Научная статья на тему 'Современные реалии музыкальной культуры в республике Казахстан'

Современные реалии музыкальной культуры в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1204
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арипбаева Л. Ш.

Один из ведущих специалистов в области изучения этноса, этнических традиций, Л.И. Шулунова, (Южный Казахстан), исследуя основы национальной народной культуры, делает чрезвычайно важный вывод: «… поскольку культурная специфика является одним из основных признаков этноса, позволяющих отграничивать его от других этносов, можно сказать, что культура в данном случае выполняет этнодифференцирующую функцию» [1, с. 41].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные реалии музыкальной культуры в республике Казахстан»

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

© Арипбаева Л.Ш.*

Южно-Казахстанский государственный педагогический институт, Республика Казахстан, г. Шымкент

Один из ведущих специалистов в области изучения этноса, этнических традиций, Л.И. Шулунова, (Южный Казахстан), исследуя основы национальной народной культуры, делает чрезвычайно важный вывод: «... поскольку культурная специфика является одним из основных признаков этноса, позволяющих отграничивать его от других этносов, можно сказать, что культура в данном случае выполняет этнодифференцирующую функцию» [1, с. 41].

Такая этнодифференцирующая функция применима к музыкальному фольклору, язык музыки - мелодия, ритм, переменный свободный метр, способы музыкального изложения, инструментарий - являются основой музыкального фольклора. Далее автор характеризует особенности музыки в качестве носителя национальных традиций и ценностей: «... здесь же необходимо отметить, что следование этой функции должно носить интроверт-ный характер, т.е. иметь направленность на развитие и хранение национального своеобразия музыкального фольклора, и в то же время традиционной культуре присуща этноинтегрирующая функция, которая способствует возникновению национально-этнического» [1, с. 41].

Аутентичность казахского музыкального фольклора уходит в глубину веков. Так, отцом музыки считается Коркыт-ата (Коркут. Коркуд). Музыкальным символом эпоса, его родоначальником стал кобыз - особенный инструмент: музыка, исполняемая на кобызе, считалась магической и целебной. Образцами самых древнейших песен, исполняемых шаманами под аккомпанемент кобыза и ударных - асатаяков, следует считать «арбау» (песня-заклинание), «жалбарыну» (песня-мольба). Певцы исполняли «жыр» - эпос, «толгау» - сказание. В легенде о песне, записанной Г.Н. Потаниным, говорится: «Некогда, именно в те отдалённые времена, когда люди ещё не умели петь, песня (конечно, существо небесного происхождения) летала над землёй и пела: где она пролетала низко, люди хорошо расслышали и переняли её песни. Над казахской степью она пролетела ниже, чем над какой другой страной, и поэтому казахи - лучшие певцы в мире» [2, с. 85].

Существует множество параллелей между видами и жанрами музыкального фольклора не только в культуре кочевья, но и других народов,

* Заведущий кафедрой «Музыкальное образование и изобразительное искусство», кандидат педагогических наук.

проживающих на разных континентах. Мы можем идентифицировать песни по семейно-бытовой тематике, песни трудовые, лирические. В казахском языке песня называется «олен», а ее исполнители - «оленшы». Важное место в казахском музыкальном творчестве занимают обрядово-бытовые песни, в том числе песенный цикл, связанный с праздником Наурыза. Лирические песни имеют большое количество тематических групп: любовно-лирические, сатирические, песни-назидания («кара олен»). Особенностью казахской музыкальной культуры следует считать большой пласт песен и кюев, связанных с охотой, скотоводческим бытом. Казахи наделяли домашний скот божественной сущностью, и небесными покровителями: «Жылкышы ата» (покровитель лошадей), «Шопан ата» (покровитель овец) и т.д. Целый ряд песен и танцев связан с ковроткачеством, где прославляется радость совместного труда. Особенности семейно-бытовых отношений у казахов породили огромный пласт обычаев, традиций, нашедших яркое воплощение в песне и инструментальной, особенно домбровой, музыке. Это и свадебные песни, (жар-жар), и похоронные (жоктау); особый жанр - коштасу (песни-прощания): они наполнены думами о скоротечности жизни и суровых испытаниях, выпавших на долю человека.

Не менее интересен круг песен, связанных с религиозными верованиями кочевников. Религиоведы определяют следующую классификацию религиозных верований, исходя из принципа историзма: «анимизм, тотемизм, магия, табу, шаманизм, культ природы, фетишизм, культ предков» и т.д. [3, с. 19]. Среди шаманов-казахов особое место занимают баксы, широко использующие в культовой деятельности музыку. Баксы в своих действах имеют драматургическую канву - от введения слушателей в действо до непосредственного участия в изгнании злых духов и т.п. Такое синкретичное действо, сочетающее особые ритмы, мелодику, аккомпанемент и вокальное искусство, называется «арбау».

Развлекательные действа, инструментальная и вокальная музыка шутливого содержания в казахском фольклоре всегда предназначались молодёжи. Это и сольные выступления, и песни-состязания между юношей и девушкой, и так называемый «тартыс» - достаточно редкий случай коллективного исполнительства, обычно группами парни - девушки. В большей или меньшей мере в них всегда присутствует элемент импровизационности, столь ценимый в культуре кочевья. Казахская степь всегда славилась своими «жыршы», «жырау», «сал», «серэ», каждый из которых специализировался в той или иной области народной музыки.

Казахская музыкальная культура немыслима без музыки инструментальной. Наиболее древние упоминания об инструментальной музыке казахов связаны с домброй, и в первую очередь - с кюями. Они информативны, демократичны по средствам музыкальной выразительности, состязательны, отражают народную философию и музыкальные вкусы слушателей. Наибо-

лее распространённые музыкальные инструменты - домбра, кобыз, кыл-кобыз, шанкобыз, сыбызги и некоторые другие используются как в качестве сольных инструментов, так и в качестве аккомпанемента. Следует отметить вариативность фольклорной музыки в различных регионах казахской степи и близость интонационной и гармонической сферы с родственными народами - киргизами, калмыками, отчасти татарами.

В XX веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами и жанрами. Танцевальная культура казахского народа также известна с глубокой древности, что подтверждается петроглифами. Жизнь древнего охотника раскрывается в народных танцах «Эрмек би», «Коян би» Шуточные, юмористические «Аю би», «Насыбайшы», «Ортеке», «Каражора», «Тепекек» - все это образцы древнего танцевального искусства. Казахский лирический женский танец раскрывает грацию, красоту, отточенность движений. Сложился специальный язык танца, опирающийся на знаковые символы, имитацию полёта птиц и т.п. На праздниках, тоях исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство. У казахов бытуют парные танцы девушки и джигита («Коян-бYркiт»), редко встречающиеся у других восточных народов. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждый род имел своих мастеров. Казахские народные танцы часто исполнялись в форме импровизации, как и другие виды народного творчества. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками. Эти особенности присущи танцу «Сылыма». Практически не имеет аналогов в искусстве других народов танец верхом на коне. Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы.

Признаки национального театрального искусства опираются на древние народные обычаи и обряды: (беташар, бэдш, жар-жар, жоктау, коштасу, кыз кэде, шшдехана), молодёжные игры (алтыбакан, кыз ойнак, кынаменде, ортеке, судыр-судыр), айтысы акынов и ораторское мастерство. Рождению казахского театрального искусства способствовало открытие в Уральске, Оренбурге, Омске, а позже - в Кызылорде русских профессиональных театров. За небольшой в историческом отношении отрезок времени казахи освоили многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки: оперу, симфонию, балет инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создали национальную профессиональную композиторскую школу.

На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы XX столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди, «Биржан и Сара» М. Тулебаева, «Камар-сулу» Е.Рахмадиева и др. В 60-70-х гг. в республике достигает расцвета симфоническая музыка, создаются композиции, близкие по форме класси-

ческим, (симфонии Г. Жубановой, К. Кужамьярова); складывается новый жанровый синтез - симфонический кюй. Эти произведения в исполнении Государственного оркестра казахских народных инструментов имени Кур-мангазы получили широкое признание публики. Большой любовью у национальной аудитории пользуются оркестровые и хоровые интерпретации казахской монодической музыки. Особенно широкую популярность завоевал фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы», музыканты которого играют на древних казахских музыкальных инструментах, возрожденных ученым-фольклористом Б. Сарыбаевым. Неповторимое лицо этому коллективу придает художественный руководитель и дирижёр, композитор, домбрист Н. Тлендиев.

Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования - классические и народные, функционируют различные формы массовой музыки (рок, эстрада, джаз). Сегодня в стране работают исполнительские коллективы различного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, Оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы, Государственный духовой оркестр, Хоровая капелла, Ансамбль народного танца, Государственный квартет имени Г. Жубановой, эстрадные ансамбли, духовые и джазовые коллективы.

Подлинный расцвет всех форм и направлений музыкального искусства связан с взвешенной политикой в области культуры, её гармоничным развитием. Здесь отразился главный ориентир культурной политики нашего государства, направленный на единение этносов Казахстана, их культур, религий и создание на этой основе условий для сохранения и развития не только казахской - казахстанской культуры. Большой вклад в претворение в жизнь задуманного внесла программа «Культурное наследие», первый этап функционирования которой пришелся на 2004-2006 годы. Для более эффективного планирования и реализации данной программы создан Фонд духовного развития народов Казахстана.

В современном глобализирующемся мире широко распространяется и начинает доминировать информационная культура, ее символы и ценности. Вполне закономерно, что сейчас в Казахстане взят курс на построение современного информационного общества и культуры, что явилось одним из показателей для выдвижения нашей страны в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. Основополагающим документом современной культурной политики нашего государства является Закон «О культуре», принятый 15 декабря 2006 года. Он стал базовым ориентиром для новых стратегических программ развития и модернизации культуры. Среди них следует выделить Программу развития культуры на период 2007-2012 годов и разрабатываемую специальную Стратегию информационно-инновационного развития страны на 2008-2020 годы. Реализация этих программ позво-

лит вывести развитие культуры Казахстана на новый качественный уровень. «Поддержка культуры - важнейший приоритет государства», - убежден Талгат Мамираимов. (Интернет-сайт)

Казахстан - родина выдающихся исполнителей международного уровня - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кыдырбеко -вой, А. Мусаходжаевой, Ж. Аубакировой, М. Бисенгалиева, Э. Курманга-лиева, сестер Накипбековых, И. Муратбековой, К. Жолдыбаева, Т. Ержа-нова. На сегодняшний день в республике активно действуют республиканские коллективы: три Театра оперы и балета, Государственная филармония, академические оркестры народных инструментов, академический театр танца, танцевальные и инструментальные ансамбли и др.

В духовно-культурной жизни суверенного Казахстана стали крупными событиями республиканские и международные Конкурсы, Фестивали. Путёвкой в мир большого искусства для многих исполнителей стали проводимые в Казахстане конкурсы «Азия дауысы», «Шабыт», «Тарлан». Так, в области музыки премия «За вклад» была присуждена народной артистке СССР, певице Б.Тулегеновой. Премией отмечена группа «Улытау». Премия выдающемуся музыканту, победителю престижнейших международных конкурсов дирижёров Алану Бурибаеву присуждена за высокое профессиональное мастерство и является показателем международного признания казахстанской дирижёрской школы.

«Платиновый Тарлан» в 2003 году получил Алибек Днишев, оперный и камерный певец. Эти премии получили в разные годы Роза Багланова, народная артистка СССР, Макпал Жунусова, народная артистка Казахской ССР, Бауыржан Исаев, композитор и исполнитель, группа «А-Студио» -эстрадный музыкальный коллектив. Премию «За вклад» получили также Дюсен Касеинов - общественный деятель культуры, внесший весомый вклад в развитие музыкального искусства Казахстана; Макпал Исабекова - эстрадная певица, победившая на песенном фестивале в Юрмале. В 2007 г. «Платиновый Тарлан» получила Джамиля Серкебаева - заслуженный деятель РК, скрипачка-виртуоз. Список именитых и начинающих композиторов, музыкантов-исполнителей, артистов балета и народного современного танца можно продолжить. Главное, что в динамике развития народного и профессионального искусства наблюдается неуклонный рост качественных характеристик.

Говоря о современной культуре Казахстана, необходимо остановиться на понятии «молодёжная субкультура». Иногда это понятие связывается с «антикультурой», но этот социокультурный феномен требует пристального изучения и осознания его значимости в молодёжной культуре как таковой. Молодёжь, как наиболее мобильная часть населения, чутко откликается на экономические, культурные, политические и информационные факторы. Кроме того, те или иные культурные, в том числе и музыкальные, пристра-

стия, часто носят временный характер и порой кардинально отличаются в зависимости от возраста индивидуума. Молодёжная культура способствует социализации молодых людей, решает возникающие проблемы конфликта поколений, во многом влияет на моду. Вместе с тем эта культура, отличаясь в частностях, в главных чертах отражает современную ей доминирующую культуру. Такая общепринятая культура служит проводником между традиционной народной и классической культурой, выполняет роль посредника в создании и обновлении ценностей, её саморазвития в системе культуры и субкультуры. Диалог между культурой и субкультурой как в традиционных, так и в инновационных формах, во многом способствует стабильному и устойчивому развитию молодёжной субкультуры и общенациональной культуры в целом.

Список литературы:

1. Шулунова Л.И. Этнография и фольклор. - СПб.; Шымкент, 1993. -С. 41.

2. Потанин Г.Н. В юрте последнего киргизского царевича // Русское богатство. - 1896. - № 8.

3. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. - М., 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.