Научная статья на тему 'Распространение фейковых новостей во время пандемии COVID-19'

Распространение фейковых новостей во время пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3279
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фейковые новости / дезинформация / пандемия / COVID-19 / слухи. / fake news / disinformation / pandemic / COVID-19 / rumors.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Садыков Денислам Ильшатович, Ахметьянова Наиля Ахмадулловна

В статье рассматривается такой аспект пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, как распространение фейков и слухов о болезни. С начала вспышки заболевания в конце 2019 года пользователи интернета активно делятся и обсуждают многочисленные теории о вирусе. Страх перед неизведанной инфекцией заставляет людей принимать на веру разнообразные фейки о происхождении, свойствах и методах профилактики вируса. Это является показательным примером существующего тезиса о том, что слухи наиболее активно появляются и распространяются во времена социального беспокойства, кризисов и при столкновении с чем-то новым. Распространение ложной информации можно сравнить с самой пандемией – она появляется там же, где и болезнь, и от характера заражения зависит объем и содержание слухов, циркулирующих в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPREADING OF FAKE NEWS IN THE TIME OF THE COVID-19 PANDEMIC

The paper covers an aspect of spreading of fakes and rumors amidst the pandemic of the coronavirus disease COVID-19. Since the very beginning of the outbreak in the end of 2019 internet users actively share and discuss plenty of theories of the virus. The fear of the unknown infection makes people believe in diverse fakes about origins, features and prophylactic methods of the virus. This is a demonstration of the existing thesis on how rumors most actively appear and spread in times of social anxiety, crises, and facing something new. The spreading of false information is comparable with the pandemic itself – it appears in the same places as the pandemic. The pattern of the contagion impacts on the scope and content of the rumors of the information space.

Текст научной работы на тему «Распространение фейковых новостей во время пандемии COVID-19»

78

PHILOLOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©У©Ма1>>#8Ш)),2©2©

PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 070.11

Садыков Денислам Ильшатович

Студент 4 курса отделения журналистики Башкирского государственного университета, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

Ахметьянова Наиля Ахмадулловна Кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Башкирского государственного университета, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11546 РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

Sadykov Denislam Ilshatovich

Four-year student of the Department of Journalism Bashkir State University, 32, im. Zaki Validi, Ufa Ahmetyanova Naila Ahmadullovna

Candidate of Philology, Associate Professor, Bashkir State University, 32, im. Zaki Validi, Ufa

SPREADING OF FAKE NEWS IN THE TIME OF THE COVID-19 PANDEMIC

Аннотация

В статье рассматривается такой аспект пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, как распространение фейков и слухов о болезни. С начала вспышки заболевания в конце 2019 года пользователи интернета активно делятся и обсуждают многочисленные теории о вирусе. Страх перед неизведанной инфекцией заставляет людей принимать на веру разнообразные фейки о происхождении, свойствах и методах профилактики вируса. Это является показательным примером существующего тезиса о том, что слухи наиболее активно появляются и распространяются во времена социального беспокойства, кризисов и при столкновении с чем-то новым. Распространение ложной информации можно сравнить с самой пандемией - она появляется там же, где и болезнь, и от характера заражения зависит объем и содержание слухов, циркулирующих в информационном пространстве.

Abstract

The paper covers an aspect of spreading of fakes and rumors amidst the pandemic of the coronavirus disease COVID-19. Since the very beginning of the outbreak in the end of 2019 internet users actively share and discuss plenty of theories of the virus. The fear of the unknown infection makes people believe in diverse fakes about origins, features and prophylactic methods of the virus. This is a demonstration of the existing thesis on how rumors most actively appear and spread in times of social anxiety, crises, and facing something new. The spreading of false information is comparable with the pandemic itself - it appears in the same places as the pandemic. The pattern of the contagion impacts on the scope and content of the rumors of the information space.

Ключевые слова: фейковые новости, дезинформация, пандемия, COVID-19, слухи.

Key words: fake news, disinformation, pandemic, COVID-19, rumors.

Специфика современного цифрового общества предполагает обширные возможности для мгновенного взаимодействия между людьми со всего мира. Такая форма коммуникации помимо очевидных преимуществ несет в себе новые угрозы социальному здоровью. Речь идет о массовом распространении ложных, или фейковых, новостей, развернувшееся в последнее десятилетие, -явление, которое невозможно было бы представить раньше, в до-информационную эру.

Под фейками подразумеваются искусственно созданные новости, которые распространяются с целью манипулирования общественным поведением в угоду дезинформатору. В случае если под действием выброса какой-либо ложной информации мнение общества по определенному злободневному вопросу поменялось, то фейковую новость можно назвать успешной. Можно выделить три уровня в манипулировании мнением масс [1, с.21]:

1) изменение уже существующих в общественном сознании ценностей, идей или установок;

2) изменение взглядов людей на какое-либо важное событие;

3) полное изменение жизненных установок в обществе.

В наше время интернет настолько прочно вошел в жизнь людей, что для абсолютного большинства он является главным или даже единственным источником информации. В связи с этим новое дыхание обрел такой старый метод дезинформации, как распространение слухов. Особенность данного явления заключается в том, что слухи и сплетни всегда являются неофициальной информацией, полученной из уст знакомых. Неформальное общение в отличие от получения официальных сообщений из СМИ подсознательно воспринимается человеком как заслуживающая доверия [1, 23]. Лучшему восприятию и запоминанию информации, поданной в виде слуха, также способствует легкая формулировка сообщения. Другая особенность слуха состоит в том, что обычно он доходит до аудитории быстрее, чем информация для СМИ. Это способствует закреплению такой информации в сознании, как истинной в силу ее первичности.

<<шушетим~^©и©мак>>#8ш)),2©2© а philological sciences

Последняя особенность объясняется тем, что основная функция слуха связана с желанием людей получить объяснение неизвестной для них ситуации. В зависимости от эмоциональных потребностей слух может основываться на общественных желаниях, страхах или предрассудках [2, с. 42]. Распространенность слухов является следствием того, что они в той или иной степени дают человеку ответы на вопросы и помогают предпринять действия. Таким образом, задача слуха - коллективное решение возникшей проблемы [3, с. 81]. Поэтому слухи особенно часто появляются в моменты социального беспокойства и катастроф.

Сегодня мы видим это на примере пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Будучи изначально сосредоточенной в одной стране - Китае, болезнь начала стремительно распространяться по всему миру со второй половины февраля, заражая сотни тысяч людей. В этих условиях правительства многих стран не успели провести необходимую разъяснительную работу с населением, в результате чего в глобальном обществе начала развиваться паника [4]. Главными факторами общественного страха выступают его новизна и скорость распространения - несмотря на относительно низкую летальность. Они способствовали созданию многочисленных фейковых новостей касательно заболевания. Большинство из них циркулируют в мессенджерах и социальных сетях.

Так, с момента вспышки заболевания в Китае в интернете широко начала обсуждаться теория о том, что новый коронавирус был разработан в Уханьском институте вирусологии и проник в город в результате случайной утечки. Подобные слухи подкреплялись публикациями в СМИ [5]. Другой слух, регулярно встречающийся в социальных сетях, гласит, что вирус смог мутировать в нечто более смертельное и опасное. Оба слуха базируются на страхе перед новым и неизведанным, что обуславливает их устойчивость.

Другой вид слухов, связанных с COVID-19 возможен из-за расхождения медицинского дискурса и знаний обычных людей о мерах защиты. Рекомендации врачей мыть руки и не находиться в местах скопления людей кажутся людям неполными, поэтому мы можем наблюдать приверженность людей различным городским легендам вроде тех, что витамин С или чеснок могут защищать от коронавируса [6]. Распространение слухов также зависит и от социально-культурных особенностей территории. Например, в США и Западной Европе люди обсуждают теорию о том, что вирус может распространяться через новые сети 5G, которые широко внедряются в городах с прошлого года. В то же время в России, где большинство людей не знают о такой технологии, укрепился миф о том, что вирусом можно заразиться через посылку из популярного в стране китайского сервиса А№х-press. При этом и на Западе, и в России существует убеждение, что первый инфицированный заразился, потому что съел летучую мышь [7]. Данный миф возник из-за неправильного представления о

79

китайской кухне, поэтому в самом Китае его не существует.

Во времена социального беспокойства перед средствами массовой информации стоит задача по предотвращению распространения различных фейков, так как это может лишь усугубить непростую ситуацию. Пандемия COVID-19 является ярким примером подобного события, о чем свидетельствует количество и разнообразие слухов и мифов, появившихся с начала вспышки. Рассмотрев данный вопрос, мы выделили следующие выводы:

1) Легкость для восприятия обуславливает популярность слухов, когда обществу не хватает сведений о какой-либо проблеме. В случае с COVID-19 люди с готовностью принимают ложные факты о профилактике вируса из-за недостаточных медицинских познаний.

2) Новизна вируса и его малая изученность вызывают естественный для людей страх перед неизвестным. Страх делает людей восприимчивыми к фейковым новостям вроде утечки коронави-руса из лаборатории и его последующей мутации.

3) Природа фейков по поводу COVID-19 во многом зависит от особенностей той или иной страны. На Западе люди обсуждают возможность заражения от сетей 5G, в России - от посылок с AliExpress.

4) Помимо освещения ситуации роль СМИ во время пандемии - разъяснение природы вируса, опровержение фейковых историй и слухов.

Литература:

1. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. - СПб: Скифия, 2018. - 480 с.

2. Knapp R.H. Psychology of Rumor // Public Opinion Quarterly, v. 8, 1944. - pp. 22-37.

3. Spelser N. Theory of Collective Behavior. New York: The Free Press, 1962. - p. 382.

4. A Depoux, PhD, S Martin, PhD, E Kara-fillakis, Bsd RP, R Preet, MPH, A Wilder-Smith, MD, H Larson, PhD, The pandemic of social media panic travels faster than the COVID-19 outbreak, Journal of Travel Medicine, , taaa031, https://doi.org/10.1093/jtm/taaa031.

5. Coronavirus may have originated in lab linked to China's biowarfare program. The Washington Times [Электронный ресурс] // URL: https://www.washingtontimes.com/news/2020/jan/26/ coronavirus-link-china-biowarfare-program-possible/ (дата обращения: 22.03.20).

6. Рекомендации ВОЗ для населения в связи c распространением нового коронавируса (2019-nCoV): мифы и ложные представления. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] // URL: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public/myth-busters (дата обращения: 22.03.20).

7. Бананы, посылки и летучие мыши. Самые популярные мифы о коронавирусе. Русская служба «Би-би-си» [Электронный ресурс] // URL: https://www.bbc.com/russian/features-51282123 (дата обращения: 22.03.20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.