Научная статья на тему 'Интернетизация региональных СМИ в конце ХХ - первой трети ХХI В. (на примере Астраханской области): проблемы становления и перспективы развития'

Интернетизация региональных СМИ в конце ХХ - первой трети ХХI В. (на примере Астраханской области): проблемы становления и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
367
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / ВЛАСТЬ / "ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" / ИНТЕРНЕТ-СМИ / REGIONAL PRESS / AUTHORITIES / "THE FOURTH AUTHORITY" / INTERNET MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зайцева Марьяна Александровна

Рассматривается процесс становления интернет-представительств СМИ Астраханской области в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the process of establishment of Internet representation of the mass media of the Astrakhan region on the Internet.

Текст научной работы на тему «Интернетизация региональных СМИ в конце ХХ - первой трети ХХI В. (на примере Астраханской области): проблемы становления и перспективы развития»

Formation of the model of a modern priest in the reformation process in the system of spiritual education in the Russian Orthodox Church (based on the cathedral resolutions and the reports by the hierarchs of the Russian Orthodox Church)

There is considered the issue of formation of the model of a modern priest and the improvement of the quality of training of the Russian Orthodox Church clergymen at various stages of reformation of its system of spiritual education in the postSoviet period. Special attention is paid to the correspondence of the professional and spiritual and moral qualities of modern priests to the church ideal of a clergyman.

Key words: model of a modern priest, theological seminary, conception of spiritual education of the Russian Orthodox Church, Bologna sysmen of education, bachelor studies.

(Статья поступила в редакцию 25.11.2015)

М.А. ЭАЙЦЕВА (Астрахань)

интернетизация региональных СМИ в конце хх - первой трети XXI в. (на примере Астраханской области): проблемы становления и перспективы развития

Рассматривается процесс становления интернет-представительств СМИ Астраханской области в Интернете.

Ключевые слова: региональная пресса, власть, «четвертая власть», интернет-СМИ.

Последние десятилетия XX в. ознаменовались небывалым скачком в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий - третьим после открытия каналов передачи аудио- и видеосигналов, который коренным образом повлиял на развитие системы средств массовой информации. Вслед за активно развивающимся радио- и телевещанием были изобретены сетевые технологии, осно-

ванные на ином, цифровом, способе передачи информации, которые привели к формированию новой среды для распространения потоков информации. Форма организации таковых каналов передачи информации получила название Интернет (сеть сетей, которая объединяет национальные, региональные и местные компьютерные сети, в которых происходит свободный обмен информацией) [1].

Интернет стал и средством общемирового вещания, механизмом распространения информации, средой для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар. в отличие от радио- и телевещания, основная функция которых - производство и распространение массовой информации, Интернет - среда для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения, как индивидуальную, так и групповую.

В Интернете сосредоточено большое количество информационных ресурсов. Кроме того, сама Всемирная паутина является частью системы СМИ благодаря представленным в ней сетевым средствам массовой информации, а также электронным версиям традиционных СМИ.

Доктор филологических наук, профессор Я. Засурский предлагает различать существующие в Интернете средства массовой информации по их генезису. Так, одна категория возникла в результате эволюции традиционных СМИ, которые пополнились электронными версиями своих печатных, радио- и телевыпусков. Другая возникла непосредственно на базе сетевых технологий и функционирует исключительно в среде Интернета. такие СМИ называют сетевыми, электронными, или web-изданиями. «Газета.Ру» (www.gazeta.ru), "Zhurnal.Ru" (www.zhurnal.ru) - характерные примеры последних [там же].

Согласно данным Роскомнадзора, на 1 января 2012 г. общее количество зарегистрированных СМИ составляло 89173, из них печатных - 65596, электронных - 15694, электронных периодических изданий - 6220 (22 из них зарегистрированы уже как сетевые СМИ в соответствии с законом, вступившим в силу с 10 ноября 2011 г.), информационных агентств -1663 [11; 12]. 10 ноября 2011 г. вступили в силу изменения в Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». К существовавшим ранее формам средств массовой информации добавились телеканал, радиока-

О Зайцева М.А., 2015

нал, а также сетевое издание для средств массовой информации, распространяемых в сети Интернет [12].

По данным различных исследователей, мы можем отметить продолжающийся рост интереса пользователей к Интернету как к источнику новостной информации как в мире, так и среди российской интернет-аудитории. По данным Т№ WebIndex, объем месячной аудитории ведущих российских новостных сайтов в октябре 2012 г. составлял 21,9 млн человек, что составляет 61% от интернет-аудитории. По отношению к октябрю 2011 г. прирост составил 13,2%, что немного выше прироста интернет-аудитории в целом (13%). Помимо роста использования Интернета как источника информации, в 2012 г. зафиксирован рост доверия к данному новостному источнику. По данным Фонда общественного мнения, еще в 2010 г. только 4% населения отмечали новостные сайты как источник информации, которому они доверяют больше всего, в 2012 г. эта цифра составляла уже 11% [6].

Некоторые эксперты высказывают мнение, что роль интернет-СМИ серьезно выросла и будет расти дальше. Очевидно, именно они будут играть первую скрипку в информационном пространстве. на фоне роста доверия к интернет-СМИ наблюдается обратная тенденция у телевидения как источника информации. «В 2012 году, по данным ФОМ, только 57% опрошенных респондентов назвали телевидение источником, которому они доверяют больше всего. Для сравнения, в 2010 году доля таких респондентов составляла 71%. Особенно заметны эти тенденции среди интернет-пользователей» [Там же]. Оперативная информация уходит в Интернет, а печатные СМИ все больше будут превращаться в аналитические издания.

Рассматривая интернет-представительства СМИ в Интернете в Астраханской области, мы будем придерживаться типологической структуры, предложенной Я. Засурским.

Самым первым астраханским средством массовой информации, открывшим свой полноценный сайт, был областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат». В 2003 г. появился сайт ресурсregion30. ги. Там была не только представлена исчерпывающая информация о газете, но и дублировались все опубликованные материалы [10].

Как и в первые годы существования, так и сейчас «Факт и компромат» уделяет немало внимания межрегиональному сотрудничеству с различными СМИ других субъектов рФ,

а также использует современные технологии для продвижения материалов. В 2013 г. он являлся первым из астраханских печатных СМИ, кто стал использовать элементы «дополненной реальности»: размещать QR-коды к расследованиям, просканировав их смартфоном. Читатель мог через Интернет получить доступ к расширенному досье на то или иное юридическое лицо или «прославившегося» гражданина.

В 2009 г. редакция открыла сайт ast-news. ru. Коллектив газеты поставил целью не только размещение собственных публикаций и наиболее интересных материалов местной печатной прессы в Интернете, но и представление информации, которую не удалось оперативно напечатать в еженедельной газете. Спустя некоторое время после открытия сайта «Астраханские новости» на рынке появилось ещё несколько «игроков» (сведения получены от главного редактора «Факта и компромата» Г. Иванова).

На сегодняшний день электронные версии в регионе имеют несколько изданий. Среди областных изданий: газеты «Волга» - astravolga. ru, «Комсомолец Каспия» - kaspy.info, «Факт и компромат» - ast-news.ru, «Московский комсомолец в Астрахани» - ast.mk.ru. В районах области это газеты «Время» - vremya-gzt.ru, «Красноярский вестник» - krasnvestnik. ru/smi/main, «Орбита» - orbita-znamensk.ru, «Степная новь» - степнаяновь.рф, «Заря Каспия» - zaryakaspia.ru, «Приволжская газета» -privgaz.ru.

Радио: «Юмор-ФМ-Астрахань» veseloeradio30.ru, «Love Радио», «Русское радио», «Радио Шансон» - astrakhanfm.ru и др. Телевидение: ВГТРК «Лотос» - lotosgtrk. ru, «Рен-ТВ Астрахань» - rentv-astrakhan.ru, «СТС-Астрахань», «Домашний Астрахань», «Дорожное радио» - media-ug.ru.

Особого внимания заслуживает портал СМИ Астраханской области (smi.astrobl.ru). В 2002 г. объявлено о начале реализации проекта по созданию ресурса, его разработкой занялось агентство «Аверс». Информационный портал объединил все, в том числе и районные, печатные издания региона. У каждого СМИ есть возможность выкладывать полнотекстовые версии номеров.

Статистика показывает, что ежедневная посещаемость ресурса по сравнению с 2007 г. выросла с 1 тыс. до 1,7 тыс. человек [8]. Сегодня практически все средства массовой информации в регионах имеют свои отдельные представительства в сети Интернет. Вместе с тем

на сайте smi.astrobl.ru доступны последние обновления.

Ко второй группе относятся оригинальные сетевые продукты, т.к. они возникли на базе веб-технологий и функционируют только в пространстве Интернета. К таким в Астраханском регионе мы относим региональное информационное агентство «Аверс» (astrakhan. net), зарегистрированное в 2000 г. На протяжении определённого периода времени агентство занималось информационным сопровождением ряда организаций. Следующим в категории выделим электронное периодическое издание «Новости Astrobl» (astrobl.ru/news). Сайт ежедневно обновляется, посещаемость ресурса ежегодно растет. По данным проекта "Rambler'sTop 100", по сравнению с 2007 г. среднее количество посетителей страниц портала astrobl.ru в день увеличилось с 3600 до 4500 человек. Новостная лента портала органов государственной власти зарегистрирована в Управлении Роскомнадзора по Астраханской области как средство массовой информации (электронное периодическое издание «Новости Astrobl» (astrobl.ru)) [8].

В рамках исследования представляется возможным выделить третью группу - информационные порталы, т.е. многофункциональные интернет-службы, где информация публикуется непрерывно, отличаясь многообразием, кроме того, предлагается много сервисов. Первым интернет-порталом в регионе стал astrakhan.ru. Важное событие в истории развития Интернета произошло в 1996 г., когда за первым интернет-провайдером «РЕАЛ» был закреплен домен astrakhan.ru [2]. Фирма и её директор Н. Коршунов в середине 1990-х годов внесли большой вклад в дело интернетизации астраханских СМИ. Был период, когда они совершенно бесплатно предоставляли редакциям астраханских газет доступ к Интернету и публиковали адрес их электронной почты на сервере фирмы.

Сегодня в числе перспективных, на наш взгляд, можно назвать порталы punkt-a.info, astranovosti.ru, astrakhanpost.ru, astrakhancity. com. В целом же ситуацию, которая складывается вокруг интернет-порталов, можно обозначить как становление и развитие новой сферы, где работают команды, готовые к реализации амбициозных планов.

Говоря о государственных информационных ресурсах в Интернете, следует отметить, что первое представительство органов государственной власти Астраханской области в сети появилось в 1996 г. Это был прототип со-

временного интернет-портала astrobl.ru, задачами которого стали размещение информации справочного характера, обеспечение доступа граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций и предоставление государственных услуг. В 2006 г. портал получил статус официального интернет-ресурса органов государственной власти Астраханской области [5].

В дальнейшем начала работу разветвленная сеть государственных информационных ресурсов в Интернете: портал социальной сферы www.astrasosial.ru. В 2007 г. к юбилею Астрахани открылся сайт astrakhan-450.ru. Все это свидетельствует об информационной открытости правительства Астраханской области.

таким образом, складывающаяся система сетевых изданий, а также электронных версий традиционных СМИ, распространяемых в Интернете, является одним из динамично развивающихся сегментов информационного рынка России. Этому, бесспорно, способствуют такие характерные особенности канала распространения информации, как открытость и демократичность (доступ без ограничения и для любых слоев населения), оперативность и интерактивность (увеличение скорости передачи информации и диалоговый режим ее потребления), мультимедийность (сочетание текста, аудио- и видеоряда) [1]. Развитие Интернета позволяет печатным изданиям вести дискуссии в режиме онлайн, проводить виртуальные встречи с читателями, онлайн-голосования.

Несмотря на объективные социально-экономические трудности, можно наблюдать прирост числа пользователей Интернета в Астраханском регионе. Так, в 2010 г. количество пользователей составило 399 тыс., в 2011 - уже 489 тыс. В 2010 г. регион занимал 26-е место в рейтинге субъектов РФ по числу интернет-пользователей. Между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами сохраняется более чем двукратная разница. Тем не менее позитивный рост интернет-аудитории продолжается, что говорит о спросе на онлайн-информацию [7].

В Астраханской области большинство СМИ имеют онлайн-версии. Развитие получили также сетевые издания и информационные порталы, где работают интересные журналистские коллективы. Развиваются они интенсивно и за счет количества, и за счет качества публикаций. Вместе с тем, на наш взгляд, можно говорить о ряде существенных проблем.

1. Все СМИ - это хозяйствующие субъекты, следовательно, живут и развиваются по законам рынка. Подъем или спад в экономике находят отражение в средствах массовой информации.

2. Отсутствие зарегистрированного как СМИ представительства в сети Интернет у уже существующего печатного СМИ может говорить о недостатке финансовых средств или отсутствии в «дорожной карте» редакции подобной задачи. Типичным фактом является нехватка нужных специалистов по продвижению в сети Интернет и социальных сетях.

3. зачастую редакция оценивает потенциальную аудиторию своих читателей как аудиторию печатных, а не электронных СМИ по результатам того или иного мониторинга или собственного исследования (что бывает редко и дает не всегда достоверную информацию).

4. По мнению экспертов, любой ресурс, авторская группа, редакционная группа сталкиваются в своей работе с разными проблемами, в том числе из-за отсутствия навыков проектирования, небольшого опыта реализации проектов, недостатка профильных специалистов. не хватает, возможно, знания и навыков проектного менеджмента, социальной психологии, т.е. командной работы. Однако все эти трудности преодолимы [4].

В будущем аналитики прогнозируют, что интернет-представительства появятся у многих изданий Астраханской области. Возможно, направления станут еще более сегментированными, аудитории - более определенными. Изменения коснутся и редакций - появятся специалисты, которых сейчас нет [3]. По нашим прогнозам, количество собственного контента в сети Интернет будет увеличиваться. В целом текущую ситуацию специалисты характеризуют как благоприятную для становления новой информационной системы в Астрахани и регионе, за доминирующее положение в которой развернется борьба.

как отмечает медиааналитик к. Доктор, переход от печатных изданий к цифровому формату - хорошая новость для традиционных средств массовой информации. В рамках выступления на Международном форуме «Медиа будущего» в 2012 г. он подчеркнул, что традиционные печатные СМИ практически исчезнут к концу десятилетия, а их место займут цифровые, которые вынуждены будут отказаться от доходов за счет рекламы и переключиться на читателей. Он озвучил пять принципов, которые изменят медиамир полностью в ближайшее время. Во-первых, ме-диаконтент должен стать платным. Представ-

ление о свободном распространении контента - это идеалистическая идея, которая уходит в прошлое. Второе: для новостных СМИ выручка от потребителей будет формировать основной доход. В-третьих, периодичность выхода газет будет сокращаться. За последние пять лет аудитория газет в мире сократилась на 32%. Четвёртое и самое важное: СМИ ждёт будущее «пяти экранов». Идея необходимых изменений очень проста - медиа должны учитывать все возможные форматы, устройства и носители. И последнее: индивидуальные предложения для читателей. В ближайшее время кардинально изменится схема купли-продажи контента, на первый план выйдут специальные сервисы и приложения для мобильных устройств [9].

Список литературы

1. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. М.: Аспект Пресс, 2001. C. 219.

2. Астрахань предпринимательская. Астрахань: Новая линия, 2014. С. 165-168.

3. Главное - не останавливаться // ChiefTime. 2014. № 8-9. С. 21-24.

4. Отсутствие опыта - это еще не ошибка // Московский комсомолец в Астрахани. 2014. № 10. С. 17.

5. Постановление Правительства Астраханской области «О портале органов государственной власти Астраханской области» № 161-П от 23.05.2006 года // Астраханские известия. 2006.

6. Доверие к интернет-СМИ растет, к ТВ уменьшается, показало исследование [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20130326/929060558. html#ixzz3I5aeCuq1.

7. Интернет в регионах России [Электронный ресурс]. URL: http://riarating.ru/infografika/ 20130118/610533923 .htmlhttp://ria.ru/society/20130326/ 929060558.html - ixzz3I5aeCuq1.

8. Мы пользуемся блогами [Электронный ресурс]. URL: http://www.ast-news.ru/node/441.

9. Пять прогнозов Кена Доктора: что изменит медиа до неузнаваемости [Электронный ресурс]. URL: http://fmf2012.ria.ru/news/20120702/ 368121711.html.

10. Электронная версия астраханского еженедельника «Факт и компромат» [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/ web/20031002222342/http://www.region30.ru.

11. В 2011 году Роскомнадзором зарегистрировано более 6,4 тысячи СМИ [Электронный ресурс]. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news14748. htm.

12. 10 ноября 2011 года вступили в силу изменения [Электронный ресурс]. URL: http://40.rkn. gov.ru/directions/p9094/p9163/p10058/.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

* * *

1. Zasurskij Ja.N. Sistema sredstv massovoj informacii Rossii. - M.: Aspekt Press, 2001. C. 219.

2. Astrahan' predprinimatel'skaja. Astrahan': No-vaja linija, 2014. S. 165-168.

3. Glavnoe - ne ostanavlivat'sja // ChiefTime. 2014. № 8-9. S. 21-24.

4. Otsutstvie opyta - jeto eshhe ne oshibka // Moskovskij komsomolec v Astrahani. 2014. № 10. S. 17.

5. Postanovlenie Pravitel'stva Astrahanskoj ob-lasti «O portale organov gosudarstvennoj vlasti Astrahanskoj oblasti» № 161-P ot 23.05.2006 goda // Astrahanskie izvestija. 2006.

6. Doverie k internet-SMI rastet, k TV umen'-shaetsja, pokazalo issledovanie [Jelek-tronnyj resurs]. URL: http://ria.rU/so-ciety/20130326/929060558.html# ixzz3I5aeCuq1.

7. Internet v regionah Rossii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://riarating.ru/infografika/20130118/ 610533923.htmlhttp://ria.ru/society/20130326/ 929060558.html- ixzz3I5aeCuq1.

8. My pol'zuemsja blogami [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.ast-news.ru/node/441.

9. Pjat' prognozov Kena Doktora: chto izmenit media do neuznavaemosti [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fmf2012.ria.ru/news/20120702/368121711.html.

10. Jelektronnaja versija astrahanskogo ezhe-nedel'nika «Fakt i kompromat» [Jelektronnyj resurs]. URL: http : //web.archive. org/web/200 31002222342/ http://www.region30.ru.

11. V 2011 godu Roskomnadzorom zaregis-trirovano bolee 6,4 tysjachi SMI [Jelektronnyj resurs]. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news14748.htm.

12. 10 nojabrja 2011 goda vstupili v silu izme-nenija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://40.rkn.gov.ru/ directions/p9094/p9163/p10058/.

Internetization of the regional mass media at the end of XX - first third of the XXI centuries (by the example of the Astrakhan region): establishment issues and prospects of development

There is considered the process of establishment of Internet representation of the mass media of the Astrakhan region on the Internet.

Key words: regional press, authorities, "the fourth authority", Internet mass media.

(Статья поступила в редакцию 16.07.2015)

М.г. СОТНИКОВ (Волгоград)

развитие добровольных спортивных обществ Сталинграда в 1946-1951 гг. по материалам центра документации новейшей истории волгоградской области

Представлены материалы фонда Сталинградского комитета ВКП (б) Центра документации новейшей истории Волгоградской области по вопросам развития добровольных спортивных обществ (ДСО) Сталинграда в годы первого послевоенного плана развития народного хозяйства СССР. Приведены статистические данные развития ДСО города и выявлены основные результаты и недостатки в работе, среди которых слабость профессиональных кадров.

Ключевые слова: добровольные спортивные общества, физическая культура и спорт, Сталинград, четвертый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

С принятием в 1946 г. нового четвертого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР Сталинградская область смогла окончательно перейти к мирному строительству. Соответственно, добровольные спортивные общества (ДСО) могли больше внимания уделить восстановлению своих спортивных баз. Об этом свидетельствуют документы фондов военного отдела Сталинградского городского комитета ВКП (б) Центра документации новейшей истории Волгоградской области.

Так, к концу 1946 г. по отчету о работе комитета по делам физической культуры и спорта при исполнительном комитете Сталинградского городского Совета депутатов трудящихся у спортивного общества «Трактор» Трак-торозаводского района Сталинграда на одноименном стадионе функционировали: «футбольное поле размером 105*75 м; нормальная беговая дорожка 400 м; секторов для метания - 5; для прыжков в длину - 3, в высоту - 2; мест для сидения - 2,5 тысячи; теплая раздевалка и душ; волейбольных площадок -2; баскетбольных - 1, городошных - 2; гимнастический городок; стадион огорожен» [4, с. 20-21]. Спортивное общество обладало цель-

О Сотников М.Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.