Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения безопасности пассажирских перевозок'

Проблемы обеспечения безопасности пассажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2612
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / РОСТРАНСНАДЗОР / РОСАВТОДОР / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ТАХОМЕТР / ROAD SAFETY / FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION IN THE SPHERE OF TRANSPORT (ROSTRANSNADZOR) / FEDERAL ROAD AGENCY (ROSAVTODOR) / PUBLIC ORGANIZATIONS / LICENSING / TACHOMETER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дюмина Арина Андреевна

Острой проблемой современного общества является недостаточно эффективное обеспечение безопасности пассажирских перевозок, что приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий и травматизму на дорогах. Проанализировав данную проблему, автор делает вывод, что дорожно-транспортные происшествия происходят из-за неудовлетворительного состояния уличнодорожных сетей, несоблюдения правил дорожного движения, правил пассажирских перевозок и других не менее важных факторов. Данные вопросы должны решаться на уровне правительства. В связи с этим предлагается внести изменения в ряд нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING THE SAFETY OF PASSENGER TRANSPORT

An acute problem of modern society is the lack of effective security of passenger transportation, leading to increased traffic accidents and road traffic injuries. After analyzing the issue, concluded that the accident occur due to the poor condition of the road networks, non-compliance with traffic rules, rules of passenger transportation and other important factors. These issues should be resolved at the government level. In this regard, we propose to amend a number of regulations.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения безопасности пассажирских перевозок»

Дюмина А. А. Проблемы обеспечения безопасности пассажирских перевозок // Вестник При-камского социального института. 2017. № 2 (77). С. 24-28.

Dyumina A. A. Problems of ensuring the safety of passenger transport. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). Pp. 24-28. (In Russ.)

УДК 342.951

А. А. Дюмина

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Дюмина Арина Андреевна - аспирант кафедры административного и международного права.

E-mail: arina-dyumina@mail. ru

Острой проблемой современного общества является недостаточно эффективное обеспечение безопасности пассажирских перевозок, что приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий и травматизму на дорогах. Проанализировав данную проблему, автор делает вывод, что дорожно-транспортные происшествия происходят из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожных сетей, несоблюдения правил дорожного движения, правил пассажирских перевозок и других не менее важных факторов. Данные вопросы должны решаться на уровне правительства. В связи с этим предлагается внести изменения в ряд нормативных актов.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, Ространснадзор, Росавтодор, общественные организации, лицензирование, тахометр.

A. A. Dyumina

Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

PROBLEMS OF ENSURING THE SAFETY OF PASSENGER TRANSPORT

Dyumina Arina Andreevna - Postgraduate at the Department of Administrative and International

Law.

An acute problem of modern society is the lack of effective security of passenger transportation, leading to increased traffic accidents and road traffic injuries. After analyzing the issue, concluded that the accident occur due to the poor condition of the road networks, non-compliance with traffic rules, rules of passenger transportation and other important factors. These issues should be resolved at the government level. In this regard, we propose to amend a number of regulations.

Key words: road safety, Federal service for supervision in the sphere of transport (Rostransnadzor), Federal Road Agency (Rosavtodor), public organizations, licensing, tachometer.

Современный город - это прежде всего развитая транспортная инфраструктура: миллионы людей ежедневно вынуждены пользоваться транспортными услугами, эксп-

© Дюмина А. А., 2017

луатировать различные виды транспорта и использовать транспортные коммуникации. Наиболее востребованным является городской транспорт, что обусловлено его доступностью широким слоям населения. Потребители данного сектора делают акцент на такие наиболее важные составляющие, как соответствие условиям реализации основным видам жизнедеятельности, общедоступность, комфорт, удобство, надежность, безопасность.

К сожалению, в настоящее время безопасность граждан транспортный сектор гарантировать не может. Только в Белгородской области за январь 2017 г. произошло 11 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющего автобусные перевозки, в этих ДПТ пострадали 17 человек. В России же количество ДТП, совершенных указанной группой транспортных средств, составило 572, в результате 37 человек погибли и 896 получили ранения [5]. И это только за один месяц, что говорит о необходимости совершенствования системы транспортной безопасности.

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритетными во многих стратегических и программных документах социально-экономического развития страны. Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляют государственные органы, такие как Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации (ГИБДД РФ), муниципальные органы (администрации субъектов), а также общественность.

Однако, по нашему мнению, обеспечение безопасности пассажирских перевозок не может обходиться без взаимодействия с общественными организациями. Согласно Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 237 «О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения»1 в настоящий момент названные комиссии являются координирующими органами для обеспечения безопасности дорожного движения. Целью их деятельности является разработка программ по обеспечению безопасности дорожного движения на конкретной административной территории, а также координация действий по реализации принятых программ. Однако при анализе работы данных комиссий возникают следующие проблемы: отсутствует конкретика проводимых мероприятий; в составе комиссии нет представителей общественности, вопросы указанной сферы нерегулярно освещаются в средствах массовой информации [4, с. 64]. Более того, лица, отвечающие за обеспечение безопасности дорожного движения, должны отчитываться перед комиссией о выполнении поставленных перед ними задач; на практике же получается, что эти задачи указанные лица ставят сами себе.

По нашему мнению, данные комиссии должны состоять из активистов общественности, которые могут и хотят снизить аварийность на своих территориях. Данное предложение сможет обеспечить более объективный межведомственный контроль.

Привлечение общественности к обеспечению безопасности дорожного движения должно осуществляться в разных формах, как то: проведение массовых мероприятий по агитации граждан к соблюдению правил дорожного движения (ПДД), создание специализированных народных дружин, инициативных групп по работе с молодежью, создание электронной общественной приемной, в которой каждый гражданин сможет ознакомиться с результатами работы комиссии и внести свои предложения по повышению эффективности ее деятельности.

1 О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения: постановление Правительства РФ от 25 апр. 2006 г. № 237 (ред. от 24 июня 2008 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 18. Ст. 2004.

Далее обратимся к технической сфере вопроса. Устаревший автопарк, находящийся в аварийном состоянии, является одной из основных причин ДТП. В перевозках используются физически изношенные автобусы со сроком службы более двадцати лет, что зачастую приводит к серьезным последствиям.

Для получения лицензии перевозчики должны выполнить ряд условий: должны быть в наличии ремонтная база, оборудованные и охраняемые стоянки для автобусов, организованы предрейсовые медицинские осмотры водителей, внедрены средства контроля за режимом труда водителей и т. д. Как раз отсутствие предрейсового технического осмотра автобусов и медицинского освидетельствования водителей или формальное отношение к ним являются основной причиной рассматриваемых дорожно-транспортных происшествий.

Наглядно данную проблему иллюстрирует проведенное в марте 2017 г. в Белгороде оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус». За неделю нарядами ГИБДД совместно с представителями государственного надзора в сфере транспорта, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля, выявлено 580 нарушений ПДД, допущенных водителями автобусов. В ходе проверок порядка осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и медицинских осмотров водителей-перевозчиков к ответственности привлечены пятьдесят должностных и шесть юридических лиц. Значительное число выявленных нарушений связано с управлением автобусами, имеющими технические неисправности. За неисправность тормозной системы и рулевого управления на штрафстоянку было помещено семь транспортных средств [1].

Еще одним аспектом рассматриваемой проблемы является тот факт, что для организации пассажирских перевозок необходимо получить лицензию на осуществление данного вида деятельности. Данное лицензирование проводят территориальные органы Ространс-надзора - управления государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавто-дорнадзора). Нормативными актами детально определен порядок предоставления лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные пассажирские перевозки, тогда как заказные перевозки фактически не регламентированы. С 2009 г. лицензирование так называемых разовых перевозок было заменено уведомительным порядком, и это в то время, когда такие перевозки занимают уже 2/3 рынка межрегиональных пассажирских автоперевозок. Выведение их за рамки лицензирования считаем нецелесообразным. Согласно закону, уведомлять надо о начале деятельности, следовательно, работающие предприятия ни о чем уведомлять не должны. Как результат - разовые перевозки становятся регулярными, но не подпадают под действие лицензионного законодательства, что привлекает в эту отрасль недобросовестных предпринимателей, которые успешно уклоняются от налогов и соблюдения обязательных требований безопасности. В итоге практически каждый месяц происходят очередные ДТП с участием автобусов. Примером может послужить автокатастрофа в Карелии в январе 2017 г., где в результате ДТП с туристическим автобусом погибла женщина [2].

Исходя из вышесказанного, считаем необходимым ввести предложение о необходимости лицензирования всех видов пассажирских перевозок. Полагаем возможным также ввести упрощенный порядок получения лицензии с ограниченным сроком действия лицами, осуществляющими разовые перевозки, что позволит контролировать данный процесс.

Теперь обратимся к так называемому человеческому фактору, который также является одним из ключевых в сфере обеспечения безопасности на дорогах. 54 % происшествий

составляют ДТП с участием автобусов, в которых водитель не справился с управлением. Самыми частыми причинами таких ДТП являются нарушение скоростного режима, невнимательность и халатность водителя (примерно 27 %) [6]. Отметим и несоблюдение водителями режима труда и отдыха, как результат - невнимательность, сонливость, приводящие к катастрофам и человеческим жертвам.

В целях недопущения вышеуказанных причин Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. № 12131 введена обязанность перевозчиков оснастить принадлежащий им автотранспорт тахографами - специальными устройствами, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о режиме труда и отдыха водителей, о скорости и маршруте движения автотранспорта. С 1 апреля 2014 г. установка данных устройств стала обязательной.

Аргументов в пользу нововведения немало, достаточно вспомнить страшную аварию в Пензенской области с одиннадцатью жертвами, которая случилась из-за недосыпа водителя маршрутного автобуса. Однако установка одного такого прибора обходится в сумму около 60 тыс. руб., не считая обслуживания, что также является достаточно затратным. В то же время штраф за отсутствие, установку неисправного, модифицированного и тому подобного оборудования для водителя составляет 1 000-3 000 руб., для должностных лиц - 5 000-10 000 руб.2 Кроме того, существует и штраф за нарушение режима труда и отдыха, который составляет 1 000-3 000 руб. Сравнив представленные суммы, можно сделать вывод, что перевозчикам невыгодны установка и использование данных устройств, что приводит опять же к нарушениям в сфере обеспечения безопасности. Погоня за экономической выгодой перевозчиков влечет за собой человеческие жертвы. В данном случае целесообразным представляется увеличение штрафных санкций по данной категории правонарушений.

Еще одной из наиболее важных причин аварийности на дорогах является нарушение целостности дорожного покрытия. Всё больше растет число ДТП по причине ненадлежащих дорожных условий. Считаем, что к решению данной проблемы необходимо активно привлекать общественность, которая реагирует более оперативно, чем органы, уполномоченные выносить предписания и составлять акты о ненадлежащих дорожных условиях. Нелишним представляется и ужесточение ответственности должностных лиц.

С нашей точки зрения, трудно согласиться со следующим выводом Федерального дорожного агентства на конференции по итогам 2015 г.: «Повышение транспортно-эксплуа-тационного состояния федеральных автомобильных дорог зачастую приводит к увеличению аварийности на отдельных участках. На хорошей дороге водители чаще превышают скоростной режим, выезжают на встречную полосу движения. Эти нарушения являются одними из наиболее частых причин ДТП» [3]. Данное положение считаем ошибочным, т. к. существуют другие способы контроля скоростного режима и борьбы с нарушителями, а качественное дорожное полотно, отвечающее всем требованиям госта, является залогом снижения аварийности на дорогах.

Подводя итог, еще раз отметим, что для улучшения обеспечения безопасности на дорогах необходимо привлекать общественность к проблемам транспортной безопасности: участие общественных организаций и граждан в решении обозначенных проблем приведет к сокращению численности лиц, пренебрегающих требованиями дорожной безопасности,

1 О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы: постановление Правительства РФ от 23 нояб. 2012 г. № 1213 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 48. Ст. 6714.

2 Ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 7 марта 2017 г.) // Рос. газета. 2001. № 256.

а также позволит более оперативно реагировать на возникающие проблемные ситуации. Значительный вклад в снижение дорожной аварийности может принести вовлечение учащейся молодежи в решение обсуждаемой проблемы.

Библиографический список

1. Белгородские автоинспекторы выявили около 600 нарушений Правил дорожного движения в сфере пассажирских перевозок // Управление МВД России по Белгородской области: офиц. сайт. 2017. 28 марта. URL: https://31.мвд.рф/news/item/9761454 (дата обращения: 01.04.2017).

2. При аварии автобуса с туристами в Карелии погибла женщина // Полит.ру: [сайт]. 2017. 14 янв. URL: http://polit.ru/news/2017/01/14/bus_karelia/ (дата обращения: 01.04.2017).

3. Росавтодор: повышение качества федеральных дорог приведет к увеличению числа ДТП // ТАСС: информ. агентство России: [сайт]. http://tass.ru/obschestvo/3165566 (дата обращения: 01.04.2017).

4. Рябоконь Ю. А. Безопасность на муниципальном уровне // Автомобильные дороги. 2015. № 10. С. 63-65.

5. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция: офиц. сайт. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 01.04.2017).

6. Семенова К. С., Чиганаева Ю. П., Полякова Д. Ю., Булычева О. С. Проблема безопасности пассажирских перевозок на территории Российской Федерации // Успехи современного естествознания. 2013. № 9. С. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.