ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
М.В. Непарко, доцент А.В. Нестеренко, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-7-164-167
Аннотация. В статье рассмотрены экономические санкции против России, как попытка ослабления ее экономики. Снижение импорта свидетельствуют о том, что недоступность иностранных технологий и компонентов влияет на техническое оснащение России. В свою очередь, Правительство Российской Федерации также принимает неотложные меры по ограничению импорта и экспорта товаров. В статье анализируется динамика экспортного контроля, проблемы, а также меры преодоления проблем, вызванных санкциями, поскольку под действие экспортного контроля попадает в первую очередь высокотехнологичная продукция и передовые технологии необходимые для научно-технического прогресса.
Ключевые слова: санкции, экспортный контроль, товар, экспорт, технологии, ограничения.
В входе специальной операции правительство США ввело ограничения в отношении России, включая меры по блокировке активов, лицензионные требования, применимые к экспорту, реэкспорту и передаче товаров, предназначенных для использования в определенных отраслях российской промышленности. Меры экспортного контроля защищают национальную безопасность России и интересы ее внешней политики, которые необходимы для реализации своих стратегических целей.
Европейский союз (ЕС) присоединился к США в части эмбарго на товары, которые включают в себя сложные технологии, разработанные и произведенные в Соединенных Штатах, а также определенные товары иностранного производства, которые содержат или основаны на технологиях американского происхождения или других технологиях, которые являются важным вкладом в российскую экономику, ключевые технологии и другие сектора. Эти меры экспортного контроля нацелены в первую очередь на российский оборонный, аэрокосмический и морской секторы. Экспортный контроль включает контроль за экспортом из-за границы определенных товаров иностранного производства. Таким образом, ожидалось, что товары, ко-
торые Россия не может производить, не будут поступать на ее территорию.
ЕС, в свою очередь, выпустил две директивы, ограничивающие европейский бизнес в продажах оборудования так называемого двойного назначения в Россию. Под действие Регламента Совета ЕС 328 от 25 февраля 2022 года подпадают товары, которые можно перемещать с территории ЕС на территорию РФ только по специальным разрешениям и лицензиям, выданным компетентными органами ЕС. Если европейский производитель хочет поставлять в Россию товары из санкцион-ного списка, он может оформить лицензию на экспорт товара в РФ и продолжать торговлю, как до введения санкций.
В свою очередь, Указом Президента РФ от 26.03.2022 № 73-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Правительство России было наделено новыми полномочиями по осуществлению экспортного контроля в рамках противодействия иностранным санкциям.
Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающий порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть
использованы при создании оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия), средств его доставки (ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять оружие массового поражения), а также иных видов вооружения и военной техники.
Экспортный контроль основывается на запретительно-разрешительном (лицензионном) порядке ввоза/вывоза определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. Списки формируются Правительством Российской Федерации исходя из безопасности государства.
Экспортный контроль также является одним из способов регулирования ввоза и вывоза продукции особого назначения.
В осуществлении экспортного контроля задействована Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и другие федеральные органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществления экспортного контроля; отраслевые министерства и ведомства.
ФСТЭК России реализует государственную политику, осуществляет межведомственную координацию и взаимодействие, специальных и контрольных функций в области экспортного контроля в Российской Федерации.
Динамика ФСТЭК России в сфере экспортного контроля по основным показателям представлена в таблице 1.
Таблица 1. Динамика основных показателей проведения экспортного контроля в России за 2019-2021 гг. [41___
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г., в % к
2019 г. 2020 г.
Общее количество проведенных проверок, ед. 45,0 18,0 21,0 46,6 116,6
Объем финансовых затрат на проведение 1 проверки, тыс. руб. 52,8 30,7 63,8 120,8 207,6
Объем финансовых затрат на осуществление проверок, тыс. руб. 2 380,0 553,0 3 125,0 131,3 565,1
Среднее количество работников (проверяющих) в расчёте на одну проверку, ед. 1,0 3,3 2,8 280,0 85,0
Количество плановых проверок 45 15 18 40,0 120,0
Количество внеплановых проверок 2 3 3 150,0 100,0
Выполнение ежегодного плана проведения ФСТЭК России плановых проверок в сфере экспортного контроля, % 98,0 100,0 100,0 100,0 102,0
Как показал анализ показателей экспортного контроля в 2021 году проведена 21 проверка, что на 53,4% меньше по сравнению с базисным годом и на 16,6% больше - по сравнению с прошлым годом. Объема финансовых затрат на осуществление проверок в 2021 году составил 3125 тыс. руб., что по сравнению с 2020 годом в 5 раз больше, в сравнении с 2019 годом больше на 31,3%. Объем финансовых затрат на осуществление 1 проверки в 2021 году составил 63,8 тыс. руб., что по сравнению с 2020 годом больше почти в 2 раза, а по сравнению с 2019 годом больше на 20,8%.
На увеличение объема финансовых затрат повлияли командировочные расходы (в следствии увеличения стоимости транспортных, гостиничных и др. услуг), связанные с проведением контрольных меро-
приятий вне мест постоянного места нахождения органа государственного контроля.
Среднее количество работников (проверяющих) в расчёте на одну проверку в 2021 году составило 2,8 ед., по сравнению с 2020 годом данный показатель сократился на 15%, а по сравнению с 2019 годом увеличилось 2,8 раза. Количество плановых проверок в 2021 году увеличилось на 3, по сравнению с 2020 годом, а по сравнению с 2019 годом сократилось в 2,5 раза.
В свою очередь количество внеплановых проверок в 2021 и 2020 году не изменилось, по сравнению с 2019 годом проверки увеличилось на 50%.
В структуре проведенных проверок за 2019-2021 гг. доминируют выездные проверки (рис. 1).
Рис. 1. Структура проведенных проверок в области экспортного контроля за 2019-2021 гг.,
ед.
Из рисунка 1 следует, что выездная форма проверок используется чаще, чем документарная. Это связано с возможностью за короткое время наиболее объективно определить состояние выполнения проверяемым лицом обязательных требований, являющихся предметом проверок.
В ходе проверок выявлены следующие правонарушения:
- проведение экспортных внешнеэкономических операций с товарами, без лицензий или разрешений;
- нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля.
Результаты проведенных мероприятий свидетельствуют об эффективности профилактической работы, осуществляемой ФСТЭК России.
В тоже время в сфере экспортного контроля существуют проблемы, связанные с недостаточной информированностью:
Библиографический список
1. Непарко М.В., Савельева В.Д. Анализ таможенной реформы в России и зарубежных странах, определение направлений заимствования положительного опыта // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 5 (46). - С. 233-238.
2. Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - №69-3. - С. 135-137.
- участников ВЭД о требованиях и процессе экспортного контроля в отношении продукции двойного назначения;
- экспортеров о статусе заявки на получение разрешительных документов;
- порядка получения лицензии на поставку продукции при условии неизменности технических характеристик продукции.
Таким образом, решение перечисленных проблем стало бы залогом эффективного развития экспортного контроля в России. Главным целевым ориентиром осуществления Основных направлений развития экспорта на период до 2030 г. является достижение качественных изменений в структуре экспорта за счет опережающего роста высокотехнологичных, наукоемких товаров и услуг.
3. Евразийская экономическая комиссия. Официальный сайт - Международная деятельность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/ (дата обращения 29.06.2022).
4. Официальный сайт ФСТЭК России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fstec.ru/ (дата обращения: 10.05.2022).
IMPLEMENTATION OF EXPORT CONTROL UNDER SANCTIONS
M.V. Neparko, Associate Professor A.V. Nesterenko, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article considers economic sanctions against Russia as an attempt to weaken its economy. The decrease in imports indicates that the unavailability of foreign technologies and components affects the technical equipment of Russia. In turn, the Government of the Russian Federation is also taking urgent measures to restrict the import and export of goods. The article analyzes the dynamics of export control, problems, as well as measures to overcome the problems caused by sanctions, since high-tech products and advanced technologies necessary for scientific and technological progress are primarily subject to export control.
Keywords: sanctions, export control, goods, exports, technologies, restrictions.