Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ: ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ КОРОНАВИРУСА В СМИ'

ПАНДЕМИЯ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ: ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ КОРОНАВИРУСА В СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5112
910
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблема / СМИ / вирус / журналист / фейковая информация

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пестова Мария Евгеньевна, Сафонов Евгений Андреевич

В статье рассматривается освещение в СМИ актуальной проблемы нового десятилетия – COVID–19. Авторы анализируют статистические данные о распространении инфекции, трансформации печатных СМИ. Также оцениваются причины и следствия подачи фейковой информации в СМИ, медиамемы и их роль в освещении пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ: ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ КОРОНАВИРУСА В СМИ»

6. Чижик, А. В. Новые медиа форматы в массовой культуре эпохи цифровых технологий : культурологический анализ : дис. ... канд. культурологии [Текст] / А. В. Чижик. - М., 2018. - 165 с.

7. Щенникова, Н. В. Языковой фактор глобализации [Текст] / Н.В. Щенникова // Век глобализации. - 2015. - № 2. - С. 119-129.

8. Mamonova, N. V. The Anglo-Saxon Influence on National Linguistic Consciousness in Modern Urban Discourse [Текст] / N. V. Mamonova // Научная парадигма цивилизации в XXI веке: капитализм, социализм и четвертая технологическая революция. Челябинск, 17-19 октября 2018 г. Сб. трудов X междунар. конгресса передовых наук (Конгресс WARP). Под ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнёва. - Челябинск : ЧелГУ, 2018. -С. 244-247.

9. McLuhan, M. Letters of Marshall McLuhan / Marshall McLuhan. Oxford University Press, 1987. P. 254

10. Usage statistics of content languages for websites. - URL: https://w3techs.com/ technologies/overview/content_language (дата обращения: 15.03.2020).

Мамонова Наталья Васильевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка Челябинского государственного университета, nat2. mv@gmail. com.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10136 М. Е. Пестова, Е. А. Сафонов

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

Саранск (Россия)

ПАНДЕМИЯ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ: ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ КОРОНАВИРУСА В СМИ

В статье рассматривается освещение в СМИ актуальной проблемы нового десятилетия - COVID-19. Авторы анализируют статистические данные о распространении инфекции, трансформации печатных СМИ. Также оцениваются причины и следствия подачи фейковой информации в СМИ, медиамемы и их роль в освещении пандемии.

Ключевые слова: проблема, СМИ, вирус, журналист, фейковая информация.

Мы живем в эпоху эпидемий, переходящих в пандемию: SARS (2002 год, 10 % смертности от заразившихся), птичий грипп (2003 год, 50 % смертности от заразившихся), MERS (2012 год, 35 % смертности от заразившихся), эбола (2014 год, 40 % смертности от заразившихся), коронавирус (2020 год, заразившихся на 10 апреля 22:25 - 1 683 407 человек в мире, погибших - 101 815 человек, выздоровевших - 374 927 человек. В России - заразившихся 11 929, погибших - 95, выздоровевших - 804 (0,8 % смертности) [7]. Эрик Тонер объяснил это тем, что данная проблема происходит из-за глобализации и посягательства на дикую природу.

Анализируемая проблема является актуальной, так как она затронула все население Земли. Коронавирус - пандемия нового десятилетия, которая, как чума, распространяется по нашей планете, мутирует и заражает людей любого возраста. COVID-19 - это синтез атипической пневмонии и вируса летучих мышей. Он войдет в историю как всемирный вирус двадцатого года, который унес жизни миллионов людей. Сейчас абсолютно все СМИ говорят о нем.

Степень изученности темы. Вопросам освещения эпидемий в СМИ занимались такие исследователи, как М. А. Бережная [2], К. Р. Амлаев, М. А. Ашихмина [1].

Методология исследования. В качестве основных исследовательских методов используются эмпирический, теоретический, диалектический и количественный.

СМИ практически всего мира ежедневно публикуют большое количество материалов, посвященных данной теме. Коронавирус буквально подчинил себе все сферы деятельности, образ жизни и средства массовой информации: телевидение, радио, прессу, интернет. В связи с этим некоторые издания даже меняют названия, пример тому деловая газета «Ведомости», которая 20 марта вышла под новым наименованием «Все домой» с целью привлечения внимания к проблеме COVID-19 (Рис. 1).

ВСЕД0М0Й%#||

Рис. 1. Пример изменения названия газеты в период коронавирусной инфекции

К этому они добавили логотип в виде клеток вируса [3]. Также мы можем наблюдать большое количество изданий, которые посвятили обложку этой злободневной проблеме. Например, обложка апрельского номера Vogue Italia - это первая полностью белая обложка издания, на которой белый цвет символизирует униформу рискующих своей жизнью врачей, пространство для размышления и созидания, а также надежду на будущее и чистый лист новой истории (Рис. 2).

Рис. 2. Обложка апрельского номера Vogue Italia

Не только названия, обложки, но и верстка отображает актуальную глобальную проблему современности, например, верстка материала газеты The New Times об ограничении контактов при коронавирусе (Рис. 3).

-------

т. About SolisI Distancing.

»

th

Hi

Г J

1ш ШЙШ Л.

aesss =Sz2ss i

иШзцх

з®

Рис. 3. Верстка материала газеты The New Times об ограничении контактов

при коронавирусе

На данный момент в мире словно существует одна проблема и единственная активно обсуждаемая тема - COVID-19. Она отображается буквально везде. В медийном плане пандемия коронавируса - это первый случай, когда распространение вируса на все новые территории освещается мировыми СМИ в режиме «нон-стоп».

Проследим процесс освещения анализируемой темы в СМИ. О коронавирусе медиа впервые заговорили 20 января 2020 года, после того, как вирус прогрессировал уже месяц и было заражено более двухсот человек, дальше счет пошел на тысячи, и данная эпидемия прогремела на весь мир.

В связи с этим «фейкометы» и СМИ, специализирующиеся в жанре «шоковой сенсации», стали внушать общественности панику, говоря, что информация о вирусе является фейковой, создается для отвлечения общества в связи с изменением Конституции либо от «предстоящей войны». Пример тому - разлетевшиеся по социальным сетям видео с танками. Или наоборот: ситуация с вирусом обострена, но наши власти скрывают это и ничего не предпринимают. Данная недостоверная информация переросла в медийную атаку, повлекшую за собой необратимую общественную панику. Психоз при этом в информационной сети распространяется таким же вирусным способом, как и сама эпидемия. Различие лишь в источнике: в ситуации с пандемией им является сам вирус и зараженный человек, когда дело касается порожденного болезнью психоза, то передача происходит от одного человека к другому с помощью механизма эмоционального заражения. При этом инструментом передачи будет являться панический страх, который нескончаемым потоком просачивается в социальные сети. При получении такого рода информации человек становится эмоционально уязвим и начинает распространять ее, информационно заражать остальных людей с помощью своих личных каналов коммуникации. Результатом этого становится охватившая большую часть пользователей сети паника, которая размножается словно вирусная эпидемия - мгновенно. Можно сказать, что коронавирус стал самым массовым медиамемом [4] за последние годы или даже десятилетия. Один информационно зараженный человек способен передать психоз и 30-40 людям, которые находятся с ним в прямом контакте в социальных сетях, не говоря уже о блогерах с миллионной аудиторией. Данный способ распространения резонансной информации является вирусным, а технологии, благодаря которым он передается, - вирусными технологиями.

Таким образом, мы приходим к тому, что имеем дело не с одной, а с двумя одновременно распространяемыми эпидемиями: COVID-19 и массовый психоз.

В итоге люди не знают, как им спасаться и кому верить. В сознании общества коронавирус выступает инфернальной угрозой, способной добраться до каждого человека даже в его собственном доме, от которой никто не в силе защитить. Как следствие, происходит ажиотаж на пищевую продукцию, приводящий к отсутствию продуктов, что больше настраивает на панику и мысли об апокалипсисе. Данные последствия: паника, ажиотаж, самоизоляция «воодушевляют» пользователей социальных сетей на создание мемов (Рис. 4).

-Такую панику сделали что аж сама испугалась

Рис. 4. Распространенный в интернет-сети мем о коронавирусе

Это явление можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, конечно, пандемия -это не повод для смеха. Скорее поведение людей является причиной появления мемов. К тому же, в такое сложное и напряженное время данные картинки будет иметь терапевтическую пользу. Ведь гелотологию - смехотерапию - никто не отменял.

С другой стороны, «процесс передачи мема преподносится как дискретный коммуникационный акт, во время которого мем перемещается из сознания одного носителя в сознание другого или других. Мемы также можно сравнивать с „вирусами", „паразитами", обладающими приоритетным доступом к сознанию и воле. При этом слово „вирус" используется чаще всего в негативном ключе, подчеркивается его разрушительная для общества сила» [4. С. 257].

Такая деятельность, как распространение фейковой информации, влечет за собой наказание. «Для граждан административный штраф составляет от 30 тысяч рублей и может достигать до 400 тысяч рублей в зависимости от общественно-опасных последствий, которые вызовет ложная, фейковая новость. Что касается юридических лиц, штраф может достигнуть до 1,5 миллионов», - комментирует адвокат Ассоциации Юристов России Ольга Евстропова. По данным на 9 апреля, в России завели первые два уголовных дела по причине распространения фейковых новостей о коронавирусе.

Таким образом, нужно выбирать официальные источники и не верить всему, о чем говорят, тем более не нужно распространять непроверенные данные. Недостоверная информация может привести к такому явлению, как «самосуд». В социальных сетях можно часто заметить, что недовольные пользователи требуют от СМИ личные данные о новом больном, публикация которых запрещена, так как существует врачебная тайна. В качестве рекомендаций мы предлагаем сайт Mash Мар, который создал удобный лендинг с понятной картой и самыми полными данными распространения коронавируса по Москве [10].

Необходимо разобраться, как отреагировали российские СМИ на появление вируса в стране. Как известно, COVID-19, завезенный в Российскую Федерацию из других стран, не воспринимался аудиторией как потенциальная угроза для всего человечества до тех пор, пока не появились первые новости. Российское население уверенно считало, что «зараза» не распространится на территории страны. Примером такой реакции является отрывок из статьи М. А. Бережной: «Сенсационные материалы о новом вирусе, зарегистрированном в США, появились в начале 80-х гг. и воспринимались первоначально как далекая западная экзотика. Информация о циркуляции заболевания в „группах риска" позволяла остальному „недевиантному" обществу верить в свою безопасность» [2. С. 143].

Перед подробным анализом реакции СМИ на данную проблему стоит напомнить, что коронавирусная инфекция проникла на территорию России 31 января 2020 года. Первые случаи были зафиксированы в Забайкалье и Тюменской области.

Следует обратиться к известным и авторитетным интернет-СМИ, которые мобильно отреагировали на происходящую ситуацию. Из таких можно выделить:

1) Информационное агентство «Интерфакс». Время публикации поста о выявлении первых больных коронавирусом в России - 15:39 мск. В материале были приведены слова вице-премьера РФ Татьяны Голиковой о том, что заболевшие являются гражданами Китая, и вследствие чего правительство начинает экстренную эвакуацию россиян из китайского города Ухань и провинции Хубэй. «В Ухани находятся 300 граждан РФ, в Хубэе - 341. По ее словам, россиянам дадут возможность выбора - остаться в Китае или вернуться, в случае решения уехать, они проведут две недели в карантине» [6].

2) 1 февраля в 09:16 по московскому времени редакция интернет-СМИ Vedomosti. ru опубликовала статью под заголовком «В России обнаружили коронавирус. Главное». В ней подробно описаны методы борьбы правительства с инфекцией, а также информация о состоянии здоровья граждан Китая.

После того как в России были выявлены первые заболевшие, власти приняли ряд мер, которые должны помешать распространению вируса. Перечень данных мер: «а) авиасообщение с Китаем с 1 февраля ограничено. Остались только регулярные рейсы „Аэрофлота" в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг, а также регулярные рейсы китайских авиалиний в „Шереметьево"; б) всех россиян, находящихся на Хайнане, вернут в Россию до 4 февраля; в) правительство временно приостановит выдачу гражданам Китая рабочих виз в Россию; г) будет ограничено пересечение российско-монгольской границы; д) со 2 февраля временно прекращены безвизовые туристические поездки из Китая; е) граждане Белоруссии и Китая, имеющие вид на жительство в России, будут проходить карантин при въезде через пункты пропуска, где было ограничено сообщение; ж) введен усиленный режим дезинфекции в местах общественного питания и торговли продуктами; з) в двух граничащих с Китаем районах Приморья введен режим чрезвычайной ситуации» [5].

3) 31 января ровно в 17:03 по московскому времени Lenta.ru опубликовала подробную информацию о первых пациентах с коронавирусом в России. Вот основные детали о заболевших, которые приводит редакция данного СМИ: а) «В Тюмени с признаками ОРВИ госпитализировали китайскую студентку местного индустриального университета, которая недавно прилетела с родины. Она путешествовала в компании еще четверых молодых людей, которых также госпитализировали „на всякий случай". На плохое самочувствие девушки обратила внимание комендант общежития, где та проживала. Женщина вызвала скорую, сообщив, что ее жильцы, возможно, больны коронавирусом»; б) «Еще один случай заражения коронавирусом выявлен в Забайкалье. В краевую инфекционную больницу обратились пятеро местных жителей. Двоих - тридцатилетнего мужчину и его двухлетнюю дочь - госпитализировали. Их анализы тоже отправили в

центр „Вектор", так как на месте причины болезни установить не удалось. В этом случае диагноз „коронавирус" также находится „под сомнением"» [9].

4) Российское интернет-издание «РБК» в день выявления первых зараженных в стране в 15:37 по московскому времени выкладывает материал с отсылкой на слова той же Татьяны Голиковой, автором которого является Евгений Калюков. Вместе с тем корреспондент приводит подробную статистику распространения коронавируса по всему земному шару в виде статистических данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также прилагает впечатляющую инфографику (Рис. 5).

Распространение нового коронавируса из Китая

Количество подтвержденных случаев заражения вирусом 2019-nCoV Выздоровели 355 514 человек. Данные на 10 апреля

Великобритания 65 872 Франция 118 785

153 222

Испания

2223

Колумбия

Германия р?.с™я

118235 11а1/

Южная

..Турция Китай Корея

42 282 Иран 82 924 10 450 66 220

143 626

Италия

• Ч

4965

Эквадор

5972

Чили

288

Нигерия

6771

Индия

4228

Малайзия

4076

Филиппины

Австралия 6108 Новая Зеландия 1283

Источники: SCMP, Национальная комиссия по здравоохранению Китая, ВОЗ, Управление социального обеспечения Франции, Министерство здравоохранения Республики Корея, Министерство здравоохранения Сингапура, Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии, Johns Hopkins CSSE

Рис. 5. Статистика распространения коронавирусной инфекции по всему миру

«Национальная комиссия по здравоохранению Китая утром 31 января сообщила о 9692 подтвержденных случаях заболевания коронавирусом 2019-nCoV и 213 погибших. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 30 января в 19 странах мира было зафиксировано 7818 случаев заражения. 31 января о выявлении первых больных объявили власти Великобритании, в тот же день правительство Италии объявило о введении в стране чрезвычайного положения» [8].

Проанализировав реакцию российской прессы на появление нового вируса в стране, необходимо перечислить основные тенденции освещения в СМИ пандемии коронавируса:

а) стремительная скорость распространения вируса;

б) увеличение цен на продовольственные товары;

в) приостановление спортивных и культурно-массовых мероприятий (перенос Чемпионата Европы-2020, отмена конкурса песни «Евровидение-2020» и т. п.);

г) развитие общественной паники;

д) увеличение фейковой информации;

е) сомнение аудитории в пандемии COVID-19;

ж) закрытие малых предприятий.

Таким образом, коронавирусная инфекция, затронувшая большую часть земного шара, стала одной из самых обсуждаемых проблем человечества. СМИ практически всего мира ежеминутно публикуют новые сведения о данной проблеме. Пандемия COVID-19 - это первый случай, когда средства массовой информации со всех уголков планеты работают 24 часа без остановки, предоставляя аудитории самую актуальную и полезную информацию. Одной из основных задач прессы считается убеждение аудитории следовать всем мерам предосторожности.

«Задача профилактики - убедить людей добровольно и на длительный срок изменить свое поведение, сделав его более безопасным» [1. С. 105]. Эти актуальные и на

данный момент слова были опубликованы в статье К. Р. Амлаева и М. А. Ашихминой по профилактике ВИЧ-инфекции.

Можно заключить, что российские СМИ оперативно сработали в освещении первых случаев появления коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Известные интернет-издания на своих страницах размещали статистические данные роста заболеваемости, сведения о распространении и слова экспертов.

Список литературы

1. Амлаев, К. Р., Ашихмина, М. А. Название [Текст] / К. Р. Амлаев, М. А. Ашихмина // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2012. - № 4. -С. 104-108.

2. Бережная, М. А. Освещение эпидемии ВИЧ/СПИДа на отечественном телеэкране [Текст] / М. А. Бережная // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2009. - Вып. 4., Ч. I. - С. 143-148.

3. Газета «Ведомости» [Электронный ресурс] // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/ vedomosti (дата обращения: 05.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дементьева, К. В. Медиамем и его роль в формировании полиэтнического общества [Текст] / К. В. Дементьева // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2018. - № 53. - С. 257-278.

5. Интернет-издание Vedomosti.ru [Электронный ресурс] // Официальный сайт. -URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/02/01/822006-koronavirus (дата обращения: 05.04.2020).

6. Информационное агентство «Интерфакс» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL: https://www.interfax.ru/russia/693554 (дата обращения: 05.04.2020).

7. Онлайн карта распространения коронавируса [Электронный ресурс] // Coronavirus Monitor. - URL: https://coronavirus-monitor.ru/ (дата обращения: 05.04.2020).

8. Российский медиахолдинг «РБК» [Электронный ресурс] // Официальный сайт. -URL: https://www.rbc.ru/society/31/01/2020/5e341f929a7947d43c9aa308 (дата обращения: 06.04.2020).

9. Российское новостное интернет-издание Lenta.ru [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL: https://lenta.ru/news/2020/01/31/podr/ (дата обращения: 06.04.2020).

10. Mash Мар - карта с распространением уханьского вируса по столице [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL: https://coronavirus.mash.ru/ (дата обращения: 10.04.2020).

Пестова Мария Евгеньевна - студент Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва, mashamasha-98@list.ru.

Сафонов Евгений Андреевич - студент Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва, evgeny_saf70@mail.ru.

Научный руководитель: Дементьева Ксения Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.