Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ШКОЛЬНОГО ТИПА'

ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ШКОЛЬНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
культурно-просветительская работа / культура досуга / подрастающее поколение / учреждения школьного типа / cultural and educational work / leisure culture / the younger generation / schooltype institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Г.В., Павлова О.А.

В контексте настоящей статьи рассмотрены некоторые теоретические аспекты освоения культуры досуга подрастающего поколения как важнейшей задачи организации культурно-просветительской работы в учреждениях школьного типа, соответствующие реальным образовательным и воспитательным условиям, при достижении плотности связи досуговой и культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Г.В., Павлова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEISURE CULTURE BY YOUNGER GENERATION AS MOST IMPORTANT TASK OF ORGANIZING CULTURAL AND EDUCATIONALWORK IN SCHOOL-TYPE INSTITUTIONS

In the context of this article, some theoretical aspects of the development of leisure culture of the younger generation are considered as the most important task of organizing cultural and educational work in school-type institutions that correspond to real educational and educational conditions, while achieving a density of communication between leisure and cultural activities.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ШКОЛЬНОГО ТИПА»

УДК 37.032 Волкова Г.В., Павлова О.А.

Волкова Г.В.

магистрант 2 курса, гр. СКД/маг-21, направление «Социально-культурная деятельность» Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Павлова О.А.

доктор филологических наук, доцент, кафедра социально-культурной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)

ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ПОДРАСТАЮЩИМ

ПОКОЛЕНИЕМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ШКОЛЬНОГО ТИПА

Аннотация: в контексте настоящей статьи рассмотрены некоторые теоретические аспекты освоения культуры досуга подрастающего поколения как важнейшей задачи организации культурно-просветительской работы в учреждениях школьного типа, соответствующие реальным образовательным и воспитательным условиям, при достижении плотности связи досуговой и культурной деятельности.

Ключевые слова: культурно-просветительская работа, культура досуга, подрастающее поколение, учреждения школьного типа.

В современной российской образовательной системе культурно-просветительская работа занимает особое место, поскольку она направлена на

повышение культурного уровня подрастающего поколения как одной из основных ее задач.

В особенности данная работа действенна в учреждениях школьного типа, которые представлены общеобразовательными школами, гимназиями, лицеями и т.п., поскольку в данных учреждениях культурно-просветительская работа по праву признается частью воспитательного процесса, имеющего широчайшие возможности становления подрастающей личности с высоким уровнем его культуры.

Не вызывает сомнений тот факт, что культурно-просветительская работа - важнейший вид социально-культурной деятельности, которая направлена на сохранение, создание и распространению культурных ценностей в процессе организации культурного досуга различных возрастных групп населения, в частности, подрастающего поколения.

В этой связи, при определении понятия культурно-просветительской работы за основу возьмем то, которое сформулировано Т.В. Яровенко в результате анализа рассматриваемой дефиниции, данных Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым, В.Е. Триодиным: это «педагогически организованная свободная деятельность, направленная на просвещение, воспитание всесторонне гармонически развитой личности, в процессе которой происходит развитие творческих способностей, удовлетворение культурных потребностей и подъем культурного уровня личности» [3].

Необходимо отметить, что проблемы взаимодействия культурно-просветительской работы с учебным и воспитательным процессом широко освещены в исследованиях известных отечественных ученых и педагогов-практиков, таких как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Т.Н. Калечиц, Л.Е. Никитина и др.

Современные формы и методы культурно-просветительской работы с подрастающим поколением подробно рассмотрены Г.А. Абозиной Е.А. Уйхази, М.А. Куприной, и др.

Особенности организации культурно-просветительской работы в

досуговой деятельности подрастающего поколения представлены следующими учеными: Г.А. Абозина, В.М. Григорьев, И.Н.Грушецкая, И.В. Довгалева, Р.Г Салатхудинов, С.В. Сальцева, Р.И.Турханова и др.

Значительный вклад в теорию культуры досуга внесли такие исследователи, как И.Н. Ерошенко, Т.И. Калючева, П.С. Поздняков, Г.И.Фролова и др., которые считают освоение культуры досуга личностью важнейшей задачей организации культурно-просветительской работы.

Культуру досуга в аспекте повышения культурного уровня подрастающего поколения рассматривали Л.Ю. Антонова, А.И. Вишняк, В.И.Тарасенко, Е.И.Дробинская, И. В.Лашук, Э.В.Соколов и др.

Необходимо особо выделить работу Г. И. Рзаевой, которая достаточно широко, на наш взгляд, сформулировала важнейшие задачи культурно-просветительской работы в учреждениях школьного типа с целью повышения культурного уровня подрастающего поколения, направленные на освоение: «культуры отношений человека с человеком, культуры быта, поведения в семье и обществе, культуры образования (обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития), культуры труда (физического, интеллектуального и духовного), культуры просвещения (учебного, научного, художественного)» [2].

Считаем, что данные задачи подъема культурного уровня подрастающей личности необходимо дополнить не мало важной среди перечисленных выше -задачей освоения культуры досуга.

Отметим, что культура досуга - это «определенная качественная характеристика его использования, показывающая связь досуговой и культурной деятельности, точнее говоря, плотность этой связи» [1].

Плотность связи досуговой и культурной деятельности осуществляется посредством применения специальных технологии культурно-просветительской работы в учреждениях школьного типа, которые отличаются разнообразием. Так, например, широко используются разработка и реализация культурно-просветительских проектов и программ, различных внеклассных

мероприятий (праздников, концертов, показов и конкурсов, фестивалей, игр, турниров, мастер-классов и др.), клубов, кружков и секций, элективных курсов, факультативов, лекториев и т.п.

В заключение статьи отметим, что рассмотрение проблематики построения культурно-просветительской работы в аспекте освоения культуры досуга подрастающего поколения в учреждениях школьного типа свидетельствует о том, что она требует более пристального внимания со стороны педагогических работников и ученых.

При этом считаем, что для эффективности реализации рассматриваемого процесса необходимо выполнение следующих рекомендуемых требований:

- повышение уровня профессионализма педагогических работников учреждений школьного типа с учетом требований времени и основополагающих задач культурно-просветительской работы,

- расширение использования в культурно-просветительской работе современных технологий, методик, приемов и способов реализации социально-культурной деятельности, направленных на развитие досуговой культуры подрастающего поколения,

- организация информационно-просветительского обеспечения развития досуговой культуры подрастающего поколения,

- поддержка научно-изыскательной, экспериментальной, инновационной деятельности в вопросах организации культурно-просветительской работы в учреждениях школьного типа в рамках повышения культурного уровня подрастающего поколения,

- обеспечение эффективности освоения культуры досуга подрастающими людьми при специальной организации культурного пространства учреждения школьного типа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лашук И. В. Досуговая культура: концептуальные основания и эмпирические результаты/ И. В. Лашук// Инженерно-строительный вестник Прикаспия. - 2013. - Т. 1. - № 3 (6). - С. 116-120;

2. Рзаева Г. И. Культурно-просветительская деятельность в образовательном учреждении по профилактике интолерантности школьников/ Г. И. Рзаева// Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1445/ (дата обращения: 16.05.2023);

3. Яровенко Т. В. Культурно-просветительская деятельность как аспект подготовки бакалавра в педагогическом вузе/ Т.В. Яровенко. - Электронный ресурс // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2019. - №1 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-prosvetitelskaya-deyatelnost-kak-aspekt-podgotovki-bakalavra-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 16.05.2023)

Volkova G. V., Pavlova O.A.

Volkova G.V.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Pavlova O.A.

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

DEVELOPMENT OF LEISURE CULTURE BY YOUNGER GENERATION

AS MOST IMPORTANT TASK OF ORGANIZING CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN SCHOOL-TYPE INSTITUTIONS

Abstract: in the context of this article, some theoretical aspects of the development of leisure culture of the younger generation are considered as the most important task of organizing cultural and educational work in school-type institutions that correspond to real educational and educational conditions, while achieving a density of communication between leisure and cultural activities.

Keywords: cultural and educational work, leisure culture, the younger generation, school-type institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.