Научная статья на тему 'Социально-культурные практики в системе средств развития личности'

Социально-культурные практики в системе средств развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК / SOCIAL AND CULTURAL PRACTICES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / SOCIALIZATION / INCULTURATION / PERSONALITY / TYPES OF SOCIAL AND CULTURAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Татьяна Викторовна

Актуальной задачей общественного развития становится создание условий, способствующих развитию личности, ее самореализации и инкультурации. Среди факторов, формирующих необходимые для творческого развития гармоничной личности условий, важное место занимают разнообразные социально-культурные практики, педагогический потенциал которых рассматривается в статье. Особое внимание уделяется определению значимости социально-культурных практик как важных механизмов включения человека в процесс непрерывного самообразования, творчества, личностно значимых коммуникаций; исследованию социально-культурных практик в сфере досуга, способствующих формированию гармоничной личности и обеспечивающих реализацию базовых функций процесса инкультурации. Дается попытка классифицировать социально-культурные практики в сфере досуга в зависимости от их направленности на ведущие виды социальных активностей; охарактеризовать выделенные формы социально-культурных практик с учетом накопленного учреждениями культуры опыта. В статье также представлены результаты исследования по выявлению наиболее распространенных в учреждениях культуры и искусства субъектов Российской Федерации форм приобщения подрастающего поколения к различным видам искусства, информационно-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL PRACTICES IN SYSTEM OF PERSONAL DEVELOPMENT TOOLS

Actual task of social development is creation of conditions conducive to development of personality, its self-realization and inculturation. Among factors that form conditions necessary for creative development of harmonious personality, an important place is occupied by variety of social and cultural practices, pedagogical potential of which is considered in article. Special attention is paid to determining signif cance of sociocultural practices as important mechanisms for inclusion of person in process of continuous self-education, creativity, and personally meaningful communications; study of social and cultural practices in f eld of leisure, contributing to formation of harmonious personality and ensuring implementation of enculturation process basic functions. An attempt to classify social and cultural practices in f eld of leisure, depending on their focus on leading types of social activities; to characterize selected forms of social and cultural practices, taking into account experience of cultural institutions is made. Article also presents results of a study on identif cation of the most common forms of familiarizing the younger generation to various types of art, information and creative activities in cultural and art institutions of constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные практики в системе средств развития личности»

УДК 316.71:316.612

Т. В. Рябова

Социально-культурные практики в системе средств развития личности

Актуальной задачей общественного развития становится создание условий, способствующих развитию личности, ее самореализации и инкультурации. Среди факторов, формирующих необходимые для творческого развития гармоничной личности условий, важное место занимают разнообразные социально-культурные практики, педагогический потенциал которых рассматривается в статье. Особое внимание уделяется определению значимости социально-культурных практик как важных механизмов включения человека в процесс непрерывного самообразования, творчества, личностно значимых коммуникаций; исследованию социально-культурных практик в сфере досуга, способствующих формированию гармоничной личности и обеспечивающих реализацию базовых функций процесса инкультурации. Дается попытка классифицировать социально-культурные практики в сфере досуга в зависимости от их направленности на ведущие виды социальных активностей; охарактеризовать выделенные формы социально-культурных практик с учетом накопленного учреждениями культуры опыта. В статье также представлены результаты исследования по выявлению наиболее распространенных в учреждениях культуры и искусства субъектов Российской Федерации форм приобщения подрастающего поколения к различным видам искусства, информационно-творческой деятельности.

Ключевые слова: социально-культурные практики, социально-культурная деятельность, социализация, инкультурация, личность, виды социально-культурных практик

Tatiana V. Ryabova Social and cultural practices in system of personal development tools

Actual task of social development is creation of conditions conducive to development of personality, its self-realization and inculturation. Among factors that form conditions necessary for creative development of harmonious personality, an important place is occupied by variety of social and cultural practices, pedagogical potential of which is considered in article. Special attention is paid to determining significance of sociocultural practices as important mechanisms for inclusion of person in process of continuous self-education, creativity, and personally meaningful communications; study of social and cultural practices in field of leisure, contributing to formation of harmonious personality and ensuring implementation of enculturation process basic functions. An attempt to classify social and cultural practices in field of leisure, depending on their focus on leading types of social activities; to characterize selected forms of social and cultural practices, taking into account experience of cultural institutions is made. Article also presents results of a study on identification of the most common forms of familiarizing the younger generation to various types of art, information and creative activities in cultural and art institutions of constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: social and cultural practices, social and cultural activities, socialization, inculturation, personality, types of social and cultural practices DOI 10.30725/2619-0303-2019-4-152-158

Актуальным направлением развития российского общества является гармонизация общественных отношений посредством создания условий для формирования всесторонне развитой личности, поддержания в человеке качеств, позволяющих ему более успешно включаться в многообразные политические, экономические, социально-культурные процессы, обеспечения равных возможностей всем гражданам для их культурно-творческого самовыражения, самореализации, проявления талантов. Кроме того, становление и развитие личности на основе духовно-нравственных

и культурных ценностей народов России рассматривается как значимый фактор усиления единства российской нации, обеспечения его национальной безопасности и укрепления российской гражданской идентичности.

Личность как относительно устойчивая система социально значимых и индивидуально уникальных черт является, с одной стороны, продуктом индивидуального опыта, а, с другой - приобретает в процессе социализации и социального взаимодействия в конкретной социально-культурной среде определенные черты и качества.

Личность выступает в качестве уникального субъекта «основных социальных деятельно-стей - труда, общения, познания, посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности» [1, с. 322]. Важным фактором, определяющим структуру человека как субъекта определенных деятельностей, по Б. Г. Ананьеву, является баланс между инте-риоризацией (под которой ученый понимает переход внешних действий во внутренние, образование внутреннего плана деятельности, осуществляемое не только посредством учения, но и всеми способами накопления жизненного и трудового опыта) и экстериоризацией, связанной с созидательной деятельностью, с воплощением замыслов и реализацией намеченных программ [1, с. 323].

Сфера труда, познания и общения выступает в качестве основы для разнообразных видов социальных активностей, расширяясь за счет появления новых форм деятельности либо трансформации существующих. Прочно утвердившимся в отечественной науке является подход М. С. Кагана, обосновавшего наличие пяти ведущих форм социальной деятельности, включая познавательную; ценностно-ориентационную; преобразовательную или творческую; коммуникативную (общение); художественную (или эстетическое освоение действительности) [2]. Различные комбинации этих видов деятельности, доминирование одних и периферийное существование других создают предпосылки для формирования определенного типа социального субъекта, способного к саморазвитию, самоорганизации, к инновационной деятельности в различных сферах.

Одним из специфических видов социальной активности, по сути, интегрировавшим указанные формы деятельности, является социально-культурная деятельность, определяемая М. А. Ариарским как процесс «взаимодействия людей в создании, освоении, сохранении и распространении значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир» [3, с. 80]. Посредством различных технологий, форм, методов, в совокупности образующих конкретные социально-культурные практики, обеспечивается вовлечение человека в ценностно-ориентационную, познавательную, творческую, художественную, коммуникативную деятельность; протекают процессы социализации и инкультурации личности.

Следует дифференцировать процессы социализации и инкультурации как этапы становления и развития личности. Как отмечает М. А. Ариарский, «в отличие от социализации, осуществляемой на основе удовлетворения единых требований социума к гражданским качествам каждого члена общества, инкуль-турация строится на обратном векторе, она исходит от каждой конкретной личности, ее способностей, наклонностей, дарований, интересов и потребностей, от специфики каждой индивидуальности. Процесс социализации для всех един, процессов инкультурации ровно столько, сколько людей постигают культуру» [4, с. 38].

Важным аспектом инкультурации является не просто понимание человеком культуры и ее эмоционально-логическое восприятие, но, прежде всего, интериоризация, т. е. преобразование полученных знаний и накопленного жизненного опыта в морально-нравственные убеждения, эстетические ценности, этические принципы и нормы поведения. При инкультурации происходит существенная культурно-ценностная трансформация личности, что проявляется в самоотождествлении индивида со значимыми для него идеями, ценностями, представлениями.

Развитие различных сторон личности в процессе инкультурации достигается, в том числе, посредством включения человека в разнообразные социально-культурные практики. Социально-культурные практики, понимаемые в прикладной культурологии как устоявшиеся формы взаимодействия людей в процессе производства, сохранения и передачи культурных кодов сообщества, классифицируются по разным основаниям, в том числе: в зависимости от особенностей институтов, отраслей сферы культуры (театральные, выставочные), регионов (сельские, городские), социальных групп (молодежные, детские), ведущих функций (просветительские, творческие) и т. д. [5, с. 551].

О значимости вовлечения человека в мир культуры посредством разнообразных социально-культурных практик писал М. А. Ариарский, подчеркивая, что «историко-культурное просвещение в учреждениях базового образования малоэффективно в силу того, что строится на механическом перенесении на него методик обучения основам наук и не учитывает, что культура постигается иными приемами и способами, ибо имеет свою природу и специфику» [4, с. 35]. По мнению ученого, именно участие молодых людей в реальной культурной деятельности, овладение ими

разнообразными социально-культурными практиками способствует «преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические качества личности», превращению молодежи «из объектов просветительного воздействия в субъектов социально-культурного творчества» [4, с. 35].

В рамках настоящей статьи внимание сфокусировано на анализе социально-культурных практик в сфере досуга, способствующих формированию гармоничной личности и обеспечивающих реализацию базовых функций процесса инкультурации:

- социализирующую, связанную сформированием и развитием значимых социальных качеств, ценностей, идеалов личности посредством ее включения в различные формы социально-культурных активностей;

- просветительскую, способствующую постижению человеком смыслового многообразия ценностей культуры и интерпретации им культурных кодов, направленную на включение человека в систему непрерывного образования, как формального, так и неформального и информального;

- коммуникативную, направленную на реализацию потребности человека в неформальном, личностно значимом общении и взаимодействии с другими людьми на основе общности интересов, добровольности участия в коммуникативном процессе, взаимного уважения и принятия субъектов взаимодействия;

- рекреационную, ориентированную, прежде всего, на восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека, затраченных в различных сферах жизнедеятельности;

- гедонистическую, обеспечивающую реализацию потребности человека в получении интеллектуального и эмоционального удовольствия, положительных впечатлений от участия в разнообразных видах культурно-досуговой деятельности и общения с другими людьми;

- креативную (функцию самореализации), способствующую реализации творческого потенциала человека в различных формах художественного, научно-технического, прикладного творчества.

В социально-культурных практиках воплощаются индивидуальные потребности, установки и смыслы субъектов, формируются условия для разнообразных форм совместной деятельности в микро- и макрогруппах, направленных на достижение различных пересекающихся личностно значимых задач. Кроме того, включение лично-

сти в различные виды социально-культурных активностей создает предпосылки для более успешной интериоризации ценностей и кодов культуры, что становится «неотъемлемой частью процесса формирования гармонично развитой личности, то есть формирования такого человека, который был бы способен участвовать в социальном взаимодействии, вступать в социальные отношения, рефлексировать результаты индивидуальных и групповых социальных действий, классифицировать ресурсы и возможности достижения целей» и др. [6, с. 165].

В зависимости от направленности на ведущую форму активности (М. С. Каган), с большой долей условности можно выделить следующие разновидности социально-культурных практик: социально-культурные просветительской направленности; ценностно-ориентированные социально-культурные; социально-культурные творческой направленности; социально-культурные коммуникационной направленности; социально-культурные художественного освоения действительности (или социально-культурные практики художественной направленности).

Развитию социально-культурных практик познавательной направленности способствует, прежде всего, утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, а также наличие инфраструктуры, обеспечивающей включение человека в систему непрерывного образования и в различные формы просветительской деятельности, в том числе, в форме клубов, кружков, общественных объединений просветительского содержания. Актуальные социально-культурные практики музеев, библиотек, многофункциональных культурных центров, клубных учреждений в регионах России, в первую очередь, ориентированы на расширение спектра информационно-просветительских мероприятий. Большой просветительский потенциал заключен в развитии массового краеведческого движения, туризма, в том числе, познавательного, этнокультурного, сочетающего фестивальную практику с работой по широкой пропаганде национальной культуры. Не менее актуальным является активизация деятельности по историческому просвещению граждан посредством театра и кинематографа, военно-исторического туризма и т. п.

В целях выявления наиболее распространенных форм участия подрастающего поколения в деятельности учреждений культуры и искусства был проведен контент-анализ материалов, подготовленных в виде Справки

«О положительной практике регионов в сфере развития театров и привлечения детей и молодежи в учреждения культуры» для коллегии Министерства культуры, состоявшейся 27 февраля 2019 г. [7]. На основе осуществленного анализа было выявлено, что в регионах используются разнообразные формы культурно-просветительной работы (более 200), среди которых самыми распространенными являются:

- различные абонементы (филармонические, музейные, концертные, театральные) - 16,7%;

- лекции и лектории различной направленности и тематики, беседы - 12,4%;

- интерактивные программы, в том числе, музыкально-театрализованные представления, интерактивные экскурсии - 11%;

- творческие встречи - 8,7%;

- уроки (открытые, музейные (в том числе, классный час в музее; тематические музейные занятия), театральные, библиотечные, просветительские) - 8%;

- программы просветительской направленности (музыкально-образовательные, музыкально-театральные, образовательные культурологической направленности, по истории, литературе и т.п.) на базе различных учреждений культуры и искусств (в музеях, театрах, библиотеках, филармониях, выездные программы в учебных заведениях) - 8 %;

- выездные спектакли и концерты для детей разного возраста - 6,8%;

- мастер-классы - 5,6%;

- экскурсии - 5,6%;

- творческие конкурсы по жанрам искусства - 4,3%;

- фестивали - 3,7%;

- творческие смены для талантливых и одаренных детей - 3%;

- квесты (музейные, исторические, интеллектуальные и т. п.) - 2,5%.

В Справке упоминаются и другие формы работы, в частности, литературные и музыкальные гостиные, литературные вечера, шествия-парады, праздники, исторические реконструкции, фольклорно-этнографические экспедиции, творческие лаборатории и студии и многое другое. В отельных регионах используется такая форма, как «культурный рюкзак» (Архангельск), «культурный дневник» (Республика Татарстан), «абонемент класса» (Республика Мордовия).

Значительная часть мероприятий носит выездной характер и проводится в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах; в учреждениях дополнительного образования детей, в санаториях, домах отды-

ха, загородных школьных и оздоровительных лагерях, в коррекционных школах и детских реабилитационных центрах и т. п.

В целом, можно сделать вывод о том, что социально-культурные практики просветительской направленности учреждений культуры и искусства выступают в качестве основного ресурса развития культурного просветительства в стране и распространения познавательных форм социальной активности детей и взрослых.

Ценностно-ориентированные социально-культурные практики, как правило, сочетаются с другими формами социально-культурной активности, что отражает ценностное отношение различных социальных групп, субкультур, отдельных личностей к тем или иным видам деятельности. В настоящее время актуальными являются практики, транслирующие традиционные ценности российского общества, что обусловлено:

- приоритетами и задачами новой ценностно-ориентированной государственной культурной политики Российской Федерации;

- широкой поддержкой со стороны государства и общественности современных методик и технологий воспитания, образования, просвещения, содержательно базирующихся на лучших отечественных традициях;

- повышением этической и эстетической ценности распространяемой СМИ и другими каналами информации.

Практическим воплощением позитивного ценностного отношения к действительности является участие людей в общественно-полезной деятельности. Добровольческая (волонтерская) деятельность - это самый яркий пример социально направленной и общественно полезной деятельности. В последние годы активизировалась работа добровольческих отрядов и волонтерских организаций, в которых участвует, в том числе, молодежь.

В августе 2018 г. на Всероссийском образовательном форуме «Таврида», где впервые прошла тематическая волонтерская смена, было провозглашено и поддержано предложение о формировании общественного движения «Волонтеры культуры». В настоящее время движение функционирует на базе Ассоциации волонтерских центров; основными направлениями его деятельности являются работа с учреждениями культуры, направленная, прежде всего, на сохранение культурного наследия и восстановление памятников истории, волонтерское сопровождение крупных культурных событий и туристических маршрутов, реализация творческих

и социально-культурных проектов. В 2019 г. Министерство культуры Российской Федерации включило федеральную программу «Волонтеры культуры» в Национальный проект «Культура».

Важно подчеркнуть, что в волонтерской работе все более активно участвует не только молодежь, но и представители старших возрастных групп («Серебряные волонтеры»; корпоративные волонтерские отряды и т. п.).

Социально-культурные практики творческой направленности обеспечивают включение личности в различные формы творческой деятельности; реализацию каждым человеком базового права на самовыражение и творчество (ст. 5 Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии); создание необходимой для этого ресурсной базы. Социально-культурные практики творческой направленности отражают многообразные способы проявления талантов, широкий диапазон форм и способов личностного самовыражения, обеспечивающих человеку возможность достичь высоких творческих результатов.

Важным условием стимулирования творческой активности граждан является выявления одаренных в разных сферах детей; их индивидуальное обучение, педагогическое и психологическое сопровождение в период получения образования; содействие их профессиональной деятельности после завершения образования, что закреплено в Основах государственной культурной политики Российской Федерации.

Конкретными наиболее востребованными формами воплощения разнообразных социально-культурных практик творческой направленности являются: «тематические выставки работ самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного творчества, благотворительные акции, реконструкции фрагментов историко-культурных событий, интеллектуальные, в том числе этнокультурные, игры и спортивные состязания, интернет-соревнования, открытые фестивали искусств, театрализованные праздники, выставки инновационных электронных досуговых развлечений, открытые конкурсы клубных идей и т. д.» [8, с. 164].

Развитию художественных форм социальной активности, обеспечивающих эстетическое освоение действительности, способствует государственная поддержка национальной системы художественного образования детей и взрослых. Национальная система художественного образования, опи-

рающаяся на непреходящие отечественные и мировые культурно-исторические ценности, представляет собой важный инструмент формирования целостной личности, ее духовной и творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Кроме того, художественное образование выступает в качестве действенного механизма трансляции гуманитарных ценностей, сохранения и воспроизводства культурных традиций страны (Концепция художественного образования в Российской Федерации).

Система художественного образования в Российской Федерации включает все типы и виды образовательных учреждений, а также учреждения культуры и искусства; она охватывает все возрастные группы населения, обеспечивая непрерывность образования на протяжении всей жизни, способствуя развитию человеческой индивидуальности, гарантируя право каждого человека без ограничения возраста на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов (Закон Российской Федерации «Основы законодательства о культуре», ст. 13, разд. II).

Важным элементом системы художественного образования является дополнительное образование детей, молодежи, взрослых. ВКонцепция развития дополнительного образования детей до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014, дополнительное образование осознается как основа непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека.

Основную работу по вовлечению людей в различные виды творческой деятельности, по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых выполняют, прежде всего, учреждения и организации культуры, досуга, туризма. Однако актуальным является поддержка дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также поддержка совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей. Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей предусматривает, в том числе, создание условий для реализации детско-подростковых интерактивных образовательных программ на базе различных учреждений культуры, досуга, спорта; формирование на новой основе сети клубов по месту жительства.

Коммуникативные социально-культурные практики трансформируются в условиях фор-

мирования сетевого типа социальных структур, характеризуемого «постепенной заменой иерархических структур социально-культурного пространства сложными сетевыми компонентами» [9, с. 97]. Как далее отмечает А. А. Сукало, «система современных культурных коммуникаций представляет собой сложный конгломерат субкультур, творческих и досуговых индустрий, социальных институтов, информационных сетей и ресурсов», формируя специфический сетевой характер организации современного культурного пространства» [9, с. 98].

Наиболее распространенными досуговы-ми коммуникативными практиками в настоящее время являются разнообразные сетевые интернет-сообщества Рунета, представленные публичными группами в социальных сетях, каждая из которых имеет свои культурные ценности, нормы, образцы поведения и правила общения.

Как показало исследование В. А. Серго-деева, «виртуальный характер взаимодействия членов сообщества, отсутствие физического контакта и повышение плотности общения привели к созданию особых коммуникативных практик, представляющих квазиреальную форму социального взаимодействия» [10]; среди наиболее значимых особенностей коммуникативных практик сетевых интернет-сообществ автор выделяет «повторяемость и рутинизацию коммуникативных действий, постоянный анализ членами сообщества предмета коммуникации и внешнего фона, групповой характер взаимодействия, создание особого дискурса» [10].

Обобщая вышеизложенное в статье, можно сделать следующие выводы.

Развитию личности способствует включение ее в различные виды социально-культурных практик, которые в зависимости от ориентации на ведущую форму активности условно подразделяются на социально-культурные практики просветительской, коммуникативной,творческой, ценностно-ориентационной, художественной направленности.

Социально-культурные практики в сфере досуга обеспечивают реализацию базовых функций инкультурации, что, в свою очередь, способствует интериоризации полученных знаний и опыта в морально-нравственные, эстетические убеждения, ценности, принципы, нормы поведения, а также экстериориза-ции, связанной с созидательной, творческой деятельностью человека.

Однако многие вопросы, связанные с осмыслением содержания, функций, механиз-

мов воздействия на личность, классификаций социально-культурных практик в сфере досуга, требуют дальнейшего научного осмысления.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та. 1968. 340 с.

2. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. Москва: Изд-во полит. лит. 1974. 328 с.

3. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. Санкт-Петербург: Арт-студия «Концерт». 2008. 992 с.

4. Ариарский М. А. Созидательный потенциал культуры и педагогические условия его реализации // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 33-37.

5. Федотова Н. Г. Культурные практики в контексте формирования символического капитала места // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 5. С. 550-557.

6. Огородников А. Ю. Роль интериоризации ценностей в формировании гармонично развитой личности // Вестн. Кем. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 27. С. 164-169.

7. Справка к заседанию коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О положительной практике регионов в сфере развития театров и привлечения детей и молодежи в учреждения культуры». URL: https://www.mkrf.ru/documents/ materialy-k-zasedaniyu-kollegii-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-27-fevralya-2019-goda// (дата обращения: 20.05.2019).

8. Шарковская Н. В. Действующий клуб как культурно-просветительное учреждение и общественная самоорганизация // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2018. № 3 (83). С. 161-167.

9. Сукало А. А. Информационно-технологический ресурс модернизации современных социокультурных практик // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. 2018. № 3 (36). С. 96-100.

10. Сергодеев В. А. Коммуникативная культура в современных интернет-сообществах современного российского общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Майкоп, 2014. 161 с. URL: http://www.dshb. net/sociologia-kultury/kommunikativnaja-kultura-v-sovremennyh-internet-soobwestvah-sovremennogo.html. (дата обращения: 21.05.2019).

References

1. Ananiev B. G. Man as the object of cognition. Leningrad: Publ. house of Leningrad Univ., 1968. 340 (in Russ.).

2. Kagan M. S. Human activity: A system analysis experience. Moscow: Polit. Lit. publ. house, 1974. 328 (in Russ.).

T. В. PqóoBa

3. Ariarsky M. A. Socio-cultural activities as a subject of scientific understanding. Saint-Petersburg: Art Studio «Concert», 2008. 792 (in Russ.).

4. Ariarsky M A. The creative potential of culture and the pedagogical conditions for its realization. Man and Education. 2014. 1 (38), 33-37 (in Russ.).

5. Fedotova N. G. Cultural practices in the context of the formation of the symbolic capital of the place. Culture observatory. 2017. 14 (5), 550-557 (in Russ.).

6. Ogorodnikov A. Yu. The role of interiorization of values in the formation of a harmoniously developed personality. Bull. of Kemerovo State Univ. of Culture and Art. 2017. 27, 164-169 (in Russ.).

7. Reference to the meeting of the board of the Ministry of Culture of the Russian Federation on the issue «On the positive practice of the regions in the development of theaters and attracting children and youth to cultural institutions». URL: https://www.mkrf.ru/

documents/materialy-k-zasedaniyu-kollegii-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-27-fevralya-2019-goda// (accessed: May 20.2019) (in Russ.).

8. Sharkovskaya N. V. The current club as a cultural and educational institution and public self-organization. Bull. of Moscow State Univ. of Culture. 2018. 3 (83), 161-167 (in Russ.).

9. Sukalo A. A. Information and technological resource for the modernization of modern sociocultural practices Bull. of Saint Petersburg State Univ. of Culture. 2018. 3 (36), 96-100 (in Russ.).

10. Sergodiev V. A. Communicative culture in the modern Internet communities of modern Russian society: dis. on competition of sci. degree PhD in sociology: 22.00.06. Maikop, 2014. 161. URL: http://www.dsHb. net/sociologia-kultury/kommunikativnaja-kultura-v-sovremennyh-internet-soobwestvah-sovremennogo.html. (accessed: May 20.2019) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.