Научная статья на тему 'О роли новых технологий в системе оценивания обучающихся'

О роли новых технологий в системе оценивания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / COMPETITIVENESS IN EDUCATION / STUDENT'S PORTFOLIO / STIMULATING THE LEARNING / E-LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинов Владимир Андреевич, Осинцева Людмила Михайловна

Объектом исследования является организация образовательного процесса в условиях современного информационного общества. Предметом исследования является роль электронной информационно-образовательной среды в повышении мотивации обучающихся. На основе системного анализа результатов работ других авторов и собственных исследований сделаны выводы о необходимости комплексного использования информационных ресурсов для отражения результатов освоения учебных дисциплин и портфолио обучающихся для повышения их мотивации в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинов Владимир Андреевич, Осинцева Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of New Technologies in the System of Evaluation of Students

The object of investigation is the organization of educational process in conditions of modern information society. The subject of research is the role of electronic information and educational environment in increasing the motivation of students. On the basis of system analysis of the results of other authors’ works and own research conclusions are made about the necessity of a comprehensive use of information resources to reflect the learning results of the educational disciplines and a portfolio of students to increase their motivation in education.

Текст научной работы на тему «О роли новых технологий в системе оценивания обучающихся»

1УДК 378 ББК 74.58

О РОЛИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В. А. Литвинов, Л. М. Осинцева

Аннотация. Объектом исследования является организация образовательного процесса в условиях современного информационного общества. Предметом исследования является роль электронной информационно-образовательной среды в повышении мотивации обучающихся. На основе системного анализа результатов работ других авторов и собственных исследований сделаны выводы о необходимости комплексного использования информационных ресурсов для отражения результатов освоения учебных дисциплин и портфолио обучающихся для повышения их мотивации в обучении.

Ключевые слова: состязательность в образовании, портфолио обучающегося, стимулирование обучения, электронная образовательная среда.

THE ROLE OF NEW TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF EVALUATION OF STUDENTS

V. A. Litvinov, L. M. Osintceva

Abstract. The object of investigation is the organization of educational process in conditions of modern information society. The subject of research is the role of electronic information and educational environment in increasing the motivation of students. On the basis of system analysis of the results of other authors' works and own research conclusions are made about the necessity of a comprehensive use of information resources to reflect the learning results of the educational disciplines and a portfolio of students to increase their motivation in education.

Keywords: competitiveness in education, student's portfolio, stimulating the learning, e-learning environment.

Несколько последних десятилетий характеризуются существенными качественными изменениями в экономике большинства стран. Регулярно появляются новые профессии, в основном связанные с информационными технологиями. Большинство ученых характеризуют современное общество, как информационное. С 2006 г. по решению ООН 17 мая считается международным днем информационного общества. Изменения в экономике не могли не оказать соответствующего влияния на образование.

Перед образовательными системами государств стоит задача «подготовки компетентных специалистов, которые будут жить в расширенной системе общеевропейского сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда» [1]. Воспитание творчески мыслящих специалистов являет-

ся одной из главных задач образования. Новые реалии в образовании нашей страны нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Главное отличие ФГОС третьего поколения от их предшественников заключается в компе-тентностном подходе к результатам обучения. Одним из принципов такого подхода к обучению является «развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся» [2]. Представляется не случайным, что в упомянутом выше законе появилось юридическое толкование терминов «обучение» и «образовательная деятельность».

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [3].

Таким образом, на первый план в обучении выходит развитие самостоятельности обучающихся. Перед образовательной организаций стоит задача по организации деятельности обучающегося и формированию мотивов к овладению знаниями. Одним из инструментов формирования умений и навыков, а также мотивов овладения знаниями является социальный опыт обучающегося. При этом необходимо учитывать, что и сам образовательный процесс является для обучающихся социальным опытом.

Исследованию мотивации в обучении посвящено множество работ педагогов всех времен. О роли мотивации в обучении и воспитании говорится в работах классиков отечественной педагогики А. Н. Леонтьева, В. А. Сухомлинского и др. [4; 5]. В трудах этих ученых разработаны общепедагогические положения формирования мотивации обучения как неотъемлемого компонента всестороннего развития личности.

Отмечая наличие общепризнанных мотивов: познавательных, социальных, позиционных, заметим, что механизмы их формирования, факторы, способствующие их возникновению и развитию, во многом зависят от среды, в которой находится обучающийся. Со времен классиков педагогической науки произошли существенные изменения не только в области научных знаний, но и в общественных отношениях.

Лавинообразный рост порождаемой информации, ее многопрофильность делают невозможным ее полное усвоение в процессе обучения. Приоритетным становится умение быстрого ориентирования в информационном потоке, умение достигать необходимого результата через смежные знания. В этом аспекте изменяется роль педагога, он перестает быть источником знаний, а становится организатором процесса обучения, мотиватором получения знаний.

Социальные проблемы, существующие в российском обществе, находят свое отражение и в образовательном процессе на всех уров-

нях. Наилучшим воспитателем является социальная среда, но далеко не каждый человек, особенно в юношеском возрасте, готов адекватно воспринимать и реагировать на внешние воздействия. При организации образовательного процесса следует учитывать две важные особенности его результатов. Во-первых, это в значительной степени отложенный характер использования результатов обучения, исключая удовлетворение чувства любопытства. Во-вторых, наличие определенных знаний и умений является, как правило, необходимым условием достижение некоторых жизненных целей, но вовсе не достаточным. Если бы уровень образованности был тесно связан с уровнем жизни, то это было бы определяющим стимулом добросовестного отношения к учебе на всех уровнях. Особенно большой урон данному стимулу был нанесен в России в 1990-е гг.

Учитывая отложенный характер востребованности результатов обучения, педагогу необходимо находить дополнительные стимулы для освоения образовательной программы обучающимися. К стимулам реального времени относятся познавательные и позиционные. В зависимости от уже накопленных знаний, умений анализировать вновь получаемую информацию познавательные мотивы могут быть исчерпаны уже на начальном этапе обучения. Часто обучающиеся теряют интерес к объекту, получив лишь поверхностные знания о нем.

Работая преподавателем физического факультета университета, одному из авторов этой статьи часто приходилось сталкиваться с письмами «непризнанных ученых», сделавших открытия. Все проблемы этих «первооткрывателей» заключались в слишком поверхностном и однобоком рассмотрении своих открытий. Вероятно, познавательные мотивы у этих «ученых» были определяющими, а адекватной оценки своих знаний, культуры научных исследований они не получили.

В работе Л. И. Божович приводятся результаты исследования мотивации обучения школьников. Отмечается, что «желание хорошо учиться у подростков определяется больше всего их стремлением оказаться на уровне требований, предъявляемых товарищами, завоевать качеством своего учебного труда их авторитет» [6, с. 27].

Стимулом реального времени, адаптированным к конкретным условиям образовательного процесса, является позиционирование обучающегося в коллективе. Позиционирование опосредованно связано также с другими социальными стимулами: профессионально-ценностными, коммуникативными, традиционно-историческими. Несомненно, элемент позиционирования всегда присутствует в образовательном процессе. Это и устная характеристика деятельности обучающегося на занятиях, и средний балл оценок текущей и промежуточной аттестации. Нам представляется, что такой способ позиционирования слабо мотивирует развитие творческих способностей обучающегося. Более того, субъективизм устных характеристик в совокупности с механическим использованием среднего балла фактически может оказать отрицательное влияние на самооценку обучающегося. Применяя систему позиционирования для стимулирования деятельности обучающихся, необходимо исключить «обходные пути» выхода на лидирующие позиции.

Достижение лидерства «любой ценой» не может служить формированию гармонически развитой личности. Формализм в состязательности может привести к отрицательным результатам. Нельзя не согласиться академиком В. Звя-гинским, утверждающим на примере оценки результатов ЕГЭ в общеобразовательных школах, что «состязательность в образовании ведет к очковтирательству, к погоне за процентом» [7]. Формализм в состязательности возникает тогда, когда результаты разнообразной деятельности пытаются оценить одним показателем без учета этого разнообразия. В то же время многие педагоги отмечают положительную роль состязательности между обучающимися в стимулировании их образовательной деятельности [8].

Проникновение современных информационных технологий во все области образовательной деятельности позволяет использовать элементы состязательности в обучении качественно на новом уровне. Рассмотрим для начала упомянутую выше систему ранжирования по среднему баллу. Широкая практика позиционирования обучающихся, да и образовательных организаций по данному критерию объясняется простотой его вычисления. Но получить один и тот же средний балл текущей успеваемости обучающиеся могут

совершенно разными путями. Один активно работает на всех семинарах по всем предметам и имеет стабильно хорошие оценки, а другой показывает отличные знания по одному предмету и изредка удовлетворительные по другому, стараясь быть «незамеченным» по большинству предметов. Очевидно, с точки зрения гармонического развития личности указанные обучающиеся должны позиционироваться по-разному.

Ведение компьютерных баз данных текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях позволяют применять более сложные критерии ранжирования, учитывающие стабильность и систематичность показываемых обучающимся результатов. Например, к среднему баллу могут быть добавлены поощрительные баллы за активность по всем предметам или применены штрафные санкции за имеющиеся задолженности по отдельным темам. Для того чтобы система поощрительных и штрафных санкций была гибкой, ее можно сделать динамически изменяющейся в течение учебного года. Например, поощрительные баллы даются обучающимся, у которых количество оценок по предмету - не менее 2/3 числа оценок лидера по предмету. Аналогично можно ввести поощрительный балл, учитывающий активность по всем предметам. Практика показывает, что рассчитанный по такой системе рейтинг [9; 10] вызывает больший интерес у обучающихся, чем обычный средний балл. И, как отмечалось выше, данный показатель интегрирует учебную работу по всем предметам, учитывая ее регулярность.

Информатизация освещения результатов учебной и иной творческой деятельности обучающихся позволяет минимизировать и другие отрицательные моменты, сопровождающие процедуру позиционирования. Одним из недостатков традиционных методов стимулирования, основанных на позиционировании обучающихся, является их дискретный характер, выражающийся в подведении итогов за некоторые периоды. Применение интернет-технологий позволяет непрерывно предоставлять всем заинтересованным лицам, включая родителей и других доверенных лиц, информацию в режиме реального времени. Это дает возможность своевременно предпринять какие-то действия для улучшения позиции в рейтинге. Применение компьютерных технологий в построении рейтингов сводит к ми-

нимуму субъективный фактор, оставляя его только в области формирования первичных оценок (на семинаре, экзамене и т. д.).

Построение рейтинга обучающихся только на основе результатов освоения учебных дисциплин обладает рядом недостатков. Какая бы шкала оценок результатов освоения учебных дисциплин ни применялась, у нее всегда имеется максимум. Все оценки формируются фактически по принципу фиксации ошибок, недостатков, что приводит только к уменьшению оценки. Такие рейтинги ограничены областью оцениваемых знаний и умений учебной дисциплины.

По другому принципу происходит позиционирование обучающихся на основе содержания их портфолио. Общей тенденцией всех современных образовательных организаций стало применение электронного портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты обучающихся в различных видах деятельности. Важнейшим отличием портфолио от совокупности оценок по учебным дисциплинам заключается в его открытости, неограниченности. Обучающий волен сам определять область деятельности, форму представления результатов этой деятельности и количество этих результатов.

Несомненно, разнообразие форм материалов, помещаемых в портфолио (творческие работы, дипломы и грамоты, отзывы и т. д.), ставит определенные проблемы по использованию содержимого портфолио для позиционирования обучающихся. Учитывая широту компетенций, которые формируются в процессе обучения, представляется принципиально невозможным выстроить всех обучающихся по одной шкале. Но для стимулирования творческой деятельности этого и не требуется. Позиционирование на основе содержимого портфолио происходит по ступенькам широкой лестницы. При этом определение уровня (ступени) обучающегося может быть неофициальным, на основе собственной самооценки. Этому способствует широкое применение современных информационных технологий.

Вопросам, посвященным структуре, содержанию портфолио обучающихся посвящено много работ. Одной из системных работ в этой области является работа А. А. Шехонина и др. [11]. В ней авторы рассмотрели функции, выполняемые разными типами портфолио, и типичные ошибки, допускаемые при их составле-

нии. Не останавливаясь в нашей работе на этих аспектах, отметим, что применение компьютерных технологий позволяет минимизировать негативные элементы, связанные со структурированием данных, их доступностью. Отсутствие жесткой регламентации содержимого портфолио позволит лучше оценить адекватность самооценки обучающегося.

Современные информационные технологии дают новые возможности в развитии традиционных мотивов обучения. Особая роль в старших классах образовательной школы и при получении высшего образования принадлежит социальным мотивам, преломляющимся в той или иной степени через позиционирование обучающегося. Для наиболее полного использования мотивов позиционирования в образовательном процессе необходимо использовать современные информационные технологии для отражения всех сторон учебной и иной творческой деятельности обучающихся. Интернет-технологии, применяемые для отражения результатов учебы и портфолио, позволяют не только проводить сравнительный анализ. Сам факт доступности результатов творческих работ обучающегося его окружению является хорошим стимулом для достижения новых высот.

Таким образом, представляется необходимым исключение формализма при сравнительном анализе результатов учебной и творческой деятельности обучающихся на основе применения гибких статистических оценок и расширения круга оцениваемых работ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбацевич О. А., Горбацевич Н. В. Цели и задачи совершенствования системы образования в России в условиях современного общества // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015).

- Чита: Молодой ученый, 2015. - С. 29-30.

2. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012). - М.: Буки-Веди, 2012.

- C.215-217.

3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 13.11.2016).

4. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: МГУ, 1971. - 40 с.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -М.: Концептуал, 2016. - 320 с.

6. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. - М.: Педагогика, 1972. - 352 с.

7. Шименева Е. Владимир Звягинский: «Состязательность в образовании ведет к погоне за процентом» // Тюменские известия. - 2009. - 29 декабря. - URL: http://old.t-i.ru/ article/13461/ (дата обращения: 20.11.2016).

8. Торгашов В. Н. Использование соревновательного обучения по химии в восьмых и девятых классах: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 1999. - 208 с.

9. Иванов И. П., Литвинов В. А., Максимов А. П. Рейтинговая оценка успеваемости и общественной активности курсантов и студентов // Вестник БЮИ МВД России. - Барнаул: Изд-во БЮИ МВД России, 2005. - № 8. - С. 114-116.

10. Литвинов В. А. Информационное обеспечение организации управления в вузе МВД России: моногр. - Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2008. - 296 с.

11. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Кле-щева, А. Ш. Багаутдинова. - СПб.: НИУ ИТМО, 2014. - 80 с.

REFERENCES

1. Gorbatsevich O. A., Gorbatsevich N. V. Tseli i za-dachi sovershenstvovaniya sistemy obrazovaniya v Rossii v usloviyakh sovremennogo obshchestva. Chita: Molodoy uchenyy, 2015, pp. 29-30.

2. Medintseva I. P. Kompetentnostnyy podkhod v ob-razovanii. In: Pedagogicheskoe masterstvo. Proceedings of the 2nd International Conference (Moscow, 2012). Moscow: Buki-Vedi, 2012. P. 215-217.

3. Ob obrazovanii v Rossiyskoi Federatsii: feder-alnyi zakon ot 29.12.2012 No. 273. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_140174/ (accessed: 13.11.2016).

4. Leontiev A. N. Potrebnosti, motivi i emotsii. Moscow: MGU, 1971. 40 p.

5. Suhomlinskiy V. V. Serdtse otdaiu detiyam. Moscow: Kontseptual, 2016. 320 p.

6. Bozhovich L. I. Izuchenie motivatsii povedeniya de-tei I podrostkov (eds. L. I. Bozhovich, L. V. Blago-nadezhnaya). Moscow.: Pedagogika, 1972. 352 p.

7. Shimeneva E. Vladimir Zvyaginskiy: "Sosty-azatelnost v obrazovanii vedet k pogone za protsentom". Tyumenskie izvestiya. 2009. 29 Dec. Available at: http://old.t-i.ru/article/13461/ (accessed: 20.11.2016).

8. Torgashov V. N. Ispolzovanie sorevnovatelnogo obucheniya po khimii v vosmykh I devyatykh klassakh. PhD dissertation (Eduaction). Moscow, 1999. 208 p.

9. Ivanov I. P., Litvinov V. A., Maksimov A. P. Reytingovaya otsenka obshchestvennoi ak-tivnosti kursantov I studentov. Vestnik BUI MVD Rossii. Barnaul. Izd-vo BUI MVD Rosii. 2005, No. 8, pp. 114-116.

10. Litvinov V. A. Informatsionnoe obespechenie organizatsii upravleniya v vuze MVD Rossii: monogr. Barnaul, Barnaulskii yrid. in-t MVD Rossii. 2008. 296 p.

11. Shekhonin A. A., Tarlykov V. A., Kleshcheva I. V., Bagautdinova A. Sh. Otsenka obrazovatelnykh re-zultatov v protsesse formirovaniya portfolio stu-denta. St. Petersburg: NIU ITMO, 2014. 80 p.

Литвинов Владимир Андреевич, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник кафедры информатики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России e-mail: lva201011@yandex.ru

Litvinov Vladimir A., PhD in physics and mathematics, associate Professor, head of the Department of Informatics and special equipment, Barnaul law Institute of MIA of Russia e-mail: lva201011@yandex.ru

Осинцева Людмила Михайловна, преподаватель кафедры информатики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России e-mail: osinal77@mail.ru

Osintceva Ludmila M., Lecturer, Informatics and special equipment Department, Barnaul law Institute of MIA of Russia e-mail: osinal77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.