Научная статья на тему 'Освоение этно-фольклорных традиций в сфере досуга'

Освоение этно-фольклорных традиций в сфере досуга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
805
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шулунова Л. И., Жанбекова М. М.

Данная статья посвящена основным направлениям использования этно-фольклорных традиций в области культурно-досуговой работы и педагогическим результатам их освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение этно-фольклорных традиций в сфере досуга»

ОСВОЕНИЕ ЭТНО-ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СФЕРЕ ДОСУГА

© Шулунова Л.И., Жанбекова М.М.*

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Республика Казахстан, г. Шымкент

Данная статья посвящена основным направлениям использования этно-фольклорных традиций в области культурно-досуговой работы и педагогическим результатам их освоения.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к традиционным формам культуры, что, вероятно, связано с повышением национального самосознания народов нашей страны. Это явление объясняется и психологическими причинами, поскольку является реакцией на быстро прогрессирующий процесс урбанизации, ведущий к отчуждению личности, к нарушению традиционных межличностных связей, к утрате чувства стабильности, к стиранию различий между национальными культурами. В данных условиях каждый народ хочет показать оригинальность и неповторимость своей этнической культуры, наиболее самобытные формы которой отражаются именно в фольклоре, обрядах, праздниках, декоративно-прикладном народном искусстве, то есть в том, что получило название «этнографическая культура». В эпоху, когда поразительно быстро стираются многие культурные особенности самых разных народов, сохранение этих особенностей для будущего становится задачей далеко не музейного характера. По формулировке итальянского ученого А. Печчеи «защита и сохранение культурных особенностей народов и наций совершенно справедливо объявлены, особенно в последние годы, ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения» [1]. Как показали последние десятилетия, названные эпохой «этнического ренессанса», этнические формы культуры оказались куда более устойчивыми, чем представлялось ранее. Наиболее прочно локально-этнические особенности удерживаются в сфере духовной культуры, особенно в искусстве. Как народное, так и профессиональное искусство отвечает эмоциональным интересам людей и может быть легче понято ими, как своего рода эмоциональное «эсперанто».

Неотъемлемой частью традиционной художественной культуры является фольклор. Исследователь фольклора В.Е. Гусев пишет, что к фольклору относится та область народного искусства, «где художественное отражение действительности осуществляется в словесно-музыкально-хореографических и драматических формах коллективного народного творчества, выражающих мировоззрение трудящихся масс и неразрывно связанных с их

* Магистрант кафедры «Культурно-досуговая работа».

жизнью и бытом» [2]. Другой исследователь фольклора К.В. Чистов выделяет в качестве специфики фольклора естественный, контактный тип коммуникации, что, на его взгляд, и обусловливает «стойкость некоторых фольклорных форм в условиях нашего времени» [3]. А межличностное общение с использованием фольклорных форм наиболее часто происходит в сфере свободного времени в условиях деятельности культурно-досуговых учреждений.

Использование фольклора в условиях современности и различные формы его усвоения получили в науке название фольклоризма. (Термин введен в конце XIX века французским ученым П. Себийо). Наиболее удачное определение фольклоризма дает российский ученый В.Е. Гусев. Он пишет: «Фольк-лоризм - социально--детерминированный эволюционный процесс адаптации, репродукции и трансформации фольклора в условиях, отличающихся от тех, в которых развивался и бытовал фольклор». Далее В.Е. Гусев отмечает, что фольклоризм - это «сложный противоречивый процесс освоения фольклора в различных сферах культуры современного общества [4].

Другой российский ученый И. Земцовский выделяет пять основных областей проявления фольклоризма: фольклор в профессиональном художественном творчестве всех видов; фольклор в науке и педагогике; фольклор на сцене; фольклор на фестивалях и праздниках (включая новые обряды); фольклор и средства массовой коммуникации [5]. Что касается фольклора на сцене, то здесь исследователи выделяют три типа сценической интерпретации фольклора:

1. тип этнографического концерта, то есть выступление на сцене самих носителей фольклора, чаще всего преклонного возраста;

2. выступление фольклорного ансамбля, состоящего из молодых участников, с помощью обучения освоивших исполнительское общение и поведение народных исполнителей;

3. выступление государственных ансамблей песни и пляски, народных хоров и самодеятельных коллективов, исполняющих так называемый «обработанный» фольклор [5].

Фольклор на фестивалях и праздниках из основных направлений, выделенных И. Земцовским, в настоящее время получил большое распространение. Праздники всегда были комплексным средством воспитания в народной педагогике, потому что способствовали организации общения людей разных поколений, передаче социального опыта на основе эстетических и нравственных идеалов и традиций народа-труженика. Это направление получило реализацию и в художественно-массовой работе в Казахстане. Например, в Шымкенте ежегодно проводятся такие народные праздники, как «Наурыз», «Масленица», «Сабантуй», которые привлекают к участию в них большое количество людей разных национальностей.

Использование фольклора в сфере культурно-досуговой работы может обладать большим воспитательным эффектом, поскольку фольклор - это

особая форма общественного сознания, в которой отразились представления народа о природе, об окружающей действительности, о красоте, о нравственном идеале, об отношении к труду и т.п. Фольклор представляет собой не только художественную сокровищницу народа, но и комплексное средство воспитания молодого поколения. Различные жанры фольклора предназначались для детей и молодежи разного возраста, так как содержали в себе идеи воспитания, отражавшие темы народной педагогики. Все это относится и к казахскому устному народному творчеству, в котором отражено мировоззрение, нравственно-этические и эстетические взгляды народа, передававшиеся из поколения в поколение. Особенностью восприятия фольклора является установление состояние сотворчества между исполнителем и аудиторией. Поэтому неспроста во время айтыса акынов предусмотрены специальные паузы, во время которых присутствующие на этом музыкально-поэтическом состязании могут реагировать на содержание этого художественного поединка, поддерживая своего акына. «Культура сотворчества была той одухотворяющей основой, благодаря которой устная художественная культура преемственно осуществляла себя, являясь непосредственным источником и Знания, и Доброты, и Красоты» [6]. О необходимости использования фольклора в культурно-досуговой работе говорит тот факт, что социальные функции куль-турно-досуговой работы и фольклора во многом совпадают. Действительно, полифункциональность традиционного народного творчества, особенно фольклора, являвшегося в прежние времена главным средством воспитания и приобщения к культуре молодого поколения, во многих аспектах соответствует полифункциональности культурно-досуговой работы как социального института, призванного осуществлять различные воспитательные задачи на основе творческой самодеятельности народных масс [7].

Современные культурно-досуговые учреждения могут вести работу по использованию фольклора и других видов традиционного народного творчества в своей воспитательной деятельности в нескольких направлениях [см.: 8].

1. Культурно-досуговые учреждения должны ориентировать людей, особенно молодежь, на усвоение духовных ценностей, содержащихся в народном художественном творчестве, для чего нужно как можно шире использовать фольклор и народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство в художественно-массовой работе.

2. Культурно-досуговые учреждения призваны способствовать поиску, собиранию, сохранению и изучению произведений традиционного народного творчества, для чего необходимо организовывать поисково-исследовательские объединения этнографов, любителей народного искусства, любителей фольклора, краеведов, любителей истории.

3. Работники культурно-досуговых учреждений должны выступать организаторами непосредственного художественного творчества в

традиционных фольклорных формах, что возможно в рамках коллектива художественной самодеятельности, использующего фольклор и народное изобразительное искусство в своей работе.

Освоение традиционного народного творчества в условиях культурно -досуговых учреждений через использование его в художественно-массовой работе идет следующим путем: выбор - творческая переработка - использование - потребление. Итогом освоения традиционного народного творчества таким путем являются определенные результаты в нравственном, эстетическом, трудовом и физическом воспитании людей, составляющих массовую аудиторию культурно-досуговых учреждений.

При использовании этнографических и фольклорных материалов в деятельности любительских исследовательских объединений на базе культурно-досуговых учреждений освоение традиционного народного творчества идет уже иным путем: поиск - собирание - сохранение - изучение - популяризация. Результатом такого освоения является развитие эстетических и творческих качеств участников этих объединений, а через организацию краеведческих и этнографических музеев - воспитательное воздействие на население данного региона. Материалы нашего исследования, проведенного в Казахстане, тоже свидетельствуют, что посетителей культурно-досуговых учреждений наиболее привлекают такие мероприятия с фольклорным содержанием, где они поставлены в максимально активную позицию. К ним относятся праздник, обряд, айтыс (традиционный импровизированный музыкально-поэтический «поединок» акынов на злободневную тему, в процессе которого слушатели имеют возможность активно реагировать на содержание услышанного) [9].

На наш взгляд, нужно согласиться с А.А. Коновичем, который предлагает выделить следующие методические особенности использования народных традиций и фольклора в театрализованном праздничном действии:

1. Они могут служить глубокой, серьезной основой «оживления» исторических событий, быта, обычаев, опираясь при этом на психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы празднующей общности.

2. Народные традиции и фольклор могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием.

3. Использование народных традиций и фольклора в органичном единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие, создает необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявления активности, раздвигая границы массового праздника [10]. Таким образом, освоение этно-фольклорных традиций в сфере досуга будет способствовать повышению эффективности воспитательной деятельности современных культурно-досуговых учреждений.

Список литературы:

1. Подольный Р. Традиции - для будущего // Знание - сила. - 1982. -№ 4. - С. 29.

2. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л., 1967. - С. 5.

3. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. - М., 1975. - С. 43.

4. Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура // Современность и фольклор. - М., 1977. - С. 10.

5. Земцовский И. О современном фольклоризме // Традиционный фольклор в современной художественной жизни. - Л., 1984. - С. 7.

6. Земцовский И. О современном фольклоризме // Традиционный фольклор в современной художественной жизни. - Л., 1984. - С. 13.

7. Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. - Алма-Ата, 1987. - С. 39.

8. Шулунова Л.И. Этнография и фольклор. - СПб.; Чимкент, 1992. -С. 113-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.