой технологии в различных видах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: иностранный язык; мотивация; игровые технологии; учебная деятельность; процесс обучения.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Вершинина Ирина Андреевна, магистрант кафедры межкультурной коммуникации, риторики русского языка как иностранного, Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет. Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26. e-mail: irishagoldova@mail.ru

I. A. Vershinina

Ekaterinburg, Russia

FORMATION OF MOTIVATION OF PUPILS IN TEACHING ENGLISH

ABSTRACT. Motivation is one of the main components of learning activity, the definition of motivation is considered. The author considers that due to motivation, the student understands the motives and aims of educational activity, developing his motivational sphere. The article describes the different types of motivation, gaming techniques

stand out as one of the ways to increase the motivation of students to study a foreign language. It determines which functions are performed by gaming techniques in the learning process. The author believes that the use of gaming techniques in teaching a foreign language is especially important at an early stage. The author offers a plan abstract of the lesson using these techniques in various forms.

KEY WORDS: foreign language; motivation; gaming techniques; educational activities; learning process.

ABOUT THE AUTHOR: Vershinina Irina Andreevna, Student of master's program, Institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication. Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language, Ural State Pedagogical University.

Большинство образовательных учреждений стали особо тщательно и интенсивно изучать способы повышения эффективности образовательной деятельности. Из года в год меняются школьные программы, основываясь на определенные психологические и педагогические аспекты, чтобы учащийся смог освоить учебный материал успешно в полном объеме. Методические разработки направлены на поиск особых методов и форм образовательного процесса, при которых учащиеся смогут развивать свою самостоятельность. Но главной целью всех инноваций является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. Именно поэтому высокий уровень учебной мотивации является одним из составляющих эффективного процесса обучения.

Мотивация является одним из важнейших компонентов любой деятельности и представляет интерес для многих дисциплин. В. Г. Асеев отмечает, что «динамика формирования личности скрывает в себе те устойчивые закономерности, раскрытие которых является основной целью психологии. Самыми важными из них являются закономерности развития мотивации как высшей формы регуляции психических процессов и движущей силы человеческой деятельности» [Асеев 1976]. В педагогике мотивации уделяется пристальное внимание: она является одним из основных компонентов организации учебной деятельности и важной характеристикой самого субъекта этой деятельности [Зимняя 2000].

Понятие «мотивации» «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факто-

© Вершинина И. А., 2017

ров поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» и является шире понятия «мотива» [Джидарьян 1974]. Можно сказать, что мотивация - это система психологически разрозненных факторов, определяющих поведение и деятельность человека.

Главной проблемой современных школ является формирование учебной мотивации. Ее значимость связана с обновлением школьных программ и содержания обучения, использованием методов, при которых школьники учатся самостоятельно искать новую информацию и получать знания. Мотивация формируется, когда у ученика появляются свои внутренние мотивы, цели и эмоции к учебной деятельности, ученик осознает свои побуждения и саморазвивает свою мотивацион-ную сферу. Учитель в данном процессе является направляющим вектором, а не наблюдателем, используя различные педагогические приемы и методы. Учебно-познавательная мотивация отражается непосредственно в деятельностном подходе к обучению, реализует желание успешно добиваться поставленных целей.

Можно выделить следующие виды мотивации при обучении иностранному языку:

1. Целевая мотивация - определение целей обучения и практической значимости получаемых знаний, помогает осознано изучать материал, что повышает вероятность получения хорошего результата.

2. Мотивация успеха - создание ситуации успеха на уроках, создание перспективы использования полученных знаний на практике, в реальной жизни, а не только на уроках.

3. Страноведческая мотивация - язык является отражением обычаев, менталитета и социальных устоев страны, изменения в социальной жизни быстро отражаются в языке. Социальная культура языка имеет большую значимость при обучении.

4. Эстетическая мотивация - когда обучение проходит в удовольствие, результат обязательно будет успешным.

5. Инструментальная мотивация - учет индивидуальности и темперамента учащихся, возможность реализации себя в том деле, которое ближе обучающемуся, помогает ему выполнить эту деятельность на должном уровне [Искрин 2004: 95].

Существует огромное количество различных методик и способов повышения мотивации учащихся к изучению иностран-

ного языка. Игровая деятельность является сильным фактором мотивации, она соответствует запросам учащихся к учебному материалу, который им необходимо освоить.

Изучив научно-исследовательскую литературу, многие ученые считают, что в процессе обучения игровая деятельность выполняет различные функции:

1. Обучающая функция - получение и развитие умений и навыков, когнитивных возможностей обучающихся, развитие навыка владения иностранным языком.

2. Воспитательная функция - развитие умения работать в сотрудничестве, уважать, помогать и поддерживать своего партнера. Овладение речевым этикетом на иностранном языке.

3. Развлекательная функция - урок проводится в интересной и увлекательной форме, дети увлечены, создается положительная атмосфера для обучения.

4. Коммуникативная функция - создание ситуации иноязычного общения, использование разных форм работы, которые помогают создать различные коммуникативные отношения, учащиеся взаимодействуют друг с другом на иностранном языке.

5. Релаксационная функция - создание благоприятной атмосферы снижает внутреннее напряжение, которое часто присутствует при интенсивном обучении.

6. Психологическая функция - внутренняя подготовка к интенсивной деятельности, настрой на работу с большим объемом информации.

7. Развивающая функция - развитие личностных качеств, направленных на раскрытие скрытых индивидуальных возможностей.

Применение игровых технологий на начальном этапе изучения иностранного языка особенно актуально. Игровая форма занятий побуждает учащихся к активной деятельности на уроке, стимулирует к получению новых знаний.

Предлагаем план-конспект урока с использованием игровых технологий на начальном этапе изучения языка. Использование интерактивных технологий на уроке, таких как проектор, видео- и аудиоматериалы, позволяют активизировать обучающихся и пробуждают интерес к образовательной деятельности, благодаря которым реализуются обучающая, развлекательная и релаксационная функции. Также использование элементов наглядности, различные формы работы (индивидуальная, групповая, парная), способствуют раскрытию индивидуальных возможностей каждого,

также учащийся осознает свою личную значимость в учебном процессе, что позволяет ему повысить свою мотивационную сферу. Благодаря сочетанию различных видов учебной деятельности и форм работ на уроке, мы реализуем воспитательную, коммуникативную и развивающую функцию.

План-конспект урока английского языка по теме «Школьные принадлежности» 3 класс.

Тема урока: Школьные принадлежности.

Класс: 3А.

Цели: научить называть школьные принадлежности, развивать навыки аудирования, говорения, чтения.

Задачи:

• Обучающие: познакомиться с новой лексикой, научиться правильно произносить слова.

• Развивающие: развивать навыки, чтения, говорения и аудирования.

• Воспитательные: формировать навык работы в сотрудничестве, уважительно относится к напарнику.

Планируемые результаты:

• Личностные:

1. Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла обучения.

2. Формирование навыков самоконтроля.

• Метапредметные:

1. Умение понимать цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

2. Умение строить речевые высказывания в соответствии с задачей коммуникации.

• Предметные:

1. Формирование лексического запаса по теме «Школьная жизнь».

2. Развитие навыков аудирования, чтения и говорения.

Оборудование: карточки со звуками, картинки с изображением школьных принадлежностей, учебник Spotlight 3, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 минута).

Учитель приветствует учащихся.

T: Good afternoon, children!

P: Good afternoon, teacher!

T: Nice to see you today! Sit down, Please!

II. Фонетическая разминка (5 минут).

T: Look at the whiteboard. You can see the tongue-twister. Let's read it together.

Ученики хором читают скороговорку: A fat cat sat on a mat.

T: What is the main sound in this tongue-twister?

Учитель переводит свой вопрос, если возникли трудности с пониманием.

P1: Sound [ж]

P2: Sound [t]

T: Let's try to read it faster.

Затем ученики читают хором и индивидуально.

T: Let's make the transcription! Take your cards with the sounds.

Ученики за столом составляют транскрипцию из звуков, которые были приготовлены заранее. Учитель проходит по рядам и проверяет.

T: Well done, children!

III. Постановка целей урока (2 минуты).

T: Open your books at page 9. We are going to start Module 1, the title of this Module "School days".

При необходимости учитель переводит и поясняет, что такое модуль.

T: Today we will learn and talk about school things, and listen and read about Larry and Lulu's first day at school.

IV. Работа по теме урока (10 минут).

1. Введение новой лексики.

T: Look at the whiteboard. This is a school/pen/pencil/pencil case/school bag/ rubber/ruler.

Учитель называет картинки с предметами, которые висят на доске, дети повторяют новые слова и записывают их словарь.

T: Let's read the dialogue in the exercises 2 and translate.

Ребята читают диалог на стр. 10 упр. 2 и переводят фразы, которые говорят герои.

T: Let's translate the phrases! "What's this?" "It's a..."

V. Закрепление нового материала (12 минут).

T: Now let's practice! Let's play with our cards!

Учитель расставляет детей в два кружочка (один внутри другого), так, чтобы дети стояли напротив друг друга и получились пары. Учитель раздает карточки внутреннему кругу и объясняет правила.

T: Сейчас ученики которые стоят с карточками, будут задавать вопрос What's this?, а ученики, которые стоят во внешнем кругу, будут на него отвечать It's a... Чтобы у Вас не возникало трудностей, слова на карточках подписаны. Затем, когда вы ответите, я буду хлопать в ладоши, и ребята, стоящие во внешнем кругу, делают один шаг на права, меняя свою пару. Now we are ready to start! Let's go!

Когда дети прошли один круг, внутренний и внешний круг меняются местами и проделывают все заново.

T: Good job! Sit down, please!

VI. Продолжение работы по теме урока.

T: Now let's watch the video about Larry and Lulu's first day at school and say their new friends' names.

Ребята смотрят видео на экране (Spotlight 3 DVD) и отвечают на вопрос учителя.

Т: What are their new friends' names?

P: Paco and Maya.

Затем учитель распределяет роли в диалоге, и дети читают диалог.

VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T: Your task is to make the cards with school things. Ваше задание сделать карточки со школьными принадлежностями и подписать предложения к ним This is.

VIII. Рефлексия. Подведение итогов.

T: So, our lesson is over. Do you like the lesson?

Учитель спрашивает, понравился ли детям урок, и что они нового узнали. Благодарит их и прощается.

T: Thank you for our lesson, good bye!

ЛИТЕРАТУРА

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М. : Мысль, 1976. 158 с.

Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. Английский в фокусе. 3 класс. - М. : Express Publishing : Просвещение, 2014. 178 с.

Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е. В. Шороховой. - М. : Наука, 1974.

Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов ; изд. 2-ое, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2000. 384 с.

Искрин С. А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2004. № 2. С. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.