CRIMES IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC A CTIVITY AS AN OBJECT OF FORENSIC SCIENTIFIC ANALYSIS: CURRENT STATUS AND NEED FOR SYSTEMATIZATION
K.A. Plyasov
A brief analysis of contemporary problems and trends of integration of Russian Federation into the world economic community, the focus is on the needs of improving the fight against crime in the sphere of foreign economic activity, effective tools which the author considers the development of an integrated forensic methodology of investigation of crimes in the sphere of foreign economic activity, reflecting the current realities of the mechanism of criminal encroachment of the specified category. A necessary step in the formation of the system of scientific knowledge is presented in the article the criminalistic classification of crimes in the sphere of foreign economic activity.
Key words: crime, crime, government, the Russian Federation, foreign economic activity, criminalistics, forensic classification, customs border, customs bodies, the Eurasian economic Union
Plyasov Konstantin Anatolievich, Cand. jurid. In Economics, Associate Professor, Head of the Rostov Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russia, [email protected], Russia, Rostov, Rostov Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russia
УДК 343.988.067
ВОЗМОЖНОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С УЧАСТИЕМ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Е.А. Попов
Показано значение криминалистической профилактики и основные направления криминалистической профилактики дорожно-транспортных происшествий, совершенных с участием большегрузных автомобилей. Обосновываются возможности экспертной профилактики этого вида правонарушений и показывается ее эффективность
Ключевые слова: криминалистическая профилактика, дорожно-транспортные происшествия, большегрузные автомобили, эффективность экспертной профилактики.
Представляется, что незаслуженно мало внимания уделяется вопросам криминалистической профилактики в частных методиках расследования. Хотя первые идеи о применении криминалистических средств профилактики преступлений появились уже в 60-е годы ХХ века в трудах Р.С. Белкина, А.И. Винберга, А.Н. Васильева, Г.Г. Зуйкова, В.П. Колмакова, В.П. Лаврова, С.П. Митричева, Н.А. Селиванова, Н.П. Яблокова. Концепция о
криминалистической профилактике преступлений нашла поддержку среди таких ученых-криминалистов, как Т.В. Аверьянова, В.В. Агафонов, А.Ф. Волынский, В.А. Образцов, Е.Р. Россинская и других. Однако разработка криминалистических средств, приемов и методов профилактики преступлений до сих пор не получила своего должного развития.
Без всяких сомнений, вопросы криминалистической профилактики преступлений требуют серьезного научного внимания со стороны широкого круга ученых и разработки ими методических рекомендаций для успешного проведения профилактической деятельности следователями в ходе самого расследования преступлений и по его результатам [1, с. 24].
Очевидно, что в настоящее время исследований по криминалистической профилактике проводится недостаточно, особенно в области методики расследования отдельных видов преступлений [2; 3; 4; 5; 6].
Наиболее подробно виды, методы и средства криминалистической профилактики в структуре методики расследования рассматриваются профессором Н.П. Яблоковым. Безусловно, без активного и профессионального осуществления методов криминалистической профилактики трудно рассчитывать на успех в противодействии преступности [7, с. 159-173]. Ещё не используемые криминалистические ресурсы в профилактической деятельности правоохранительных органов выявлены учеными В.А. Оровер и Ю.Н. Хитренко [8].
Следует отметить, что криминалистическая профилактическая деятельность делится на два вида: следственную и экспертную [9, с. 110]. У истоков экспертной профилактики стоял И.Я. Фридман. Он один из первых описал возможность использования специальных знаний сотрудников экспертных учреждений в профилактической работе, наличие экспертных методов предупреждения преступлений и других правонарушений, раскрыл профилактическую работу экспертных учреждений, которые ориентируются на оказание помощи следователям и судьям в выявлении конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений [10]. И.А. Алиев обосновал необходимость формирования теории экспертной профилактики. Ученый исследует правовые, организационные и методические проблемы экспертной профилактической деятельности, дает практические рекомендации по решению профилактических задач при производстве некоторых видов экспертиз, в том числе автотехнической экспертизы [11; 12]. Нельзя не вспомнить и работы Д.П. Поташник о предупреждении преступлений по материалам экспертиз. В своем исследовании она обосновывает роль экспертных учреждений в раскрытии преступлений, значение помощи экспертов следственным и судебным органам в выявлении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также выработка рекомендаций по их устранению на основе обобщения экспертной практики, что имеет важное профилактическое значение [13].
На профилактику дорожно-транспортных происшествий с помощью криминалистических средств, приемов и методов первым обратил внимание
М.З. Эфендиев [14], также следует упомянуть работу В.И. Жулева [15] и Н.П. Яблокова (в соавторстве с Ю.Н. Багдасаряном) [16].
Следует акцентировать внимание на криминалистической профилактике дорожно-транспортных преступлений, совершенных с участием большегрузных автомобилей. Ведь последствия данных автокатастроф в большинстве своем тяжкие и требуют принятия комплекса мер профилактического характера в целях их предупреждения. Это может быть не только следственная и экспертная профилактика, но и специальная профилактика, например, осуществляемая органами ГИБДД.
Вот один из примеров важности специальных профилактических мер. 4 декабря 2016 года на 926 км трассы Р-404 Тюмень - Ханты-Мансийск столкнулись автобус, грузовик Volvo и два легковых автомобиля, в результате чего погибли 12 человек, 10 из них - дети, которые возвращались из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск с соревнований по акробатике. Еще 34 человека пострадали, из которых 27 дети. Данная автокатастрофа свидетельствует о необходимости повышения эффективности криминалистических средств, приемов и методов профилактики дорожно-транспортных преступлений с участием грузовиков. Так, в данной ситуации не была заранее организована перевозка детей в сопровождении кортежа ГИБДД, что предотвратило бы массовую гибель людей.
Профилактика дорожно-транспортных преступлений в России - это многоуровневая целевая программа, которая носит комплексный характер и реализуется рядом государственных органов и ведомств. Однако некоторый потенциал здесь имеется в плане более широкого применения криминалистической профилактики ДТП с участием большегрузных автомобилей.
Особое внимание нужно обратить на следственную и экспертную профилактику. Возможности криминалистической профилактики ДТП, совершенных с участием большегрузных автомобилей наиболее эффективно проявляются в ходе взаимодействия следователя и эксперта. Например, в ходе производства автотехнической экспертизы эксперт может выявить причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортного преступления с участием грузовика, о чем он указывает в своем заключении. Ч. 2 ст. 73 УПК РФ предусматривает выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в ходе производства по уголовному делу. Такие обстоятельства устанавливаются либо при ответе на вопросы следователя, либо по собственной инициативе. Однако, возможности эксперта в выработке профилактических рекомендаций ограничиваются пределами его специальных знаний и материалами, которые предоставляются следователем по конкретному уголовному делу.
Конечно, следователь и суд обладают более широкими профилактическими полномочиями. Так, например, установив обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую
организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ. Представление может выноситься на любом этапе предварительного следствия и по нему должны быть приняты необходимые меры в месячный срок. После получения ответа следователь, ознакомившись с ним, может признать предпринятые меры недостаточными, тогда он информирует об этом вышестоящего руководителя и прокурора.
В ходе изучения материалов уголовных дел по рассматриваемой категории преступлений, было выявлено ряд представлений, носящих формальный характер. Так, например, следователь рекомендовал провести профилактическую беседу с водителями, работающими в организации на предмет строгого соблюдения Правил дорожного движения [17]. Считаю, что подобное предложение носит общий характер и не связано с причинами и условиями расследуемого ДТП. В свою очередь руководитель организации, получив такое предписание, также может ограничиться беседой с водителями и сообщить об исполнении следователю. Вместе с тем он может проявить инициативу и принять более конкретные меры для того, чтобы впоследствии подобного рода ДТП не совершались.
Ещё один пример вынесения представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, которое также носит общий характер и не относится к конкретному уголовному делу. Одним из условий совершения преступления, выявленное следователем, стал слабый контроль сотрудников ГИБДД за соблюдением водителями транспортных средств Правил дорожного движения на соответствующем участке дороги [18]. Очевидно, что профилактическая работа в данном конкретном деле ограничилась оперативным совещанием Начальника областного ГИБДД со своими подчиненными и не явилась эффективной.
Более того, суды при установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 264 УК РФ могут обратить внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения, путем вынесения частного определения (постановления) [19].
Приведу положительный пример, связанный с принятием эффективных мер профилактики. После автокатастрофы близ г. Подольска в 2013 году, когда погибли 18 человек при столкновении КамАЗа и рейсового автобуса ЛиАЗ, были проведены проверки деятельности грузоперевозчиков и пассажирских фирм г. Москвы и Подмосковья, в результате были выявлены нарушения эксплуатации более тысячи большегрузных автомобилей, что предотвратило немалое количество дорожно-транспортных преступлений.
Профилактическая деятельность эксперта регулируется, в том числе, ведомственными нормативными актами. Так, Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно -криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ [20] предусмотрено, что в случае
выявления при производстве экспертиз условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, руководитель организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются лицу (органу), назначившему экспертизу (п. 44).
Изучение уголовных дел по делам о дорожно-транспортных преступлениях, совершенных с участием большегрузных автомобилей и опрос следователей и экспертов показал, что состояние профилактической работы по конкретному ДТП, включая экспертную профилактику, свидетельствует о её низкой эффективности. Как правило, отсутствует достаточный уровень организации профилактической работы, многие аспекты деятельности формализованы, действия экспертов и следователей разобщены, нет взаимной заинтересованности в результатах профилактической работы. Одна из ошибок, которую допускает следователь при назначении экспертиз по делам о ДТП с участием большегрузов, заключается в том, что очень редко и мало ставится вопросов профилактического характера. Опрос также показал, что эксперты не используют широкие возможности права экспертной инициативы в плане профилактики по конкретному уголовному делу о крупном ДТП. Очевидно, что заинтересованность в проявлении инициативы у экспертов низкая. Профилактическая деятельность сотрудников правоохранительных органов также нуждается в активизации.
Так, например, в результате изучения ряда уголовных дел и проведения экспериментов в ходе производства автотехнической экспертизы была выявлена одна из причин дорожно-транспортных преступлений с участием большегрузных автомобилей - наличие «слепой зоны» у грузовиков. Примерно от 200 до 300 пешеходов в год погибает в РФ, попадая в слепую зону большегруза. В связи с тем, что кабина грузового автомобиля располагается высоко над дорогой, из нее хорошо видно вдаль, а вот пространство непосредственно впереди под кабиной и справа от нее с водительского кресла грузовика не видно совсем. Это пространство и называется «слепой» зоной обзора у грузовика. Большинство владельцев легковых автомобилей и пешеходов даже не догадываются об этом.
Приведу пример из практики ГИБДД УМВД РФ по Калининградской области, подтверждающий влияние слепой зоны на наезд грузовых автомобилей на пешеходов: 03.11.2015 года в 17.40 в г. Калининграде на ул. Магнитогорская дом №7 водитель а/м ДАФ ХF 105.510г/н Р064СМ/39 с полуприцепом НЕФАЗ АН1750/39 Н.М. Столяров 24.03.1963г.р., работник ООО «Терминал», водительское удостоверение 39ОН247372, категории «ВСЕ», водительский стаж с 2009 года, при въезде на территорию силикатного завода при начале движения допустил наезд на С.И. Агафонова 10.03.1959г.р., работал ООО «Силикатный завод», который находился спереди автомобиля. От полученных травм С.И. Агафонов скончался на месте происшествия.
Ещё один пример, убедительно доказывающий необходимость оснащения грузовых автомобилей дополнительными зеркалами, позволяющими уменьшить «слепую» зону при вождении большегрузов и автопоездов. Так, свидетель А.П. Элизбарян дал показания о том, что «...во встречном направлении стоял грузовой автомобиль «Мерседес-Бенц». Перед указанным автомобилем по проезжей части стала переходить женщина, примерно в 10 см от бампера автомобиля. В этот момент грузовой автомобиль начал движение. Женщина несколько раз стукнула по кабине автомобиля и упала под левое переднее колесо грузовика» [21]. Свидетель А.С. Романов дал показания, что «... пожилая женщина переходила проезжую часть перед кабиной грузового автомобиля, примерно в 15 см от бампера, держась за кабину грузовика. Когда женщина была посередине кабины грузовика, он начал движение вперед...» [22]. На данном грузовике «Мерседес-Бенц 1843» государственный регистрационный знак К 011 ТУ отсутствовало зеркало переднего обзора.
В последние пять лет производители грузовой техники Скания, Вольво, ДАФ и некоторые другие по умолчанию (т.е. входит в комплект поставки грузовика) комплектуют транспортные средства данным видом зеркал. Однако, из работающих на российских дорогах шести миллионов грузовых автомобилей и автопоездов укомплектованность такими зеркалами ничтожно мала. Поэтому обозначенная проблема требует своего разрешения, прежде всего, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств [23]. Очевидно, оснащение грузовых автомобилей дополнительными зеркалами, парктрониками и видеокамерами будет способствовать повышению безопасности дорожного движения и сохранит немало жизней.
Особенностью криминалистической профилактики дорожно-транспортных преступлений с участием большегрузных автомобилей также является умелое использование криминалистически значимой информации с тахографов (бортовых самописцев) о скорости движения транспортного средства, времени его работы, режиме труда и отдыха водителя. Только в этом случае можно рассчитывать на объективное заключение эксперта и возможность выявления причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортного преступления.
Учитывая важность данных, полученных благодаря тахографу, следователю требуется помощь таких специалистов, как обученный сотрудник ГИБДД или мастер сертифицированного тахосервиса со специальным оборудованием. Здесь нужно подчеркнуть, что следователь может использовать помощь специалиста при проведении любого следственного действия [24, с. 80].
Полагаем, что для решения вопроса противодействия ДТП с участием грузовых автомобилей и автопоездов необходимо предпринять следующий комплекс мер:
- пролонгировать Постановление Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок»;
- усилить проверки информации с бортовых самописцев (тахографов) о режиме труда и отдыха водителя, о маршруте и скорости движения транспортного средства;
- проводить выборочный контроль грузовых автомобилей на дорогах на предмет исправного технического состояния на уполномоченных пунктах технического осмотра;
- обустроить дорожное полотно в местах концентрации ДТП краевыми и поперечными шумовыми полосами для привлечения внимания водителя грузового автомобиля как в ночное, так и в дневное время;
- установить на автопоездах дополнительно зеркала переднего обзора, видеокамеры заднего обзора, для исключения наезда на пешеходов и велосипедистов;
- исключить возможность прохождения технического осмотра грузовых автомобилей при отсутствии зеркал переднего обзора;
- ввести запрет на регистрацию грузового транспорта на физических лиц, либо на законодательном уровне уравнять их в обязанностях по обеспечению безопасности перевозок;
- повысить транспортный налог на грузовики и автобусы, срок эксплуатации которых более 15 лет. Ведь, низкая техническая надежность транспорта, несоответствие его технического состояния современным требованиям безопасности, высокая вероятность внезапного выхода из строя узлов и агрегатов в процессе дорожного движения с высокой долей вероятности ведет к возникновению ДТП;
- усилить ответственность за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения в виде лишения водительских прав на срок до 10 лет.
Таким образом, практическая реализация данного комплекса мер будет способствовать развитию рынка легальных перевозок, дополнительным отчислениям в бюджет, повысит техническую безопасность дорожного движения, а также позволит сократить число ДТП на грузовом транспорте.
Список литературы
1. Яблоков Н.П. Некоторые проблемы отечественной криминалистики в свете сегодняшнего времени // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию профессора Н.П. Яблокова. М., 2015.
С. 20-25.
2. Махтаев М.Ш. Проблемы криминалистического обеспечения предупреждения преступлений: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
3. Косов А.В. Предупреждение преступлений с помощью технико-криминалистических средств: дис. ...канд. юрид. наук. Владимир, 2004.
4. Косов Д.В. Тактические приемы и криминалистические методы профилактики преступлений: дис. .канд. юрид. наук. Владимир, 2007.
5. Федоренко А.Ю. Криминалистическая техника в предупреждении и пресечении противодействия раскрытию и расследованию преступлений: дис. .канд. юрид. наук. М., 2001.
6. Иванов И.И. Криминалистическая превенция (комплексное исследование генезиса, состояния, перспектив): дисс. ...докт. юрид. наук. СПб., 2004.
7. Яблоков Н.П. Криминалистическая методика расследования: история, современное состояние и проблемы. М., 2016.
8. Оровер В.А., Хитренко Ю.Н. Использование криминалистических методов предупреждения преступлений. М., 2011.
9. Яблоков Н. П. Криминалистика. М., 1999.
10. Фридман И.Я. Судебная экспертиза и вопросы предупреждения преступлений: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1973.
11. Фридман И.Я. Криминология и вопросы профилактики в криминалистике и судебной экспертизе//Правоведение. 1991. № 1. С. 93 -97.
12. Алиев И.А. Проблемы экспертной профилактики. Баку, 1991.
13. Поташник Д.П. Предупреждение преступлений по материалам криминалистических экспертиз: автореф. дис. .канд. юрид. наук. Томск, 1964.
14. Эфендиев М. З. Деятельность учреждений судебной экспертизы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий: по материалам Дагестанской АССР: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М.,1967.
15. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений. М., 1989.
16. Яблоков Н.П., Багдасарян Ю.Н. Криминалистические особенности ДТП и их предупреждение. Ереван, 1990.
17. Уголовное дело № 1-669/2015 по ч. 3 ст. 264 УК РФ//Архив Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края за 2015.
18. Уголовное дело № 1-439/2015 по ч. 1 ст. 264 УК РФ//Архив Новочеркасского городского суда Ростовской области за 2015.
19. Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. (в ред. от 24.05.2016) № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 2, февраль, 2009
20. Приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно -криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ» (в ред. от 27.10.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 10.12.2015
21. Уголовное дело № 357591 по ч. 1 ст. 264 УК РФ//Архив ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области за 2015. л.д.131.
22. Уголовное дело № 357591 по ч. 1 ст. 264 УК РФ//Архив ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области за 2015. л.д.130.
23. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 10.11.2015
24. Толстухина Т.В., Устинова И.В. Проблемы использования специальных знаний специалиста в стадии возбуждения уголовного дела// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. Вып. 1. Ч II. С. 79-86.
Попов Евгений Александрович, аспирант, bossapopovea.ru, Россия, Калининград, Юридический институт Балтийского федерального университета им. И.Канта
CRIMINALISTICS PREVENTION OF TRAFFIC ACCIDENTS COMMITTED WITH THE HEAVY
VEHICLES E.A. Popov
The author shows the meaning of the criminalistics prevention and the main directions of the criminalistics prevention of the traffic accidents committed with the heavy vehicles. It described the value and capabilities of forensic expert's prevention of these kinds of crimes and shows its efficiency.
Keywords: criminalistics prevention, traffic accidents, heavy vehicles (trucks), efficiency of expert's prevention.
Popov Evgeny Alexandrovich, postgraduate, bossapopovea.ru, Russia, Kaliningrad, Law Institute of the Baltic Federal University I. Kant