ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ
PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE CHIEF OF TERRITORIAL BODY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE DISTRICT
LEVEL
УДК 342.95
Е.А. КРАВЦОВА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
E.A. KRAVTSOVA,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
О.О. ИЛЛАРИОНОВА
(отдел МВД России по Кинель-Черкасскому району Самарской области, Россия, Самара) [email protected]
O.O. ILLARIONOVA
(Ministry of internal Affairs of Russia in Kinel-Cherkassk district, Samara region, Kinel-Cherkassk, Russia)
Аннотация: территориальные органы МВД России на районном уровне являются нижним, основным звеном в системе органов внутренних дел (далее - ОВД). Основной целью их создания является обеспечение правопорядка в обществе, защита прав и законных интересов граждан, их собственности, противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности. Данные органы подчиняются территориальным органам МВД России, созданным на уровнях субъектов РФ, и действуют в пределах границ муниципального образования, его части или нескольких образований, а также на отдельных особо важных объектах. Возглавляет их деятельность начальник, который осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В его компетенцию входит несколько групп полномочий: полномочия по организации деятельности территориального органа МВД России на районном уровне и управлению им; полномочия по взаимодействию с вышестоящим органом и иными органами МВД России; полномочия по взаимодействию с другими органами и организациями при осуществлении своей деятельности.
В статье рассматриваются особенности и признаки управленческой деятельности, выявляются отдельные проблемы, возникающие при реализации начальником территориального органа МВД России на районном уровне полномочий по организации деятельности территориального органа МВД России на районном уровне и управлению им, предлагаются пути решения данных проблем.
Ключевые слова: органы внутренних дел, деятельность органов внутренних дел, правоохранительные органы, начальник территориального органа МВД России.
Для цитирования: Кравцова Е.А., Илларионова О.О. Осуществление управленческой деятельности начальниками территориальных органов МВД России на районном уровне // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 29-33.
Abstract: territorial bodies of the Ministry of internal Affairs at the district level (hereinafter - district ATS) are the lower, the main link in the ATS system. The main purpose of their creation is the practical implementation of the tasks of law enforcement in society and society as a whole. These bodies are subject to the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs, established at the levels of the subjects of the Russian Federation, and operate within the boundaries of the municipality, its part or several entities, as well as on certain particularly important objects. Headed their activity supervisor, which is responsible for several groups of powers: the powers to organize the activities of the district ATS and management; authority for interaction with the parent body and other bodies of the MIA of Russia; powers for interaction with other bodies and organizations.
The article deals with the main problems arising in the implementation of the head of the territorial body of the Ministry of internal Affairs of Russia at the district level of authority to organize the activities of the district ATS and its management.
Keywords: internal Affairs bodies, the activities of internal Affairs bodies, law enforcement bodies, the head of the territorial body of the MIA of Russia, the competence of the head of the territorial body of the MIA of Russian.
For citation: Kravtsova E.A., Illarionova O.O. Problems of the organization of administrative activity of the chief of territorial body of the Ministry of internal Affairs of Russia at the district level // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. P. 29-33.
Рассматривая полномочия начальника территориального органа МВД России на районном уровне, можно сделать вывод, что основной целью его деятельности является организация эффективного функционирования вверенного ему органа, то есть осуществление управленческой деятельности.
Понятие «управленческая деятельность» дает Д.В. Двинских, который под данным термином понимает процесс, в результате которого организация осознает поставленные цели и в соответствии с ними решает вопросы наиболее эффективной организации своей деятельности. При этом главным элементом, который должен осуществлять управление данным процессом, является руководитель организации [1, с. 88].
В теории управления понятие управленческой деятельности включает в себя деятельность руководителя организации по руководству коллективом, то есть деятельность, направленную на организацию труда каждого конкретного члена коллектива, а также деятельность по объединению усилий членов коллектива для решения общих задач1.
Ученые, занимающиеся исследованиями в сфере управления, выделили целый ряд признаков, который присущ управленческой деятельности. Так, А.Д. Ульянов выделяет такие признаки, как:
1 Организация управления органами внутренних дел: учебник / под общ.ред. А.М. Кононова, И.Ю. Захватова. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2013. С. 35.
- наличие управляющего субъекта, который обладает законными полномочиями по регулированию деятельности подчиненных ему лиц;
- осуществление данной деятельности в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
- создание условий выполнения деятельности исполнителями (организационных, ресурсных и др.);
- упорядочение деятельности подчиненных подразделений путем разработки типовых положений организационных структур, взаимосвязей между структурными элементами2.
Управленческая деятельность осуществляется планомерно и регулярно и направлена на поддержание порядка в системе, ее стабильности и оптимального функционирования с наибольшим коэффициентом полезного действия. Поэтому приемы и методы, которые используют лица, осуществляющие данную деятельность, могут меняться по мере необходимости, в зависимости от внутренних потребностей организации и внешних изменений жизнедеятельности общества.
В структуре органов МВД России управленческая деятельность осуществляется начальниками территориальных органов МВД России на всех уровнях системы. При этом, как отмечает У.К. Болдырев, «чем выше этот уровень, тем
2 Ульянов А. Д, Никитин М. Н. Организация деятельности руководителя территориального органа МВД России: учебн. пособ. - М., 2016. С. 16.
больший объем управленческих функций реализуют соответствующие руководители и подчиненные им аппараты управления» [2, с.106]. То есть, чем выше уровень органа государственной власти в системе государственных органов, тем больше у него организаторских функций, при этом самый главный орган (в случае с системой органов МВД России им выступает Министерство внутренних дел РФ) выполняет преимущественно организационные функции.
При осуществлении управленческой деятельности руководитель территориального органа МВД России выполняет ряд функций, таких как аналитическая, информационная, планирования, учета, контроля, ресурсного обеспечения, организационная, управленческая и другие [3, с. 88].
Каждая из функций подразумевает выполнение конкретных действий, с помощью которых происходит ее реализация. Так, выполнение информационной функции подразумевает сбор и аналитическую обработку информации, поступающей из различных источников, а также передачу части информации вышестоящим органам, органам государственной власти, местного самоуправления, средствам массовой информации и гражданам в соответствии с действующим законодательством. Данная функция может реа-лизовываться через целый ряд действий:
- изучение нормативных правовых актов;
- изучение ненормативной документации системы МВД России;
- организацию проведения различных мероприятий;
- оказание методической помощи подчиненным и доведение до них оперативной информации;
- сбор отчетности с подчиненных и ее аналитическая обработка;
- составление отчетов о деятельности районного ОВД для предоставления вышестоящим органам;
- предоставление информации средствам массовой информации о текущей деятельности районного ОВД;
- ответы на обращения граждан и осуществление их личного приема и т.д.
Выполнение функции ресурсного обеспечения заключается в том, что начальник территориального органа МВД России на районном уровне занимается материально-техническим обеспечением вверенного ему органа. Для этого он осуществляет такие действия, как:
- подпись договоров, соглашений в пределах своих полномочий;
- установление денежного содержания сотрудников в пределах выделенных материальных средств;
- распределение материально-технических средств между подразделениями территориального органа МВД России на районном уровне и т.д.
Управленческая деятельность начальника территориального органа МВД России на районном уровне направлена на обеспечение эффективного функционирования данного органа. Она обусловлена и напрямую вытекает из тех задач, которые призван решать территориальный орган МВД России на районном уровне. Начальник территориального органа МВД России на районном уровне должен таким образом осуществлять управленческую деятельность, чтобы его подчиненные могли наиболее эффективно решать внешние задачи, реализовывая цель создания территориального органа.
Организация управленческой деятельности территориального органа МВД России на районном уровне представляет собой сложную функциональную систему, связывающую воедино усилия различных подразделений, которые путем решения различных задач стремятся к единой цели - обеспечению правопорядка в обществе, защиты прав и законных интересов граждан, их собственности, противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности. Начальник территориального органа МВД России на районном уровне через реализацию своей компетенции реализует компетенцию данного органа, являясь его легальным представителем.
Однако при реализации начальником территориального органа МВД России на районном уровне управленческой деятельности существуют отдельные проблемы, которые мешают эффективному ее осуществлению. Одной из таких проблем является проблема передачи полномочий от начальника к подчиненным.
Каждый территориальный орган МВД России, в том числе и территориальные органы МВД России на районном уровне, имеет собственную внутреннюю организационную структуру, на которую опирается начальник при реализации возложенных на него задач. В частности, в приказе МВД России от 5 июня 2017 г. № 3553 указано, что начальник территориального органа МВД России на районном уровне имеет заместителей, обязанности между которыми распределяются начальником, который также вправе передавать им часть своих полномочий (пп. 3
3 Приказ МВД России от 05.06.2017 № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 № 47380) [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.pravo.gov.ru
п.16). По поводу данной нормы многие ученые высказываются крайне негативно, указывая на существующие проблемы в данной сфере. Так, п.13 рассматриваемого документа устанавливает, что начальник территориального органа МВД России на районном уровне не только руководит данным органом на основе единоначалия, но и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на данный орган. При этом начальник территориального органа МВД России на районном уровне, обладая возможностью по передаче части своих полномочий своим заместителям, не может снять с себя ответственность за выполнение данных полномочий. Рассматривая данное положение дел, В.П. Божьев отмечает, что в таком случае речь необходимо вести не о передаче полномочий, а о передаче конкретных функций. Следовательно, можно говорить и о делегировании ответственности. В целом соглашаясь с замечанием В.П. Божьева, необходимо отметить, что в таком случае нарушается принцип единоначалия, на котором построена система МВД России.
В то же время необходимо согласиться с замечанием о том, что за заместителями начальника территориального органа МВД России на районном уровне должны быть четко закреплены полномочия, поскольку это позволит выстроить более организованную и упорядоченную внутреннюю систему данного органа.
Еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить внимание, - это проблема нормативного регулирования деятельности начальника территориального органа МВД России на районном уровне. Деятельность начальника территориального органа МВД России на районном уровне должна осуществляться в строгом соответствии с действующими нормативными актами. В советский период существования России многими учеными отмечалась тенденция приоритета применения на практике подзаконных актов, не считаясь с тем, насколько ведомственные нормативные акты соответствуют закону. В настоящее время Россия стремится стать правовым государством, что прямо зафиксировано в преамбуле действующей Конституции РФ, которая также зафиксировала норму о высшей юридической силе Конституции РФ и ее прямом действии. Поэтому деятельность начальника территориального органа МВД России на районном уровне должна в первую очередь
соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ, принятым в пределах их компетенции. И только потом начальник территориального органа МВД России на районном уровне должен руководствоваться нормативными актами, непосредственно регулирующими его деятельность. Такая позиция должна присутствовать у всех без исключения государственных служащих, поскольку осуществление своей деятельности в строгом соответствии с нормативными актами с учетом их иерархии будет способствовать формированию в России истинно правового государства. Тем не менее, в системе МВД России у отдельных начальников территориальных органов МВД России на районном уровне наблюдаются тенденции к формализованности деятельности, предпочтению буквального исполнения ведомственных нормативных актов, без учета норм Конституции РФ и федеральных законов, что является недопустимым.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что управленческая деятельность имеет сложную структуру и реализуется через выполнение начальником территориального органа МВД России на районном уровне возложенных на него задач. Организация управленческой деятельности подразумевает наличие у данного должностного лица широкого спектра знаний по теории управления, менеджменту, психологии и т.д. Он должен обладать организаторскими способностями, умением находить общий язык с подчиненными. Начальник территориального органа МВД России на районном уровне вправе передавать часть своей компетенции своим заместителям, а также иным сотрудникам, однако при этом он несет персональную ответственность за общий результат работы своих подчиненных. Следует также отметить, что чрезмерная загруженность начальников территориальных органов МВД России на районном уровне, большой объем возложенных на них задач, значительное количество рутинной работы способствуют профессиональному выгоранию начальников территориальных органов полиции. Поэтому им необходимо периодически проходить переподготовку с целью повышения своей квалификации, направленную на получение новых знаний в своей сфере, применение новых методик, повышение интереса к выполняемой работе.
- Литература -
1. Двинских Д.В. Определение понятия способностей в структуре управленческого знания // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 12. С. 89-96.
2. Болдырев У.К. Руководство как функция организаторской деятельности начальника территориального органа МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39). С. 105-109.
3. Ульянов А.Д. Делегирование полномочий как один из индикаторов работы руководителя органа внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). С. 87-93.
4. Ерыгин А.А. Кравцова Е.А. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: монография. - Белгород, 2017.
5. Корнеева М.П. Особенности организации начальником территориального органа МВД России на районном уровне внешнего взаимодействия органов предварительного следствия с общественными организациями и средствами массовой информации // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1 (45). С. 78-84.
6. Майдыков А.Ф., Майдыков А.А. Актуальные вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41). С. 59-62.
7. Нечаев А.А. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности начальника территориального органа МВД России на районном уровне при организации работы следователей по уголовным делам о преступлениях прошлых лет // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1 (45). С. 109-113.
8. Нечаев А.А. Организация аналитической работы начальником органа предварительного следствия территориального МВД России на районном уровне // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38). С. 34-37.
9. Ульянов А.Д. Делегирование полномочий как один из индикаторов работы руководителя органа внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).
10. Хлусов Т.М. Органы внутренних дел в контексте управленческого и структурно-функционального анализа (историко-право-вая ретроспектива): понятие и сущность // Ученые записки юридического факультета. 2015. № 36 (46). С. 77-83.
= References =
1. Dvinskih D.V. Opredelenie ponyatiya sposobnostej v strukture upravlencheskogo znaniya // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2015. № 12. S. 89-96.
2. Boldyrev U.K. Rukovodstvo kak funkciya organizatorskoj deyatel'nosti nachal'nika territorial'nogo organa MVD Rossii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 3 (39). S. 105-109.
3. Ul'yanovA. D. Delegirovanie polnomochij kak odin iz indikatorov raboty rukovoditelya organa vnutrennih del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 4 (44). S. 87-93.
4. Erygin A.A. Kravcova E.A. Organy gosudarstvennoj vlasti sub»ektov Rossijskoj Federacii: monografiya. - Belgorod, 2017.
5. Korneeva M.P. Osobennosti organizacii nachal'nikom territorial'nogo organa MVD Rossii na rajonnom urovne vneshnego vzaimodejstviya organov predvaritel'nogo sledstviya s obshchestvennymi organizaciyami i sredstvami massovoj informacii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 1 (45). S. 78-84.
6. Majdykov A.F., Majdykov A.A. Aktual'nye voprosy organizacii vzaimodejstviya territorial'nyh organov MVD Rossii s podrazdeleniyami (organami) vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii v osobyh usloviyah // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 1 (41). S. 59-62.
7. Nechaev A.A. Informacionno-analiticheskoe obespechenie deyatel'nosti nachal'nika territorial'nogo organa MVD Rossii na rajonnom urovne pri organizacii raboty sledovatelej po ugolovnym delam o prestupleniyah proshlyh let // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 1 (45). S. 109-113.
8. Nechaev A.A. Organizaciya analiticheskoj raboty nachal'nikom organa predvaritel'nogo sledstviya territorial'nogo MVD Rossii na rajonnom urovne // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 2 (38). S. 34-37.
9. Ul'yanov A.D. Delegirovanie polnomochij kak odin iz indikatorov raboty rukovoditelya organa vnutrennih del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 4 (44).
10. Hlusov T.M. Organy vnutrennih del v kontekste upravlencheskogo i strukturno-funkcional'nogo analiza (istoriko-pravovaya retrospektiva): ponyatie i sushchnost' // Uchenye zapiski yuridicheskogo fakul'teta. 2015. № 36 (46). S. 77-83.
(статья сдана в редакцию 05.12.2019)