Научная статья на тему 'Креативный потенциал региональной традиционной культуры (на примере ЗападноСибирского Зауралья)'

Креативный потенциал региональной традиционной культуры (на примере ЗападноСибирского Зауралья) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
403
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ ПЛОСКОСТЬ / REGIONAL FOLK CULTURE / CREATIVE POTENTIAL OF TRADITIONAL CULTURE / VALUABLE AND NORMATIVE PLANE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Демина Лилия Васильевна

В условиях глобализации растет стремление людей сохранить и осмыслить свои традиции. С кризисным характером современного общества наблюдается повышенный интерес к проблемам региональной культуры (локальной, местной), что связано с процессами суверенизации регионов, выработкой новой региональной политики и стратегии в области культуры. Креативный потенциал традиции проявляется во время взаимодействия новых современных условий с испытанными традиционными формами жизни. Народная культура рассматривается как креативный ресурс идентификации человека в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE POTENTIAL OF REGIONAL TRADITIONAL CULTURE (ON THE EXAMPLE OF WEST-SIBERIAN TRANSURALS)

In the context of globalization is a growing desire of people to keep and reflect on their traditions. On the nature of the crisis of modern society, an increased interest in the problems of regional culture (of the local, local), which is associated with the processes of sovereignty regions, the elaboration of a new regional policy and strategy in the region of culture. Creative potential of the tradition is manifested in the interaction of new modern environment with proven traditional forms of life. Traditional culture is seen as creative resource of person's identification in society.

Текст научной работы на тему «Креативный потенциал региональной традиционной культуры (на примере ЗападноСибирского Зауралья)»

УДК 316, 74:37

Демина Лилия Васильевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры вокального искусства Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий ldemina@yandex.ru

КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОСИБИРСКОГО ЗАУРАЛЬЯ)

Demina Lilia Vasilievna

Candidate of Arts, associate professor of the chair of vocal art, Tyumen State Academy of Culture, Arts and Social Technologies ldemina@yandex.ru

CREATIVE POTENTIAL OF REGIONAL TRADITIONAL CULTURE (ON THE EXAMPLE OF WEST-SIBERIAN TRANSURALS)

Аннотация:

В условиях глобализации растет стремление людей сохранить и осмыслить свои традиции. С кризисным характером современного общества наблюдается повышенный интерес к проблемам региональной культуры (локальной, местной), что связано с процессами суверенизации регионов, выработкой новой региональной политики и стратегии в области культуры. Креативный потенциал традиции проявляется во время взаимодействия новых современных условий с испытанными традиционными формами жизни. Народная культура рассматривается как креативный ресурс идентификации человека в обще-стве.

Ключевые слова:

региональная народная культура, креативный потенциал традиционной культуры, ценностнонормативная плоскость.

The summary:

In the context of globalization is a growing desire of people to keep and reflect on their traditions. On the nature of the crisis of modern society, an increased interest in the problems of regional culture (of the local, local), which is associated with the processes of sovereignty regions, the elaboration of a new regional policy and strategy in the region of culture. Creative potential of the tradition is manifested in the interaction of new modern environment with proven traditional forms of life. Traditional culture is seen as creative resource of person’s identification in society.

Keywords:

regional folk culture, creative potential of traditional culture, valuable and normative plane.

Глобализация и кризисные процессы приводят общество к переоценке нравственных ценностей и поиску новых идеалов, заставляя по-новому взглянуть сегодня на традиционную народную культуру, обладающую огромным духовным и интеграционным потенциалом. Сегодня нужно понимать, что возрождение традиций приостановит губительный процесс духовных потерь, деградации общества, формируя в людях чувство принадлежности к своему народу, способствуя сохранению нравственных норм, выработанных предшествующими поколениями. Для существования традиции необходима взаимосвязь между прошлым и современными инновационными формами культуры, что приводит к обновлению традиций.

Русская культура, оставаясь цементирующим и объединяющим основанием Российской Федерации, представлена множеством историко-культурных вариантов, своеобразие которых складывается под влиянием природно-географических, экономических, исторических и социальных особенностей. Русский этнос на территории Западно-Сибирского Зауралья сформировался в результате многовекового процесса переселения многочисленных групп из разных территорий России, и до сегодняшнего дня остается в регионе самым многочисленным.

Первоначально земли Западно-Сибирского Зауралья осваивались коренным населением - предками финно-угорских и тюркских народов, в период со второй половины XVI в. поэтапно происходит миграция русского населения из Европейской России. Преодолеть трудности адаптации русскому населению к новой жизни в освоении новых территорий позволила креативность, под которой понимается процесс деятельности с новыми методами решения освоения территории. О креативности как характеристике определенного процесса (деятельности, мышления), обозначающем меру проявленности в этом процессе качества новизны, об особенностях протекания процесса, а также о креативности как особом качестве процесса, определенного рода направленностью выступают современные философы А.И. Столетов, М.А. Кузнецова, П.Ф. Кравчук; о креативном потенциале традиции во время взаимодействия новых условий с испытанными формами жизни выступает О.В. Костина [1]. Народная культура рассматривается как креативный ресурс идентификации человека в обществе. Именно, народной культуре соот-

ветствует определенная картина мира, стереотипы, символика, что дает человеку стабильность и защищенность [2, с. 89].

Именно региональная культура позволяет анализировать пути становления региона, формирование региональной картины мира, этнического сознания народов, проектировать развитие их политических устремлений [3; 4; 5].

В условиях глобализации традиционная культура часто трактуется как консервативная и несоответствующая духу времени, но именно в ней концентрируются базовые ценности народа. Конструктивное развитие страны произойдет с обращением к наследию - к традиционным ценностям региональных культур. Традиционные представления о важных смыслах человеческой деятельности сформированы рядом поколений, живущих в определенных географических, климатических, исторических и духовных зонах. Нельзя преподносить традиционную культуру только как этнографическую архаику, не имеющую ничего общего с современностью, так как для сохранения человеческого потенциала необходимо ввести традиционные мотивы, наполненные и обогащенные современностью. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, осуществляет их выбор, без знаний которых невозможно понять новаторские модели бытия общества и культуры [6].

Важно рассматривать и определять традицию не только как внутреннюю часть культуры, а скорее как внутренний механизм ее существования: традиция как динамический, саморазвива-ющийся процесс передачи духовных ценностей и нормативов от поколения к поколению, на котором основано существование культуры. Выступая организующим фактором во взаимодействии человека с окружающим миром и с самим собой, традиция во многом определяет формирование мировоззрения, организует жизнь современного человека в предметной, природной, социальной реалиях, оставляя за собой свойства развиваться благодаря инновационным элементам.

Без традиционного опыта поколений, без понимания сущности традиций, а значит культурных норм, поведенческих стереотипов, знаний и опыта, обычаев и привычек, воспитания сегодня уже невозможны никакие преобразования как в общественной, так и в частной жизни. Главной функцией существования традиции выступает преемственность, проявляющаяся в процессе познания, где субъектно-объективные соотношения формируют необходимую взаимосвязь между новым и старым, между устойчивым прошлым и современными инновационными формами культуры [7].

Перспективным направлением в изучении традиционной культуры становятся исследования, изучающие трансформацию народных традиций в современном обществе, их адаптацию к внешним изменениям, с одной стороны, и, наоборот, подчинение определенных современных реалий механизмам традиционной культуры. В рамках социологического подхода свою теорию традиционной культуры выстраивает А.В. Захаров. По его мнению, о традиционной культуре можно говорить, когда современность «интерпретируется, оценивается, легитимируется сквозь «призму прошлого», когда прошлое делается исходной точкой для понимания настоящего. Для автора основным является, прежде всего, не эстетическое или морально-нравственное содержание артефактов определенной культуры, но тот общественный способ, «которым производятся, тиражируются, потребляются духовные (символические) ценности [8, с. 106]. Подобный подход, позволяющий рассматривать с аналогичных позиций и массовую и элитарную культуру, является весьма продуктивным. Хотя, Н.Г. Михайлова предлагает «сформировать предмет изучения «наборным способом» и включить в народную культуру ее исторически сложившиеся разновидности (крестьянскую, слободскую, городскую), творческую продукцию современных субкультур, адаптированные формы профессиональной культуры и ее промежуточные формы. Исследователь считает традиционную культуру «собирательным понятием», не имеющую четко определенных границ и включающую культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. В качестве основных ее признаков выделяется осознание субъект-носителем идентификации с народом, что позволяет определять данную культуру как «народную», и неспециализированный характер культурной деятельности. Существенным качеством народной культуры представляется ее способность функционировать вне институциональноорганизационных форм «... это культура по преимуществу или исключительно устной традиции, бытующая в прошлом и в настоящем по фольклорному типу, то есть передаваемая от лица к лицу, от поколения к поколению в акте непосредственной коммуникации» [9, т. 2, с. 70].

Традиционная народная культура является не только основой для духовного единства народа, но и культурно-образовательным институтом современной личности. Она сохраняет уникальное свойство в условиях современной жизни - в традиционной культуре нет творцов и потребителей. Творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре, используется в современном обществе в работе с детьми и молодежью. С помощью средств традиционной

народной культуры человек усваивает картину мира, систему ценностей, социальный опыт своего народа и реализует его на практике, в жизни.

В современной социокультурной ситуации выделяется несколько направлений, формирующих разные взгляды на традиционную культуру. Один из них представляет традиционную культуру как аутентичный фольклор, другой - представлен традиционным творчеством в городских молодежных фольклорных группах, вживающихся в традицию, в ее современную социокультурную ситуацию. Выделяется еще одно направление как «фольклорное исполнительство в сценических формах в профессиональном и самодеятельном творчестве». Последние два типа принято называть фольклоризмом, освоением фольклора в нетрадиционной среде. И.И. Земцовский утверждает, что фольклоризм «возникает с возникновением элементов государственности, то есть с тем или иным разделением общества на те или иные неодноуровневые социальные группы - «классы», «касты» и т.п. Фольклоризм - это фольклор, пересоздаваемый для другого, в расчете на уровень понимания этого другого. Фольклоризм - это первый признак наличия «чужого» («другого») в традиции, приход в нее наблюдателя или потребителя извне. Все приходящее в город из деревни превращается в фольклоризм. Все, приходящее в деревню из города, превращается в фольклор. Их соотношение и связь неизбежны, а самым главным законом связи, как мы знаем, выступает противоречие» [10, с. 15]. Фольклоризм направлен вовне традиции, а не вовнутрь ее, он относительно открыт и постепенно смыкается с массовой культурой.

Именно традиционная культура может стать средством адаптации человека к противоречивой жизни современного общества, где давно назрела необходимость создания досугового пространства для передачи социально-культурного опыта, построенного по принципам традиционного (места встречи поколений).

Необходимой остается государственная поддержка различных форм современного развития традиционной культуры в Западно-Сибирском Зауралье. Так, на базе Нижне-Тавдинского краеведческого музея функционирует культурно-образовательная программа «В сибирском подворье - гостям раздолье», преследовавшая цель познакомить всех желающих с укладом жизни и традиционной культурой западносибирского крестьянина. В программу органично вплетаются фольклорные коллективы, помогающие расширить представления крестьянского быта с помощью региональной народной песни, собранной во время фольклорноэтнографических экспедиции участниками программы. Историко-краеведческий музей г. Ишима уделяет большое внимание представлению купеческих традиций и быта провинциального сибирского города XIX в., принимая участие в Никольской ярмарке (19 декабря). Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, оставаясь крупнейшим научнопросветительским и культурным центром Тюменской области, проводил Всероссийский фестиваль историко-культурного наследия народов Сибири «Тобольский музей встречает друзей» (2002-2008 гг.), содействуя единению общества, приобщению людей и познанию истории и культуры региона. Культурно-образовательное, научно-исследовательское направления фестиваля позволили объединить конкурс национальных и фольклорных коллективов «Венок дружбы» с музейными программами, включающими интерактивные площадки, помогающие знакомить публику с «ожившими» музейными экспонатами в виде театрализованных представлений. Фольклорные коллективы становятся постоянными участниками культурно-исторических программ краеведческих музеев в г. Заводоуковск, г. Ялуторовск, с. Исетское, Успенское, Ярковское.

Активную роль вовлечения общественности в реализацию проектов по изучению и сохранению русской культуры выполняет Тюменская областная общественная организация «Общество русской культуры», где основным приоритетом деятельности общества до сих пор остается поддержка русского национального просвещения и образования, православной культуры, народного музыкального искусства и русской литературы. Предпочтение отдается проведению многоплановых акций по защите интересов русского языка, русской речевой культуры. По мнению филологов Ю.М. Беспаловой, М.М. Бауэр, «... русский язык с древних времен выполнял в лингвокультурном сообществе региона системообразующую, интегрирующую роль, а также функцию языка-посредника. Именно русский язык как наиболее значимый национальноспецифический компонент системы языков выступал в регионе ее основным стабилизирующим и связующим фактором. Через русский язык представители разных народностей могли общаться и узнавать другие культуры», «.отсутствие связующего элемента, каким являлся русский язык, в региональном языковом пространстве может привести к преобладанию центробежных тенденций в системе, а также к разрушению единого регионального системного семантического поля. От состояния русского языка, от того, какие языковые тенденции - центростремительные либо центробежные - возобладают в данный период, зависит и состояние других языков регио-

на» [11, ч. 1, с. 29, 30]. Русский язык остается связующим звеном в межнациональных контактах, средством межэтнического общения.

С помощью программы общества русской культуры организована системная работа по подготовке и проведению многочисленных научно-практических конференций («Духовная культура русской словесности», «Русский мир в духовном сознании народов Сибири»), «круглых столов», посвященных обсуждению фундаментальных вопросов языкознания, образования и воспитания граждан в духе патриотизма и интернационализма, формированию национального самосознания.

Сохранить и приумножить знания о русской культуре региона помогают «Дни русской культуры», фестивали «Тюменская частушка», «Славянский венок», «Березка», «Пасхальные звоны». Мероприятия Дней русской культуры предлагают широкой общественности приобщиться к русским праздникам и обрядам, выявить молодые таланты, познакомиться с самобытными мастерами декоративно-прикладного творчества (лозоплетение, ковроткачество, керамика, изготовление игрушек из натурального меха).

С уходом из жизни носителей традиционной культуры наше поколение безвозвратно утрачивает многовековые традиции. Одной из трудных задач сегодня остается воспитание слушателя и зрителя, возвращения к восприятию традиционного праздника как прикосновения к своим национальным корням и своим истокам. В рамках поддержки традиционной народной культуры одним из приоритетных направлений остается сбор, фиксация, систематизация и изучение фольклорно-этнографических материалов. После тесного общения с информаторами старшего поколения у молодых исполнителей происходит изменение в миропонимании и появляются такие качества, как сочувствие к окружающим людям, большая терпимость, что благотворно влияет на их взаимоотношения с близкими людьми, с представителями другого пола. С 1985 по 2008 гг. велось активное собирание фольклора студентами Тюменского колледжа искусств (рук. Л.В. Дёмина), студентами филологического факультета Тюменского государственного университета (рук. А.В. Бердников, В.А. Духонин), студентами факультета русского языка и литературы Ишимского государственного педагогического института (рук. Б.Н. Евсеев, З.Я. Селицкая) в 26 муниципальных образованиях юга Тюменской области. Анализ накопленного материала по методикам современной фольклористики в значительной степени позволил определить характер традиционной культуры региона, выявить особенности бытования и черт стиля музыкальных образцов отдельных жанровых групп.

Территориальное расширение границ экспедиций произошло за счет осуществления проектов, поддерживаемых администрацией муниципальных образований Тюменской области. В Бердюжском районе Автономная некоммерческая организация дополнительного образования детей «Центр творчества детей и юношества» с 2006 г. выступает организатором проекта «Фольклорная деревня» с целью изучения быта и уклада русской деревни, знакомства с русскими традициями, жанрами русского музыкального фольклора. Программа проекта предусматривает приобщение детей и подростков (возраст с 7-16 лет) к истокам народной культуры русского народа в тесном общении с родной природой своего края и хранителями традиционной культуры; прививает им навыки научно-исследовательской деятельности в области фольклора. Одним из важных факторов в проекте «Фольклорная деревня» остаются трудовые традиции, когда «ребенок живет в реальной действительности деревни, воспитывается самой жизнью и трудом». Ежегодная реализация проекта «Фольклорная деревня» доказала свою необходимость с целью изучения и пропаганды региональной традиционной культуры, пропаганды и передачи будущим поколениям русской песенной культуры, сохранившейся до нашего времени.

Выезды городских фольклорных ансамблей в фольклорно-этнографические экспедиции повлияло на создание в исследуемых районах новых певческих и инструментальных групп, заинтересовавшихся музыкальными традициями своих предков («Озериночка» в с. Бердюжье, рук. О.Ф. Егорова; «Лавица» в с. Исетское, рук. Новосельцева; «Казачата» в с. Тоболово Ишимского района, рук. А.Г. Пахтусов; «Околица» в с. Нижняя Тавда, рук. С.Ю. Сидорова; «Бесеня-та» в п. Емуртлинский Упоровского района, рук. А.И. Дитцель; «Потешки» в с. Кулаково Тюменского района, рук. Т.А. Торкина, О.В. Тигеева). Особенностью названных коллективов остается экспедиционная деятельность в своем районе, использование в концертном репертуаре местного песенного материала, что формирует глубокий и устойчивый интерес к народной культуре, поддерживает развитие личности ребенка через традиционную песенную культуру своего края.

Традиционная народная культура остается основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества, а также фундаментом для креативности. На основе традиционности закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенческие, половозрастные). Современная ситуация в сфере культуры определяется

уходом из жизни носителей и знатоков народных традиций старшего поколения. Сила разрушения механизмов культурной преемственности ставит под угрозу и исчезновение сохранившиеся до наших дней формы и смысловые доминанты традиционной культуры, обусловливает их выход из активного фонда культуры. Утрата культурных традиций влечет за собой разложение принятых в этнической традиции нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле. Для этого необходимо формировать у молодежи интерес к традиционной народной культуре, вырабатывать понимание необходимости ее воссоздания. А ценности традиционной народной культуры, выступая трансляцией знаний о мире, о человеке, о его внутреннем устроении, выражающемся в поведении, в выполнении действий, в его внешнем облике, важны для решения многих проблем духовнонравственного состояния современного общества.

Ссылки:

1. Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докладов и сообщений. Санкт-Петербург, 2010.

2. Ясинская М.В. Традиции и инновации в народном творчестве. Возрождение народной культуры речных регионов и современность // Традиционная культура: научный альманах. 2002. № 4. С. 88-90.

3. Казакова, Г.М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения: монография. СПб., 2007.

4. Мурзина И.Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 15. 2003. № 29. С. 60-78.

5. Тихонова А.Ю. Региональная культура: опыт ис-следовния. Ульяновск, 2007.

6. Третий Российский культурологический конгресс...

7. Санжеева Л. В. Модель мира в традиционной культуре бурят ХІХ-ХХ вв.: автореф. дис. канд. культурологии. Кемерово, 2003.

8. Захаров В. А. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 105-115.

9. Михайлова Н.Г. Народная культура // Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. СПб., 1998.

10. Земцовский И.И. Жизнь фольклорной традиции: преувеличения и парадоксы // Механизм передачи фольклорной традиции: материалы XXI междунар. молодеж. конф. памяти А. Горковенко (г. Санкт-Петербург, апрель 2001 г.) / редкол.: Н.Н. Абубакиро-ва-Глазунова (отв. ред. и сост. и др.). СПб., 2004.

11. Языковое пространство Западной Сибири: проблемы и перспективы // Русский язык как фактор стабильного государства и нравственного здоровья нации: труды и материалы Всерос. науч.-практ. конф. 19-20 февраля 2008 г.: в 2-х частях. Тюмень, 2008.

References (transliterated):

1. The third Russian Congress of Cultural Studies with international participation “Creativity in the space of tradition and innovation”: Abstracts of reports. Sankt-Peterburg, 2010.

2. Yasinskaya M.V. Traditsii i innovatsii v narodnom tvorchestve. Vozrozhdenie narodnoy kul'tury rechnyh regionov i sovremennost' // Traditsionnaya kul'tura: nauchniy al'manah. 2002. No. 4. P. 88-90.

3. Kazakova, G.M. Kul'tura Yuzhnogo Urala: lokal'niy variant regional'nogo izmereniya: monografiya. SPb., 2007.

4. Murzina I.Y. Regional'naya kul'tura kak predmet filosofsko-kul'turologicheskogo issledovaniya // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. Issue 15. 2003. No. 29. P. 60-78.

5. Tihonova A.Y. Regional'naya kul'tura: opyt issledovni-ya. Ul'yanovsk, 2007.

6. The third Russian Congress of Cultural Studies ...

7. Sanzheeva L. V. Model' mira v traditsionnoy kul'ture buryat XIX-XX vv.: avtoref. dis. kand. kul'turologii. Kemerovo, 2003.

8. Zaharov V. A. Traditsionnaya kul'tura v sovremennom obshchestve // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2004. No. 7. P. 105-115.

9. Mihaylova N.G. Narodnaya kul'tura // Kul'turologiya. XX vek: encyclopedia: in 2 vols. SPb., 1998.

10. Zemtsovskiy I.I. Zhizn' fol'klornoy traditsii: preuveli-cheniya i paradoksy // Mehanizm peredachi fol'klornoy traditsii: Proceedings of XXI Int. youth. Conf. Memory of Gorkovenko (St. Petersburg, April 2001) / editorial board.: N.N. Abubakirova-Glazunova (executive ed. and comp., et al.). SPb., 2004.

11. Yazykovoe prostranstvo Zapadnoy Sibiri: problemy i perspektivy // Russkiy yazyk kak faktor stabil'nogo gosudarstva i nravstvennogo zdorov'ya natsii: Works and materials of All-Russian scientific-practical Conf. February 19-20, 2008: in 2 pts Tyumen', 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.