Научная статья на тему 'Сохранение и возрождение народной культуры как фактор патриотческого воспитания молодежи'

Сохранение и возрождение народной культуры как фактор патриотческого воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
284
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шулунова Л. И., Азизханова Д.

Ускорение развития и преобразования среды требует и соответствующего ускорения процессов адаптации, выражением которой является развитие культуры. В эпоху, когда поразительно быстро стираются многие культурные особенности самых разных народов, сохранение этих особенностей для будущего становится задачей далеко не музейного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение и возрождение народной культуры как фактор патриотческого воспитания молодежи»

Здесь на первый план выходит проблема наставничества. У нас много талантливых людей, которые не удовлетворяются личными достижениями и хотят, чтобы у них были последователи. Это некоторые Олимпийские чемпионы в различных видах спорта и просто сельский житель, умеющий из дерева создавать произведения искусства, да их достаточно поющих, танцующих, пишущих стихи, ставящих на сценах спектакли.

Вот помочь таким, одобрить их работу, помочь финансово, рассказать о них в газетах, телепередачах. И тогда их будет больше, они охватят больший контингент «дворовых» и «уличных» детей. Вот Российская передача «минута славы» работает на эту идею - идею занятости их интересов. Кажется, у нас в Казахстане тоже затевается что-то подобное. Это хорошо. Но самый результативный подход - это поддержка людей, занятых непосредственной организацией досуга. Именно они дадут материал для теле и радиопередач.

Да, буквально на днях прошла замечательная передача о Жунусове, который учит детей вырезать крохотные фигурки из дерева, подобие японских нэцки. Подростки увлеченно занимаются фигурками, с удовольствием показывают свои работы. Они занимаются делом, которое им нравится. Они счастливы. Побольше бы таких.

Вот таким надо помогать: обеспечить их помещением, придать им официальный статус, помочь в приобретении необходимых материалов.

Но наши чиновники заняты глобальными проблемами, усовершенствованием мира и наполнением своих карманов. Некогда им думать о каких-то мелких, незаметных для начальствующего глаза, явлениях и предметах.

Результат такого пренебрежительного отношения к личности мы видим в сводках МВД о количестве преступлений за сутки, за месяц, за год и т.д.

Мы много можем говорить на эту тему и на сегодняшний день проблема воспитания подрастающего поколения остается и «ныне там».

СОХРАНЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ИАТРИОТЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

© Шулунова Л.И.*, Азизханова Д.*

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Республика Казахстан, г. Шымкент

Ускорение развития и преобразования среды требует и соответствующего ускорения процессов адаптации, выражением которой является развитие культуры. В эпоху, когда поразительно быстро стираются многие

* Профессор кафедры Культурно-досуговой работы кандидат педагогических наук.

* Магистрант.

культурные особенности самых разных народов, сохранение этих особенностей для будущего становится задачей далеко не музейного характера. По формулировке итальянского ученого А. Печчеи «защита и сохранение культурных особенностей народов и наций совершенно справедливо объявлены, особенно в последние годы, ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения» [1]. Как показали последние десятилетия, названные эпохой «этнического ренессанса», этнические формы культуры оказались куда более устойчивыми, чем представлялось ранее.

Наиболее прочно локально-этнические особенности удерживаются в сфере духовной культуры, особенно в искусстве. Как народное, так и профессиональное искусство отвечает эмоциональным интересам людей и может быть легче понято ими, как своего рода эмоциональное «эсперанто».

Неотъемлемой частью традиционной художественной культуры является фольклор. Исследователь фольклора В.Е. Гусев пишет, что к фольклору относится та область народного искусства, «где художественное отражение действительности осуществляется в словесно-музыкально-хореографических и драматических формах коллективного народного творчества, выражающих мировоззрение трудящихся масс и неразрывно связанных с их жизнью и бытом» [4]. Другой исследователь фольклора К.В. Чистов выделяет в качестве специфики фольклора естественный, контактный тип коммуникации, что, на его взгляд, и обусловливает «стойкость некоторых фольклорных форм в условиях нашего времени» [5]. Во второй половине 80-х годов в разных национальных республиках было проведено этно-со-циологическое исследование, результаты которого говорят об интересных явлениях, связанных с обращением к народной музыке в зависимости от места проживания. Выяснилось, что у наций, не отличающихся высокой урбанизацией, чаще всего к народной музыке обращаются жители села, где сохранился еще в какой-то мере устный канал приобщения к фольклору. А у высокоурбанизированных наций больший процент обращения к народной музыке наблюдается среди городских жителей. На наш взгляд, такое отношение к народной музыке связано с явлениями фольклоризма в условиях города, жители которого оторваны от фольклора в своем повседневном быту, поэтому обращаются к нему как к символу национальной самобытности, усваивая его через средства массовой коммуникации. Аналогичные явления были обнаружены и в процессе нашего исследования, когда среди участников художественной самодеятельности наибольший процент обращения к фольклору был выявлен среди городских жителей Казахстана, обладавших более высоким уровнем образования и понимавших его высокохудожественную ценность [2]. Такое обращение к фольклору и к традиционной народной культуре в целом характерно для высокоурбанизированных народов, представляя собой явление упомянутого выше «этнического ренессанса».

Губогло М.Н. и Савоскул С.С., участвовавшие в этно-социологичес-ком исследовании, отмечают, что «налицо два типа отношения к народной музыке и, очевидно, ее бытования: первичный, основанный на непрерывной традиции, идущей от предшествующих поколений, и вторичный, ре-культурационный, когда народная традиция, или прерванная по той или иной причине, или чуть теплящаяся в отдельных разрозненных очагах, обработанная профессионально и, по существу, практически слившаяся с профессиональной культурой, на новой основе возвращается в народ и в той или иной мере осваивается им» [3].

В современных условиях происходит трансформация культуры народов, выражающаяся в изменении соотношения в ней традиционного и современного слоев, национального и интернационального. С этим связано функционирование такого элемента национального самосознания как отношение к материальным и духовным ценностям, достижениям своего народа. Материальная культура в условиях современности содержит значительно меньше национальной специфики и выступает базой для национального самосознания чаще всего тогда, когда ее элементы приобретают этносимволическое значение (установка юрты по праздникам, преподнесение чапана в подарок на юбилей, выступление в национальных костюмах участников художественной самодеятельности и т.п.). Ориентация на национальные элементы в духовной культуре выражается в предпочтениях национальной литературы, народной музыки, танцев, обычаев (следование национальным традициям в быту, во взаимоотношениях в семье, между поколениями и т.д.), обрядов (свадебных, родильных, похоронных и т.д.).

В целом народные художественные традиции могут сыграть благотворную роль в развитии национальной культуры, в формировании чувства патриотизма в том случае, когда приобщение к ним начинается с детства, если не в быту, то в условиях школы или культурно-досуговых учреждений. К большому сожалению, многое из того, что было достигнуто в социально-культурной сфере в советский период, в условиях суверенитета в связи с экономическим кризисом было утрачено. В часности, много усилий было приложено к реставрации музейного комплекса в городе Туркестане Южно-Казахстанской области в честь празднования его 1500-летия. Этот город-музей выступает как символ национальной культуры, национального престижа. Знакомство с ним будет способствовать формированию у молодого поколения чувства патриотизма, гордости за свою культуру, за свой народ. В послании президента H.A. Назарбаева народу Казахстана в 2004 г. была предложена программа «Культурно-историческое наследие», которая сыграла большую роль в процессе обращения к ценностям народной культуры.

Для определения роли традиций и фольклора в патриотическом воспитании молодежи нами был проведен опрос студентов факультета обще-

ственных профессий Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова в г. Шымкенте. Например, на вопрос «Считаете ли вы, что народное искусство может повлиять на патриотическое воспитание?» были даны следующие ответы: «конечно» - 72,5 %, «может способствовать формированию патриотизма» - 25 %, «нет» - 2,5 %, Положительный ответ 72,5 % респондентов показывает, что на сегодняшний день престижность народного искусства в их глазах не утратила силы и оно имеет полную возможность воздействовать на патриотическое воспитание молодежи. А вопрос «Обязательно ли каждому исполнителю иметь в репертуаре произведения про страну, отечество и родную землю?» выявил такие ответы: «считаю обязательным» - 75 %, «нет» - 26 %, 22,5 % - затруднились ответить. Большинство студентов все-таки понимают воспитательное значение народного искусства, о чем свидетельствуют ответы на вопрос: «Имеют ли народное искусство и традиции значение в патриотическом воспитании современной молодежи?»: 63 % - «частично», 28 % - «да», 19 % -затруднились ответить, 2,5 % - «нет».

В других странах многое делается для того, чтобы сохранить традиционную народную культуру. В частности, в России в Московском государственном университете культуры и искусства готовят студентов по специальности «Народная художественная культура», создан Государственный республиканский центр русского фольклора, на базе которого выпускаются научные труды, журнал «Народное творчество», проводятся научно-практические конференции, оказывается методическая помощь фольклорным коллективам и т.п.

Развитие духовности человека и всего общества возможно лишь на путях возрождения основ национальной культуры, естественных форм самого культурного процесса, согласующего все виды деятельности с историческим опытом народа. Поэтому на конференции была предложена программа сохранения, защиты и возрождения традиций народной художественной культуры [6].

В процессе реализации этой программы могут быть достигнуты следующие результаты, которые будут способствовать возрождению народной и развитию национальной культуры:

- выявление закономерностей народной традиционной культуры и оценка современного ее состояния;

- выработка рекомендаций по использованию и перспективам развития разнообразных форм традиционной народной культуры;

- предоставление возможности доступа к культурному наследию народа;

- максимально полное удовлетворение человеческих интересов и потребностей в освоении национально-самобытных форм традиционной культуры своего народа; обеспечение права народа на свою культуру;

- формирование осмысленного бережного отношения к культурному наследию; повышение общего уровня культуры;

- привлечение широкого круга людей к освоению народной традиционной культуры;

- формирование на основе усвоения национального культурного наследия устойчивых доминант личностного и общественного сознания, психологической опоры;

- консолидация возрастных и социальных слоев общества, укрепление духовного, нравственного иммунитета общества [6].

На наш взгляд, данная программа вполне может быть реализована в Казахстане и должна привести к указанным результатам, то есть к возрождению народной и развитию национальной культуры, что будет способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения, формированию чувства гордости за свою родину.

Список литературы:

1. Подольный Р. Традиции - для будущего // Знание - сила. - 1982. -№ 4. - С. 29.

2. Шулунова Л.И. Этнография и фольклор. - СПб.-Чимкент, 1992.

3. Социально-культурный облик советских наций. - М., 1986. - С. 238.

4. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л., 1967. - С. 5.

5. Чистов К.В.Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. - М., 1975. - С. 43.

6. Мехнецов A.M. Традиционная народная культура: программа сохранения, защиты и возрождения // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: сборник научных трудов. Вып. 2: В двух частях. - Ч. 1. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. -С. 142-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.