Научная статья на тему 'Освещение социально значимых проблем в СМИ (на примере продуктового дефицита в 2020 году)'

Освещение социально значимых проблем в СМИ (на примере продуктового дефицита в 2020 году) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6492
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блогеры / журналисты / пандемия / продовольственная проблема / цена.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яшина Анастасия Романовна

В данной статье автор поднимает вопрос освещения продовольственной проблемы в средствах массовой информации в условиях пандемии коронавирусной инфекции и значительных изменений в экономике. Автором проведено исследование материалов СМИ и контента YouTube по выбранной теме, обозначена социальная проблематика. В статье автор поднимает вопрос о выполнении журналистами функции социального информирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освещение социально значимых проблем в СМИ (на примере продуктового дефицита в 2020 году)»

2. Главный редактор проекта «Арзамас» Филипп Дзядко: Как разговаривать с людьми, которым 6 лет? [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=3aFQYsPuHF4 (дата обращения: 09.03.2020).

3. Главред «Горького» Нина Назарова: зачем нужен новый сайт о книгах [Электронный ресурс] // Wonderzine. - URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/ life-interview/220687-gorkiy (дата обращения: 09.03.2020).

4. Горький. Проект о книгах и чтении [Электронный ресурс]. - URL: https://gorky. media/ (дата обращения: 01.05.2020).

5. Magisteria [Электронный ресурс]. - URL: https://magisteria.ru/ (дата обращения 01.05.2020).

6. Онлайн-образование на пороге золотого века. Кто на нем зарабатывает в России? [Электронный ресурс] // Forbes. - URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/379707-onlayn-obrazovanie-na-poroge-zolotogo-veka-kto-na-nem-zarabatyvaet-v-rossii (дата обращения: 08.02.2020).

7. 1917. Свободная история [Электронный ресурс]. - URL: https://project1917.ru/ (дата обращения: 01.05.2020).

8. Полка [Электронный ресурс]. - URL: https://polka.academy/ (дата обращения: 01.05.2020).

9. Рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60% [Электронный ресурс] // Яндекс. Деньги. - URL: https://money.yandex.ru/page?id=529525 (дата обращения: 01.05.2020).

10. Учиться, учиться и еще раз учиться: почему теперь получать образование нужно всю жизнь [Электронный ресурс] // ТАСС. - URL: https://tass.ru/obschestvo/6031966 (дата обращения: 08.02.2020).

11. Филипп Дзядко, Arzamas: «Мне нравится идея про скрепы. Вопрос - каким образом ты скрепляешь нацию» [Видеозапись] / интервью Артему Филатову в эфире RTVI // YouTube. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=VCIWSsqSIgo (дата обращения: 09.03.2020).

Стеценко Ксения Сергеевна - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета, stetsenko.kseniya@mail.ru.

Научный руководитель: Удлер Ирина Михайловна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета, udl. irinm@gmail. com.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10140 А. Р. Яшина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Саранск (Россия)

ОСВЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОБЛЕМ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКТОВОГО ДЕФИЦИТА В 2020 ГОДУ)

В данной статье автор поднимает вопрос освещения продовольственной проблемы в средствах массовой информации в условиях пандемии коронавирусной инфекции и значительных изменений в экономике. Автором проведено исследование материалов СМИ и контента YouTube по выбранной теме, обозначена социальная проблематика. В статье автор поднимает вопрос о выполнении журналистами функции социального информирования.

Ключевые слова: блогеры, журналисты, пандемия, продовольственная проблема, цена.

Средства массовой информации являются неотъемлемой частью жизни человека. Многообразие форматов СМИ позволяет получать информацию с разных каналов, которым пользуется тот или иной житель нашей страны и мира в целом. Интернет, газеты, телевидение, радио - все эти СМИ работают для человека, освещают важные события, разбираются в социально значимых проблемах, помогают сделать правильные выводы и акценты. Качественное СМИ не позволяет создать панику среди массовой аудитории и никогда не вступает в информационную войну.

Одной из важных функций современной журналистики является социальное информирование. В сложившихся условиях первой декады 2020 года социальная журналистика взяла на себя большую ответственность - роль эффективного механизма социальной регуляции через точки бифуркации и хаоса. В период с января 2020 года мировое сообщество было потрясено сразу двумя масштабными проблемами -пандемией нового заболевания - коронавирусной инфекции и глобальными изменениями в экономике (обвал рубля, изменения в ценах на нефть, недоразумения с ОПЕК+). В сложившейся ситуации главная задача журналистов - дать людям надежду, поддержать в обществе оптимистические настроения.

Исследователи выделяют ряд обязанностей, которые должны выполнять СМИ в условиях кризиса либо чрезвычайной ситуации. К ним относят следующие:

- предоставлять полную информацию о состоянии социальной сферы, поднимать темы и проблемы, отслеживать изменения, давать им оценку. Не умалчивать о трудных ситуациях, доступно объяснять грядущие изменения через различные мнения экспертов;

- помочь людям жить в новых условиях, дать советы;

- снять напряженность, предотвратить панику и стресс среди массовой аудитории, предоставить варианты решения появившихся проблем.

Пандемия коронавируса стала ударом для всей планеты Земля. Заражение распространилось повсеместно. Среди людей поселилась паника, недоверие и неадекватное поведение. Работа СМИ в таких условиях усилилась, теперь они стали не только информаторами о количестве заболевших и выздоровевших, но также экспертами и помощниками в косвенных сферах - лекарства, продовольствие, социальная поддержка, экономика и т. д.

В условиях распространения пандемии средства массовой информации передавали сюжеты и материалы о ситуации за рубежом, о том, как люди переживают режим карантина и самоизоляции. Российское население, будучи впечатлительным народом, массово начали скупать продукты первой необходимости. Стоит отметить, что резкий спрос на гречку в России начался до объявления недели самоизоляции.

Газеты, электронные СМИ и телевидение стали говорить еще об одной глобальной проблеме - продовольственной. В данной работе под этой проблемой подразумевается стремительный рост цен на продукты питания, искусственно созданный дефицит, посредством влияния СМИ на общественное мнение и восприятие людей. На сегодняшний день продовольственная проблема так и остается глобальной, это важная проблема для всего человечества.

Вопросы продовольственной проблемы и пути ее решения становятся ключевыми в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Так, Т. Мальтус утверждает, что «численность населения растет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания - в арифметической, именно этот разрыв и является причиной многих общественных бед - бедности, голода, эпидемий, войн» [11. С. 168].

Свою точку зрения высказывает и известный российский специалист по проблемам продовольственной безопасности Е. Ковлев, рассуждая о природной двойственности мировой продовольственной проблемы. Например, первый тип - социально-экономический, который связан со способом производства и распределением продуктов питания (сюда относят голод и недоедание), второй тип - глобальный, который маркирует дефицитность природных ресурсов для производства продовольствия и продуктов питания [7. С. 5].

На сегодня многие исследователи и эксперты пришли к выводу, что продовольственная проблема является следствием повышения цен, а не недостатка сырья для производства. Голод проявляется во всех странах мира. По последним подсчетам, количество людей, страдающих голодом и хроническим недоеданием, неуклонно растет: «в 2017 году таких насчитывалось 821 миллион человек - это значит, что каждый девятый житель Земли голодает» [17].

Считается, что «некоторые страны испытывают голод, недостаток питания, а другие - борются либо с излишками пищевых продуктов, либо с избыточным их потреблением. Таким образом, вырисовывается не самая радужная картина: ресурсы продовольствия распределены в мире неоднородно» [19. С. 222].

По мнению зарубежного ученого А. Sen, «причины голода нужно искать не в недостаточном количестве производимого миром продовольствия на душу населения, а в ситуациях провалов прав пользования (entitlements failures), когда даже при достаточном количестве продовольственных ресурсов люди не могут воспользоваться ими» [20. С. 760].

Данную ситуацию можно было наблюдать в течение двух недель марта 2020 года, когда полки в магазинах в прямом смысле были пустыми. Видео и фотоотчёты заполоняли социальные сети, СМИ пытались успокоить людей, ежедневно публикуя информацию о запасах продовольствия, о том, что всего хватит, причем на продолжительное время.

Так, в региональном онлайн-издании SMOLNAROD (г. Смоленск) 25 марта 2020 года (именно в пик массовой закупки продуктов) был опубликован материал под заголовком «Будет ли голод в России и произойдет ли финансовый кризис: семь вопросов экономисту» [4]. В материале журналист также поднимает проблему паники среди населения, поэтому старается успокоить их с помощью компетентного мнения экономиста. В медиатексте дается информация о возможных проблемах с продовольствием, в частности, это связано с ростом цен и перебоями с некоторыми позициями. Пропаганды панического настроения и устрашения массовой аудитории в тексте нет, наоборот, интервьюер старался успокоить своего читателя.

В свою очередь газета «Комсомольская правда» пугает читателя даже заголовком -«Если к апрелю коронавирус не утихнет, российским магазинам нечем будет торговать» [9]. В содержании материала также говорится о том, что сейчас в продажу идут запасы, которые в скором времени закончатся. В данной ситуации можно выделить нарушение целей социальной журналистики, порождение паники и, скорее всего, дезинформацию. Потому что производство продуктов питания не приостановлено, все города нашей огромной страны получают продовольствие в полном объеме.

Газета «Версия» также не обошла ситуацию с покупкой десятка килограммов гречки и разбиралась с продовольственной проблемой в материале «Не до еды: угрожает ли России продовольственный кризис» [18]. В отличие от «Комсомольской правды» журналисты «Версии» подтверждают свои умозаключения фактами и исследованиями, а не просто пугают людей. К сожалению, в материале нет оптимистичного развития событий. Продовольственный кризис, по мнению авторов, грядет, он также будет связан с повышением цен. Эксперты считают, что в ближайшие два-три года не ожидается

улучшения в сфере продовольствия, кто-то считает, что проблема затянется на десять лет. В России цены на еду также будут расти в рекордно быстром темпе. По расчётам специалистов ООН и Организации экономического сотрудничества и развития, в ближайшие 10 лет цены на продовольствие не снизятся, а будут только расти. По прогнозу Всемирного банка, ожидать скорого выхода из продовольственного кризиса не стоит. По словам Е. В. Серовой, «определение продовольственного кризиса в данном случае не обязательно предполагает абсолютную нехватку продовольствия, как это бывало в истории (особенно в условиях войн и природных бедствий)» [16. С. 115].

Нельзя не согласиться с мнением ученого, чьи мысли можно подтвердить информацией о том, что с середины апреля и до конца мая 2020 года жителей России ждет повышение цен на следующие виды продуктов - консервы, кофе, какао, чай, специи, мучные изделия, рыбу, яйца [6].

Данную информацию также муссируют в средствах массовой информации, преподнося ее в разном свете: от нейтральной окраски, до негативной и даже с оттенком паники. Вот несколько примеров заголовков онлайн-изданий:

1. Рубль рухнул. Что подорожает в первую очередь и чего вообще ждать россиянам? [15]. Паники в материале нет, но факты подорожания продуктов присутствуют.

2. Поставщики сообщили о повышении цен на продукты в среднем на 5-15 % [12]. Издание просто доставляет полученную информацию и размышления для массовой аудитории. Повышение действительно будет, это обосновано изменениями в экономике.

3. Россиян предупредили о росте цен на продукты до 50 % [10]. В публикации объясняется причина подорожания, а именно снижение курса рубля, из-за которого ретейлеры терпят убытки.

4. Как вырастут цены из-за падения рубля [5]. Журналисты «Ведомостей» не только объяснили причину роста цен, но и выделили категорию товаров, чтобы люди знали, чем закупаться по «старым» ценам.

5. Ретейлеры анонсировали рост цен на продукты до 50 % [8].

Исходя из заголовков и соответствующего содержания публикаций, мы приходим к выводу, что массовое повышение цен также приведет к продовольственной проблеме в силу того, что большая часть населения просто не сможет приобретать продукты в необходимом количестве.

Как можно заметить, повышением цен озабочены практически все СМИ. В основном, они рассматривают процесс повышения и сообщают людям о категориях, которые станут дороже. Поисков пути решения данной проблемы ни в одной из проанализированных публикаций нет.

Стоит уделить внимание тому факту, что в январе 2020 года Президентом РФ В. В. Путиным была подписана Доктрина продовольственной безопасности России. «Согласно новому документу, продовольственная безопасность России -это состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [13].

Но о внедрении данной программы говорить сложно, потому что «пандемия коронавируса сильно ударила по состоянию экономики, агропромышленному и производственным цехам нашей страны» [1. С. 195]. Искусственно созданный продовольственный дефицит (таковым он был на момент волны среди блогеров) стал отличным инфоповодом как для блогеров (к слову, не только food-блогеров), так и для людей из других сфер деятельности.

Блогеры не остались в стороне и запустили на своих каналах целые выпуски-расследования. Так, блогер Виталий Покашеварим на своем канале опубликовал ролик «РЕЙД по гречке | Продуктовый дефицит в Москве?» (март 2020)» (от 19 марта 2020 года) [13]. В ролике автор посетил стандартные магазины у дома («Пятерочка», «Магнит», «Перекресток», «Лента» и другие) с целью проверки - есть ли в магазинах гречка, мука, сахар, туалетная бумага. Как оказалось, в Москве (блогер проживает в этом городе) все магазины вполне располагают продукцией. Если где-то не было некоторых позиций, то директор магазина ответственно заявлял о том, что привоз будет уже завтра, это стандартная схема работы.

Другие блогеры поддержали паническое настроение масс и устроили настоящие закупки для выживания в полной изоляции. То есть автор блога не только поддержал идею с повышением цен, но и вынужденный карантин. Александр Богомолов -автор и ведущий канала «Дневник Еврея» - в прямом смысле купил продуктов питания на 12 месяцев. В ролике «Закупка продуктов на 1 год выживания! Аварийный запас на случай эпидемии, ЧС, войны» [3] автор покупал по 12 позиций стандартных продуктов, начиная от гречки, заканчивая консервами и специями. В анализируемом контенте многие проследили настроение паники, за что раскритиковали автора в комментариях.

Таким образом, если в случае с контентом Виталия Покашеварим автор пытался развенчать слухи о пустых магазинах и успокоить людей, то в случае с «Дневником еврея» можно проследить явное распространение паники. К слову, если каждый из нас пойдет делать закупку на год, продовольственного кризиса не миновать.

С продовольственной проблемой решили справляться по-разному, например, Олег Григорьев (автор и ведущий канала «Oblomoff») поделился с подписчиками рецептами блюд, которые можно приготовить во время карантина (из продуктов долгого хранения). В ролике «Если магазины закроют на полгода? Топ-3 вкусных блюд с антресолей» [2] автор не нагнетает и не паникует, наоборот старается найти положительные стороны во временной самоизоляции людей из-за пандемии.

Подводя итог исследования, можно сказать о том, что средства массовой информации, в том числе и гражданские журналисты (блогеры), обеспокоены продовольственной проблемой. Как стало известно, все СМИ склоняются к тому, что недостаток каких-либо позиций продовольствия будет из-за повышения на них цен. Проведенный нами анализ говорит о том, что социальная функция журналистики выполняется, потому что людей информируют, не скрывают точной информации, пытаются помочь и дать совет - как вести себя в сложившейся ситуации.

Список литературы

1. Гойчук, О. И. Продовольственная безопасность [Текст] / О. И. Гойчук. - Житомир : Полесье, 2004. - 348 с.

2. Если магазины закроют на полгода? Топ-3 вкусных блюд с антресолей [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=eooJ1BST0SQ (дата обращения: 08.04.2020).

3. Закупка продуктов на 1 год выживания! Аварийный запас на случай эпидемии, ЧС, войны [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=FGzDK_9sUcU (дата обращения: 11.04.2020).

4. Захаров, М. Будет ли голод в России и произойдет ли финансовый кризис: семь вопросов экономисту [Электронный ресурс] / М. Захаров // Smolnarod. - URL: https:// smolnarod.ru/politroom/budet-li-golod-v-rossii-i-proizojdet-li-finansovyj-krizis-sem-voprosov-ekonomistu/ (дата обращения: 11.04.2020).

5. Ищенко, Н. Как вырастут цены из-за падения рубля [Электронный ресурс] / Н. Ищенко, Т. Романова, Г. Старинская, Е. Бурлакова, К. Вирченко, А. Филатов, Е. Кинякина // Ведомости: официальный сайт газеты. - URL: https://www.vedomosti. ru/business/articles/2020/03/10/824805-kak-virastut-tseni-iz-za-padeniya-rublya (дата обращения: 07.04.2020).

6. Кас, А. Выгодный запас. На какие продукты вырастет цена через две недели [Электронный ресурс] / А. Кас // Life.ru. - URL: https://life.ru/p/1317397 (дата обращения: 10.04.2020).

7. Ковлев, Е. Новые аспекты мировой продовольственной проблемы [Текст] / Е. Ковлев // МЕиМО. - 2005. - № 3. - С. 3-9.

8. Кожедубов, А. Ритейлеры анонсировали рост цен на продукты до 50 % [Электронный ресурс] / А. Кожедубов // Московский комсомолец: официальный сайт газеты. - URL: https://www.mk.ru/economics/2020/04/10/riteylery-anonsirovali-rost-cen-na-produkty-do-50.html (дата обращения: 09.04.2020).

9. Козуров, Д. Если к апрелю коронавирус не утихнет, российским магазинам нечем будет торговать [Электронный ресурс] / Д. Козуров // Комсомольская правда: официальный сайт газеты. - URL: https://www.kp.ru/daily/27096/4169249/ (дата обращения: 10.04.2020).

10. Кузнецова, А. Россиян предупредили о росте цен на продукты до 50 % [Электронный ресурс] / А. Кузнецова // Ura.ru. - URL: https://ura.news/news/1052426745 (дата обращения: 09.04.2020).

11. Мальтус, Т. Исследование закона народонаселения [Текст] / Т. Мальтус. - Киев : Основы, 1998. - 535 с.

12. Поставщики сообщили о повышении цен на продукты в среднем на 5-15 % [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL: https://ria.ru/20200410/1569845172.html (дата обращения: 10.04.2020).

13. Путин подписал новую Доктрину продовольственной безопасности [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL: https://ria.ru/20200121/1563697182.html (дата обращения: 11.04.2020).

14. РЕЙД по гречке | Продуктовый дефицит в Москве? (март 2020) [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=WgPks2Pcdxg (дата обращения: 09.04.2020).

15. Рубль рухнул. Что подорожает в первую очередь и чего вообще ждать россиянам? [Электронный ресурс] // ИА «Амител». - URL: https://www.amic.ru/voprosdnya/456559/ (дата обращения: 10.04.2020).

16. Серова, Е. В. Дешевого продовольствия не будет [Текст] / Е. В. Серова // Информационный отдел Российского центра исследований АТЭС. - 2012.

17. Сколько людей в мире страдают от голода: в ООН озвучили страшные цифры [Электронный ресурс] // 24tv.ua. - URL: https://24tv.ua/ru/skolko_ljudej_v_mire_stradajut_ ot_goloda_v_oon_ozvuchili_strashnye_cifry_n1030142 (дата обращения: 07.04.2020).

18. Яковлев, М. Не до еды: угрожает ли России продовольственный кризис [Электронный ресурс] / М. Яковлев // Наша версия: общероссийская газета независимых журналистских расследований. - URL: https://versia.ru/ugrozhaet-li-rossii-mirovoj-prodovolstvennyj-krizis (дата обращения: 10.04.2020).

19. Яшина, А. Р. Продовольственная проблема в контенте видеохостинга Youtube: особенности освещения и формат [Электронный ресурс] / А. Р. Яшина // Материалы XXIII науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва : в 3 ч. / сост. А. В. Столяров; отв. за вып. П. В. Сенин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2019. - Ч. 3 : Гуманитарные науки. - С. 221-225.

20. Sen, A. Development: Which Way Now? / A. Sen // The Economic Journal. - 1983. -Vol. 93, no. 372. - PP. 742-762.

Яшина Анастасия Романовна - магистрант филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, anast.yaschina2017@yandex.ru.

Научный руководитель: Бакеева Диана Анваровна, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, bakeeva.di@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.