Научная статья на тему 'Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи'

Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ОСТЕОПАТИЧЕСКИЕ ДИСФУНКЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Урлапова Е. В., Мухамедьяров Д. А., Мерзляков Е. Л., Поливара З. В.

В статье отражены результаты обследования и лечения 36 пациентов с нарушением развития речи. Целью исследования явилось изучение возможности остеопатического лечения при речевом недоразвитии у детей. В основной группе наблюдения в терапевтический комплекс были включены остеопатическое лечение и логопедическая коррекция. Контрольная группа детей получала логопедическую коррекцию, а также патогенетически обоснованную синдромальную медикаментозную терапию. Проведенное исследование показало, что остеопатическое воздействие по сравнению с медикаментозным лечением более эффективно и может применяться в комплексном лечении детей с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Урлапова Е. В., Мухамедьяров Д. А., Мерзляков Е. Л., Поливара З. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Osteopathic Treatment of Children with Underdevelopment of Speech

The article describes the results of examination and treatment of 36 patients with impaired speech development. The aim of the study was to explore the possibility of osteopathic treatment of children speech underdevelopment. In the experimental group the therapeutic complex included osteopathic treatment and logopedic correction. Children in control group received logopedic correction, and also pathogenetically substantiated syndromic medicamentous therapy. The study showed that the osteopathic treatment is more effective than medication, and can be used as part of the integrated treatment of children with speech disorders.

Текст научной работы на тему «Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи»

Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи

Е. В. Урлапова, Институт остеопатии СПбГУ

Д. А. Мухамедьяров, Е. Л. Мерзляков, ООО «Центр остеопатической помощи «Остео», Тюмень З. В. Поливара, Центр развития речи, Тюмень

Резюме

В статье отражены результаты обследования и лечения 36 пациентов с нарушением развития речи. Целью исследования явилось изучение возможности остеопатического лечения при речевом недоразвитии у детей. В основной группе наблюдения в терапевтический комплекс были включены остеопатическое лечение и логопедическая коррекция. Контрольная группа детей получала логопедическую коррекцию, а также патогенетически обоснованную синдромальную медикаментозную терапию. Проведенное исследование показало, что остеопатическое воздействие по сравнению с медикаментозным лечением более эффективно и может применяться в комплексном лечении детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: речевые нарушения, остеопатические дисфункции, эффективность лечения.

Osteopathic Treatment of Children with Underdevelopment of Speech

Е.V. Urlapova, Institute of Osteopathy of SPbSU

D. A. Mukhamed'yarov, Е.L. Merzlyakov, LLC «Centre of osteopathic help «Osteo», Tyumen Z. V. Polivara, Centre of speech development, Tyumen

Abstract

The article describes the results of examination and treatment of 36 patients with impaired speech development. The aim of the study was to explore the possibility of osteopathic treatment of children speech underdevelopment. In the experimental group the therapeutic complex included osteopathic treatment and logopedic correction. Children in control group received logopedic correction, and also pathogenetically substantiated syndromic medicamentous therapy. The study showed that the osteopathic treatment is more effective than medication, and can be used as part of the integrated treatment of children with speech disorders.

Количество детей с нарушениями развития высших психических функций (ВПФ) и речи в дошкольных и школьных образовательных учреждениях в настоящее время постоянно растет. Ограничения при обучении таких детей, трудности их социализации на разных этапах онтогенеза придают особую важность комплексным исследованиям, посвященным изучению механизмов формирования отклонений в развитии, в том числе перинатального генеза [1, 2, 5]. По данным последних научно-практических исследований, распространенность речевых дисфункций среди детского (в возрасте от 1 до 16 лет) населения г. Тюмени составила 49,89% на 1 тыс. человек. Уже в раннем возрасте (до 3 лет) выявляется значительный процент речевых дисфункций — 19,34%. Речевой статус ребенка не всегда адекватно оценивается педиатром, чаще родителям рекомендуют занять выжидательную позицию. Неврологами данная категория детей рассматривается как «группа риска», или дети с «задержкой психоречевого развития», без уточнения механизмов речевого недоразвития. Наиболее часто помощь логопеда требуется детям в возрасте 5 лет. Речевая патология в этом возрасте составляет 38,22%, при том что в нормальном онтогенезе к 5 годам у ребенка заканчивается созревание всех структурных компонентов речи, изживаются все дефекты, именуемые «детским косноязычием». Таким образом, можно констатировать достоверный рост количества речевых нарушений.

К 7 годам, как правило, все дети охвачены скринингом (профилактическим осмотром перед школой). В результате таких осмотров у 50,22% детей обнаружены различные речевые дефекты, что позволяет констатировать достаточно высокий процент речевых нарушений среди детей старшего дошкольного возраста.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

0-3 года 3-5 лет 5-7 лет

Рис. 1. Эпидемиология речевых нарушений по г. Тюмени

Целью исследования стало изучение эффективности остеопатического лечения при речевом недоразвитии (дизартрии) у детей. Исходя из цели, были поставлены задачи:

1. Изучить нарушения, приводящие к недоразвитию речи у детей;

2. Выявить остеопатические нарушения, приводящие к патологии речи, и провести их коррекции;

3. Сравнить эффективность остеопатического и медикаментозного лечения в комплексной терапии недоразвития речи;

4. Установить сотрудничество с другими специалистами с целью повышения эффективности помощи детям с речевыми нарушениями.

Материалы и методы

Для исследования была отобрана группа из 36 мальчиков. Возраст детей на момент исследования составил от 3,5 до 6 лет. Мальчики были распределены на 2 группы, основная (I) — 18 человек, контрольная (II) — 18. Критерии включения в группу исследования: наличие речевой патологии, отсутствие грубых морфологических изменений ЦНС, декомпенсированной соматической патологии. Все дети прошли обследование логопеда, невролога, психолога, остеопата. Реоэнцефалогра-фия (РЭГ) проводилась на базе отделения функциональной диагностики ОКБ 1 г. Тюмени. Детям был поставлен диагноз «общее недоразвитие речи» II и III уровней, распределение по нарушениям отображено в таблице.

Таблица 1

Распределение тяжести дизартрии в группах исследования

Дизартрия тяжелой степени Дизартрия средней степени Дизартрия легкой степени

Основная группа (п = 18) 5 11 2

Контрольная группа (п = 18) 5 11 2

Основная группа детей проходила лечение у логопеда и остеопата. Контрольная группа получала лекарственные препараты по назначению невролога, лечение у логопеда и психолога.

Клинико-анамнестический метод

Обследование проводилось по следующей схеме: сбор жалоб, анамнеза, подробная оценка нервной системы. Осуществлялось психологическое исследование уровня актуального развития когнитивных функций, речи, эмоционального состояния ребенка. Данные всех исследований фиксировались в протоколах.

О

1 балл — признак отсутствует, 2 балла — легкая степень выраженности, 3 балла — умеренно выражены, 4 балла — выражены, 5 баллов — грубо выражены (указано количество детей с данной степенью выраженности признака).

Таблица 2

Данные неврологического осмотра

Критерий I группа (кол-во чел.) II группа (кол-во чел.)

1 б. 2 б. 3 б. 4 б. 5 б. 1 б. 2 б. 3 б. 4 б. 5 б.

1. Уровень психоречевого развития: отставание - 2 11 5 - - 2 11 5 -

2. Речь: дизартрия - 2 11 5 - - 2 11 5 -

3. Эмоциональное состояние:

- возбуждение - - 9 8 1 - 1 9 7 1

- лабильность 7 8 1 2 - 7 7 3 1 -

4. Поведение:

- неусидчивость - 2 4 12 - - 2 6 10 -

- коммуникативные нарушения - 7 7 4 - - 7 9 2 -

5. Мелкая моторика: нарушение формирования - 3 11 4 - - 3 13 2 -

6. Двигательная сфера: нарушение осанки - 12 6 - - - 15 3 - -

7. Сухожильные рефлексы:

- повышены 6 5 3 4 - 5 8 3 2 -

- патологические стопные 14 - 4 - - 16 2 - - -

Таблица 3

Оценка когнитивных функций и речи (данные осмотра логопеда, психолога)

Основная группа Контрольная группа

Критерии Степень нарушения (кол-во чел.) Степень нарушения (кол-во чел.)

легкая средняя тяжелая легкая средняя тяжелая

Внимание, наблюдательность - 16 2 2 15 1

Интеллект 2 15 1 2 16 -

Состояние речевого аппарата 2 11 5 2 11 5

Понимание речи 13 4 1 14 3 1

Самостоятельная речь 2 11 5 2 11 5

Грамматический строй речи 1 11 6 1 12 5

На основании осмотра невролога назначалась патогенетически обоснованная медикаментозная терапия, дифференцированная в каждом конкретном случае, строго индивидуальная для каждого ребенка. В настоящее время для лечения дизартрии используются следующие группы лекарственных препаратов:

- дегидратационные;

- нейрометаболические церебропротекторы;

- ангиопротекторы;

- витаминные средства;

- средства, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции.

Логопедическая коррекция включала в себя постановку и закрепление речевых навыков, а также логопедический массаж. Дополнительно с детьми работал психолог.

Остеопатический метод обследования и лечения

Остеопатическое обследование пациентов осуществлялось по известным методикам через осмотр и пальпацию анатомических структур кранио-сакральной системы (КСС), черепа, шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника, крестца.

I. Глобальное обследование

• Вначале в положении стоя производился осмотр ребенка с использованием флексионных тестов, пальпации фасций и выявлением напряжения, плотности и ригидности тканей. Затем проводились динамические тесты — обращалось внимание на подвижность, смещение и ротацию.

• Для корректного функционирования КСС необходима синхронная работа всех ее составляющих, поэтому в ходе остеопатического обследования проверялась синхронизация движений черепа и крестца. При этом в норме движения на уровне затылочной кости совпадают с движениями крестца как по направлению, так и по частоте.

II. Регионарное обследование

• Определение региона с наличием значимых остеопатических нарушений: шейный отдел позвоночника, таз, голова.

III. Локальное обследование

• Выявление приоритетных дисфункций позвонков.

• Оценка паттерна сфенобазилярного синхондроза (СБС), шовных и внутрикостных повреждений.

Таблица 4

Остеопатические дисфункции в группе наблюдения

Паттерн СБС Основная группа (n = 18) Контрольная группа (n = 18)

n % n %

Торсия 7 38,9 6 33,4

Боковой наклон с ротацией 4 22,2 5 27,8

Компрессия 5 27,8 4 22,2

Латеральный стрейн 2 11,2 3 16,7

Дисфункции шейного отдела 18 100 18 100

Внутрикостное повреждение затылочной кости 17 94,5 16 89

Дисфункция Ьобразных швов 12 66,7 14 77,8

Остеопатическое лечение

С каждым ребенком из основной группы было проведено 5-6 лечебных сеансов, с частотой 1-2 раза в неделю.

Ниже перечислены остеопатические техники, которые наиболее часто применялись в основной группе наблюдения:

1. Освобождение С0-С1-С2;

2. Устранение фиксаций крестца;

3. Техника на внутричерепной части твердой мозговой оболочки;

4. Коррекция паттерна СБС;

5. Коррекция шовных дисфункций черепа (чаще Ьобразный шов);

6. Внутрикостная коррекция затылочной кости с акцентом на канале подъязычного нерва;

7. Мягкотканная коррекция дна рта с мобилизацией подъязычной кости;

8. Уравновешивание основания и свода черепа, лицевого черепа;

9. Уравновешивание кранио-сакральной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты и выводы

Повторное комплексное обследование каждого пациента проводилось через 3 месяца после начала курса лечения. Исследования проводились детским психоневрологом, логопедом, психологом, все данные заносились в протоколы, на основании которых были составлены таблицы, отражающие динамику выявленных клинических нарушений у детей. Для сравнения результатов были построены диаграммы.

Сухожильные рефлексы

Нарушение осанки

Мелкая моторика

Коммуникативность

Неусидчивость

контрольная группа основная группа

Эмоциональное возбуждение

Дизартрия

Психо-речевое развитие

0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0%

Рис. 2. Положительная динамика неврологического статуса в группах наблюдения

Грамматика

Самостоятельная речь

Понимание речи

Речевой аппарат

Интеллект

Внимание

0,0%

20,0% 40,0%

60,0% 80,0%

100,0%

контрольная группа основная группа

Рис. 3. Сравнение результатов улучшения состояния когнитивных функций и речи

в группах наблюдения

Результаты остеопатического лечения

Таблица 5

Динамика остеопатических нарушений

Паттерн СБС Основная группа (п = 18) Контрольная группа (п = 18)

п % п %

Торсия 7/5 38,9/27,8 6/ 6 33,4/33,4

Боковой наклон с ротацией 4/2 22,2/11,1 5/ 5 27,8/27,8

Компрессия 5/1 27,8/ 5,6 4/4 22,2/22,2

Латеральный стрейн 2/0 11,2/ 0 3/3 16,7/16,7

Дисфункции шейного отдела 18/7 100/38,9 18/18 100/100

Внутрикостное повреждение затылочной кости 17/7 94,5/38,9 16/16 89/ 89

Дисфункция Ь-образных швов 12/4 66,7/22,2 14/14 77,8/ 77,8

Примечание: в числителе — показатели остеопатических повреждений до лечения, в знаменателе — после лечения.

Заключение

В ходе проведенного клинического, остеопатического обследования 36 мальчиков в возрасте от 3,5 до 6 лет с общим недоразвитием речи дети были разделены на две группы по 18 человек (I группа — основная, II группа — контрольная). Критерием отбора являлось отсутствие грубой неврологической и соматической патологии. Распределение степени дизартрии в каждой группе наблюдения было равномерным: дизартрия легкой степени имелась у 2, средней — у 11, тяжелой — у 5 детей.

I группа проходила лечение у логопеда, психолога, также проводилось 5-6 сеансов остеопатического лечения с частотой 1-2 раза в неделю.

II группа получала стандартное лечение, в которое входила синдромальная медикаментозная терапия под контролем невролога, коррекция логопеда и психолога.

При остеопатическом обследовании было отмечено, что, как правило, выявлялись дисфункции шейных позвонков, которые отмечались у 100% детей в обеих группах, наиболее часто встречались повреждения на уровне С0-С1-С2.

Краниальные нарушения в некоторых случаях были представлены патологическими паттернами СБС. Так, была выявлена компрессия СБС у 5 (27,8%) пациентов I группы и 4 (22,2%) пациентов II группы, а также латеральный стрейн у 2 (11,2%) пациентов в I группе и у 3 (16,7%) пациентов во II группе. Внутрикостное повреждение затылочной кости выявлено у 17 (94,5%) мальчиков основной группы и у 16 (89%) контрольной. Также обнаружены значимые ограничения Ь-образных швов у 12 (66,7%) и 14 (77,8%) пациентов в I и II группе соответственно.

Учитывая данные клинического обследования, можно сделать предположение, что выявленные остеопатические нарушения являются ключевыми в патобиомеханическом процессе, приводящем к нарушению речи.

В ходе остеопатического лечения удалось значительно снизить количество дисфункций у детей основной группы. Так, например, компрессии СБС удалось снизить с 27,8% до 5,6%, торсии СБС с 38,9% до 27,8%, латерофлексии с ротацией (SBR) с 22,2% до 11,1%. Латеральный стрейн был полностью устранен.

Во II группе пациентов стандартное (медикаментозное) лечение не оказало никакой положительной динамики по остеопатическим повреждениям.

При реоэнцефалографии нами было выявлено, что:

1. У 8 (44,5%) пациентов основной группы были обнаружены сдвиги показателей РЭГ в лучшую сторону по сравнению с изначальными результатами, а у 10 (55,5%) пациентов данные РЭГ остались без особых изменений по сравнению с первоначальными результатами, но находились в пределах возрастной нормы.

2. Показатели РЭГ находились в пределах нормы у обеих групп, но в контрольной группе положительная динамика меньше, чем у основной группы.

3. При сравнении показателей осмотров невролога, логопеда, психолога разница улучшений по некоторым критериям очевидна, например: уменьшение эмоционального возбуждения в I группе у 77,8%, во II группе 55,6%, что, несомненно, влияет на процесс текущего и дальнейшего обучения ребенка. Улучшение самостоятельной речи и состояния речевого аппарата отмечено у всех детей I группы, в то время как во II группе положительная динамика по этим критериям оценивалась в 94,5% и 77,8% соответственно.

На основании проведенной работы можно заключить, что детям с речевой патологией, помимо основных лечебных мероприятий, рекомендуется проходить остеопатическое лечение.

Выводы

В процессе исследования были выявлены основные остеопатические нарушения, которые могли обусловить возникновение задержки речевого развития, была проведена их успешная коррекция. Практически всем пациентам требовалась коррекция краниовертебрального перехода, затылочной кости с моделированием канала подъязычного нерва, освобождение швов черепа с акцентом на Ьобразных швах, устранение патологических паттернов СБС.

В комплексной терапии речевых нарушений у детей остеопатическая коррекция оказалась эффективнее, чем медикаментозная терапия, что отражено в психоневрологическом и логопедическом статусах.

Для повышения эффективности помощи пациентам в процессе работы было установлено сотрудничество с другими специалистами, участвующими в лечении детей с речевыми нарушениями. Педиатры, логопеды и детские психологи по достоинству оценили возможности остеопатического лечения в комплексной коррекции речевых нарушений.

Литература

1. Магун Г. И. Остеопатия в краниальной области. — Меридиан-С, 2010. — С. 217-239.

2. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: автореф. дис. докт. пси-хол. наук. — СПб.,2004. — 39 с.

3. Новосельцев С. В. Введение в остеопатию. Частная краниальная остеопатия. — СПб.: Фолиант, 2010. — С. 210-227, 303-311.

4. Поливара З. В. Эпидемиология речевых дисфункций среди детского населения г. Тюмени // Сборник итогов конференции «Проблемы здоровья и образования детей Тюменского региона», 2004 г. — С. 28-31.

5. Фишман М. Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей // Дефектология. — 2001. — № 3. — С. 3-9.

dik70@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.