Научная статья на тему 'Языковая личность японского блогера'

Языковая личность японского блогера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
325
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / БЛОГЕР / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лебедева А. Ю.

Данная статья посвящена особенностям публикаций современного Интернет-блога, что является актуальной в настоящее время темой лингвистических исследований. Рассматривается проблема реализации языковой личности, ведущей блог в рамках Интернет-дискурса. В статье дается обзор на существующие в современной лингвистике определения блога и языковой личности, также описывается ее структура. В статье представлены и проанализированы наиболее популярные публикации. Установлено, что блогер использует много заимствованных слов, а также смешивает нейтрально-вежливые и разговорные стили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковая личность японского блогера»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1751

А.Ю. Лебедева Магистрант ИЗФиР, СВФУ, г. Якутск, РФ Е-mail: [email protected]

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ЯПОНСКОГО БЛОГЕРА Аннотация

Данная статья посвящена особенностям публикаций современного Интернет-блога, что является актуальной в настоящее время темой лингвистических исследований. Рассматривается проблема реализации языковой личности, ведущей блог в рамках Интернет-дискурса. В статье дается обзор на существующие в современной лингвистике определения блога и языковой личности, также описывается ее структура. В статье представлены и проанализированы наиболее популярные публикации. Установлено, что блогер использует много заимствованных слов, а также смешивает нейтрально-вежливые и разговорные стили.

Ключевые слова

Блог, языковая личность, блогер, социальная сеть

В современном мире интернет является основным источником информации и коммуникации. Интернет дает бесконечные возможности для общения и самопрезентации в виртуальном измерении. Пользователи могут делиться с другими пользователями своей жизнью и своими мыслями в сетевых журналах, так называемых блогах.

Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — «веб-сайт, куда регулярно добавляются записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа, которые отображаются в обратном хронологическом порядке. Авторы блога обычно пишут тексты на разные темы: от описания своей жизни до анализа различных важных громких событий, которые происходят в мире. Автор блога характеризуется публичностью, для него обязательным фактором является наличие сторонних читателей, которые могут вступить с ним в публичное обсуждение, поскольку именно на возможности пользователей комментировать запись в блоге и строится коммуникация. Сейчас блогинг очень популярное явление, оно имеет очень сильное влияние на пользователей интернета. Блог это один ведущих видов цифровой коммуникации. [1, с. 54]

Огромную популярность в современном мире приобрела социальная сеть под названием Instagram Это приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры. На сегодняшний день Instagram является самой популярной социальной сетью во всем мире, будучи запущенным в 2010 году, на данный момент количество пользователей социальной сети насчитывает 1,1 млрд и эта цифра увеличивается с каждым днем. Instagram- это отличная бесплатная площадка для тех, кто продвигает свой бренд, продает товары/услуги, занимается самопрезентацией, именно в этом заключается его популярность среди блогеров, бизнесменов и различных компаний.

В современной лингвистической науке наибольшую популярность получила теория языковой личности Караулова Ю.Н, согласно которому языковая личность представляет собой «личность, которая существует в языковом пространстве, пользуется вербальными знаками и представляет собой совокупность способностей к созданию и восприятию текстов» [3, с. 56].

В японском интернет пространстве очень популярна актриса, комедиант и дизайнер Наоми Ватанабе,

ее инстаграм насчитывает 8,8 миллионов подписчиков. Она стала популярной после знаменитой пародии на известную американскую певицу Beyoncé, благодаря чему ее теперь называют «японской Beyonce». Ее аккаунт в инстаграме создан под реальным именем watanabenaomi703. У девушки очень яркая, нехарактерная для японок внешность, она одевается в смелые и дерзкие цвета и является активным пользователем инстаграма. В блоге она пишет не только про свою работу, но также делится деталями своей личной жизни и активно общается со своими поклонниками. Поскольку автор также является комедиантом, она делает много шутливых постов про себя и много обращений к своим подписчикам, другими словами, происходит активная коммуникация с поклонниками. На данный момент в ее инстаграме опубликовано 950 постов. В статье представлены и проанализированы две из них.

Публикация, посвященная выступлению на фестивале Koyasoni от 22 сентября 2018 года. (https://www.instagram.eom/p/BoB_JOWFlAP/), которая набрала 363600 лайков и 1402 комментариев. На видео актриса поет песни Beyonce, например такие песни, как Diva, Kun the world. Она поет и танцует сама, и все это похоже на полноценный концерт. Это было выступление, которое проходило на сцене ежегодного музыкального фестиваля Koyasoni

Под публикацией имеются следующие хэштеги: beychella ГШ (Бейчелла Ш) naochella \ (наочелла %)

# з^У— (# Koyasoni) #^^TikToker (#Первое поколение TikToker) #naochella (#naochella) £ (#Спасибо, господин Кодзима) #Beychella

í

(Если вы не

знаете, что за пародия, пройдите по этой ссылке)

ftfr&A ¿lfo< bl^&^tzbo frO (интересно, сколько людей это понимают?) @beyonce

Пост подписан словом beychella и naochella, это соединение двух слов beyonce и Coachella. Если пройти по этому хештегу можно найти много публикаций с Beyonce на фестивале Coachella. Автор придумывает свой хэштег по аналогии: naochella, также является соединением двух слов Naomi и Coachella.

Таким образом автор дает понять, что ей нравится творчество певицы и проводит параллель с собой....... в

посте сначала идут хештеги, потом уже сам текст. В тексте автор обращается к своим подписчикам, и просит их ознакомиться с ее творчеством, пройдя по хештегу. Автор дискурса употребляет слово японского происхождения, которое написано на катакане что означает «имитация, пародия». Автор

подписала его на катакане, чтобы дать понять своим подписчикам, что это только пародия. Благодаря этой пародии Наоми обрела большую известность и популярность, не только в Японии, но и за ее пределами, в частности в США. Автор также использует заимствованное слово / V^V-i^^, написанное на катакане и означающее хештег, поскольку оно отсутствует в японском языке. Предложение написано на нейтрально-вежливом языке, так как она обращается к подписчикам, которые только недавно подписались на ее аккаунт. Следующее вопросительное предложение уже написано в разговорном стиле, так как она уже обращается к поклонникам, которые уже давно следят за ее творчеством. Автор предполагает число людей, которые понимают, о чем идет речь. И в конце она указывает аккаунт Beyonce, так как права на песни и хореографию принадлежат певице. Стоит обратить внимание на эмотиконы, которые использует автор. После слова beychella она использовала эмотикон пчелы, так как на фестивале Coachella певица и ее подтанцовка были одеты в желтые костюмы, что действительно напоминает пчел. Но после naochella она использовала эмотикон мяса, таким образом, автор подшучивает над собой и своими формами, другими словами она использовала прием самоиронии.

Следующая публикация появилась 27 июля 2018 года. https://www.instagram.com/p/BlmbmC8FtkL/ Данный пост собрал 737 085 лайков и 8504 комментариев. На фотографии мы видим, как автор стоит в образе бородатой женщины из художественного фильма «Величайший шоумен». Автор приняла участие в японской программе FNS Uta no Natsu Matsuri" с песней «This is me».

THIS IS ME (ЭТО Я)

(Репетиция окончена)

.. .w (думаю, я постаралась над образом настолько, что если встречусь с настоящей актрисой, то могу просто заискриться и исчезнуть... w)

(теперь мне бы только талант к пению... ©) #ThisIsMe #TheGreatestShowman #7vfUt (# Fuji TV) #FNS?tz0R'£^4 (#FNS летний фестиваль песни) (#Завтра с 19 часов)

#S.-?Rtz I^^^^AU (#сначала спойлер с образом) О

'JLfel^1?!^ (#не удивляйтесь, если внезапно выйду в эфир)

! Пожалуйста, посмотрите завтра! □ похожа? □ #ThisIsMe #TheGreatestShowman

Пост начинается с названия песни, который написан заглавными буквами. Предполагается, что Наоми написала не только название песни, но также вложила туда более глубокий смысл, а именно то, что она стала популярной артисткой, комедиантом, дизайнером и моделью Японии, и всего этого добилась сама, упорным трудом. Таким образом, автор хочет сказать, что гордится собой и результатами своей работы. Следующее предложение написано в нейтрально-вежливом стиле, где автор использует сокращенное и заимствованное из английского языка слово 'JA, которое переводится как репетиция. Полный вариант слова пишется таким образом 'JA—от английского слова rehearsal означает репетиция. Следующее предложение написано в разговорном стиле, где также присутствуют заимствованные слова Х/—О (искра) и O^'Jf* — (качество). В конце предложения автор использует знак w, давая понять подписчикам, что она смеется над собой. В японском языке данный знак используют, когда пользователь пишет в шутливом тоне, так как слово ЪьЗ (warau), означающий смеяться, начинается со звука w. Следующей фразой автор хочет сказать, что у нее нет выдающихся способностей к пению как у настоящей актрисы, которая исполнила данную роль. Таким образом она использует прием самоиронии, выраженный в эмотиконе В хештегах она отметила названия песни, саундтрека и хэштег самого фильма, а также канала, на котором будет название и трансляция фестиваля, в котором она приняла участие. Дополнительно употреблено сленговое слово ^^AU, которое означает спойлер, а именно преждевременно раскрытая важная информация из сюжета, которая разрушает интригу. Другими словами, посмотрев на фотографию поклонники сразу поймут в кого перевоплотилась автор. Вдобавок идет слово lyO'J (удивление, шок), которое также написано на катакане. В тексте были использованы повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения.

Таким образом мы выяснили, что блогер часто обращается к своим поклонникам, благодаря активному взаимодействию число подписчиков будет только увеличиваться. Главной целью для блогера является наличие ответной реакции либо фидбека, автор часто пишет на нейтрально-вежливом и разговорном стилях, также использует много заимствованных слов из английского языка и выделяет слова с помощью слогового письма катаканы. В обеих публикациях автор использует прием самоиронии по отношению к себе, тем самым показывает, что относится к себе с юмором. Дополнительной особенностью ее публикаций является использование хештегов. Если хештеги в социальных сетях часто пишут только одним словом, то в данном случае автор пишет в хештегах целые предложения, которые могли бы стать частью текста публикации.

Список использованной литературы:

1. Агапова С. Г., Полоян А. В. Интернет-дискурс; основные жанры и особенности их исследования// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. N 4. С. 52-58.

2. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис... докт.

филол. наук. -Ленинград, 1984. -С. 31.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.

4. https: //www .instagram .com/p/B lmbmC 8FtkL/

5. https://www.instagram.eom/p/BoB_JOWFlAP/

© Лебедева А.Ю., 2019

УДК 811.521

А.В. Никифорова

магистрант 2 курса СВФУ, г. Якутск, РФ E-mail: [email protected]

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОННОТАЦИИ В КОРПУСНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

Аннотация

Традиционно корпус текстов считается сборником правильного употребления слов, и им пользуются в качестве языкового материала в изучении грамматики и семантики. Актуальной задачей корпусной лингвистики является поиск новых способов применения корпуса текстов. В данной статье приводятся методы изучения социальной коннотации в корпусе на примере Сбалансированного корпуса современного письменного японского языка. То есть впервые корпус текстов рассматривается не в качестве образцов употреблений слов, а в качестве сборника высказываний, где отпечатано мировоззрение определенного общества.

Ключевые слова:

Социальная коннотация, корпусная лингвистика, корпусы текстов, японский язык, Сбалансированный корпус современного письменного японского языка

Одни и те же события, предметы или ситуации всегда по-разному оцениваются в разных обществах. Даже в одном и том же обществе социальная оценка к определенному объекту может существенно поменяться с течением времени. Это явление связано с различием эмпирического, культурно-исторического, мировоззренческого знания членов общества, с их различным эмоциональным или ценностным отношением к объекту. Такая оценка какого-нибудь предмета, события или ситуации, данная определенным обществом, называется социальной коннотацией [4].

Социальная коннотация, являясь видом общей коннотации, обладает такими признаками как образность, оценочность, эмоциональность и экспрессия, которые выражаются в тексте с помощью различных языковых средств: тропы, лексические единицы с ярко выраженным положительным / отрицательным значением, междометия, вводные конструкции, графические средства и т.д [2, 3].

Социальная коннотация наиболее присуща языку прессы - газетам и журналам. Социальная значимость прессы объясняется тем, что она «принадлежит не только автору, но и редакции, общественной организации, чье мнение, чью политику выражает газета. Социальная функция определяется и спецификой адресата речи - обращенностью массовых периодических изданий к неисчислимой количественно и разнородной качественно аудитории» [2; с.27]. В современном обществе все больше людей вместо газет и журналов предпочитают читать различные новостные сайты в Интернет-порталах. Поэтому для изучения социальной коннотации необходимо привлечь также новостные блоги в Интернете.

Еще одной характерной чертой социальной коннотации является то, что в отличие от собственно коннотации, социальную коннотацию невозможно рассматривать на уровне слова. Это связано тем, что та

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.