5. Новостной центр. Астраханская область. РФ [Электронный ресурс] // Портал Правительства Астраханской области. - URL: https://www.astrobl.ru/news (дата обращения: 04.04.2020).
6. Проблемы устойчивого развития региона: информационная безопасность полиэтничного социума (на материалах Юга России) [Текст] : монография / под ред. В. М. Юрченко. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2011. - 148 с.
7. Султанов, К. Судебный прецедент. Как в Астрахани на таджиках и узбеках зарабатывают [Электронный ресурс] / К. Султанов // Ast-news.ru. Астраханские новости. - URL: https://ast-news.ru/node/sudebnyy-pretsedent-kak-v-astrakhani-na-tadzhikakh-i-uzbekakh-nazhivayutsya (дата обращения: 16.03.2020).
8. Чирков, П. С. Проблема имиджа региона в политическом пространстве России [Текст] / П. С. Чирков // Вопросы политической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М. : Буки-Веди, 2015. - С. 29-35.
9. Ast-news.ru. Астраханские новости [Электронный ресурс]. - URL: https://ast-news. ru (дата обращения: 06.04.2020).
10. babushkin_iyu [Электронный ресурс] // «Инстаграм». - URL: https://www.instagram. com/babushkin_iyu (дата обращения: 03.04.2020).
Байбатырова Наиля Мунировна - кандидат филологических наук, факультет филологии и журналистики, кафедра теории и истории журналистики, доцент, Астраханский государственный университет, [email protected].
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10115 В. А. Гапутина
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина
Москва (Россия)
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ БЛОГИINSTAGRAM: ТЕХНОЛОГИИ РЕКЛАМЫ И
ТАКТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ
В статье рассматриваются технологии рекламы блога и тактики его продвижения на примере лингвистического блога @great_russian, созданного на платформе социальной сети Instagram в России. Делается вывод, что технологии, применяемые для популяризации блога, доказывают свою работоспособность, а его контент стимулирует интерес читателей к русскому языку и творческому познанию, способствует повышению уровня грамотности.
Ключевые слова: социальная сеть, Instagram, образовательный блог, SMM-продвижение.
На сегодняшний день социальная сеть Instagram (далее - «Инстаграм») входит в число наиболее перспективных сетевых площадок как для личной самореализации, так и для продвижения коммерческих и социальных проектов, что обусловлено высоким охватом аудитории, таргетированностью и возможностями оценки эффективности воздействия на целевую аудиторию [12].
Функциональные возможности социальной сети делают ее весьма привлекательной для крупных компаний и организаций, заинтересованных в расширении круга целевой аудитории, а также для новичков, желающих предложить новый продукт, услугу или проект и сформировать интерес к ним. В условиях высокой конкуренции создатели личных и коммерческих инста-аккаунтов используют различные тактики их продвижения и рекламы.
Изучению инструментов и способов продвижения блогов в «Инстаграме» посвящен ряд научных исследований [1; 3; 5; 6; 8; 10], однако все они в основном касаются SMM-продвижения личного бизнеса, различных брендов, компаний и организаций. Целью настоящей статьи является изучение тактик продвижения и рекламы образовательных блогов.
На сегодняшний день в российском «Инстаграме» существуют различные образовательные блоги. Как отмечают исследователи, официального определения образовательному блогу в литературе и интернете пока нет. Но под ним принято понимать разновидность блогов в области образования (сокращенно - О-блогов) [9]. Среди О-блогов можно выделить блоги, посвященные изучению химии (например @chemistry_easy), искусствоведения (@op_pop_art), физике, астрономии, биологии, медицине (@qwrtru, @roscosmosofficial), различных иностранных языков, в частности английского (@freeschoolclub, @lazy_english, @englishfan_org). Говоря о блогах, направленных на изучение русского языка, стоит отметить блоги учителей русского языка Анастасии Викуловой (@vikulova_ao) и Юлии Нефедовой (@uunefedova).
Материалом для нашего исследования послужил контент лингвистического образовательного блога @great_russian, принадлежащего выпускнице факультета журналистики КубГУ Полине Масалыгиной. По словам блогера [4], изначально создание проекта было продиктовано ее желанием углубить собственные знания о правилах русского языка, однако в скором времени блог превратился в полноценный образовательный ресурс [11] с аудиторией более 500 тыс. подписчиков. По мотивам блога П. Н. Масалыгина выпустила три научно-популярных издания: «Великий русский», «Могучий русский» и «Большая книга о любимом русском», освещающих наиболее сложные вопросы русского литературного языка.
Специалисты в области инстаграм-маркетинга выделяют обширный инструментарий методов продвижения контента в социальной сети [2; 7]. Далее мы представим только те из них, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени способствуют популяризации блога @great_russian.
Оригинальный контент. Блог о грамотности практически не имеет аналогов в «Инстаграме». Аккаунт посвящен разбору слов и выражений с точки зрения определенного уровня изучения языковых единиц. Кроме того, блогер анализирует наиболее типичные ошибки употребления слов, связанные с незнанием различных литературных норм, а также просвещает аудиторию об актуальных текущему времени реалиях, например, в преддверии Нового года в блоге разбирались вопросы о том, как грамотно поздравить с этим праздником и как правильно произносить и записывать слова, связанные с новогодней тематикой. Вся информация подается в доступном массовому читателю виде, серьезные темы русского языка часто снабжаются авторской уместной иронией. Примечательно, что в конце каждого поста блогер обещает аудитории повышение уровня грамотности при условии выставления отметки «нравится» («лайк»).
Фотографии, Stories и Highlights. Фотографии оформлены в едином стиле, что способствует быстрому узнаванию аккаунта в новостной ленте и лучшему запоминанию; в постах наиболее часто используется вариант «карусели», где каждая фотография содержит различные аспекты освещаемого вопроса. Наиболее интересные темы дублируются в сторис и хайлайтс, что также обеспечивает прирост аудитории. Кроме визуального контента с правилами русского языка, блогер иногда публикует собственные фотографии или видео, для того чтобы заверить подписчиков в том, что блог ведет реальный человек.
Виральный контент. Контент блога обладает высоким потенциалом саморепликации, т. е. естественного тиражирования материалов пользователями сети (с помощью «лайков» и «репостов»), поскольку является интересным и полезным, поэтому его можно назвать виральным [2].
Взаимопиар. Автор проекта о грамотности задействует людей, ведущих «Инстаграм» и имеющих схожую целевую аудиторию, для взаимного пиара. Так, в одном из постов Полина Масалыгина рекламировала блог #месячник грамотности телеведущей Ирены Понарошку, направленный на устранение ошибок в письменной речи блогеров.
Необычные геометки. Полина Масалыгина использует необычные тематические геотеги. Например, пост, информирующий о разнице между глаголами «одеть» и «надеть», имеет геометку «Дорогой, Мне Нечего Надеть», пост о том, как грамотно поздравить с Новым годом, отмечен геотегом «С Новым годом, крошка!». Такая тактика не только привлекает пользователей сети, но и позволяет связать публикации с одинаковой геолокацией и повысить количество потенциальных подписчиков.
Интерактивное взаимодействие. Большинство постов-публикаций содержит в себе вопрос, так или иначе касающийся содержания публикации; как правило, вокруг постов разворачивается масштабная дискуссия, в ходе которой каждый может высказать свое мнение в отношении предмета обсуждения, оставив комментарий к публикации. Кроме обсуждения темы поста, подписчики блога часто задают вопросы, касающиеся различных языковых норм. Практически каждый вопрос получает ответ от автора блога. Таким образом происходит взаимодействие с целевой аудиторией, а также вовлечение новых подписчиков.
Конкурсные механики. Эффективным способом продвижения аккаунта и интенсификации интереса к нему пользователей сети является розыгрыш призов (в частности, Полина Масалыгина разыгрывает среди наиболее активных подписчиков свои книги о русском языке). Условиями розыгрышей является выставление «лайка» и/или перепост публикации, подписка на аккаунт и отметка кого-либо из друзей в комментариях. Победитель выбирается случайным образом через специальную программу, или же им оказывается последний из оставивших комментарий (в случае использования механики «СТОП» - когда в определенное, но неизвестное участникам конкурса время организатор прекращает конкурс).
Наблюдения над функционированием блога @great_russian позволили установить, что тактики и технологии, применяемые создателем для его популяризации, доказывают свою работоспособность, а контент постов блога стимулирует интерес читателей к русскому языку и творческому познанию, способствует повышению уровня грамотности.
Список литературы
1. Гераськина, М. В. Instagram как перспективный инструмент для рекламной кампании в Интернете [Электронный ресурс] / М. В. Гераськина // Вестник науки и образования. -
2018. - № 12 (48). - С. 83-87.
2. Дементий Д. Как создавать виральный контент в Инстаграм [Электронный ресурс] / Д. Дементий // TexTerra. - URL: https://texterra.ru/blog/kak-sozdavat-viralnyy-kontent-dlya-sotsialnykh-setey-7-sovetov.html (дата обращения: 08.01.2020).
3. Заратуйченко, А. А., Иванова, Р. А. SMM-продвижение в сети «INSTAGRAM» как инструмент PR-сопровождения деятельности организации [Текст] / А. А. Заратуйченко // Неделя науки СПБПУ: материалы конференции с международным участием. - СПб.,
2019. - С. 311-312.
4. Иванова, А. Полина Масалыгина: как заработать славу и деньги любовью к русскому языку [Электронный ресурс] / А. Иванова // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/krasnodar/ interview/30/03/2018/5abdc9579a79476225b4b2fb (дата обращения: 08.01.2020).
5. Красноставская, Н. В. Специфика использования инструментов социальной сети Instagram для продвижения виртуального магазина на международной торговой
интернет площадке [Электронный ресурс] / Н. В. Красноставская // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. - Т. 9. - № 6. - URL: https://naukovedenie.ru/PDF/126EVN617.pdf (дата обращения: 08.01.2020).
6. Лебедева, Т. Е. Потенциал социальной сети Инстаграм в продвижении компании [Текст] / Т. Е. Лебедева, М. П. Прохорова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 7 (33). - С. 45-51.
7. Продвижение в Инстаграм: пошаговое руководство и стратегия / [Электронный ресурс] // Tilda Education. - URL: http://tilda.education/articles-instargam-promotion (дата обращения: 08.01.2020).
8. Сабановская, С. С. Эффективные способы продвижения бизнеса с помощью Instagram [Текст] / С. С. Сабановская, О. Н. Ткаченко // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии: сборник трудов XVII Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 2018. - С. 63-68.
9. Толстых, А. А. Виды и особенности использования образовательных блогов [Текст] / А. А. Толстых, Е. Д. Кузнецова, С. С. Поддубный // Территория науки. - 2017. -№ 6. - С. 23-28.
10. Фаттахова, Г. Р. Социальная сеть Инстаграм - современная площадка для развития и продвижения бизнеса [Текст] / Г. Р. Фаттахова // Science Time. - 2015. - № 11 (23). -С. 566-568.
11. Gaputina, V. Instagram as an educational resource: heuristic potential and technologies of linguistic blogs [Text] / V. Gaputina, E. Budnik, V. Boguslavskaya, E. Koltakova // 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation. Seville (Spain). 11th-13th of November, 2019. - Pp. 9920-9926.
12. Trottier, D. Key Features of Social Media Surveillance [Text] / D. Trottier, D. Lyon // Internet and Surveillance: The Challenges of Web 2.0 and Social Media. - New York: Routledge, 2012. - Pp. 89-105.
Гапутина Виолетта Александровна - ассистент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, [email protected].
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10116
С. Н. Гикис
Пятигорский государственный университет
Пятигорск (Россия)
ПРОБЛЕМА FAKE NEWS В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ PR-КАМПАНИЯХ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В 2018-2019 ГОДАХ
В статье анализируется практика использования фальшивых новостей в PR-кампаниях во время выборов 2018-2019 гг. в странах Азии, Африки, Латинской Америки, сравниваются методы борьбы с ними. Рассматриваются антифейковые законодательные инициативы в этих регионах с оценкой их рисков и альтернатив в контексте дилеммы между сохранением гражданских свобод и усилением правительственного контроля.
Ключевые слова: fake news, предвыборный PR, зарубежные медиа, антифейковое законодательство, свобода информации.