Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / Госавтоинспекция / категории риска / объект надзора / обязательные требования / перевозка пассажиров автобусами / постоянный рейд / статистическая отчетность / федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения / road safety / State traffic Inspectorate / risk categories / object of supervision / mandatory requirements / passenger transportation by buses / constant raid / statistical reporting / federal state control (supervision) in the field of road safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев Максим Михайлович

В статье рассматриваются правовые основы и результаты осуществления в 2023 году Госавтоинспекцией федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения за соблюдением обязательных требований к перевозкам пассажиров автобусами. Затрагивается проблема полноты учета объектов технического надзора. Оцениваются масштабы контрольно-надзорной деятельности в отношении перевозчиков. Отдельное внимание уделяется особенностям и основным результатам осуществления специального режима надзора – постоянного рейда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPERVISION BY THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE OF COMPLIANCE WITH MANDATORY REQUIREMENTS FOR THE CARRIAGE OF PASSENGERS BY BUSES

The article examines the legal basis and results of the implementation in 2023 by the State Traffic Inspectorate of the Federal State control (supervision) in the field of road safety over compliance with mandatory requirements for passenger transportation by buses. The problem of completeness of accounting of objects of technical supervision is touched upon. The scope of control and supervisory activities in relation to carriers is assessed. Special attention is paid to the specifics and main results of the implementation of a special surveillance regime – a permanent raid.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ»

Научная статья

© Исаев М.М., 2024

УДК 34

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ

Максим Михайлович Исаев

Научный центр БДД МВД России misaev56@mvd.ru

Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы и результаты осуществления в 2023 году Госавтоинспекцией федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения за соблюдением обязательных требований к перевозкам пассажиров автобусами. Затрагивается проблема полноты учета объектов технического надзора. Оцениваются масштабы контрольно-надзорной деятельности в отношении перевозчиков. Отдельное внимание уделяется особенностям и основным результатам осуществления специального режима надзора - постоянного рейда.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, Госавтоинспекция, категории риска, объект надзора, обязательные требования, перевозка пассажиров автобусами, постоянный рейд, статистическая отчетность, федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения

Для цитирования: Исаев М.М. Осуществление Госавтоинспекцией надзора за соблюдением обязательных требований при перевозке пассажиров автобусами // Современная наука. 2024. № 1. С. 15-19.

Original article

SUPERVISION BY THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE OF COMPLIANCE WITH MANDATORY REQUIREMENTS FOR THE CARRIAGE OF PASSENGERS BY BUSES

Maxim M. Isaev

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation misaev56@mvd.ru

Abstract. The article examines the legal basis and results of the implementation in 2023 by the State Traffic Inspectorate of the Federal State control (supervision) in the field of road safety over compliance with mandatory requirements for passenger transportation by buses. The problem of completeness of accounting of objects of technical supervision is touched upon. The scope of control and supervisory activities in relation to carriers is assessed. Special attention is paid to the specifics and main results of the implementation of a special surveillance regime - a permanent raid.

Keywords: road safety, State traffic Inspectorate, risk categories, object of supervision, mandatory requirements, passenger transportation by buses, constant raid, statistical reporting, federal state control (supervision) in the field of road safety

For citation: Isaev M.M. Supervision by the State Traffic Inspectorate of compliance with mandatory requirements for the carriage of passengers by buses // Modern Science. 2024. № 1. P. 15-19.

Перевозки пассажиров автобусами являются одним из наиболее массовых способов перемещения людей общественным транспортом. В общей структуре перевезенных пассажиров на автобусный транспорт стабильно приходится более половины всех перевезенных пассажиров. Так, в 2022 году автобусным транспортом перевезено 8 459 млн человек, что составило около 60% всех пассажиров, перевезенных транспортом общего пользования [1].

При перевозках пассажиров автобусами наибольшие риски причинения вреда несет в себе сфера дорожного движения, что обуславливается использованием транспортных средств (далее -ТС) - источников повышенной опасности - в высокодинамичных условиях, а также массовостью потенциальных жертв, находящихся как в салоне автобуса (пассажиров), так и за его пределами (другие участники дорожного движения и третьи лица). Статистические сведения о состоянии дорожно-транспортной аварийности подтверждают данную проблему [2].

Это предопределяет необходимость должного реагирования на возникающие угрозы, своевре-

менного их предупреждения в целях недопущения причинения вреда [3].

Перевозки пассажиров автобусами, как потенциально опасный вид деятельности, подлежат лицензированию, что предполагает предварительную оценку перевозчиков (оценка соискателя лицензии), выдачу им в установленном порядке разрешения на осуществление данного вида деятельности (лицензии), а также надзор за соблюдением лицензионных требований, нарушение которых может повлечь исключение перевозчика из сферы деятельности путем приостановления действия лицензии, её аннулирования и прекращения действия [4].

Наряду с этим перевозкам пассажиров автобусами уделяется пристальное внимание в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения (далее - надзор БДД) [5].

Согласно п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, обязанность по

осуществлению надзора БДД возложена на Госавтоинспекцию [6].

Одним из его направлений является надзор за соблюдением обязательных требований к перевозкам пассажиров, а также к эксплуатации ТС (далее - технический надзор) [5].

В 2023 году количество объектов технического надзора - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее вместе - хозяйствующие субъекты), осуществляющих эксплуатацию ТС, составило свыше 130 тыс. Среди них почти пятую часть (17%) составили субъекты, задействованные в регулярных и заказных перевозках пассажиров автобусами (рис. 1) [7].

/иио^

I

овые перевозки перевозки легковыми организованные регулярные

такси перевозки групп детей пассажирские

автобусами перевозки

заказные пассажирские перевозки

Рисунок 1 - Количество объектов технического надзора в зависимости от вида деятельности в 2023 году

К объектам технического надзора в соответствии с подп. «б» п. 9 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1101 (далее - Положение о надзоре БДД), также относятся транспортные средства.

Потенциально к ним могут быть отнесены ТС, находящиеся в собственности хозяйствующих субъектов. По состоянию на 2023 год в Российской Федерации зарегистрировано свыше 7 млн таких ТС. С каждым годом их доля в общей структуре парка ТС растёт и в 2023 году составила 11%.

Автобусы, находящиеся в собственности хозяйствующих субъектов, в 2023 году составили более половины (55%) всего парка ТС данной категории.

Вместе с тем для перевозки пассажиров хозяйствующими субъектами могут эксплуатироваться ТС, находящиеся в собственности физических лиц. Такие ТС также относятся к объектам технического надзора, однако их учет, необходимость которого предписана ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон о контроле (надзоре) [11], не обеспечивается.

Безусловно, сведения об автобусах, задействованных в осуществлении пассажирских перевозок, включаются в соответствующий реестр лицензий, предусмотренный Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1616 [12].

Однако необходимо понимать, что в нарушение установленного порядка не все автобусы включаются в реестр лицензий, что ежегодно подтверждается правоприменительной практикой. По данным

Ространснадзора, по фактам осуществления перевозок пассажиров автобусами без лицензии, в том числе совершенным повторно (ч. 1 и 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ), только в 2023 году возбуждено 323 дела об административных правонарушениях [13].

В этой связи в настоящее время достоверно установить общую численность объектов технического надзора не представляется возможным.

Заслуживает внимания, что в части дорожного надзора, осуществляемого Госавтоинспекцией, аналогичные сведения подлежат включению в форму статистической отчетности «Отчет о деятельности Госавтоинспекции», утвержденной приказом МВД России от 22 августа 2017 г. № 657. В указанной форме отражаются сведения о количестве дорожных знаков, светофорных объектов, пешеходных переходов и т.п. [14]

Представляется, что вопрос о необходимости учета в качестве объектов технического надзора не только перевозчиков, но и автобусов, используемых для перевозки пассажиров, заслуживает внимания, тем более что учет аналогичных сведений в настоящее время нормативно установлен и реализуется в дорожном надзоре.

На основании ч. 1 ст. 23 Закона о контроле (надзоре) для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении надзора объекты контроля относятся к категориям риска причинения вреда [11].

В отношении объектов технического надзора особенности такого категорирования закреплены в п. 4 приложения № 2 к Положению о надзоре БДД. Деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные и заказные перевозки пассажиров автобусами, априори относится к категории значительного риска. В зависимости от результатов такой деятельности и создания в её процессе угроз причинения вреда категория риска может повышаться.

В 2023 году к категории значительного риска отнесена деятельность 17,3 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные и заказные перевозки пассажиров автобусами, что составило абсолютное большинство (81%) среди всех объектов рассматриваемого направления технического надзора (рис. 2) [7].

чрезвычайно высокий; 291; 1%

высокий; 3774; 18%

значительный; 17321; 81%

Рисунок 2 - Распределение по категориям риска объектов технического надзора, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами, в 2023 году

Следует отметить, что по сравнению с предшествующим годом количество объектов технического надзора, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, возросло на 28,2%. При этом ко-

личество объектов надзора, отнесенных к другим категориям риска, снизилось либо возросло в меньшей степени.

Изложенное может свидетельствовать о перераспределении объектов надзора в пользу более высокой категории риска (чрезвычайно высокого), причиной которого мог послужить рост показателей аварийности с участием автобусов, осуществляющих регулярные и заказные перевозки пассажиров автобусами [2].

В отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные и заказные пассажирские перевозки, в 2023 году проведено 14,4 тыс. профилактических мероприятий. По сравнению

заказные пассажирские перевозки

регулярные пассажирские перевозки

организованные перевозки групп детей автобусами

грузовые перевозки

перевозки легковыми такси

Р 2 Р 2

!> 2

с предшествующим годом значение данного показателя увеличилось более чем в два раза.

Таким объектам надзора уделялось наиболее пристальное внимание. Одно профилактическое мероприятие пришлось в среднем на два объекта надзора. Аналогичным образом характеризуется соотношение количества объектов надзора и проведенных в отношении них профилактических мероприятий в сфере организованных перевозок групп детей. Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих грузовые перевозки, одно мероприятие пришлось на 13 объектов надзора, перевозки легковыми такси - на 43 объекта (рис. 3) [7].

й] объект надзора

13

Р^РРР^РРРРР 43

Рисунок 3 - Количество объектов технического надзора, на которое пришлось одно профилактическое мероприятие, в распределении по их видам

Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) увеличилось более чем в 3 раза и составило 977, что является наибольшим значением по сравнению с другими группами объектов технического надзора, несмотря на их количественное превосходство.

В расчёте на количество объектов надзора, осуществляющих определённый вид деятельности, наибольшее количество КНМ также проведено в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки. В среднем каждое КНМ пришлось на 18 таких объектов надзора (рис. 4) [7].

Рисунок 4 - Количество объектов технического надзора, на которое пришлось одно КНМ, в распределении по объектам технического надзора

По результатам проведенных КНМ выявлено 357 нарушений обязательных требований, из которых основная масса связана с непрохождением технического осмотра ТС.

Одно нарушение хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулярные и заказные перевозки пассажиров, пришлось в среднем на 3 про-

веденных в отношении них КНМ. Сложившаяся ситуация несколько хуже по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими организованные перевозки групп детей автобусами, для которых одно выявленное нарушение обязательных требований пришлось в среднем на 12 проведенных КНМ (рис. 5) [7].

Рисунок 5 - Соотношение количества КНМ и выявленных нарушений в распределении по объектам надзора

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований при эксплуатации ТС, в том числе осуществляемой в целях перевозки пассажиров, предусмотрен специальный режим - постоянный рейд [8, 9, 10].

В рамках постоянного рейда за объектами технического надзора, осуществляющими регулярные и заказные перевозки пассажиров автобусами,

в 2023 году проведено свыше 35 тыс. мероприятий, что почти втрое больше по сравнению с предшествующим годом. О более пристальном внимании в отношении указанных видов надзора свидетельствует и количество проведенных в рамках постоянного рейда мероприятий в расчете на один объект надзора: в среднем два мероприятия (рис. 6) [7].

Рисунок 6 - Соотношение количества объектов технического надзора и проведенных в отношении них мероприятий в рамках постоянного рейда

Таким образом, рассмотрение особенностей и результатов осуществления Госавтоинспекцией надзора за соблюдением обязательных требований при перевозке пассажиров автобусами позволило сформулировать следующие выводы.

1. Перевозки пассажиров автобусами, как наиболее массовым видом общественного транспорта, осуществляются с использованием ТС, являющихся источниками повышенной опасности, в высокодинамичных условиях дорожного движения. Это предопределяет высокую угрозу причинения вреда, что требует принятия мер по его предотвращению, в том числе в рамках надзора БДД.

2. В настоящее время в качестве объектов надзора не подлежат учету ТС, задействованные для перевозок пассажиров, притом что такая необходимость усматривается из совокупного понимания ч. 2 ст. 16 Закона о контроле (надзоре) и подп. «б» п. 9 Положения о надзоре БДД.

В целях объективного учета сведений об объектах надзора, а также повышения эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности считаем целесообразным ведение учета сведений о ТС как объектах технического надзора, тем более что подобные сведения в настоящее время подлежат учету в рамках дорожного надзора, осуществляемого Госавтоинспекцией.

3. Основная масса объектов технического надзора, осуществляющих регулярные и заказные перевозки пассажиров автобусами, отнесена к категории значительного риска, которая для данного вида деятельности является «исходной».

При этом на основании динамики количества объектов надзора, отнесенных к другим категориям риска, можно предположить, что по сравнению с предшествующим годом произошло перераспределение в пользу более высокой категории риска (чрезвычайно высокого), обусловленное ростом показателей аварийности с участием автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки.

4. Несмотря на то, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие перевозки пассажиров автобусами, занимают относительно небольшую долю среди всех объектов технического надзора, на них приходится наибольшее количество проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий как в абсолютном выражении, так и в расчете на один объект надзора, что свидетельствует о более пристальном внимании к данной категории объектов надзора.

Практически аналогичным образом характеризуются и результаты осуществления в отношении них специального режима надзора - постоянного рейда.

Список источников

1. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования // URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/ transport (дата обращения: 20.03.2024).

2. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2023 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. 154 с.

3. Кондратьев В.Д. Обеспечение безопасности дорожного движения. Вопросы теории (система «Дорожное движение») // Безопасность дорожного движения.

2023. № 2. С. 6-10.

4. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 09.05.2011. № 19. Ст. 2716.

5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.

6. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.03.2024).

7. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2023 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России»,

2024. 120 с.

8. Анисимова Н.П., Антонов С.Н., Бочаров С.Н. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: учебник. М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001. 362 с.

9. Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М. Обязательные требования как предмет оценки в рамках Федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2023. № 3. С. 29-40.

10. Баканов К.С., Исаев М.М., Коблов П.С. Приоритет безопасности дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности при перевозке пассажиров автобусами: монография. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 382 с.

11. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (Часть I). Ст. 5007.

12. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» // Собрание законодательства РФ. 19.10.2020. № 42 (Часть II). Ст. 6582.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19.02.2024 № АП-17-94.

14. Приказ МВД России от 22 августа 2017 г. № 657 «Об утверждении формы статистической отчетности о деятельности Госавтоинспекции» // СТРАС «Юрист» (дата обращения: 20.03.2024).

References

1. Transportation of passengers by types of public transport // URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (date of access: 20.03.2024).

2. Bakanov K.S., Lyakhov P.V, Aisanov A.S. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2023: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2024. 154 p.

3. Kondratyev VD. Ensuring road safety. Theoretical issues (the system «Road Traffic») // Road Safety. 2023. № 2. P. 6-10.

4. Federal Law dated 04.05.2011 № 99-FZ «On licensing of certain types of activities» // Collection Legislation of the Russian Federation. 09.05.2011. № 19. Art. 2716.

5. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road traffic safety» // Collection Legislation of the Russian Federation. 11.12.1995. № 50. Art. 4873.

6. Decree of the President of the Russian Federation dated 15.06.1998 № 711 «On additional measures to ensure road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 20.03.2024).

7. Bakanov K.S., Lyakhov P.V, Isaev M.M. et al. Law enforcement activities in the field of road safety in 2023: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2024. 120 p.

8. Anisimova N.P., Antonov S.N., Bocharov S.N. et al. Administrative activities of internal affairs bodies. Part Special: textbook. M.: Center for Legal Literature «Shchit», 2001. 362 p.

9. Bakanov K.S., Antonov S.N., Isaev M.M. Mandatory requirements as a subject of evaluation within the framework of federal state control (supervision) in the field of road safety // Road Safety. 2023. № 3. P. 29-40.

10. Bakanov K.S., Isaev M.M., Koblov P.S. The priority of road safety over the economic results of economic activity when transporting passengers by buses: monograph. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 382 p.

11. Federal Law dated 31.07.2020 № 248-FZ «On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation» // Collection Legislation of the Russian Federation. 03.08.2020. № 31 (Part I). Art. 5007.

12. Decree of the Government of the Russian Federation dated 07.10.2020 № 1616 «On licensing activities for the transportation of passengers and other persons by buses» // Collection Legislation of the Russian Federation. 19.10.2020. № 42 (Part II). Art. 6582.

13. Letter of the Federal Service for Supervision of Transport dated 19.02.2024 № AP-17-94.

14. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 22.08.2017 № 657 «On approval of the form of statistical reporting on the activities of the State Traffic Inspectorate» // STRAS «Yurist» (date of access: 20.03.2024).

Информация об авторе

М.М. Исаев - старший научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения

Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293

Information about the author

M.M. Isaev - Senior Researcher of the Department for the Study ofProblems ofRegulatory legal and Analytical Support Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 29.03.2024; принята к публикации 05.04.2024. The article was submitted 22.03.2024; approved after reviewing 29.03.2024; accepted for publication 05.04.2024.

ПРАВО --19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.