Научная статья на тему 'О СОСТОЯНИИ АВАРИЙНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 ГОДУ И ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ'

О СОСТОЯНИИ АВАРИЙНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 ГОДУ И ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ / TRANSPORT ACCIDENTS / ЕЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ / ITS CAUSES AND CONDITIONS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / STATE SUPERVISION AND CONTROL IN THE SPHERE OF TRAFFIC SAFETY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / STATE ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF ENSURING ROAD TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Любимов Л.В., Битаров В.Л.

В статье анализируются сложившаяся на автодорогах Воронежской области в 2017 году ситуация с аварийностью и предпринимаемые Госавтоинспекцией области меры по ее улучшению. Излагаются авторские предложения по повышению эффективности деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на территории Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Любимов Л.В., Битаров В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF ACCIDENTS ON THE TERRITORY OF THE VORONEZH REGION IN 2017 AND THE MEASURES TAKEN FOR ITS IMPROVEMENT

The article analyzes the situation with accidents on the roads of the Voronezh region in 2017 and the measures taken by the state traffic Inspectorate to improve it. The author’s proposals to improve the efficiency of activities related to road safety in the Voronezh region are presented.

Текст научной работы на тему «О СОСТОЯНИИ АВАРИЙНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 ГОДУ И ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ»

УДК 342.9

Л. В. Любимов, В. Л. Битаров

О СОСТОЯНИИ АВАРИЙНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 ГОДУ И ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ

Аннотация: в статье анализируются сложившаяся на автодорогах Воронежской области в 2017 году ситуация с аварийностью и предпринимаемые Госавтоинспекцией области меры по ее улучшению. Излагаются авторские предложения по повышению эффективности деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения на территории Воронежской области.

Ключевые слова: автотранспортная аварийность, ее причины и условия, государственный надзор и контроль в сфере безопасности дорожного движения, государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

UDK 342.9

L. V. Lyubimov, V. L. Bitarov

STATUS OF ACCIDENTS ON THE TERRITORY OF THE VORONEZH REGION IN 2017 AND THE MEASURES TAKEN FOR ITS

IMPROVEMENT

Abstract: the article analyzes the situation with accidents on the roads of the Voronezh region in 2017 and the measures taken by the state traffic Inspectorate to improve it,. The author's proposals to improve the efficiency of activities related to road, safety in the Voronezh region are presented.

Keywords: transport accidents, its causes and, conditions, state supervision and control in the sphere of traffic safety, state administration in the sphere of ensuring road, traffic safety.

Введение

По итогам 2017 года на территории Воронежской области было зарегистрировано 3107 ДТП (+0,6 %), в которых 472 (-3,5 %) человека погибли и 3915 (-0,2 %) ранены. Тяжесть последствий снизилась с 11,1 до 10,8 погибших на 100 пострадавших (по России этот показатель составляет 8,1, а в Цен* тральном федеральном округе — 8,3). В целом следует отметить, что показатели федеральной целевой программы по снижению количества погибших к уровню 2012 года были достигнуты (в 2012 году на дорогах области погибло 536 человек), а количество происшествий, погибших и раненых снизилось в большинстве районов области. Также на 5,9 % сократилось число ДТП с участием нетрезвых водителей, на 26,7 % — по причине выезда на полосу встречного движения, на 14,8 % — по вине начинающих водителей и на 0,1 % — с участием пешеходов.

Вместе с тем, в 2017 году рост основных показателей аварийности был зарегистрирован в Бутурлиновском, Каменском, Хо-хольском районах, а также на территории г. Воронежа. Высокой тяжестью последствий характеризовались дорожные происшествия, произошедшие на территории Верхнемамонского (26,9), Кантемировского (23,1), Нижнедевицкого (22,2), Каменского (17,6), Панинского (17,6), Воробьевского (16) районов и г. Воронежа (16,6).

Наибольший рост числа погибших зарегистрирован в 8 районах области: Аннинском (с 0 до 3), Борисоглебском (с 3 до 9), Бутурлиновском (с 7 до 14), Верхне-мамонском (с 2 до 7), Каменском (с 0 до 3), Поворинском (с 3 до 6), Хохольском (с 1 до 4), Эртильском (с 0 до 5) районах и г. Воронеже (с 82 до 101).

На федеральных автодорогах зарегистрировано 637 ДТП (+21,8 %), в которых 177 человек погибли (-9,2 %) и 888 получи-

лиранения (+29,3 %). Тяжесть последствий снизилась с 22,1 до 16,6 [1]. Все вышеперечисленное позволяет констатировать, что, не смотря на достигнутые положительные результаты обстановка с аварийностью на территории Воронежской области продолжает быть напряженной.

Об оценке эффективности предпринимаемых в 2017 году мер по улучшению ситуации с аварийностью на автодорогах Воронежской области

В 2017 году подразделениями Госавтоинспекции Воронежской области реализо-вывались мероприятия, направленные на повышение уровня защищенности населения от ДТП и их последствий, на повышение эффективности профилактики и пресечения правонарушений и преступлений, улучшение качества и доступности государственных услуг.

Так, вопросы предупреждения дорожно-транспортного травматизма неоднократно рассматривались на заседаниях областной комиссии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и Общественного совета при ГУ МВД России по Воронежской области. На постоянной основе было организовано освещение в средствах массовой информации вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и проведения тематических социальных кампаний и акций. Подготовлено 3940 материалов в печатных СМИ (тиражом более 50000 экз.), 1074 — на радио и 777 — на телевидении, более 4,5 тысяч — в информационных агентствах, 6,5 тысяч материалов — в сети интернет, на сайте Госавтоинспекции — 543. Организовано 399 выступлений руководителей подразделений ГИБДД, пресс-конференций и «круглых столов».

Организовывались и проводились целевые рейды по выявлению нетрезвых водителей и нарушений, связанных с перевозкой пассажиров, в том числе детей. В рамках надзорной деятельности за 12 месяцев 2017 г. пресечено 2 млн 568 тыс. нарушений Правил дорожного движения (+13,9 %), в том числе 2 млн 285 тыс. (+16,7 %) средствами фото-видеофиксации, работающими в автоматическом режиме. Сумма наложенных административных штрафов составила 1,741 млрд рублей, взыскано 1,217 млн.

Процент исполненных постановлений по области составил 94,5 %.

В суды направлено более 28 тысяч административных материалов (—11,6 %). В результате 1947 водителей подвергнуты административному аресту (+4,4 %) и 6185 были лишены права управления транспортными средствами (—11,6 %). В отношении 1179 водителей возбуждены уголовные дела за повторное управление в нетрезвом состоянии.

В течение 2017 года сотрудниками подразделений Госавтоинспекции области проводились профилактические мероприятия, особое место среди которых отводилось пресечению административных правонарушений, допускаемых водителями автотранспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (было выявлено 89 74 таких нарушений (+33,6 %)).

Одной из значимых задач являлось повышение качества оказания государственных услуг по попросим регистрации автотранспорта, сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

Сотрудниками МРЭО ГИБДД Воронежской области в 2017 году было проведено 179116 (+4,3 %) регистрационных действий, выдано 88675 (+7,6 %) водительских удостоверений. Вместе с тем, по итогам 2017 года доля оказания государственных услуг в электрон пом виде составила лишь 29,7 %.

В 2017 году наезды на пешеходов составили 29 % от всех ДТП, зарегистрированных в области, а количество погибших в них людей возросло на 7 % и составило 145 человек.

В пределах пешеходных переходов совершен был каждый третий наезд (32 %), в которых пострадали пешеходы. Всего таких ДТП было 284 (+10,1 %). В них погибло 30 пешеходов (+130,8 %) и 271 был ранен (+3,4 %). В 70 % случаев были выявлены сопутствующие недостатки в дорожных условиях (далее — НДУ). Безусловно «наиболее опасными» для пешеходов явились пешеходные переходы областного центра, на которые пришлось более 2/3 происшествий. В пределах пешеходных переходов количество наездов на пешеходов в областном центре возросло на 7,3 % (всего 205 ДТП), количество погибших возросло в 3,5 раза (20 ДТП).

Основная доля (или 80 %) наездов на пешеходов в области происходила на нерегулируемых пешеходных переходах. В 2017 году таких ДТП было совершено 227 (+18,2 %), в них 22 человека погибли (+100 %) и 220 получили ранения (+13,4 %).

Таким образом, несмотря на то, что техническая обустроенность пешеходных переходов повысилась, они не стали более безопасны для пешеходов, потому что основная причина наездов на пешеходов —это недисциплинированность водителей. К сожалению, следует признать, что надзорные меры ДПС в этом направлении были недостаточно эффективны и поэтому способствовали росту ДТП указанной категории.

С нарушением правил дорожного движения самими пешеходами в целом по области было связано 40 % происшествий (от всех наездов на пешеходов). Всего по вине пешеходов произошло 363 (-4,2 %) аварии, в которых 100 (+12,4 %) человек погибли и 270 (—8,5 %) были ранены. В 75 случаях пешеходы находились в состоянии опьянения (+29,3 %).

В областном центре при общем снижении количества ДТП по вине пешеходов, количество погибших возросло на 21,4 % (с 28 до 34). Надзорная деятельность за соблюдением установленных правил безопасности со стороны пешеходов была снижена в 2 раза (с 16921 до 8263; -51,2 %).

В прошедшем году на территории области зарегистрировано 1429 (-6,5 %) ДТП сопутствующими условиями в которых являлись недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улиц и дорог, удельный вес таких ДТП составил 46 %.

Наиболее распространенными недостатками фиксируемыми, как сопутствующий фактор ДТП остаются:

— «отсутствие, плохая различимость горизонтальной разметки». Этот недостаток зафиксирован в 974 ДТП (-22,1 %);

— «отсутствие, дорожных знаков в необходимых местах». Недостаток зафиксирован в 390 ДТП (+66 %);

— «недостатки зимнего содержания улично-дорожной сети» зафиксированы в 182 ДТП (+15,2 %).

Впервые за последние пять лет количество ДТП с НДУ уменьшилось, снижение составило 6,5 %. Этому способствовала помимо прочего и реализация возложенных

на Госавтоинспекцию контрольно-надзорных функций. Так, за 2017 год сотрудниками Госавтоинспекции в рамках осуществления государственного надзора выдано 5297 (АППГ-5461; -3 %) предписаний на устранение выявленных недостатков в содержании улично-дорожной сети, за невыполнение которых в соответствии с ч. 1 и ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ возбуждено 118 (из них 15 на юридических лиц) административных материалов. За нарушения правил содержания и ремонта автомобильных дорог области в рамках статьи 12.34 КоАП РФ возбуждено 608 материалов (из них 98 на юридических лиц).

В целом, в истекшем году доля возбужденных административных материалов в отношении юридических лиц возросла с 2 % до 17,6 % (из 768 административных материалов, 115 были составлены именно в отношении юридических лиц).

Тем не менее, учитывая, что в половине всех происшествий зафиксированы недостатки улично-дорожной сети, очевидно, что такая надзорная деятельность не в полной мере соответствует складывающимся дорожным условиям. Проводимый анализ показывает две основные причины сложившейся ситуации. Первая причина — это неверный выбор субъекта правонарушения. По-прежнему в значительной части районов области сотрудники дорожного надзора осуществляют работу исключительно с должностными лицами, не проводя работу по установлению вины юридических лиц по статьям 19.5 и 12.34 КоАП РФ. Вторая причина — это низкая квалификация инспекторов дорожного надзора в территориальных ОМВД на районном уровне, и как следствие - низкое качество проведения административных расследований.

Несомненно, что самой незащищенной категорией участников дорожного движения являются дети. В 2017 году с участием детей в области было зарегистрировано 363 ДТП (+8 %), в которых 14 детей погибли (-22,2 %) и 394 получили ранения (+6,5 %). Исходя из анализа ДТП с участием детей можно констатировать, что взрослые, в т.ч. родители в большинстве случаев становятся виновниками гибели и травмирования детей. Так, из-за нарушения ПДД водителями произошло 309 ДТП (85,1 % от общего числа ДТП с участием несовершеннолет-

них), в которых 13 несовершеннолетних погибли (—13,3 %) и 341 были травмированы (+5,6 %).

Более чем в половине случаев (всего 203 таких ДТП) несовершеннолетние пострадали в качестве пассажиров. Рост таких ДТП составил 19,4 % и в каждом четвертом ДТП дети перевозились без использования детских удерживающих устройств [1]. Но на фоне роста ДТП, участниками которых явились дети-пассажиры, количество административных материалов, составленных за перевозку детей без удерживающего устройства сократилось на 2 % (с 8007 до 7863).

Заключение

Уже сейчас необходимо учитывать, что в 2018 году Госавтоинспекции области придется работать в условиях сокращения ее штатной численности. В связи с этим необходимо сосредоточиться на проблемных вопросах в служебной деятельности, принять меры к устранению имеющихся в ней недостатков и не допустить осложнения обстановки с аварийностью в предстоящих условиях.

Сегодня внимание инспекторского состава ДПС необходимо сосредоточить на выявлении таких видов правонарушений, которые не могут быть зафиксированы и пресечены средствами фотовидеофиксации. В первую очередь речь идет об управлении транспортными средствами в состоянии опьянения, выездах на полосу встречного движения, привлечении к ответственности злостных нарушителей, систематически допускающих нарушения ПДД и уклоняющихся от уплаты наложенных на них административных штрафов.

Необходимо организовать контроль за надлежащим учетом ДТП и обеспечить предметный анализ аварийности на обслуживаемой территории, с выявлением в полном объеме причин и условий, способствующих совершению ДТП.

Совместно с органами образования, другими заинтересованными ведомствами, следует разработать комплекс дополни-

тельных мероприятий в целях повышения безопасности детей на дорогах, как надзорного, так и профилактического характера. Необходимо обеспечить жесткий контроль за передвижением по области организованных групп детей, уделять особое внимание проверке автобусов и водителей на подготовительном этапе, проверке маршрутов передвижения, обеспечению взаимодействия подразделений Госавтоинспекции по таким маршрутам.

Также следует осуществить комплекс мер во взаимодействии с судебными приставами, направленный на обеспечение на практике принципа неотвратимости наказания, обратив особое внимание на взыскание административных штрафов с лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения, а также систематически уклоняющихся от их уплаты.

Целесообразно реализовать и комплекс дополнительных мер по повышению качества оказания государственных услуг, неукоснительному соблюдению требований по проведению экзаменов для получения права управления транспортными средствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России. — URL: http://www.gibdd. ru (дата обращения: 30.03.2018).

Воронежский институт МВД России Любимов Л. В., кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры, уголовного права и криминологии E-mail: leonvrn@rambler.ru Тел.: 8 (473) 200-53-75

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал)

Битаров В. Л., магистрант E-mail: vu-4@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.