Научная статья на тему 'Инструменты внедрения культуры в повседневную жизнь человека (на примере образовательного проекта «Арзамас»)'

Инструменты внедрения культуры в повседневную жизнь человека (на примере образовательного проекта «Арзамас») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
456
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные проекты / просветительский сайт «Арзамас» / Ф. Дзядко / онлайн-образование / популяризация культуры.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стеценко Ксения Сергеевна

В России усиливается тенденция обучения по образовательным материалам онлайн, в том числе с помощью просветительских проектов. На примере образовательного сайта «Арзамас» мы выявили инструменты для популяризации знаний. Это симбиоз бытового и культурного, обращение к конкретной личности, уход от объективизации, нетривиальный формат, «ожившие события», смена привычного ведущего, использование приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты внедрения культуры в повседневную жизнь человека (на примере образовательного проекта «Арзамас»)»

7. Редькина, Т. Ю. Чужая речь [Текст] / Ю. Т. Редькина // Медиалингвистика в терминах и понятиях :словарь-справочник ; под ред. Л. Р. Дускаева. - М., 2018. -С. 173-177.

8. С 1 января Тамбовскую область ждёт мусорный коллапс [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Новый Тамбов». - URL: https://newtambov.ru/news/s-1-yanvarya-tambovskuyu-oblast-zhdyot-musornyj-kollaps/ (дата обращения: 02.03.2019).

9. Современный медиатекст [Текст] : учеб. пособоие / отв. ред. Н. А. Кузьмина. - М., 2019. - 416 с.

10. Тамбов оказался в десятке аутсайдеров рейтинга городов России по качеству управления [Электронный ресурс] // Лайф Тамбов. - URL: https://lifetambov.ru/ obshhestvo/17957-tambov-okazalsya-v-desyatke-autsajderov-rejtinga-gorodov-rossii-po-kachestvu-upravleniya.html (дата обращения: 10.01.2020).

11. Хаустон, К. Почему не приживаются новые знаки препинания? Русская служба ВВС [Электронный ресурс] / К. Хаустон // BBC News. - URL: https://www.bbc.com/russian/ society/2015/11/151123_vert_cul_punctuation_that_failed_make_its_mark (дата обращения: 10.01.2020).

Серова Светлана Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, serova.svetlana@mail.ru.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10139

К. С. Стеценко

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕДРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «АРЗАМАС»)

В России усиливается тенденция обучения по образовательным материалам онлайн, в том числе с помощью просветительских проектов. На примере образовательного сайта «Арзамас» мы выявили инструменты для популяризации знаний. Это симбиоз бытового и культурного, обращение к конкретной личности, уход от объективизации, нетривиальный формат, «ожившие события», смена привычного ведущего, использование приложений.

Ключевые слова: образовательные проекты, просветительский сайт «Арзамас», Ф. Дзядко, онлайн-образование, популяризация культуры.

В настоящее время наблюдается тенденция к возрастанию популярности образовательных проектов в Интернете. Диапазон применения проектирования широк: это и просветительско-гуманитарные сайты, и программы для школьных предметов, проекты для бизнеса и повышения квалификации. Появился термин «непрерывное образование», где помощниками выступают и онлайн, и офлайн курсы.

3 октября 2019 года аналитики «Яндекс.Кассы» и «Нетологии» опубликовали исследование: рынок онлайн-образования ежегодно растет более чем на 60 % [9]. Сильные стороны онлайн-образования - это демократизация учебного процесса, устранение географических и физических рамок. По оценкам вице-президента Coursera Леа Бельски, рынок онлайн-образования в России составляет около

$300 млн, и к 2021 году он может возрасти до $790 млн [7]. Если в 2015 году на Coursera было зарегистрировано 12 миллионов учащихся, то сейчас их более 28 миллионов. (Coursera - проект в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета Дафной Коллер и Эндрю Энгом).

Отметим, что мы говорим о вспомогательных ресурсах обучения, которые на данный момент не могут заменить традиционные face-to-face методы образования. Полная замена невозможна из-за минусов онлайн-образования, таких, как отсутствие элемента живого общения, низкая вовлеченность, низкий процент «доходимости».

Проектные методы в образовании могут отражать жизнь современного человека вообще. Мы имеем в виду, что не случайно проекты становятся популярными. Почему именно сейчас люди стали покупать обучающие курсы, пользоваться образовательными видео и подкастами? Возможно, трансформация интересов людей связана не только с появлением технологий, но и с тем, каким способом они получают сообщения масс-медиа, как сортируют и производят информацию. В чем это проявляется?

Во-первых, стерлись границы массового и элитарного, что позволяет «неподкованным» слушателям усваивать фундаментальные науки.

Во-вторых, произошла трансформация важных социальных институтов, таких как воспитание, экономика, производство, культура. Они становятся более подвижными: появляются детские центры, изменяется структура «библиотеки», вводятся новые методики и способы обучения.

В-третьих, сейчас мы все еще находимся в постсоветском пространстве. У большинства представителей старшего поколения другое представление о способах зарабатывания денег, построении карьеры, иное понимание получения знаний и работы вообще. Во времена «стабильности и спокойствия» человек твердо знал, кем будет работать после университета, однако сейчас молодежь мыслит по-другому. «В наши же дни по статистике 80 % выпускников вузов ни дня не работали по своей профессии. Мы не заметили, как поменялась экосистема. Информация удваивается каждые 5-7 лет, а вузовские знания быстро устаревают или нуждаются в дополнении», - считает директор института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов [10].

В-четвертых, усталость от клиповой культуры, информационного шума, рекламы.

В-пятых, появляются новые профессии. Например, сфера программирования развивается так быстро, что университеты не успевают разработать какие-либо курсы для обучения.

Поэтому сейчас становится востребованным онлайн-образование. Достойное место в качестве помощника по получению знаний заняли просветительские образовательные проекты. Например, таковы проекты «Арзамас» [2], «Магистерия» [6], «1917. Свободная история» [1], литературные сайты «Горький» [5] и «Полка» [8]. Они набирают популярность из-за общей тенденции стремления людей к знаниям. У современного человека есть потребность получать ответы на актуальные вопросы, на которые не могут ответить средства массовой информации. Гуманитарное знание - обо всем, к тому же помогает людям разных профессий в разных географических точках не зависеть от офлайн-курсов.

Филипп Дзядко в интервью журналисту Артему Филатову в эфире RTVI: «Весь мир не знает, что будет завтра, и весь мир пытается понять что-то про себя, поэтому смотрит назад. Будущее в эти дни выглядит пугающе. Поэтому образовательные проекты - потребность человека понять то, чтобы было вчера, чтобы понять, что будет завтра. Например, чем ты будешь заниматься? Какой профессией? Гуманитарные науки дают невероятный запас прочности, развивают мозг и фантазию. К нам приходят люди из разных профессий, которые говорят о том, что им нужны лекции специалистов. Сознание человека меняется» [11].

Вместе с потребностью получать знания появилась необходимость в их внедрении. Мы выявили некоторые инструменты популяризации культуры в повседневной жизни человека, что позволит другим малым и крупным проектам воспользоваться этой теоретической базой для реализации своих идей. В качестве примера мы взяли проект «Арзамас».

По словам редактора Филиппа Дзядко, изначально проект задумывался как кладезь лекций, сейчас же он представлен шире, в виде подкастов, видео, развивающих игр. 1 марта 2020 года мы проверили сайт за ноябрь 2019-январь 2020 через программу аналитики "WebSimilar". Сумма посетителей за этот период составила 3,873 миллиона человек, что на 24.80 % больше, чем за три предыдущих месяца. Уникальных посетителей насчитывается 719,783 человек. Таким образом, диаграмма посещений аудитории пропорционально возрастает.

Литературный критик и журналист Нина Назарова о просветительском сайте «Горький»: «Ещё одна наша рабочая идея сайта заключается в том, что, когда книги снимаются на белом фоне - это некая объективизация. Мы стараемся снимать книжки не как предмет, а как часть процесса: книги, которые кто-то раскрывает в кинотеатре, которые кто-то держит подмышкой» [4].

Инструменты популяризации культуры сайтом «Арзамас»:

1. Выше приведен один из инструментов популяризации - связывание бытовых вещей с культурой. Помощником на сайте «Арзамас» можно назвать приложение «Радио. Арзамас». Это не только технически удобно, но и более привычно, знакомо. Приложение состоит из подкастов - все более набирающих популярность радиоматериалов, которые можно слушать в любом месте. Раздел статистики в приложении показывает количество часов, потраченных на прослушивание материалов. Сейчас человек пытается измерить все: покупает специальные часы для подсчета пульса, устанавливает приложения для измерения часов, проведенных во сне и даже в Интернете. Можно предположить, что это связано с тем, что больше людей стали самостоятельно распоряжаться своим временем и хотят тратить его с пользой, поэтому так важно знать, сколько часов проведено «продуктивно».

2. Что касается объективизации, ухода от белого фона, то это можно заметить и на «Арзамасе». Если раньше лектор сидел на нейтральном фоне, то теперь лекторов размещают между библиотечными стеллажами, что создает атмосферу уютной беседы.

3. Даже в самом содержании текстов можно проследить тенденцию «быть ближе» к человеку. «Арзамас» занимается просвещением с точки зрения исторического контекста, рассказывает, как на самом деле жили, думали и чувствовали люди в ту или иную эпоху. Филипп Дзядко объясняет: «Мне показалось, что у этого материала, истории культуры, есть два очень важных смысла. Что бы ни было: географическое открытие, стихи Пушкина, материал про то, как ругался Шекспир и его герои, все равно в центре стоит человек! Человек как создатель того или иного текста, человек как участник исторического процесса, как свидетель, как жертва, как герой» [11].

4. Больше документального: публикация подлинных писем, книг, посещение мест, о которых рассказывают в материале. Интересным форматом стал подкаст «Перемотка. События оживают». «Перемотка» - подкаст, основанный на пленках из семейных архивов, которые прислали слушатели сайта. Каждый эпизод - человеческая история, иллюстрирующая тот или иной период истории России: от революции 1917 года до распада Советского Союза и первых лет постсоветской России. При этом один из героев видел революцию своими глазами.

5. Отдельное место на сайте занимает онлайн-университет, что отвечает тенденции значимости онлайн-знаний. Популярность завоевал проект сайта «История русской

культуры» онлайн-университета «Арзамас». Он состоит из 56 лекций по истории русской культуры продолжительностью 30-40 минут каждая. Соавтором курса является Андрей Леонидович Зорин, профессор Оксфордского университета. Он стал куратором цикла, придумал всю конструкцию онлайн-университета. Содержательная часть составлена главными специалистами по той или иной теме. Всего в проекте участвовало 50 лекторов со всего мира. Все, кому интересен курс, могут получить тематические материалы, поданные на сайте в интересном формате: к каждой теме прикреплены лекция, справочные материалы, тайм-линия главных событий. После каждой главы предлагается пройти «Экзамен» и написать эссе.

6. Продуманная навигация. Так, для усвоения информации читатель может посмотреть лекцию, изучить то же самое по тайм-линии, затем посмотреть анимации, видео или картинки. С одной стороны, некоторые исследователи говорят об отрицательной стороне инфотеймента, так как он дает фрагментарное восприятие информации и приводит к поверхностному изучению. С другой - материалы способствуют тому, что пользователь еще больше хочет углубиться в эту тему, о чем говорил редактор сайта. Общие видео («Древняя Греция за 18 минут», «История русской культуры за 25 минут») дают представление в целом, а в результате у слушателя появляется желание углубиться в детали, прочитать дополнительные статьи.

7. «Культура оживает». Арзамас старается говорить не об абстрактных явлениях. Например, некоторые материалы возможно «закрепить» в жизни: изучить книгу или фильм, сходить на новую выставку или в музей, осмотреть новые места во время путешествия. «Что смотреть на выставке ассирийского искусства в Эрмитаже», «8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах», «Путеводитель по промышленной архитектуре». Отметим, что в рубрике «События» читатели могут увидеть информацию о предстоящих офлайн-лекциях.

8. «Детская комната» - это собрание материалов для детской аудитории. По словам редактора Филиппа Дзядко, преимущественно работы смотрят родители для того, чтобы познакомить своего ребенка с мультфильмом, книгой, подкастом [3]. «Если в сказку засовываешь факты, то это получается своего рода образование», - говорит редактор. На портале есть детские курсы: «История Древнего мира в находках археологов», «Тайны и легенды Средних веков», над которыми работала историк, преподаватель Тамара Эйдельман. Интересен и подкаст «Урубамба», потому что ведущая Екатерина Ламм проводит его совместно с детьми. Каждый раз в радиорубку приглашают иностранного гостя, который рассказывает о своей стране: о людях, обычаях, каких-то стереотипах, языке, даже о еде. Из-за детского, но от этого еще более интересного сопровождения подкаст слушают и взрослая, и детская аудитории.

Анализируя сайт «Арзамас», мы выявили такие инструменты популяризации знания, как симбиоз бытового и культурного, обращение к проблеме личности, уход от объективизации, нетривиальный формат, «ожившие события», использование игр и приложений, смена привычного ведущего (например, теперь им может стать и ребенок), подача одного и того же материала с помощью различных аудиальных и визуальных средств.

Перечисленные способы приобщения человека к культуре органично вписываются в жизнь современного человека, предоставляя полезные знания, которые всегда лежат «в кармане», где бы он ни находился.

Список литературы

1. Арзамас [Электронный ресурс] : просветительский проект. - URL: https://arzamas. academy/ (дата обращения: 08.02.2020).

2. Главный редактор проекта «Арзамас» Филипп Дзядко: Как разговаривать с людьми, которым 6 лет? [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=3aFQYsPuHF4 (дата обращения: 09.03.2020).

3. Главред «Горького» Нина Назарова: зачем нужен новый сайт о книгах [Электронный ресурс] // Wonderzine. - URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/ life-interview/220687-gorkiy (дата обращения: 09.03.2020).

4. Горький. Проект о книгах и чтении [Электронный ресурс]. - URL: https://gorky. media/ (дата обращения: 01.05.2020).

5. Magisteria [Электронный ресурс]. - URL: https://magisteria.ru/ (дата обращения 01.05.2020).

6. Онлайн-образование на пороге золотого века. Кто на нем зарабатывает в России? [Электронный ресурс] // Forbes. - URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/379707-onlayn-obrazovanie-na-poroge-zolotogo-veka-kto-na-nem-zarabatyvaet-v-rossii (дата обращения: 08.02.2020).

7. 1917. Свободная история [Электронный ресурс]. - URL: https://project1917.ru/ (дата обращения: 01.05.2020).

8. Полка [Электронный ресурс]. - URL: https://polka.academy/ (дата обращения: 01.05.2020).

9. Рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60% [Электронный ресурс] // Яндекс. Деньги. - URL: https://money.yandex.ru/page?id=529525 (дата обращения: 01.05.2020).

10. Учиться, учиться и еще раз учиться: почему теперь получать образование нужно всю жизнь [Электронный ресурс] // ТАСС. - URL: https://tass.ru/obschestvo/6031966 (дата обращения: 08.02.2020).

11. Филипп Дзядко, Arzamas: «Мне нравится идея про скрепы. Вопрос - каким образом ты скрепляешь нацию» [Видеозапись] / интервью Артему Филатову в эфире RTVI // YouTube. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=VCIWSsqSIgo (дата обращения: 09.03.2020).

Стеценко Ксения Сергеевна - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета, stetsenko.kseniya@mail.ru.

Научный руководитель: Удлер Ирина Михайловна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета, udl. irinm@gmail. com.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10140 А. Р. Яшина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Саранск (Россия)

ОСВЕЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОБЛЕМ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКТОВОГО ДЕФИЦИТА В 2020 ГОДУ)

В данной статье автор поднимает вопрос освещения продовольственной проблемы в средствах массовой информации в условиях пандемии коронавирусной инфекции и значительных изменений в экономике. Автором проведено исследование материалов СМИ и контента YouTube по выбранной теме, обозначена социальная проблематика. В статье автор поднимает вопрос о выполнении журналистами функции социального информирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.