Научная статья на тему 'Освоение и использование народного искусства в сфере культурно-досуговой работы'

Освоение и использование народного искусства в сфере культурно-досуговой работы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
403
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азизханова Д., Бокирова Г. Б.

Статья посвящена освоению народного искусства в массовых формах культурно-досуговой работы. В ней обосновывается в сфере досуга, поскольку это способствует приобщению современного молодого поколения к копиям национальной культуры, формирует чувство гордость за нее и патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение и использование народного искусства в сфере культурно-досуговой работы»

ОСВОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ

© Азизханова Д.*, Бокирова Г.Б.*

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауезова, Республика Казахстан, г. Шымкент

Статья посвящена освоению народного искусства в массовых формах культурно-досуговой работы. В ней обосновывается в сфере досуга, поскольку это способствует приобщению современного молодого поколения к копиям национальной культуры, формирует чувство гордость за нее и патриотизм.

История народного творчества - составная часть истории культуры и, шире, истории общества. Вне истории общественного прогресса нельзя понять механизм бытования народного творчества, его движущие силы, истоки, природу, роль, которую оно играло в историческом движении общества.

Как всякий феномен культуры, народное творчество диалектично по своей сущности, по своему внутреннему развитию, имеет исторически изменяющиеся формы. В то же время ему присущи известная устойчивость, традиционность, преемственность, сохранение ранее приобретенного социально ценного опыта, выразительных средств.

Явление народного художественного творчества, тем более фольклора, уже локальнее, чем явление народной художественной или фольклорной культуры. История народного художественного творчества - это процесс, в основании которого лежит зарождение и развитие первобытных форм фольклорного творчества. Затем происходит его все более сложное и противоречивое развитие. Как нечто целостное, как особый синтетический вид творчества со своими родовыми признаками и закономерностями фольклор приобретает свою более многоуровневую структуру, рождая относительно новые самостоятельные жанры, виды творчества, каждый из которых «пишет свою историю», имеет свои особенности, специфические способы отражения действительности.

В демократическом, свободном, независимом Казахстане художественное воспитание является общегосударственным делом, направленным на формирование творческого потенциала общества. Казахское народное творчество, особенно фольклор, как один из стержневых компонентов национальной культуры, отражает психологический склад казахского народа, его быт, обычаи, традиции, общественные идеалы, критерий прекрасного и другие черты духовной жизни народа. Тема возрождения народных традиций в настоящее

* Магистрант кафедры «Культурно-досуговая работа».

* Преподаватель.

время приобретает особое значение, так как знание народного творчества, обрядов, ритуалов всего народа, постижение цепочки «от национального к общечеловеческому» воспитывает человека настоящего и будущего.

Вызвать у молодежи интерес к истории, натолкнуть на размышление о нитях, связывающих прошлое с настоящим, научить видеть себя прямыми потомками и наследниками своего народа - так мы рассматриваем одну из славных проблем, которую должны решить работники культуры и организаторы досуга.

Народное искусство - это всегда школа, школа общения, красоты поведения, быта, одежды, труда. Обращение к народному искусству - это каждый раз поиск. Нужно совместными усилиями вывести и нашу молодежь на дорогу, которая ведет к народному искусству, а значит к народной мудрости, щедрости, доброте, жизнелюбию и силе духа.

Чтобы культурное наследие своего народа стало полноправной частью духовного опыта молодежи, народное искусство должно изучаться не академически, как совокупность отдельных его видов и жанров, а как сама жизнь, как огромный, цельный духовный и материально-практический мир человека прошлого а во многом и настоящего.

Механически внести в мероприятия игры и песни, обряды и народные промыслы - значит не сделать почти ничего, если не внести сам дух народного искусства. Прежде всего естественная среда обитания народного творчества, нужно искать компромиссные пути введения молодежи в мир народного искусства и фольклора, пути адекватные сегодняшнему дню.

На социальном уровне решение этой проблемы может быть в широкой пропаганде фольклора: проведение конкурсов, фестивалей, культурный обмен с народами дальнего зарубежья, дней культуры; решение кадрового вопроса по обучению грамотных, высоко квалифицированных специалистов, возрождение и использование фольклора во все возможных досуговых и учебных мероприятиях.

Особое место в режиссуре праздников занимает использование народных традиций и фольклора, которые являются богатством, выработанным поколениями, передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт и культурное наследие предшественников.

В культурно-творческой сознательной деятельности широких масс сливаются в едином русле народные традиции, фольклор и художественная самодеятельность. Анализ использования народных традиций и фольклора в культур-но-досуговой работе показывает, что сегодня развивается более интенсивно одна линия - слияние фольклора с художественной самодеятельностью.

В современном быстро изменяющимся мире постоянно растет внимание к традиционным формам культуры, что в какой-то мере вызвано и повысившимся этническим самосознанием каждой нации нашей страны. Обращаясь к традиционной народной культуре, люди стремятся понять духов-

44

КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

ные истоки культуры, ее своеобразие и самобытность, так как именно в народном искусстве, в народных праздниках, в фольклоре, в художественных народных промыслах, в национальных играх и видах спорта наиболее полно отражена специфика того или иного этноса. Это связано с тем, что культурные особенности, которые каждый народ вырабатывает в процессе своего исторического развития и затем передает из поколения в поколение, принадлежат к числу важнейших отличительных признаков, разграничивающие разные этносы [1, с. 53-54].

Внедрение фольклора в художественно массовые мероприятия, праздники, обряды и ритуалы постепенно превратилось в одно из главных направлений его использование в культурно-досуговой работе.

Анализ наиболее распространенных разновидностей праздников, обрядов, ритуалов, в которых фольклор является основой театрализации, то есть организации событийного содержания и массового действия показывает, что с его помощью можно активизировать аудиторию, втянуть ее в общение, предложить освященный традициями стереотип отношений и поведения. Эта активная деятельная сторона фольклора, превращающая его в механизм массовой культурно-досуговой работы, проявляется в наиболее повторяющихся типах театрализованного массового действа. Можно выделить следующие типы активной деятельности, характерные для театрализованного массового фольклорного действия:

1. Художественно оформленное шествие, вовлекающее в массовое действие всех собравшихся. В соответствии с традиционной основой и образностью такое шествие может быть игровым, театрализованным, реальным. Например, шествие ряженых, в календарном празднике, связанном с временем года, шествие скоморохов в игровом фольклорном празднике, шествие мастеров в трудовом празднике. Декоративное, музыкальное, словесное оформление шествия содержит в себе как исторический, так и событийный материал. Анализ показывает, что шествие - наиболее типичный для фольклора элемент действия, характерный для всех разновидностей праздника.

2. Костюмирование участников, стимулирующее активность выступающего своеобразной движущей силой фольклорного действа, позволяющее участникам «войти в роль». Костюмирование как бы синтезирует в себе две стороны театрализации. С одной стороны, костюм является произведением фольклора, с другой - он превращает человека в исполнителя массового действа, в фольклорного персонажа. Костюмирование широко принимается в исторических, этнографических действах, в календарных обрядах и праздниках. Притягательна сила костюма на таких мероприятиях. Обычно персонажи в костюмах становятся центром притяжения, вокруг которого разворачивается действие, соединяющие костюмированных и некостюмированных участников.

3. Массовое импровизационное хоровое пение или танец представляющие собой спонтанную художественную реакцию человека на отмичаемое событие. Это вид не организованной специально художественной самодеятельности, потребность в которой всегда живет в народе и отражается прежде всего в фольклорных формах. Для народного творчества чрезвычайно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Они буквально пронизывают все разновидности массового фольклорного действа, стимулирует создание огромного пласта песенного и хореографического народного репертуара. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувство это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного действия.

4. Трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание в форме конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки. Оно также характерно для структуры любого фольклорного действа.

5. Обрядово-ритуальное действие являющееся обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого фольклорного праздника, представления и других форм, используемых в массовой культурно-досуговой работе.

Анализируя использование народного творчества и фольклора, как средства массовой культурно-досуговой работы, мы берем на вооружение их понимание как театрализованного действа, важным условием организации которого является опора на содержательную основу, традиционную образность, позволяющее активизировать массу участников, выступающее как стереотипы деятельности. Использование народных традиций и фольклора как основы театрализации в праздниках, где они стимулируют организуют деятельность участников, возможно лишь в следующих случаях:

а) когда событийная и фольклорная основы сценария отвечают жизненным потребностям, удовлетворяют интересы, отражают художественные запросы;

б) когда народные традиции, само фольклорное действие расширяют круг общения участников, вовлекают массу людей, раздвигают границы праздника, обряда, ритуала, гуляния, то есть выступают как стимулирующее средство.

Список литературы:

1. Шулунова Л.И. Культурно-просветительная работа как сфера освоения традиций народной художественной культуры. - Шымкент: ШымПИК, 1993. - 93 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.