Научная статья на тему 'Стилистические особенности фольклорного сценического костюма в театрализованном действии'

Стилистические особенности фольклорного сценического костюма в театрализованном действии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2480
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стилистические особенности фольклорного сценического костюма в театрализованном действии»

11 Контребинский Б. Г. Театрализованные формы празднично-обрядовой культуры и ее педагогический потенциал // Тегга Нитапа: мир худож. культуры. 2010. № 2. С. 179, 181-182.

Н. М. Калашникова

Стилистические особенности фольклорного сценического костюма в театрализованном действии

К концу прошлого и началу ХХ! века традиционная сфера функционирования народного костюма, как считают исследователи, существенно сузилась, переместившись в область театрализованной праздничносценической деятельности, где основной стала, на наш взгляд, этносим-волическая выразительность. В зависимости от жанра сценического действия художником-модельером выбирается тип взаимосвязи сценографии и народного костюма: от традиционного прочтения (непосредственного перенесения конкретной этнической одежды) до авангардно-творческого его воплощения.

На основании существующих публикаций, а также опыта общения с режиссерами-постановщиками и художниками-модельерами можно заключить, что создание сценического костюма для фольклорной образности театрализованного действия развивается по трем направлениям.

Первое - «этнографическое», когда пользуются традиционными костюмами, которые в комплексе с народной песней, хореографией, словесным действием позволяют сохранять и передавать специфические особенности определенного этноса.

Второе - когда костюм выступает как «обобщение», выполненное на подлинной этнографической основе, но не связанное с каким-либо определенным локальным типом. В этом случае сохраняются наиболее общие черты традиционного кроя, что определяло силуэт костюма, при этом важную роль играет выбор ткани.

Третье - когда костюм представляет собой стилизацию - вариант сценического костюма, достаточно далекий от народной основы, но имеющий ряд характерных черт этноса (например, пышный рукав, широкая юбка, введение проймы), а также укрупнение декоративных деталей, придание им большей яркости при условии сохранения цветовой гаммы и основных правил отделки традиционного костюма.

Еще одним направлением стилизации можно считать введение в сценический костюм головных уборов, фартуков, подбор украшений в соответствии с теми этническими традициями, на которые ориентирован костюм1.

Наибольшая региональная специфика сохраняется сегодня в костюмах фольклорно-этнографических коллективов вокально-хореографических и обрядово-ритуальных направлений. Вместе с тем, выступление коллектива в театрализованном действии на сценической площадке, а не в непосредственной среде обитания: во дворе дома, на сельской улице, делает необходимым для лучшего восприятия на расстоянии укрупнение некоторых этнографических деталей (декора, орнамента, дополнительных аксессуаров).

Различаются между собой по разработке костюмов и группы выступающих. Так, достаточно статичная хоровая группа требует более крупных форм деталей костюма, в отличие от динамичной по своему характеру, танцевальной группы. По-особому символичны, должны быть костюмы солистов и наряды ведущих.

Приведем несколько примеров по созданию сценического костюма для различных театрализованных фольклорных представлений. Так, сценический вариант сибирского костюма не был полной аналогией народной одежды, он предполагал определенную долю стилизации и условности. Вместе с тем, этот сценический вариант обязательно был ориентирован на местный фольклор (старинные песни, частушки или песни на вечеринках). Поэтому данный костюм мог варьироваться от старинной одежды к поздней или даже так называемый потешной (например, для исполнения частушек-нескладушек).

Актуальными для фольклорного костюма русских сибиряков являлись символико-обрядовые функции одежды, поскольку именно поверья, связанные с ней, несли в себе информацию о сути и происхождении обряда или фольклорного произведения. Здесь важно акцентировать внимание на мысли исследователя фольклора П. Е. Бардиной, которая отмечает, что символический аспект народной одежды русских Сибири прослеживается не только в ее покрое, отделке, вышивке, но и, что особенно важно для театрализованного действия, даже в способе ношения костюма. Еще более важным она считает знание ритуальных функций ношения аксессуаров: головного убора, пояса, платка, плаща, а также поверий, связанных с волосами, символикой меха, традиций ряженья и пр. Все это позволит участникам фольклорного театрализованного действия вернее воспроизвести на сцене местные традиции2.

Костюм фольклорного ансамбля «Раздолье» создавался на основе изучения этнографических материалов музеев и научной литературы, в результате чего получился целостный эстетический образ, отражающий этническую специфику русских Западной Сибири. При создании концертного варианта были сохранены художественные особенности традиционной женской одежды, ее пропорции (длина, форма, многослойность,

соотношение отдельных частей) и технологические приемы изготовления (выбор материала, колористика, крой, техника изготовления, отделка) 3.

Коллекция сценического южнорусского костюма была создана на основе изучения музейных образцов и материалов фольклорных экспедиций, в которые выезжали на практику студенты кафедры русского народного хора Московского института культуры. В результате изучения подлинных женских костюмов, мужских и детских рубах Тульской, Орловской, Курской, Воронежской и Рязанской областей был создан сценический вариант достоверных костюмов юга России4.

Иногда сохранению народных традиций в костюме способствовали специальные условия. Так, среди направлений деятельности Русского Дома народных традиций в Новосибирске было восстановление забытых промыслов, изготовление традиционной одежды и игрушек. Для этого здесь был создан фонд русского народного костюма, состоявший из старинных одежд, концертных вариантов и стилизованных костюмов. Важную роль при этом играли костюмы-реконструкции5.

Серьезность проблемы создания костюмов для фольклорных театрализованных действий заставила сотрудников Омского технологического института бытового обслуживания разработать целую программу, включавшую как теоретические разработки, так и практическую часть. Авторы предложили создание методики моделирования фольклорного костюма. При этом особо важным считали выяснение рамок допустимой стилизации при переносе и трансформации костюма из народной среды в новую область функционирования - сценическое пространство.

Необходимым явилось и создание банка данных о костюмах народов Западной Сибири. При этом особое внимание уделялось изучению технологии, так как именно по этому вопросу литература практически отсутствовала. Особенно важны при этом, по мнению специалистов, были музейные материалы (каталоги, иллюстрации, чертежи кроя и пр.), что позволило выполнить реконструкцию комплексов костюмов в виде графических листов с восстановленным историческим обликом одежды.

Особенно сложным было выполнение технологических карт для изготовления костюма. При этом учитывалась необходимость перегруппировки работы с ручного труда на промышленное производство. Важным был и подбор тканей, максимально приближенных к домотканым (холст, полотно) и старинным фабричным образцам (ситец, коленкор, бязь, камка и др.). Необходимо было и определение специальной отделки фурнитуры (бисер, бусы, стеклярус, блестки, нитки мулине и др.). Авторам программы не удалось реализовать ее полностью, однако ими было довольно много сделано в этом направлении, о чем свидетельствуют поученные результаты6.

Следует отметить и новые тенденции развития фольклорного костюма, которые обозначились в появлении специфических коллективов, реконструирующих быт крестьянских общин, объединявших целые семьи. Эти коллективы культивируют традиционные ремесла и самостоятельно, либо с помощью консультаций специалистов-этнографов, создают для себя костюмы, похожие на музейные образцы.

Ярчайшей демонстрацией традиционной одежды у любого этноса, как на протяжении многих веков, так и сегодня - являются народные театрализованные праздники - специфическая форма демонстрации реконструированного для сценического действия фольклорного костюма.

Выходной народный костюм играл огромную роль и в праздничной народной культуре: его берегли, долго хранили, передавали по наследству. Одним из важных направлений пропаганды традиционных элементов одежды была календарная система праздников, получивших новое развитие в современный период. Такие праздники, как Рождество, Святочные гулянья, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас, имеющие истинно народную основу, в конце ХХ века стали заметны в ряду общественных праздников в городе и на селе. Они отмечались в семьях, и что особенно важно, получили распространение в среде детей и молодежи (детские сады, школы, вузы). При этом в структуре всех этих праздников особую роль играет фольклорно-этнографическая реконструкция костюма. Так, на молодежном гулянии, посвященном проводам зимы или периоду летнего солнцестояния, наряду с молодежными играми, обрядами и песнями важное место отводится сегодня праздничному костюмированию7.

Рост этнического самосознания, как важной составляющей патриотического воспитания, подчас также является стимулом для сохранения традиционной одежды. Так, например, для возрождения якутской национальной культуры, стало необходимым повсеместное употребление отдельных видов традиционной одежды, восстанавливаемой народными мастерами предприятий художественных промыслов, художниками-модельерами авторских ателье, отдельными лицами. При этом из-за незнания особенностей народного кроя, допускались искажения пропорций, что вело к неправильному построению конструкций. На основе изучения традиционных видов одежды якутов (женского платья «халадаай», безрукавки «кэсиэччик», нарядной шубы XIX в. «букктаах сон», головного убора «дзабака бэргээ») были выполнены современные национальные костюмы, для чего использовались расчетно-графические методы конструирования с учетом современных пропорций, конструктивных решений и методов моделирования. В 1992 году по этим конструкциям была создана коллекция традиционной одежды народов Республики Саха (Якутия), ставшая основой костюмированна участников, активно развиваю-

щихся в республике театрализованных формах художественно-массовых действ, опирающихся на народный этнос8.

Других принципов подхода к реконструкции требуют костюмы для классического национального драматургического репертуара. Украинский этнограф и художник-модельер О. Ю. Космина предлагает, с одной стороны, провести максимально достоверную реконструкцию этнографических образцов, воспроизводящих исторические формы, а с другой -дать им творческую художественно-образную интерпретацию.

При разработке сценических костюмов для авангардных постановок национальной драматургии, оперных, балетных спектаклей и современной эстрады наиболее подходит, как считает специалист, ассоциативносимволический принцип. Так, например, при создании О. Ю. Косминой сценического украинского костюма для театрализованного шоу-представления доминировала не достоверность исторических комплексов, а символизм деталей. При этом главный акцент делался на традиционной фактуре, роли орнамента и цвета, живописности приемов и т. п.9

Резюмируя требования, предъявляемые к сценической аранжировке народного фольклорно-этнографического костюма в театрализованном действии, подчеркнем важность - не только знания его традиционных форм и умения соотнести костюмирование с режиссерским решением, но и обязательную необходимость заострить внимание участников театрализации на культурологически значимых этнических символах, коими являются: цвет, силуэт, фактура, декор, отдельно выявленный элемент одежды и многое другое.

Примечания

1 Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990. С. 118-119; Бережнова М. Л., Волощенко Г. В. О принципах разработки костюма для фольклорного ансамбля // Художественное моделирование и народные традиции: материалы всерос. науч. конф. Омск, 1995. Ч. 1. С. 65-69.

2 Бардина П. Е. О возможностях использования в фольклорных ансамблях традиций народной одежды русских-сибиряков // Там же. С. 86-88.

3 Иванова Л. В. Опыт создания костюма для фольклорного ансамбля «Раздолье» // Там же. С. 88-91.

4 Огонек. 1988, 23-30 янв. С. 14.

5 Выхростюк О. И., Шелегина О. Н. Деятельность русского дома народных традиций по сохранению, использованию и распространению сибирского старожильческого костюма // Художественное моделирование и народные традиции. Ч. 1. С. 91-94.

6 Паренчук Т. Н. Современные праздники и обряды как средство пропаганды элементов народного костюма // Там же. С. 72.

7 Там же. С. 74-76.

8 Ныннырова И. Г. Проектирование и создание современного костюма на основе народных традиций якутов // Художественное моделирование и народные традиции Ч. 1. С. 102-103.

9 Космина О. Ю. Украинский костюм и его сценическая интерпретация // Художественное моделирование и народные традиции: материалы 2-й междунар. конф. СПб, 1998. С. 12-13.

Ю. М. Сумин

Компетентность, личностные, деловые и профессиональные качества продюсера театрализованных шоу-программ

Анализ исторического опыта и состояния современного популярного искусства позволяет определить шоу-бизнес как деятельность по созданию и реализации художественного продукта массового спроса, произведенного по законам драматургии с использованием выразительных средств сценических видов искусств и других визуальных видов искусства. Так как в театрализованных шоу-программах объединяются различные зрелищные формы представлений, то продюсеру необходимо обладать комплексом профессиональных знаний, не только в различных областях творческой деятельности участников проекта, но и прекрасно разбираться в экономических, технических, управленческих вопросах. Продюсер не только генерирует идеи, а должен еще хорошо владеть административно-управленческими навыками и знать дело лучше, чем его команда и сотрудники. Организуя производство художественного продукта, спектакля, концерта, шоу-программы или любого иного представления, продюсер создает новую интеллектуальную собственность, соединяя воедино мастерство творцов различных специальностей, артистов, технического и вспомогательного персонала.

Современное состояние шоу-бизнеса, как сферы, имеющей самого массового потребителя, явно требует подготовки грамотных квалифицированных администраторов, руководителей, продюсеров способных возглавить и направить творческо-производственный процесс. Учитывая многофункциональность продюсерской деятельности, хотелось бы определить компетентность продюсера, к формированию которой кафедра режиссуры и продюсерского мастерства прилагает немало усилий. Естественно, в этом докладе будем рассматривать только продюсирование театрализованных шоу-программ, представлений, праздников, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров и презентаций, в отличии от некоторых авторов, которые считают, что шоу-бизнес включает в себя такие области, как кино, телевидение, радио, производство профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.