Научная статья на тему 'О некоторых проблемах установления лиц, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных преступлений'

О некоторых проблемах установления лиц, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1324
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОСМОТР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / СЛЕДЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ / ГЕНОТИПОСКОПИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРИЗА / УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЦА / СКРЫВШЕГОСЯ С МЕСТА ДТП / TRAFFIC CRIME SCENE SEARCH / IDENTIFICATION OF THE PERSON ESCAPING FROM THE ACCIDENT PLACE / THE INSPECTION OF THE VEHICLE / TRACES OF BIOLOGICAL ORIGIN / DNA EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеев В.В., Канов А.А.

В статье рассмотрены основные направления деятельности следователя (дознавателя), сотрудников органов внутренних дел, по установлению лиц, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных преступлений. Основной акцент в статье сделан на особенности осмотра транспортного средства, обнаружение, изъятие и фиксацию следов биологического происхождения, возможности генотипоскопического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергеев В.В., Канов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS REVAILING OF THE PERSONS WHO LEFT A ROAD TRAFFIC CRIME SCENE

The article deals with the problems of the main activities of investigator, other employees of internal Affairs bodies, to identify persons who committed a road traffic crimes and left the scene. The main attention is paid to the features of the vehicles detection, removal and secure the traces of biological origin, opportunities of DNA research.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах установления лиц, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных преступлений»

Безопасность на транспорте

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЦ, СКРЫВШИХСЯ С МЕСТ СОВЕРШЕНИЯ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

about some problems revailing of the persons who left a road traffic crime scene

УДК 343.132

В.В. СЕРГЕЕВ

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: sergeevvadim@mail.ru

А.А. КАНОВ

(Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: kanoww@yandex.ru

V.V. SERGEEV A.A. KANOV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior (Belg°rod Ixw |nstitute °f the Ministry °f the htenoi-

of the Russian Federation) of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассмотрены основные направления деятельности следователя (дознавателя), сотрудников органов внутренних дел, по установлению лиц, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных преступлений. Основной акцент в статье сделан на особенности осмотра транспортного средства, обнаружение, изъятие и фиксацию следов биологического происхождения, возможности генотипоскопического исследования.

Ключевые слова: осмотр места дорожно-транспортного преступления, осмотр транспортного средства, следы биологического происхождения, генотипоскопическая экспериза, установление лица, скрывшегося с места ДТП.

Abstract: the article deals with the problems of the main activities of investigator, other employees of internal Affairs bodies, to identify persons who committed a road traffic crimes and left the scene. The main attention is paid to the features of the vehicles detection, removal and secure the traces of biological origin, opportunities of DNA research.

Keywords: traffic crime scene search, identification of the person escaping from the accident place, the inspection of the vehicle, traces of biological origin, DNA examination.

Сточки зрения криминалистической методики, расследование дорожнотранспортных преступлений (далее ДТП) для большинства следователей представляет

определенную сложность, в особенности уголовные дела, возбужденные по фактам дорожно-транспортных преступлений, с мест которых водители скрылись.

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

57

Безопасность на транспорте

По данным ГИБДД МВД России за пять месяцев 2014 года, в период с января по май месяц, совершено 65779 ДТП, из них 3096 с участием неустановленных транспортных средств, при этом в данных ДТП погибло 173 человека, пострадало 3029.

Анализ статистических данных показывает, что большее количество ДТП с участием неустановленных транспортных средств совершается в крупных федеральных образованиях: в Санкт-Петербурге совершено 409 ДТП, погиб -1 человек; в Пермском крае - 183, погибло - 5; в Москве -168, погибло-14 человек [14].

В данной статье мы постараемся проанализировать некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться следователям в процессе раскрытия и расследования ДТП, и постараемся выработать ряд практических советов по их преодолению.

На первоначальном этапе расследования могут сложиться следующие следственные ситуации:

1. Водитель скрылся с места ДТП на транспортном средстве.

2. Транспортное средство на месте, но водитель скрылся в неизвестном направлении.

В любом случае, после установления места нахождения транспортного средства следователю предстоит иметь дело со следственной ситуацией № 2 и иметь представление о том, как наиболее эффективно организовать работу по установлению лица, причастного к совершению данного преступления.

В первую очередь, для того чтобы установить лицо, совершившее ДТП, необходимо иметь общее представление о лицах, их совершающих.

В основном это лица в возрасте от 24 до 40 лет (62,9%.). Лица моложе этой группы (от18 до 24 лет) совершают 25,8% , а старше 40 лет - 11,8 % происшествий. В подавляющем большинстве все они имеют среднее образование (66,1 %). Доля лиц, имеющих среднее техническое и высшее образование, составляет соответственно 12,2 и 8 %. Остальные 13,7 % имеют неполное среднее образование. В зависимости от характера трудовой деятельности 77,4 % происшествий совершают рабочие, 19,3 % - служащие,

3.3 % - пенсионеры, студенты и др. Уровень прежней судимости невысок и составляет

6.4 %. Вместе с тем велико число происшествий, совершаемых в состоянии опьянения, которое составляет 29 % [3, с. 22].

Как правило, лица, скрывшиеся с места

совершения ДТП, находились в состоянии опьянения, либо управляли угнанными автомобилями.

С целью избежать наказания, владелец автомобиля, причастного к ДТП, может сделать заведомо ложное заявление об его угоне, еще до обнаружения автомобиля полицией.

Поэтому установление причастности владельца транспортного средства к совершенному ДТП начинается с осмотра транспортного средства и обнаружения следов лица, который последним управлял автомобилем.

В данном случае лицу, производящему расследование, приходится сталкиваться с проблемой отграничения следов, оставленных водителем, и следов владельца транспортного средства, а также установление давности их образования. То есть, помимо того, что следователю необходимо установить лицо, подозреваемое в совершении ДТП, необходимо получить доказательства, подтверждающие факт управления автомобилем именно этим лицом непосредственно в момент ДТП.

Раскрытие ДТП, как и любого другого вида преступления, начинается с организации работы следственно-оперативной группы (далее СОГ) на месте преступления, а также качественного осмотра места происшествия.

Для полного и оперативного решения задач осмотра места ДТП и транспортного средства в состав оперативно-следственной группы могут входить: следователь, сотрудник ГИБДД, оперуполномоченный уголовного розыска (при необходимости проведения оперативно-разыскных мероприятий), специалист-автотехник, специалист-криминалист, судебно-медицинский эксперт (происшествие повлекло гибель человека или существует необходимость изъятия следов биологического происхождения).

Огромную роль при обнаружении следов, оставленных неустановленным водителем, скрывшимся с места совершения ДТП, играет специалист-криминалист. От того, насколько успешно будет осуществляться взаимодействие между следователем и спе-циалистом-криминалистом, зависит успех дальнейшего расследования.

Нельзя не согласиться с мнением Т.В. Демидовой, которая считает, что необходимо закрепить на законодательном уровне обязательное привлечение для осмотра места происшествия по делам о ДТП специалис-та-криминалиста (специалиста-трасолога)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

58

Безопасность на транспорте

и специалиста-автотехника во всех случаях, когда причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть пострадавшего [2].

Одной из причин непривлечения к участию в осмотре места происшествия сотрудников экспертно-криминалистических подразделений и, соответственно, неквалифицированного осмотра места происшествия является нехватка специалистов экспертных подразделений (на 2-3 СОГ приходится один специалист). Отрицательно сказывается на раскрытии преступлений и снижение квалификации сотрудников полиции вследствие текучести кадров. В этих условиях при ОМП обнаруживаются и изымаются только очевидные следы. Нередко члены СОГ работают на осмотрах мест происшествия обособлено, не координируя свои действия; в результате изымаемые следы не получают надлежащей оценки и должным образом не фиксируются [2].

В ходе осмотра транспортного средства с целью идентификации личности водителя могут выявляться, фиксироваться и изыматься криминалистически значимые следы, а именно:

- следы папиллярных узоров рук;

- следы обуви;

- следы одежды (в том числе и микроследы);

- вещи;

- частицы мозгового вещества;

- обрывки одежды;

- различные карманные предметы, пуговицы, украшения и т.п., выпавшие, отлетевшие в результате ДТП и ранее принадлежавшие потерпевшему или подозреваемому.

Все подобные следы процессуально оформляются в протоколе осмотра места происшествия. Если автомашина скрылась с места происшествия и точно определено направление, в котором она уехала, необходимо срочно организовать ее преследование “по горячим следам”.

В ходе осмотра транспортного средства эксперт-криминалист высказывает следователю предположения о происхождении следов и вносит предложения о возможности их использования для раскрытия преступления.

Кровь, лакокрасочные покрытия, микроволокна не являются объектами исследования специалиста-криминалиста, однако каждый эксперт-криминалист Экспертно-криминалистического центра МВД России для допуска к участию в следственных действиях в обязательном порядке проходит стажи-

ровку и сдает экзамен «на право участия в осмотре места происшествия в качестве специалиста». Это предполагает его умение фиксировать и изымать с места происшествия различные виды следов, в том числе биологические и иные объекты [4, с. 32].

В нашей статье хотелось бы подробней остановиться на вопросе обнаружения и исследования следов биологического происхождения.

По нашему мнению, это одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов и экспертных подразделений по идентификации лиц, совершивших преступления.

Подобного рода исследования приобретают тем большую ценность для раскрытия преступления, чем меньше данных о транспортном средстве, участвовавшем в ДТП, имеется в распоряжении следователя [1; с. 123].

В момент ДТП, при столкновении транспортных средств, наезде на препятствия, лицо, управлявшее автомобилем, практически всегда оставляет следы биологического происхождения.

Как показывает практический опыт расследования преступлений указанной категории, данные следы можно обнаружить на рулевом колесе, подушках безопасности (при срабатывании в момент столкновения), на приборной панели (со стороны водителя), на лобовом стекле (с внутренней стороны, со стороны водителя), на поверхности водительского кресла, под водительским креслом. Если в момент обнаружения автомобиль находится в перевернутом состоянии (в результате опрокидывания), необходимо искать следы крови на обшивке крыши, на поверхности земли, возле двери, где водитель мог выбираться из автомобиля.

Рассмотрим возможности отождествления человека по генетическим признакам. Генетика довольно подробно раскрывает сложные механизмы передачи наследственной информации, расширяя возможности криминалистических методов отождествления личности.

Основателем генотипоскопической экспертизы считается английский ученый-биолог А. Джеффрис, который в 1983 году выявил наличие в молекулах ДНК участков, характерных для каждого индивидуума, и разработал пути практического использования данного феномена в криминалистике.

Метод высокочувствителен. Анализ можно произвести на очень малом количестве био-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

59

Безопасность на транспорте

логического материала: достаточно капельки крови или стержня одного волоса.

У одного и того же человека во всех клетках любых его органов - сердца, легких, печени, крови, мозга, кожи и др. - мини-сателлитные участки ДНК абсолютно одинаковы. Более того, человек со временем стареет; возраст, болезни, жизненные невзгоды могут до неузнаваемости изменить его лицо, фигуру. Однако каждая клетка его организма, начиная с периода внутриутробного развития и даже после смерти, будет сохранять свой неизменный вид индивидуальных компонентов ДНК [13].

Если имеющееся в распоряжении эксперта количество ДНК слишком незначительно, чтобы сразу произвести исследование (например, всего одна волосяная луковица), то применяется множительный “аппарат” в виде специальных ферментов, которые репродуцируют или амплифицируют (накапливают) ДНК.

После амплификации и клонирования становится возможным проведение генотипоскопического исследования. Наследственную информацию в клетках организма ни стереть, ни изменить невозможно. Однако биологические ткани, находящиеся вне организма, подвержены изменениям, а ДНК - распаду вследствие гнилостных процессов. Поэтому важное значение для обеспечения производства генотипоскопической экспертизы приобретает правильное хранение биологических объектов. Такие объекты подлежат консервации в виде сухих пятен, сохраняемых при комнатной температуре. Еще лучше поместить их хотя бы в обычный морозильник, обеспечивающий температуру до -10 градусов, где они могут храниться весьма продолжительное время.

Тем не менее, генотипоскопический анализ пока довольно редко применяется отечественными следственными органами. Прежде всего, это вызвано высокой стоимостью и отсутствием на местах необходимых реактивов и оборудования.

Рассмотрим другие способы отождествления лица, управлявшего автомобилем в момент ДТП.

В случае повреждения лобового или боковых стекол автомобиля, с целью обнаружения мелких частиц стекла, в ходе освидетельствования водителя необходимо, с участием медицинского работника, внимательно осмотреть его волосы, ушные и носовые отверстия. Кроме этого данные частицы стекла возможно обнаружить и

в ходе осмотра одежды предполагаемого водителя, а также в рамках её экспертного исследования, на предмет обнаружения подобных микрочастиц.

В связи с нарастающей тенденцией повсеместной установки и использования средств видеонаблюдения и видеофиксации действенным способом установления лиц, скрывшихся с мест ДТП, необходимо признать использование видеозаписи, видеоизображения с данных объектов.

Использование цифровых технологий в раскрытии и расследовании ДТП ставит ученых и практиков перед необходимостью соблюдения целого ряда условий: правовых, организационных, технических, методических - для того, чтобы информация, полученная с помощью цифровых технико-криминалистических средств, приобрела силу доказательств [11].

Так, при осмотре места ДТП необходимо обратить внимание на наличие видеокамер, выяснить, попадает ли место ДТП в зону обзора и фиксации видеокамер. При наличии таковой, в обязательном порядке, необходимо отразить в протоколе осмотра места происшествия, а также в схеме места ДТП информацию о месте расположения камер.

Получение необходимой видеозаписи (изображения) возможно в рамках проведения выемки. Причем стоит отметить, что любое промедление с организацией и производством данного следственного действия может привести к полной утрате доказательств, так как на данных устройствах идет непрерывное обновление информации, а старая информация стирается с памяти.

После производства выемки видеозаписи ее необходимо осмотреть по правилам следственного осмотра, соответствующим образом упаковать, а также признать вещественным доказательством путем вынесения соответствующего постановления. При соблюдении данного алгоритма действий можно будет говорить о допустимости данного доказательства, с точки зрения соблюдения процессуального порядка его получения.

Подобным образом необходимо действовать и при получении видеозаписи с видеорегистраторов автомобилей, которые находились в момент ДТП в районе его совершения. Установить владельцев данных цифровых устройств возможно лишь при обращении к гражданам через средства массовой информации.

Таким образом, в заключение можно сформулировать следующие выводы (реко-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

60

Безопасность на транспорте

мендации), которые помогут следователю (и другим сотрудникам органов внутренних дел) при осуществлении работы по установлению лиц, скрывшихся с мест ДТП:

1. В ходе осмотра транспортного средства особое внимание уделять обнаружению, изъятию и правильному хранению следов биологического происхождения. Данные следы можно обнаружить на рулевом колесе, подушках безопасности (при срабатывании в момент столкновения), на приборной панели (со стороны водителя), на лобовом стекле (с внутренней стороны, со стороны водителя), на поверхности водительского кресла, под водительским креслом. Если в момент обнаружения автомобиль находится в перевернутом состоянии (в результате опрокидывания), необходимо искать следы крови на обшивке крыши, на поверхности земли, возле двери, где водитель мог выбираться из автомобиля. Обеспечить правильную упаковку и хранение изъятых следов биологического происхождения.

2. Использовать возможности отождествления человека по генетическим признакам путем назначения и производства генотипоскопических экспертиз по объектам биологического происхождения, изъятым с транспортного средства. Преимущества доказательств, полученных в рамках проведения указанной экспертизы, очевидны. Большинство следов биологического происхождения образуется именно в момент ДТП

(например, следы крови на сработавшей подушке безопасности).

3. В случае повреждения лобового или боковых стекол автомобиля, с целью обнаружения мелких частиц стекла, в ходе освидетельствования водителя необходимо, с участием медицинского работника, внимательно осмотреть его волосы, ушные и носовые отверстия. Кроме этого, данные частицы стекла возможно обнаружить и в ходе осмотра одежды предполагаемого водителя, а также в рамках её экспертного исследования на предмет обнаружения микрочастиц.

4. На месте ДТП или месте обнаружения брошенного транспортного средства необходимо обратить внимание на наличие видеокамер, выяснить, попадает ли данный участок в зону обзора и фиксации видеокамер. В протоколе осмотра места происшествия, а также в схеме отразить информацию о месте расположения камер. Произвести выемку видеозаписи (изображения) в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

5. Через средства массовой информации обратиться к населению с целью установления свидетелей и очевидцев преступления, а также владельцев автомобилей с установленными в них видеорегистраторами, которые в момент происшествия находились рядом. Произвести выемку видеозаписи с соблюдением требований закона.

Литература —

1. Демидова Т.В. Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник криминалистики. 2008. № 2. С. 119-125.

2. Демидова Т.В. Участие специалистов в осмотре мест происшествий при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник криминалистики. 2009. № 4. С. 167-170.

3. Попрядухина Г.П. Особенности криминалистической характеристики дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие. - Орёл: Ор ЮИ МВД России, 2010. 45 с.

4. Власов В.В. Использование специальных познаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспорта : учебное пособие. - Орёл: Ор ЮИ МВД России, 2010. 51 с.

5. Беляев М.В. Комплексные исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях // Вестник криминалистики. 2010. № 2. С. 145-148.

6. Савцов В.В. Способ преступления в структуре криминалистической характеристики преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями // Российский следователь. 2011. № 23. С. 2-4.

7. Беляев М.В. Применение метода моделирования при производстве транспортно-трасологических экспертиз // Судебная экспертиза. 2011. № 4. С. 73-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ВласовВ.В., Гарина О.В. Взаимодействие подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения с экспертными подразделениями при производстве следственных действий, розыске автотранспортных средств, снятии и постановке на учет транспортных средств : учебное пособие. - Орёл: Ор ЮИ МВД России, 2012. 67 с.

9. Морозова Н.В. Некоторые вопросы осмотра места дорожно-транспортных происшествий в случаях, когда водитель скрылся // Наука и практика. 2012. № 3. С. 73-75.

10. Клевцов В.В. Некоторые особенности использования технико-криминалистических средств при проведении осмотра места дорожно-транспортных происшествий // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью. - Орёл, 2013. С. 83-85.

11. Ростовцев А.В. Цифровые средства фиксации места ДТП // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью. - Орёл, 2013. С. 128-131.

12. Кушпель Е.В. Особенности обнаружения, фиксации, изъятия и хранения следов биологического происхож-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

61

Безопасность на транспорте

дения в ходе расследования по уголовным делам // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4. С. 114-121.

13. Топорков А.А. Криминалистика: учебник // Правовая система «КонсультатнтПлюс» (дата обращения 06.06.2014).

14. www.gibdd.ru/stat (дата обращения 09.06.14).

15. Дудаев А.Б., ЗеленскийМ.А., Чурсин А.В. Работа со следами на месте происшествия: учебное пособие. - Белгород, БелЮИ МВД России, 2005. 188 с.

16. Андреев ИА.,\ Производство осмотра места происшествия в ходе расследования отдельных видов преступлений: учебно-практическое пособие/Андреев И.А., Зеленский М.А., Меткалов В.Б., Моисеев НА, Чурсин А.В. -Белгород, Бел ЮИ МВД России, 2011.304 с.

References

1. Demidova T.V Forensic examination prescribed for the investigation of road traffic offences // Journal of criminalistics. 2008. № 2. P. 119-125.

2. Demidova T.V. The Participation of specialists in the inspection sites in the investigation of road traffic offences // Journal of criminalistics. 2009. № 4. P. 167-170.

3. Popryadukhina C.P. Features of the criminalistic characteristics of accidents: a training manual. - Orel: Or the law Institute of the MIA of Russia, 2010. 45 p.

4. Vlasov V.V. The use of special knowledge in the investigation of the crimes connected with infringement of rules of traffic and operation of transport : training manual. - Orel: Or the law Institute of the MIA of Russia, 2010. 51 р.

5. Belyaev M.V. Comprehensive study on the cases of road traffic accidents // Journal of criminalistics. 2010. № 2. P. 145-148.

6. Sawzоw V.V. Manner of crimes in the structure of the criminalistic characteristics of crimes related to traffic accidents // Russian investigator. 2011. № 23. Р. 2-4.

7. Belyaev M.V. The application of the modeling method in the production of the transport and technical expertise // Forensic examination. 2011. № 4. P. 73-79.

8. Vlasov V.V, Gari.na O.V Interaction of divisions of the State inspection of road safety with expert bodies in the production of investigative actions, the search of vehicles, removal and registration of vehicles : a training manual. - Orel: Or the law Institute of the MIA of Russia, 2012. 67 p.

9. Morozova N.V. Some issues of survey of a place of road accidents in cases where the driver fled // Science and practice. 2012. № 3. P. 73-75.

10. Klevtsov V.V. Some features of the use of technical and forensic tools in the inspection of places of road accidents // Criminal-procedural and criminalistic problems of fighting crime. - Orel, 2013. P. 83-85.

11. Rostovtsev V.A. А Digital means of recording the accident scene // Criminal-procedural and criminalistic problems of fighting crime. - Orel, 2013. P. 128-131.

12. GospelE.V. Features for the detection, recording, removal and storage of biological origin in the course of investigation in criminal cases // Bulletin of the Volgograd Academy of the interior Ministry. 2013. № 4. P. 114-121.

13. Toporkov AA. Criminalistics: textbook // Legal system “ConsultantPlus” (accessed 06.06.2014).

14. www.gibdd.ru/stat (09.06.14).

15. Dudaev BA, Zelensky M. A., Chursin V.A. Work with the traces at the scene: a training manual. - Belgorod, Belui the Ministry of internal Affairs of Russia, 2005. 188 p.

16. Andreev LA. The examination of the scene of the accident during the investigation of certain types of crime: a training manual/Andreev L.A., Zelensky M.A., Metkalov V. B, Moiseev N.A, Chursm A.V. - Belgorod, Bel law Institute of the MIA of Russia, 2011.304 p.

(Статья сдана в редакцию 24.04.2015)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.