Научная статья на тему 'Организационно-структурное обеспечение в межмуниципальном территориальном органе МВД России задач и функций по расследованию преступлений'

Организационно-структурное обеспечение в межмуниципальном территориальном органе МВД России задач и функций по расследованию преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН МВД РОССИИ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / INTERMUNICIPAL DEPARTMENT OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA / PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES / FORENSIC UNITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раскопин О.С.

В статье идет речь об особенностях организации процесса расследования преступлений в межмуниципальных территориальных органах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Раскопин О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational Structural Support of the Tasks and Functions for the Crimes’ Investigation in the Intermunicipal Department of the Interior Ministry of Russia

The article deals with the peculiarities of the crimes’ investigation organization in the intermunicipal departments of the Interior Ministry of Russia.

Текст научной работы на тему «Организационно-структурное обеспечение в межмуниципальном территориальном органе МВД России задач и функций по расследованию преступлений»

Организационно-структурное обеспечение в межмуниципальном территориальном органе МВД России задач и функций по расследованию

преступлений

О. С. РАСКОПИН,

слушатель 2 факультета

(подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России)

(Академия управления МВД России) E-mail: oraskopin@yandex.ru

Organizational Structural Support of the Tasks and Functions for the Crimes' Investigation in the Intermunicipal Department

of the Interior Ministry of Russia

O. S. RASKOPIN,

Student of the 2nd Faculty

(preparation of managers (heads) of the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia)

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье идет речь об особенностях организации процесса расследования преступлений в межмуниципальных территориальных органах МВД России.

Межмуниципальный территориальный орган МВД России, органы предварительного следствия, экспертно-криминалистические подразделения.

УДК 351.74:355.541.2

The article deals with the peculiarities of the crimes' investigation organization in the intermunicipal departments of the Interior Ministry of Russia.

Intermunicipal department of the Interior Ministry of Russia, preliminary investigation bodies, forensic units.

В2011 г. в ходе реформы, проводимой в Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России), на основании приказа МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» [2] с целью оптимизации структуры органов внутренних дел в системе министерства образованы межмуниципальные территориальные органы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (далее — МТО МВД России).

Одним из сторонников реформы являлся Г. А. Смирный, который считал, что модель организационного построения органов внутренних дел на районном уровне должна быть обусловлена: характером поселения, численностью

населения, проживающего на обслуживаемой территории, характером административно-территориального деления муниципального образования, а также задачами, возлагаемыми на эти подразделения.

Дублирование функций в отделах (отделениях, пунктах) полиции, входящих в структуру более крупных головных подразделений, является нецелесообразным [7]. В небольших населенных пунктах, даже если они расположены на значительном удалении от более крупных поселений, необходимо сокращать отдельные подразделения, например изоляторы временного содержания, экспертно-криминалистиче-ские подразделения.

Г. А. Смирный придерживался мнения о том, что функции органов внутренних дел представляют собой содержание их деятельности, ле-

жат в основе компетенции структурных частей, их прав и обязанностей. При образовании либо рационализации органа внутренних дел функции определяют его внутреннюю структуру и штаты.

На созданные в ходе реформы МТО МВД России возлагались задачи по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействие преступности. При этом МТО МВД России были предоставлены полномочия по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации производства предварительного следствия и дознания по уголовным делам, осуществление в пределах компетенции экспер-тно-криминалистической деятельности. Однако сложность в реализации данных функций состояла в том, что в структуру МТО МВД России входили отделы (отделения, пункты) полиции, из направлений деятельности которых, в соответствии с ведомственным нормативным правовым актом [4], были исключены производство предварительного следствия и осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Несмотря на то, что за отделами (отделениями, пунктами) полиции, входящими в структуру МТО МВД России, сохранились зоны оперативного обслуживания, осуществлять производство предварительного следствия в пределах данных административно-территориальных образований своими силами они уже не могли.

Полномочия по реализации законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве в административно-территориальных образованиях, находящихся в оперативном обслуживании отделов (отделений, пунктов) полиции, возлагались на МТО МВД России, с этой целью в следственном подразделении МТО МВД России вводились должности следователей по расследованию преступлений на обслуживаемой территории. Эти следователи дислоцировались в отделе (отделении, пункте) полиции, входящем в структуру МТО МВД России, и на удалении от головного подразделения исполняли свои функциональные обязанности на закрепленном за ними административно-территориальном образовании, что в отдельных случаях приводило к организации за ними как процессуального, так и ведомственного дистанционного контроля со стороны руководителя следственного подразделения.

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации следователь обязан согласовывать с руководителем следственного подразделения более 40 видов процессуальных решений [1]. При этом каждое такое решение может приниматься неоднократно

в ходе расследования одного уголовного дела. Например, продление срока предварительного следствия, срока содержания обвиняемого под стражей и т. д. Для согласования указанных решений руководитель следственного подразделения обязан выезжать к месту дислокации следователя либо тот должен прибыть с уголовным делом к руководителю [9].

Представленная Г. А. Смирным позиция учитывалась при проведении реформы в МВД России, однако иного мнения придерживался доктор юридических наук, профессор А. Ф. Май-дыков. Он утверждал, что в основе классификации органов внутренних дел на районном уровне, включая отделы, отделения и пункты полиции, помимо двух основных критериев: административно-территориальная характеристика муниципальных образований и численность жителей на обслуживаемой территории, должны быть заложены задачи и функции по организации предварительного расследования не только в форме дознания, но и предварительного следствия.

Отделы (отделения, пункты) полиции создаются в структуре органов внутренних дел на районном уровне в целях повышения оперативного реагирования на сообщения и заявления о правонарушениях, борьбы с преступностью в отдаленных микрорайонах, производства предварительного расследования во всех формах его проявления [8].

В 2014 г. прошел очередной этап реформы министерства, изменилась схема размещения территориальных органов МВД России на районном уровне, а также их численность. Создание МТО МВД России в некоторых субъектах Российской Федерации, например в Алтайском Крае, Республике Тыва, было признано не эффективным, в связи с чем их общее количество сократилось с 587 до 473 [5]. Отделы (отделения, пункты) полиции стали более приближены к головным подразделениям, а в отдаленных и труднодоступных местностях созданы самостоятельные отделения МВД России на районных уровнях.

Таким образом, следует согласиться с вышеприведенным подходом А. Ф. Майдыкова. Представляется, что в ходе реформы были созданы определенные сложности в организации процесса расследования преступлений в МТО МВД России, это и отсутствие руководящего звена органов предварительного следствия в отделах (отделения, пунктах) полиции, входящих в структуру МТО МВД России, и отдаленность головного подразделения, и централизация экс-пертно-криминалистических подразделений. Все это, несомненно, приводило к снижению качества и эффективности выполнения, поставленных перед МТО МВД России задач.

Подводя краткий итог изложенному, можно сделать вывод о том, что организационно-структурное обеспечение МТО МВД России при реализации задач и функций по расследованию преступлений, несмотря на проведенную в министерстве реформу, продолжает претерпевать изменения [3, 6]. Пути его дальнейшего совершенствования можно представить в следующих формах.

1. Закрепить за следственной группой по рас -следованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом (отделением, пунктом) полиции, входящим в структуру МТО МВД России, заместителя руководителя органа предварительного следствия МТО МВД России, который на постоянной основе фактически находится в данном следственном подразделении и выполняет непосредственное руководство следственной группой. Данный подход применим в структуре следственных подразделений МТО МВД России, где количество отделов (отделений, пунктов) полиции, в которых дислоцирована следственная группа по расследованию преступлений на обслуживаемой территории, не превышает более двух (из-за ограниченного количества заместителей руководителя органа предварительного следствия).

2. Ввести в следственной группе по расследованию преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой отделом (отделением, пунктом) полиции, входящим в структуру МТО МВД России, должность руководителя следственной группы по расследованию преступлений на обслуживаемой территории. Это

позволит выстроить более эффективную систему управления и уйти от негативной практики, когда руководитель органа предварительного следствия МТО МВД России фактически осуществляет руководство следственной группой посредством телефонной либо иной связи, периодически выезжает в отдел (отделение, пункт) полиции, либо вызывает следователей с материалами уголовного дела в следственное подразделение МТО МВД России.

3. Централизовать в головном подразделение МТО МВД России следователей, дислоцирующихся в отделе (отделении, пункте) полиции. Учитывая тот факт, что экспертно-криминали-стические подразделения не могут создаваться в отделах (отделениях, пунктах) полиции, входящих в структуру МТО МВД России, данный подход представляется выгодным с точки зрения экономии бюджетных средств. Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений привлекаются для наиболее качественного осмотра места происшествия и сбора вещественных доказательств, кроме того, их участие в осмотре обязательно при совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления. Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения выезжает на территорию муниципального образования, находящегося в оперативном обслуживании отдела (отделения, пункта) полиции, из головного отдела МТО МВД России, для этого ему предоставляется необходимое материально-техническое обеспечение. Следователь также может выезжать вместе с сотрудником ЭКП, так как это не повлечет дополнительных затрат.

Список литературы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсултантПлюс» (дата обращения: 27.09.2018).

2. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333.

3. Об утверждении Типового положения о территориальном органе МВД России на районном уровне: приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355.

4. Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа МВД России районном уровне: приказ МВД России от 1 сентября 2017 г. № 690.

5. О схемах размещения территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 6 августа 2014 г. № 652.

6. О внесении изменений в нормативно правовые акты России: приказ МВД России от 18 марта 2014 г. № 160.

7. Смирный Г. А. Административно-правовой статус ОВД по району, городу и иному муниципальному образованию: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008 г.

8. Майдыков А. Ф. Совершенствование управления городскими и районными ОВД: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1985 г.

9. Нечаев А. А. Организация управленческой деятельности начальников органов предварительного следствия межмуниципальных территориальных органов МВД России на районном уровне // Труды Академии управления. 2015. № 3 (35).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.