Научная статья на тему 'Организация управленческой деятельности начальников органов предварительного следствия межмуниципальных территориальных органов МВД России на районном уровне'

Организация управленческой деятельности начальников органов предварительного следствия межмуниципальных территориальных органов МВД России на районном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1156
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ / OF INTERMUNICIPAL INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / HEAD OF INVESTIGATIVE BODY / СЛЕДСТВЕННАЯ ГРУППА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR / INVESTIGATION TEAM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаев А. А.

В статье рассматриваются проблемные вопросы в деятельности начальников органов предварительного следствия межмуниципальных территориальных органов МВД России на районном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нечаев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing Management Behaviour of Heads of Preliminary Investigation Bodies of Intermunicipal Internal Affairs Agencies at District Level

The paper deals with the problems related to the activity of the heads of preliminary investigation bodies at the district level.

Текст научной работы на тему «Организация управленческой деятельности начальников органов предварительного следствия межмуниципальных территориальных органов МВД России на районном уровне»

2 л H

и

0

1

Л

<

и

H

к

:|5

0

1

Л

<

и

H

s

X

<

а

X о

0

м

<

а С

К

s

1

и <

м

<

а

и <

ш О а С

44

А.А. НЕЧАЕВ,

старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

A.A. NECHAEV, Candidate of Law Sciences, Seniour lecturer, Department of Command of Investigation Divisions (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 351.74

Организация управленческой деятельности начальников органов предварительного следствия межмуниципальных территориальных органов МВд россии на районном уровне

organizing management behaviour of heads of preliminary investigation bodies of intermunicipal internal affairs Agencies at District Level

В статье рассматриваются проблемные вопросы в деятельности начальников органов предварительного следствия межмуниципальных территориальных органов МВД России на районном уровне.

Органы предварительного следствия межмуниципальных территориальных органов МВД России на районном уровне, руководитель следственного органа, следственная группа, следователь.

The paper deals with the problems related to the activity of the heads of preliminary investigation bodies at the district level.

Preliminary investigation bodies of intermunicipal internal affairs agencies, head of investigative body, investigation team, investigator.

В связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» началось структурное реформирование МВД России. В системе Министерства внутренних дел на районном уровне образованы межмуниципальные управления, отделы (далее — МО МВД России) [4]. Их основной отличительной особенностью является территория обслуживания, в состав которой входят два и более административно-территориальных образований, имеющих свои органы управления.

Указанные структурные изменения затронули и органы предварительного следствия в системе МВД России, выполняющие возложенные на них задачи по обеспечению в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судо-

производстве путем надлежащей организации предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, подследственных следователям органов внутренних дел [3].

Эффективность деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России напрямую зависит от должного управления данными органами, а также от организации их деятельности по расследованию преступлений.

Вместе с тем специфика организационно-структурного построения и среды функционирования органов предварительного следствия МО МВД России определяет свои особенности управления, что требует конкретизировать общие признаки управления.

Несмотря на многообразие подходов к определению понятия и содержания управления (со-

циального управления, государственного управления и др.) [9, 11, 13, 14, 15], в самом общем виде любая система управления представляется в виде субъекта и объекта управления, существующих между ними прямых и обратных связей, а также связей социальной системы с внешней средой.

Применительно к органам расследования преступлений И.И. Колесников определяет управление как воздействие на систему расследования преступлений с целью обеспечить сохранение ее качественной специфики, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели [12].

Мы поддерживаем мнение С.В. Валова, который рассматривает управление органами предварительного следствия как научное, целенаправленное, организующее, систематически реализуемое на основе Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормах морали, нравственности и организационной культуры, ограниченное ими по форме, объему, содержанию, специфически выраженное и оформленное воздействие процессуального и (или) непроцессуального характера, реализуемое уполномоченными субъектами управления в отношении сотрудников, государственных служащих, работников, индивидуальных и институционально оформленных органов управления ими, а равно всей системы органов предварительного следствия в целях выполнения ею своего социального назначения, ее развития и совершенствования [10].

Особенность повседневной деятельности органов предварительного следствия МО МВД России состоит в том, что они расследуют уголовные дела на территории двух и более самостоятельных административно-территориальных образований, имеющих свои собственные органы управления [2] и постоянно действующих на их территории представителей федеральных органов государственной власти и властных органов субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения выполнения на всей территории обслуживания функции расследования преступлений в форме предварительного следствия в составе головного органа предварительного следствия создаются специальные подразделения или определяются конкретные следователи, которые на удалении, непосредственно на закрепленном за ними участке исполняют законодательство Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. Данные участки привязаны к административно-территориальным образованиям, которые входят в состав территории обслуживания МО МВД России [6].

Вместе с тем, если соответствующее административно-территориальное образование, входящее в состав МО МВД России, обслуживает отдел (отделение, пункт) полиции [5], то терри-

ториальные пределы реализации возложенных на подразделение или сотрудников органа предварительного следствия полномочий привязываются к границам территории обслуживания конкретного отдела (отделения, пункта) полиции.

Изучение практической деятельности органов предварительного следствия МО МВД России свидетельствует об отсутствии единого подхода к правовому обеспечению управленческой деятельности. В частности, в ряде Положений о следственных управлениях (отделах) межмуниципального органа МВД России на районном уровне не затрагиваются вопросы, связанные с организаций управленческой деятельности головного следственного подразделения, его управляющего воздействия на входящие в его состав следственные подразделения, дислоцированные на удалении, в других административно-территориальных образованиях, также недостаточно проработаны вопросы, связанные с закреплением процессуального и ведомственного контроля руководителя следственного органа (его заместителя) за подчиненными сотрудниками, дислоцированными на удалении в отделениях (пунктах) полиции.

Вместе с тем специфика организационно-структурного построения органов предварительного следствия в МО МВД России внесла в управленческую деятельность начальников этих подразделений определенные изменения. Так, в зависимости от штатной численности сотрудников следственного подразделения, территории обслуживания, количества включенных в ее состав административно-территориальных образований, удаленности головного следственного подразделения от следственных отделений (групп), дислоцированных в отделах (отделениях, пунктах) полиции, были перераспределены процессуальные и ведомственные полномочия между начальником органа предварительного следствия и его заместителями по осуществлению управленческой деятельности.

Удаленность следственных подразделений по расследованию преступлений, совершенных на территории обслуживания отдела (отделения, пункта) полиции, от их головных органов предварительного следствия МО МВД России требует избирать своеобразные формы и методы контроля как за процессуальной деятельностью следователей в составе следственных групп, дислоцированных в территориальных отделах (отделениях, пунктах) полиции, так и за оперативно-служебной деятельностью в целом указанных следственных образований.

Выбор форм и методов ограничивается процессуальным порядком принятия следователем отдельных процессуальных решений по уголовному делу. Так, в соответствии с УПК РФ следователь обязан согласовывать с руководителем

2 л н и о X

Л

<

и н к

:|5

о X

Л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

К S X

и <

са <

а

и <

ш О а С

45

2 л н и

0

1

Л

<

и н

К

:|S

0

1

Л

<

и н S

I

<

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X о

0

м

<

а С

К S

1

и <

м

<

а

и <

ш О а С

46

следственного органа, в штате которого он состоит, более 40 видов процессуальных решений. При этом каждое такое решение может приниматься неоднократно в ходе расследования одного уголовного дела. Например, продление срока предварительного следствия, срока содержания обвиняемого под стражей и т. д. Для согласования указанных решений руководитель следственного органа обязан выезжать к месту дислокации следователя либо тот должен прибыть с уголовным делом к руководителю.

Наиболее остро данная проблема возникает, когда следователи производят задержание лица в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ. В соответствии с действующим законодательством следователю предоставляется 48 часов для сбора доказательств, достаточных для принятия судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (домашнего ареста, залога) [1]. В течение указанного времени материал в обязательном порядке должен быть изучен руководителем следственного органа МО МВД России на предмет достаточности собранных материалов для принятия решения о необходимости избрания одной из указанных мер пресечения и внесения соответствующего ходатайства в суд.

В ряде случаев указанные обстоятельства делают практически невозможным реализацию права руководителя органа предварительного следствия МО МВД России, закрепленного в УПК РФ, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу [1, ч. 4 ст. 39].

Изоляторы временного содержания лиц, задержанных (арестованных) за совершение преступления, находятся в основном в МО МВД России, в связи с чем следователи по расследованию преступлений на обслуживаемой территории, дислоцированные в территориальных отделах (отделениях, пунктах) полиции, вынуждены выезжать в МО МВД России для проведения следственных действий с задержанными и арестованными. В частности, с данными проблемами столкнулись органы предварительного следствия МО МВД России в Белгородской, Воронежской, Калужской, Новгородской, Псковской, Саратовской и других областях.

Ограниченность временных рамок для сбора следователем доказательств и иных материалов, их проверки и оценки руководителем органа предварительного следствия МО МВД России наряду с невозможностью содержания лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, в отделах (отделениях, пунктах) полиции в связи с ликвидацией изоляторов временного содержания явились причинами сокращения числа

лиц, в отношении которых избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

В большинстве следственных управлений (отделов) МО МВД России отмечены проблемы, связанные с отсутствием в территориальных пунктах полиции, где дислоцируется следственная группа, штатной должности начальника следственной группы. Так, ранее п. 17 Приложения № 24 к приказу МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» [8] предусматривал должность начальника следственной группы, входящей в состав соответствующего отдела. Однако п. 1.14 Приложения «Перечень изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России» к приказу МВД России от 24 ноября 2011 г. № 1167 «О внесении изменении в нормативные правовые акты МВД России» [7] самостоятельная должность начальника следственной группы в составе следственного управления (отдела) МО МВД России была упразднена.

В ходе изучения управленческой деятельности начальников органов предварительного следствия МО МВД России выявлены различные подходы к решению указанных проблем. Однако в обобщенном виде их можно разделить на три группы в зависимости от категории следственного подразделения (следственное управление, отдел, отделение, группа), штатной численности и удаленности от места дислокации головного следственного органа.

1. За следственной группой по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом (отделением, пунктом) полиции, закрепляется заместитель руководителя органа предварительного следствия МО МВД России, который фактически находится на постоянной основе в данном следственном подразделении и выполняет непосредственное руководство следственной группой. Практика показывает, что это самый малораспространенный способ управления следственной группой, находящейся на удалении от головного органа предварительного следствия МО МВД России. Кроме того, количество таких подразделений полиции, где дислоцирована следственная группа по расследованию преступлений на обслуживаемой территории, должно быть не больше двух, т. к. это напрямую связано с наличием предусмотренной в следственном управлении (отделе) МО МВД России штатной должности заместителя начальника следственного управления (отдела) МО МВД России по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом (отделением, пунктом) полиции.

2. Дислоцированная на удалении следственная группа по расследованию преступлений, совершенных на обслуживаемой отделом (отделе-

нием, пунктом) полиции территории, находится в прямом подчинении руководителя (его заместителя) органа предварительного следствия МО МВД России, который фактически осуществляет процессуальный и ведомственный контроль посредством телефонной связи, периодических выездов в данное следственное подразделение, путем вызова следователей с материалами уголовного дела в следственное управление (отдел) МО МВД России. Данный способ управления следственными группами самый распространенный, но менее эффективный, поскольку при такой форме организации процессуального и ведомственного контроля за подчиненными следователями он применяется нередко по уже допущенным нарушениям законности. Кроме того, этот способ контроля ведет к дополнительным трудозатратам сотрудников органов предварительного следствия, временным потерям и увеличению транспортных расходов.

Например, в Воронежской области со следователями по расследованию преступлений на обслуживаемой территории, территориально удаленными от следственного управления (отдела) МО МВД России, ежедневно осуществляется телефонное общение, следователи от 2 до 4 раз в месяц с материалами уголовных дел прибывают в головное следственное подразделение, где проводится проверка уголовных дел, а также качества исполнения указаний руководителя следственного органа МО МВД России.

3. Наделение старших следователей следственных групп по расследованию преступлений на обслуживаемой территории отделом (отделением, пунктом) полиции, дислоцированных на удалении от следственного управления (отдела) МО МВД России, обязанностями руководителя следственного органа. Наделение полномочиями руководителя следственного органа старшего следователя следственной группы по расследованию преступлений, совершенных на обслужи-

Список литературы:

Россий-

1. Уголовно-процессуальный кодекс ской Федерации.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

3. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 // СПС Консуль-тантПлюс.

4. Вопросы реформирования территориальных органов МВД России: приказ МВД

ваемой отделом (отделением, пунктом) полиции территории, осуществляется посредством закрепления указанных полномочий в должностном регламенте старшего следователя.

Данные факты свидетельствуют об имеющихся проблемах в управленческой деятельности органов предварительного следствия МО МВД России, которые в самом общем виде характеризуют реально складывающиеся отношения между субъектами и объектами управления.

Вместе с тем полагаем, что в целях повышения эффективности управленческой деятельности начальников органа предварительного следствия МО МВД России необходимо, во-первых, в должностных регламентах их и их заместителей установить порядок исполнения ими служебных обязанностей по осуществлению процессуального и ведомственного контроля за оперативно-служебной деятельностью входящих в них отделов (отделений, групп) по расследованию преступлений, совершенных на обслуживаемой территории, дислоцированных на удалении в отделах (отделениях, пунктах) полиции. В частности, необходимо разработать схему их управленческого влияния на указанные следственные подразделения, в том числе путем осуществления конкретных организационно-управленческих мероприятий, большая часть которых лежит в плоскости реализации нормативных правовых актов МВД России, и проверки результатов их выполнения.

Во-вторых, для осуществления в достаточной мере контроля как за процессуальной деятельностью следователей, дислоцированных в территориальных отделах (отделениях, пунктах) полиции, так и за оперативно-служебной деятельностью следственных групп в этих подразделениях необходимо предусмотреть в штатном расписании органа предварительного следствия МО МВД России должность начальника следственной группы.

России от 14 июня 2011 г. № 637 // СПС КонсультантПлюс.

5. Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 10 июля 2013 г. № 535 // СПС КонсультантПлюс.

6. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 // СПС КонсультантПлюс.

2 Л

н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

К S X

и <

са <

а

и <

ш О а С

47

2 л H

и

0

1

Л

<

и

H

к

:|5

0

1

Л

<

и

H

s

I

<

а

X о

0

м

<

а С

К

s

1

и <

м

<

а

7. О внесении изменении в нормативные правовые акты МВД России: приказ МВД России от 24 ноября 2011 г. № 1167 // СПС КонсультантПлюс.

8. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 // СПС КонсультантПлюс.

9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 2006.

10. Валов С.В. Управление органами предварительного следствия: понятие, виды и основные характеристики // Российский следователь. 2006. № 12.

11. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: учеб. пособ. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Колесников И.И. Научные основы управления органами расследования преступлений. Предмет, задачи и система курса (лекция 1) // Управление органами расследования преступлений: курс лекций: в 2 ч. / под ред. И.И. Колесникова. М., 2007. Ч. I.

13. Москалев М.А., Ушаков С.И. Штабная функция городских и районных органов внутренних дел: учеб. пособ. М., 2008.

14. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под общ. ред. В.П. Сальникова. М., 2002.

15. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник. М., 2008.

Тел.: 8 (499) 745-82-89

и <

ш о а С

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.