Kubeeva Marziya Abdukhalykovna MOTIVATION ROLE IN INCREASE ..
pedagogical sciences
УДК 378
РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
© 2018
Кубеева Марзия Абдухалыковна, аспирант общеуниверситетской кафедры педагогики Таджикский национальный университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, проспект Рудаки 17, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье раскрыта роль мотивации в повышении интереса к урокам английского языка у младших шкльников, обучающихся в школах Казахстана. По мнению автора, для повышения активности учащихся, для формирования мотивации к уроку наиболее эффективным средством являются игры и применение игровых элементов, которые подбираются в соответствии с темой и содержанием урока. Все это, развивает уверенность учащегося в возможность овладения иностранным языком, стимулирует интерес к его изучению. Использование на уроках иностранного языка национальных игр «Волшебная копилка», «Байга», «Кокпар», «Асык» является наиболее эффективным методом повышения мотивации.
Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационная сфера, уроки английского языка, методы обучения, потребность, деятельность, методологический принцип.
MOTIVATION ROLE IN INCREASE IN INTEREST IN ENGLISH LESSONS
© 2018
Kubeeva Marziya Abdukhalykovna, graduate student of all-university department of pedagogics
Tajik National University (734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue 17, e-mail: [email protected])
Abstract. In article the motivation role in increase in interest in English lessons at the younger shklnik studying at schools of Kazakhstan is opened. According to the author, for increase in activity of pupils, for formation of motivation to a lesson the most effective remedy are games and application of game elements which are selected according to a subject and a content of the lesson. All this, develops confidence of the pupil in a possibility of acquisition of a foreign language, stimulates interest in its studying. Use at lessons of a foreign language of the national games "Magic Moneybox", "Bayga", "Kokpar", "Asyk" is the most effective method of increase in motivation.
Keywords: motive, motivation, motivational sphere, English lessons, training methods, requirement, activity, methodological principle.
Сегодня школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. В настоящее время приоритетами стали инфраструктурное развитие и переход на обновленное содержание.
«Гуманность процесса обучения заключается в том, что человек является не только объектом исследования, прежде всего, человек преподносит всему миру образцы мощной культуры и в тоже время проявляет себя,как творческая личность» [1].
Наряду с реализацией программы концепции развития образования РК нужно повысить эффективность методики преподавания и качество учебных предметов по требованию времени. Вместе со своей активной деятельностью учитель в процессе обучения должен па-ралельно активизировать познавательную деятельность ученика, мотивировать его к обучению. И это является самой главной проблемой сегодняшнего дня.
Психологи выяснили при исследовании,что у школьников начальных классов интерес к учебе и усердие в познании тесно связано с процессом обучения. Полагаясь на результаты исследования ученых-психологов, мы можем сказать,что не только содержание предмета, но и различные виды деятельности в процессе обучения пробуждают интерес к учебе.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [2, с. 12-13].
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходив к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж.
Нюттен, 3. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
Л.И. Божович пишет: «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими» [3, с. 52].
Мотив - мотивация - мотивационная сфера понимается как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности, изучается в самых разных аспектах, в силу чего трактуется авторами по-разному [4-7]. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [8, с. 243]. Понимание мотива как «опредмеченной потребности», по А.Н. Леонтьеву, позволяет определять его как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности.
Основной критерий развития интеллекта ребенка, по мнению Зимней И.А [9] - умение самостоятельно,
педагогические науки
Кубеева Марзия Абдухалыковна РОЛЬ МОТИВАЦИИ ...
творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим. Существенным показателем развития ребенка, его сознания является уровень рефлексии, т.е. степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я. Последнее становится основным механизмом, опосредствующим разные стороны развития личности ребенка, в том числе и интеллектуального.
Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. Исходным положением в этой ситуации является утверждение, что «сознательное управление психическимразвитием ребенка совершается прежде всего путем управления... ведущей деятельностью», в качестве которой в дошкольном возрасте выступает прежде всего игра, а в младшем школьном возрасте - учебная деятельность [9]. В процессе развития у ребенка формируется, прежде всего, умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем, ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть получено в результате деятельности). Ребенок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать операции (способы) деятельности, замещать их. В более сложных предметных действиях уже выделяется последовательность операций, отрабатывается обобщенный способ действия. В ролевых играх, следуя правилам действия, ребенок принимает и проигрывает определенную роль. У ребенка вырабатываются навыки самоконтроля и саморегуляции на основе становления способности отражать цели, действия, способы их осуществления, т.е. на основе предметной рефлексии [9].
Согласно закону «О языке» изучение иностранных языков является приоритетной. У детей, которые прикованы к компьютеру и телевидению интерес к обычным урокам падает. Для того, чтоб повысить интерес к урокам английского языка нужно усилить мотивацию к обучению.
Эффективные методы изучения иностранных языков разработали Л.Щерба, Е.И.Пассов, И.Л.Бим, И.А.Зимняя, М.Р.Леонтьева, А.Е.Бикженова, А.А.Старков и др.
Для повышения активности учащихся, для формирования мотивации к уроку наиболее эффект представляют игры. Игровые элементы подбираются в соответствии с темой и содержанием урока. Все это, развеивая неверие учащегося в возможность овладения иностранным языком, стимулирует интерес к его изучению. Нетрудно заметить, что использование на уроках иностранного языка национальных игр «Волшебная копилка», «Байга», «Кокпар», «Асык» является наиболее эффективным методом.
При обучении ностранному языку наиболее эффективно использование игр в следующих целях:
1. Овладение алфавитом.
2. Овладение грамотностью.
3. Формирование навыков правильного обучения.
4. Овладение лексикой.
5. Развитие мышления учащихся, то есть формирование с помощью игр навыков правильного письма, правильного разговора, правильного чтения.
Во время урока или после него учащийся в зависимости от своей активности может заслужить оценку. Учитель, оценивая труд каждого учащегося, должен стимулировать их.
Например, считать, что на уроке запланированы такие задания, как анализ грамматических материалов, составление из слов диалога, беседы.
Составление разговора по рисунку.
Эту игру можно использовать при изучении любой темы. На доске вывешивается рисунок. Каждый учащийся по очереди составляет предложения, связанные с рисунком. Чье описательное предложение будет самым последним, тот будет считаться победителем. Эта игра требует от учащихся как можно больше самостоятельно составленных предложений.
Лексикограмма_
Учащиеся стоят, образовав круг. Ведущий или учитель стоит в центре. Он на английском или казахском языке говорит одно слово, связанное с темой и бросает мяч любому учащемуся. Таким образом игра продолжается дальше. Учащийся, который не смог перевести слово, выбывает из игры. Учащийся, до конца принимавший участие в игре, считается победителем.
Познавательные игры и викторины
Игры-соревнования «Кто много знает?», «Кто хорошо запоминает?», несомненно, вызывают большой интерес у участников.
Содержание игры-викторины - ответы на вопросы. Сложность вопросов и заданий определяется уровнем знания участников, их заинтересованностью, пройденными темами. Для этой игры материалы берутся из различных научно-популярных и молодежных журналов, субботних номеров газет, а также используются вопросы радио- и телевикторин.
В зависимости от от того, играют ли участники каждый за себя или в составе команды их ответы могут быть устными или письменными.
Вопросы и задания, предназначенные для викторины, подготавливаются заранее, но во время игры участники могут задавать свои вопросы, что положительно влияет на то, чтобы игра стала интересной.
Пример: по теме «Му working day» можно задавать следующие вопросы:
When do you get up?
Do you make your bed?
What do you have for breakfast?
When do you go to school?
Where is your school?
Творческий диктант
Учитель или ведущий произносит отдельные слова, фразы или предложения. Учащийся рисует то, что он услышал или понял. Под рисунком или на рисунке в соответствии с рисунком учащиеся пишут предложения. С помощью игр у учащихся развивается способность аккуратно слушать. Эту игру можно проводить на любом этапе урока.
Игры с карточками
Учащиеся делятся на две группы.Один из участников выходит и берет карточку. На ней написаны местоимения 1, you, he, they, she. В соответствии с этими местоимениями дается команда участникам противоборствующей группы. Например, они берут карточку с местоимением, отдают приказ «Bolat and Alia come here». Те, используя местоимение, говорят «They are comming to me». За каждое правильно произнесенное предложение группе начисляется очко. В конце игры побеждает та группа, у которой будет наибольшее количество очков.
Найди сходное слово
По условиям игры показываютсяизображенияраз-личных предметов,цветов, животных. Учащиеся называют изображения и произносят сходные с ними слова. Пример: wood - blood - food, ball - wall - all, lamp - gamp - camp.
Метаграмма
По условиям игрыучащимся раздаются карточки с написанными различными словами.
Цель учащихся - прибавляя к словам буквы, составить новые слова.
Буквы можно поставить впереди слова, в середине или в конце.
Пример: room - boom - zoom - book, clean - clear, pen -ten - then - them - the - there, clock - blok - stock.
Аукцион
Ведущий игры объявляет пройденные темы. Пример: My college, my working day, my hobby, my family. По условиям игры необходимо обозначить тему и цели урока:
Тема урока: Grammar revision.
Цель урока: Углубление знаний учащихся.
Познавательная цель:Ознакомление учащихся с грамматическими упражнениями, с словами.
Kubeeva Marziya Abdukhalykovna MOTIVATION ROLE IN INCREASE ..
pedagogical sciences
Цель развития:Повышение активного отношения учащихся к уроку, подведение к самостоятельным поискам, развитие мыслителной способности.
Воспитательная цель: Воспитание в духе дружбы и нравственности.
Вид урока: Урок-игра.
Наглядность урока: Рисунки, карточки, буклеты, таблицы.
Ход урока:
1. Organization moment (Приветствие).
2. Askthehometask (Опрос по домашнему заданию).
3. New lesson (Новый урок).
Organization moment:Good morning children! (Здравствуйте, учащиеся!)
- Good morning, teacher! (Здравствуйте, Учитель!)
- Howareyoutoday? (Каково сегодня ваше состояние?)
- Fine thanks. And you? (Спасибо. Вы сами как?)
- I'm fine. Take your seats. У меня все прекрасно, садитесь.
- I'd like to check if anybody is absent today. Осведомление у дежурного об отсутствующих на уроке учащихся.
- ing the aim: We will look through new words and check your home task. Опрос по домашним заданиям.
Today we continue to work on the theme «Grammar revision». Сегодня мы ознакомимся с новой темой «Грамматика числительных имен».
Let's start our open lesson with a grammar revision. We will be work with a cards.
Начало нового урока.
Урок состоит из 3 частей.
I. Pupils will speak about article, numerals, (cardinal and ordinal). Ознакомление учащихся с числительными именами.
A) В английском языке общее имя ставится перед существительным с помощью 2 артиклей:
неопределенный артикль (a, an);
определенный артикль (the);
a - употребляется перед согласными звуками.
Пример: I see a man (Я вижу одного человека);
аn - употребляется перед гласными буквами. Пример: I see an apple (Я вижу одно яблоко);
the - употребляется перед существительными, уже известными говорящему или слушающему перед существительными, начинающимися с согласных букв: в предложении The man is tall the артикль, который означает: Этот человек высокого роста.
Б) Структурирование имен числительных (numerals): количественные (cardinal) порядковые (ordinal).
Количественные числительные отвечают на вопрос how many (сколько), порядковые отвечают на вопрос which (который). Перед порядковыми числительными употреблячется определенный артикль «the» и исключая первые три числа, к остальным числам присоединяется суффикс th.
Cardinal (Количественные числительные) Ordinal (Порядковые числительные)
One Один the first первый
Two Два the second второй
Three Три the third третий
Four четыре the fourth четвертый
Five Пять the fifth пятый
Six шесть the sixth шестой
Seven Семь the seventh седьмой
Eight восемь the eighth восьмой
Nine девять the ninth девятый
Ten десять the tenth десятый
one hundred Сто the hundredth сотый
101 one hundred and one сто один the one hundred and first сто первый
1000onethou-sand одна тысяча thethousandth тысячный
При чтении года цифры произносятся попарно. 1976 nineteen seventy six.
Дни записываются, читаются так: Desember 2, 1980. The second of Desember nineteen eighty. II. Контрольные задания:
А) Перед приведенными существительными поставьте артикли the, а, an, затем запишите альтернативу
на казахском языке. Образец:
the Countries Страны мемлекеттер
the Animals Животные жануарлар
the Girls Девушки кыздар
the Boys Мальчики балдар
Skate, fly, glass, boy, foot, piano, key, lady, goose, match, tooth, ox, shelf, knife.
Б) Запишите числа, даты, годы, время словами.
1-вариант 5,15,70,211,40,18 Desember 1689, 11-30;
2-вариант 13,80,312,50,5 October 1156,12-44;
3-вариант 7,12,93,482,30,27 March 1745,14-15;
III. Перевод стихотворения на казахский язык и проверка грамматики. (Sing and song).
Be Tidy.
I am two legs.
A good rule.
Play time.
My Bony an over the ocean.
This ball is green
And that one is blue
This a for me
That a for you
Заключение урока: Оценка учащихся на основе уровня их знаний.
Домашнее задание: (Homework) Ех. 52, р. 30. «Talk on a journey».
Read and translate the text and answer thequestions. (Прочитатайте текст, переведите его, ответьте на вопросы).
При эффективном использовании этих методов при обучении английскому языку формируется познавательная активность учащихся, интерес к дисциплине, повышается качество знаний [10, 11].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года //Казахстанская правда, 5 августа, 2005.
2. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. -317 с.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. - М.: Педагогика, 1972. - 352 с.
4. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средствх учебного назначения в изучении иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 44-49. Григорьева Н.В. К вопросу о трансформации мотивации в процессе учебной деятельности студентов педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 47-50.
5. Гайнутдинова Е.В. Когнитивный подход в понимании феномена мотивации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 173-180.
6. Волков И.В., Шаманин Е.В. Эволюция понятия мотивация в трактовках зарубежных и отечественных ученых // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 206-209.
7. Рахимов М.М. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 379-382.
педагогические науки
Кубеева Марзия Абдухалыковна РОЛЬ МОТИВАЦИИ ...
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. -392 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
10. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.
11. Авдеева М.А. Формирование готовности школьников к аксиологическому общению на уроках английского языка // Поволжский педагогический вестник. 2017. Т. 5. № 3 (16). С. 47-52.
Статья поступила в редакцию 04.04.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018