УДК 070
DOI 10.24411/2070-0695-2020-10114
А. А. Журавлева
Челябинский государственный университет,
Челябинск
ПОДКАСТИНГОВОЕ ВЕЩАНИЕ: СТРУКТУРА, ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ
Одной из наиболее востребованных подкаст-платформ в нашей стране в 2018 году стала социальная сеть «ВКонтакте». Автор статьи, исследуя подкасты, размещенные во ВКонтакте, созданные как профессионалами, так и студентами разных вузов, изучает их структуру, жанровые формы, тематическую направленность, особенности звукооператорской работы, креативность и новизну а также пытается очертить перспективы дальнейшего развития подкастинга. Эмпирической базой данного исследования явились подкасты «Медузы» и журнала «Арзамас» - совместного документального проекта «Перемотка», студенческий подкастинг, размещенный в социальной сети ВКонтакте: подкасты радио «RADI-ON» Тверского государственного технического университета, а также подкаст-проект «Рецензент-FM» студенческого радио «Диктум» факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Ключевые слова: подкастинг, подкаст, аудиоблог, подкастинговое вещание, аудиодневник, студенческое радио, учебные СМИ, социальная сеть ВКонтакте.
Подкастинг, согласно определению С. С. Распоповой и Т. А. Саблиной, - «это формат создания и распространения звуковой информации в сети Интернет через внедрение мультимедиа-контента (аудио или видео) в RSS-канал» [11. С. 5]. В январе 2020 года Яндекс по запросу «подкасты» выдавал 3 миллиона результатов, a Google по запросу «podcasts» - уже 923 миллиона (данные зафиксированы 27.01.2020). Эти цифры наглядно демонстрируют интенсивность развития зарубежного (прежде всего, американского) и российского подкастинга в целом и востребованность его у пользователей сети Интернет. Главное достоинство подкастинга сегодня, с нашей точки зрения, в его практически бескрайних возможностях: бесконечном жанровом разнообразии, тяге к экспериментированию (в самых разных творческих ролях и смыслах) и практически полной свободе подкастера, гибкому хронометражу программ, доступности в технико-технологическом отношении, моментальной связи со своей аудиторией и возможности дальнейшего развития или корректировки подкаста и т. д. Все это делает подкасты привлекательным и востребованным контентом для самой широкой интернет-аудитории.
Цель исследования: рассмотреть историю возникновения подкастинга, исследовать рефлексию теоретической мысли об этом явлении, определить специфические черты и перспективы развития российского подкастинга на примере документального подкаст-проекта «Перемотка» интернет-издания «Медуза» и журнала «Арзамас», подкастов учебного радио «Диктум» журфака Челябинского государственного университета (ЧелГУ) и подкастов радио «RADI-ON» Тверского государственного технического университета (ТвГТУ).
Методы исследования. В статье были использованы такие общенаучные методы, как структурно-функциональный метод, сравнительный анализ, синтез; методы аналогий, обобщения, наблюдения, использованные в статье при изучении зарубежного и отечественного подкастингового вещания, а также при выявлении специфики развития и функционирования российского студенческого подкастинга. Структурный принцип и системный подход являются методологической основой статьи и применяются в ходе всего исследования.
Итак, подкастинг - это формат распространения аудио- и видеоконтента при помощи Интернета. Исследователи, изучающие явление подкастинга, отмечают, что английское «podcasting» появилось в результате частичного слияния слов «iPod» (популярного трЗ-плеера от Apple) и «broadcasting», что означает широковещание или радио- и телевещание. Первый всплеск интереса к подкастингу был зафиксирован в середине 2000-х годов, когда пользователи
при помощи RSS-каналов стали записывать аудиоблоги. В 2004 году журналист «Guardian» Б. Хаммерсли написал о новом явлении статью «Звуковая революция», в которой впервые упомянул термин podcasting [2].
В 2005 году Тим О'Рейли в статье «What Is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software» («Что такое Web 2.0: проектные модели и бизнес-модели для следующего поколения программного обеспечения) описал историю развития технологии зарубежных подкастов [13]. Позднее траекторию движения подкастинга очертили C. Farivar[12], A. Stulberg [14] и др. Среди отечественных исследователей, занимающихся изучением зарубежного подкастинга в историческом аспекте, а также выявлением особенностей развития отечественного подкастинга, необходимо отметить И. В. Литвиненко [10], А. А. Леготина [9]. На сайте «Медузы» в 2016 году для широкой аудитории появилась интересная и лаконичная статья о подкастинге Д. Голубовского [5].
В 2018 году появилось сразу несколько крупных научных работ, посвященных подкастингу. Анализу особенностей функционирования российского аудиоподкастинга в условиях развития медиарынка, изучению проблемных зон подкастинга посвятила исследование Л. А. Круглова [7]. А. А. Дорофеева отнесла подкастинг к новой форме радио, представила типологию подкастов и разграничила подкасты, традиционное радио и Интернет [3], а С. С. Распопова и Т. А. Саблина выявили отличительные признаки подкастинга и радиовещания, рассмотрели подкаст как речевой и интернет-жанр и исследовали технологию создания подкастов [11].
В начале XXI века исследователи рассматривали подкастинг как формат радиовещания в Интернете, позволяющий скачивать передачи по сети Интернет, слушать их на компьютере, карманном персональном компьютере или переносном МР3-плеере, а также размещать новые передачи в сети Интернет. В техническом отношении подкастинг доступен сегодня, наверное, уже и учащемуся среднего школьного звена, этим, в частности, тоже объясняется популярность и широкое распространение подкастов во всем мире.
Интересно, что аудиодневник как документально-художественный жанр отечественного радиовещания явился прообразом российского подкастинга и внес свой вклад в его становление и развитие [4]. Сегодня жанр аудиодневника активно развивается в рамках совместного проекта «Медузы» и журнала «Arzamas» - «Перемотка», идейно-тематическую и жанровую основу проекта его создатели обозначили как «документальные истории из семейных аудиоархивов». Проект стартовал весной 2019 года на сайте «Медузы» (https://meduza.io/podcasts/peremotka; 8 эпизодов), второй сезон «Перемотки» уже стал доступен и на Arzamas.academy (https://arzamas. academy/special/peremotka; всего планируется 5 эпизодов). Слушатели также могут найти данный контент в подкастах Apple или в любом другом приложении, где есть возможность прослушивания подкастов.
Временные рамки проекта «Перемотка» - ХХ век: от революции 1917 года до первых лет постсоветской России. Несмотря на то, что аудиодневники являются основополагающим вектором программы, в то же время они - лишь составная часть огромной документально-художественной радиопрограммы, состоящей из множества других аудиожанров - интервью, беседы, радиорассказа, элементов радиокомпозиции, перекрестных воспоминаний разных участников передачи, преобразованных в единое целое. Хронометраж подкастов «Перемотки»: от 33 мин. до 49 мин. Аудиодневник здесь служит и отправной точкой подкаста, является лейтмотивом всей передачи и документального цикла в целом, и связующим звеном между частями повествования или нарратива, и средством выразительности, и композиционной скрепой передачи. В то же время этот во многом уникальный жанр - почти идеальная машина времени, позволяющая слушателям перенестись в самые отдаленные закоулки XX века. Проект «Перемотка» демонстрирует возрождение интереса к жанру исторического аудиодневника в связи с развитием российского подкастинга.
Что же касается подкастов в целом, то их у «Арзамаса» огромное множество. В мобильном приложении «Радио Arzamas» пользователь может оформить платную подписку через Google Play и App Store (стоимость за 1 мес. - 149 р., за 1 год - 1090р.), которая гарантирует слушателю доступ ко всем курсам, подкастам и другим материалам журнала «Arzamas» в аудиоформате: интервью, расследования, разговоры, разборы, радиолекции - циклы аудиопрограмм, специально подготовленные редакцией. Например, подкаст «Я так вижу», в котором Кирилл Головастиков
и Филипп Дзядко разговаривают с сотрудниками Третьяковской галереи о шедеврах XX века из собрания музея, состоит из 4 выпусков, общий хронометраж которых - 1 ч. 55 мин.: самый короткий подкаст звучит 23:21, самый продолжительный - 35:25. Таким образом, мы видим не только тенденцию переупаковывания контента журнала в аудиоформат, но и попытку монетизации непосредственно подкастинга, возможность которой многие российские исследователи и практики медиарынка категорически отвергают либо ставят под сомнение.
В то же время нам стоит прислушаться к мнению зарубежных исследователей, которые наблюдают активное развитие подкастинга на протяжении уже 10 лет и отмечают, что подкастеры в последние годы очень хорошо зарабатывают деньги. «Podcasts may not replace radio talk any time soon. Live radio, live TV, and their streaming equivalents seem likely to dominate key niches like breaking news and sports into the future. But smartphones and car integration mean podcasts will finally exist right beside radio, giving many more listeners a chance to choose between them. Some of radio's top producers - along with some savvy investors - are betting they'll choose podcasts more often» («Подкасты не могут заменить разговор по радио в ближайшее время. Прямое радио, прямое телевидение и их потоковые эквиваленты, вероятно, будут доминировать в ключевых нишах, таких как новости и спорт в будущем. Но интеграция смартфонов и автомобилей означает, что подкасты наконец-то появятся прямо рядом с радио, что даст возможность большему количеству слушателей выбирать между ними. Некоторые из ведущих производителей радио - наряду с некоторыми опытными инвесторами - делают ставку на то, что они будут чаще выбирать подкасты») [14].
Подкастинг охватил сегодня уже не только радиостанции, сайты газет и журналов, но и отдельных пользователей сети, желающих выкладывать контент в аудиоформате. Основа такого вещания заключается в его периодичности, многосерийности и, как правило, системности. Подкастинг подобен аудиоблогу, однако между ними существуют и серьезные различия. Аудиоблог представляет собой последовательность записей в виде html страниц, в то время как подкаст действует на основе формата RSS, который подразумевает проверку обновлений в автоматическом режиме и отправку сигнала о появлении новой информации подписчику. Сегодня каждый пользователь Интернета может опубликовать свою аудиопрограмму на любой платформе - будь то аудиозаписи в социальных сетях или личный блог - и назвать это подкастом. Однако первоначально подкастами считались только те передачи, которые пользователи размещали на специальных ресурсах - подкаст-терминалах - сайтах, поддерживающих хостинг медиафайлов и автоматизирующих подписку на их обновления [10]. Наиболее популярные сервисы - Pod. FM (http://podfm.ru), Podster.FM (https://podster.fim), iTunes Music Store, Sound Cloud Podcasting (https://soundcloud.com/for/podcasting) и другие, здесь пользователь регистрируется, оформляет подписку на выбранный подкаст и получает уведомления о публикации новых выпусков.
В наиболее общемвиде зарубежные исследователи делятподкасты наразговорные, нарративные (документальные, как правило, социально-значимой направленности) и художественные. Подкасты, как и любая радиопрограмма, выполняют информационную, образовательную, развлекательную и другие функции. Это относится как к «классическим» просветительским под кастам, так и к молодежным подкастам-лайфхакам.
В сентябре 2018 года собственная подкастинговая платформа появилась и у социальной сети ВКонтакте. При этом запуск платформы прошёл в тестовой версии, в связи с чем разрешение на практическое применение подобного формата получили около ста официальных сообществ, таких как Медуза, вДудь, BeardyCast, Blitz and Chips [1]. Тем не менее, на сегодняшний день часть информационных групп и СМИ, не входящие в этот список, уже её используют, а пользователи соцсети активно прослушивают подкасты. В то же время сегодня развивается и такой подвид подкастингового вещания, как учебные подкасты, которые нередко готовятся в рамках работы студенческих радиостанций. Типологию российского студенческого радио, особенности функционирования и перспективы его развития исследовали А. В. Колесникова [6], А. В. Куприянова [8]. Далее мы рассмотрим особенности развития студенческого подкастинга в указанных нами ранее российских вузах.
Слушание - один из важнейших каналов восприятия информации, и подкасты, с какой бы целью они ни создавались - просветительской, информационной, развлекательной и др., с нашей точки зрения, играют важную роль в информационном обмене и общении. Подкастинг
сегодня становится одним из важных звеньев и в системе творческой деятельности журналиста -в подготовке будущего профессионала. Создание студентом качественных, содержательных подкастов приравнивается к прекрасному освоению им родной речи, устной коммуникации и освоении профессиональных навыков управления этими процессами - говорения и общения. Очевидно, что для журналиста такие сформированные навыки жизненно необходимы. Стоит отметить, что нередко студенческие подкасты наполнены новыми идеями, творческими подходами, экспериментами, записаны и смонтированы на высоком уровне и практически не уступают подкастам, созданным на профессиональных журналистских медиаплощадках. Нами были проанализированы как классические подкасты, созданные студентами и выложенные во ВКонтакте сообществом «RADI-ON» (радио ТвГТУ), так и подкасты в виде аудиоблогов, опубликованные студентами в группе радио «Диктум» ВК (ЧелГУ), а также в специально созданных студентами группах ВКонтакте (тоже в рамках работы студенческого радио).
Целевая аудитория студенческого подкастинга - это, прежде всего, студенты конкретного вуза, а также студенты города и области (или студенчество в целом). Креативность и гибкость в широком смысле - сильные стороны такого вещания. Как мы уже отмечали, в подкастинг можно легко «упаковать» любую тему и практически любой жанр. Именно поэтому многие исследователи предрекают подкастинговому вещанию большое будущее и видят в нем преемника традиционного радио. И именно поэтому так важно исследовать процесс создания подкастов и выявить специфику развития современного студенческого подкастинга, ведь студенты - это те, кто будет делать подкасты на профессиональных площадках уже завтра.
Подкастинговое вещание радиостанции «RADI-ON» (платформа: «Подкасты ВКонтакте»)
Радиостанция «RADI-ON» Тверского государственного технического университета является частью медиагруппы «MEDI-ON», куда входят еще телевидение, фотопроект и журнал. Проект радиостанции реализован за счет грантовой поддержки и входит в систему корпоративных СМИ данного вуза. Радиопродукция «RADI-ON», с нашей точки зрения, заслуживает всяческих похвал, она находится на высоком профессиональном уровне, выдерживая конкуренцию с программами некоторых известных российских радиостанций. ВКонтакте группа «MEDI-ON» находится по адресу: https://vk.com/media_on. Радиостанция «RADI-ON» выпускает следующие подкасты: 1) «Вечер без секретов»: тематическое наполнение - интересы студенчества (в центре внимания - студенты-активисты, творческие коллективы, университетские организации); жанровое наполнение - интервью и беседы; хронометраж - 30-50 минут; 2) «YESCAST» -авторский подкаст студентки редакции «MEDI-ON». Тематика: сфера женских интересов; жанры - живые беседы-рассуждения, беседы-размышления; хронометраж - 40 минут; 3) «VISION»: жанр - информационно-аналитическое радиоинтервью с представителями фотопроекта «FOT-ON» редакции «MEDI-ON»; хронометраж - 15-30 минут.
Сильные стороны данного подкастингового вещания: наличие нескольких ведущих у некоторых подкастов, что позволяет слушателю сменить «аудиообстановку»; отличное качество записи и монтажа многих передач; отвечающее содержанию музыкальное оформление программ и разнообразные заставки к ним; присутствие «музыкальных пауз»; профессиональная работа ведущего (интересные и разнообразные вопросы, охватывающие множество смежных тем, готовность к импровизации, непринужденность общения); хорошо подготовленное и композиционно выстроенное интервью; информационно-аналитическая направленность подкаста предполагает активное, «включенное» слушание аудитории. Тематика передач точно соответствует интересам целевой аудитории.
Проблемные зоны подкастингового вещания «RADI-ON»:
1) в некоторых программах наблюдаются проблемы технического характера (плохое звучание голосов в записи; погрешности в монтаже);
2) сегментирование аудитории определенных подкастов по половому признаку (невозможность обсуждать выбранные темы с более широкой аудиторией);
3) локальная аудитория - интернет-аудитория: проблема удержания автором «своих» слушателей и в то же время необходимость привлечения новых.
Подкастпнговое вещание радио «Диктум» факультета журналистики ЧелГУ (платформа:
аудноблог «Рецензент.FM» ВКонтакте)
Другой площадкой для исследования студенческого подкастинга стал подкаст в формате аудиоблога «Рецензент.РМ» Анастасии Шишковой. Этот подкаст-проект был создан в течение 2017-2019 годов в рамках специальных дисциплин по радиовещанию.
«Рецензент.РМ» - развлекательный информационно-аналитический блог. Группа аудиоблога ВКонтакте находится по адресу: https://vk.com/omyfilm. Хронометраж программ: 6-13 минут. Количество опубликованных программ - 10. Жанр: рецензии на популярные кинофильмы и сериалы. Кинофильмы: «Оно», «Мстители», «Движение вверх», «Я худею» и др. Автор и ведущий каждого выпуска - Анастасия Шишкова. «Рецензент.РМ» существенно отличается от подкастов «RADI-ON» не только по тематике и содержанию, но и по форме. Если в первом случае подкасты создавались в виде рассуждений и бесед, то «Рецензент.РМ» - скорее, авторская программа музыкальной FM-станции. У «Рецензент.РМ» отсутствует возможность подписки и получения оповещений, передачи публикуются как обычные аудиозаписи, однако их четкая периодичность и многосерийность позволяет их отнести к подкастам (следуя традиционной трактовке подкастинга).
Важнейшей чертой этих программ является ярко выраженное субъективное, авторское начало: выбор фильмов происходит в соответствии с предпочтениями создателя подкаста; главное в оценке фильма - предложение нового, креативного и, конечно, субъективного видения; ирония, самоирония и юмор как методы отхода от канонов классической радиорецензии; динамичность подачи информации, наличие сложного звукового оформления - черты, также ставшие визитной карточкой подкастов «Рецензент.РМ». В 2018 году Анастасией Шишковой были подготовлены выпуски, посвященные сериалам, а также спецподкаст в жанре интервью на тему киноновинок, который в целом имеет много общих черт с подкастами «RADI-ON».
Главные творческие и «технические» достижения радиопрограмм «Рецензент.РМ»: креативный подход к созданию радиоконтента и уход от монологического ведения авторской программы: 1) автор вводит в подкаст репортаж, опросы, диалог с искусственным интеллектом - голосовым помощником «Алисой» компании «Яндекс», а также разыгрывание какой-либо сцены из фильма в жанре пародии; 2) в некоторых передачах появляются новые герои, помимо автора, которые дают комментарии (например, введение рубрики «Мнение, на которое мне плевать») или вступают в диалог с ведущим; использование профессиональных оборудования и программ для записи и монтажа звука (Sound Forge и Vegas, Audition): 3) сложный монтаж, выполненный студенткой самостоятельно и доходящий до виртуозности, позволяющий максимально разнообразить и украсить программу: радиотекст сопровождается фоновой музыкой, звуковыми эффектами, переходами, заставками и фрагментами из фильмов. Подкасты «Рецензент.РМ» демонстрируют ярко выраженную развлекательную направленность радиопроекта, сосредоточиваясь на выполнении информационной и рекреативной функций.
Проблемные зоны подкастингового вещания «Рецензент.РМ»:
1) все же определенная поверхностность анализа, недостаточная глубина авторского проникновения во внутренний мир кинофильмов и сериалов;
2) невозможность выйти за рамки развлекательного контента;
3) определенная специфичность присутствующего в программах юмора и иронии.
По сравнению с подкастами «RADI-ON», программы «Рецензент.РМ» имеют меньший охват аудитории, так как изначально этот подкаст-проект создавался в рамках учебной дисциплины и не имел своей целью выход на широкую интернет-аудиторию, тем не менее «Рецензент.РМ» - более креативный и экспериментальный проект, стремящийся выйти за рамки сугубо традиционного радиовещания.
В завершение хочется отметить, что подкастинговое вещание - самостоятельное и во многом самодостаточное радиовещание в Интернете. Отечественная его платформа «Подкасты ВКонтакте» на сегодняшний день зарекомендовала себя как наиболее удобная и уже известная площадка. Многие подкастеры, выкладывая свои материалы, на наш взгляд, все же злоупотребляют вниманием слушателей, размещая подкасты, которые звучат по 45, 60 и более минут. Это может оттолкнуть определенную часть аудитории, в том числе молодую, проявляющую сегодня большой интерес к подкастингу. Даже самым опытным радиоведущим
бывает нелегко поддерживать динамику, эмоциональный накал беседы, связь со своей аудиторией на протяжении всей программы. Думается, что на смену однотипным подкастам с минимальным количеством гостей, отсутствием музыкального оформления и звуковых переключений («резок» программы), невниманием к деталям и отсутствием интереса к разнообразным темам, жанрам и экспериментам придут более сложные по воплощению подкасты, созданные в лучших традициях отечественного документально-художественного радиовещания, такие, которые сегодня демонстрирует документальный подкаст-проект «Перемотка» - совместный проект «Медузы» и журнала «Арзамас».
Список литературы
1. ВКонтакте запустила платформу подкастов. 19.09.2018. URL: https://vk.com/blog/press-podcasts-start (дата обращения: 21.01.2020).
2. Гагарина А. Подкастинг сегодня и завтра. 24.12.2016. URL: https://tvkinoradio.ru/article/ article9964-podkasting-segodnya-i-zavtra (дата обращения: 22.01.2020).
3. Дорофеева А. А. Подкастинг: новое радио в Интернете // Век информации. № 1. 2018. С. 192-199.
4. Журавлева А. А. Аудиодневник как «народный» жанр российской радиожурналистики // Знак: Проблемное поле медиаобразования. № 1 (13). 2014. С. 41-46.
5. Голубовский Д. Как выбрать хороший подкаст? 01.10.2016. URL: https://meduza.io/cards/ kak-vybrat-horoshiy-podkast (дата обращения: 15.01.2020).
6. Колесникова А. В. Типологическая характеристика современного студенческого радиовещания: дисс. на соискание уч. степени канд. филол. наук. СПб., 2011. 196 с.
7. Круглова Л. А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития // МедиаАльманах. 2018. № 1 (84). С. 89-101.
8. Куприянова А. В. Студенческое радио в современном медиапространстве: типология и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции (26-27 апреля 2013 г.). М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. С. 367-369.
9. Леготин А. А. Подкастинг как феномен аудиальной культуры XXI века / Системы, методы, техника и технологии обработки медиаконтента // Материалы науч.-практич. конференции. Сост. Т. И. Каришева, Ю. В. Суходольская, Н. Ю. Топчий ; под редакцией В. В. Барабаша. 2012. С. 98-101.
10. Литвиненко И. В. Радио в мультимедийной среде: специфика функционирования (на примере радиостанций московского FM-диапазона в 2009-2014 гг.) : дисс. на соискание уч. степени канд. филол. наук. М., 2015. 441 с. URL: http://www.journ.msu.ru/downloads/2015/ Litvinenko_dissertatsiya_2015.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
11. Распопова С. С., Саблина Т. А. Подкастинг: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2018. 112 с.
12. Farivar С. 10 years of podcasting: Code, comedy, and patent lawsuits. Arstechnica, August 8. 2014. URL: https://arstechnica.com/business/2014/08/10-years-of-podcasting-code-comedy-and-patent-lawsuits/ (дата обращения: 20.01.2020).
13. O'Reilly Tim What Is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. 2005. Oct. 30. URL: www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html (дата обращения: 25.01.2020).
14. Stulberg A. Podcasting is getting huge. Here's why. Vox, December. 2015. URL: http:// www.vox.com/business-and-finance/2015/12/15/10126144/serialpodcast-huge-hit (дата обращения: 20.01.2020).
PODCASTING: STRUCTURE, GENRE-THEMATIC DIVERSITY, FEATURES OF DEVELOPMENT IN A SOCIAL NETWORK VKONTAKTE
Zhuravleva A. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, anettazhurcivleva@gmail.com
One of the most popular podcast platforms in our country in 2018 was the VKontakte social network. The author of the article, exploring the podcasts posted on VKontakte, created by both professionals and students of various universities, studies their structure, genre forms, thematic focus, features of sound work, creativity and novelty, and also tries to outline the prospects for the further development of podcasting. The empirical basis of this study was the Medusa and Arzamas podcasts, a joint documentary project, Rewind, student podcasts hosted on the VKontakte social network: RADI-ON radio podcasts, Tver State Technical University, and the reviewer podcast project -FM "student radio " Dictum "of the journalism faculty of Chelyabinsk State University.
Podcasting broadcasting is an independent and largely self-sufficient broadcasting on the Internet. His domestic platform "Podcasts VKontakte " today has established itself as the most convenient and already well-known platform. From our point of view, the same type ofpodcasts with a minimum number ofguests, the lack of musical design and sound switching ("cutting " the program), inattention to details and the lack of interest in a variety of topics, genres and experiments will be replaced by more complex podcasts created in the best traditions of domestic documentary and art broadcasting, such as those demonstrated today by the documentary podcast project "Rewind" - a joint project of "Medusa" and the magazine "Arzamas ".
Keywords: podcasting, podcast, audio blog, audio diary, student radio, student media, social network VKontakte.
References
1. VKontakte launched a podcast platform (2018, September 19). VKontakte zapustila platformu podkastov [VKontakte launched a podcast platform]. Available at: https://vk.com/blog/press-podcasts-start. (accessed: 21.10.2019) (inRuss.).
2. Gagarina, A. (2016, December 24). Podkasting segodnya i zavtra [Podcasting Today and Tomorrow]. Available at: https://tvkinoradio.ru/article/article9964-podkasting-segodnya-i-zavtra. (accessed: 22.10.2019) (in Russ.).
3. Dorofeeva, A. A. (2018). Podkasting: novoye radio v Internete [Podcasting: New Radio on the Internet] Vek informatsii [Century of information], 1. pp. 192-199.
4. Zhuravleva, A. A. (2014). Audiodnevnik kak «narodnyy» zhanr rossiyskoy radiozhurnalistiki [Audio Diary as a Popular Genre of Russian Radio Journalism] Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education], 1 (13), pp. 41-46. (in Russ.)
5. Golubovsky, D. (2016, October 1). Kak vvbrat' khoroshiy podkast? [How to Choose a Good Podcast?], available at: https://meduza.io/cards/kak-vybrat-horoshiy-podkast (accessed: 15.01.2020) (in Russ).
6. Kolesnikova, A. V. (2011). Tipologicheskaya kharakteristika sovremennogo studencheskogo radioveshchaniya [Typological Characteristics of Modern Student-led Broadcasting] : diss .... cand. filol. Sciences: 10.01.10. Saint Petersburg. 196 p. (inRuss.)
7. Kruglova, L. A. (2018). Rossiyskiye audiopodkasty: stanovleniye i spetsifika razvitiya [Russian Audio Podcasts: the Formation and Development specifics]. MediaAl. 'manakh [MediaAlmanac], 1 (84). pp. 89-101. (inRuss.)
8. Kupriyanova,A. V. (2013). Studencheskoye radio v sovremennommediaprostranstve: tipologiya i perspektivy razvitiya [Student-led Radio in the Modern Media Space: Typology and Development Prospects]. Material}' nauchno-prakticheskov konferentsii [Collection of Articles of the Scientific and Practical Conference]. Moscow: APK and PPRO, pp. 367-369. (in Russ.)
9. Legotin, A. A. (2012). Podkasting kak fenomen audial'noy lail'tun XXI veka / Sistemy, metody, tekhnika i tekhnologii obrabotki mediakontenta [Podcasting as a Phenomenon of the 21st Century Audio Culture / Systems, Methods, Technique, and Technology for Processing Media Content].
Materialy nauch.-praktich. konferentsii. Sost. T. I. Karisheva, Yu. V. Sukhodol'skaya, N. Yu. Topchiy ; pod redaktsiey V. V. Barabasha [Materials scientific-practical. conferences. Comp. T. I. Karisheva, Yu. V. Sukhodolskaya, N. Yu. Topchy; edited by V. V. Barabash], pp. 98-101. (in Russ.)
10. Litvinenko, I. V. (2015). Radio v mul'timediynoy srede: spetsifikafunktsionirovaniya (naprimere radiostantsiy moskovskogo FM-diapazona v 2009-2014 gg.) [Radio in a Multimedia Environment: the Specifics of Functioning (on the example of the Radio Stations of the Moscow FM band in 2009-2014)]: diss .... cand. filol. Sciences: 10.01.10. Moscow. Available at: http://www.journ.msu.ru/downloads/2015/ Litvinenko_dissertatsiya_2015.pdf (accessed 20.01.2020) (in Russ.).
11. Raspopova, S. S. & Sablina, T. A. (2018). Podkasting: ucheb. posobiye [Podcasting: studies allowance]. Moscow: Aspect-Press. 112 p. (in Russ.)
12. Farivar, C. (2014) 10 years of Podcasting: Code, comedy, and patent lawsuits. Available at: https://arstechnica.com/business/2014/08/10-years-of-podcasting-code-comedy-and-patent-lawsuits/ (accessed: 20.01.2020).
13. O'Reilly Tim (2005, October 30.) What Is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. Available at: www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/ what-is-web-20.html. (accessed: 25.01.2020).
14. Stulberg, A. (2015). Podcasting is Getting Huge. Here's Why. Available at: http://www.vox. com/business-and-finance/2015/12/15/10126144/serialpodcast-huge-hit. (accessed: 20.01.2020).
Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет.
anettazhuravleva@gmail.com.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Журавлева А. А. Подкастинговое вещание: структура, жанрово-тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 112-119. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10114.
Zhuravleva A. A. Podcasting: structure, genre-thematic diversity, fea-tures of development in a social network VKontakte // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35), pp. 112-119. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10114.