Научная статья на тему 'Традиционная культура казахского народа'

Традиционная культура казахского народа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6134
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тлеубаева Балжан Сейдрамановна, Лес Марина Кумисбеккызы, Ауелбекова Гульнур Сапарбаевна, Ибрагимова Эльмира Абикуловна, Тогаев Бахыткерим Бейсенович

В статье рассмотрены вопросы развития современной танцевальной культуры, преемственности традиций казахского народа. Народные обычаи и традиции возникают из потребностей жизни в процессе производственной деятельности людей. В традициях и обычаях отражен национальный облик народа, их носителя: нравы, быт, культура народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тлеубаева Балжан Сейдрамановна, Лес Марина Кумисбеккызы, Ауелбекова Гульнур Сапарбаевна, Ибрагимова Эльмира Абикуловна, Тогаев Бахыткерим Бейсенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура казахского народа»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА Тлеубаева Б.С.1, Лес М.К.2, Ауелбекова Г.С.3, Ибрагимова Э.А.4,

Тогаев Б.Б.5

'Тлеубаева Балжан Сейдрамановна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой;

2Лес Марина Кумисбеккызы — старший преподаватель;

3Ауелбекова Гульнур Сапарбаевна — старший преподаватель;

4Ибрагимова Эльмира Абикуловна — старший преподаватель;

5Тогаев Бахыткерим Бейсенович — преподаватель, кафедра искусства, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы развития современной танцевальной культуры, преемственности традиций казахского народа. Народные обычаи и традиции возникают из потребностей жизни в процессе производственной деятельности людей. В традициях и обычаях отражен национальный облик народа, их носителя: нравы, быт, культура народа. Общепризнанные приемы; средства, методы, которые используются в воспитании подрастающего поколения.

Проблема теоретического осмысления казахского народного танца рассматривается нами с позиции его органичного слияния с народными традициями. В одном из ежегодных посланий народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев подчеркнул важную роль традиций в жизни каждого народа: «...Их роль в жизни народа неоспорима. Культурные традиции всегда были источником социального возрождения. Именно традиции позволяют человеку «не потеряться», а приспособить свой образ жизни к стремительным изменениям современного мира» [1, с. 10].

Под народным танцем многие исследователи однозначно называют танец определенной нации. Как справедливо считает исследователь казахского танцевального искусства С.Ш. Тлеубаев [2, с. 52-54], интерпретация указанного феномена не ставит знака равенства между содержаниями понятий «нация» и «народ», ибо последнее меняется на разных исторических этапах. Народный танец, по мнению автора, основан на этнопластических константах, сформированных на самых ранних этапах зарождения этноса и составляющих инвариантную основу танцевальных традиций того или иного народа. Танец как культурное явление выступает своеобразным текстом, отражающим тип и особенности культуры данного этноса в определенную культурно-историческую эпоху с помощью своего особого пластического языка.

Самобытная танцевальная культура казахского народа непосредственно связана с традициями, музыкальным фольклором, свадебными обрядами, сопровождающимися играми-состязаниями и др. «Хотя многие канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народа остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений. Идеалы танцевальной пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца, - пишет С. Тлеубаев. - Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это — шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру» [2, с. 64].

Говоря о народных традициях, отметим: проблема выявления сущности традиций как сложнейшего, закономерного социального явления и их влияния на все стороны жизни общества нашла свое отражение в исследованиях известных отечественных и зарубежных ученых. Каждый из них внес свой вклад в теорию и практику проблемы использования традиций в том или ином виде народного творчества.

Как показывает анализ исследований, проведенный М.С. Магауовой [3, с. 13-17], понятие «традиции» многогранно. Исследователем выявлено три основных подхода к проблеме выяснения сущности традиций в философской литературе. Представители первого подхода (Э.А. Баллер, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов и др.) понимают традицию в широком смысле, отождествляя её с социокультурной преемственностью, социальными законами, групповыми стереотипами. Представители второго подхода (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромплей, И.В. Суханов

и др.) ограничивают объем понятия «традиция» сферой общественного сознания. Согласно мнению представителей третьего подхода (Л.П. Буева, В.Б. Власова, В.А. Кочетов и др.), традиция является средством социализации и творческим фактором практики повседневной жизни, выражением предметного мира человеческих отношений и деятельности.

Проблемам исследования народных традиций, их места и роли в современной культуре, взаимодействия унаследованных ценностей и духовных инноваций, соотношения традиций и новаций, связи традиций и творчества посвящены работы Н.С. Сарсенбаева, В.Б. Власовой, Ж.К. Хайрушина и др.

Н.С. Сарсенбаевым дается соотношение понятий «обычаи» и «традиции». Обычаи, - в определении ученого, - «...есть исторически сложившиеся более или менее устойчивые нормы общественного поведения людей, их образа жизни и быта, которые передаются от поколения к поколению и охраняются «силой» общественного мнения. Обычаи есть исторически сложившиеся устойчивые нормы общественных отношений в быту людей. Традиции - это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщенные нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемых из поколения в поколение и охраняемые силой общественного поведения» [4, с. 23-30].

Народные обычаи и традиции возникают из потребностей жизни в процессе производственной деятельности людей. Устанавливая более или менее устойчивые нормы и принципы общественного поведения людей, они имеют большое познавательное значение. В традициях и обычаях отражен национальный облик данного народа, их носителя: нравы, быт, культура народа, общепризнанные приемы, средства, методы, которые использовались и используются в воспитании детей и молодежи (Н.С. Сарсенбаев, С.А. Узакбаева, К.Ж. Кожахметова).

Таким образом, анализ источников показал, что понятие «традиции» шире, чем понятие «обычаи». Ученые рассматривают понятие «традиции» в различных значениях:

1) средство социализации личности;

2) часть социально - педагогической среды;

3) фактор формирования личности;

4) форма передачи новым поколениям способов реализации сложившихся взаимоотношений.

Направлению нашего исследования импонирует последнее определение. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас из глубины веков традиционные казахские народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада степного народа.

Традиционные народные танцы казахов по сюжетной направленности, характеру и манере исполнения подразделяются на следующие группы:

Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым», «Келиншек» (танец молодухи), «Шалкыма» (танец на каблуках);

Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Кылышпен-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркит» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом);

Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);

Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбрауын», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.

К самобытным, наиболее характерным особенностям казахского танца относится их исполнение под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, Традиционность проявляется и в экспрессивности исполнения, резкости движений, подвижности суставов. Обязателен -собранность корпуса в мужских, гибкость талии, пластика рук — в женских танцах. Не каждый джигит мог ловко исполнить специфичную пляску на коне. Такое мастерство было доступно лишь наиболее одаренному танцовщику, джигиту-наезднику. Для казахского народного танца традиционны ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д.

В арсенале казахского музыкального фольклора так называемых «би-куйи» — танцевальных ритмов, бытует традиционная терминология народного танца. На казахском языке слово «би» означает — танец, «билеу» — танцевать.

Из литературных источников и воспоминаний современников известно: искусством народного танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы. В их числе - известный певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяк (деревянной ногой), за умение

97

танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак Копабаев и многие другие. Певцы-импровизаторы были желанными на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов, представления, сопровождаемые пантомимой и шутками.

Узбекали Джанибеков, рассказывая об известном в павлодарском Прииртышье народном акыне Жунисбеке Жолдинове, восхищался его движениями и мимикой, который в танце мог изобразить устремленный полет и охоту беркута — древнего символа мужества и благородства. Его гордо посаженную голову, грозный взгляд, стальные когти, размах крыльев. Жолдинов прекрасно выполнял пластические рисунки и основные движения многих других традиционных старинных танцев, таких как «Айкосак», «Жезтырнак», «Кылышпен-би», «Бала-буркит», «Казахско-калмыкский танец», «Кусбеги», «Алка-котан» и др.

Характеризуя традиционность казахского народного танца, знаток этнической культуры и искусства казахов У. Джанибеков, в своих воспоминаниях особо подчёркивал, что в отличие от некоторых других мусульманских народов, казахи имели в прошлом парные танцы, исполняемые юношей и девушкой. Например, «Келиншек», «Коян-буркит», плясовую песню «Кто знает, о чем вы» и др., хотя специальных школ по танцам в степях, разумеется, не было. Как свидетельствуют письменные источники, отдельные роды, племена имели своих мастеров-танцовщиков (кулар) на положении придворных шутов, забавников — комиков, трюкачей типа узбекских «маскорапазов».

Не менее интересно его воспоминание об услышанном однажды в Шымкенте, на вечере-диспуте из уст самого Мухтара Ауезова про искусство исполнителей народного танца «Ортеке». Бытовавшего, по всей вероятности, у казахов и их предков с незапамятных времен и исполнявшегося странствующими танцовщиками — «ортекешилер», изображавшими диких козлов, попавших нечаянно в овраг. Сюжетная линия этого танца прослеживается и на некоторых наскальных рисунках, в легендах и преданиях, дошедших до наших дней.

Таким образом, изучение воспоминаний современников, фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что народные танцы, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру и, сохраняя традиции, развивают современную танцевальную культуру.

Список литературы

1. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана. Алматы: ФПИ «Казахстан» Х1 в., 1993.

2. Тлеубаев С.Ш. Танцевально-игровая культура (народов Центральной Азии) Монография. Москва: издательство «МГУКИ», 2013. 87 с.

3. Магауова А.С. Прогрессивные традиции народной педагогики и их роль в развитии личности // Вестник университета «Семей». № 1, 1997.

4. Сарсенбаев Н.С. Традиции и обычаи в развитии. Алма-Ата. Казахстан, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.