Тарасова В.И. Криминалистическая профилактика преступных нарушений правил дорожного.
УДК 343.9 В.И. Тарасова*
Криминалистическая профилактика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации маршрутных транспортных средств
В статье рассматриваются основные средства и способы выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений в сфере нарушений правил дорожного движения и эксплуатации маршрутных транспортных средств. На их основе разработаны действенные профилактические мероприятия.
Ключевые слова: нарушения правил дорожного движения и эксплуатации МТС, причины и условия совершения преступлений, криминалистическая профилактика.
V.I. Tarasova*. Criminalistics prevention of criminal violations of traffic rules and operating rules of route vehicle. The main means of identifying circumstances which contribute to the commission of crimes in the sphere of violation of traffic rules and operating rules of route vehicles are examined in this article. Effective preventive measures are developed on their basis.
Keywords: violations of traffic rules and operating rules of rout vehicle, the causes and conditions of commission of crimes, criminalistics prevention.
Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок посредством маршрутных транспортных средств (далее - МТС) в последние годы приобрели особую актуальность. Связано это с наметившейся в России тенденцией увеличения количества преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации МТС, последствиями которых становятся многочисленные человеческие жертвы. Согласно официальным сведениям ГИБДД МВД России о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2015 г., количество погибших пассажиров автобусов увеличилось на 10,1 %, количество раненых на - 3,1 % в сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года [13].
На правительственном уровне уже неоднократно обсуждались вопросы по реализации комплекса мер, направленных на профилактику преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации МТС, однако, несмотря на принимаемые меры, сегодня пассажирские перевозки автобусами в России являются самым опасным наземным видом транспорта.
В связи с высокой аварийностью преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации данного вида транспорта настолько привлекают внимание общественности, что по результатам расследования требуют незамедлительной выработки эффективных средств и методов профилактики. Как пример приведём реакцию на результаты расследования ДТП с участием автобуса и грузовика в Подмосковье, где погибли 18 человек. После того как была установлена вина водителя грузовика, управлявшего транспортным средством на основании водительского удостоверения, выданного в Армении, в ряд законодательных актов были внесены поправки, регламентирующие требование о наличии у граждан иностранных государств, занятых на рынке пассажирских перевозок, водительского удостоверения российского образца.
На протяжении долгого времени вопросы профилактики преступлений исследовались и продолжают исследоваться учёными. Так, например, в Санкт-Петербургском университете МВД России заявленной проблематике посвящены научные труды С.А. Денисова [5], Л.В. Готчиной [4], А.С. Душкина [6], В.Б. Клишкова, О.В. Лукичева [8], И.А. Вогрина, О.В. Челышевой [3], И.И. Иванова [7] и др.
В рамках криминалистической науки профилактика рассматривается в более широком смысле, чем раскрытие и расследование преступлений, а также привлечение виновных к уголовной ответственности. Следователи, осуществляя уголовное преследование, должны заниматься не только изобличением подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, но и устанавливать обстоятельства, способствовавшие его совершению, и добиваться их устранения [3, с. 49]. Установление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, с целью последующего их устранения является наиболее значимой составляющей профилактической деятельности, осуществляемой органами предварительного расследования в ходе досудебного производства [16, с. 384].
Одной из форм предупредительной деятельности следователей является внесение в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, или других нарушений закона [1]. Данное право законодательно закреплено за следователем в ч. 2 ст. 158 УПК РФ.
* Тарасова, Вера Игоревна, адъюнкт кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 236006, Калининград, ул. Носова д. 1/3. Телефон +79114751925. E-mail: [email protected].
** Tarasova, Vera Igorevna, postgraduate student of the chair of criminalistics of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia, 236006, Kaliningrad, Nosova str., 1/3. Ph. +79114751925. E-mail: [email protected].
©Тарасова В.И., 2016
Криминалистика, криминология, ОРД
Большинство авторов, посвятивших свои научные труды вопросу криминалистической профилактики преступлений, сходятся во мнении, что предупредительная деятельность является наиболее эффективной в случае совместных усилий следователя и соответствующих органов (организаций) [11, с. 90; 12, с. 62; 15]. Разделяя данную точку зрения, мы считаем, что выбор субъектов взаимодействия определяется потребностями следственной практики, которая показывает, что результативность профилактической деятельности по уголовным делам о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации МТС значительно повышается в случае сотрудничества следователя с оперативно-розыскными подразделениями, ГИБДД, СМИ, УФМС России, специалистами различных областей знаний (экспертами-автотехниками, психологами, врачами и т.д.), населением.
Рассмотрим основные средства и способы установления обстоятельств, способствующих совершению преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации МТС.
Осмотр места происшествия осуществляется в целях общего анализа следовой картины места ДТП, позволяющего установить механизм совершенного преступления. Одним из основных факторов, обусловливающих возможность установления механизма ДТП и его отдельных элементов, в криминалистике выступает изучение следов торможения. Вместе с тем их отсутствие, установленное в ходе осмотра места происшествия, может свидетельствовать о том, что причиной совершения преступления стало засыпание водителя за рулем. При исключении версии о внезапном недомогании или внезапной технической неисправности возникают основания для проверки версии о соблюдении водителем режима труда и отдыха, а также качества проведения предрейсового медицинского и технического осмотров.
Участившиеся случаи засыпания водителей МТС за рулем, которые приводят к ДТП с серьезнейшими последствиями, вызывают вполне обоснованную тревогу, а также необходимость углубленного исследования причин происходящего. Неспособность водителя предпринять действия по снижению скорости или уклонению от препятствия практически во всех случаях сводится либо к смертельным исходам, либо к тяжелым травмам пассажиров. Число пострадавших может достигать нескольких десятков человек.
Соблюдение режима труда и отдыха является важным условием обеспечения безопасности дорожного движения. При нарушении установленного режима происходит накопление усталости, недосыпание, рассеивается внимание, водитель становится нервным, раздражительным. Серьезнейшим последствием указанных нарушений выступают случаи, когда водители засыпают за рулем МТС. В целом такая картина представляет весьма реальную угрозу для жизни и здоровья пассажиров МТС [9, с. 89]. Выходом из сложившейся ситуации становится использование тахографа, снятие информации с которого, позволяет не только автоматизировать учёт работы водителей и машины, но и систематизировать сведения о ДТП с целью разработки соответствующего комплекса мер по снижению вероятности совершения подобных ДТП и тяжести последствий таких аварий. Повышенные требования, предъявляемые к водителям МТС, являются вполне обоснованными и диктуются возложенной на них ответственностью за жизнь и здоровье многочисленных пассажиров.
Нарушения порядка прохождения медицинских и технических осмотров обычно заключаются в том, что такие осмотры проводятся работниками, не имеющими соответствующих сертификатов на право их проведения, либо не проводятся вообще. В целях пресечения указанных нарушений предлагается усилить контроль за пассажирскими перевозками путём проведения внеплановых проверок территориальными органами управления ГИБДД. К сожалению, в большинстве случаев их тотальное проведение инициируется только после совершения ДТП, получивших широкий общественный резонанс.
Значительное количество нарушений правил дорожного движения и эксплуатации МТС, выразившихся в выезде водителей на встречную полосу движения, в результате которых были допущены лобовые столкновения, повлекшие многочисленные человеческие жертвы, наводит на мысль о необходимости оборудования скоростных трасс ограждениями, разделяющими встречные полосы движения.
В связи с особенностями эксплуатации МТС важную информацию для профилактики рассматриваемого вида преступлений несет в себе осмотр таких элементов системы дорожного движения, как остановочный павильон, посадочная площадка, заездной «карман», пешеходные переходы, рекламные щиты (их расположение относительно остановки).
Основной вид ДТП в местах, предназначенных для остановки МТС, - наезд на пассажиров, а также пешеходов (бывших или будущих пассажиров МТС). Особенно это касается необорудованных остановок, на которых автобус осуществляет посадку или высадку пассажиров на краю покрытия. В случае гололеда, плохих погодных условий, темного времени суток в разы увеличивается вероятность наезда на пассажиров. Не менее важной проблемой выступают прилегающие к остановочным пунктам зоны нерегулируемых пешеходных переходов, значительная часть из которых размещена с нарушением установленных правил. Привлечь внимание водителей и заставить их быть более осмотрительными, как нам кажется, возможно путем реализации следующих мероприятий:
- оборудования проезжей части элементами активной безопасности для принудительного снижения скорости движения транспортных средств при подъезде к пешеходному переходу с помощью искусственных неровностей (оснащение лежачими полицейскими, виброполосами) и повышение уровня «зебры» над уровнем проезжей части;
- за счет применения современных технических решений в оборудовании переходов, в частности, светодиодных дорожных знаков «пешеходный переход», размещённых над проезжей частью, которые будут сигнализировать о том, что на переход вышел человек;
- оснащения переходов камерами видеофиксации нарушений.
Тарасова В.И. Криминалистическая профилактика преступных нарушений правил дорожного...
Заявленной проблематике уделяется пристальное внимание, поскольку задача снижения количества жертв и раненых на нерегулируемых пешеходных переходах в целом требует принятия действенных мер.
Криминалистически значимые сведения о причинах совершенного преступления могут быть установлены посредством осмотра документов.
Осмотру подлежит разрешительная путевая документация (лицензия, путевой лист, паспорт маршрута), которая позволяет установить правомерность осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров МТС. Однако ввиду того, что для заказных (разовых) пассажирских перевозок наличие данной документации не требуется, возможность государственного контроля рассматриваемой сферы значительно снижается. Вследствие указанного обстоятельства под видом заказных перевозок отдельные предприниматели осуществляют регулярную незаконную деятельность с нарушением установленных требований безопасности. В целях снижения случаев нарушения правил дорожного движения и эксплуатации МТС считаем необходимым ввести лицензирование заказных пассажирских перевозок.
Сведения о соблюдении паспортно-визового режима, иных норм действующего законодательства, устанавливающих профессиональные требования к водителям данной категории, содержит документация, связанная с трудовой деятельностью водителей, являющихся гражданами иностранных государств (водительское удостоверение российского образца, разрешение на работу либо патент). Большинство водителей приезжают в Россию на заработки из стран СНГ, именно там они учатся управлять транспортными средствами и получают водительские удостоверения. Этим объясняется не только плохая ориентация водителей на местности, но и плохое знание ПДД РФ, низкий уровень профессионального мастерства, их неумение прогнозировать развитие дорожной ситуации. Допуская таких водителей к управлению МТС, руководители транспортных организаций не учитывают, что в России другие условия эксплуатации транспорта. Так, в странах Средней Азии, откуда поступает основная масса мигрантов, отсутствует высокая интенсивность трафика, и при обучении управлению транспортными средствами они с этими факторами не сталкиваются. Принимая во внимание, что рост преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации МТС в основном связан не с дорожными условиями или техническими неисправностями МТС, а с низкой квалификацией водителей, первостепенное значение в обеспечении безопасности дорожного движения с участием данного вида транспортных средств имеет человеческий фактор, и этот фактор может быть практически полностью устранен путем ужесточения требований к водительскому составу МТС, а также повышения уровня его культуры на дорогах [10, с. 33-38]. Например, регламент конкурса «Лучший по профессии» в настоящий момент не допускает участия в нем иностранных граждан, поскольку обязательным условием конкурса выступает наличие паспорта гражданина Российской Федерации (его имеют далеко не все водители МТС). В связи с этим в целях повышения уровня профессионального мастерства необходимо разрешить водителям-мигрантам принимать участие в мероприятиях, направленных на совершенствование навыков безопасного управления МТС.
Внутренняя документация транспортной организации позволяет сделать выводы о добросовестности компании-перевозчика в вопросе исполнения обязательств по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий, а также нарушений ПДД РФ с участием принадлежащих им транспортных средств [2, ст. 20]. Указанные цели достигаются путем организации ведомственного расследования, отражающего объективную и достоверную информацию об обстоятельствах происшедшего ДТП.
Особую заинтересованность с точки зрения профилактики представляет осмотр транспортного средства, который осуществляется в двух следующих направлениях:
1) соблюдение требований безопасности (соответствие установленным стандартам конструкции транспортного средства, компоновки салона, соответствие количества пассажирских сидений, наличие и функционирование аварийных выходов, наличие дополнительного оборудования, системы зеркал, позволяющей видеть пространство не только вокруг МТС, но и в внутри него, прохождение предрейсового технического осмотра и т.д.);
2) техническое состояние, устанавливаемое при визуальном осмотре МТС, а также проведении судебно-автотехнических исследований.
После влияния субъективного фактора технические неисправности выступают второй по значимости причиной совершения рассматриваемых преступлений. С одной стороны, они связаны с изношенным техническим состоянием автопарка МТС. Помимо длительных сроков эксплуатации, изношенность автопарка обусловлена неудовлетворительным состоянием российских дорог, для которых характерно наличие дефектов в виде ям, выбоин, ухабов и т.д., вследствие чего части и детали МТС изнашиваются раньше положенного. С другой стороны, они связаны с технической отсталостью отечественного автопрома, характеризующегося низким уровнем надежности и безопасности пассажирских перевозок. Вполне закономерно, что МТС иностранного производства внушают гораздо больше доверия, чем МТС отечественного производства, в частности «Газели», зарекомендовавшие себя как наиболее аварийноопасный вид общественного транспорта.
Морально устаревший и технически изношенный автопарк МТС не способен обеспечивать потребности населения в перевозках, гарантируя высокую степень надежности и безопасность. В
Криминалистика, криминология, ОРД
связи с этим приходится констатировать, что автопарк МТС в России требует обновления. Решение проблемы мы видим в постепенной модернизации парка МТС, а также в ограничении эксплуатации МТС по возрасту (не старше 15 лет).
Зачастую следователи вынуждены лишь догадываться о причинах совершения преступления, а также о действиях водителей в условиях сложившейся дорожной обстановки, в то время как возникающие пробелы могут быть восполнены:
- показаниями очевидцев и участников ДТП, которые содержат данные об обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии; погодных условиях; последовательности действий водителя; о мерах, предпринятых им после ДТП и т.д.;
- записями, полученными с помощью технических средств фиксации информации (тахографов, которые обеспечивают точный учёт рабочего времени водителя и объективный контроль за скоростью движения МТС; камер наружного наблюдения, видеорегистраторов, содержащих сведения, подтверждающие механизм ДТП, позволяющих осуществить реконструкцию его обстоятельств, установить расположение транспортных средств на проезжей части, а также очевидцев и участников ДТП, водителей; бортовых компьютеров, содержащих сведения, связанные с событием аварии в целом);
- проведением нетрадиционных видов судебно-медицинских экспертных исследований. В частности, экспертиза по определению гипоксического повреждения нейроклеточной субстанции и количественных показателей молочной кислоты головного мозга трупа водителя позволяет изучить его предсмертное состояние. Биохимические показатели при условии сохранности функций центральной нервной системы отражают мучительное состояние человека, а именно, травматический шок, приступ острых болевых ощущений, отрицательные эмоции стресса, паники [14, с. 60]. Проведение полисомнографической экспертизы позволяет получить максимально полную информацию о функционировании различных систем организма во сне, что может быть использовано в качестве основания для признания водителя МТС непригодным для осуществления профессиональной деятельности, связанной с перевозкой пассажиров.
В заключение отметим, что в общем виде типичные обстоятельства, способствующие совершению преступных нарушений правил безопасности дорожного движения и эксплуатации МТС, можно представить следующим образом:
1) низкая квалификация и уровень профессионального мастерства водительского состава, осуществляющего пассажирские перевозки;
2) нарушение действующего законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения (режима труда и отдыха, порядка прохождения предрейсового технического и медицинского осмотра, требований безопасности);
3) неудовлетворительное техническое состояние МТС;
4) ненадлежащая организация мест, предназначенных для остановок МТС;
5) нелегальные пассажирские перевозки;
6) неудовлетворительное состояние дорог.
Одной из предпосылок эффективного осуществления мер по снижению аварийности преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации МТС, по нашему мнению, выступает наличие квалифицированных специалистов по расследованию данного вида преступлений, способных выявлять и принимать меры к устранению причин, способствующих их совершению. Учитывая положительную динамику роста показателей аварийности изучаемых преступлений, можно сделать вывод, что в настоящее время значительная часть сотрудников следственных органов имеет недостаточный уровень профессиональной подготовки, что не соответствует потребностям расследования преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации МТС. В связи с этим считаем целесообразным:
1) создать новую, актуальную на настоящий момент методику расследования нарушений правил дорожного движения и эксплуатации МТС;
2) организовать спецкурсы по обучению следователей расследованию рассматриваемого вида ДТП.
Криминалистические рекомендации, направленные на профилактику преступных нарушений
правил дорожного движения и эксплуатации МТС, несут в себе очень важную предупредительную функцию, которая обусловлена разнохарактерностью причин и условий, способствующих их совершению. Для того чтобы рекомендации были действенными, они должны сочетать как общие положения профилактики ДТП, так и детализировано описывать особенности, свойственные исключительно рассматриваемому виду транспортных средств. Тяжкие последствия, имеющие место при совершении преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации МТС, а также сложность установления истинных обстоятельств происшедшего обусловливают необходимость создания качественно новой, эффективной научно обоснованной методики расследования подобных преступлений, основанной на современных реалиях эксплуатации маршрутных транспортных средств.
Список литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 28.12.2015).
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N° 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 28.12.2015).
Телепнев П.Ф. Научный взгляд на определение понятия оперативно-розыскной информации_
3. Возгрин, И. А Криминалистика. - Т. 3. Криминалистическая методика : учебник для вузов : в 3-х т. / под ред. О.В. Челышевой. - СПб: Северная нива, 2011. - 284 с.
4. Готчина, Л. В. Профилактика распространения «лёгких» наркотиков : курс лекций. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 114 с.
5.Денисов, С. А. Предупредительная функцияуголовного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 4 (60). - С. 62-64.
6. Душкин, А. С. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел : монография. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 136 с.
7. Иванов, И. И. Криминалистическая превенция : дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 2004. - 418 с.
8. Клишков, В. Б. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: курс лекций / В.Б. Клишков, О.В. Лукичев, Т.Н. Тимина. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. - 296 с.
9. Мешков, В. М. Дорожно-транспортные преступления : монография / В.М. Мешков, А.Б. Маханёк, В.И. Тарасова. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 152 с.
10. Мешков, В.М., Тарасова, В.И. «Водитель» как элемент системы дорожного движения в
2014. - №1 (35). - С. 33-38
11. Мещерякова, Т. А. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, их криминалистическая профилактика. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - №3 (59).
12. Павлов, В. Г., Роганов, С. А. Криминалистическая профилактика преступлений в сфере наркобизнеса // Ленинградский юридический журнал. - 2012. - № 1.
13. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения (по состоянию на 03.02.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России. - URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 08.02.2016)
14. Тишин, В. С. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования) / В.С. Тишин, Н.М. Кристи : методическое пособие для экспертов, следователей и судей. - Вып. II. - Всесоюзный НИИСЭ, 1988. - 320 с.
15. Фёдоров, М. И. Вынесение представления следователем как одна из мер, направленная на предупреждение преступлений // Российский следователь. - 2012. - № 16.
16. Шувалова, А. М. Профилактика как элемент непроцессуальной работы следователя // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. - Вып. 5 : сборник научно-практических трудов. / Следственный комитет РФ, Академия Следств. Комитета РФ; под ред. А.И. Бастрыкина. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 399 с.
УДК 343.9 П.Ф. Телепнев*
Научный взгляд на определение понятия оперативно-розыскной информации
В статье проводится логический анализ определений понятия «оперативно-розыскная информация», встречающихся в литературе. На основе проведенного анализа сформулированы требования, предъявляемые к существенным признакам, которые должны использоваться при конструировании понятия «оперативно-розыскная информация». Предлагается авторское определение понятия «оперативно-розыскная информация».
Ключевые слова: оперативно-розыскная информация, оперативно-розыскная деятельность, оперативный сотрудник.
P.F. Telepnev*. Scientific opinion on the definition of operational-investigative information.
The article presents a logical analysis of definitions of operational-investigative information mentioned in the literature. On the basis of the conducted analysis, the author formulates the requirements for essential features that should be used when designing the concept of operational-investigative information. The author proposes the definition of the operational-investigative information.
Keywords: operational-investigative information, investigative operations, operations officer.
Термин «оперативно-розыскная информация» (далее ОРИ) используется с 70-х гг. прошлого века в теории оперативно-розыскной деятельности только как научный, законодатель его не предусмотрел. Данный
*Телепнев Павел Федорович адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России». Адрес: Россия, 198206 Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: +7 (812) 744-96-37, E-mail: [email protected].
* Telepnev, Pavel Fyodorovich, post graduated student of the faculty of preparation of scientific-pedagogical and scientific personnel of Saint-Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, Letchika Pilyutova str., 1. E-mail: [email protected]. Phone +7 (812) 744-96-37. © Телепнев П.Ф., 2016