Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 12 ЛЕТ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 12 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович

В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности перевозок детей в контексте современного регулирования данной деятельности. Определено, что правовая основа в области перевозок детей в возрасте до 12 лет включает общие нормы, закрепленные в Правилах дорожного движения Российской Федерации, а также специальные требования к организованным групповым перевозкам детей автобусами. Дана характеристика основных требований в этой сфере, проанализированы проблемы их регламентации и обеспечения безопасности дорожного движения. Особое внимание уделяется контрольно-надзорной деятельности в отношении перевозок детей. Автором сформулированы предложения по повышению безопасности перевозок детей в возрасте до 12 лет, подчеркнута необходимость дальнейшего использования программно-целевого метода в области обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR ENSURING ROAD SAFETY WHEN TRANSPORTING CHILDREN UNDER THE AGE OF 12

The problems of ensuring the children transportation safety from the point of view of the current regulation of this activity are analyzed in the article. It is determined that the legal framework concerning the transportation of children under the age of 12 includes general norms enshrined in the Road Rules and Regulations of the Russian Federation, as well as special requirements for organized group transportation of children by buses. The characteristics of the basic requirements in this area is given, the issues concerning the problems of their regulation and ensuring road traffic safety are analyzed. Special attention is paid to control and supervisory activities in the field of transportation of children, as well as the practice of its implementation. The proposals for improving the system of transportation of children under the age of 12’s safety are formulated by the author. The necessity of further use of the program-target method in the sphere of ensuring road safety is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 12 ЛЕТ»

Раздел 2. Административное право и деликтология

Научная специальность: 5.1.2

Правовая основа обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке детей в возрасте до 12 лет

Владимир Иванович Майоров,

доктор юридических наук, профессор, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Тюмень, Россия, 1955715@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-6490-3546

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности перевозок детей в контексте современного регулирования данной деятельности. Определено, что правовая основа в области перевозок детей в возрасте до 12 лет включает общие нормы, закрепленные в Правилах дорожного движения Российской Федерации, а также специальные требования к организованным групповым перевозкам детей автобусами. Дана характеристика основных требований в этой сфере, проанализированы проблемы их регламентации и обеспечения безопасности дорожного движения. Особое внимание уделяется контрольно-надзорной деятельности в отношении перевозок детей. Автором сформулированы предложения по повышению безопасности перевозок детей в возрасте до 12 лет, подчеркнута необходимость дальнейшего использования программно-целевого метода в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, организованная перевозка детей автобусами, контроль, надзор, федеральная целевая программа

Для цитирования: Майоров В.И. Правовая основа обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке детей в возрасте до 12 лет // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2023. N 1 (63). С. 15-21.

Legal basis for ensuring road safety when transporting children under the age of 12

Vladimir I. Mayorov,

Doctor of Legal Sciences, Professor, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Tyumen, Russia, 1955715@rambler.ru, https://orcid. org/0000-0002-6490-3546

Abstract. The problems of ensuring the children transportation safety from the point of view of the current regulation of this activity are analyzed in the article. It is determined that the legal framework concerning the transportation of children under the age of 12 includes general norms enshrined in the Road Rules and Regulations of the Russian Federation, as well as special requirements for organized group transportation of children by buses. The characteristics of the basic requirements in this area is given, the issues concerning the problems of their regulation and ensuring road traffic safety are analyzed. Special attention is paid to control and supervisory activities in the field of transportation of children, as well as the practice of its implementation. The proposals for improving the system of transportation of children under the age of 12's safety are formulated by the author. The necessity of further use of the program-target method in the sphere of ensuring road safety is emphasized.

Keywords: road safety, traffic rules, organized transportation of children by buses, control, supervision, federal target program

For citation: Mayorov V.I. Legal basis for ensuring road safety when transporting children under the age of 12 // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2023. No. 1 (63). P. 15-21.

© Майоров В.И., 2023

Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма и смертности является одной из существенных проблем в области безопасности дорожного движения. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации погибает и получает ранения большое количество несовершеннолетних участников дорожного движения, происходят резонансные аварии с участием автобусов, перевозящих детей. Например, в 2021 году было зарегистрировано почти 20 000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 762 и получили ранения 21 936 несовершеннолетних*. В общем количестве дорожно-транспортных происшествий за 2021 год указанные происшествия составили существенную часть - 14,9 %, а значит, в каждом седьмом из них пострадали несовершеннолетние. При этом негативная тенденция сохраняется: в течение 9-ти месяцев 2022 года произошло 15 035 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 578 и получили ранения 16 684 несовершеннолетних**.

Дети относятся к одной из наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения, поэтому совершенствование безопасности их перевозок является важной задачей. Повышение защищенности детей и пешеходов от дорожно-транспортных происшествий и их последствий отнесено к приоритетным направлениям реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы***, многие исследователи посвящают свои работы проблемам детского дорожно-транспортного травматизма [1; 2; 3; 4].

* Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: НЦ БДД МВД России, 2022. 126 с.

** Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года: информационно-аналитический обзор. М.: НЦ БДД МВД России, 2022. 40 с.

*** Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024

годы: утв. Распоряжением Правительства Рос-

сийской Федерации от 8 янв. 2018 г. N 1-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. N 5. Ст. 774.

Базовые нормы, касающиеся перевозки людей автомобильным транспортом, закреплены в разделе 22 Правил дорожного движения Российской Федерации**** (далее - Правила дорожного движения). Особенности перевозки детей регламентирует п. 22.9, который устанавливает требования в зависимости от возраста ребенка:

1) для детей в возрасте младше 7 лет при перевозке в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля необходимо использование детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребенка (далее - удерживающие устройства), конструкцией автомобиля должны быть предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система !БОР!Х;

2) для детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) использование удерживающих устройств при перевозке обязательно лишь в случае их нахождения на переднем сиденье легкового автомобиля. В иных случаях возможно использование лишь ремней безопасности;

3) несовершеннолетние старше 12 лет перевозятся в том же порядке, что и взрослые, могут занимать переднее сиденье автомобиля при использовании ремней безопасности.

Кроме того, запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Использование удерживающих устройств не всегда может обеспечить безопасность ребенка - для этого они должны быть, во-первых, сертифицированы, во-вторых, правильно установлены. Общий комплекс требований к таким устройствам содержится в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение N 10)***** и Правилах ЕЭК ООН N 44, ко-

**** Правила дорожного движения Российской Федерации: утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 окт. 1993 г. N 1090: ред. от 24 окт. 2022 г. // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531; Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://pravo.gov.ru

***** о безопасности колесных транспортных средств: технический регламент Таможенного союза: утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 дек. 2011 г. N 877. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

торые были приняты в Российской Федерации как ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах»*.

Для обеспечения соблюдения регулятивных норм Правил дорожного движения по перевозке детей действуют специальные охранительные нормы КоАП РФ, закрепляющие ответственность за неправильную перевозку детей в возрасте до 12 лет.

Впервые административная ответственность за нарушение требований к перевозке детей, касающихся использования удерживающих устройств, в российском законодательстве была установлена в 2007 году, штраф за совершение данного правонарушения составлял 500 рублей. Спустя несколько лет (в 2013 году) санкция была увеличена до 3 тыс. рублей. В 2017 году были скорректированы нормы Правил дорожного движения, регламентирующие перевозку детей. Дополнительно была введена ответственность за оставление детей в автомобиле без присмотра взрослых, появились составы правонарушений в области нарушения правил организованной перевозки детей.

В действующей редакции КоАП РФ закреплена ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, в виде административного штрафа, который составляет для водителя 3 тыс. рублей, для должностных лиц - 25 тыс. рублей, для юридических лиц - 100 тыс. рублей (ч. 3 ст. 12.23).

Необходимо отметить, что, помимо общих требований к перевозке детей в возрасте до 12 лет, разработаны специальные правила организованной перевозки групп детей автобусами**. Под организованной перевозкой групп детей (далее - организованная перевозка) в Правилах дорожного движения понимается «перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы

* Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

** Правила организованной перевозки группы детей автобусами: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сент. 2020 г. N 1527 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. N 40. Ст. 6259.

детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей».

К осуществлению организованной перевозки предъявляются особые требования, которые можно подразделить на следующие группы:

1) относящиеся к водителю (стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «й» не менее одного года из последних двух лет; отсутствие лишения прав или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения в течение последнего года; наличие при себе договора фрахтования и документа со сведениями о маршруте; соблюдение общих требований к перевозкам);

2) относящиеся к транспортному средству (наличие специальных опознавательных знаков «Перевозка детей» и «Ограничение скорости», наличие ремней безопасности);

3) относящиеся к составу сопровождающих лиц, среди которых обязательно присутствие сопровождающих лиц в расчете не менее 1 человека на 20 детей; при перевозке в трех и более автобусах - медицинского работника;

4) относящиеся к процессу перевозки, включая время суток, наличие сопровождения Госавтоинспекции при участии в перевозке трех и более автобусов, скорость движения транспортного средства и др.

Соблюдение данных требований оценивается уполномоченными органами при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Полномочия по контролю (надзору) за организованной перевозкой детей частично разделены между Ространснадзором и Госавтоинспекцией МВД России. Госавтоинспекция проверяет соблюдение данных требований как непосредственно в процессе дорожного движения в ходе надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, так и при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения в отношении юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств (преимущественно перевозчиков).

В свою очередь, Ространснадзор осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, к объектам которого, среди прочих, относится деятельность по организованной перевозке групп детей автобусами*.

В 2021 году Ространснадзором было проведено 11 975 контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, задействованных в организации и перевозке групп детей автобусами. Было проверено 11 749 транспортных средств, что на 71 % больше, чем в 2020 году. По итогам проведенных мероприятий выявлено значительное количество нарушений обязательных требований - 7 163 (на 145 % больше показателя предшествующего года), которые заключались преимущественно в следующем:

- отсутствие уведомления Госавтоинспекции об организованной перевозке группы детей автобусами;

- отсутствие списка назначенных сопровождающих и списка детей;

- несоблюдение требований по заключению договоров фрахтования;

- отсутствие сведений о маршруте перевозки;

- нарушение правил использования контрольного устройства (тахографа);

- нарушение порядка ведения, оформления и заполнения путевой документации.

По итогам проверок к ответственности было привлечено 2847 юридических лиц, 2424 должностных лица, 498 индивидуальных предпринимателей и 1 392 водителя. Также к административной ответственности было привлечено 884 организатора перевозки**.

* О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве: постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1043 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

** Руководство по соблюдению обязательных требований по организации перевозки групп детей автобусами: утв. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта 17 мая 2022 г. URL: https://legalacts.ru

За нарушения правил организованной перевозки установлена ответственность по ст. 12.23 КоАП РФ - в частях 4-6. Кроме того, перевозчики и водители могут быть привлечены к ответственности по ст.ст. 12.31.1, 11.14.2, 11.23, 11.31 КоАП РФ.

При перевозке детей как организованными группами, так и в иных случаях виновными в совершении дорожно-транспортных происшествий, как правило, являются водители транспортных средств. Водители, соблюдающие правила перевозки детей, могут допустить иные нарушения Правил дорожного движения, которые в конечном итоге приводят к дорожно-транспортным происшествиям. На наш взгляд, нахождение ребенка в машине следует рассматривать как отягчающее обстоятельство при совершении правонарушений. Схожей точки зрения придерживаются субъекты законодательной инициативы. В частности, в соответствии с проектом нового КоАП РФ, опубликованным в 2020 году, предлагается ввести повышенную ответственность за отказ водителя от медицинского освидетельствования на состояние опьянения при нахождении в автомобиле ребенка в возрасте до 16 лет [5, с. 94].

Вместе с тем отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения образует лишь небольшую часть от общего количества выявляемых правонарушений в области дорожного движения. Исходя из этого следует либо дополнить статьи, устанавливающие ответственность за другие наиболее опасные нарушения Правил дорожного движения, составами с повышенными санкциями при нахождении детей в транспортном средстве во время совершения нарушения, либо определить присутствие ребенка как отягчающее обстоятельство для всех нарушений Правил дорожного движения, совершаемых водителями транспортных средств.

Важно отметить, что «недостаточное внимание к причинам детского дорожно-транспортного травматизма» отнесено к угрозам безопасности дорожного движения в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы. В связи с этим, помимо усиления административной ответственности, уполномоченными органами ведется

комплексная работа, включающая совершенствование учета и профилактики нарушений и дорожно-транспортных происшествий.

С 1 января 2022 г. в число показателей безопасности дорожного движения, учитываемых Госавтоинспекцией, включена аварийность при организованной перевозке детей. За 11 месяцев 2022 года зарегистрировано семь таких дорожно-транспортных происшествий, в которых не было ни одного погибшего, пострадали в общей сложности 20 детей*. Несмотря на то, что показатели небольшие, полагаем, что учет таких происшествий необходим, поскольку они характеризуются не массовостью, а тяжестью последствий, которые могут наступить при аварии автобуса, перевозящего большое количество детей. Анализ и учет конкретных случаев позволит объективно интерпретировать факторы риска дорожно-транспортных происшествий при организованных перевозках, определить приоритетные проблемы, требующие решения.

Процесс перевозки детей непрерывно совершенствуется, правила в этой области пересматриваются и обновляются. Для соответствующих организаций Министерством просвещения Российской Федерации в 2022 году были разработаны актуальные методические рекомендации «Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций»**, в которых подробно раскрываются обязанности и алгоритм действий в различных ситуациях для всех лиц, участвующих в процессе перевозки. Также МВД России в рамках профилактической деятельности издаются памятки для родителей и педагогов, в которых сжато и наглядно представлена основная информация по организованной перевозке детей***.

Деятельность Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного дви-

* Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // ГИБДД: официальный сайт. URL: http://stat.gibdd.ru

** Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

*** Групповые автобусные перевозки детей:

буклет. URL: https://sxkb.ru

жения включает организацию и проведение кампаний, массовых мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Как показывают практика, результаты научных исследований и международный опыт, эффективность массовых мероприятий возрастает, если они направлены на профилактику одного фактора риска и предназначены для конкретной целевой аудитории, что усиливает адресное воздействие на конкретные категории участников дорожного движения [6, с. 50]. Следует учитывать структуру аварийности с учетом детей [7, с. 62], разрабатывая научные предложения по ее более эффективной профилактике.

Среди проблем, касающихся правового регулирования перевозки детей, исследователи называют использование несертифицированных удерживающих устройств и даже предлагают введение ответственности за такое действие [8, с. 79].

В настоящее время за изготовление и продажу продукции, не соответствующей сертификату, к ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ может быть привлечен производитель или продавец. Вместе с тем для лиц, использующих несертифи-цированные удерживающие устройства, ответственность не предусмотрена. С одной стороны, покупатель может и не подозревать о том, что приобретенный им товар не соответствует требованиям, а выявление умысла в использовании некачественного устройства на практике является весьма проблематичным. С другой стороны, у каждого сертифицированного удерживающего устройства имеется особая маркировка и знак официального утверждения, подлинность которых легко проверить посредством сети «Интернет». Так, на сайте Единого реестра сертификатов соответствия**** можно определить статус сертификата («действующий», «недействующий», «приостановленный» и т.д.). Еще один, более быстрый способ проверки - с помощью ОК-кодов, которые в последнее время присутствуют на большинстве сертификатов. Следовательно, при покупке детского автокресла у потребителя имеется возможность проверки подлинности сертификата.

См.: URL: https://pub.fsa.gov.ru

Введение ответственности, на наш взгляд, несколько преждевременно, однако постепенное проведение профилактической и просветительской работы, а также дополнение Правил дорожного движения нормой, обязывающей водителей при перевозке детей с помощью удерживающих устройств предъявлять сертификаты соответствия, позволит обеспечить должный уровень пассивной безопасности автомобилей, перевозящих детей в возрасте до 12 лет, и уменьшить тяжесть возможных последствий дорожно-транспортных происшествий.

Безопасность детей на дорогах должна быть одним из важнейших приоритетов современной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в действовавшей ранее федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 годах» одним из целевых индикаторов наряду с общим количеством жертв дорожно-транспортных происшествий являлось количество детей, погибших в дорожных авариях. Кроме того, в ней содержался комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении. Однако после окончания действия данной программы в 2020 году новая программа не была разработана и принята, в результате чего с начала 2021 года на федеральном уровне обеспечения безопасности дорожного движения в плане реализации программных мероприятий имеется определенный пробел.

Частично восполнить данный пробел призвана реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги», включающего шесть федеральных проектов:

1. Региональная и местная дорожная

сеть.

2. Безопасность дорожного движения.

3. Развитие общественного транспорта.

4. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства.

5. Развитие федеральной магистральной сети.

6. Автомобильные дороги Минобороны России*.

Федеральный проект, посвященный безопасности дорожного движения, безусловно, имеет большое значение для снижения аварийности и смертности на автодорогах, однако предусмотренные им мероприятия охватывают фрагментарные направления воздействия в сфере дорожного движения и среди мер по повышению безопасности детей при их участии в дорожном движении содержат лишь «совершенствование обучения детей основам Правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на дорогах». Представляется, что этого недостаточно для повышения безопасности перевозок детей, ведь ключевая ответственность в этом случае возложена на водителей транспортных средств и сопровождающих лиц, которые должны следить за исполнением установленных требований независимо от того, происходит ли перевозка на личном транспорте или в составе организованных групп.

Национальный проект неоднократно подвергался справедливой критике [9, с. 132-133] и перерабатывался: так, в первоначальной редакции он включал лишь четыре национальных проекта, затем их количество увеличилось до шести.

Кроме того, национальные проекты и целевые программы представляют собой различные инструменты проведения государственной политики [см., например: 10]. Как закрепляет Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются именно федеральные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение наносимого ими ущерба (ст. 10), а сам программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является одним из принципов данной деятельности**.

Следовательно, несмотря на существование национального проекта «Безопасные качественные дороги», для обеспечения реализации принципа программно-

* Национальный проект «Безопасные качественные дороги»: официальный сайт. URL: https://bkdrf.ru

** Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 50. Ст. 4873.

целевого подхода и комплексного охвата направлений обеспечения безопасности дорожного движения, включая безопасность детей на дорогах, требуется разработка федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения, рассчитанной на долгосрочный период. В ней необходимо предусмотреть целевые показатели, направленные на сокращение детской смертности и травма-

тизма, и в качестве отдельного направления реализации выделить особый блок мероприятий, которые бы содержали системную работу как с самими детьми, так и со всеми ответственными лицами. Кроме того, требуется принятие в отношении организаций-перевозчиков мер, направленных на уменьшение количества совершаемых ими при перевозке детей нарушений обязательных требований.

Список источников

1. Антонов А.А. Безопасность дорожного движения: проблема детского травматизма // Полицейская деятельность. 2019. N 1. С. 23-27.

2. Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. Санкт-Петербург: С.-Петерб. ун-т МВД России; Охта, 2012. 201 с.

3. Полякова С.В. Профилактика дорожно-транспортного травматизма детей в России и зарубежных странах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. N 6. С. 131-135.

4. Калмыкова О.М., Гармидер А.С., Мельникова К.А. Обеспечение безопасности детей в дорожном движении // Концепт. 2015. Т. 35. С. 66-70. URL: http://e-koncept.ru

5. Денисенко В.В., Майоров В.И. К вопросу о повышении административной ответственности за наиболее опасные нарушения правил дорожного движения // Общество и право. 2021. N 3 (77). С. 92-97.

6. Кузнецова Н.М., Казанова Л.А. Роль подразделений пропаганды безопасности дорожного движения в деятельности Госавтоинспекции. История становления, направления дальнейшего развития. Москва: НИЦ БДД МВД России, 2018. 74 с.

7. Тимко С.А., Подшивалов А.П. Характеристика дорожно-транспортной аварийности с участием детей // Виктимология. 2019. N 4 (22). С. 56-65.

8. Сифириди М.Д. Проблемы применения правил перевозки детей-пассажиров в салонах легковых автотранспортных средств // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. N 2 (44). С. 77-80.

9. Ворошилов Н.В. Основные итоги реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 г. // Муниципалитет: экономика и управление. 2020. N 3 (32). С. 124-139.

10. Майоров В.И. Новая федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения: целесообразность разработки // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. N 3 (57). С. 69-79.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Antonov A.A. Road safety: the problem of child traumatism. Police activity, 2019, no. 1, pp. 23-27. (In Russ.).

2. Vashkevich A.V., Tolochko E.I., Iskhakov M.M. Prevention of children's road traffic injuries in educational institutions. St. Petersburg, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Ohta Publ., 2012. 201 p. (In Russ.).

3. Polyakova S.V. Prevention of road traffic injuries in children in Russia and foreign countries. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky, 2018, no. 6, pp. 131-135. (In Russ.).

4. Kalmykova O.M., Garmider A.S., Mel'nikova K.A. Ensuring the safety of children in road traffic. Concept, 2015, Vol. 35, pp. 66-70. URL: http://e-koncept.ru (In Russ.).

5. Denisenko V.V., Mayorov V.I. On the issue of increasing administrative responsibility for the most dangerous violations of traffic rules. Society and Law, 2021, no. 3 (77), pp. 92-97. (In Russ.).

6. Kuznetsova N.M., Kazanova L.A. The role of traffic safety propaganda units in the activities of the State Traffic Inspectorate. History of formation, directions of further development. Moscow, 2018. 74 p. (In Russ.).

7. Timko S.A., Podshivalov A.P. Characteristics of road traffic accidents involving children. Victimology, 2019, no. 4 (22), pp. 56-65. (In Russ.).

8. Sifiridi M.D. Problems of application of the rules for the transportation of children-passengers in the salons of passenger vehicles. Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affai rs of Russia, 2019, no. 2 (44), pp. 77-80. (In Russ.).

9. Voroshilov N.V. The main results of the implementation of the National project "Safe and high-quality roads" in 2019. Municipality: economics and management, 2020, no. 3 (32), pp. 124-139. (In Russ.).

10. Mayorov V.I. New federal target program for improving road safety: the feasibility of development. Legal Science and Law Enforcement Practice, 2021, no. 3 (57), pp. 69-79. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.