Научная статья на тему 'Информационно-технологические особенности политического PR в Астраханской области'

Информационно-технологические особенности политического PR в Астраханской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Астрахань / политический PR / региональное медиапространство / социальная сеть / информационный портал.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Байбатырова Наиля Мунировна

В статье исследуются ключевые вопросы информационно-технологического обеспечения политических PR-коммуникаций в российском регионе. Анализируется специфика политической пропаганды и агитации в сети Интернет на примере опыта Астраханской области. Автор подчеркивает, что цели политических технологий находятся в сфере связей с общественностью, и их роль заключается в оптимизации выполнения субъектами политики задач по достижению этих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологические особенности политического PR в Астраханской области»

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10114

Н. М. Байбатырова

Астраханский государственный университет

Астрахань (Россия)

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье исследуются ключевые вопросы информационно-технологического обеспечения политических РК-коммуникаций в российском регионе. Анализируется специфика политической пропаганды и агитации в сети Интернет на примере опыта Астраханской области. Автор подчеркивает, что цели политических технологий находятся в сфере связей с общественностью, и их роль заключается в оптимизации выполнения субъектами политики задач по достижению этих целей.

Ключевые слова: Астрахань, политический PR, региональное медиапространство, социальная сеть, информационный портал.

Политический PR и продвижение территориального имиджа Астраханского региона в масс-медиа в известной степени «завязаны» на изменениях в политической культуре общества. Формирование политического имиджа и репутации Астраханской области выступает необходимым элементом стратегического развития территории. «Имидж региона формируется на основе информации о нем, его лидерах, личного опыта взаимодействия в социуме региона и олицетворяет собой комплекс представлений о возможности реализации существенных интересов различных целевых аудиторий», -подчеркивает в своем исследовании Е. В. Бондаренко [3. С. 237]. Пресса способна стать объектом инициирования и сознательного, последовательного управления процессами имиджево-репутационных преобразований.

Региональные СМИ выстраивают социально-политическую «картину» региона [8. С. 31]. Каждый медиаканал (телевидение, радио, печатная пресса, Интернет) требует особого рода информационных продуктов. С развитием и распространением Интернета резко расширились возможности направленного влияния на массы. Глобальная сеть позволяет не только информировать людей, но и воздействовать на эмоциональное восприятие сообщений, формировать массовые настроения. Многие приемы, используемые в политическом менеджменте для воздействия на политическое поведение, стали возможными именно благодаря электронным СМИ. Интернет дает возможность быстро, легко и дешево представить информацию публике. Для этого достаточно разместить ее на портале или сайте. В то же время особенностью Интернета является его информационная перенасыщенность. Для увеличения посещаемости политических рубрик создатели сайтов прибегают к таким приемам, как интерактивность (проведение дискуссий, голосований, общение политика с населением), использование ярких, зачастую сенсационных заголовков.

Масштабы и формы целенаправленной работы по грамотной репрезентации Астраханской области не всегда координируются и часто противоречат цели выравнивания имиджеформирующих территориальных характеристик. Зачастую мнения, оценки, политическая информация, исходящие из региональных каналов коммуникации, отличаются субъективностью и разрозненностью. Необходимо упорядочить тактические шаги по формированию политической составляющей медийного образа Астраханского региона [2. С. 76].

Коммуникационное взаимодействие участников политической сферы особенно интенсивно происходит в период предвыборных избирательных кампаний. Традиционно

под политической пропагандой принято понимать одностороннее распространение информации от власти электорату. При этом активно используются возможности политической рекламы, направленной на управление политическим поведением астраханцев для осуществления политического выбора.

Под политической коммуникацией следует понимать процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует внутри политической системы и между властью и социумом [6. С. 28]. На портале «Астраханская область. РФ» [1], созданном и курируемом Управлением пресс-службы и информации администрации губернатора Астраханской области, в разделе «Новостной центр» ежедневно обновляется лента новостей региона, а также размещаются официальные ответы и комментарии пресс-службы губернатора Астраханской области. Заголовки материалов дают представление об основных событиях, происходящих в области: «Компьютерная грамотность помогает астраханским пенсионерам в самоизоляции», «В органах ЗАГС Астраханской области приостановлен прием заявлений о заключении и расторжении брака», «В Астрахани в рамках борьбы с коронавирусом проводится дезинфекция объектов городской инфраструктуры» [5].

Примером альтернативных точек зрения на региональную политику и репрезентации критических мнений о происходящих в области событиях может служить оппозиционный сайт «Аст-Ньюс» («Ast-news.ru. Астраханские новости»), появившийся в 2009 году [9]. Рассмотрим некоторые публикации, размещенные на электронном ресурсе. В материале «Куда уплывают нацпроекты», опубликованном 1 апреля 2020 года [4], журналист Николай Егоркин выражает сомнение в том, что новое правительство выполнит майские указы президента в полном объеме, подчеркивая: «Пандемия здесь ни при чем» [4]. Автор подсчитывает суммы, запланированные на нацпроекты, а также капиталы, которые «уплывают» за рубеж. Особое внимание обращает на себя рубрика «Факт и компромат», где часто звучат негативно окрашенные комментарии в отношении действующей власти. Так, в материале «Судебный прецедент. Как в Астрахани на таджиках и узбеках зарабатывают» [7] речь идет о криминальном сообществе, которое создал астраханец, выходец из Республики Таджикистан. На протяжении нескольких лет он занимался легализацией иностранцев в Красноярском районе Астраханской области и городе Астрахани. Автор статьи Карим Султанов пишет о том, что власти «закрывали глаза» на бессовестную наживу на узбеках и таджиках. И даже когда прокуратура Астраханской области обвинение по уголовным делам поддержала, эта новость не только не вошла в топ, но даже не была подхвачена региональными СМИ, а попросту «замялась».

Развитие и эффективность политических коммуникаций неразрывно связаны с усложнением способов организации политического дискурса. От грамотного использования технологий паблик рилейшенз и инструментов политической рекламы зависит репутация государственных структур, степень доверия населения к ним. Кроме того, политические и социальные инициативы обнародуются, становятся популярными посредством возможностей новых медиа. Интернет-блоги, аккаунты политических акторов в социальных сетях, интернет-приемные необходимы для продвижения конкретных региональных проектов.

Астраханские региональные власти ориентированы на внедрение действующих ресурсов электронной демократии, подразумевающей использование информационно-коммуникационных технологий как основного средства для осуществления коллективных совещательных и управленческих процессов. Таким образом, на этапах информирования, принятия совместных решений посредством электронного голосования, контролирования исполнения решений властными структурами создается образ доступного и «прозрачного» правительства.

В настоящее время блогосферой принято называть интернет-сообщество блогеров, представляющее собой виртуальную социальную сеть пользователей, ведущих в виртуальном пространстве личные дневники. В разделе «Блоги» вышеупомянутого портала «Астраханская область. РФ» есть ссылки на инстаграм губернатора Астраханской области Игоря Юрьевича Бабушкина, аккаунты в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники». Одна из наиболее популярных социальных сетей - приложение для обмена фото и видео «Инстаграм» - дает представление о губернаторе как специалисте, руководителе и человеке [10]. На странице астраханского губернатора размещены фотографии с текстами и видеообращениями. Последние сторис посвящены борьбе с пандемией коронавируса в регионе. Например, одна из них - о мерах по специальной обработке радиационной химической биологической защитой МО РФ, которое проводило дезинфекцию астраханских объектов инфраструктуры. «Список объектов определен -крупные больницы, продовольственные магазины, вокзалы, аэропорт, рынки, объекты, закрытые на карантин. Колонна из восьми машин прибудет в Астрахань сегодня из Волгоградской области» [10].

Другой пост в «Инстаграме» - о ситуации с необоснованным повышением цен в крупных сетевых и региональных розничных магазинах на ряд продовольственных товаров. «Вчера и сегодня астраханский интернет заполнили фотографии с ценами на лимоны и имбирь из гастронома «Михайловский». Сейчас Федеральная антимонопольная служба проводит проверку как магазина, так и поставщиков. В случае выявления незаконных действий будем принимать самые жесткие меры» [10].

Репрезентация политической сферы астраханской территории, безусловно, различается в традиционных СМИ и новых медиа. Следует учитывать актуальность и нарастающую популярность последних. Это связано с развитием популярных медийных платформ: специализированных сайтов и порталов, политических блогов, групп в социальных сетях. Возможности новых медиа направлены на привлечение массовой аудитории к политической тематике. В целом в областной прессе неоднократно повторяется тезис о том, что Астраханский регион выполняет функции административно-политического центра Прикаспия. Региональным астраханским СМИ, информационным ресурсам в сети Интернет необходимо придерживаться единой стратегии создания политической повестки дня, причем репрезентация политической сферы области должна планироваться и выстраиваться на государственном уровне и на уровне региональных властей.

Список литературы

1. Астраханская область. РФ [Электронный ресурс] // Портал Правительства Астраханской области. - URL: https://www.astrobl.ru (дата обращения: 07.04.2020).

2. Байбатырова, Н. М. Репрезентация политической сферы в астраханских региональных СМИ [Текст] / Н. М. Байбатырова // Журналистика и политика: взаимодействие и взаимовлияние: материалы Всероссийской научной конференции (Архангельск, 21 ноября 2018 г.) / сост. и отв. ред. Н. С. Авдонина. - Архангельск: САФУ, 2019. - С. 71-76.

3. Бондаренко, Е. В. Средства массовой информации как ресурс формирования позитивного имиджа региона [Текст] / Е. В. Бондаренко // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 7. - С. 237-243.

4. Егоркин, Н. Куда уплывают нацпроекты [Электронный ресурс] / Н. Егоркин // Ast-news.ru. Астраханские новости. - URL: https://ast-news.ru/node/kuda-uplyvayut-natsproekty (дата обращения: 10.04.2020).

5. Новостной центр. Астраханская область. РФ [Электронный ресурс] // Портал Правительства Астраханской области. - URL: https://www.astrobl.ru/news (дата обращения: 04.04.2020).

6. Проблемы устойчивого развития региона: информационная безопасность полиэтничного социума (на материалах Юга России) [Текст] : монография / под ред. В. М. Юрченко. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2011. - 148 с.

7. Султанов, К. Судебный прецедент. Как в Астрахани на таджиках и узбеках зарабатывают [Электронный ресурс] / К. Султанов // Ast-news.ru. Астраханские новости. - URL: https://ast-news.ru/node/sudebnyy-pretsedent-kak-v-astrakhani-na-tadzhikakh-i-uzbekakh-nazhivayutsya (дата обращения: 16.03.2020).

8. Чирков, П. С. Проблема имиджа региона в политическом пространстве России [Текст] / П. С. Чирков // Вопросы политической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М. : Буки-Веди, 2015. - С. 29-35.

9. Ast-news.ru. Астраханские новости [Электронный ресурс]. - URL: https://ast-news. ru (дата обращения: 06.04.2020).

10. babushkin_iyu [Электронный ресурс] // «Инстаграм». - URL: https://www.instagram. com/babushkin_iyu (дата обращения: 03.04.2020).

Байбатырова Наиля Мунировна - кандидат филологических наук, факультет филологии и журналистики, кафедра теории и истории журналистики, доцент, Астраханский государственный университет, aulova83@mail.ru.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10115 В. А. Гапутина

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

Москва (Россия)

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ БЛОГИINSTAGRAM: ТЕХНОЛОГИИ РЕКЛАМЫ И

ТАКТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ

В статье рассматриваются технологии рекламы блога и тактики его продвижения на примере лингвистического блога @great_russian, созданного на платформе социальной сети Instagram в России. Делается вывод, что технологии, применяемые для популяризации блога, доказывают свою работоспособность, а его контент стимулирует интерес читателей к русскому языку и творческому познанию, способствует повышению уровня грамотности.

Ключевые слова: социальная сеть, Instagram, образовательный блог, SMM-продвижение.

На сегодняшний день социальная сеть Instagram (далее - «Инстаграм») входит в число наиболее перспективных сетевых площадок как для личной самореализации, так и для продвижения коммерческих и социальных проектов, что обусловлено высоким охватом аудитории, таргетированностью и возможностями оценки эффективности воздействия на целевую аудиторию [12].

Функциональные возможности социальной сети делают ее весьма привлекательной для крупных компаний и организаций, заинтересованных в расширении круга целевой аудитории, а также для новичков, желающих предложить новый продукт, услугу или проект и сформировать интерес к ним. В условиях высокой конкуренции создатели личных и коммерческих инста-аккаунтов используют различные тактики их продвижения и рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.