Научная статья на тему 'Освоение технологии электронного портфолио участниками образовательного процесса (на примере Северо-Кавказкой государственной академии)'

Освоение технологии электронного портфолио участниками образовательного процесса (на примере Северо-Кавказкой государственной академии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единое информационное пространство / образовательный процесс / электронное портфолио / личный кабинет преподавателя и обучающегося / Северо-Кавказская государственная академия / common information space / educational process / e-portfolio / personal account of the teacher and the student / North-Caucasian State Academy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Х. Хапаева, Л. К. Бостанова, Ф. А. Эркенова, З. И. Гемсакурова

В статье сформулированы проблемы создания и развития единого информационного образовательного пространства, практическое использование электронного портфолио преподавателя и обучающегося в вузе на примере материалов ФГБОУ ВО «СевКавГА», его характерные особенности и возможности. Электронное портфолио рассматривается как многофункциональное средство обучения и оценивания преподавателем учебной деятельности обучающихся, а также позволяющее эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения обучающемуся в высших учебных заведениях в условиях реализации ФГОС. Использование электронных образовательных ресурсов при организации деятельности, обучающихся является одним из приоритетных направлений работы в области высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. Х. Хапаева, Л. К. Бостанова, Ф. А. Эркенова, З. И. Гемсакурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING THE TECHNOLOGY OF ELECTRONIC PORTFOLIO BY PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS (BASED ON THE MATERIALS OF NORTH-CAUCASIAN STATE ACADEMY).

The article formulates problems of creating and developing a unified information educational space, the practical use of the electronic portfolio of a teacher and a student at a university using the materials of the North-Caucasian State Academy as an example, its characteristic features and potential. The electronic portfolio is considered as a multifunctional tool for teaching and evaluating the educational activities of teachers by students, as well as allowing to effectively plan and evaluate the process and results of their education to students in higher educational institutions in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard. The use of electronic educational resources in the organization of activities of students is one of the priority areas of work in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «Освоение технологии электронного портфолио участниками образовательного процесса (на примере Северо-Кавказкой государственной академии)»

УДК 378

Hapaeva L.Kh., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Computer Science and Information Technology,

North-Caucasian State Academy (Cherkessk, Russia), E-mail: pm_i_it@mail.ru

Bostanova L.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Computer Science and Information Technology, North-Caucasian State Academy

(Cherkessk, Russia), E-mail: bos_laura@mail.ru

Erkenova F.A., MA student, North-Caucasian State Academy (Cherkessk, Russia), E-mail: didimoke@mail.ru

Gemsakurova Z.I., MA student, North-Caucasian State Academy (Cherkessk, Russia), E-mail: Zaineb.Gemsakurova@mail.ru

MASTERING THE TECHNOLOGY OF ELECTRONIC PORTFOLIO BY PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS (BASED ON THE MATERIALS OF NORTH-CAUCASIAN STATE ACADEMY). The article formulates problems of creating and developing a unified information educational space, the practical use of the electronic portfolio of a teacher and a student at a university using the materials of the North-Caucasian State Academy as an example, its characteristic features and potential. The electronic portfolio is considered as a multifunctional tool for teaching and evaluating the educational activities of teachers by students, as well as allowing to effectively plan and evaluate the process and results of their education to students in higher educational institutions in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard. The use of electronic educational resources in the organization of activities of students is one of the priority areas of work in the field of higher education.

Key words: common information space, educational process, e-portfolio, personal account of the teacher and the student, North-Caucasian State Academy.

Л.Х. Хапаева, канд. физ.-мат. наук, доц., Северо-Кавказская государственная академия, г.Черкесск, Е-mail: pm_i_it@mail.ru

Л.К. Бостанова, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказская государственная академия, г.Черкесск, Е-mail: bos_laura@mail.ru

Ф.А. Эркенова, магистрант, Северо-Кавказская государственная академия, г.Черкесск, Е-mail: didimoke@mail.ru

З.И. Гемсакурова, магистрант, Северо-Кавказская государственная академия, г.Черкесск, Е-mail: Zaineb.Gemsakurova@mail.ru

ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО

УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-КАВКАЗКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ)

В статье сформулированы проблемы создания и развития единого информационного образовательного пространства, практическое использование электронного портфолио преподавателя и обучающегося в вузе на примере материалов ФГБОУ ВО «СевКавГА», его характерные особенности и возможности. Электронное портфолио рассматривается как многофункциональное средство обучения и оценивания преподавателем учебной деятельности обучающихся, а также позволяющее эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения обучающемуся в высших учебных заведениях в условиях реализации ФГОС. Использование электронных образовательных ресурсов при организации деятельности, обучающихся является одним из приоритетных направлений работы в области высшего образования.

Ключевые слова: единое информационное пространство, образовательный процесс, электронное портфолио, личный кабинет преподавателя и обучающегося, Северо-Кавказская государственная академия.

В настоящее время в мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе.

Во всех странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения эффективности общего образования, финансируется разработка и внедрение новых информационных технологий и процессов автоматизации. Это подтверждает Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» [1], в котором определены приоритетные направления - открытость и доступность информации.

Главной задачей построения единого информационного пространства в образовании является предоставление совершенно новых возможностей для познавательной творческой деятельности обучающегося. Это возможно благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной, воспитательной и др.

Эффективность работы современного высшего учебного заведения во многом определяется качеством и функциональными возможностями используемой информационной системы управления [2]. Построение единого информационного пространства в образовании способствует:

• Повышению эффективности и качества процесса обучения;

• оптимизации процесса научных исследований в образовательных учреждениях;

• сокращению времени (ускоренный режим обретения навыков обучения и работы) и повышению качества дополнительного образования для обучающихся, взрослых и пенсионеров;

• росту оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом;

Рассмотрим историю появления термина «электронное портфолио».

С введением актуализированных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения в нормативных документах Министерства образования и науки РФ как обязательное требование появилось понятие электронного портфолио.

В разработанных стандартах ФГОС ВО требование наличия электронного портфолио обучающихся обязательно. К примеру, в Приказе Минобрнауки РФ № 219 от 12.03.2015 в подразделе «Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата» говорится о том, что каждый обучающийся в течение

всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, где имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет как на территории организации, так и вне ее [3].

Таким образом, в учебной организации реализован проект по созданию личностно ориентированной информационно-коммуникативной среды, что обеспечивает синхронное и асинхронное взаимодействие обучающегося и других участников учебного процесса

Учитывая вышесказанное, было разработано электронное портфолио, которое позволит фиксировать, добавлять материалы, демонстрирующие уровень профессионализма преподавателей и обучающихся, также умение решать задачи, связанные с областью научных интересов. Электронное портфолио обучающегося показывает уровень подготовленности и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности: самостоятельной работы обучающегося -подготовке к текущему и промежуточному контролю, подготовке к занятиям и самоподготовке [4]. Электронное портфолио преподавателя помогает в планировании и подготовке к аудиторной контактной работе (лекции, практические и лабораторные занятия) и внеаудиторной контактной работе, включая групповые и индивидуальные консультации.

Все субъекты образовательного процесса - преподаватели и обучающиеся - обеспечены доступом к электронному портфолио благодаря сети Интернет. Таким образом, образовательная среда доступна как на территории образовательного учреждения, так и вне ее.

Личный кабинет обучающегося содержит информацию об обучающемся, подборку его работ за определенный период времени, показывающую произошедшие изменения в уровне подготовки, достижения в соответствии с документированными фазами процесса обучения [5]. Также предоставляет унифицированный инструмент коммуникации между обучающимися, преподавателями и администрацией учебного заведения в единой информационной среде [6].

К задачам, решаемым в рамках личного кабинета, обучающегося можно отнести:

• формирование и публикацию информации о своей учебной, творческой и научно-исследовательской деятельности;

• Быстрый поиск контактной информации преподавателя, чтобы задать ему вопрос (по электронной почте или через встроенную в портал систему мгновенных сообще ний);

• возможность накопления и систематизации информации учебной деятельности;

• получение обратной связи от администрации.

Личный кабинет преподавателя - наглядный набор материалов, демонстрирующих умение преподавателя решать задачи своей профессиональной деятельности , выбиратьстритегаюитактику профессыонального поведьнвя, предназначенный для оценки уровня профессионализма работника [7].

Портфолио педагога объединяет отдельные аспекты его деятельности в белее сольурноььииу,повволявтфиксвродаль, ныкнгенвать и нцекиьабь и новви-дуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Малевиаюы.нолосые содевжил эле юровн оесортфоли о ьещагогз:

• информация об авторе;

и резллктиы дещтeлнеoотнивсoво;

• отображение особенностей личности автора портфолио;

• отражение основных направлений и видов деятельности;

• демонстрация ориентированности на выбранную педагогическую концепцию.

надсчл, рышаеовюь рзыкьх ликьогокабинета преподавателя:

• Возможность накапливать и систематизировать служебную информа-рью с цаьдеаивттня ееснщй (изв^каимЫ учебной организации.

• Снижение бумажного документооборота.

• Просмотр учебной деятельности обучающегося в вузе.

• Оценка и написание рецензии в онлайн-режиме курсовых работ и ди-птoьlбыx проексои ке^^'^б^щ ихи

Таким образом, на современном этапе развития российского образования портфолио обучающегося является одной из результативных и прогрессирующих нкнсвлци—нвlxлоxнoлщий, поиваляющай оМъединить в себе потребности образовательного процесса и научной деятельности в вузе, сформировать стремленье ктвовчлс к ой и ьаьчеоосем оееслизаныив всестороннему развитию личности в процессе обучения. Стоит отметить, что регулярное заполнение электронного гюpлфoсоoпсeнoдaеaлeдeм, вго ^(^с^^^н^хле независимо от место нахождения дает возможность видеть портфолио коллег и является мотивирующим фактором к профессиональному развитию.

[*] StudentsOnlirie.ru А Эркенон Фатима Апиоеиина • Сообщения & Выйти Я

§ Учебная деятельность Достижения Q Преподавзт ели ^Документы

Севергт-Кэвшшя государственная академия

SöriwteOnlneiu Студенты .нг1 м- . и :

19-Эркенова Фатима Алибековна

ГС

Институт Институт щжчяной математик информационных технологий

Группа МПИ-381

Курс 1

Специальность 09.04.03 Прикладная информатика

Форма обучения Дневная

Напрапеопадгата« ОВЛЗ И^^^^Ч^^^^м^Мккаа^^^^^АНел-зо^^^б'У^^азющлм^^^и^^^ся'З

pcsfAeHi«i: 23.oai?K r.E-mail: didiirKite^itaa/u Группа Вшмгагте: МПИ-181 Учебньмгшан Рабочие прссраимыМетевшесте мэтериалыОбразовз»м&; 20013-2017-Федеральноегосударстветое бкщжетмое образовательное учреждение высшего профессионального юраюмния-Северо- ...читать полностью

Рис. 1. Личный кабинет обучающегося

§ Учебная деятельность

К сожалению, сщент аще не загрузил ни одного агната

? Досттжесия

К сожалению, студент ещё не загрузит ни одного достижения

Северо-Кавказская государственная академия

SjudHbOnheiu Гигогаватеги ИнанаваИшаИкчзв.а

Рис. 2. Личный кабинет преподавателя

И Иванова Инна Ивановна

доктор физико-математических наук

Северо-Канаэаая государственная академия

Институт прикладной математики и информационных технологий

Информатика и информационные технологии

Иванова Инна Ивановна ■ доктор физик о-иатеиатичеош наук, профессор кафедры матеыатиш СевКавГА.прсршор по научной работе, информатизации и международному сотрудничеству. Образование: 1994-1997 ■ Очная аспирантура Москвой го физико-техническою института. Кафедра МОУ [Математических Основ Управления]. Специальность 05.13.18 ■Теоретичесше основы математического моделиро»ния(численные методы и комплексы программ». Тема диссертация - «Деыографиче ...читать попноспл

О ООО •ОнгайиКокшлмгк »15-2011

На рис. 1 - 2 представлены примеры заполненного личного кабинета обучающегося и преподавателя на примере учебного заведения - Северо-Кавказской государственной академии. Также на рис. 3 показана встроенная в портал система мгновенных сообщений, обеспечивающая отдаленное взаимодействие преподавателя с обучающимся.

На форме «Личный кабинет обучающегося», представленной на рис. 1, отображается полная информация о обучающемся: институт, группа, курс, специальность, форма обучения, фотография и информация о себе (заполняемая самим обучающимся). На данной форме хранится учебная деятельность и достижения обучающегося. В личном кабине обучающегося имеются прямые ссылки на учебные планы и рабочие программы, также к необходимым системам, которые находятся в базе академии и нужны в процессе обучения. Благоларя этим ссылкам обучающиеся имеют всенеобходимуюинформацию в полном объеме.

На форме «Личный кабинет преподавателя» представленной на рис. 2, отображается информация о преподавателе: ученое звание, ученая степень, подразделение, к которому относится преподаватель, фотография и личная информация о себе (заполняемая самим преподавателем в произвольной форме). В личном кабинете преподавателя, так же как и в кабинете обучающегося, имеются все необходимые ссылки на сайт академии, где размещена информация, а

конкретнее говоря, это ссылки на расписание (+ контрольные работы, методички, календарный учебный график) ОФО и ЗФО, рабочие программы , учебный план и ЭБС IPR BOOKS.

Также вкладка «Статистика», представленная на рисунках 3, 4, 5. Статистика помогает получить полную картинку о пользователях, учебной деятельности и достижениях обучающихся. На данных рисунках представлено, сколько пользователей было зарегистрировано, сколько всего еще ожидают регистрации, также помогает отследить научную деятельность и достижения обучающихся, что немаловажно для академии.

На форме «Встроенная в портал система мгновенных сообщений», представленной на рис. 6, отображается список диалогов пользователя с другими участниками образовательного процесса. Так, к примеру, преподаватель может написать замечания к работе и отправить на доработку или похвалить и оценить работу. Удобство мгновенных сообщений заключается и в том, что преподаватели и обучающиеся, а также и преподаватели между собой могут дистанционно общаться.

Как видно из представленных рисунков, в сервисе учтены: • все уровни образования в СевКавГА: бакалавриат, магистратура, аспирантура, также планируется добавить подготовительные курсы;

StudentsOnline.ru

^ Администратор • Сообщения Ф Управление v Gf Выйти

§ Учебная деятельность "У Достижения

& Ссыпки ff Дипломы

' Студенты П Преподаватели

Северо-Кавказская государственная академия

StudentsOnlme.ru Статистика

■ Статистика

Последнее обновление: 29 янв. 14:00

Рис. 3. Статистика пользователей

АЬП<

ользователи

5 Учебная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельность Y Достижения

Всего Активные Ожидают регистрации

JA Все пользователи 5490 5339 351

Преподаватели 582 488 94

i* Обучающиеся 5108 4851 257

Учебная деятельность Т Достижения Г®" Студенты Q Преподаватели

jДокументы ф Ссылки $f Дипломы

Северо-Кавказская государственная академия

StudentsOnline.ru Статистика

ш Статистика

Последнее обновление: 29 янв. 14:00 -^Пользователи Ш Учебная деятельность

Р Достижения

Рис. 4. Статистика учебной деятельности обучающихся

1 Отчёты об учебной деятельности

Всего Новые Имеют оценку или рецензию

42654 38972 3682

0Д.2СИ7 08.20VT ^QVT ^.2QVf о2.20^ ^ДОЧ* 02.20^^.20^ да,20^ л020^ Л2.2о1&

Дата и время

Р Учебная деятельность Достижения

Документы & Ссылки & Дипломы

П Преподаватели

Северо-Кавказская государственная академия

StudentsOnline.ru Статистика

Статистика

Последнее обновление: 29 ян в. 14:00 JA.Пользователи В Учебная деятельность

г Достижения

Y Достижения

Всего

3222

Новые

2986

Имеют оценку или рецензию

236

Рис. 5. Статистика достижений обучающихся

04.2017 06.2017 08.2017 102017 12.2017 02.2018 04.2018 06.2018 08.2018 10.2018 12.2018 02.2019 04.2019 06.2019 08 2019 10.2019

Дата и время

I*] StudentsOnlir>e.ru X Иванова Инна Ивановна • Сообщения ® Б Выйти

Щ Учебная деятельность Y Достижения Л Студенты П Преподаватели ^Документы

Северо-Кавказская государственная академия

Рис. 6. Встроенная в портал система мгновенных сообщений

Shidents0rurrte.ru Сооби^ния

1 Сообщения

X Написан администратору

~ Ттв Аригылы* Орпвич

1h'. ТГ. 4Г--ГiuVL-r.li: '..v- nn ',-fi «"эвтоматэ ПОШИЛпаборатсрШ ■ I

гСддашистриор

Добрый день, псшлуйстаэагюлштеннфо^эфвоосак!

^Эрмнова Фатимэ АпиЗаковка

Я igewpKi в работу, ншеодап 'он irttf

• информация об образовательных программах, реализуемых в рамках направлений подготовки в вузе;

• краткое резюме преподавателей и обучающихся;

• система мгновенных сообщений.

Таким образом, создание единого информационного пространства вуза значительно повысит эффективность образования (вариативность, интерактивность, доступность) и сократит временные издержки, возникающие при обработке больших объемов данных. Созданное обучающимися портфолио на сайте вуза представляет собой аналог автобиографии, где отражена не его повседневная жизнь, а творческие, спортивные, учебные, научные и другие достижения за период об-

Библиографический список

учения в высшем учебном заведении. Анализируя наполняемость электронного портфолио в Северо-Кавказской государственной академии, нами установлена взаимосвязь между активным систематическим формированием портфолио и позитивной динамикой личностного и профессионального развития обучающихся. Это также видно при просмотре истории действий самого портфолио.

Дальнейшее развитие единой информационно-образовательной среды создаст все условия для свободного доступа к информации всех участников образовательного процесса. Кроме того, будут решены вопросы, связанные с организацией оперативного обмена информацией между администрацией вуза, преподавателями, кураторами, обучающимися.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174//

2. Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе. Available at: http://www.mhts.ru/science/Devisilov/Technologii_motivacii.pdf

3. Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио. Available at: http://schools.keldysh.ru/courses/eportfolio.htm

4. Государев И.Б. Электронный портфолио. Available at: http:// design.gossoudarev.com/ portfolio.html

5. Панюкова С.В., Есенина Н.Е. Электронный портфолио ученика. Информатика и образование. 2007; № 2.

6. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования, 2007.

7. Портфолио преподавателя информатики. Available at: http:// filippovatn.narod.ru/ portfolio.htm

References

1. Ob obrazovanü v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174//

2. Devisilov V. A. Portfolio i metod proektov kak pedagogicheskaya tehnologiya motivacii i lichnostno orientirovannogo obucheniya v vysshej shkole. Available at: http://www. mhts.ru/ science/Devisilov/Technologii_motivacii.pdf

3. Polilova T.A. Koncepciya 'elektronnogoportfolio. Available at: http://schools.keldysh.ru/courses/eportfolio.htm

4. Gosudarev I.B. 'Elektronnyjportfolio. Available at: http:// design.gossoudarev.com/ portfolio.html

5. Panyukova S.V., Esenina N.E. 'Elektronnyj portfolio uchenika. Informatika i obrazovanie. 2007; № 2.

6. Grigorenko E.V. Portfolio v vuze: metodicheskie rekomendaciipo sozdaniyu i ispol'zovaniyu. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet NOC «Institut innovacij v obrazovanii» Institut distancionnogo obrazovaniya, 2007.

7. Portfolio prepodavatelya informatiki. Available at: http:// filippovatn.narod.ru/ portfolio.htm

Статья поступила в редакцию 30.01.20

УДК 376

Abramenko N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem (Birobidzhan, Russia),

E-mail: vampismo2004@yandex.ru

Fishbein M.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Amur State University n.a. Sholom-Aleichem (Birobidzhan, Russia)

CHARISMA IS THE BASIS FOR TRUST IN PEDAGOGICAL CONSCIOUSNESS AND INFLUENCE. The article discusses problems of interpretation of charisma, which reflects the ability of the teacher to influence students. The author analyzes qualities of a teacher that he must possess in order to successfully carry out his purposeful activity in accordance with the theory and practice of communication with pupils. According to the authors, the concept of charismatic personality is a range of problems where they need to be solved in the process of training a future teacher. The authors present their point of view, considering that any experienced teacher is more or less a charismatic person. The main attention in the article is focused on the professional competence acquired as a result of constant work of the teacher on himself. They proposed value-semantic settings that expand the traditional sphere of pedagogical interaction. In conclusion, the authors present their view on the problem of charisma, which, in their opinion, consists in finding one's own face, where in educational terms there is a result of a long communication as a "journey" to the country of pedagogical creativity and culture.

Key words: charisma, charismatic personality, professional competence, professional qualities, values, principles, interaction.

Н.Ю. Абраменко, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,

E-mail: vampismo2004@yandex.ru

М.Х. Фишбейн, канд. пед. наук, доц., Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан

ХАРИЗМА - ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ДОВЕРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ И ВОЗДЕЙСТВИЯ

В данной статье рассмотрены проблемы толкования харизмы, которая отражает способность учителя оказывать воздействие на учащихся. Проанализированы качества педагога, которыми он должен обладать, чтобы в соответствии с теорией и практикой общения с воспитанниками успешно осуществлять свою целенаправленную деятельность. По мнению авторов, понятие харизматическая личность - это круг проблем, где их необходимо решить в процессе подготовки будущего педагога. Авторы представляют свою точку зрения, считая, что любой опытный учитель в той или иной степени является харизматической личностью. Основное внимание в статье авторы акцентируют на профессиональной компетентности, приобретённой в результате постоянной работы педагога над собой. Ими предложены ценностно-смысловые установки, расширяющие традиционную сферу педагогического взаимодействия. В заключение авторы излагают свой взгляд на проблему харизмы, состоящую, по их мнению, в обретении собственного лица, где в образовательном плане есть результат длительного общения как некоторого «странствия» в страну педагогического творчества и культуры.

Ключевые слова: харизма, харизматическая личность, профессиональная компетентность, профессиональные качества, ценности, принципы, взаимодействие.

Утверждая, что харизма отражает непосредственную способность учителя оказывать решающее воздействие на учащихся, сошлемся на мнение и авторитет выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, который, безусловно, обладал педагогической харизмой. Именно харизма, по нашему убеждению, является внешним выражением того, что, высвечиваясь, отражает высочайшие духовные проявления для реализации профессиональной сущности педагога.

Харизматическому педагогу, как и харизматическому лидеру, доверяют. Именно доверие выступает в качестве очень тонкого инструмента педагогического воздействия [1, с. 201 - 205]. Вот что по этому поводу писал В.А. Су-хомлинский: «Я считаю одним из важнейших принципов воспитания взаимное доверие педагога и ребенка. Воспитателем, наставником, отцом, которому маленький человек вверяет свою судьбу и свою жизнь, я остаюсь только до тех пор, пока ребенок настолько доверяет мне, что в любое время - после уроков и среди ночи - придет ко мне и расскажет о своих радостях и горечах, откроет мне свою душу... Ребенок у меня никогда не списывает, никогда не обманывает меня, потому что он безгранично верит мне. Этого мне удается добиться потому, что тончайшая и нежнейшая струна, которая есть в сердце каждого из нас... - доверие, - эта струна (курсив авторов) всегда, можно так сказать, прислушивается к чужому сердцу.» [2].Подчеркнутое Сухомлинским душевное свойство можно рассматривать в качестве методологического основания для утверждения принципиальной возможности воспитания в будущих учителях необходимого харизматического качества. Возможно, что на это указывал и писатель А.М. Горький, когда утверждал, что в каждом человеке имеется струна, которая при соответствующих обстоятельствах отзывается «настоящим и чистым звуком». Об этом же в свое время писал и К.П. Победоносцев: «Я знал учителя, которого любили и боялись - потому что верили ему, и он был в себе уверен. Он не усомнился раз сказать ученикам: «Вот вы сделали перевод правильно, а я ошибся и был не прав». Дети чувствуют правду» [3].

Какими же качествами должен обладать педагог, чтобы в соответствии с теорией и практикой общения с воспитанниками, не только полагаясь на их сознательность и ответственность, успешно осуществлять свою целенаправленную деятельность? На чем должна основываться его власть? Ответом на эти вопросы является далеко не простое пожелание, а именно: стать популярной и полной внешнего и внутреннего обаяния личностью, то есть такой личностью, о которой принято говорить - харизматическая. Таким образом, данное понятие обозначает круг проблем, которые необходимо решить в процессе подготовки будущего педагога. Это работа над развитием речи и рефлексии, которая совершенствуется в процессе учебной и научной деятельности.

Это и общественная работа, которая должна способствовать приобретению студентом таких профессиональных качеств, как гражданственность, справедливость, ответственность, обязательность, дисциплинированность, исполнительность, аккуратность, активная жизненная позиция и др.

По нашему мнению, особое значение приобретает также формирование ряда индивидуальных черт и качеств, которые, являясь врожденными, все же требуют дальнейшего развития: любовь к детям, альтруизм, умеренность, скромность, деликатность, учтивость, артистизм, чувство юмора.

К вопросу, связанному с диалектической сущностью процесса воспитания необходимых качеств педагога, который, опираясь на природу как всеобщее, позволяет сформировать и особенное, обращался древнегреческий мыслитель Демокрит. Философ утверждал: «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы», но при этом подчеркивал мысль о том, что «учение также дает человеку новый облик, но, делая это, оно только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально». К проблеме, связанной с воспитанием харизматических качеств оратора, который обладает способностью вызывать и поддерживать веру в себя, обращался в это же время и Аристотель. Он утверждал, что доверие к оратору формируется в результате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.